Главные вкладки

    Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Русский народный костюм

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.

                                                                                                                                                                                                              А.С.Пушкин

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ  ТРАДИЦИЯМИ РОССИИ.

    РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

     

    •        ЗНАКОМСТВО С ЖЕНСКИМ РУССКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ

           Воспитатель вносит в группу куклу в русском национальном ко­стюме.

    - К нам в гости сегодня пришла кукла. Если посмотреть на её одежду, то сразу можно сказать, что она из России. У каждого наро­да есть свой национальный костюм, у русского народа тоже. Эта кукла одета в русский национальный костюм.

    - Давайте придумаем кукле имя. Какие имена девочек часто встречаются в русских народных сказках? (Алёнушка, Машень­ка). Назовем нашу куклу Аленушкой.

    - Во что одета Аленушка? (Сарафан, кофточка)

    - Что у нее на голове? (Предположения детей.)

    - Такой головной убор называется кокошник. Повторите это сло­во все вместе. Вы уже слышали это слово? Кто помнит, когда мы говорили о кокошниках? (Ответы детей.)

    - Посмотрите на эту картинку (Показывает собор Василия Бла­женного). Кто мне покажет на куполах собора Василия Блаженно­го кокошники? (Если дети не смогут это сделать, воспитатель по­казывает им сам.)

    - Похожи они на головной убор Аленушки? Поэтому они назы­ваются кокошники. Кокошник — это национальный женский го­ловной убор.

           Воспитатель предлагает оставить Аленушку в группе и поиг­рать с ней.

     

    •        РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ.  Русский национальный костюм

           Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации в книгах, и открытки с изображением женщин в русских национальных кос­тюмах. Показывает повседневный костюм и праздничный. Стре­мится вызвать в детях восхищение искусством русских мастериц, подчеркивает талантливость русского народа, которая выразилась в украшении праздничного костюма. Предлагает вспомнить, как называется русский национальный головной убор.

     

    •        ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ

    Воспитатель предлагает детям принести куклу Аленушку.

    - Как одета наша Аленушка? (Ответы детей.)

    - Аленушка одета в русский национальный костюм. Сегодня к ней в гости пришел русский мальчик. Он тоже одет в русский на­циональный костюм. Давайте угадаем, как его зовут? Вспомните, какое мужское имя часто встречается в русских народных сказках? (Иванушка.)

    - Как же одет Иванушка? Посмотрите, какая у него интересная рубашка. Чем она отличается от рубашек наших мальчиков? (Пред­положения детей.)

    - У русской рубашки не такой ворот и застежка идет не прямо посредине, а как бы вкось, сбоку. Поэтому и название у нее - косо­воротка. Повторите все вместе это слово.

    - Теперь у нас в группе будет жить не только русская девочка Аленушка, но и мальчик Иванушка. (Воспитатель предлагает де­тям поиграть с куклами.) 

     

    •        РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ. . Русский национальный костюм

           Воспитатель подбирает книги, где есть иллюстрации с изображением героев, одетых в русские национальные костюмы. При рас­сматривании иллюстраций, воспитатель предлагает детям показать, какие герои одеты в русские национальные костюмы. Дети вспо­минают слова — кокошник, косоворотка.

     

    •        ИГРА С КУКЛАМИ В РУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  ОДЕЖДЕ

           Воспитатель рассматривает с отдельными детьми одежду на кук­лах, предлагает вспомнить, что такое кокошник, косоворотка. Где они еще встречались со словом кокошник? (Когда рассматривали купола собора Василия Блаженного.)

     

    •        СКАЗКИ О ПРЕДМЕТАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.   История одежды.   Путешествие в старинную Русь

    История старинной русской одежды

           Однажды Алена, Саша и Витька — закадычные друзья, отправи­лись на прогулку в лес. Они шли и беззаботно смеялись. По пути им попадались спелые ягоды земляники и черники. Деревья тихонечко покачивались и как будто перешептывались. В их разговор встревали юркие птички, что-то доказывая и сообщая новости со всего леса. Солнышко пробивалось сквозь густую листву деревьев, и от этого было радостно и спокойно. Даже скрип старых сосен не пугал друзей. Ребята и не заметили, как оказались в самой глуши. Только тут они остановились и огляделись. Куда они зашли, никто из них не знал. Вечерело. Назад возвращаться было уже поздно.

           - Надо подумать о ночлеге, — встревоженно сказала Алена, озираясь по сторонам.

           - Где же мы будем ночевать, под кустами что ли? — с дрожью в голосе спросил Саша.

           - Не надо паниковать! — строго сказал Витька. — Давайте осмо­тримся и сделаем шалаш. А утром будем искать дорогу домой.

           Ребята стали внимательно присматриваться к окружению. Вдруг Саша закричал:

           — Ребята, я вижу какой-то домик! Вон он стоит, заросший кустар­ником. Айда, посмотрим!

           Друзья пригляделись и действительно увидели очертания домика. Они быстро побежали в его сторону. Дверь домика они открыли с трудом, она давно заросла дикими ползучими растениями и паутиной. Внутри домика была кое-какая мебель, на которой лежал толстый слой пыли.

            - Да, — с сомнением произнес Саша, — это явно не гостиница. Как же мы тут будем ночевать?

           - Ничего, — возразил ему Витька, — сейчас наломаем веников из полыни да все тут подметем. Можно спать и на полу. Мы же не пряники, не сломаемся.

           - Мальчики, — бодро сказала Алена, — идите ломать веники, а я примусь за уборку.

            Ребята ушли, а девочка начала разбирать вещи, которые лежали где попало. На столе она увидела большой стеклянный шар, решила вытереть на нем пыль. Она взяла его в руки и протерла тряпкой. Шар сразу засветился. Алена испугалась и поставила его обратно на стол, а сама спряталась под стол. Сквозь щелочку в крышке стола она могла видеть все, что творилось над ней. Шар засветился еще ярче и стал крутиться, все более ускоряя скорость. В это время вернулись маль­чики с вениками в руках. Увидев происходящее, они остолбенели. Шар еще покрутился некоторое время и остановился. Внутри него показался какой-то человечек.

