Глоссарий по курсу "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста" - Аа

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

Автоматизация — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические действия. Например, автоматизация звука — это этап коррекции неправильного звукопроизношения, направленный на формирование правильного произнесения звука в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.

Автоматизм - (в психологии) (от греч. automatusсамодействующий) — действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно. При «вторичных» А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

Автоматизм (автоматизм неосознаваемый)

Действия, реализуемые без непосредственного участия сознанияпроисходящие «сами собой», без сознательного контроля. Благодаря им нет надобности в стереотипных случаях ориентироваться и в самой ситуации, и в ходе выполнения соответственных операций. Появление такой ситуации сразу запускает всю последовательность операций.
Обнаруживается двоякое происхождение этих автоматизмовдва их типа:
1) действия автоматическиеавтоматизмы первичные, никогда не осознававшиеся; функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ;
2) навыки, или действия автоматизированныеавтоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться; возникают вследствие обучения как результат установления жесткой однозначной связи между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, прежде требовавших участия сознания; при повторном развертывании сознательной ориентировкивследствие ошибок или препятствий при выполнении последовательности операцийможет наступить «деавтоматизация». Выделяются также автоматизмы моторные, речевые и интеллектуальныев сферах движений, восприятия и умственной. В норме автоматизмы выступают как компоненты сознательно регулируемых действий, их обособление указывает на патологию. Изучение автоматизмов ведется как в психологии общей (при исследовании формирования навыков), так и в психологии прикладной.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Автоматизм (англ. automatism) — фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. — синергия ходьбы (см. Мышечные синергии). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Автоматизм  (с. 10) (от греч. automates - самодействующий) - единый непрерывный умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без участия сознания. Различают первичные автоматизмы (срабатывание врожденных, безусловно-рефлекторных программ) и вторичные автоматизмы (результат возрастного формирования тех или иных действий, приобретения ими свойств навыка). Физиологической основой вторичных автоматизмов служит образование более или менее устойчивых систем условно-рефлекторных связей между свойствами внешней ситуации и определенной последовательностью операций. Первоначально каждая операция и переход от одной операции к другой требуют сознательной ориентировки. По мере повторения ситуации необходимость в ориентировке отпадает, происходит автоматизация действия. В поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты.

   За счет автоматизации отдельных действий человек получает возможность сосредоточить внимание на качестве выполняемой деятельности.
   Ни одно действие человека не бывает полностью автоматизированным, поскольку оно в конечном счете вызывается и управляется сознательной целью. Однако фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря навыкам, так как человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (например, необходимых мышечных сокращений).
   Процесс автоматизации является одной из составляющих изменения человеческого действия, детально описанных П.Я.Гальпериным в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Западные исследования автоматизма проводятся, главным образом, в традиции бихевиоризма.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Синонимы: автоматичность, бессознательность, машинальность, механичность, непроизвольность

Активный словарь (активный лексикон) - запас лексических единиц, которыми обладает тот или иной индивид и которые используются им при продуцировании речи (ср. пассивный словарь).

Актуальное чтение - членение предложения на два компонента: тему (исходную информацию) и рему (новую информацию, связанную с данной темой).

Акустические характеристики - характеристики звуков речи c точки зрения их физической природы.

Акцентный тип - общая схема размещения ударения в словоформах, принадлежащих одной парадигме, повторяющаяся в определенном множестве слов.

Акцентология - раздел науки о языке, изучающий ударение.

Аморфное слово - слово, не обладающее морфологическими характеристиками, позволяющими причислить его к определенной части речи.

Аналогия - (языковая) - 1) способ соотношения между языковыми единицами одного уровня, при котором тождественным семантическим различиям соответствуют тождественные формальные различия; 2) речевое действие, основанное на использовании данного соотношения и приводящее к модификации языковых единиц или образованию новых единиц.

 

Анализ художественного произведения – элементарная оценка содержания текста, для его осмысленного осознания детьми и последующего пересказа. Наиболее распространённым является метод беседы (Понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?) для обмена мнениями, чувствами, стимуляции вопросов и высказываний детей.

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Вопрос желательно формулировать таким образом, чтобы в ответе ребёнок использовал слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

- прямые вопросы, ответ на которые даётся близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);

- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);

- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);

- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, затем чем закончилась сказка?»).

Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.

По содержанию различают вопросы, направленные на анализ сюжета («Почему лиса съела Колобка?»), на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»), на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»), на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется «золотым»?»).

Кроме вопросов, в беседе используется ряд приёмов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. С помощью подсказки детям можно помочь подобрать нужное слово, объяснить смысл неверно употреблённого слова. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребёнок волка. Приём словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приёма является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребёнка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.

Для углубления восприятия произведения используются наглядные средства (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстрации после чтения или рассказывания произведения помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать изображённый эпизод или описать героев. По иллюстрации задают вопросы, подготавливающие детей к пересказу произведения. Эффективно использовать различные словесные упражнения – хоровые и индивидуальные повторы слов и фраз, подбор наиболее подходящей интонации произношения, ролевой пересказ произведения с многочисленными диалогами.

Аномалия (языковая) - имеющееся в языке закрепленное нормой отклонение от общего стандарта в области формо-, словообразования и т.п.

Антропоним - слово, представляющее собой собственное именование человека (имя, фамилия, отчество, прозвище).

Артикулирование - компонент речевой деятельности. Порождение звуковых единиц языка.

Артикуляторные характеристики - характеристики звуков речи, связанные с органами, участвующими в их порождении, и с типом действий, производимых этими органами.

Артикуляция - определенное положение произносительных органов, обеспечивающих порождение данной фонемы.

 

Артикуляция – движение активных органов речи при образовании специфического акустического эффекта, звуков. Артикуляция каждого звука зависит от предшествующего звука, от слога, в котором звук находится, иногда и от последующего звука. Если ребёнок не в состоянии усвоить артикуляторные движения, необходимо выяснить причины, которые могут быть патологические и непатологические, т.е. обратимые, без органических изменений произносительных органов или нарушений высшей нервной деятельности. К таким дефектам артикуляции относятся, например, картавость и шепелявость. Описание артикуляции отдельных звуков воспитателем может помочь дошкольникам в освоении произносительных действий. Кроме этого ребёнок должен иметь возможность постоянно слышать речь чужую и свою, чтобы скорректировать собственную артикуляцию, используя акустический эффект.

Асемантический - лишенный значения, семантически пустой.

Асимметрия (языковая) - отступление от упорядоченности, регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых знаков.

Ассимиляция - уподобление одного звука или слога другому в пределах фонетического слова. А. полная и частичная. А. контактная и дистантная. А. прогрессивная и регрессивная.

Аутоэхолалия - бессознательное повторение собственных звуков. Осуществляется ребенком в доречевом периоде.

Аффикс - любая морфема, кроме корня.

 

 "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.