Дидактический материал к лексической теме: Народные ремёсла, промыслы России. Художественные ремёсла народов Приамурья

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены легенды и сказки, беседы и дидактические  игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ", направленные на ознакомление орнаментами и орнаментацией  в декоративно - прикладном искусстве, так и  на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей  дошкольного возраста.

        Знакомство детей с основами декоративно - прикладного исскуства народов Дальнего Востока, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "ЗОЛОТЫЕ РУКИ ПРИАМУРЬЯ", поможет воспитателям  (учителям начальных классов) раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих  родной край, их обычаях, традициях, фольклоре; научить уважительному, толерантному к ним отношению. Учебный материал подобран с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, педагогам ИЗО и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  А. В. Бакушинской, П. П. Блонского, Т. С. Шацкого, Н. П. Сакулиной, Ю. В. Максимова, Р. Н. Смирновой Н.В. Ермолаевой, Т.Б. Митлянской и других, а также собственные методические разработки.

 

       Самым высоким  видом  искусства, 

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронёс через столетия.

М. И. Калинин

 

 

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Русская матрёшка.

                                                                                                                                                              

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Богородская игрушка.

                                                                                                                                                             

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах  России.  Дымковская игрушка.

                                                                                                                                                              

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Каргопольская игрушка.

                                                                                                                                                              

  •  Дошкольникам о народных художественных промыслах  России.  Филимоновская игрушка.

                                                                                                                                                              

 

  •     Рассматривание изделий народно-прикладного искусства (средняя группа).

      Воспитатель показывает детям несколько предметов народно-прикладного искусства — матрешки, дымковскую игрушку, хохломские ложки.

       Посмотрите, что лежит у меня на столе, и назовите эти предметы.

       Как называются игрушки из глины — свистулька, барышня, козлик? (Дымковские.)

       А эти красивые расписные ложки? (Хохломские.)

       Все эти красивые предметы делали и делают только в нашей стране России. У кого дома есть матрешки, дымковская игрушка или хохлома? (Ответы детей.)

       Давайте с вами устроим в нашей группе выставку изделий, сделанных русскими мастерами? Вы все принесете из дома мат­решку, дымковскую игрушку или что-нибудь из хохломы, и мы с вами их расставим вот на этих полочках. И будет у нас выставка.

       В течение недели дети приносят изделия народно-прикладного искусства в группу, воспитатель каждый предмет рассматривает с детьми и ставит на полочку.

 

  • Выставка предметов народно-прикладного искусства (средняя группа).

       Воспитатель вместе с детьми оформляет выставку изделий на­родно-прикладного искусства, приглашает заведующую, методи­ста или воспитателя из другой группы. Предлагает детям расска­зать о предмете, который они принесли на выставку, о том, что они и знают о матрешках, хохломе, дымке.

       Совместно с музыкальным работником воспитатель организует фольклорный праздник, включив в него русские народные песни, хороводы, игры, потешки, песенки, загадки. Зал оформляют для праздника в русском стиле, украсив его предметами народно-при­кладного искусства.

 

  •  Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Городецкий промысел.

                                                                                                                                                              

  •  Дошкольникам о народных художественных промыслах  России.  Гжель.

                                                                                                                                                             

  •  Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Вологодское кружево.

                                                                                                                                                              

  • Дошкольникам о народных  художественных промыслах России. Жостовская роспись.

                                                                                                                                                              

  •   Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Павлопасадские платки.

                                                                                                                                                              

  •  Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Хохлома.

                                                                                                                                                              

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Дидактические игры.

                                                                                                                                                              

  • Дошкольникам о народных художественных промыслах  России. Педагогическое обследование.

                                                                                                                                                              

 

     Реализация краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья"

  •         Художественные ремёсла народов Приамурья.

       Народы Приамурья — это нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, а также орочи и удэгейцы, живущие пре­имущественно в Приморье и на побе­режье Татарского пролива. Все они бы­ли в основном рыбаками и охотниками. Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу; из природных мате­риалов плели сети, неводы, делали раз­ные ловушки; деревья, кустарники использовали для строительства домов, лодок, нарт, из них делали лыжи, все­возможную утварь; множество расте­ний, трав, кореньев употреблялось в пищу, в медицинских целях. Большую роль в жизни населения играла обра­ботка природных материалов как расти­тельного, так и животного происхож­дения (кож, шкур, кости), поэтому лю­ди хорошо знали свойства всех этих материалов. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природ­ных материалов, необходимых в хозяй­стве: коры березы, из которой делали лодки; крапивы, дикой конопли на нит­ки для сетей и неводов; коры листвен­ницы, которая шла на покрытие летних жилищ;   шкур,  кож,  мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов, при­чем даже тогда, когда ткани стали при­вычными в жизни этих народов. Худо­жественные народные промыслы — изготовление своеобразно декориро­ванных орудий труда, утвари, одежды, обуви и т. п. — занимали в жизни на­родов Приамурья не меньшую роль. чем их основные занятия — охота и рыболовство.