           — Что вы стоите как вкопанные? ! — закричал он на ребят. — Ско­рее загадывайте свое желание, а то я раздумаю его выполнять.

      Мальчики от страха кубарем закатились под стол к Алене.

      — Что будем делать? — шепотом спросила она.

           - Это, наверное, волшебный шар, — отозвался дрожащим голо­сом Саша. — Может, у него что-то попросить?

          - А что вы хотите попросить? — уже с интересом встрял Вить­ка. — Я предлагаю отправиться в путешествие. Вот недавно я читал про старинную Русь. Попасть бы туда. Там бояре да дворяне так чудно одеты, да и простой люд ходит в каких-то рубахах. Смех, да и только. Я даже с собой взял эту книгу, в ней картинки интересные и названия смешные.

           - Мы согласны, — закивали головами Алена и Саша.

    Все трое вылезли из-под стола и обратились к странному человечку:

           - Если можно, перенесите нас в старинную Русь шестого-седьмого веков. Хотим посмотреть на жизнь людей в прошлом да себя показать.

           - Хорошо, — ответил странный человечек в шаре, — я выполню вашу просьбу. Но помните — вернуться назад вы сможете только по волшебному слову «хабуба», произнесенному три раза. Если вы его забудете, никогда не вернетесь домой. Повторите его вслух трижды.

           Ребята повторили заклинание и в тот же миг очутились на широкой торговой площади какого-то старинного города. Народу на площади было много. По одежде довольно легко было определить, богатый это человек или бедный. Друзья же были одеты по-современному, как в двадцать первом веке, поэтому поспешили спрятаться за пустой при­лавок. Оттуда было все видно, но дети не привлекали к себе внимания.

           - Посмотрите, — прошептал взволнованно Саша, — какой бога­тый молодой человек! Рубаха у него из красного шелка, края и грудь золотом вышитые. А воротник вверху пристегнут золотыми пугови­цами. Не воротник, а ожерелье! Чудная рубаха, длинная, до колен, да просторная. Я таких и не видывал.

           - Разоделся, как петух, — вступил в разговор Витька. — Штаны тоже шелковые, но только короткие, больше похожи на современные тренировочные штаны. А что это он натянул поверх рубахи и штанов? Давайте посмотрим в книге.

           Ребята раскрыли книгу и нашли иллюстрацию с изображением одежды богатого человека.

           - Это же зипун! — быстро нашла ответ Алена. — Посмотрите, у него нет рукавов, а узкий маленький воротник пристегнут. И длина как на картинке до колен. Обратите внимание на название воротни­ка — обнизь. Можно язык сломать. А материал-то ничего! Красивый. Сразу видно, что шелковый, тонкий, глянцевый, с полотняным пере­плетением. Мы недавно на уроке труда сравнивали разные ткани, и учительница называла такую ткань тафтой.

           - Ой-ой-ой, я помру со смеху! — захихикал Витька. — Этот боя­рин похож на капусту. Сто одежек и все без застежек. Рубаха, зипун, да еще что-то сверху с рукавами до пят. Это он, наверное, подметать дорогу собрался. Ну-ка посмотрю, как это называется.

           Витька поискал в книге название вида старинной верхней одежды, ткнул в него пальцем и громко зашептал:

           - Так ведь это кафтан. У него длинные, собранные в складки рукава, заменяют и перчатки и варежки. Ничего не скажешь, удобно. Вот только работать в такой одежде нельзя, соберешь всю пыль и грязь, да еще рукавом в какой-нибудь станок попадешь. Не годится такая одежда нам для современной жизни. Правда, темно-красный бархат, из которого сшит кафтан, мне нравится.

           - Ты вот только длинные рукава у кафтана увидел, а я заметила завязки для застегивания и украшения разные, — укорила друга Алена. — Посмотрите, как красиво отделан воротник жемчугом, а края рукавов — золотым шитьем. Даже низ кафтана обшит тесьмой с кружевом, расшитым серебром и золотом. На нашей одежде таких украшений нет. А жаль...

           - Смотрите, смотрите, — крикнул Саша, — а вот боярин в каф­тане. Только кафтан другой. Я первый заметил. Он без воротника и застежки только на левом боку и у шеи.

           - Да тише ты! — остановил друга Витька. — Как бы нас не заме­тили. Не хвастайся, что ты самый внимательный. Зато ты не знаешь, как называется этот кафтан. А в моей книге про это написано. Этот вид кафтанов называется «Турским». Только не знаю почему. Может, в них турки ходили? Надо спросить у учителя истории.

           - Пока вы спорили, — сказала Алена, — я заметила еще одну особенность в одежде другого боярина. У него на зипун надет не кафтан, а какой-то другой вид верхней одежды без ворота, длиной до лодыжек, с длинными рукавами, суживающимися к запястью. Спереди пуговицы медные. Очень мне нравится материя, из которой сшита эта одежда, какая-то шелковая узорчатая ткань. А подкладка атласная. Красота! Вить, посмотри, пожалуйста, как называется этот вид одежды. Может, и название ткани найдешь.

           - Это же ферязь, — отозвался на просьбу подруги Витька. — А ткань называется камкой. Но только в наше время такую ткань не найдешь, так что и не мечтай. Посмотрите на картинки. Кафтаны из ферязи бывают и зимними. Только тогда они отделываются и под­биваются мехом, чтобы тепло было.

           Пока дети рассматривали картинки в книге, они и не заметили, что к прилавку подошла девушка. Она поставила на него сумку с товаром и остановилась отдохнуть. Друзья замерли, старались даже не дышать. Но любопытство взяло верх. Ребята внимательно рас­сматривали одежду и украшения девушки. Она была среднего роста, стройного телосложения, нежна лицом, брови и ресницы подкрашены черной краской, а щеки нарумянены. Так выглядели большинство городских женщин. Красивыми считались дородные и пышные жен­щины. Друзья заметили, что худышек, которые так модны сейчас, в толпе горожан было немного.

           Внимание ребят сразу привлекли украшения девушки. Шейное украшение монисто состояло из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранатов, подвешенных небольших крестиков. Драгоценные камни переливались на солнце, искрились. Нельзя было оторвать от них взор. Не менее красивыми были и серьги. Сделанные из золота, с крупными ярко-зелеными изумрудами, просто великолепные! Солнечные лучи проходили сквозь прозрачный драго­ценный камень, преломляясь и создавая сказочный эффект. Одной ру­кой девушка опиралась на прилавок, поэтому можно было разглядеть ее украшения и на руках: прекрасные браслеты с жемчугом и гранатами, золотые перстни с мелким жемчугом. Девушка явно происходила из богатой семьи. У Алены загорелись глаза. Сейчас она все бы отдала, чтобы получить такие украшения. Мальчишки же были к ним равно­душны, но отметили, что девушку украшения делают еще красивее.

           Тут к прилавку подошел молодец. Он взял девушку под руку и повел куда-то. А дети смогли рассмотреть одежду красавицы.

           - Посмотрите, посмотрите, — захихикал Витька, — идет, словно плывет, как лебедушка. Сразу видно, что из богатых. А шляпка у нее какая-то чудная, с бисерными подвесками.

           - И не какая это не шляпка, — обиженно сказала Алена. — Это венец — старинный девичий головной убор. Только девушки могли его носить до замужества. Обратите внимание: волосы при этом от­крытые, что совсем непозволительно было замужним женщинам. Нам на кружке об этом рассказывали. А еще нам рассказывали, что зимой девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки — столбунцы с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее крас­ными лентами. Знаете, какие косы были раньше у девушек?! Их длина достигала до колен и более. В наше время это большая редкость.

           - А я увидел замужнюю женщину, — вступил в разговор Саша. — У нее на голове широкая лента с завязками на затылке, украшенная спе­реди жемчугом и драгоценными камнями. Вон, посмотрите, торгуется с продавцом платков. Зачем она только к этой ленте подвесила с каждой стороны жемчужные нити до плеч? Не знаю. Мне кажется, что это меша­ет. А волосы закрыты сверху цветной тканью. Значит, я правильно угадал.

           - Молодец, Саша, — заметила Алена. — Ты все правильно от­метил. Этот головной убор замужних женщин называется кикой, а подвески — поднизями. Странные названия. Надо узнать, откуда они произошли. Да, писать на уроке поднизи явно бы мешали.

           - Вы думаете, что самые внимательные? — с вызовом сказал Витька. — А я еще один женский головной убор заметил. Только в нем ходят и девушки и замужние женщины. У одних видна коса, а у других волосы убраны. Посмотрите в сторону, где торгуют тканями. Этот головной убор похож на веер или опахало. Прикреплен он к какой-то маленькой шапочке. Да еще украсили этот веер золотом, жемчугом, бисером и шелком. Такое только на карнавале увидишь!

           - Ничего ты, Витька, не понимаешь в женской красоте! — зади­ристо вступила Алена. — Это же кокошник! А надет он на маленькую шапочку — волосник. Как лицо женщин преображается в кокошнике! Какие они все красавицы! И волосы не мешают.

           Витька готов был возразить, но, увидев поджатые губы Алены, делать этого не стал.

            - Хватит вам шапки разглядывать! — возмутился Саша. — Лучше посмотрите на платье девушки. А то она сейчас уже завернет за угол.

           - Какой на ней сарафан! — воскликнула Алена. — Как сейчас модно, длинный и застегнутый спереди от верха до низу на медные пуговицы. А на сарафан еще телогрея надета с узкими книзу рука­вами из крученого шелка. Дайте вспомнить, как такой шелк называ­ется... А, вспомнила, этот шелк называется байберек.

           - А мне понравились красные сапожки девушки, — сказал Саша. — Мне вообще все красное нравится.

           - Да, сапожки не простые, а сафьяновые, сделанные из мягкой козьей или овечьей кожи, — показал свои знания Витька. — Во всех сказках о них говорится. Бедный люд такие сапоги не носил. Вон, смотрите, тетка в лаптях из лыка и в онучах из простого холста. Мы недавно разыгрывали спектакль по старинной сказке, так нам руко­водитель кружка лапти принес и показал, как ноги надо материей обматывать, прежде чем лапти надевать. А то все ноги сотрешь.

           - Я заметила, — уточнила Алена, — что у богатой девушки из-под сапог не онучи виднелись, а шелковые чулочки. Представляю, как бы она выглядела в лаптях и в драгоценных камнях!

           Друзья так внимательно разглядывали базарный люд, что не за­метили, как к ним подошли стражники.

      — А вы что тут делаете, пострелята?! — строго спросили они. От страха дети язык проглотили. Они были ни живы ни мертвы.

           — Где это вы взяли такую одежду? Вы что, скоморохи? Тогда где ваши родители? Почему вы одни? Ну-ка, пойдемте с нами, — уже мягче сказали стражники, видя, как перепугались дети.

           Когда стражники вели ребят к какому-то зданию, окружающие смеялись над ними, тыкая в них пальцами. Одежда и прически ребят никак не подходили к принятым в старину нормам.

       — Что будем делать? — прошептал Саша.

    - Надо срочно возвращаться домой, — так же шепотом ответил Витька. — Нас могут в острог посадить или казнить.

    - Какое заклинание надо сказать? — взволнованно спросила Алена. — Я никак не могу вспомнить это слово. Что-то похожее на Хоттабыча, но не то.

    - В этом слове какой-то бубен был, — с дрожью в голосе сказал Саша.

