Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       Учебно - методический комплект  диагностических методик успешности  развития речи детей подготовительной группы создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

 

 

ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

       Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы.

       Беседа по вопросам.

       Вопросы:

- Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)

- Сколько этажей в вашем доме?
- Из какого материала построен ваш дом?
- На каком этаже вы живете?
- Какая у вас квартира?
- С кем ты живешь вместе?
- Какая самая любимая вещь в твоем доме?
- Какие интересные книги есть в вашем доме?
И другие.

       3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

        2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

       1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы.

       Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

       Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака.

       Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь?
- А что сказал человек?


       Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям.

       3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

       2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.

       1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.

       Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

       Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

       Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия.

       Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1) появился росток из почвы;
2) появились листья, и росток тянется вверх;
3) появился первый бутон;
4) цветок распустился.

       Задания:

       1. Составь рассказ по сюжетной картине.

       2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания:

- Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.
- Как называется это растение?
- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

       3 балла - ребенок легко составляет рассказ под влиянием личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

       2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.


       1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.

       Умение быть доброжелательным собеседником.

       Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности.

 

       3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.

 

       2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова(после напоминания).

 

     1 балл — ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует

       Знания ребенка о синонимах и антонимах.

       1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови».

       2. Игра «Скажи наоборот».

       Задания:

       1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:

а) среди имен существительных:
- дом, солдат, боец;

б) среди имен прилагательных:
- храбрый, звонкий, смелый;
- большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов:
- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

       2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):
а) сильный (слабый); высокий (низкий);
короткий (длинный);
б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться).

       3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.

 

       2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

 

   1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок.

       Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов.

       Дидактическая игра «Закончи предложение».

       Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек).

       Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

       1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

       2. Наступила весна, и (прилетят птицы).

       3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

       4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

       5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь) и другие.

       3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов.

       2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

       1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя.

       Знания о звуке, слоге, слове, предложении.

       1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

       Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука.

       Задание:

       1. Из предложенных слов составь предложение.

Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.

       2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

       3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

       4. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

       3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

       2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

       1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок.

 

       Высокий уровень: 18-21 балл.
       Средний уровень:  11-17 баллов.
       Низкий уровень:    7-10 баллов.

 

       Литература.

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диаг­ностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 35 с.

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».