 

Коренные жители Приамурья - наследники Солнца.

 

Кэкукэн.

 

       Традиционные художественные про­мыслы уходят корнями в далекое про­шлое, но многие из них в полной мере бытовали еще сравнительно, недавно — в 1920—1930-е годы.-И до сиx пор жи­вы замечательные умельцы, сохранив­шие секреты своего мастерства.

 

Особенности национальных прмыслов Дальнего Востока. Охота. (1 часть)

 

       Профессионального ремесла у наро­дов Приамурья не существовало. Все необходимое люди делали собственны­ми силами, в своих хозяйствах, а при сооружении дома, лодки из досок сосе­ди помогали друг другу. Правда, среди односельчан выделялись мастера в ка­кой-то области: в изготовлении таллических предметов, циновок, в вышивке, сооружении лодок, — к ним обращались за советами, а иногда про­сили сделать какую-либо вещь.

       У народов Приамурья было  разделение труда между мужчинами и жен­щинами, однако оно не было абсолют­ным. Все работы по дереву считались областью деятельности мужчин. Муж­чины    заготавливали    бересту,   

       Крапиву и дикую коноплю запасали женщины, а нитки из волокон п сетки делали мужчины (женщины иногда им помогали).

       Народы Приамурья жили оседло, но в их расселении не было резких границ. Много нанайских, ульчских, негидальских семей жило на Амуре в нивхских селениях, нивхи — в ульч­ских и т. д. Заключалось много смешан­ных в этническом отношении браков. Все это издавна приводило к активным взаимовлияниям, переплетению куль­тур народов. Большую роль при этом играл своеобразный торговый обмен. Так, известно, что в середине XIX века ороки с северного Сахалина продавали берестяную утварь айнам, жившим на южной половине острова. Старики уль-чи и нивхи до сих пор вспоминают, как привозили от нанайцев кедровые лод­ки; узоры на них служили образцами для тех, кто делал лодки у себя дома; с привозной снимали копию узора и помещали этот рисунок на новой лодке. Известный ученый Л. Я. Штернберг наблюдал, как в 1910 году нивхские торговцы скупали у нанайцев села Тар-гон прекрасные орнаментированные халаты из рыбьей кожи и из ткани, увозили их на устье Амура и на Саха­лин к своим соплеменникам.

       Взаимосвязь и взаимовлияние наро­дов Приамурья способствовали некото­рой унификации у них элементов куль­туры, например техники изготовления утвари, ее орнаментации. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению самого Амура: между нанайцами, ульчами и нивхами. Это отразилось и на сходстве их бере­стяной и деревянной утвари, хотя име­ли место и некоторые различия. И тем не менее нельзя говорить об отсутствии национальной специфики в культуре каждого ий этих народов. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позво­ляют   говорить,   что  для   нивхов   было более характерно изготовление дере­вянных, чем берестяных изделий. Большинство берестяных предметов, бытовавших у нивхов в 1950—1960 го­дах на Амуре, были изготовлены, по свидетельству владельцев этих вещей, их родственниками нанайцами, ульча­ми, негидальцами. Но нивхи были луч­шими резчиками по дереву, чем на­найцы или удэгейцы. Большое значе­ние имело наличие в тех или иных районах природных материалов.

        Не везде рос камыш и близ нанайских селений, поэтому имел место обмен предметами из камыша между жителя ми различных нанайских селений (то же имело место у ульчей). Развитие того или иного ремесла зависело и от традиционных особенностей хозяйства народа. Так, для негидальцев, ороков, орочей и удэгейцев было более харак­терно использование в быту кожаных изделий; народы, жившие по берегам Амура, употребляли их, меньше.

Искусство народов Приамурья, имеющее мировое значение, прежде всего, ценно

не  только  своим  великим  прошлым,  но и  высокой эстетикой современности.

  •       «Золотые руки Приамурья» - изготовление деревянной утвари.

                                                                                                                                               

  •        «Золотые руки Приамурья» - берестяные изделия.

                                                                                                                                               

  •        «Золотые руки Приамурья» - изделия из волокон, ниток. Плетёные изделия.