    - Никакого бубна там не было, — сердито заметил Витька. — Я запомнил два первых слога «ха-бу».

    Стражники уже открыли дверь, за которой ребят явно ждали не­приятности. Страх на детей нагоняли еще и секиры — оружие в виде топора на длинной рукояти, которыми были вооружены стражники.
    В последнее мгновение раздался крик Алены:              

     —Вспомнила, вспомнила! Надо сказать «хабуба»! '   Дети тут же взялись за руки и трижды прокричали заклинание. К их счастью оно сработало. Ребята оказались в том же домике, из которого их перенес странный человечек из волшебного шара.

    - Слава тебе, Господи! — упав на колени, прокричали дети. Они так испугались, что еще долго не могли говорить, а лишь тихонько лежали на пыльном полу.

    - Вот это приключение! — наконец-то воскликнул Витька. — На всю жизнь запомнишь. Кому расскажи, не поверят, за сумасшедшего примут. Пусть это путешествие станет нашей тайной. Давайте покля­немся друг другу, что никто из нас, никогда и никому не расскажет о нем.

    Дети сцепили пальцы рук и трижды произнесли: «Клянусь, кля­нусь, клянусь!»

            Вопросы и задания

            - Зачем друзья пошли в лес? Как их звали? Какого они были воз­раста?

           - Что с ними произошло, когда в лесу стемнело?

           - Почему ребятам захотелось попасть именно в древнюю Русь?

           - Куда перенес их волшебный шар? Что они увидели на торговой площади? Что помогло им разобраться в старинной одежде?

           - Как вы думаете, в какое время года попали друзья? Почему вы так думаете?

           - Как был одет богатый молодой человек, которого на площади увидели дети? Какие названия старинной мужской одежды вы запом­нили? Чем эта одежда отличается от современной мужской одежды?

           - Найдите предметы и элементы одежды на предложенных иллю­страциях с фотографиями старинной мужской одежды.

           - Как была одета девушка? Какие предметы одежды вы запом­нили? Какие украшения были надеты на девушке'? Что вам особенно понравилось? Чем одежда девушки отличалась от современной женской одежды?

           - Найдите предметы и элементы женской старинной одежды на предложенной иллюстрации.

           - Какую обувь в старинной Руси носили люди? Почему?

           - Какие головные уборы носили люди? Чем отличались головные уборы замужних женщин и девушек? Чем старинные головные уборы были похожи и не похожи на современные?

           - Как вы думаете, богатые и бедные люди носили одну и ту же одежду? Почему? Сравните на иллюстрациях одежду богатого и бедного человека.

           - Какие названия материи, используемой для пошива одежды в старинной Руси, вы запомнили?

     - Что случилось с детьми на площади? Как они выбрались из этой ситуации? В чем они поклялись?

          - Раскрасьте предложенные вам шаблоны старинной русской одежды.

    Куклы в этнических костюмах

              Михаил Крестьянский ярмарочный      Таисия Крестьянский ярмарочный      Анна Праздничный городской            Тимофей Боярский костюм

                              карнавальный костюм.                      карнавальный костюм.                   костюм Московской губернии.                  костюм - 16 век.

     

           Второе путешествие в старинную Русь. История старинной русской зимней одежды

           Еще долго Алена, Витька и Саша вспоминали свое необычное путешествие в старинную Русь. Саша сделал неплохие зарисовки того, что увидел и запомнил. Алена описала путешествие в рассказе, представив его друзьям как фантастический. Витька еще больше за­интересовался старинной русской одеждой и помногу часов пропадал в библиотеке и музеях. Однажды он пригласил друзей в исторический музей, в котором как раз проходила выставка старинной одежды и аксессуаров. Дети с интересом разглядывали предметы одежды, которые уже видели во время своего волшебного перемещения. Они вспоминали необычные названия, перебивая друг друга от волне­ния. Однако многое из того, что было выставлено, дети не видели. Особенно их заинтересовала зимняя одежда. Огорчало лишь то, что предметов этой одежды было крайне мало.

           - Вот бы еще разок оказаться в старинной Руси! — мечтательно сказал Саша. — Мы бы уж все разглядели и запомнили!

           - Может волшебный шар еще на месте? — добавила Алена.

           - А почему бы нам это не проверить?! — уже более уверенно сказал Витька.

           В выходной день друзья отправились в лес. Было самое начало зимы. Снега еще выпало немного, да и мороз был небольшой. Дети   шли по лесу достаточно быстро. Но почему-то никак не могли найти то место, где стоял разваленный домик. Как будто кто-то водил их за нос. Друзья заметили, что ходят по кругу, возвращаясь на одно и то же место. В конце концов, устав, дети сели на снег в изнеможении.

           - Что-то тут не то, — тихо сказал Витька. — Не могли мы сами так запутаться. Видимо шар не хочет, чтобы мы его нашли.

           - Да, наверное, ничто уже не поможет нам отыскать эту лачугу, — печально произнесла Алена.

           - Погодите! Я, кажется, понял, что нам надо сделать! —восклик­нул Саша. — Давайте возьмемся за руки и произнесем то заклинание, которое помогло нам перенестись в старинную Русь. Думаю, что это поможет.

           Дети взялись крепко за руки и произнесли трижды заклинание «хабуба». К удивлению ребят они сразу оказались в избушке. В ней было все, как и в прошлый раз, только вот холодновато да паутины стало больше. Волшебный шар лежал на столе. Алена подошла к шару и положила на него свои ладони. Все ждали, что произойдет. Но ничего не происходило.

           — Наверное, в доме так холодно, что я не могу согреть шар своими руками, — предположила Алена. — Давайте попробуем все вместе.

           Ребята положили ладонь на ладонь, согревая почти всю поверх­ность шара. Через некоторое время шар засветился, и сквозь пальцы детей стали проникать лучики света. Вдруг раздался уже знакомый голос странного человечка:

       — Ну, хватит, хватит! Сколько можно меня греть!

           Друзья убрали руки с шара и с интересом посмотрели на него. Внутри шара появился, как и прежде, человечек.

            - Это опять вы? — уже не таким резким голосом спросил он. — Снова заблудились? Что-то мне на этот раз не верится в это. Хотите опять отправиться в волшебное путешествие? Я угадал?

            - Конечно, хотим! — В один голос закричали ребята. — Уважае­мый волшебник, отправьте нас, пожалуйста, опять в старинную Русь. Только пусть там будет зима.

            — Это самое легкое волшебство. Что-то в ваших желаниях нет разнообразия. Нет бы в древний Египет или Грецию попросились. Ну ладно, выполню вашу просьбу, разомнусь немного. А то одному
    ужасно скучно тут находиться. Старинная Русь, так старинная Русь. Заклинание вы знаете. Только в этот раз повернитесь вокруг себя три раза по часовой стрелке. Когда будете возвращаться назад, поверни­тесь против часовой стрелки. Не забудьте! — сказал волшебник.

           Дети тут же взялись за руки и произнесли заклинание, а потом повернулись вокруг себя по часовой стрелке. Почему-то сразу стало очень холодно. В старинной Руси они застали зиму, и все вокруг было завалено снежными сугробами.

            — Хорошо, что мы в зимней одежде! — одновременно сказали все друзья.

           На площади какого-то старинного города, где они оказались, ви­димо, было какое-то народное гуляние. Посреди площади был врыт высокий столб, а к нему привязаны толстые веревки с узлом на конце. Девушки и парни, крепко держась за веревку, разгонялись и повисали. Это очень походило на карусель. Другие катались на больших санках, сделанных из ивовых прутьев, с горки, весело смеясь, то и дело па­дая с саней в сугроб. В сторонке парни и крепкие мужчины (в одних рубахах) устраивали кулачные бои. От разгоряченных тел валил пар. На своеобразной сцене скоморохи смешили народ. С лотков торго­вали бубликами, булками, пирожками, леденцами в форме петухов. Стоял невообразимый шум и гам. В толпе было легко затеряться. Никто не обратил внимания на друзей. Они свободно перемещались по площади, разглядывая все вокруг. Так как на улице был мороз, многие горожане надели шубы. Ребята попытались определить по ним достаток людей.

           - Обратите внимание, — сказала Алена, — шубы разные. Вот мужчина идет в шубе из овчины. Это по-нашему — дубленка. А у девушки шуба мехом внутрь. Да мех-то дешевый, заячий или кро­личий. Поверх меха простое сукно. Думаю, что такие шубы носили простые люди.

           - Поглядите на эту женщину, — вступил в разговор Саша. — У нее шуба из более дорогого меха. Я в мехах плохо разбираюсь, но, по-моему, это белка или куница. Красиво и тепло. Наверное, эта женщина богаче тех, кто носит овчинные тулупы.

           — А я угадаю точно, — уверенно сказал Витька. — Вот идет боя­рин. На нем шуба на собольем меху. Это дорогой мех. Рядом боярыня в шубе на горностаевом меху. У их сына шуба на лисьем меху. В такой одежде даже в самый сильный мороз тепло. Да и материя, которой покрыта шуба, дорогая — тафта, атлас, бархат. Мы носим шубу мехом наружу, а они — мехом внутрь. Я думаю, что это намного теплее.

           - А вы заметили, — спросил Саша, — что шубы длинные, до пят? У одних есть меховой воротник, причем из другого меха, а у других — узенький ворот. Одни застегиваются на пуговицы с петлями, другие завязываются длинными шнурками с кистями, а третьи, с узким воротничком, застегиваются только у шеи двойной металлической пуговкой — запоною.

           - Я тоже кое-что заметила, — похвалилась Алена. - Даже шубы в старинные времена были украшены. Посмотрите, у женских шуо разные нашивки спереди, вышивка, жемчуг. Л украшения на рука пах просто загляденье! Шуба получается таком нарядной, что де пушка и ней, как царица. У нас в современной России как-то не принято украшать шубу. Но мне нравится, это красиво. Надо предложить девочкам в кружке разработать такие модели шуб. А еще мне очень нравятся женские головные уборы. Особенно вот эти собольи и бобровые шалки-столбунцы с шелковым верхом, из-под которых на спину девушки спускается длинная коса с вплетенными в нее красными лентами. Такую шапку может себе позволить только богатая девушка.

    —  Ты замечаешь только женские наряды, — перебил Алену Саша. — А я вот заметил особенности мужских головных уборов. На боярах и князьях высокие горлатные шапки из дорогих мехов, взятых с горла пушного зверя с суконным верхом. По своей форме они немно­го расширяются кверху. А на простых мужиках войлочные колпаки с продольным разрезом спереди и сзади, подбитые дешевым мехом.

         - Вот смех-то! — воскликнула Алена. — Смотрите, боярин вынул носовой платок из шапки, вытер нос и опять положил его в шапку. У них что, карманов нет?        ;

         - Не смейся, — заметил Витька, — это обычай такой. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках. А вот вы заметили, что все мужчины, независимо от богатства, в руках держат посох? Как вы думаете, зачем он им нужен?

          - Ясно, — попытался догадаться Саша, — с посохом легче хо­дить, особенно зимой. Да и, если что, им отбиться от нападающих можно. Это же своеобразное оружие.

          - Молодец, Сашка! — похвалил Витька. — Действительно, в старину оружие разрешалось носить только дворянам и военным людям, а посадским и крестьянам это запрещалось.

