Главные вкладки

    Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Учебно - методический комплект  диагностических методик успешности  развития речи детей подготовительной группы создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

     

     

    ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

    Что изучается?

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Содержание диагностического задания

    Критерии оценки

           Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы.

           Беседа по вопросам.

           Вопросы:

    - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
    - Как называется улица, на которой вы живете?
    - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)

    - Сколько этажей в вашем доме?
    - Из какого материала построен ваш дом?
    - На каком этаже вы живете?
    - Какая у вас квартира?
    - С кем ты живешь вместе?
    - Какая самая любимая вещь в твоем доме?
    - Какие интересные книги есть в вашем доме?
    И другие.

           3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

            2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

           1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы.

           Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

           Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака.

           Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

    - Кто стал спорить?
    - О чем спорили животные?
    - Что сказала лошадь?
    - А что сказал человек?


           Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям.

           3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

           2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.

           1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.

           Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

           Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

           Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия.

           Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

    1) появился росток из почвы;
    2) появились листья, и росток тянется вверх;
    3) появился первый бутон;
    4) цветок распустился.

           Задания:

           1. Составь рассказ по сюжетной картине.

           2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания:

    - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.
    - Как называется это растение?
    - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

           3 балла - ребенок легко составляет рассказ под влиянием личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

           2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.


           1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.

           Умение быть доброжелательным собеседником.

           Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности.

     

           3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.

     

           2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова(после напоминания).

     

         1 балл — ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует

           Знания ребенка о синонимах и антонимах.

           1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови».

           2. Игра «Скажи наоборот».

           Задания:

           1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:

    а) среди имен существительных:
    - дом, солдат, боец;

    б) среди имен прилагательных:
    - храбрый, звонкий, смелый;
    - большой, красивый, огромный;

    в) среди глаголов:
    - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

           2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):
    а) сильный (слабый); высокий (низкий);
    короткий (длинный);
    б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться).

           3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.

     

           2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

     

       1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок.

           Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов.

           Дидактическая игра «Закончи предложение».

           Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек).

           Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

           1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

           2. Наступила весна, и (прилетят птицы).

           3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

           4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

           5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь) и другие.

           3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов.

           2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

           1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя.

           Знания о звуке, слоге, слове, предложении.

           1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

           Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

    2. Выделение в слове слогов.

    3. Выделение в слове заданного звука.

           Задание:

           1. Из предложенных слов составь предложение.

    Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.

           2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

           3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

           4. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

           3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

           2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

           1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок.

     

           Высокий уровень: 18-21 балл.
           Средний уровень:  11-17 баллов.
           Низкий уровень:    7-10 баллов.

     

           Литература.

    Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диаг­ностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 35 с.

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».