Главные вкладки

    Ознакомление детей со словом и предложением

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ИБ - информационный блок

    Текст № 1.

    Ознакомление со словом

           При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента:

    - вычленение слова из потока речи;

    - раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

           С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.

    Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово .... правильно» и другие часто используются педагогом.

           В старшей и подготовительной к школе группах (а по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

           С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

           Приведем примеры игры для средней группы.

           «Поезд».

           В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек — это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, — роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями.

           Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

           С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль.

           Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек...» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

           С этой же целью используютигры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

           Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).

           В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет «слово»: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

           Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А.Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ыл, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И.Токмаковой «Плим»

    Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

    Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

    Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол.

    Шапка - это шапка, оделся и пошел.

    А я придумал слово, смешное слово - плим.

    И повторяю снова: плим, плим, плим!

    Вот прыгает и скачет плим, плим, плим!

    И ничего не значит плим, плим, плим.

     

    СБ - ситуативный блок

    .

    ИБ - информационный блок

    Текст № 2

           Ознакомление с предложением

           (СНОСКА: Методика ознакомления с предложением разработана в школьной методике и дополнена с учетом возрастных особенностей детей до школьного возраста в исследованиях Ф. А. Сохина, Г. А. Тумаковой)

           Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.

           Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

          Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

           Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

           Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку: image

     

    СБ - ситуативный блок

     

           В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

           Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

    • придумывание предложений с заданным словом;
    • придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
    • составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине;
    • придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе;
    • составление предложений по «живым сценкам».

           Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

                                                                                                                                                                                        

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методика ознакомления детей дошкольного возраста со словом РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна г. Благовещенск

    Слайд 2

    Направления работы с детьми по формированию представлений о слове I ) вычленение слова из потока речи II ) раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы

    Слайд 3

    Дидактические задания Скажи какое-нибудь слово . Какие слова ты знаешь ? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое… I ) Работа воспитателя с детьми по вычленению слова из потока речи

    Слайд 4

    Дидактическая игра «Поезд» для средней группы Игры , игровые действия с предметами или игрушками Ц ель: учить детей выделять слова из потока речи; называть разные предметы или игрушки, их свойства и качества.

    Слайд 5

    «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо », « Скажи наоборот » Игры , игровые действия:

    Слайд 6

    Художественная литература как средство ознакомления детей с понятием «слово»

    Слайд 7

    II) Работа воспитателя с детьми над раскрытием слова как смысловой единицы

    Слайд 8

    Произношение воспитателем звукосочетания Вопросы к детям: понятно ли, что оно значит ? какое имеет значение, смысл?

    Слайд 9

    Чтение стихотворения «Плим» (Ирина Токмакова)

    Слайд 10

    Вопросы к детям по содержанию стихотворения Понравилось ли Вам стихотворение Ирины Токмаковой? Кто запомнил как называется это стихотворение? Какое смешное слово придумал мальчик? Что обозначает это слово? О каких словах ещё говорится в этом стихотворении? И что они обозначают?

    Слайд 11

    Задание: прочитайте стихотворение А. Барто «Игра в слова»; - продумайте вопросы к детям по содержанию стихотворения над раскрытием слова как смысловой единицы.

    Слайд 12

    Дидактическая игра «Скажи наоборот» для старшего дошкольного возраста Речевой материал Существительные: день - … ; утро – …; восход – …; зима - …; весна – …; добро – …; герой – …; в еселье – …; расставание - … . Глаголы: надеть - …; согреться - …; давать - …; влететь - …; забыть - …; говорить - …; въехать - …; выиграть - …; встать - …; волновать - …; белеть - …; найти - …; начинать - … .

    Слайд 13

    Прилагательные: умные - …; добрые - …; быстрый - …; гладкий - …; высокий - …; чистый - …; толстый - …; пустой - …; горячий - …; передний - …; разный - … . Наречия: налево - …; мягко - …; редко - …; громко - …; случайно - …; широко - …; ярко - …; полезно - …; трудно - …; тяжело - …; лучше - … .

    Слайд 14

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (для детей от 3 лет) Цели. Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

    Слайд 15

    Домашнее задание Подберите дидактические игры, упражнения, задания для ознакомления детей дошкольного возраста с понятием « слово», используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга*; подготовьтесь к проведению игр в студенческой аудитории. Подготовьте фотоотчёт о проведении дидактических игр в студенческой аудитории или на практике в работе с детьми; поместите фотоотчёт на страницах электронного портфолио по предмету ТМРР.

    Слайд 16

    Источники Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М/. Академия, 2000.-С 245-341 . Бондаренко А.М. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991г. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

    Слайд 17

    Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна Спасибо за внимание и работу на уроке! 6. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011 . 7. https :// nsportal.ru/user/664283/page/oznakomlenie-detey-soslovom


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com