Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: Человек. Тело человека

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

     

                                     

      

    *** 

     

    Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов (3-4 лет)

           Приблизительный пассивный и активный словарь: человек, части тела, голова, глаза, нос, рот, губы, язык, зубы, уши, щеки, лицо, волосы, туловище, живот, руки, ладошка, ноги, коленка, палец, пяточка, большой, маленький, мыть, вытирать, слышать, смот­реть, почесать, помазать, нюхать, ходить, причесать, потрогать, кушать, разговаривать, думать, чистый, грязный, сухой, мокрый, теплый, холодный, один, два.

     

           Занятие 1. Тема «Я и моя кукла»

           Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слу­хового восприятия, формирование элементарных математических представлений о парных частях тела.

           Оборудование: кукла, зеркало.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    Всем детям дается несколько заданий.

    Поднимите руки. Потопайте ногами. Похлопайте в ладо­ши. Покажите свой нос.

    2. Рассматривание частей тела у ребенка и у куклы. Детям показывается кукла.

    К нам на занятие пришла кукла Оля. Посмотрите, что есть у Оли?

    Педагог просит одного ребенка показать названную часть тела у куклы, затем посмотреть в зеркало и показать эту же часть тела у себя. Дети повторяют название части тела.

    3. Выполнение поручений.

    Педагог подзывает к себе ребенка, на ушко называет часть тела, которую тот должен показать. По просьбе педагога другой ребенок называет показанную часть тела: «Это ухо».

    4. Игра «Что есть у куклы?»

    Детям предлагается отвечать словами «да» или «нет» на вопросы. Например: «У куклы одна ручка?» — «Нет, две». «У куклы одно ушко?» — «Нет, два». «У куклы один носик?» — «Да, один».

    5. Итог. Сегодня мы с вами говорили о кукле Оле. Кукла Оля похожа на нас с вами. У нее есть такие же части тела, как и у людей.

    •               Занятие 2. Тема «Части тела и их действия»

                  Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предложения.

                  Оборудование: картинки с изображением отдельных частей тела, рисунки с изображением мальчика, предметы (платок, расческа, кофта, туфли, ложка, чашка).

           

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    — Вспомните, покажите и назовите, какие части тела есть у человека. Дети по очереди должны показать на себе и назвать разные части тела.

           2. Рассматривание картинок и ответы на вопросы. Поочередно детям показываются картинки с изображением от­дельных частей тела. Дети должны назвать изображенную часть тела

    - и ответить на вопрос: «Что мы делаем этой частью тела?»

    Что мы делаем ушами? (Слушаем.) Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем.) Что мы делаем носом? (Дышим.) Что мы делаем глазами? (Смотрим.) Что мы делаем головой? (Думаем.) Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим.) Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем.)

           3. Сюжетно-ролевая игра «Помоги Оле».

    На столе лежат предметы: платок, расческа, кофта, туфли, лож­ка, чашка. Посмотрите, к нам опять пришла кукла Оля. Педагог обращается к детям с индивидуальными поручениями, используя такие глаголы, которые предполагают выбор определен­ного предмета из предложенной группы. Таня, вытри Оле нос. Вова, обуй Олю. Лена, напои Олю. И так далее.

           4. Итог. Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всех, кто хорошо работал, я поглажу по ... (головке).

     

    •            Занятие 3. Тема «Качественные признаки частей тела»

           Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое ус­воение простого предложения.

           Оборудование: кукла, ширма, раздаточный материал (карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела), предметный материал (тарелка с водой, мел, грелка).

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Дети должны вспомнить материал предыдущего занятия, ответив на вопросы: «Что мы делаем руками (ногами, головой, ртом и т.д.)?»

           2. Рассматривание и называние частей тела куклы.

    Педагог показывает детям куклу, затем прячет ее за ширму. Из-за ширмы показывается голова куклы. Дети должны закончить пред­ложение: «Вот у куклы ... (голова)».

    Следующие предложения дети строят самостоятельно: «Вот у кук­лы руки». «Вот у куклы ноги».

           3. Работа с раздаточным материалом.

    Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела, и педагог задает вопрос: «Что ху­дожник забыл нарисовать у куклы?» Дети отвечают на вопрос по своим карточкам. Например: «У куклы нет руки». «У куклы нет ноги».

           4. Дидактическая игра «Какие мы разные».

    Педагог вызывает ребенка и предлагает ему потрогать мел.

    Покажи свои руки детям. Дети, мои руки чистые, а Ва­нины руки грязные. Какие руки после мела? (Грязные.)

    Аналогично проводятся практические задания с водой (руки мок­рые — сухие) и грелкой (руки горячие — холодные).

           5. Итог.

    Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всем, кто хорошо работал, я пожму ... (руку).

     

    Тематический цикл «Части тела» для детей 4-5 лет

    (двенадцатая неделя)

           Дети должны усвоить: названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; про­странственные направления (вверх-вниз, спереди - сзади, направо -налево, вперед-назад).

           Лексико-грамматические игры и упражнения

           «Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на. Обогащение словаря по теме.

    Что на голове? (Волосы, лицо, уши.)

    Что на лице? (Глаза, нос, рот, щеки, подбородок.)

    Что на руке? (Пальцы, ногти, локоть.)

    Что на ноге? (Колено, пятка, пальцы, ногти.)

    Что на туловище? (Грудь, живот, спина, бедра.)

           « Что у тебя, а что у куклы?» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

           У тебя голова, а у куклы... (головка). У тебя шея, а у куклы... (шейка).

           «Кто выше, кто ниже». Усвоение понятий выше — ниже.

           Логопед вызывает двух детей и просит остальных сравнить их рост. Дети отвечают, а логопед комментирует: «Правильно, Миша высокий, а Коля низкий. Миша выше Коли. Коля ниже Миши». Затем сажает Колю и вызывает ребенка, который выше Миши. Игра повторяется.

           «Моя семья». Пальчиковая гимнастика.

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Ну, а этот пальчик — я,

    Вот и вся моя семья!

    Логопед. Сколько человек в семье? Сколько пальчиков?

           Чтение с выражением потешки (устное народное творчество).

    Ножки, ножки, где вы были?

    За грибами в лес ходили.

    Что вы, ручки, работали?

    Мы грибочки собирали.

    А вы, глазки, помогали?

    Мы искали да смотрели

    Все пенечки оглядели.

    •        Развитие связной речи

           «Машенька». Закрепление знаний детей по теме.

           «Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

    •        Сенсорное развитие

           « Скажи правильно».

    Ноги у тебя вверху или внизу?

    Нос у тебя сзади или спереди?

    Эта рука у тебя правая или левая?

    Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

           «Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

    Мы картиночку возьмем,

    Куклу пальцем обведем.

    •        Работа над звуковой стороной речи

           «Повтори предложения».

           Две мои ножки бегут по дорожке. Я свой кулачок положила на бочок. Я топаю ножкой и стучу ладошкой. Ой-ой, ой-ой, посмотрите, я — большой! Миша очень маленький, но малыш удаленький.

    •        Физкультминутка -логоритмика

           «Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.

    Левой ножкой — прыг, прыг.

    Правой ножкой — прыг, прыг.

    Мы попрыгаем на двух:

    Ух, ух, ух, ух!

    Влево мы попрыгаем,

    Вправо мы попрыгаем.

    Мы вперед пойдем

    И назад отойдем!

     

     

           Дети 5-7 лет должны знать:

    -о строении человеческого тела, назначении отдельных час­тей (назвать пары органов);

    - как люди внешне отличаются друг от друга;

    - названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах;

    - как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;

    - где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);

    - необходимые правила гигиены тела.

     

           Расширение словарного запаса детей:

           названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, рес­ницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик,

    вкус, зрение, слух, голос, речь, расческа, мыло, мыльница, губка, мо­чалка, полотенце, одежда, зеркало, духи, одеколон;

           признаки: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, тол­стый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, веселый, печаль­ный, довольный, заботливый, красивый;

           действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, под­нимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.

           ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

     

    •        Грамматический строй речи

           Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)

    Тело — тельце,

    голова — головка, головушка,

    рука — ручка, рученька,

    нога — ножка, ноженька,

    палец — пальчик,

    глаз — глазик, глазок,

    уши — ушки,

    шея — шейка,

    нос — носик,

    рот — ротик, роток,

    зуб — зубик, зубок,

    губа — губка,

    язык — язычок,

    пятка — пяточка,

    локоть — локоток,

    плечо — плечико,

    спина — спинка,

    живот — животик,

    щека — щечка,

    лицо — личико,

    ладонь — ладошка,

    голос — голосок.

           Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Голова — две головы — голов,

    рука — две руки — рук,

    нога — две ноги — ног,

    ступня — две ступни — ступней,

    палец — два пальца — пальцев,

    глаз — два глаза — глаз,

    ухо — два уха — ушей,

    нос — два носа — носов,

     рот — два рта — ртов,

    зуб — два зуба — зубов,

    язык — два языка — языков,

    пятка — две пятки — пять пяток,

    колено — два колена — колен,

    локоть — два локтя — локтей,

    плечо — два плеча — плечей,

    спина — две спины — спин,

    живот — два живота — животов,

    волос — два волоса — волбс,

    щека — две щеки — щек,

    лицо — два лица — лиц,

    лоб — два лба — лбов,

    ноготь — два ногтя — ногтей,

    ресница — две ресницы — ресниц,

    голос — два голоса — голосов.

           Образование существительных множественного числа «На­зови по образцу» (детям от 4 лет)

    Палец (а они?) — пальцы,

    плечо — плечи,

    рука — руки,

    нога — ноги,

    язык — языки,

    голова — головы,

    колено — колени,

    ухо — уши,

    лоб — лбы,

    локоть — локти,

    бровь — брови,

    голос — голоса,

    ноготь — ногти,

    веко — веки.

    Лексический строй речи

           Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

    головой мы (что делаем?) -— думаем;

    ушами ... — слушаем;

    глазами ... — смотрим;

    носом ... — дышим, нюхаем;

    ртом ... — едим, пьем, говорим;

    руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем;

    ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем.

           Классификация понятий «Четвертый лишний»

    Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

           Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

    «Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».

           Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

    Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий — высокий, глупый — умный, широкий — узкий, детский — взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать, длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый, черный — белый, говорить — молчать.

     

    •        МИНУТКА ОТДЫХА

     

           Где мой пальчик?

    Маша варежку надела:

    — Ой, куда я пальчик дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не попал!

    Маша варежку сняла:                                                               |

    • Поглядите-ка, нашла!
      Ищешь, ищешь и найдешь.
    • Здравствуй, пальчик!
      Как живешь?

    Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

    У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

    Резинка-Акулинка

    Пошла гулять по спинке.

    А пока она гуляла,

    Спинка розовая стала. (Мочалка.)

    На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза.)

    Твои помощники — взгляни —

    Десяток дружных братцев,

    Как славно жить, когда они

    Работы не боятся.

    И, как хороший мальчик, послушен каждый... (пальчик).

    Всегда он в работе, когда говорим,

    А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

    Красные двери в пещере моей,

    Белые звери сидят у дверей.

    И мясо, и хлеб — всю добычу мою —

    Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

    • Зарядка

    .На носочки поднимайся,

    Приседай и выпрямляйся.

    Ножки в стороны, ножки вкось,

    Ножки вместе, ножки врозь.

    Руки в стороны, в кулачок,             Дети повторяют движения

    Разжимаем и на бочок.

    Левую вверх! Правую вверх!

    В стороны, накрест,

    В стороны, вниз.

    Тук-тук, тук-тук-тук!

    Сделаем большой круг.

    Мы сегодня рано встали

    И зарядку делать стали.                       Шагают на месте.

    Руки — вверх! Руки — вниз!

    Влево — вправо повернись!

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой,

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы кружимся потом.

    Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

    Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

    Мы руки разведем и побежим кругом.

    Руки вверх, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    Руки в стороны, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    Руки вниз, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    • Рассказ воспитателя, рассматривание картинок.

                                                                                                                 

     

    ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

    Доктор Айболит, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, «кроха сын» из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

     

    Варианты содержания дня

           Веселая зарядка
           Ожидаемый результат: дети должны знать части своего тела, уметь показыватъ их на себе, четко и быстро выполнять упражнения
           Цель: развивать координацию движений, внимание; формиро­вать положительно-эмоциональный настрой.

    * * *
    Педагог проговаривает текст. Дети выполняют соответствующие движения.

    * * *
    На носочки поднимайся,
    Приседай и выпрямляйся.
    Ножки в стороны и вкось,
    Ножки вместе, ножки врозь.
    Руки в стороны, в кулачок,
    Разжимаем и на бочок.
    Левую вверх! Правую вверх!
    В стороны, накрест,
    Это успех!
    Вниз опустили и дышим ровно.
    Воздух вдыхаем грудью мы полно.
    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем
    и кружимся потом.
    Мы топаем ногами: топ-топ-топ
    Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп
    Мы руки разведем
    И побежим кругом.

    * * *
    Все вместе, активно и дружно, ребята,
    Займемся сейчас веселой зарядкой.
    К тяжелым вещам переходим не вдруг
    И для начала - разминка рук.
    Пальцы, ладошки, запястья помнем,
    С этих движений зарядку начнем.
    Мы уделили вниманье кистям,
    Ну а теперь переходим к локтям!
    Руки до уровня плеч поднимите
    И, что есть духу, в локтях покрутите.
    Локти, конечно, надо беречь.
    А мы переходим к разминке плеч,
    Словно пловцы в Мировом океане
    Машем синхронно своими руками.
    Зарядка - как цепь. В ней движения - звенья
    Нужно теперь усложнить упражненья.
    Непринужденно - движенья легки-
    Мы начинаем руками рывки.
    К шее от рук перейдем постепенно,
    Чтоб влево и вправо крутилась отменно.
    Наклоны вперед и назад проведем,
    Активней, активнее каждый наклон.
    Есть у зарядки почти что закон —
    В ней должен быть непременно наклон.
    Влево и вправо, вперед и назад,
    Наклоны полезны - так все говорят.
    Спасибо, ребята, за ваше старанье!
    Но, прежде чем вам говорить «до свиданья'»
    Запомните крепко добрый совет:
    Зарядка поможет прожить много лет!

    * * *
    Дружно встали. Раз, два, три!
    Мы теперь — богатыри!
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще
    Через левое плечо.
    Буквой «л» расставим ноги.
    Точно в танце — руки в боки.
    Наклонились влево, вправо.
    Получается на славу!
    (Дети стоят в кругу.  Движения повторяются с увеличением темпа под музыку песни «Петушок».)

    * * *
    Мы сейчас пойдем направо. Раз, два, три!
    А теперь пойдем налево. Раз, два, три!
    Быстро к центру соберемся. Раз, два, три!
    Также быстро разойдемся. Раз, два, три!
    Мы тихонечко присядем. Раз, два, три!
    И легонечко привстанем. Раз, два, три!
    Попляшите, наши ножки- Раз, два, три!
    И похлопайте, ладошки. Раз, два, три!

    * * *
    Малыши, малыши — дружные ребятки.
    Малыши, малыши вышли на зарядку.
    Вот так, вот так! Вышли на зарядку!
    Вот так, вот так! Вышли на зарядку!
    Малышам, малышам закаляться нужно —
    Вот так, вот так!
    Малыши, малыши, потянитесь дружно —
    Вот так! бот так!
    Сели и привстали. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Ноги крепче стали. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Ноги поднимайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Веселей шагайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Потянитесь дружно. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Вам расти всем нужно. Раз, два, три! Раз, два, три!
    Малыши, малыши — дружные ребятки.
    Малыши, малыши сделали зарядку.

     

          Оздоровительные занятия


    * * *


           «Радуга здоровья», «Зеленая аптека», «Приключения в королев­стве микробов», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Королева Зуб­ная Щетка», «Как медвежонок стал сильным», КВН «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!», беседы: «Почему мы двигаемся», «Берегите нос», «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Кто такие микробы» и др.
     

           Дидактическая игра «Узнай по голосу»
           Ожидаемый результат: дети должны знать, что тембр голоса у всех людей разный и по нему можно узнать человека; уметь только по голосу, без визуальной опоры, узнавать, кто говорит.
           Цели: развивать слуховое внимание; формировать интерес к ин­дивидуальным особенностям сверстников.



    * * *


           Дети стоят в стороне. Назначается водящий (из детей), который поворачивается к остальным спиной. Педагог на ушко договарива­ется с одним ребенком, который будет звать водящего. Если водя­щий правильно называет имя этого ребенка, тот встает на его место. Если неправильно, то играет еще один кон. При повторном отгады­вании можно одному и тому же ребенку менять фразы, силу и высо­ту голоса.
     

           Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга»
           Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что люди отличаются ростом, цветом и формой глаз, цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом; уметь находить и называть эти отличия.
           Цели: развивать внимание, зрительное восприятие, умение срав­нивать; формировать интерес к отличительным особенностям свер­стников.
           Материалы: фотографии, вырезки из журналов и т.п. с изобра­жением лиц людей с внешними различиями: одной и разных наци­ональностей, в полный рост, разного пола, возраста.
           Педагог предлагает детям устроить соревнование, чтобы выбрать самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отли­чий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выигрывает тот, кто больше получит фишек. При сравнении сверстников педагог предлагает назвать от­личия без визуальной опоры.

     

           Дидактическая игра «Найди сходство»
           Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида сверстников в группе ДОУ; уметь отгады­вать по описанию или картинке-шаблону, о ком из сверстников идет речь.
           Цели: развивать внимание, память; формировать интерес к свер­стникам.
           Материалы: картинки-шаблоны губ, глаз, носов, овалов лица, при­чесок разных форм и цвета.


    * * *


           Педагог предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет описывать одного ребенка из группы, а дети должны отгадать, о ком вдет речь. Затем покажет один из шаблонов, а дети должны найти, кому он больше подходит.
           Загадывать и подбирать шаблоны может и ребенок, а остальные дети отгадывают. После отгадки проверяют, правильное ли описание подходит ли оно к конкретному ребенку, о каких особенностях внеш­него вида не было сказано в загадке. Тот ребенок, который опишет сверстника наиболее подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.

     

           Дидактическая игра «От младенца до старика»
           Ожидаемый результат: дети должны иметь общие представле­ния обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни
           Цели: развивать наблюдательность, внимание, зрительное воспри­ятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.
           Материалы: фотографии людей от младенческого возраста до старости, семейные альбомы детей.
           Педагог предлагает детям «прокатиться в "машине времени"». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет Затем «отправиться в прошлое», найти свои фотографии в мла­денческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей после­довательности, начиная с самой ранней.
           Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Дети могут полу­чить по одной фотографии, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях «своего» возраста.

     

           Дидактическая игра «Человек и животное» (5—6 лет)
           Ожидаемый результат: дети должны понимать гомологичность органов людей и животных: руки и ноги равноценны лапам живот­ных, волосы — шерсти и т.п.; видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чем оно выражается.
           Цели: развивать наблюдательность, память, речь, умение сравни­вать, обобщать; формировать экологическую культуру.
           Материалы: картинки с изображением животных-млекопитающих.


    * * *


           Педагог предлагает детям выбрать картинку с изображением жи­вотного и хорошо ее рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «пре­вращает» каждого ребенка в животное, которое тот выбрал и предлага­ет отправиться в удивительный мир фауны.
           Педагог. Между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это они, животные? Я назову часть тела или орган, который у меня есть, а вы должны ответить, есть ли это у вас. У меня есть голова, а у вас?
           Дети. Я — лев. У меня тоже есть голова.
           Педагог. У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу все делать, ходить, бегать, прыгать, лазать.
           Дети. Я — кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу передними лапами ловить мышей, катать клубочек, что-то подви­нуть к себе, а на четырех лапах — бегать, прыгать, лазать.
           За каждое правильное сравнение ребенок получает фишку. Выиг­рывает тот, кто найдет больше сравнений.

     

           Дидактическая игра «Человек и животное» (6—7 лет)
           Ожидаемый результат: дети должны видеть параллели в разви­тии человека и животных, уметь об этом рассказывать.
           Цели: развивать умение сравнивать и обобщать, речь; формиро­вать экологическую культуру.
           Материал: картинки с изображением животных и человека (от рождения до взрослого).


    * * *


           Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением животных и людей на разных возрастных этапах, рассказать, как развиваются животные и человек от рождения, в чем сходство и различие. Изобразить поведение животного и человека, когда они только родились, чуть подросли, научились ходить и т.д. Изобразить взрослых животных и детенышей, взрослых людей и детей в конк­ретных ситуациях, старых животных и людей. Можно начальной точкой выбрать картинки с изображением беременной женщины и животного.
     

           Дидактическая игра «Мальчики и девочки»
           Ожидаемый результат: дети должны понимать, что пол необра­тим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разно­го пола отличаются друг от друга; уметь находить сходство и разли­чие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, по­ведении и деятельности.
           Цели: развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание; формировать любознательность.
           Материалы: картинки с изображением детей и взрослых разно­го пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятель­ности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.


    * * *


           Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблю­дательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выиг­рывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
           Далее педагог сам группирует картинки, специально делая ошиб­ки, которые дети должны увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику — кукла и т.п.).

     

    • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Дидактические игры и упражнения по ознаком­лению старших дошкольников с человеческим организмом, профилактикой заболеваний и безопасностью жизнедеятельности

                                                                                                                                                                                          

    • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Загадки, беседы, изодеятельность

                                                                                                                                                                                          

    • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки о человеческом организме

                                                                                                                                                                                     

    • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки и рассказы о предупреждени несчастных случаев

                                                                                                                                                                                          

    • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА.  Стихи

                                                                                                                                                                                     

     

    • ПРОСМОТР С ДЕТЬМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ. Беседа по содержанию

     

    "Эликсир Здоровья" АБВГДейка - азбука здоровья

     

    "Секреты стройности" АБВГДейка - азбука здоровья

     

    "Жизненная энергия" АБВГДейка - азбука здоровья

     

    "Зарядка для всех" АБВГДейка - азбука здоровья

     

    "Как научить легко вставать по утрам"  АБВГДейка - азбука здоровья

     

    Зачем чистить зубы

     

    Хрюша не может найти свою зубную щетку и поэтому не хочет чистить зубы. Но, оказывается, можно и без щетки зубы почистить!

     

     

          

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.")                                                                                          

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сюжетно-ролевая игра «Долина здоровья»

    Т. Н. Ивановская

    Цели: учить отражать в игре знания о профессии врача, использовать во время игры, полученные на занятии валеологические знания.

    Задачи

    Учить детей тренировать свой организм, делать самомассаж и использовать элементы релаксации.

    Закрепить знания детей о строении тела человека и работе внутренних органов.

    Воспитывать желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

    Предварительная работа

    Беседа об Олимпийских играх (история возникновения).

    Рассматривание альбома о разных видах спорта.

    Чтение художественной литературы о профессии врача, спорте, чистоте, сне и т.п.

    Подготовка к занятию: оформление музыкального зала и стенда с распорядком работы спортивной базы.

    Материалы и оборудование: изображения дорожных знаков («Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт»); фуражка шофера и игрушечный руль; бейдж «Тренер»; атрибуты для «врачей» и «медсестры» (фонендоскоп, термометр, тонометр, шпатель, халаты, колпаки, медкарты); плакат «Тело человека», кроссворд «Органы»; крем для массажа, шоколадные медали для награждения всех детей.

    Ход игры

    Воспитатель. Дети, в 2014 году в городе Сочи состоялись зимние Олимпийские игры. Я предлагаю вам провести у нас в саду свои малые Олимпийские игры. Вам, я думаю, хотелось бы в них поучаствовать. Кто знает, что для этого нужно?

    Дети. Нужно быть сильными, ловкими, здоровыми, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня...

    Воспитатель. Дети, я приглашаю вас на спортивную базу «Долина здоровья». Отправимся мы туда на автобусе. Но сначала повторим дорожные знаки.

    Дети повторяют дорожные знаки: «Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт».

    Воспитатель. Дети, займите свои места в автобусе.

    Один из детей надевает фуражку шофера, берет руль, и дети «едут» на спортивную базу. Воспитатель надевает бейдж «Тренер». Дети выходят из «автобуса», строятся в одну шеренгу.

    Тренер. Вот мы и на спортивной базе. Давайте познакомимся с распорядком ее работы.

    9.00—9.05 — приезд спортсменов.

    9.05—9.10 — медицинское обследование.

    9.10—9.25 — занятие на тренажерах.

    9.25—9.30 — беседа с врачом.

    9.30—9.35 — массаж ног, релаксация.

    9.35 — отъезд.

    Дети, перед занятиями на тренажерах все спортсмены должны пройти медицинское обследование.

    Игра «Медицинское обследование»

    Трое детей (они будут «врачами») надевают халаты, три девочки — «медсестры». «Врачи» слушают, смотрят горло, измеряют пульс. «Медсестры.» измеряют температуру, давление. Заполняются карты с результатами осмотра.

    Тренер. Все дети допускаются для занятий на тренажерах.

    Разминка

    Ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках.

    Затем по команде воспитателя-тренера дети рассчитываются на 1, 2, 3-й.

    Тренер. На батуте выполняются прыжки для координации движения. На велотренажере укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивается выносливость, укрепляются мышцы живота и ног. На беговой дорожке развивается выносливость, сила и происходит массаж ног. На мячах-«хоппах» укрепляется мышечный корсет позвоночника.

    Занятия на тренажерах

    Каждая тройка проходит на свой тренажер. Переход на другой тренажер происходит по свистку тренера.

    Тренер. Дети, после физических упражнений у вас усилилось сердцебиение, а значит, участился пульс, проверьте это.

    Упражнения на восстановление дыхания (по выбору педагога).

    Тренер. Будущие спортсмены должны быть не только сильными, но и знать о строении своего тела и работе внутренних органов. Приглашаем вас к врачу на беседу «Функциональные особенности организма человека».

    Дети переходят в «учебный класс».

    Беседа с «врачом»

    Врач (ребенок). Дети, кто может показать на плакате и назвать части тела человека?

    Дети. Тело человека состоит из частей: голова, шея, грудь, живот, спина, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

    Врач приглашает ребенка показать части тела человека на плакате.

    Тренер. Дети, а что вы знаете о важном внутреннем органе человека — сердце?

    Дети. У всех людей есть сердце, которое находится внутри, и его нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать. Сердце человека размером с его кулак. Оно постоянно стучит и никогда не отдыхает. Сердце, как мощный насос, гоняет кровь по всему организму.

    Тренер. Кто может рассказать о другом важном внутреннем органе — легких?

    Дети. Легкие размещаются в грудной клетке. Благодаря легким мы дышим. Они работают и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, всю нашу жизнь.

    Тренер. Дети, а какова роль желудка в нашем организме9

    Дети. Желудок совершает трудную работу Своими стенками он мнет, растирает и примешивает пропитанную желудочным соком еду. Эта сложная работа называется перевариванием пищи, которая как бы варится у нас внутри.

    Врач. Молодцы, дети! Сегодня я познакомлю вас с работой мышц. Мышцы упругие, могут сжиматься и разжиматься. Только благодаря мышцам человек может петь, смеяться, прыгать, размахивать руками. Мышцы заставляют работать и внутренние органы — сердце, желудок, кишечник. Мышцы должны работать. И они не должны лениться. Чтобы ваши мышцы были сильными, крепкими, нужно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, трудом и больше двигаться.

    Наша беседа подошла к концу. И в завершение я предлагаю вам решить кроссворд «Органы».

    Кроссворд «Органы»

    1. Орган слуха.
    2. Орган кровообращения.
    3. Орган дыхания.
    4. Орган осязания.
    5. Орган обоняния.
    6. Орган вкуса.

    Дети выходят из «учебного класса», строятся в одну шеренгу.

    Тренер. После физической нагрузки организма, умственной нагрузки мозга я предлагаю вам сделать массаж ног.

    Массаж ног

    Дети садятся по кругу, снимают носки, кладут правую ногу ш левую и с помощью детского крема делают массаж ног (поглаживание, разминание пальцев, надавливание ш точку внутри стопы). То же самое с левой ногой.

    Релаксация

    Сеанс релаксации проводится под аудиозапись шума моря, крика чаек и пр. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты.

    Воспитатель предлагает вернуться обратно в детский сад. Дети садятся в «автобус».

    Воспитатель. Дети, где мы сегодня побывали? Чем мы там занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось?

    Ответы детей.

    Воспитатель. В следующий раз мы продолжим наши тренировки. А сейчас вы все награждаетесь первыми золотыми медалями — шоколадными!  

    Дошкольная педагогика / Март / 2018