        Мороз все усиливался. Дети стали подплясывать на месте, чтобы согреться. К их счастью мимо проезжала тройка с большими саня­ми, на которых было много сена и овчины. Возница зазывал детей кататься на санях. Не раздумывая, друзья запрыгнули на ходу в сани, завернулись в теплую овчину и покатили вместе с другими детьми по замерзшей реке. В сене было тепло и мягко, от ноздрей лошадей валил густой пар, на разукрашенной цветными лентами дуге звенели бубенчики. На душе у ребят сразу стало радостно, хотелось кричать, прыгать, петь. Немного успокоившись, дети стали рассматривать рядом сидящих ребят. На руках у них надеты меховые рукавицы, покрытые разным материалом: простой колеей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. Видно, что среди детей встречались и бедные и богатые. У богатых на запястьях у рукавиц — вышивка шелком или золотом, жемчуг и даже драгоценные камушки. Только у одной девочки рукавички были связаны из шерсти. Друзья посмотрели на свои руки. Пальцы в кожаных и вязаных перчатках давно замерзли. Пришлось сунуть их под меховую овчину. Да и ноги стал прихваты­вать мороз. Дети глубже зарылись в сено. Лошади бежали быстро, ветер свистел в ушах. Тройка подкатила на середину площади. Воз­ница крикнул:

      — Слезай! Приехали! Кто еще хочет покататься?

        Алена, Саша и Витька спрыгнули с саней и сразу затерялись в нарядной толпе. Вечерело. Народ стал расходиться по домам. На пло­щади стали жечь костры, около которых грелись люди. Ребятам надо было срочно возвращаться домой: ночевать негде, да и не безопасно. Они отошли в сторону, взялись за руки и только хотели произнести заклинание, как к ним подошла румяная дородная женщина и с со­чувствием сказала:

          — Бедные детки! Вы совсем замерзли. Пойдемте ко мне в лавку, я вас напою горячим чаем да угощу вкусными пирогами.

         Дети не могли устоять перед таким предложением, хотя Алена и тянула друзей назад.

          — Господи, как же вы нелепо одеты! — воскликнула женщина, когда дети пришли в ее лавку. — Что же это родители вас так в мороз одели? Кто сшил такие наряды? Ну-ка, залезайте в овчинные тулупчики, сразу согреетесь.

          И женщина переодела ребят. В тулупах сразу стало жарко. Дети разомлели от горячего чая и вкусных пирогов. Но время шло, на ули­це стало совсем темно. Зимой очень рано темнеет. Электричества в старинной Руси не было. Лишь пламя костров освещало площадь да факелы стражников.

           — Вам, ребятки, домой пора. Родители будут беспокоиться. Со­грелись, теперь и до дому добежите, — забеспокоилась хозяйка.

           Дети ее поблагодарили и вышли на улицу. Мороз крепчал. Было трудно даже дышать. Дети забежали за лавку, взялись за руки, трижды произнесли «хабуба» и повернулись вокруг себя. Но ничего не про­изошло. Было так же холодно и темно.

           — Что-то не так, — тревожно сказала Алена. — Давайте успокоимся и попробуем еще раз.

          Ребята еще раз повторили заклинание, но оно опять не сработало. На носу у Саши повисли сосульки. Пальцы от холода не разжимались.

           — У меня промерзли уже все мозги, — дрожащим голосом сказал Витька. — Я не могу думать, не могу сосредоточиться.

           Алена и Саша обняли друга, чтобы он немного согрелся и смог думать.

           — А, я догадался! — воскликнул чуть отогревшийся Витька. — Мы забыли повернуться против часовой стрелки! Пробуем еще раз!

           Наконец-то заклинание сработало, и дети оказались снова в таин­ственной лесной избушке. В ней тоже было холодно, но не так как , там. Только в избушке дети заметили, что одеты в овчинные тулупчи­ки, которые на них надела хозяйка лавки. Это был дорогой подарок, который они потом хранили много лет как память о путешествии в такую далекую Русь. Хорошо, что в современном мире время для детей остановилось. Был солнечный, с легким морозцем день. Ребята быстро добрались до дома. От множества впечатлений друзья сразу завалились спать и проспали целые сутки.

           Вопросы и задания

    - Куда отправились друзья во второе путешествие? Как они это сделали?

    - Что друзья увидели, когда очутились в старинной Руси?

    - Какие шубы носили в старинные времена? Чем они отлича­лись? Как украшались? В чем различие и сходство с современными шубами?

    - Какие зимние головные уборы увидели друзья? Чем они отли­чались у богатых и бедных людей, мужчин и женщин?

    - Как друзья приняли участие в гулянии? Какие варежки они увидели на детях и взрослых?

    - Какие еще предметы одежды дети увидели?

    - Какие старинные названия' предметов зимней одежды вы за­помнили?

    - Кто помог детям согреться? Как?

    - Почему друзья сразу не могли отправиться назад, в современный мир? Как это у них получилось?

    - Как закончилось путешествие друзей?

    Куклы в этнических костюмах

                                                                                                                             

        Зимний костюм Архангельской губернии - вторая половина 19 века      Зинаида Боярский костюм (16 век)            Вера Боярский костюм -16 век

     

                  Словарь по теме   «Старинная русская одежда»

         Атлас — сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

         Бархат — плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

         Волан — пришивная полоска из легкой ткани или кружев в виде оборки или свободно лежащей волнистой поперечной складки на женском платье.

         Жемчуг — твердое вещество, образующееся в раковинах некото­рых моллюсков в виде зерен, обычно белого и желтовато-белого (реже черного) цвета, употребляется как драгоценное украшение.

         Зипун — одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

    Изумруд — прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета.

    Камка — старинная шелковая узорчатая ткань.

    Кафтан—русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

    Крашенина — крашеное домотканое полотно.

         Мода — образцы предметов одежды, отвечающие вкусам людей в определенное время в определенной общественной среде.

         Муфта — принадлежность женской одежды — род открытого с двух сторон мешочка, обычно из меха, для согревания рук.

         Оборка — полоска материи, пришитая складками или сборками на платье и т.п.

    Онуча — обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.

         Опашень — в старину: долгополый кафтан с широкими короткими рукавами.

         Парча — плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями.

    Рубин — драгоценный камень красного цвета.

    Сапфир — драгоценный камень синего или голубого цвета.

         Сафьян — мягкая специальной выделки козья или овечья кожа, окрашенная в яркий цвет.

         Сукно — шерстяная или полушерстяная плотная ткань с гладким ворсом.

         Тафта — тонкая глянцевая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного плетения.

    Униформа — форменная одежда.

         Юфть — сорт прочной и мягкой кожи.
         Яхонт — старинное название рубина и сапфира.

    Куклы в этнических костюмах

     

    Во всехты, Душечка, нарядах хороша ...

     

    Как делают Русский народный костюм.

     

    • «КРАСНЫЙ САРАФАН»                    

           Скажите, дети, вы любите красиво одеваться? Конечно, все — и дети, и взрослые — любят красиво одеваться. А куда мы наряжаемся? Верно, на праздники, в гости, в день рожде­ния, в поездку, в кино. А знаете ли вы, как одевались люди в старину? Хотите, я вам сегодня об этом расскажу? Тогда слу­шайте.

           Нелегкой была жизнь простого человека: тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, о домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались — надевали самую лучшую, самую кра­сивую одежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни.

           А еще одежда могла многое рассказать о семейном поло­жении, о возрасте ее владельца, получить и другие сведения о человеке. Например, в южных районах нашей страны все дети до двенадцати лет ходили в одних длинных рубахах, а девушки носили холщовые юбки — «подолы». По узорам на одежде, по ярким головным уборам (кокошникам, рогатым шапочкам — кичкам) можно было, например, узнать, что женщина лишь первый год замужем и детей у нее пока нет.

           Праздничную одежду хранили в сундуках, нередко переда­вали ее из поколения в поколение. Такую одежду старались сшить из дорогой ткани, украшали вышивкой, использовали для отделки жемчуг, стеклярус, бисер или блестки.

           Женская одежда на каждый день состояла из длинной ру­бахи с рукавами, поверх которой надевали сарафан или юбку, а еще передник — фартук. Голову покрывали платком или другим головным убором. Девушки вплетали в косы ленты, надевали на голову венки.

           Удивительно, но в старину мужчины тоже носили... сарафаны! Так называлась длинная мужская одежда, похожая на пальто. А как вы думаете, почему сарафан называли красным? Это означает не только цвет одежды, но и то, что она краси­вая, праздничная, нарядная.

           Одежду украшала вышивкой. Вышивка имела и «волшеб­ное» значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще — защищать от беды и зла. В орнаментах на одежде можно увидеть изображения солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд, мифов. Уже с раннего детства девочек учили шить, вышивать, прясть, вязать: надо было готовить приданое к свадьбе.

           Каждая невеста вышивала свадебные рубашки для себя и для будущего мужа, а также ткала цветной узорный поясок. С древнейших времен пояс считался оберегом. Девушки но­сили на вышитых поясах карманы-«лакомки», женщины — небольшие карманчики-кошельки, а мужчины подвешивали к поясу гребни, кисеты — мешочки для табака.

           Одно из любимых женских украшений — это серьги. Из­готавливали их мастера-ювелиры по всей России. Очень кра­сивые сережки делали из драгоценных металлов с самоцвет­ными камнями и украшали серьги цветными бусинами, пер­ламутром и стеклом. Очень красивыми были и пуговицы.

     

    Красный сарафан.

     

    Дополнительные вопросы для детей во время беседы:

    Что означает «красный сарафан»?

    Что должна была уметь делать девочка с раннего детства?

    Какое значение имела вышивка на одежде?

    Назови элементы вышивки костюма.                                    

          Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его украсила?

     

    А.Варламов. "Красный сарафан".

     

    • СКАЗКИ О ПРЕДМЕТАХ И ИХ СВОЙСТВАХСвадебный наряд пинежанки. Свадебный наряд сибирской крестьянки

           История эта случилась на реке Пинеге, что течет среди просторов Русского Севера.

           На берегах этой таежной реки в деревнях жили охотники, сплав­щики леса, хранители тайн народной медицины и традиций русского искусства. А еще славились селенья на Пинеге своими пинежанками. Девушки и женщины здесь были очень красивы и хорошо одевались. Они сами ткали, сами шили и вышивали, а потом радовали всех своими нарядами. Были среди девушек те, что побогаче, и те, кто одевались попроще, победнее. Девушка, о которой пойдет рассказ, относилась к последним. Звали ее Ефросиньей.

           Полюбил Ефросинью парень из богатой семьи и решил на ней жениться. А родители — против. Нет у невесты никакого приданого, да и подобающего свадебного платья ей не на что сшить. Закручи­нилась Ефросинья, света белого не видит. Вышла она как-то в чистополе и заголосила:

           — Бедная я, бедная! Никого у меня нет. Некому меня защитить. Не быть моей свадьбе. Помоги мне, небо! Окажи свою милость, цветочный луг! Пожалейте меня, белоснежные облака! Не дай мне умереть от горя, реченька-река! Мне нужно только свадебное платье. Помогите мне его справить.

           Но никто не ответил девушке. Молча смотрело на Ефросинью небо с облаками, тихо журчала река, перешептывались между собой под ветром луговые цветы. Наплакалась девушка, пришла домой и заснула. Она и не знала, что силы природы ее услышали и решили ей помочь. Уж больно девушка была хороша!

           Ночью, пока Ефросинья спала, облака спустились на землю. Из них птицы сшили белую рубаху, такую же, как шили пинежанки из тонкого домашнего холста. Круглый вырез у шеи они пустили в сборку, пышные рукава сузили у запястий и украсили белой сквозной вышивкой. Получилось очень красиво! Заря-заряница отрезала от себя кусок красного цвета. Из него птицы сшили красный сарафан, который невеста надевает поверх белой рубахи. Обычно крестьянки его шили из сукна домашней выработки. Спереди сарафан подчер­кивал стройность фигуры невесты, а с боков и со спины ниспадал крупными складками. Сарафан получился таким ярким, что слепило глаза. Будто сама заря укрыла невесту! Еще белее смотрелась рубаха под таким сарафаном. Из остатков куска, подаренного зарей, птицы сшили платочки и заправили их под лямки сарафана. От этого он стал еще ярче. Из смолы вишни сделали янтарные бусы, которые невеста вешала на грудь. Но главным в наряде невесты был головной убор.

           Для него достала речка со дна золотые крупинки и речной жемчуг. К работе подключились полевые мышки. Золотом украсили широкую повязку. Сзади к золотой повязке пришили красные ленты, которые невеста завязывала на затылке. Нижнюю часть повязки расшили звездами из мелкого речного жемчуга. Да еще сразу несколько пауч­ков сплели жемчужную узорную сетку — поднизь, которая должна была спускаться на лоб невесте. Золотая повязка на голове означала вольное девичье житье в родительском доме до замужества. В таком головном уборе невеста смотрелась королевой!

           К утру успели сделать все. Даже луговые цветы сами сплелись в прекрасный венок. Проснулась Ефросинья, а на сундуке лежит свадебный наряд. Да какой! Глаз не отвести! Обрадовалась она, ста­ла петь и танцевать от счастья. Быстрее побежала к жениху, *^тобы осчастливить его новостью. Привел жених родителей посмотреть на наряд невесты. Удивились они такой красоте. А невеста рядом с нарядом смотрелась еще краше. Оттаяло сердце родителей жениха, согласились они на свадьбу.

           И вот настал торжественный день. Гости съехались даже из даль­них деревень. Начался свадебный обряд. Стали подруги расплетать у Ефросиньи косу и сняли золотую повязку. Заголосила невеста, стала просить подругу вновь украсить ей голову по-девичьи:

    Уж перечеши меня по-старому да по-прежнему,

    Уж ты положь вольну-то волюшку,

    Светлую да светлицу,

    Золотую да повязочку.

           Вернули подруги Ефросинье золотую повязку, но поверх ее на­дели еще тяжелый, низанный жемчугом венец, похожий на корону. Красивый получился головной убор, но неудобный. Стала невеста кланяться каждому гостю, а венец начал спадать. Пришлось одной из подруг придерживать его. Хороша была Ефросинья! Ее можно было сравнить со светлой зарей, с красным солнышком. Отгулялась веселая свадьба. Гости разошлись и разъехались.

           Легли молодые спать, а Ефросиньюшке все не спится. Все думает она, как отблагодарить силы природы за такой бесценный подарок. Встала она утром рано и побежала к реке.

           —  Речка-реченька, подруженька моя, как мне тебя отблагода­рить? — обратилась она к реке. — Что подарить тебе? Хочешь, возьми мои русые косы. Они будут тебя ласкать лучше водорослей.

           — Милая моя Ефросиньюшка, — тихо прожурчала в ответ река, — ничего мне от тебя не надо. Ты только хоть иногда приходи ко мне повидаться да окунуться в мои воды. Я и буду знать, что ты меня не забыла.

       Подняла Ефросинья свои руки к небу и закричала:

           - Дивные облака и прекрасная заря-заряница, как мне вас отблаго­дарить за драгоценный подарок? Просите, что хотите.

           - Прекрасная Ефросиньюшка, — услышала сверху ответ девуш­ка, — ничего нам от тебя не надо. Только будь счастлива и иногда при­ходи на луг, полежи на траве, посмотри на нас да спой свою песенку. Мы будем знать, что ты не забыла про нас.

          Вернулась девушка домой, а молодой муж еще спит, ничего не ве­дает. Положила Ефросинья свой свадебный наряд в сундук и накрепко закрыла. Лишь изредка открывала она сундук, чтобы полюбоваться нарядом, погладить его, почувствовать прохладу облаков и жар зари.

          Некогда замужней женщине бегать по лугам и речкам. Но Ефро­синья не забыла своего обещания. Как только появлялась свободная минутка, бежала она на луг и общалась с силами природы, набиралась от них энергии, радости, желания жить и творить.

           Вопросы и задания

    - Где произошла история, о которой говорится в сказке?

    - Почему родители жениха были против свадьбы?

    - К кому Ефросинья обратилась за помощью?

    - Как вы думаете, почему силы природы помогли Ефросинье?

    - Из чего состоял свадебный наряд пинежанки?

    - Какого цвета были предметы одежды?

    - Как была сшита рубашка? Сарафан? Головной убор?

    - Чем они были украшены?

    - Какими бусами украшала невеста свой наряд? Что такое янтарь? (Окаменевшая смола. Полудрагоценный камень.) Какого цвета бывает янтарь? (Всех оттенков желтого и зеленого цвета.)

    - Что делали с волосами Ефросиньи и золотой повязкой подруж­ки-девушки на свадьбе?

    - Почему у невесты падал головной убор, когда она кланялась?

    - Что попросили силы природы у Ефросиньи взамен за подарок?

    - Куда убрала Ефросинья свадебный наряд? Почему не в шкаф? (Платяных шкафов тогда не было. Все вещи складывали в сундуки.)

    - С чем сравнивали невесту в свадебном наряде?

    - Нарисуйте свадебный наряд пинежанки по описанию.

    - Сшейте такой свадебный наряд для куклы. Разыграйте сценки свадьбы.

     

     

           Источники.

    Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

    Русский костюм в живописи русского живописца Константина Маковского.

    Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера.

    Кислуха, Людмила Федоровна. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" / Л. Ф. Кислуха; ГУК "Гос. музейн. об-ние "Художеств. культура Рус. Севера". - Москва: Северный паломник, 2006. - 272,

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

       Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ".