Орнаменты народов Приамурья (нанайцев) - аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВОЕОБРАЗИЕМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ  ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

       ... ... ... Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает само­бытность, художественный гений народа: его поэ­тичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, пре­данность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной    культуры  .... ... ...

       Народ веками стремился в художественной фор­ме выразить свое отношение к жизни, любовь к при­роде, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

       Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отобра­жения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание вос­произвести увиденное. Это обусловливает необходи­мость более глубокого изучения воспитателем твор­ческого опыта народных мастеров, овладения навы­ками изображения народного орнамента, соответст­вующей организации работы с детьми по ознаком­лению с народным искусством и обучению их уме­нию создавать узоры по мотивам украшения изде­лий быта, костюма и др.

       Среди многообразных видов народного орна­мента наиболее доступным для восприятия и изо­бражения детьми дошкольного возраста является аппликация — древнейший способ художественно­го оформления изделий из войлока, кожи, меха сукна, бересты, бумаги.

 

Народный орнамент в аппликации из разных материалов

       Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры наро­да, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой дея­тельности, окружающей природы, климатических условий и на­личия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментиро­вания были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

       Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но Они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перераба­тывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то что в ор­наментах образы передаются плоскостно, изменяются их реаль­ные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

       Народное декоративно-прикладное искусство обладает боль­шими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

       Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные яв­ления, конкретные настроения и переживания. Народные умель­цы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источ­ником всего живого на Земле.

       В изделиях, создаваемых народными мастерами, в боль­шинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает зву­чание орнамента, смягчает его,  в целом  создавая богатую цветовую палитру.

 

Аппликации из мякгих материалов

       Народы Приамурья (нанайцы, ульчи, орочи, удэге и др.) занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научи­лись делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации.

       Основной вид одежды приамурских народов — халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола (рис. 1).

      Оригинально выполняются ковры. Их полотно разбивается на квадраты, круги, треугольники. На плоскости каждого из них помещаются аппликации. Они сшиваются вместе, а их соеди­нительные швы маскируются декоративной тесьмой или вышив­кой. Самобытность нанайских ковров заключается и в цветовом многообразии. В них доминируют зеленые, оранжевые, желтые, синие тона со сложными сочетаниями охристых, зеленых, синих, белых цветов.

 

Рис.1. Нанайский халат.

       Аппликации из мягких материалов в изделиях декоративно-прикладного искусства подчеркивают красоту и многообразие национальных орнаментов, установившиеся традиции использо вания в них природных материалов и образов, самобытносп композиции и цвета.

 

Аппликация из твёрдых материалов

       Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узора­ми, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы.

       В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты.

       В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды. Сквозь ажур прорези она поблескивала теплым искристым мерцанием.

Рис.2.  Коробочка из бересты с наклеенными узорами.

       Изобретательность     нанайских умельцев, а также ульчских и нивхских мастеров (Приамурье) проявляется в ук­рашении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Узор вырезают из бересты, окра­шенной, как правило, в черный цвет. Элементы такого узора приклеивают рыбьим клеем, а потом пришивают их по контуру сухожильными нитками редкими стежками. Когда же создается тонкая аппликация (в один слой бересты или рыбьей кожи), орна­мент наклеивается как бумажный.

       Так, использование различных твердых материалов в создании накладных или врезанных в поверхность украшаемых предметов узоров побуждало мастеров к поиску большей художественной выразительности орнамента, к созданию новых способов скреп­ления аппликаций.

 

       ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (НАНАЙЦЕВ)

       В нанайских аппликациях основные элементы узора образу­ются способом комбинаций рогообразных завитков, спиралевид­ных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червячков. Очень часто их очертания приближаются  к очертаниям  формы рыб, птиц.

       Элементы нанайского орнамента получаются способом складывания  заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей. (На рисунке 3 изображе­но 10 элементов национального нанайского орнамента.)

Рис. 3. Разновидности нанайских аппликационных образцов.

 

       Наиболее простой элемент вырезается приемом симметричного изображения. Несколько одинаковых фигур получаются складыва­нием полоски гармошкой (рис.3, 1). Расположение узорных мо­тивов подчеркивает постепенное усложнение очертаний узоров: от изображения одиночного завитка с отростком, подковообразных фигур к вырезанию сложных завитков с различными ответвления­ми и комбинациями. Так, в подковообразных формах (рис.3, 2) простое закругление парных завитков трактуется то в виде волно­образного мотива, то с отростками и загнутыми друг к другу спи­ралями. Эти элементы вырезают из прямоугольных листов после деления пополам по вертикальному сечению. Длина прямоугольника берется в зависимости от особенностей строения элемента так,   чтобы  в  сложенную  часть  полностью  вписалась   полонина фигуры. Далее помещены более сложные аппликации, в которых по-разному отображена направленность противопоставленных завитков с дополнительными ответвлениями, отростками, прорезными частями. Эти элементы дошкольники могут вырезать толко по нарисованному контуру на половине заготовки. Два других элемента (рис.) также сложные, в них переплетения завитков даны в зеркальном соответствии друг с другом. Использование их в детских аппликациях возможно лишь в частичном  исполнении по заранее намеченному воспитателем контуру .

       Сочетания традиционных элементов по мотивам народного орнамента применяются в украшении национальной одежды, обуви, ковров и т. д.

Рис. 4.  Мотивы украшения нанайских изделий.

 

       Рассмотрим орнаментацию в украшении некоторых изделий - детских халатов, рукавиц, домашних туфель (рис.4). На хахая орнамент идет по вырезу ворота и на рукавах. Цветные полос акцентируют главные линии силуэта, выделяя запах, границы подола. На рукавицах аппликацией украшается тыльная сгорав образуя замкнутое узорное решение в сочетании с меховыми on рочками. Домашние тапочки орнаментируются ажурными нашивками на союзках и боках сплошным узором, декоративность  которого достигается расположением под прорези цветных подкладок. Такой прием используется нанайскими мастерицами для красочного сопоставления двух контрастных цветов фона и узора. Широко применяются нанайцами такие сочетания, как синий с белым и красным, черный с белым и синим, красный с желтым и черным.  Эти комбинации цвета наряду с многообразными завитками opнамента в четком ритме и чередовании позволяют воспитателю организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со своеобразием декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.

      

       Источники.

Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982.-175 с. ил.

 

  

       Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".