Шпоргалки для студентов.План-конспект по теме: «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина»

Гольская Оксана Геннадьевна

 

автор – составитель: Гамза Надежда Владимировна

студентка III курса

специальность 44.02.04.  Специальное дошкольное образование

руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна

 

       Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;

Развивающие: формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным.

       Интеграция образовательных областей:

Познание, Речевое развитие, художественно-эстетическое, Физическое, Социально-коммуникативное, Чтение художественной литературы.

       Планируемые результаты:

Умеет всматриваться в иллюстрации; замечает выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз); проявляет доброе отношение к животным.

       Материал:

Демонстрационный: портрет Е.И.Чарушина, эстампы «Медвежонок», «Лисенок», «Орленок»;

Раздаточный: книги Чарушина «Медвежата», «Воробьишко».

       Предварительная работа:

Чтение книги Е.И.Чарушина и рассматривание его рисунков.

       Методические приемы

       I.Вводная часть

1.1.Организационный момент

(Дети, а сейчас сядьте на свои стульчики. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве интересного человека)

1.2. Показ портрета художника Е.И.Чарушина, рассказ воспитателя биографии Чарушина:

« Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке. Там же прошло его детство. Мальчик очень любил животных, и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок. Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Женя мог часами наблюдать за их поведение, привычками. Все ему было в их жизни интересно. Вот и начал мальчик зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так появилось другое сильное увлечение – рисование. Когда Женя вырос, он выучился на художника и стал рисовать замечательные рисунки из жизни животных. Рисунки Чарушина не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери как живые».

а) вопросы к детям:

- О каком художнике я вам рассказала?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Где он родился?

(родился в городе Вятке)

-Что любил мальчик?

(Мальчик очень любил животных)

1.3.Физкультминутка пальчиковая

«МЕДВЕЖАТА»

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

(Соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на край стола и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(На счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)

       II.Основная часть

2.1.Сообщение цели

( Дети, сегодня я вас познакомлю с творчеством художника – иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина)

2.2.Рассматривание иллюстрации из книги Е.И.Чарушина «медвежата»

-Кто изображен на картине?

(медвежата)

- Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их. Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.

-Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите.

(маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

(Медвежата)

- Правильно, а почему?

( Потому что художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист.)

2.3.Рассматривание картины «Лисенок»

- Кто изображен на этой иллюстрации?

(лисенок)

- Как чувствует себя лисенок в лесу?

(одиноко, страшно ему)

- Как нам об этом рассказывает художник?

(лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.)

- Каким нарисовал художник лисенка?

(маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным)

- Ребята, посмотрите, на картине изображена елочка.

- Как вы думаете, зачем художник изобразил ее? Мы ведь знаем, что он не любил рисовать посторонние предметы.

(Художник, с помощью елочки, хотел сказать, что лисенку страшно и неуютно в лесу.)

2.4.Рассматривание картины «Олененок»

- Ребята, кто изображен на картине?

(Олененок)

- Давайте рассмотрим, каким художник изобразил олененка?

(Маленьким, беспомощным, слабым. Он с трудом стоит на ногах.)

- Ребята, какие чувства вызывает у вас это олененок?

(Любовь, жалость, желание помочь ему.)

2.5.Вывод детьми

Художник-иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них.

( И детям предлагает высказывать свои желания заботиться о животных , восхищаться их красотой , повадками , умением маскироваться.)

2.6.Физкультминутка для снятия общего утомления

«Звериная зарядка»

Раз – присядка. (Присесть.)

Два – прыжок.( Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.( “Ушки на макушке” – зайчики)

А лисята как проснутся, (Потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться)

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бедрами вправо-влево)

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны)

Начинает все сначала.

       III.Заключительная часть

3.1.Загадывание загадок воспитателем «О диких животных»

-Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

- Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(Волк)

- Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

- Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(ёж)

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

-Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(олень)

-Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(Белка).

3.2. Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили?

(о художнике-иллюстраторе)

-Как зовут художника-иллюстратора?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Что он любил изображать?

(животных)