Главные вкладки

    Глоссарий по ТМРР - Лл

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ЛАКУНА - факт отсутствия языковой единицы в одной системе (структуре) при условии наличия аналогичной единицы в другой системе (структуре). Л. межъязыковые, например, в русском языке относительно английского и наоборот. Л. нормативного языка, выявляемые в фактах детской речи. Л. абсолютные и относительные. Л. вмещающие.

    ЛЕКСИКАЛИЗАЦИЯ - процесс превращения некоторого элемента или сочетания элементов в новый устойчивый элемент языка, функционирующий в качестве эквивалента отдельного слова.

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС  – совокупность слов, активный и пассивный словарный состав речи. Лексический запас образует сложную систему; слова в ней связаны друг с другом как по звуковой форме (омонимы, паронимы), так и по значению (синонимы, антонимы), а отдельные группы слов образуют группы частей речи (прилагательные, существительные, глаголы и т.д.) и так называемые тематические группы (названия одежды, посуды, транспорта и др.). Развитие лексического запаса (словарная работа, развитие словаря, лексическая работа) – это работа по усваиванию и уточнению значения слов. Задачи и содержание работы с дошкольниками по формированию словаря были сформулированы Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, О.И. Соловьёвой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, А.М. Бородич. Е.И. Тихеева была противником примитивного увеличения словарного запаса детей на специальных занятиях, содействовала включению в первую программу развития и воспитания детей в детском саду (1932) задачи развития речи и лексического запаса детей во всех видах деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим, обучение). Большое внимание словарной работе уделяла В.В. Гербова (80-е годы ХХ в.) в известной и популярной среди воспитателей серии конспектов занятий для разных возрастов. В 90-е годы ХХ в. коллектив учёных (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др.) во главе с Ф.Э. Сохиным одним из приоритетных направлений развития речи дошкольников выдвинул непосредственное обучение детей в различных видах совместной с педагогом деятельности, развитие словарного запаса «в тесной связи с развитием познавательной деятельности». О.С. Ушакова выделила отдельным направлением работы по речевому развитию детей «ознакомление с окружающим как возможное условие обогащения словаря».

    ЛЕПЕТ - 1) в широком понимании: вокализации, характерные для ребенка в первый год - полтора его жизни - до появления первых слов; 2) в узком понимании: одна из разновидностей вокализаций, сменяющая гуление и гуканье (см.) и представляющая собой слогоподобные цепи консонантных и вокалических элементов, следующих друг за другом.

    ЛЕПЕТНАЯ ЦЕПЬ - последовательность слогоподобных звукосочетаний, произносимых ребенком в период лепета, характеризуется большим количеством повторяющихся элементов, не разделенных паузой. Количество звуков, встречающихся в лепетных цепях, намного превосходит количество фонем родного языка.

    ЛИНГВИСТИКА  – теоретическая основа методики развития речи. Лингвистика рассматривает язык как знаковую систему, которая кодирует окружающую действительность. Ребёнок должен научиться декодировать языковые знаки, то есть понимать их смысл, научиться соотносить слова с конкретными явлениями в различных ситуациях. В лингвистике язык рассматривают, прежде всего, как единую систему, включающую в себя фонетический, лексический и грамматический компоненты. Все эти уровни взаимосвязаны и усваиваются ребёнком с раннего возраста целиком.

    "ЛОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ" - факт установления носителем языка происхождения родственных отношений между словами, не соответствующих их реальным отношениям. Л. Э. может сопровождаться или не сопровождаться звуковой модификацией слова. Л. Э. может приводить или не приводить к семантической модификации слова.

    ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ - метод, при котором последовательно фиксируется речь ребенка в течение достаточно длительного времени (с помощью дневниковых записей, магнитофона, видеомагнитофона).

    ЛЮБАВИНА Г.А. – педагог, исследователь проблем речевого развития детей, разработчик оригинальной речевой диагностики. Автор книг «Этимологическая работа в детском саду» (1998), «Развитие речи дошкольников в общении» (1999), «Детская речь» (2002) и др.