Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме " Профессии: работники швейной промышленности"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. РАБОТНИКИ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    (Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)

                               

       От автора

           Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профес­сиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

           Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

           Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

          Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

           Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось жела­ние как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

    •                                      НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                          Экскурсия в ателье                                                   

    Задачи:

    - познакомить детей с устройством ателье, спецификой труди его работников;

               - рачнинать целенаправленное внимание, восприятие, активизировать словарь;

               - формировать культуру поведения и общения, ин­терес к профессиям работников ателье, уважение к их труду.

    * * *

           Осмотр здания ателье, внутренних помещений, рас­сказ об их назначении; наблюдение за работой при­емщицы, дизайнера, закройщика, снимающего мерки, швеи; ознакомление с оборудованием пошивочного цеха; рассматривание изделия на разных этапах его пошива.

                                                                Экскурсия в магазин «Швейный мир»

    Задачи:

    - знакомить с ассортиментом магазина (швейными принадлежностями), необходимой атрибутикой для портного, разнообразием специальной техники, облегчающей труд портного, спецификой работы продавцов-консультантов;

               -  развивать целенаправленное внимание, восприятие, словарь по теме;

               - формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям, связанным со швейной промышленностью.

           Рассматривание отделки магазина снаружи и внутри, выделение отделов, краткий рассказ продавца о функциях специальной техники; рассказ воспитателя об истории швейной машинки (от ручной к нож­ной, электрической, многофункциональной); рассматривание витрин с мелким товаром; беседа с продавцом-консультантом; покупка ниток для ручного труда.

                                                                   Занятие «Ателье»*

    Задачи:

    - знакомить с трудом взрослых в ателье (модельера, закройщицы, швеи);

             - давать представление об их профессиональных качествах;

             - знакомить с процессом пошива одежды;

             - давать представление о разных видах тканей;

             - закреплять названия и знания детей о качественных показателях разных видов тканей (цвете, фактуре, толщине, назначению);

             - развивать умение самостоятельно определять разные виды тканей, их качества и свойства;

            - давать понять, что свойства тканей обусловливают способ их употребления (из меха шьют шубы, из ситца — платье       и т.п.);

             - развивать речь (упражнять в образовании имен прилагательных от существительных);           

             -обогащать и активизировать словарный запас;         

             - формировать умение работать с информацией;       

             - планировать и осуществлять свою продуктивную деятельность;

            - добиваться результата своей работы и оценивать его.    

                                                          Наблюдение за работой кастелянши ДОО

    Задачи:

             - знакомить с таким видом работы кастелянши, как ремонт по­стельного белья, костюмов;

             - давать представление о работе швеи на швейной машинке, видах ремонта одежды;

             - развивать наблюдательность, речь;

        - формировать уважение к труду кастелянши.
    Обогащение словаря: кастелянша, ремонт, заплатка.

        Активизация словаря: постельное белье, полотенца, салфетки, скатерти, халаты, специальная одежда, швейная машина, строчит, зашивает, прошивает, залатать, штопка.

    * * *

           Воспитатель знакомит детей с кастеляншей, называя ее по имени и отчеству. Кастелянша рассказывает детям о своей работе, функцио­нальных обязанностях. Показывает, как она ремонтирует постельное белье, костюмы и пр. Объясняет, как работает швейная машина, что необходимо ей для работы, как удобнее разместить оборудование, ка­кое значение имеет освещение. Особое внимание уделяет бережному отношению к вещам.

    Дети наблюдают за процессом ремонта белья. Воспитатель по­буждает их задавать вопросы, активизирует словарь.

     

    •                                                    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

                                                                                        Звонок в ателье                         

    Задачи:

    - формировать знания о работниках ателье, работе приемщика заказов;

               - развивать диалогическую речь, коммуникативные способности, умение общаться по телефону, воображение;

               - формировать культуру общения по телефону;

        - воспитывать уважение к труду взрослых.
    Оборудование: 2 телефона или макета.

    * * *

           В диалоге воспитатель поочередно разговаривает с ребенком то в одной, то в другой роли, подсказывает детям ответы. Может остано­вить диалог, чтобы обсудить его содержание. Обращает внимание на культуру общения.

           Воспитатель. Дети, сегодня я пришла в группу, а наша кукла Катя сидит печальная, чуть не плачет. Ее пригласили в гости, а у нее нет нарядного платья. Катя позвонила в ателье, хотела заказать себе платье, а ее даже не стали слушать. Может, она неправильно разговаривала по телефону? Давайте напомним Кате, как нужно раз­говаривать по телефону.

    Дети. Вежливо, кратко, четко, понятно.

           Воспитатель. Кто скажет, что такое ателье? Кто был в ателье и слышал, как делается и принимается заказ? Там работают разные специалисты: закройщики, портнихи, вышивальщицы, мастера по ремонту и обслуживанию швейных машинок, модельеры, приемки­ заказов. Как вы думаете, с кем из них мы будем разговаривать по телефону?                                                                  

       Дети отвечают.                     

           Конечно, с приемщиком заказов.

           Давайте подумаем, что мы будем заказывать для  Кати в ателье.

           Дети и воспитатель обговаривают заказ. Затем разыгрывается диалог Заказчика и Приемщика (дети).

           Диалог 1                                                                                        

           Заказчик. Алло! Добрый день. Это ателье?

           Приемщик. Здравствуйте. Вас слушает приемщик ателье.
            Заказчик. Будьте любезны, скажите, пожалуйста, можно ли за­
    казать у вас для пошива нарядное платье?                          

           Приемщик. Конечно, можно.                                               

           Заказчик. В какое время у вас принимаются заказы?    

           Приемщик. Заказы принимаются с 9 часов утра и после обеда.

           Заказчик. Скажите, пожалуйста, в какую смену принимает заказы мастер Иванова?

           Приемщик. Мастер Иванова на этой неделе принимает заказы с утра.

      Заказчик. Будьте добры, назовите часы работы вашего ателье.

      Приемщик. Ателье работает с 9 утра до 8 часов вечера.

           Заказчик. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас для пошива платьев голубая шелковая ткань?

           Приемщик. Да, такая ткань есть и в достаточном количестве. Приходите и делайте заказ. Мы вас ждем.

      Заказчик. Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

           Воспитатель. Платье шьется в ателье примерно месяц. Инте­ресно, готово ли платье Кати? Давайте позвоним и узнаем. Для того чтобы узнать, надо посмотреть номер заказа в квитанции, которую выписывает приемщик. Какой номер будет у нашей квитанции? Пусть будет № 40.

        Диалог 2

           Заказчик. Алло! Это ателье? Будьте добры, посмотрите, пожа­луйста готово ли платье, которое мы заказывали для куклы Кати?

      Приемщик. Назовите номер заказа и вашу фамилию.

      Заказчик. Заказ № 40, фамилия Комарова.

      Приемщик. Ваш заказ готов, можете забрать.

           Заказчик. А закройщица Иванова, у которой мы шили платье, в какую смену работает?

      Приемщик. Иванова работает во вторую смену, с обеда.     

      Заказчик. Спасибо. До свидания.

      Приемщик. Всего доброго. Приходите. Мы вас ждем.

           Воспитатель (заканчивает игру). Дети, вы так вежливо разгова­ривали по телефону, что ваш заказ обязательно примут. А я предлагаю поиграть в ателье и сшить Кате платье.

     

                                                     Мы закройщики         

    Задачи:                                                                               

    - формировать представление о работе закройщика в ателье или на швейной фабрике;                                  

         - объяснить понятие «размер одежды»;        

    - развивать интерес к профессии, глазомер, точность движений, пространственную ориентировку, воображение, речь;

         - воспитывать уважение к труду закройщика.           

     Игровая задача: составить выкройку.

         Оборудование: сантиметровая лента, лекало, мел, карандаши, бумага, выкройки, ножницы, куклы.

    * * *                           

    Вариант 1                                                   

           Воспитатель предлагает детям отправиться в ателье и помочь за­кройщикам в работе, так как у них очень много заказов. Вспоминает с детьми, кто такой закройщик (мастер по закрою материала для шитья платья и обуви) и что значит, кроить (разрезать ткань или кожу на куски определенной формы, изготовление образца для шитья что-нибудь). Затем дети определяют, каким по счету начинает рабо­тать закройщик с клиентом (после приемщицы, дизайнера по одежде), чьи работа зависит от работы закройщика (швеи (портнихи), гладиль­щицы, вышивальщицы). Вместе с детьми воспитатель отбирает все необходимое оборудование для закройщика, раскладывает его удобно мни работы, оОьиеняя смой действия детям, советуясь с ними. Роль мшеитои ш.июнииют куклы. У кукол на бумаге нарисован простой фасон платья. «Закройщики» обмеряют куклу сантиметровой лентой (длина плеча, рукава, изделия, обьём груди), записывают данные в блокнот  (детям легче запичывать прямо на  схематически изображенном человечке). Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает разные выкройки, выбирает ту, которая соответствует фасону платья куклы. Детали выкройки раскладываются на ткани или листе бумаги, заменяющей ткань, обрисовываются мелом или карандашом, выреза­ются. Воспитатель обращает внимание на то, что выкройка не должна двигаться, когда ее обводят, а вырезать деталь нужно с припуском на швы очень аккуратно. Когда все детали вырезаны, дети составляют из них платье, проверяя, все ли выкроено. Затем складывают детали в коробочки для портних.

    Вариант 2

           Детей можно разделить на две команды: закройщики ателье и швейной фабрики. В процессе игры первые раскраивают одежду по индивидуальным заказам, а последние выкраивают детали к одному изделию. Но закройщики швейной фабрики кроят детали сразу из не­скольких слоев ткани или бумаги, что значительно труднее, поскольку все детали должны быть одинаковыми. Выкраиваются детали одного размера. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бирки на их одежде, найти свой размер. Сравниваются точность выкройки, время выкраивания. Воспитатель уточняет, что на фабриках закройщики не раскраивают ткань ножницами, а кроят толстый слой идеально ровно сложенной ткани специальными ножами с электрическим приводом. Выкройки раскладываются на ткани таким образом, чтобы оставалось как можно меньше отходов. А закройщики ателье должны на выде­ленном им куске ткани или бумаги разложить все детали выкройки так, чтобы они уместились. Дети упражняются в симметричном вы­резании путем сложения ткани или бумаги.

           Можно сравнить выкройки старинных рубах, сарафанов, в кото­рых стачивались только бока, и современных предметов одежды, в которых много деталей.

           В конце игры воспитатель предлагает детям определить, какими чертами характера, умениями должен обладать закройщик.

     

           Мы — портные

    Задачи:

          - формировать представление о труде портных (швей), их роли: и месте в швейной промышленности;

           - развивать внимание, точность движений, активизировать словарь по теме;

           - закреплять знания о правилах безопасности при пользовании иглой и ножницами;

           - формировать интерес к труду взрослых, уважение к результа­там их труда. Игровая задача: сшить платье или другой вид одежды. Оборудование: детали платья, нитки, иголки, игольницы, ножни­цы.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Напоминает, что в прошлый раз закройщики накроили много одежды для кукол. Спрашивает, кто выполняет заказ клиента после закройщика, кто такой портной (портниха). (Мастер, специалист по шитью одежды. Швея портниха, работница по шитью чего-либо.) Уточняет, что портной, работающий в маленькой мастерской или шьющий на дому, умеет и кроить, и шить. В ателье же только шьет. А на швейной фа­брике работают швеи-мотористки. Каждая из них выполняет только одну операцию, например пристрачивает и отстрачивает воротник или пришивает пуговицы. Воспитатель уточняет последователь­ность действий портнихи в ателье (стачивает (сметывает) детали, т.е. прошивает их сквозной строчкой; прострачивает на машинке; убирает наметку; отпаривает швы (ей могут помогать гладильщицы); обметывает швы оверлоком; при необходимости делает вышивку, от­делывает тесьмой, лентой, бисером, аппликацией; обтачивает петли, пришивает пуговицы, подгибает подол). Воспитатель предлагает детям поработать портными, отобрать необходимые материалы, обо­рудовать рабочее место.

           Дети могут шить приемом «вперед иголка», сшивая простые детали платья или другого изделия. Склеивают вырезанные детали, составляют платье из них, имитируют действия на игрушечных швейных машинках, гладильной доске. Воспитатель контролирует действия портных как директор ателье. По ходу работы активизи­рует словарь детей, просит объяснить, что делает ребенок, для чего. В конце игры дети примеряют платья куклам (из материи или бумаги).

    Мода

    Задачи:

            - формировать знания о профессии модельера (дизайнера, кутюрье), моде, ее значении для швейной промышленности, истории;

            - развивать воображение, эстетический вкус, монологическую речь;

            - формировать стремление к созиданию прекрасного.

     Игровая задача: устроить модный показ.

           Оборудование: журналы мод, каталоги, наборы бумажных кукол с одеждой, детская одежда, бумага, фломастеры.

    * * *

           Воспитатель приглашает детей в Дом моды. Спрашивает, знают ли они, что такое мода в одежде. (Образцы предметов одежды, от­вечающие вкусам людей в определенном месте их проживания и в определенное время.) Кто разрабатывает модели модной одежды? (Модельер.) Где можно их увидеть? (На модных пактах в разных странах.) Кто демонстрирует модели одежды? (Модель, манекен­щица.) Кто может быть моделью? (Женщины, мужчины, дети.) Как называется сцена, по которой ходят манекенщицы? (Подиум.)

           Воспитатель рассказывает детям о том, что новые модели одежды придумывает и создает не один человек. Сначала модельер представ­ляет, например, платье только в своем воображении. Потом рисует его на бумаге. Затем подбираются материя и аксессуары. Часто материю расшивают бисером, стразами, вышивкой мастерицы. Выкройка делается на манекенщицу, которая будет участвовать в показе. Далее портнихи шьют платье, много раз примеряют его; если надо, исправ­ляют недостатки. К показу платье должно быть в идеальном состоя­нии. Вся эта работа осуществляется в Доме моды. Самых известных модельеров называют кутюрье. Модельер должен быть творческим человеком с хорошо развитым воображением, вкусом, уметь рисовать. Показы моды проходят несколько раз в год с учетом сезона.

           Одну модную одежду после показа шьют в ателье или Доме моды, другие модели отправляются как экспонат в музей истории одежды, третьи шьют на швейных фабриках для продажи в магазинах.

           Воспитатель дает детям рассмотреть журналы и каталоги, отме­тить, что модно в этом году. Особое внимание обращает на детскую моду. Просит сравнить модели в журналах разных лет.

         Предлагает детям стать модельерами, придумать модель какого-то предмета одежды для бумажной куклы и нарисовать ее. Далее устра­ивается выставка рисунков с моделями. Рисунки рассматриваются и обсуждаются.

          Воспитатель предлагает устроить показ современных моделей дет­ской одежды. Дети в этот день приходят в ДОО в одежде для показа (воспитатель заранее договаривается с родителями). Они исполняют роль манекенщика или манекенщицы, проходят по импровизирован­ному подиуму, а воспитатель рассказывает об их модели. Затем роль комментатора передается ребенку.

     

    Закажем кукле одежду ко всем сезонам                                      

    Задачи:                                                                                  

    - формировать представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии приемщиков, закройщиков, швей, гладильщиц, вышивальщиц, мастеров по обслуживанию швейных машин;

         - развивать коммуникативные способности, речь, внимание, познавательный интерес;

         - воспитывать уважение к труду взрослых, культуру общения.
    Игровая задача: сшить предмет одежды.

        Оборудование: каталоги модной одежды, бумага для зарисовки фасонов, шаблоны, выкройки, швейные машинки, образцы тканей, бланки квитанций, гладильная доска с утюгом, фурнитура, сантиметровая лента и линейка, лекало, блокнот и карандаш, ножницы, мел или кусочек сухого мыла, зеркало, график работы мастеров, куклы, кукольная одежда, куклы-манекены.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Вместе с детьми вспоминает, какие заказы можно в нем сделать, обязательно ли ждать определенного сезона. Обращает внимание на то, что в ателье все заказы индивидуальные (в отличие от одежды, продаю­щейся в магазинах и сшитой на швейных фабриках). Рассказывает о том, какие дополнительные услуги оказывает ателье клиентам (ткань, фурнитура, готовые изделия, консультация дизайнера), о сменной работе мастеров, что удобно для клиентов. Обращает вни­мание на то, что среди портных есть как женщины, так и мужчины. Предлагает выбрать роли дизайнера, приемщицы, закройщика, швеи, гладильщицы, мастера по обслуживанию швейных машин, клиента. Вместе с детьми оборудует рабочее место для каждого работника ателье. Вспоминает правила культуры взаимодействия клиента с работниками ателье. Заостряет внимание на качествах характера работников ателье, общающихся с клиентами. Предла­гает подумать, что может заказать каждый клиент, чтобы у куклы Маши был полный гардероб повседневной и праздничной одежды. Напоминает, что электрические машинки имеют разные приставки, с помощью которых можно не только строчить, но и вышивать, делать аппликации, пришивать пуговицы, обрабатывать края ткани, обметывать петли. Каждый ребенок выполняет свою роль. Затем дети меняются ролями. Воспитатель выступает в качестве директора, ателье.

    В какое ателье отдать заказ?

    Задачи:                                                                

    - формировать представления о разных видах ателье, труде взрослых;

         - закреплять знания о свойствах разных материалов;

         - развивать целенаправленное внимание, логическое мышление, восприятие, коммуникативные способности, речь;

        - социализировать детей, воспитывать уважение к труду взрослых.
      Игровая задача: заказать и «сшить» одежду для куклы.

       Оборудование: витрины с изображением разных видов ателье (ме­хового, трикотажного, детского, театрального, обычного, спецодеж­ды, головных уборов). Кусочки разных тканей, меха, кожи. Шаблоны разных видов одежды. Подборка журналов мод, каталогов.

    * * *

           Воспитатель рассматривает с детьми витрины, определяет, какой вид ателье они представляют. Дети, умеющие читать, могут прочитать название ателье. Воспитатель рассказывает о специфике каждого вида ателье (какие заказы выполняют, какие ткани используют, для кого шьются или вяжутся предметы одежды). Знакомит со специальными журналами, их содержанием и назначением. Дети рассматривают раз­делы «Мода для детей». Воспитатель предлагает детям побывать в роли клиента выбранного ими ателье и сделать заказ на пошив одежды. Несколько детей работают «приемщиками», остальные — клиентами. Клиенты должны назвать предмет одежды, который хотят заказать, на­звать ткань и ее цвет, описать фасон изделия. Приемщик должен офор­мить квитанцию (фамилию, имя клиента, приложить шаблон и кусочек ткани нужной фактуры и цвета, определить время исполнения заказа). Ребенок может заказать одежду в нескольких ателье. «Приемщики» и клиенты меняются ролями. При заказе дети могут пользоваться моделя­ми, предложенными в модных журналах. «Приемщик» принимает заказ только в том случае, если «клиент» описал его во всех подробностях.

     

                                                                                            На швейной фабрике

    Задачи:

    - активизировать представления о характере труда на швейной фабрике;

    - развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус;

    - помогать детям овладеть разными формами сотрудничества
    (своевременное включение в общее дело, групповая и индивидуальная ответственность, взаимоконтроль);

    - воспитывать интерес к труду работников швейной промышленности, уважение к результатам их труда.

           Игровая задача: хорошо и быстро «сшить» одежду.

           Оборудование: вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды (платья, юбки, блузы, брюки, рубашки, шорты, пальто, куртки, пла­щи и т.д.), соответствующие им отдельные части одежды (рукава, штанины, верх или низ платья, пояс, воротник, застежки и т.д.) для нескольких комплектов, разного цвета и размера. Для каждого кон­вейера есть автокар, на котором в отдельных коробках лежат детали разной одежды.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям поиграть в швейную фабрику. Спрашивает, чем она отличается от ателье (размер помещения, ко­личество работников, оборудование цехов, используемые машины, качество и количество изготавливаемой продукции, условия труда, конвейерный тип изготовления одежды). Просит объяснить, почему потребности людей в одежде не могут удовлетворить только ателье. Предлагает детям объединиться в две-три группы. Вместе с детьми организует столько же конвейерных линий, на каждой — изготовле­ние одного-двух видов одежды, но разного цвета и размера. Объяс­няет, что каждая группа, работая на конвейере, из деталей собирает определенный вид одежды. Каждому ребенку автокар подвозит один вид деталей (например, рукава, штанины разных цветов и размеров). Дети складывают одежду на листе плотной бумаги, вставляя отдель­ные детали в прорези. На конце конвейера складывают изделия стоп­кой. На каждом конвейере изготовляют одинаковое число изделий. Когда работа закончена, воспитатель-«контролер» проверяет изделие, обсуждая его достоинства и недостатки с детьми. Выигрывает группа, у которой получилось меньше брака.

           Примечание. При первом проведении игры воспитатель исполь­зует детали трех расцветок и двух размеров, при ее повторении уве­личивает их количество.

           Возможна и другая форма контроля — группы обмениваются изделиями и оценивают результаты труда своих товарищей. Для пополнения и разнообразия ассортимента одежды воспитатель привлекает детей к подготовке заготовок: разрисовке и разрезанию на детали готовых моделей, а также созданию новых.

     

    Продукция швейных фабрик

    Задачи:

    — расширять знания детей о труде взрослых в швейной промышленности;

    — развивать умение классифицировать виды одежды, внимание, речь (обогащать словарь понятиями «ярлык», «размерный ряд»), быстроту реакции;

    — упражнять в расположении предметов по порядку от самого
    маленького до самого большого;

            — формировать интерес к труду взрослых, уважение к результатам их труда, воспитывать стремление к опрятно сти, аккуратно сти.

           Игровая задача: распределить «товар» по отделам. Оборудование: предметные карточки с изображение разных видов одежды (нижнее белье, верхняя одежда, одежда, надеваемая поверх белья, чулочно-носочные изделия, головные уборы, постельное белье, спальные, кухонные принадлежности и т.п.), несколько видов детской одежды, номера одежды на клейкой бумаге.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям отправиться в супермаркет, где продают товары, производимые швейным фабриками и мастерскими. Вспоминает с детьми, какой товар производят на швейных фабриках, для чего, в каком количестве. Уточняет вопрос о том, как правиль­но выбрать в магазине товар. Дает понятие «ярлык». (Листок на товаре с указанием необходимых сведений.) Рассматривает ярлыки на заранее подготовленной детской одежде (размер, рост, состав ткани, рекомендации по уходу, производитель). Спрашивает, как на швейной (фабрике выбирают размер одежды, которую будут шить. Вводит понятие «размерный ряд» (одежда от самого маленького до самого большого размера на любую фигуру). Воспитатель предлага­ет детям поделиться личным опытом покупки одежды с родителями в магазине.

           Далее воспитатель дает детям возможность внимательно рассмо­треть предметные картинки. Разбивает детей на необходимое ко­личество групп. Каждая группа комплектует товары своего отдела. Это надо сделать быстро и правильно. Причем товары одного вида представлены всеми размерами. Их надо расположить по порядку, наклеив клейкой лентой номер. После того как дети справятся с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения, а дети рассказывают о своем товаре (что это, какого цвета, качества, кто может купить).

         Задачи:

       — продолжать знакомить со свойствами тканей;

    — закреплять полученные знания;

         — обогащать словарный запас, научить подбирать ткань для разных видов одежды.

    Игровая задача: сделать заказ.

    Оборудование: эскизы одежды, лоскутки тканей, конверты.

    * * *

           Воспитатель объявляет об открытии ателье. Предлагает детям заказать в нем одежду. Необходимо назвать вид одежды и материал, из которого ее надо сшить. Например: «Я хотел бы сшить пальто из коричневого драпа».

           Если ткань выбрана правильно, лоскуток вставляется в конверт с эскизом, т.е. заказ принят. Если ребенок ошибается, заказ возвраща­ется, и «заказчик» приходит «на другой день».

    Моделирование свойств ткани

    Задачи:                                                                 

    - закреплять знания о свойствах ткани;

        - знакомить с профессией инженера-технолога швейного про­изводства;

        - учить сравнивать ткани по основным свойствам, определять совокупность свойств конкретной ткани;

        - развивать внимание, любознательность, пытливость, речь;
        - формировать интерес к профессии.

        Игровая задача: подобрать ткани к определенному виду одежды.

        Оборудование: лоскутки ткани с разными свойствами, тазик с водой. .                      

    Вариант 1

           Воспитатель предлагает детям поиграть в лабораторию. Ткани берут как совершенно противоположные по структуре, так и схожие. Опыт проводится с каждой тканью в отдельности: мнется ли, рас­тягивается или нет, замачивается с последующим выжиманием и измерением количества впитавшейся воды.

    Вариант 2

    Воспитатель предлагает детям стать инженерами-технологами швейного производства. Объясняет, чем они занимаются. Ставится задача: подобрать ткань для определенного вида одежды. Вместе с детьми воспитатель графически на карточках изображает определен­ное свойство ткани. С помощью условных обозначений далее дети выстраивают цепочку свойств конкретной ткани. Выбирают ткань, соответствующую заказу.

     

    Сошьем лоскутное одеяло

    Задачи:

    — знакомить с разновидностью народного художественного творчества — изготовлением лоскутного одеяла;

    —закреплять представления о названиях, назначении разных видов ткани, геометрических формах;

             - развивать память, связную речь, ориентировку в простран­стве, образное мышление, воображение, эстетический вкус, активизировать словарь;

             - формировать коммуникативные способности, интерес к на­родному творчеству.

    Игровая задача: «сшить» лоскутное одеяло. Оборудование: мел, лоскутки тканей квадратной формы.

                            * * *

           Воспитатель приносит детям лоскутное одеяло или коврик (альбом с фотографиями, фрагмент лоскутной техники или книгу «Лоскутная техника»).Рассказывает о том, как появились лоскутные одеяла и коврики. Предлагает рассмотреть лоскутки, из которых сшито одеяло, назвать типы использованных тканей. Обращает внимание на сочета­ния рисунков, цвета, которые вызывают у человека положительные эмоции, желание потрогать вещь, любоваться ею. Спрашивает, какие формы лоскутков использует мастерица. Рассказывает о том, что при шитье лоскутного одеяла применялись самые разные ткани, какие только оставались от шитья или старых вещей. Показывает способы соединения лоскутков.

           Воспитатель предлагает детям стать народными умельцами, сшить свое лоскутное одеяло. Дети выбирают себе лоскуток квадратной формы. На полу чертятся классики. Каждый ребенок выбирает себе квадрат. Он должен рассказать, лоскуток какой ткани он вошьет па это место, какой расцветки, рисунка. После того как все дети подгруппы встанут на свои места, воспитатель дает задание определить, насколько сочетаются соседние лоскутки, красивым ли получится одеяло. Дети могут меняться местами или подбирать другой лоскуток. Вос­питатель закрепляет понятия ориентировки на плоскости и от себя.

           Затем дети выкладывают лоскутки на полу или столе. Воспитатель предлагает зрительно закончить изделие, разложив тесьму по контуру квадрата. Спрашивает у детей, какие эмоции вызывает такое одеяло, хотели бы они спать под ним. Предлагает пометить все лоскутки.

           В течение недели дети вместе с воспитателем сшивают лоскутки. (Можно поручить кастелянше или родителю доделать одеяло для куклы.)         

                                                                          

                                                       Чья одежда?      

    Задачи:

           - уточнять знания о рабочей одежде, особенностях ее изготов­ления;

           - учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий (почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика);

           - воспитывать интерес к людям разных профессий.

    Подбери глагол

    Задачи:

           - закреплять представления о действиях, совершаемых работ­никами ателье, активизировать и пополнять словарь приста­вочными глаголами;

           - развивать внимание, быстроту реакции;                     

           - формировать интерес к миру профессий.

    * * *

           Воспитатель начинает фразу, а ребенок заканчивает. Игру можно организовать с мячом. Если ребенок не знает ответа, мяч передается следующему. Как усложнение можно ввести толкование понятий (что значит «сшивает детали»?). В данном случае будет развиваться еще и объяснительная речь. Разъяснение понятий воспитатель может взять из толкового словаря.

    Портниха детали платья ... (сшивает).

    Слишком широкое платье портниха ... (ушивает).

    Слишком узкое платье портниха ... (расшивает).

    К платью пуговицы портниха ... (пришивает).

    На платье аппликацию портниха ... (нашивает).

         Низ у юбки портниха ... (подшивает).

         Портниха дырочку на платье ... (зашивает).

         Швея на швейной машинке ровный шов ... (строчит).

         Швея по краю воротника отделочный шов ... (отстрачивает).

         Швея одну деталь брюк к другой ... (пристрачивает).

         Швея поверх куртки карман ... (настрачивает).

         Закройщица на ткань выкройку ... (накладывает)

         Закройщица на ткани детали выкройки ... (раскладывает).

         Чтобы выкроить одинаковые части переда блузки, закройщица ткань ... (складывает).

        Приемщица ателье вежливо клиентов ... (встречает).
        Приемщица ателье заказ на пошив одежды ... (оформляет).
        Приемщица ателье день примерки ... (назначает).                 

       Приемщица ателье оплату за работу от клиента ... (принимает).

     

    Классики

    Задачи:

           - активизировать знания о действиях, совершаемых людьми разных профессий в швейной промышленности;

           - развивать умение скакать на одной и двух ногах, быстроту реакции, память, речь;

          - формировать желание участвовать в коллективных играх.

    * * *

           Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нарисованным квадратам, когда правильно ответит на вопрос воспитателя. Услож­няется и способ прыжков.

    Кто принимает заказы в ателье? (Приемщик.)

         Кто консультирует клиентов по выбору модели? (Модельер, ди­зайнер.)

        Кто снимает с клиента в ателье мерки? (Закройщик.)

        Кто кроит ткань по выкройке? (Закройщик.)

    Кто сметывает детали выкройки? (Портниха, швея.)

        Кто примеряет платье клиенту после сметки всех деталей? (За­кройщик.)

    Кто прострачивает швы? (Портниха, швея.)

    Кто отглаживает швы? (Швея, гладильщица.)

        Кто следит за состоянием швейных машин? (Мастер по швейным машинам.)

    Кто руководит ателье? (Директор.)                     

        Кто следит за освещением в ателье? (Электрик.)

     

    Что будет, если...

         Задачи:

           - активизировать знания о профессиях людей в швейной про­мышленности;

           - учить прослеживать логическую последовательность между событиями;

           - учить строить сложноподчиненные предложения;

           - развивать целенаправленное внимание, мышление, вообра­жение;

           - формировать интерес к профессиям.

    *  *  *

           Воспитатель произносит первую часть предложения, а ребенок вторую. Версий придаточного предложения может быть несколько, поэтому достраивать его могут несколько детей, При ответе ребенок строит предложение полностью. Возникшую ситуацию можно обсу­дить с детьми, обучая их умению высказывать суждение.

    Если закройщик выберет выкройку не того размера, то...

    Если закройщик неточно снимет мерки с клиента, то...

    Если закройщик неряшливо обведет на ткани детали выкройки, то...

    Если закройщик забудет оставить место для швов, то...

         Если во время примерки закройщик будет невнимателен, не учтет пожелания клиента, то...

         Если у закройщика будут тупые ножницы (резак), то...

         Если у закройщика во время примерки не будет сантиметра и игольницы, то...

    Если портниха не наденет наперсток, то...

    Если портниха неровно сложит детали, сметывая их ниткой, то...

    Если портниха, сшивая детали, сделает швы неровными, то...

    Если портниха при сшивании деталей растянет их, то...

    Если портниха пришьет пуговицы не на нужное место, то...

         Если портниха прострочит швы на платье, прежде чем его при­мерит клиент, то...

    Если портниха неправильно подберет цвет ниток к ткани, то...

    Если портниха не будет убирать на место иголки, то...

         Если вышивальщица задала вышивальной машине неправильную программу, то...

         Если вышивальщица была невнимательной при вышивании узора на кофте, то...

         Если приемщица неправильно запишет в квитанции адрес и теле­фон клиента, то...

    Если приемщица будет грубо разговаривать с клиентами, то...

    Если приемщица забудет назначить клиенту день примерки, то...

         Если приемщица положит квитанцию не к той материи, которую выбрал клиент, то...

         Если мастер по ремонту швейных машин не будет их своевременно осматривать и ремонтировать, то...

    Если в мастерской отключится электричество, то...

         Если уборщица не будет убирать и мастерской мусор, проветривать вовремя помещение, то...

     

    Найди причину

    Задачи:

           - активизировать знания об особенностях профессий работников ателье;

           - учить устанавливать причинно-следственные спичи, выражать их в речи придаточным предложен нем;

           - развивать умение строить суждение.

    *  *  *

           Воспитатель задает детям ситуацию, а дети должны найти причину(ы) происходящих событий и правильно ее (их) сформулировать в придаточном предложении. Ответ ребенок может дополнить . пояснениями в форме суждений.

        После первого посещения ателье клиент остался доволен, потому что...

        Закройщица не смогла точно вырезать детали платья, потому что...

    Портниха не смогла подготовить платье к примерке, потому что...

    У портних заболели глаза, потому что...

    Приемщица не могла вызвать клиента на примерку, потому что...

        Клиент сердечно поблагодарил закройщика и портного, потому что...

    Швы на платье топорщились, потому что...

    Карманы на сарафане были пришиты косо, потому что...

    Платье оказалось на размер больше, потому что...

    Во время примерки платье не налезло на клиентку, потому что...

     

    Определи род существительного

    Задачи:

             - учить определять и называть род существительного;

             - закреплять знания о труде портнихи;

    - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, диалогическую речь;

    - формировать интерес к профессии портнихи.

    Платье (оно) стало мало.                

    В чем же пойду я на торжество!    

    Кружево можно к платью пришить,  

    Сможет оно его удлинить.               

    Кружево можно вставить в плечо,

    С кружевом станет шире оно.

    Зеркало мне отраженье покажет,

     Правду оно про наряд мой расскажет.

    Вопросы и задания                                                  

    - Почему героиня стихотворения решила починить платье?

    - С помощью чего она это сделала? Стало ли платье красивым?

    - Как героиня определила результат своей работы?

    - Назовите имена существительные среднего рода, используемые в стихотворении.

    - Как можно проверить, что эти существительные среднего рода? (Прибавить «оно мое»).

    - Выделите одно существительное женского и одно мужского рода. Как вы это определили?

     

    Приставка     

    Задачи:                                                                                 

           - активизировать знания о работе швеи;

           - развивать умение выделять приставочные глаголы, объяснять их значение;

           - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие;

           - формировать интерес к труду взрослых.

                     Мама дочке платье шила.
                     На машинке швы прошила,
                     Сшила
    ровно все детали,
                     Вшила поясок на талии,
                     Вышила цветочек яркий                            

                     И зашила ровно складки,       

                                                  Пуговицы в ряд пришила,

                     А манжет слегка ушила,         

                                          Ровно нижний край подшила.
                                          Платье все уже отшила.

                                          Лишь карманы перешила,

                      Да кокетку отстрочила.
                      Платье вышло — хоть куда!
                      Дочка в платье хороша!        

                      В нем на утренник пойдет,

                      Песню звонко заноет.

    Вопросы

    - Какие действия совершала мама, когда шила платье для дочки?

    - Что значит «шить», «сшить»? зготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, кожи.)

    - Что значит «прошить»? (Сшить сквозным швом, сделать шов, швы на чём-нибудь.)

    - Что значит «вшить»? (Вставить, пришив )

    - Что значит «зашить»? (Починить, сшить края, а также соеди­нить швом концы чего-нибудь.)

    - Что значит «пришить»? (Сшивая, прикрепить,)

    - Что такое «ушить»? (Укоротить, сузить, зашивая.)

    - Что такое «подшить»? (Пришить что-нибудь или л чему – нибудь с изнанки, снизу. Зашить, подогнуть узкой полосой край чего- нибудь.)

    - Что такое «отшить»? (Закончить шить.)

    -Что такое «перешить»? (Переделать сшитую вещь, сшить  подругому.)

    - Мама какая?  Какое платье у нее получилось? Куда дочка в нём пошла?  

    ***

    Многозначные понятия

    Задачи:

    — расширять знания об окружающем мире, показать многозначность слова «игла»;

    — развивать внимание, память, речь;

    — формировать познавательный интерес.

                                                                    * * *

    Колкие иголки у зеленой елки,

    Поострее — у ежа,

    Колет ими он врага.

    Есть иголки у сосны,

    Далеко они видны.

    Есть машинная игла,

    Для шитья она нужна.

    Хирургической иглой

    Раны зашивают,

    И поэтому они

    Быстро заживают.

    А вязальная игла

    Для вязания нужна.

    Мы сидим как на иголках,

    Неспокойно что-то нам.

    Гости все никак не едут,

    Ждем мы их уже с утра.

    Вот и гости на пороге,

    Все с иголочки одеты.

    Только что из магазина —

    Их и задержало это.

    Вопросы и задание                                                           

    - О каких иглах говорится в стихотворении?                 

    - Чем они похожи и чем различаются?

    - Как вы понимаете выражения «сидеть как на иголках», «одет с иголочки»?

    - Нарисуйте то, о чем говорится в стихотворении.

    - Из какого материала сделаны швейные, машинные и хирурги­ческие иглы? Почему?

    - Как называются деревья, у которых листья в виде иголок?

    •                                                        ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

                                                               Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

    Задачи:

           - формировать игру как деятельность; развивать ролевое взаи­модействие детей, способность выполнять взятую на себя роль до конца, взаимодействовать с партнерами по игре сообразно сюжету;

           - активизировать знания о профессиях людей, работающих в ателье.

                                                             

                                                         Театрализованный этюд на развитие воображения                    

                                                                              «Сошьем куклам платье»                   

    Задачи:

           - закреплять представления о действиях портного;

           - развивать воображение, точность и выразительность движений, ориентировку в пространстве;

           - формировать коммуникативные способности, интерес  к швейному  делу.

           В игре не используется атрибутика. Все действия совершаются в воображаемом плане через пантомимику. Воспитатель вербально точно описывает действия детей, помогает при необходимости вы­разить себя.

           Воспитатель. Дети, я вчера посмотрела на наш кукольный уго­лок, и он мне что-то не очень понравился. Как вы думаете почему?

      Дети отвечают.

           Мне совсем не понравились платья наших кукол. Они уже обносились,  вышли из моды.     
           А не сшить ли нам куклам новые платья?

      Дети отвечают.

           Хотите, устроим ателье? Только оно будет необычное, как в сказке о голом короле. Все будет невидимое. Договорились?

      Дети отвечают.

           Где устроим ателье? Что нам для этого надо? Из какой ткани будем шить платья? Чем отделывать? Какого цвета нитки нужны'? Какие принадлежности нам понадобятся?

      Дети отвечают.                     

      Ставьте столы для раскроя. 

         Знаете, что делают закройщики и портные, чтобы каждый раз не искать булавки и иголки? На запястье левой руки привязывают ма­ленькую подушечку, чтобы вкалывать иголки. Давайте я вам привяжу такую подушечку.

          Сначала нужно ровно расстелить ткань, чтобы она не перекоси­лась. Наташа и Лена натягивают и расправляют с одной стороны, а Петя и Леша с другой. Обмеряйте кукол сантиметром. Теперь раз­гладьте ткань ладонями по всей поверхности.

           Посмотрите, нет ли волн, складок. Нет? Тогда приступаем к раз­метке. Вот вам выкройки. Кладите их на ткань, прикалывайте булав­ками, которые у вас в подушечке на левой руке.

      Со всех сторон прикололи? Проверьте, чтобы все было ровно.

      Дети проверяют.

           Теперь возьмите мел, вот он, с острым кончиком. Обводите вы­кройку. Делать это надо очень осторожно, чтобы точно повторить выкройку, не сдвинуть ее, а то платье не получится.

           Откалывайте выкройку, положите ее вот сюда. Не забудьте все булавки воткнуть в свою подушечку на левой руке. Вырезайте нож­ницами.

           Теперь выкроенные части надо стачать. Так говорят портнихи. Это значит соединить по линиям выкройки.

           Отмерьте по локоть нитку, намочите слюной ее кончик, вденьте в иголку, завяжите узелок. Каждый возьмите по две детали и сшивайте их вперед иголкой. Точно складывайте, а то одна сторона будет короче другой.

            Лена, ты какую деталь сшиваешь? Какого цвета у тебя нитка? А ткань какая?

       Лена отвечает.

       Придерживай ткань пальцем, так удобнее.                    

           Сережа, ты сколько по длине уже прошил, покажи? Какая длина стежка? Сколько нитки осталось?

       Сережа отвечает.

           Саша, ты так далеко отводишь руку, что можешь попасть Ане в глаз.

           Лена, мне кажется, что левую сторону ты чуть перетянула, давай поправим.

          Наташа, а ты дырочки для рукавов оставила? Покажи, где они. Какой рисунок на твоей ткани? Не получится ли у тебя, что на одной стороне цветочки смотрят вверх, а на другой — вниз? Ты правильно сложила?

       Молодцы, у всех аккуратно получилось.

           А теперь надо прострочить. Вот швейные электрические машинки. Садитесь каждый за свою. Нажимать надо ногой на педаль. Не под­ставляйте пальцы под иглу. Будьте внимательны!

           Наташа, у тебя хорошо строчит машинка, не пропускает шов? Лена, обметывает ровно, не собирает нитку? Саша, ты строчишь очень быстро, поэтому шов получается кривой. Исправь. Молодец.

      Дети выполняют работу.

           Ну-ка, я посмотрю на ваши платья. Очень красивые! Думаю, что куклам понравятся!

           Но их еще надо отгладить. Вот гладильные доски, включимте утю­ги. Попробуйте, нагрелись? Только не обожгите руку! Побрызгайте водой на шов, а то он не разгладится. Прижмите сильно утюгом. 11е-много подождите, пусть отпарится.

           Саша, пар идет из-под утюга? Наташа, не забудь, у тебя шелк, его надо гладить теплым утюгом, ты не сожгла ткань? Лена, у тебя ситец, его можно гладить самым горячим утюгом.

           Не забудьте, что на утюге есть регулятор, его можно повернуть, и утюг будет греть больше или меньше в зависимости от того, какая у вас ткань.

           Выключите утюг, чтобы пожара не случилось. Давайте наденем платья на кукол и полюбуемся.

      Вы самые настоящие портные! Я вами очень довольна!

    Дети выполняют все воображаемые действия, комментируют их.

     

                                                       Подвижная игра «Классики»

    Задачи:

           - активизировать знания о действиях, совершаемых людьми разных профессий в швейной промышленности;

           - развивать умение скакать на одной и двух ногах, быстроту реакции, память, речь;

           - формировать желание участвовать в коллективных играх.

    * * *

           Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нарисованным квадратам, только когда правильно ответит на вопрос воспитателя. Усложняется и способ прыжков.

    Кто принимает заказы в ателье? (Приемщик.)

         Кто консультирует клиентов по выбору модели? (Модельер, ди­зайнер.)

    Кто снимает с клиента в ателье мерки? (Закройщик.)

    Кто кроит ткань по выкройке? (Закройщик.)

    Кто сметывает детали выкройки? (Портниха, швея.)

         Кто примеряет платье клиенту после сметки всех деталей? (За­кройщик.)

         Кто прострачивает швы? (Портниха, швея.)

         Кто отглаживает швы? (Швея, гладильщица.)

         Кто следит за состоянием швейных машин? (Мастер по швейным машинам.)

         Кто руководит ателье? (Директор.)

    Кто следит за освещением в ателье? (Электрик.)

    •                                                  СТИХИ

                                                        Иголка и нитка

    Задачи:                                                                                

           - закреплять знания о швейных принадлежностях;          

           - развивать внимание, память, диалогическую речь, выразительность речи, пантомимики;        .

           - формировать интерес к рукотворному миру.

                Хорохорилась игла:

    — Для людей лишь я важна!
    С ниткой не хочу дружить.
    Я могу без нитки шить.      
    Нитка сразу загрустила:

                     — Я всю жизнь с тобой дружила-

    А теперь я не нужна.

    Загордилась ты, игла.

    Но иголка продолжала:

    — Я тебя не обижала.

    Ходишь хвостиком за мной,
    Не остаться мне одной.       

                     Нитка горестно вздохнула        

                     — Зря меня ты отпихнула.

                 Вот теперь лежи одна
                 И люби саму себя.
                 Тут катушка изловчилась
                 И под кресло закатилась.
                 А игле того и надо,                  

    Случаю такому рада.         

    Но хозяйка в зал пришла,     

    Нигде нитку не нашла.      

                                  А без нитки и иголку

                                  Даже в руки не взяла

    Вопросы и задание

    Как вы понимаете слово «хорохориться»? (Храбриться, задорно горячиться.)

    Почему игла решила не дружить больше с ниткой?

    Как к этому отнеслась нитка? Что она и по время чувствовала? Какие эмоции выражались на ее лице'/

    Как она решила проучить загордившуюся иглу? Почему игла без нитки бесполезна?

    Для чего нужна катушка?

    Как вы понимаете поговорку «Куда иголка, гуди и нитки»?

    Разыграйте диалог между иглой и ниткой.

                                                                                             Штанишки для мишки

    Задачи:

           - уточнять представления о работе портного;

           - развивать память, внимание, речь;

           - формировать интерес к профессиям взрослых.

    * * *

                               Заказала Маша мишке

    В детском ателье штанишки.

     В ателье она пришла,

    Только мишку не взяла.

    Сшили девочки для мишки ;

    Быстро новые штанишки.

    Только почему-то мишка

    Не надел эти штанишки.

    Вопросы

    - Для кого заказала Маша штанишки? Где?   

    - Почему мишка не стал носить сшитые штанишки?

    - Можно ли без примерки сшить одежду?    

    - Кто снимает мерки с клиента в ателье?      

        - Для чего надо снимать мерки? Что измеряет сантиметровой лентой закройщик?                                            

                                                          Чтение стихотворений других авторов


    Задачи:                                                          

           - закреплять знания о работе портнихи;

           - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, речь;

           - формировать интерес к профессии портнихи, уважение к результатам ее труда.        

                             

    •                                                                       СКАЗКИ И ЗАГАДКИ

                                                           Чтение сказок по истории одежды             

    Задачи:                                                                              

           - знакомить с историей русской одежды, вызывать познаватель­ный интерес к теме;

           - формировать представления о работе мастеров швейного дела в старину, ее отличиях от современной швейной промышлен­ности;

           - развивать воображение, словарь по теме, целенаправленное внимание, диалогическую речь;

           - формировать культуру общения

    Загадки

    Задачи:

           - закреплять знания о швейных принадлежностях;

           - развивать логическое мышление, память, внимание, объясни­тельную речь;

           - формировать познавательный интерес.  

    Ныряла, ныряла

    Да хвост потеряла.      
                                (Иголка.)     

                    Конь стальной,

                    Хвост льняной.

                                               (Иголка с ниткой.)

                              Шагает мастерица           

                    По  шёлку да по ситцу

                    Как мал ее шажок!           

                                               Зовется он — ...     (стежок)

                   

                    Никак не согласится                  

                    Она лежать без толку

                    Кто знает мастерицу,
                    Усердную ...         (иголку).

     

                                                 Всех на свете обшивает,      

                                                 Что сошьет — не надевает,    

                                                                              (Иголка.)    

                                                 Пройдусь слегка горячим я —

                                                 И гладкой станет простыня.

                                                 Могу поправить недоделки

                                                 И навести па брюках стрелки.                         

                                                                               (Утюг.)

     

                                                 У меня подошва есть,

                                                 Только я вам      не нога.

                                                 Я пыхтеть умею паром

                                                 Но совсем не чайник я,

                                                 С электричеством дружу,

                                                 И в хозяйстве помогу.

                                                       (Утюг.)

                                                На змею похожа я или поясок,

                                                В руки поскорей меня

                                                Ты возьми, дружок.

                                                Помогу тебя обмерить

                                                 Я со всех сторон.

                                                 Можешь ты сполна доверии.

                                                 Мне любой фасон.

                                                        (Сантиметр.)

                                                 Сверху вниз, сверху вниз!

                                                 Боком, спинкой повернись!

                                                 Много дела, но зато

                                                 Будет чистое пальто.

                                                         (Щетка.)

                                                 Ощетинилась как еж,

                                                  Только не колюсь совсем.

                                                 Чистить ткани и одежду

                                                  Помогу портнихам всем. (Щетка.)

     

                                                  По названию похожа с той,

                                                  Что на небе сверкает.

                                                  Я ж в одежде для удобства  
                                                  Тихо, мирно проживаю.     

                                                  Вниз и вверх идет дорожка. Кто я?

                                                  Отгадать несложно.

                                                                                           («Молния».)

                                                   Я за петельку цепляюсь так,
                                                   Что расцепить нельзя.       

                                                   Очень прочный, из металла,

                                                    Вас не подведу, друзья.

                                                   Крепко держит ремешок

                                                   Металлический ...              (крючок.)

     

                                                   Маленькая головка

                                                   На пальце сидит,

                                                   Сотнями глаз

                                                   Во все стороны глядит. (Наперсток.)

     

                                                   Пальчик сунь скорей в меня,

                                                   Не боюсь уколов я.

                                                   Медный мой сюртук бывалый,

                                                   Хоть в нем дырочек немало.

                                                                                          (Наперсток.)

                                                    Я на пальцы надеваюсь,

                                                    Режу я, а не кусаюсь.

                                                    Ровно ты меня держи,

                                                    Прямо режь по линии.

                                                                        (Ножницы.)

     

                                                     Два кольца есть у меня,

                                                     Только это не очки.

                                                     Две ноги острей ножа.

                                                     Крепче ты меня держи.

                                                                                              (Ножницы.)

     

                                                     Могу я ровно шов прошить

                                                     И обработать край.

                                                     Могу я петельки прошить

                                                     И даже пуговку пришить.

                                                     Могу я даже вышивать,        

                                                     Любой рисунок выбивать.

                                                                                     (Швейная машина.)      

                                                      Я похожа па иголку,

                                                      Ведь она      моя сестра.                

                                                      Только у меня как шарик

                                                      Округлилась голова.

                                                      Портнихе верно я служу,

                                                      Детали крепенько держу.      

                                                                                                   (Булавка.)

                                                      Состою из двух частей,                       

                                                      Словно круглый бутерброд,

                                                      Дырочка есть в нижней чисти,

                                                      В верхней — все наоборот.

                                                      Куртку застегнешь ты крепко,

                                                      Если будешь со мной метким.

                                                                                                      (Кнопка.)

     

                                                         Дом наш — круглая катушка.

                                                         Мы влезаем ловко в ушко.

                                                        Обмотаем шар земной.

                                                        Любит очень нас портной.

                                                                         (Нитки.)

     

    •                                                               ГИМНАСТИКА И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

                                                                      Любимые куклы

    Задачи:          

           - закреплять представления о действиях портного;

           - развивать слуховую и двигательную память, точность движений, чувство ритма;

           - формировать бережное отношение к игрушкам.

    * * *

    Куклам платье дружно шили.            Дети изображают качание куклына руках.
    Кукол очень мы любили.                  Прижимают ладони к груди.
    Долго нитку продевали,                   Изображают вдевание нитки в иголку.

    Узелок потом вязали,                       Вращают указательными паль­цами вокруг друг друга.

    Отрезали лоскуток,                          Выполняют упражнение «Нож­ницы» указательным и средним пальцами.

    Прошивали вдоль стежок.                Соединяют указательный и большой палец, остальные под­жимают. Изображают движе­ние иголки вперед.

    Утюгом горячим шов                       Проводят горизонтально кулаком по ладони.

    Распрямили, чтобы лег.

    Кукол поскорей позвали, Нарядили.  Машут рукой движением к себе. Проводят руками вдоль тела сверху вниз.

    Не узнали!                                       Разводят руки в стороны.

     

    Мы портные  

    Задачи:

           - активизировать знания о труде портнихи;

           - развивать память, воображение, основные движения, чувство ритма, пространственную ориентировку, слуховое и зрительное восприятие, выразительную речь;

           - формировать интерес к труду взрослых.

    Приготовьте ваши руки,                Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

    Что совсем не знают скуки.

    Надо кукол нарядить,                   Выполняют движения ладонями по телу сверху вниз.

    Им для бала платье сшить.

    Нитку в ушко вденем ловко.         Пальцами левой руки делают «очко»,

    Здесь нужна, друзья, сноровка..

    Чтобы нитку удержать,                 указательным пальцем правой руки проникают в «очко».

    Надо узел завязать.                      Все пальцы, кроме указательных, сжимают; указательные вра­щают относительно друг друга.

    Все детали ровно сложим.          Соединяют подушечки пальцев обеих рук попарно, скрестив пальцы.

    Их сметать игла поможет.

    Шов простроченный расправим,   Ладони складывают, раскрывают.
    Утюгом его отпарим.                   Трут ладонь о ладонь
    Обметаем все края. 
                        Парно сцепляют пальцы рук,

    Потрудились мы не зря.                начиная с большого. Выставляют вперед большой палец.

    Кукол в платье нарядили               Выполняют движения ладонями по телу сверху вниз.

    И на бал их пригласили.               

    Выполняют наклон вперед с разведением рук.

     

    • Картинки раскраски - швейные принадлежности

                                                                                                                        

    • Картинки раскраски - портной

                                                                                                                        

    • Картинки раскраски - модельер одежды

                                                                                                                        

     

           Рекомендации

           Тематическую гимнастику, загадки, стихи, малые фольклорные формы, сказки, дидактические игры и упражнения, сюжетно - ролевые игры, занятия по изодеятельности и т.п. по теме «(Одежда и  обувь» в большем объеме можно найти в [Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011].

           Познавательные сказки о свойствах хлопка, кожи, шёлка, шерсти представлены в [Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015].

           Дидактический материал по изучению свойств ткани содержится  в [23].

      Физкультминутки по теме содержатся в [33].

           Также используются следующие произведения по теме: Г. Люшанин «Мастерица»; Б. Заходер «Портниха»; И. Малярова «Песенка иголки»; С. Михалков «Заяц-портной»; Г. Сулейманова «Тетушка золотошвейка".

     

     

           Список использованной  и рекомендуемой литературы       

     Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

    Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и вооб­ражения. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

    Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

    Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

    Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

    Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

    Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

    Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

     

     

          

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").