                                                                                                                                               

  •        «Золотые руки Приамурья» - обработка материалов животного происхождения.

                                                                                                                                              

  •        «Золотые руки Приамурья» - шитьё и украшение одежды, обуви, головных уборов.

                                                                                                                                               

  •        «Золотые руки Приамурья» - ковры.

                                                                                                                                               

  •         «Золотые руки Приамурья» - презентация.

                                                                                                                                               

  •       «Золотые руки Приамурья». Орнаменты народов Приамурья (нанайцев) - аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду.

                                                                                                           

  •        «Золотые руки Приамурья» - традиционная игрушка Дальнего Востока.

                                                                                                                                               
 

  •        Игрушка  по мотивам узоров народов Приамурья, древних наскальных рисунков, сэвэнов-духов. (Автор: Сергиенко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования г. Шимановска, Амурской области).

  •       Возможности создания Приамурской глиняной игрушки в современной жизни. (Автор: Ресненко Артем Дмитриевич. Научный руководитель: Сергиенко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования г. Шимановска, Амурской области).

                                                                                                                                                                        

  •        Проект "Амурская мозаика": история, культура и быт коренных народов нижнего Амура. (Автор: РоманенкоН.Б.- воспитатель МДОУ дс   г. Николаевск- на - Амуре).

                                                                                                                                                                                                    

  •        Организуйте просмотр мультфильмов вместе с детьми о жизни, быте  народов Приамурья.

Нанайцы.

 

Нивхи.

 

  •        Конспект НОД (занятия) по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Приамурья.

                                                                                                                                                   

  •      Конспект НОД (занятия) по теме:"Знакомство с жизьнью эвенков - коренных жителей Амурской области".

                                                                                                                                                   
 

Народные ремёсла народов Дальнего Востока.

 

       Источники.

Сельскому  учителю о  народных  художественных  ремеслах   Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

     Из истории народов Амура.

     Орочи  Хабаровского края.

     Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л.,   1971.                                             

     Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.

     Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Про­блемы этнической истории Берингоморья. М.,  1975.

      Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л.,  1975.

      Богатырев П. Г. Вопросы теории на­родного искусства.  М.,  1971.

  Б ого раз В.  Г. Чукчи. Ч.  I. Л.,  1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч.  II. Л.,  1939.

Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л.,  1965.

Вадецкая Э. Б. Древние идолы Ени­сея. Л.,  1967.

Василевич Г. Н. Эвенки.  М.,  1969.

      Василенко В. М. Избранные труды о на­родном творчестве X—XX веков. М., 1974.

      В д о в и н И. С. Очерки истории и этногра­фии чукчей. М.,  1965.

      В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.,  1973.

      Г у р в и ч' И. С. Этническая история севе­ро-востока Сибири. М-—Л.,  1966.

      Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.

      Турвич И. С. Культура северных яку­тов-оленеводов. М.,  1977.

      Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки.  Магадан,   1969.

      Диков -Н. Н. Наскальные загадки древ­ней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.

      Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л.,  1963.

      Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.

      Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М.,  1979.

      Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.,  1961.

      История и культура народов севера Даль­него Востока.  М.,  1967.

      Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Даль­него Востока. М.,  1980:

Ларькия В.  Г. Орочи. М.,  1964.

      Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан,  1970.

       Меновщиков Г. А. Эскимосы. Мага­дан,  1961.

      М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М.,  1976.

      Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда,  1978, №  1.

Одежда народов  Сибири. Л.,  1970.

      О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних  культур.  М.,   1951.

      Окладников А. П. Утро искусства. Л.,   1967.

      Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Ново­сибирск,   1964.

      Патачакова К. М. Культура и быт ха­касов.  Абакан,  1958.

      П о т а п о в И. А. Якутская народная резь­ба по дереву. Якутск,  1972.

      П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коря­ков, ительменов. — В кн.: Материальная куль­тура народов Сибири и Севера. Л.,  1976.

Радуга  на снегу.  М.,   1972.

Северные россыпи.  Салехард,  1964.

      Симченко К. Б. Культура охотников на оленя Северной Евразии.  М.,   1976.

      Сказки и мифы народов Чукотки и Кам­чатки.  М.,   1974.

Смоляк А. В. Ульчи.   М..  1966.

Таксами Ч.  М.  Нивхи. Л.,  1967.

      Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость.  Магадан,  1967.

      Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях.   М.,   1969.

Хомич Л. В. Ненцы.  М.-Л.,  1966.

 

 

      

      

       Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").

                                                                                                                                                                                                                                              

 

Скачать:

Предварительный просмотр: