Детям о странах и народах мира. Китай

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ МИРА,

в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента

КИТАЙ

                                       

  •        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       Задачи

       Коррекциопно-образователъные:

—  упражнять в образовании различных категорий прилагатель­ных (относительных, притяжательных, сложных, состоящих из двух основ), подборе антонимов, определении места звука в слове;

         —    учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.
       Коррекционно-разеиеающая: развивать фонематическое восприя­тие, внимание, мышление, мелкую моторику.

       Воспитательная: воспитывать эмпатию, толерантность к людям разных национальностей.

       Оборудование: картинки с изображениями животных китайского гороскопа (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза или овца, обезьяна, петух, собака, кабан), звуковая дорожка «Дракон», кар­тонные фигурки мороженого в стаканчике с прозрачным кармашком, в которое вставляют предметные картинки наполнителей (фруктов, ягод и др.), картинка на развитие внимания «Найди одинаковых воздушных змеев», зеленый и синий бумажные змеи и картинки (наклейки) с твер­дыми и мягкими согласными, разные виды бумаги, ножницы, клей.

* * *

       I. Вводная часть

       На слайде (или на наборном полотне) картинки с изображением крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, козы или овцы, обезьяны, пе­туха, собаки, кабана.

       Педагог. Ребята, рассмотрите картинки и подумайте, что свя­зывает этих животных.

       Дети озвучивают свои версии.

       Все эти существа — знаки зодиака лунного календаря. В нем 12 знаков. Это самый старый календарь в мире. Датой его создания считается 2006 г. до н.э. А где же был придуман такой календарь? Ко­нечно, в Китае! Сегодня мы познакомимся с китайскими открытиями, изобретениями и традициями. Послушайте стихотворение.

Почему Китай чудесный                                

Называют Поднебесной?                               

                            Люди древние считали,

Что всю Землю занимали,              

                            И ее под небом синим

                            Лишь китайцы заселили.

                            А драконы, случай редкий,  

                        У китайцев были предки...          

                Чем же славится Китай,  

                Поскорее посчитай. 

Что же за изобретенья

                            Вызывают удивленье?                    

                            Гороскоп, чай, вилка,

Порох, календарь и скрипка,

Шелк, бумага, компас, змей...

                            Отправляемся скорей!

                            Что за странная страна!?     

                            Поскорей, дружок, туда!

II. Основная часть

       -   Педагог. Китайскую цивилизацию считают одной из самых древних. Историки утверждают, что она возникла 6 000 лет назад. Китайцы часто называют свою страну Поднебесной. Дело в том, что
многие тысячелетия китайцы были оторваны от других народов и считали, что между небом и землей, посередине, существует только одно государство — Китай, причем располагается оно непосредствен­но под входом в небо. Отсюда и название — Срединное государство, или Поднебесная.

 

Китай.. Одна из древнейших на земле цивилизаций насчитывающая более пяти тысячелетий, родина бумаги, шелка, пороха, чая и многого другого. Причин посетить Китай предостаточно: штурмовать Великую Китайскую Стену, или посетить легендарный монастырь Шаолинь, увидеть терракотовую армию и Запретный город или просто понежится под солнцем на пляжах Хайнаня и полакомиться экзотическими фруктами.

 

       У китайского народа особое отношение к дракону. Дракон — одно из самых почитаемых и уважаемых мифологических существ в Китае. Название этого существа в переводе означает «остроглазый». Жители Поднебесной считают дракона добрым, мудрым существом, его на­зывают Лун. Китайцы поклоняются этому мифическому животному с давних лет. Императоры, например, считали себя потомками дракона. По поверью, именно эти животные первыми населили Землю, а че­рез какое-то время ушли в другой мир. У некоторых видов драконов имеется несколько голов, хвостов, ног, они могут быть разумными и мудрыми, обладать огненным дыханием, пестрой яркой окраской с металлическим блеском. Они могут летать, передвигаться но земле, плавать.

 

Познакомьтесь поближе с мифическими существами Поднебесной империи - драконами...

 

       Китайский дракон — волшебное, фантастическое существо, в его образе есть признаки многих животных. У дракона имеются не­большие рога, похожие на рога благородного оленя, значит, они чьи?

Дети. Оленьи.

     Педагог. Голова дракона напоминает голову верблюда. Чью голову?

Дети. Верблюжью.

Педагог. Глаза дракона похожи на глаза зайца, они...

Дети. Заячьи.

Педагог. Шея, как у змеи, значит, какая?

Дети. Змеиная.

Педагог. Лапы у дракона, как у тигра, значит, какие?

Дети. Тигриные.

Педагог. А когти, как у сокола, значит, какие?

Дети. Соколиные.

       Педагог. Если у дракона длинный хвост, то он — длиннохво­стый, если у него «острый» глаз, то он — остроглазый, острые зубы — острозубый, короткие ноги — коротконогий, большие глаза — большеглазый, длинные крылья — длиннокрылый, толстая кожа — толстокожий, большие лапы — большелапый.

       В праздничные дни по случаю торжественных событий в Ки­тае повсюду можно увидеть шествия с бумажными нарядными драконами, части которых приводятся в движение специальны­ми палками. Поэтому драконы кажутся живыми, движущимися. По-китайски такие шествия называют У Лун Дэнь, т.е. «танцы драконов». Ну а мы поиграем в веселую игру «Поймай дракона за хвост».

Подвижная игра «Поймай дракона за хвост»

       Дети становятся друг за другом, кладут правую руку на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто стоит первым в шеренге, — голова дракона, по­следний — его хвост. Шеренга поворачивается таким образом, чтобы «голова дракона» смогла поймать «хвост». Она не должна разрываться. Если «голова» ухватит «хвост», последний в шеренге идет вперед, становится «головой», а «голова» — «хвостом».

       Педагог. Поиграем с драконом. Он поможет нам в определении места звука в слове: так, если звук стоит в начале слова, то поместим картинку к голове, если звук стоит в конце — к хвосту дракона, а если в середине слова — к туловищу.

       Предлагается звуковая дорожка «Дракон» и предметные картинки (с тем звуком, который педагог посчитает нужным отработать). Например, опреде­ляем место звука [с]. Детям раздают картинки. Они определяют место звука.

Дыхательная гимнастика «Дракон»

       Педагог. Представьте, что вы — дракон, который дышит пооче­редно через каждую ноздрю. Одну ноздрю зажмите пальцем, другой глубоко вдохните и выдохните воздух.

  Дети выполняют задания.

      Китай — родина фарфора, материала, из которого изготавливают посуду. В переводе слово «фарфор» означает «императорский». По­суду из него могли позволить себе только правители и члены импе­раторской семьи. Фарфор ценился за белизну, тонкость и легкость. Мастера никому не выдавали тайну его изготовления. Китайский фарфор был настолько ценен, что модницы даже из черепков разби­той посуды делали себе бусы! Сравним изделия из глины и фарфора. Кстати, изделия из глины какие?

  Дети. Глиняные.

      Педагог. Глиняные изделия темные, а фарфоровые — светлые, глиняные тяжелые, а фарфоровые — легкие, стенки фарфоровых изделий тонкие, а глиняных — толстые, фарфор прозрачный, а глина — непрозрачная, температура обжига фарфора высокая, а гли­ны — низкая.

 

Производство чайного фарфора. г. Дэхуа, Фуцзянь, Китай.

 

       Китай—родина шелка. Производство шелка имеет историю длиной почти в 6000 лет. Согласно одной из легенд жена Желтого императора Хуанди однажды пила чай, находясь под деревом тутового шелкопряда, в это время в ее чашку упал кокон. Женщина стала наблюдать за ним и увидела, как из него вышла крепкая белая нить. Она взяла эту нить и намотала себе на палец. В этот момент жена императора поняла, что эта нить может быть использована для создания ткани.

 

Как производят китайский шелк. Фабрика натурального шелка в районе города Суджоу (Китай).

 

      Китайцы очень ответственно и бережно относятся к своему здо­ровью. С самого раннего утра на улицах, в зеленых скверах можно наблюдать, как молодые и пожилые китайцы выполняют упражнения. Это национальная китайская гимнастика тай-ци (или тай-чи). «Ци» означает положительную энергию. В 2008 г. в Пекине проходила летняя Олимпиада, на которой китайские спортсмены завоевали са­мое большое количество медалей. Наверное, потому, что спортом в Китае занимаются все. А вы хотите стать сильными и ловкими? Тогда давайте и мы займемся гимнастикой.

 

Оздоровительные занятия в китайском санатории гимнастикой ТАЙЦЗИ под руководством опытного мастера. Так что же дают занития тайцзицюань? Во-первых, физическое и духовное здоровье, долголетие. Во-вторых, средство для релаксации и снятия напряжения, возможность быстрого преодоления стресса и осознанных действий в экстремальных ситуациях. В-четвертых, гармонизацию эмоциональной сферы и межличностных отношений.

 

Динамическая пауза «Будем сильными и ловкими»

       Дети вместе с педагогом выполняют упражнения: поднимают руки вверх, приседают, подпрыгиваю!. И т.д.

       Педагог. Около 3000 лет назад китайцы изобрели воздушных змеев. В то время они служили военным целям: их использовали для устрашения врагов в бою. Согларно некоторым историческим за­писям, воздушные змеи были таких огромных размеров, что на них разведчики могли подняться в воздух и обозревать расположение вражеской армии.

  Педагог показывает картинки с изображениями воздушных змеев. Найдите на картинке двух одинаковых змеев.

  Дети выполняют задание.

Игра «Синие и зеленые воздушные змеи»

       Педагог. В наше время воздушных змеев раскрашивают в раз­ные цвета, ярко украшают. Давайте поиграем с воздушными змеями. У нас — синий и зеленый. Синего мы украсим картинками с изо­бражением предметов, в названии которых есть твердый согласный звук, а зеленого — с изображением предметов, в названии которых есть мягкий звук.

       Педагог произносит слова с теми согласными звуками, которые знакомы детям. Воспитанники выполняют задания.

      Одно из самых замечательных изобретений китайцев — мороже­ное. Впервые оно было приготовлено в Китае 4000 лет назад. Кто-то случайно оставил на снегу смесь молока и риса, а когда вернулся, то обнаружил застывшую смесь. А сейчас каких только видов мороже­ного нет! А вы какое любите? У нас есть стаканчики с «мороженым». В прозрачный кармашек нужно вставить картинку и рассказать, какое мороженое получилось.

       Дети. С земляникой — земляничное, с вишней — вишневое, с малиной—малиновое...

 

О том, как в Китае из фруктового коктейля делают мороженное.

 

       Педагог. Весь мир знает Великую Китайскую стену. Ее длина составляла около 8800 км. До наших дней Великая Китайская стена не дошла до нас в первозданном виде, лишь небольшой ее участок длиной в 2400 км сохранился в хорошем состоянии.

 

10 ФАКТОВ о Великой Китайской Стене !!!
Великая Китайская стена – одно из самых грандиозных сооружений всех времен и народов, чудо света – стала символом Китая, о котором наслышаны буквально все цивилизованные люди. У входа на отреставрированной части Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном – «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец». И если подумать, это действительно так!

Строительство, начатое в эпоху Воюющих царств, продолжалось на протяжении более 2000 лет и стоило жизни нескольким миллионам китайцев, чьи души, как говорят, до сих пор бродят вокруг.
По стене могли свободно передвигаться повозки и колонны войск по 10 человек в ряду.

 

       Попробуем на «карте» (листке в клетку) нарисовать план Великой Китайской стены.

       Педагог раздает карандаши и листки в крупную клетку. Под диктовку дети выполняют несложный графический диктант. На плане должна получиться ломаная кривая — Великая Китайская стена.

    В Китае долгое время для записей использовали бамбуковые до­щечки, но они были тяжелыми и неудобными. Для написания книг применяли шелковые простыни, но шелк был очень дорогостоящим материалом. Китайцы изготавливали бумагу из волокон конопли, но она была очень некачественной. Какая по материалу была бумага?

Дети. Бумага была бамбуковая, конопляная, шелковая.

     Педагог. Правильно. Наконец, почти 2000 лет назад китаец Цай Лунь придумал бумагу, напоминающую современную. Она со­стояла из смеси коры тутового дерева, старых тканей и рыболовных сетей. Ее варили, затем растирали до пастообразного состояния и смешивали с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускали в смесь, вытаскивали и встряхивали. Смесь сушили на рамке. Она, засыхала и становилась бумагой. Это изобретение способствовало распространению знаний не только по всему Китаю, но и по миру. А какая бумага существует сейчас?

Дети рассматривают разные виды бумаги и называют.

     Дети. Бумага бывает газетная, альбомная, папиросная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная, тетрадная, акварельная, чертежная, упаковочная.

   Продуктивная деятельность

       Педагог. Бумага и нам понадобится. Пожалуй, каждый знает китайские фонарики. Они являются символом долгой жизни, благо­состояния семьи. Волшебными считаются китайские фонарики же­ланий. Настоящие китайские фонарики желаний — летающие. Они наполнены горячим воздухом или газом. Но летали они не всегда. Дожидаясь особого случая, китайскими фонариками украшали сад или дом, а также использовали как оригинальные светильники. Мы тоже сделаем такие фонарики. А так как красный цвет в Китае счи­тают цветом удачи, счастья, мы сделаем их красными.

       Сложите пополам листок красной бумаги, линейкой разметьте линии на расстоянии 10 мм. Затем режьте по линиям, начиная с того места, где лист сложен, отступив половину от края. Сделайте надрезы и разверните лист. Края соедините по кругу и склейте. Чуть сплющите полученный фо­нарик сверху и снизу, приклейте полоску, на которой он будет держаться. Дети выполняют задание.

 

Мастер - класс: китайские фонарики.

 

     III. Заключительная часть Упражнение на реклаксацию «Цигун»

       Педагог. Мы совершили удивительное и трудное путешествие. Поэтому, чтобы отдохнуть и расслабиться, выполним несколько дыхательных упражнений китайской гимнастики «цигун». Подышим ритмично через нос.                     

  Дети выполняют задание.

       Этот вид гимнастики представляет собой целую систему оздо­ровления и восстановления организма, которая основана на умении управлять жизненной энергией — «ци».

 

 

Энерго-информационное развитие человека: секретные практические техники - секреты долголетия - гимнастика Цигун (Тайны времени: цыгун - секреты долголетия).

 

  •        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА  ДЕТСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ПО ИХ  СОДЕРЖАНИЮ

       Кто из ребят не мечтает о путешествиях? На уроках географии в лесной школе не бывает скучно: здесь можно не только узнать о жизни океанов и материков, но и побывать вместе с профессором Иноземцевым в разных странах, познакомиться с государственной символикой, с достопримечательностями столиц. Занимательная география для детей позволит узнать удивительные вещи, подготовит дошкольников к началу учебной жизни. Размещённые на канале видеоуроки по географии могут быть использованы не только для семейного просмотра, но и для показа на занятиях в дошкольных учреждениях.

 

"Чудеса Света" - Великая Китайская Стена. Мультсериал "Уроки Тетушки Совы".

 

Шишкина школа. География.  Китай. Часть 1.

 

Шишкина школа. География.  Китай. Часть 2.

 

 

  •         ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ КИТАЙСКИХ СКАЗОК, БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ

 

"Волшебная кисточка" - китайская народная сказка.

 

Китайская сказка о красном драконе.

 

 

       Источник

       Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам.. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

       Литература

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2014.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по раз­витию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по раз­витию речи и изодеятельности. М., 2012.

Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3—4 лет. М, 2013.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.

Жукова КС, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.

Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.

Молчанова Е.Г., Kpemoea M.A. Речевое развитие детей 5—7 лет в логопункте. М., 2014.

Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего  недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.

     Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                        С уважением, О.Г. Гольская

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА ").