Главные вкладки

    Методика обучения составлению писем (эпистолярному искусству) детей дошкольного возраста

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

     

    ИБ - информационный блок

           Текст №1.

    Приобщайте к эпистолярному искусству с малых лет

           В дошкольном возрасте ребенок исключительно восприимчив в отношении языкового материала. За какие-то 4 -5 первых лет жизни он усваивает обширный (чуть ли не больший, чем за всю остальную жизнь!) словарь, полностью овладевает произносительной стороной речи (за исключением случаев, подлежащих специальной коррекции). Все это богатство — и это самое поразительное — приходит к ребенку как бы само собой, при одном, правда, непреложном условии — соответствующей речевой среде.

           Так называемым «материнским» способом ребенок усваивает лишь один вид речи — устную. Письменной он будет обучаться в школе. А вот готовить дошкольника к овладению в будущем письменной речью можно, нужно и очень полезно во многих отношениях. Обычно такая подготовка сводится главным образом к технической стороне де­ла: подготовке руки с помощью рисования, раскрашивания, так называемого ручного труда — изготовления всевозможных поделок из бумаги, картона, обучения старших дошкольников элементам письма и т. д., что, безусловно, необходимо, но не исчерпывает возможностей ребенка.

           Подготовка же дошкольника к овладению письменной речью как видом речи, отличным от устной по своим психологическим особенностям, большей частью не ведется в семье и не всегда в достаточной мере — в детском саду. Незаменимым в этом отношении средством, доступным дошкольнику, является совместное со взрослыми сочинение писем отсутствующим родным, товарищам по играм, заболевшему другу и т. п.

           В письмах находят отражение все основные особенности, присущие письменной речи как специфическому виду общения — общению с отсутствующим собеседником. Поскольку тот, кому адресуется письмо, не может задать вопросов, если ему что-то неясно, как это бывает при устном общении, письмо должно полно, ясно и последовательно передавать мысль его автора. Каждое написанное слово имеет большее значение, чем устное, где, например, недоста­точная вежливость выражений может быть смягчена ласковой интонацией, жестом, мимикой. В письме все должно быть выражено словом. В устной речи многое дополняет и проясняет общность той ситуации, в которой находятся собеседники. Например, маме, вышедшей с сынишкой встречать отца, достаточно одного восклицания мальчика: «Идет!», чтобы понять его. Отсюда и требование к письменной речи — полно выражать мысли пишущего. В письме должны также учитываться интересы отсутствующего собеседника.

           Обучение детей связной устной речи, которому в дошкольной педагогике уделяется много внимания, является отличной подготовкой к овладению письменной речью, хотя и не всегда рассматривается в этом качестве. Но в еще большей степени дошкольник проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими сочинению писем.

           Сочинение писем (исключая служебную, деловую переписку) всегда содержит в той или иной мере элемент творчества, что и дает основание говорить об эпистолярном искусстве. Известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева еще в 20-е годы писала о пользе сочинения дошкольниками писем и, в частности, рассматривала сочине­ние писем как подготовку ребенка к овладению эпистолярным искусством.

           Привлечение ребенка к переписке с родными, со знакомыми детьми имеет еще и выраженную нравственную сторону: способствует формированию и укреплению таких ценных нравственных качеств и чувств, как дружелюбие, любовь к близким, внимательное отношение к ним, родственные чувства, заботливость, способность к сопережи­ванию; побуждает к добрым поступкам и доступным ребенку проявлениям милосердия. Кроме того, с детских лет закладывается очень хорошая привычка поддерживать переписку и с ее помощью дружеские связи.

           Обдумывая совместно со старшими содержание письма, ребенок осмысливает собственные поступки, может пожалеть о содеянном, захотеть что-то исправить в своем поведении. На подобные мысли его могут натолкнуть и взрослые.

           Так, Миша в письме брату Ставе, служащему в армии, сообщает: «Мне скучно без тебя. Я больше не буду без спроса брать клюшку» (записано воспитателем).

           В письмах, записанных по просьбе автора родителями и воспитателями, дети задают вопросы своим бабушкам и дедушкам, справляются об их здоровье, о других живущих с ними родственниках («Как там дедушка?» — хочет знать Оксана), желают здоровья, счастья, успехов. «Скоро ты приедешь?» — справляется Вова у своей тети, живущей в другом городе. «Желаю счастья и здоровья, чтобы ты никогда не болела», — так заканчивает письмо бабушке Галя. «Летом я приеду и буду помогать тебе посуду мыть и еще морковку поливать», — обещает Виталик бабушке, живущей в деревне. Вера просит маму написать бабушке и дедушке о том, что она хочет пожить у них. Мама объясняет дочке, что бабушке тяжело, что она плохо чувствует себя. Тогда Вера просит маму: «Напиши: бабушка Ира, ты будешь мой птенчик, а я буду за тобой ухаживать». Витя, узнав, что мама пишет письмо своей сестре Зое. вспоминает: «Когда я был на даче тетя Зоя угощала меня клубничкой. Напиши можно я приеду к ней летом?» — «А такую пословицу знаешь? Любишь кататься, люби и саночки возить», — говорит мама. Витя произносит задумчиво «Саночки...» — и тут же находится: «Давай напишем, что я буду помогать клубничку выращивать, поливать... а еще что?» — «Можешь прополку делать - сорняки вырывать»,— говорит мама. «Давай напишем!» — радостно восклицает   Витя.

           Письма (не только детские) много дают для понимания личности пишущего, его поступков. Недаром так велик интерес широких масс читателей к переписке знаменитых людей: писателей, общественных деятелей, ученых Сочиняя вместе с ребенком письма или получая их от него, родители порой открывают для себя такие его прекрасные черты, о существовании которых они и не догадывались раньше. А сколько радости доставляют письма, присланные ребенком во время разлуки с ним! Бывают, конечно, и огорчения. В таком случае приходите; задуматься, как исправить промахи, допущенные в воспитании.

           Сочиняя письмо дедушке, Вова просит написать: «Мой велосипед Витьке не давай, я теперь сам научила кататься, а то он сломает». Мама, записывающая это послание Вовы, сказала: «Может, не будем так писать' Напишем, что ты научился ездить на велосипеде, пусть дедушка порадуется. А про Витю не будем — ведь oн твой двоюродный братик. Дедушка и сам последит, чтобы велосипед никто не сломал». Поразмыслив, Вов; согласился    с    мамиными   доводам. Есть о чем подумать и маме.

           Задание: прочитайте письма детей из переписки воспитанников с Наташей, которая неожиданно и надолго попала в больницу. Определите какое воспитательное значение имела эта переписка на развитие детей?

    Письма Наташе

           «Здравствуй, дорогая Наташа! У меня был рождения, и я пригласил своих друзей в гости. У меня было весело и хорошо. Я вспомнил о на празднике и послал тебе самое красивое яблоко и конфеты. Мы играли в железную дорогу. Я подключил провода, и поезд ездил по железной дороге. Ребятам понравились мои ракушки и камешки и смешные человечки из сучков.

           Мои друзья принесли мне подарки. Подарки мне очень понравились. Очень хороший Чебурашка. Кирюша сделал красивый автобус.   Маме больше всего понравилась машина с багажником. Я перевозил на нем бегемотика, а Чебурашка был шофером. В коробочке, которую подарила Оля, живет белка. В корзиночку я положил сушки. Зайчик у меня стал поваром, он   как будто в белом халате, а мышка живет вместе с чебурашкой.

           Наташа, ты, наверно, скоро придешь к нам. Мы тебя очень ждем.

    Саша».

     

           «Наташа, я придумала подарить Саше белочку. Я сделала туловище из пластилина, а глазки и носик из бусинок, усики из тоненьких   прутиков.

           Мы на празднике очень весело пели песни.

           Мне понравилась одна большая ракушка. Мы строили город для Сашиных солдатиков. У меня и у Наташи получился самый красивый дом, и нам Сашина мама дала ленточку и шоколадку. У Саши есть железная дорога, и он сам умеет де­лать, чтобы по рельсам ехал поезд.

    Лиза».

     

           «Мы очень праздновали хорошо! Мы Саше по­дарили красивые подарки. Мне очень понрави­лись Сашины игрушки. Мама Саши была рада, что мы пришли.

           Саша угощал нас конфетами и яблоками. Мы помогали Сашиной маме накрывать на стол. Мы все ехали на лифте.

    Ира».

           Дошкольник в состоянии овладеть и элементами культуры письма — так называемого эпистолярного этикета: как            обратиться к адресату, как завершить письмо, какие пожелания высказать и т. п. Старшее поколение читателей, наверное, помнит, как писали (а иногда еще и теперь пишут) письма малообразованные люди, чаще всего сельские жители: «В первых строках моего письма сообщаю, что мы живы-здоровы, чего и вам желаем». Немало подобных примеров и в художественной литературе. Если такие письма и вызывают улыбку, то непременно добрую. Как правило, эти письма покоряют своей искренностью, непосредственностью, теплотой, хотя такая форма, безусловно, безнадежно, устарела. Эпистолярный этикет, как и речевой в целом (и вообще этикет поведения), изменяется с изменением социальных условий жизни. И обращение интеллигента: «Милостивый государь», так часто встречающееся в переписке людей прошлого и начала нынешнего века, в наше время — анахронизм.

           К сожалению, правила составления писем не обобщены, хотя они, безусловно, существуют, но остаются «неписаными». Общие правила культуры общения: искренность, вежливость, нравственная воспитанность пишущего — залог того, что письмо будет приятно адресату, принято им с пониманием и удовлетворением. Пишущий должен учитывать интересы адресата, его возраст, а высказывая просьбы или поручения — также и его возможности.

           Свою компетентность в данной области каждый может повысить, обратившись к эпистолярному наследию классиков литературы (оно входит в полное собрание сочинений писателей; в настоящее время предприняты специальные 2-томные издания писем крупнейших писателей), к публикуемым письмам знаменитых людей, а также к художественной литературе, где «немало образцов писем, которыми обмениваются персонажи, юг это и, конечно, собственный опыт переписки помогут   родителям   в   приобщении детей к эпистолярному искусству.

           В художественной литературе встречаются детские письма, хотя их и немного. Старшему дошкольнику можно прочитать рассказ А. П. Чехова «Ванька Жуков». Поговорив о содержании письма, обратите внимание ребенка на адрес, спросите его, получит ли дедушка письмо с таким адресом. Заодно поинтересуйтесь, твердо ли знает свой адрес ваш ребенок.

           Для успеха дела важно, чтобы у ребенка было представление о переписке старших. Если в семье не получают и не пишут писем или ребенка попросту не посвящают в это дело, с чем мы многократно встречались, беседуя с детьми 5—6 лет, то. прежде всего надо ликвидировать этот пробел семейного воспитания. Разумно поступают те родители, которые знакомят детей с собственной перепиской, читают вслух получаемые письма (может быть, выборочно), обсуждают ответ в той части, которая касается ребенка. Можно попросить кого-то из родных или хорошо знакомых ребенку взрослых, старших детей прислать ему письмо или сделать специально для него приписку к письму, адресуемому родителям, чтобы побудить ребенка к ответному письму. Сызмала надо приучать к тому, что письмо не должно быть оставлено без ответа, так как не ответить на письмо — все равно, что "не пожать протянутую руку.

           Вы, конечно, не станете принуждать ребенка сочинять письмо, превращая тем самым могущее стать увлекательным занятие в скучную обязанность. Вызвать у него интерес — дело изобретательности старших. Можно, например, вспомнить стихи С. Маршака о почтальоне, понаблюдать, как опускают письма в почтовые ящики, как приезжает машина, чтобы опорожнить почтовый ящик и увезти письма, и т. п. Воспользуйтесь торжественными датами (дни рождения, Новый год, другие праздники), чтобы вместе с сыном или дочерью выбрать в киоске, в магазине красочные конверты, открытки.

           Собирая письма детей, автор этих строк столкнулся с сопротивлением некоторых из них предложениям их мам послать письмо: в одном случае — бабушке, живущей в отдаленной части города, в другом — любимому двоюродному братику. В обоих случаях (мальчик б лет и девочка 5 лет) сослались на возможность поговорить по телефону. Мамы поступили разумно, отложив свои намерения до удобного случая.

           Желание послать письмо легко пробудить у ребенка, если, например, получено письмо, каким-то образом затрагивающее его (можно и специально договориться, чтобы такое письмо было прислано); если ребенок вспомнил о своих родных: об уехавшей бабушке, старшей сестре или брате, служащем в армии, о товарище по летним играм, о друзьях по дому, откуда семья переехала, или о товарищах по группе детского сада, из которого ребенка перевели в связи с переездом семьи, — появляется удобный случай, чтобы подбросить идею о письме, которое он с помощью старших может послать отсутствующему родственнику или другу и даже целой группе детского сада.

           Вот какое письмо прислала своей любимой бабушке пятилетняя Оля: «Милая бабушка-голубушка! Зачем ты уехала? Когда Костик вырастет, ты приезжай. У меня есть котеночек. Я его назвала Лоскутик. Он весь в разных пятнышках. Желаю тебе не болеть. Целую тебя. Твоя внучка Оля, а писала мама».

           Как же создаются письма, когда ребенок еще не умеет писать? Ответ на этот вопрос однозначен: под его «диктовку». Мы уже привыкли к тому, что ребенок может научиться плавать раньше, чем ходить. И это нашло широкое практическое воплощение, несмотря на первоначальное сопротивление многих родителей. Вот и сочинять письма учите раньше, чем писать. Ребенок рассказывает, а взрослый (или кто-то из старших детей) записывает, помогает вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывают вслух и, если понадобится, вносят дополнения, исправления по инициативе ребенка или с его согласия по совету старшего.

          С какого возраста начинать приобщать ребенка к переписке с родственниками, с товарищами? Е.И. Тихеева считала возможным с 3—4 лет. Наш опыт показывает, что 3—4-летних детей целесообразно знакомить с самим явлением, а совместное со старшими членами семьи сочинение писем в большей мере доступно 5—6-леткам. Впрочем, многое зависит от конкретных обстоятельств.

           Выбирать адресата следует не тогда, когда у отца или матери появилось намерение заняться с ребенком письмом, а заранее. Вся затея выглядела бы надуманной, если бы, усадив ребенка рядом с собой, вы стали бы решать, хоть и вместе с ним, «кому будем писать». Могут только повредить осуществлению ваших намерений и указания: «Будешь учиться сочинять письмо» или «Надо учиться...» и т. п. Гораздо более действенными оказываются упоминания о том, что приславший ранее письмо ждет ответа. «Толик интересуется, когда ты приедешь»,— говорите вы. «Папе очень хочется узнать, получил ли ты его посылку и понравился ли тебе альбом». Подобного рода высказывания побуждают ребенка изъявить желание послать письмо или принять предложение взрослого об этом.

           Прежде чем приняться за письмо, надо сообщить сыну или дочери некоторые правила его составления (а если это делается не в первый раз, нелишне напомнить о них): письмо начинается с обращения, затем можно сообщить что-то о себе, задать вопросы, касающиеся адресата, высказать пожелании ему. В конце попрощаться и написать свое имя.

           Взяв лист бумаги или открытку, удобно расположившись вдвоем, спросите: «С чего начнем?» Если ребенок не знает или вносит неподходящее с вашей точки зрения предложение, спросите, как можно обратиться к дедушке (бабушке, тете и т.д.). Наш опыт показал, что обращения детей в большинстве случаев суховаты, лишены эпитетов, которые дети часто не догадываются употребить. Они предлагали писать: «Здравствуй, дедушка!» или «Здравствуй, бабушка!». Чтобы избежать такого сухого обращения, можно напомнить ребенку о том, как назвала его в письме бабушка или кто-то другой. Уместно и подсказать: «Может быть, капищем лучше так: «Здравствуй, милый дедушка!» или «Здравствуйте, дорогие ребята и Валентина Петровна!». В следующий раз ребенок и сам догадается обратиться таким образом.

           Если ребенок не знает, о чем сообщить дальше, подскажите ему, что он может сказать о том, где он побывал, чему научился, о домашнем животном, о братьях и сестрах, то есть обо всем, что может быть интересно адресату. Дальше может быть задан вопрос: «Хочешь ли ты о чем-нибудь спросить дедушку?» или «О чем ты хотел бы, чтобы тебе написал Вадик?». Затем можно спросить: «Что напишем в конце письма?»

           Главное в таком совместном сочинении письма — не подавлять инициативу ребенка! постараться максимально воплотить его замысел и предложенную им форму выражений, тактично подсказывать возможные варианты.

           Письма ребенка, пусть и написанные не его рукой, а лишь продиктованные им, по возможности сохраняйте. Они не только будут интересны ему, когда он станет старше (как бывают, интересны детские фотографии), но могут стимулировать его к такого рода   действиям, теперь   уже    самостоятельным.

           Некоторые старшие дошкольники пытаются сами писать письмо печатными буквами. Это требует от них больших усилий, они быстро устают, не доведя дела до конца, а все внимание с содержания письма переносится на написание слов. В таких случаях разумнее предложить ребенку написать первые слова — обращение. Все остальное запишут старшие «под диктовку».' А вот приложить к письму рисунок, иллюстрирующий его содержание, или просто в качестве сюрприза - очень уместно и всегда будет приятно адресату.

           В наш динамичный, стремительный век при почти повсеместной телефонизации эпистолярный жанр, к сожалению, все более вытесняется телефонными переговорами, хотя последние ни в коей мере не могут его заменить. Ведь телефонные переговоры лаконичны, сиюминутны, возникающие при этом мысли и чувства нередко случайны, в то время как письмо позволяет обстоятельно и продуманно выразить свои мысли, переживания. Письмо можно перечитать и порой при этом глубже понять его содержание, заново пережить радость общения.

           Приобщение детей с малолетства к эпистолярному искусству будет способствовать возрождению духовной культуры.

     

           Текст №2.

    Обучение детей составлению писем

           Частные письма — конечно, дело частное. Единого ре­цепта нет. Каждый культурный человек обязан не только знать правила написания и оформления писем, но и придерживаться этих правил.

           При обучении детей составлению писем первоначально идет словарная работа (объяснение значений слов) с показом картинок или самих предметов.

           Почтовый конверт - это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

           Адрес – это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. Точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.

           Индекс – цифровой указатель чего-либо. Почтовый индекс цифровой указатель предприятия связи места назначения.

           Адресат – это тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление. Тот, кому ты пишешь письмо.

           Почта - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, а также здание, где помещается такое учреждение.

           Пересылка, доставка средствами этого учреждения. То, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату письма, посылки, бандероли.

           Почтамт - главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение.

           В процессе объяснения детям задаются вопросы, связанные со значениями этих слов.

           Затем перечисляются правила составления писем

           Правило 1. Полученное письмо может распечатать только его адресат. Нельзя читать чужие письма.

           Правило 2. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3—5 дней после получения и в вежливой форме.

          Правило 3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

           Правило 4. В начале послания в правом верхнем углу письма принято ставить дату.

           Далее следует вступительное обращение, “приступ”, основной текст, заключительная формула вежливости.

           Письмо начинается с обращения:: «Здравствуйте...», «До­брый день...», «Дорогой...», «Милый...».

           Официальное обращение:

           Уважаемый Сергей Петрович!

           Товарищ Попов!

           Доверительное обращение:

           Дорогая моя баба Катя!

           Единственная моя подруга!

           В “приступе”описывается причина написания письма:

           Я очень скучаю...

           Мне необходим твой совет...

           Получила от тебя письмо...

           Заключительная формула вежливости может выглядеть так:

           С уважением...

           Примите мои наилучшие пожелания...

           С нетерпением жду вестей...

           Закончить письмо можно пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго» и т. д.

           Правило 5. Письмо зарубежному другу должно быть составлено на языке адресата. допустимо составление письма на английском языке, как наиболее распространенном в деловых отношениях.

           Правило 6. Закончив письмо, обязательно нужно поставить подпись. Если случайно забыли о чём-то написать, можно добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S., что означает: “после написанного”. Никогда не употреблять шаблонных выражений “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдёте ошибку – примите за улыбку”.

           В процессе перечисления правил написания писем детям задаются следующие вопросы?

           Кто может распечатывать полученное письмо?

           Вежливо или нет не отвечать на полученное письмо?

           Кому можно писать письма?

           Как начать писать письмо?

           Что включает в себя письмо?

           Как закончить письмо? И т.д.

     

    Уважаемые студенты!

           Обращаю Ваше внимание на то, что представленная ниже слайд – лекция по модулю «Методика развития связной речи» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля (Обучение детей дошкольного возраста составлению писем); а также поможет при подготовке домашнего задания к практическому уроку по теме:

    - моделирование конспекта занятия на тему: «Анализ работ студентов по теме: «Обучение детей дошкольного возраста составлению писем».

    Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!

     

    P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.

              Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

           Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

              Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

           «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

              ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

    ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

                                                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ » Обучение детей дошкольного возраста составлению писем МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна г. Благовещенск Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены … Н. Кузовлёва

    Слайд 2

    Методика эпистолярного жанра в письмах великих людей

    Слайд 3

    Е.И.Тихеева о значении обучения составлению письму на развитие детей дошкольного возраста

    Слайд 4

    Предварительная работа: использование сюрпризного момента; чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов, организация беседы по содержанию прочитанного; загадывание загадок ; о рганизация экскурсий к почтовому ящику, в отделение связи и сюжетно – ролевых игр; организация продуктивной деятельности; б еседа о профессии почтальона; р ассказ воспитателя о почтовых … ….

    Слайд 5

    о бъяснение детям значений слов

    Слайд 7

    П равила оформления адреса Правила составления писем

    Слайд 8

    Виды композиции текста письма Простые письма - не требующих детального изложения событий, фактов, обстоятельств. Сложные письма – это письма, состоящие из 3 и более частей. Текст таких писем состоит из вступления, основной части и заключения. Требования к письмам. Схема структуры письма

    Слайд 9

    Тематика писем в ДОУ

    Слайд 12

    Виды занятий по составлению писем дошкольниками Методы и приёмы обучения, структура занятия по составлению писем детьми дошкольного возраста индивидуальное коллективное

    Слайд 13

    Вводная часть : 1.1. С юрпризный момент (чтение воспитателем или ребёнком стихотворения/ отрывка из рассказа; загадывание загадок о почтовых принадлежностях; рассматривание игрушек/ предметов на почтовую тематику, сюжетной картины, например, картина «Почтальон» из серии «Кем быть»; прослушивание аудиозаписи музыкальной заставки из любимой телепередачи; вводная беседа или вводный вопрос; создание проблемной ситуации - приём мотивации ). 1.2. Тематическая пальчиковая гимнастика. II . Основная часть: 2.1. Сообщение темы занятия. 2.2. Беседа воспитателя с детьми о чём можно написать письмо (обговаривание микротем письма/ плана письма из 3- 4 пунктов ).

    Слайд 14

    2.3. Беседа воспитателя о том какие речевые фразы нужно будет использовать в каждой части письма . 2.4. Составление детьми вводной части письма: - вопросы к детям (воспитатель на каждый вопрос спрашивает 2-3 детей, задаёт наводящие вопросы; обобщает ответы детей; запись и зачитывание детям конечного результата предложения ); словарная работа (привлечение детей к объяснению слов; хоровое и индивидуальное проговаривание; использование приёма «закончи фразу

    Слайд 15

    нужным словом» во время проговаривания и записи воспитателем очередной фразы); зачитывание воспитателем вводной части письма. 2.5. Составление детьми основной части письма «Как мы готовимся к Новому году» по микротемам: а ) например, «Оформление ДОУ к празднику» вопросы к детям ( в спомните, как взрослые и дети оформляли группу, музыкальный зал, участок); с оставление рассказов 2 – 3 детей; и ндивидуальная работа (воспитатель добивается полных, развёрнутых предложений; активизирует словарь);

    Слайд 16

    б ) например, « П одготовка к празднику на занятиях в ДОУ» вопросы к детям (… … … ); составление рассказов 2 – 3 детей; индивидуальная работа (воспитатель добивается полных, развёрнутых предложений; выслушивает речевые дополнения других детей; активизирует словарь – припоминает с детьми формы речевого этикета для составления письма ); в) например, « Подготовка детей к празднику дома» вопросы к детям (… … … ); составление рассказов 2 – 3 детей; индивидуальная работа (воспитатель добивается полных, развёрнутых предложений; выслушивает речевые дополнения других детей; активизирует словарь);

    Слайд 17

    г ) составление остальных подразделов основной части (вопросы к адресату; высказывание благодарности; просьба писать письма): - вопросы к детям (воспитатель на каждый вопрос спрашивает 2-3 детей, задаёт наводящие вопросы; обобщает ответы детей); запись и зачитывание детям конечного результата предложения ); словарная работа (привлечение детей к объяснению слов; хоровое и индивидуальное проговаривание; использование приёма «закончи фразу нужным словом» во время проговаривания и записи воспитателем очередной фразы); зачитывание воспитателем основной части письма . 2.6. Составление детьми заключительной части письма (передача привета; прощание; концовка и подпись; дата и место написания, если их нет в начале письма): вопросы к детям; словарная работа;

    Слайд 18

    зачитывание воспитателем всего письма . I I I . Заключительная часть : 3.1. Продуктивная деятельность детей: лепка, рисование, аппликация; (повторение ранее разученных стихов, пословиц; драматизация отрывка художественного произведения; отгадывание загадок; дидактические игры и упражнения по разным направлениям речевого развития дошкольников). 3.2. Рефлексия.

    Слайд 19

    Работа воспитателя с детьми после окончания занятия: воспитатель вместе с детьми отбирает рисунки и комплектует письмо; оформляют конверт; опускают письмо в почтовый ящик в процессе организации целевой прогулки; можно показать родителям детские письма, которые дети сочиняли в группе, например, письмо в сказку «Теремок» зверям, жителям сказочного домика, или письмо Колобку с детскими рисунками.

    Слайд 20

    Можно ли предлагать дошкольнику, владеющему навыками письма, одновременно сочинять и писать письмо ?

    Слайд 21

    Домашнее задание Смоделировать и оформить образец письма по теме: «Составление письма детям … … …» (на выбор студентов из предложенных тем: составление письма детям из соседнего детского сада; письмо заболевшему другу или Деду Морозу; в любимую телепередачу) в портфолио по ТМРР , используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга *.

    Слайд 22

    Источники: Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2013. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008. 3. Семья и дети. Каплан Л. Приобщайте к эпистолярному искусству с малых лет. // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 11. 4 . Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма?openclass.ru 5. Требования к составлению и оформлению ... megaobuchalka.ru

    Слайд 23

    6. В . Кондратова «Патриотическое воспитание через игру » // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 9 . Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com