Контрольная работа по модулю "Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста"
Когда приходит нежданно экзамен, тогда за
короткое время хоть, что- то обязательно узнается…
Контрольная работа по модулю "Методика ознакомления с художественной литературой."
Тема: Методика чтения и рассказываемя детям художественных произведений.
КБ - контрольный блок
Цель: Закрепить знания о видах и методике проведения занятий по чтению (рассказыванию) художественных произведений. Формировать умение составлять и анализировать конспекты занятий для детей дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой, проявлять творчество.
Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.
Репродуктивные задания.
- Подготовить устное сообщение на основе содержания книги Л.М.Гурович и др. «Ребенок и книга».
- Составить рассказы для детей о жизни и творчестве советских, русских писателей и поэтов (2-3).
- Проследить усложнение программных задач по теме в программе «От рождения до школы» ФГОС (под ред. Н.Е. Вераксы ).
Творческие задания.
- Составить перечень первоисточников по теме «Методика работы с художественной литературой в детском саду с кратким анализом их содержания в хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.
- Разработать план литературного утренника, концерта литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовить инсценировку по литературному произведению (по выбору) для детей одной из возрастной группы .
- Составить план консультации для родителей с элементами тренинга по изучаемой проблеме.
Вопросы-задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы.
- Какими возрастными особенностями развития детей можно объяснить особенности восприятия литературных произведений детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста? Какими возрастными особенностями развития детей можно объяснить эти особенности?
- Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий?
- В чем заключается подготовка воспитателя к чтению художественных произведений и заучиванию детьми стихов наизусть?
- Какими критериями следует руководствоваться воспитателю при отборе художественных произведений для чтения и рассказывания детям?
- Перечислите несколько произведений для разных возрастных групп.
- Как построить беседу после ознакомления с художественным произведением?
- Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий?
Задания.
1. Выберите художественное произведение для чтения (рассказывания) детям одной из возрастных групп используя программу «От
2. Составьте конспект занятия по чтению (рассказыванию) художественного произведения для детей младшего, среднего или старшего дошкольного возраста.
3. Проанализируйте составленные конспекты занятий по следующим вопросам:
- Соответствует ли выбранное художественное произведение возрасту детей, кварталу?
- Каково программное содержание занятия? Соответствует ли выбор задач требованиям программы «От
рождения до школы» ФГОС (под ред. Н.Е. Вераксы ).? - Соблюдена ли структура занятия?
- Соответствует ли выбор приемов обучения структуре занятия?
- Сколько частей включает в себя занятие? Каким образом эти части взаимосвязаны?
- Проанализируйте беседу по содержанию художественного произведения. Все ли основные направления разбора текста прослеживаются в беседе?
- Насколько эффективно проведена работа над непонятными словами, выражениями?
- Какова активность детей на занятии? Какие приемы активизации умственной деятельности детей использовал воспитатель?
- Как учитывались на занятии возрастные и индивидуальные особенности детей? Как сочетались формы фронтальной и индивидуальной работы?
Литература основная:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001.
Литература дополнительная:
1. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. – Мн, 2001.
Тема: Методика ознакомления дошкольников с поэзией.
Цель: Закрепить знания о методах проведения занятий по заучиванию художественных произведений; требованиях к заучиванию наизусть, структуре занятия, особенностях проведения в разных возрастных группах. Продолжить формировать умение отбирать художественные произведения для заучивания детьми в разных возрастных группах, анализировать тексты; составлять и анализировать конспекты занятий по выразительному чтению для детей одной из возрастных групп.
Задания.
1. Подберите художественное произведение из программы «От рождения до школы» ФГОС (под ред. Н.Е. Вераксы ). для заучивания наизусть с детьми одной из возрастных групп. Обоснуйте свой выбор.
2. Составьте конспект занятия по выразительному чтению художественного произведения для детей младшего, среднего или старшего дошкольного возраста.
3. Проанализируйте составленные конспекты занятий по следующим вопросам:
- Соответствует ли выбранное художественное произведение возрасту детей, кварталу?
- Каково программное содержание занятия? Соответствует ли выбор задач требованиям программы «От рождения до школы» ФГОС (под ред. Н.Е. Вераксы ).?
- Соблюдена ли структура занятия?
- Соответствует ли выбор приемов обучения структуре занятия?
- Сколько частей включает в себя занятие? Каким образом эти части взаимосвязаны?
- Проанализируйте беседу по содержанию художественного произведения. Все ли основные направления разбора текста прослеживаются в беседе?
- Насколько эффективно проведена работа над непонятными словами, выражениями?
- Какова активность детей на занятии? Какие приемы активизации умственной деятельности детей использовал воспитатель?
- Как учитывались на занятии возрастные и индивидуальные особенности детей? Как сочетались формы фронтальной и индивидуальной работы?
Литература основная:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001.
Литература дополнительная:
1. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. – Мн, 2001.
Тема: Организация художественно-речевой среды.
Цель: Закрепить знания о назначении, оснащении книжного уголка в ДОУ, методике работы в нем. Формировать умение подбирать необходимый материал для оборудования книжного уголка, проявлять творчество.
Задания.
1. Оформите эскиз книжного уголка в своей группе базового ДОУ.
2. Проанализируйте его оснащение в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3. Подберите недостающий материал, обоснуйте его выбор.
4. Подберите перечень литературы для оформления книжного уголка в разных возрастных группах с опорой на программу «От рождения до школы». Обосновать свой выбор.
Литература основная:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001.
Литература дополнительная:
1. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. – Мн, 2001.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .
Уважаемые студенты!
Обращаю Ваше внимание на то, что представленные ниже слайд – тьюторинги по модулю «Методика ознакомления с художественной литературой» позволят вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретических вопросов модуля и помогут при подготовке домашнего задания к практическому уроку контрольных заданий по темам:
- моделирование конспектов занятий по чтению (рассказыванию) художественных произведений с детьми дошкольного возраста;
- моделирование конспектов занятий по заучиванию стихов с детьми дошкольного возраста;
- моделирование конспекта занятия по ознакомлению с творчеством художника - иллюстратора детей дошкольного возраста.
Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.
Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
С уважением, О.Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какова роль, значение художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи ? Какими критериями следует руководствоваться воспитателю при отборе художественных произведений для чтения и рассказывания детям? В чем заключается подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию художественных произведений детям? Как построить беседу после ознакомления с художественным произведением? Вопросы - задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы
Специфика построения занятия по ознакомлению дошкольников с художественным произведением в разных возрастных группах. Методика чтения и рассказывания произведений детской литературы в разных возрастных группах детского сада.
Учебно-исследовательские задания Анализ произведений современной детской литературы, выполненный студентами Проанализируйте одно произведение современной детской литературы (на выбор), не включенное в программу, с точки зрения его соответствия возможностям и особенностям восприятия детей дошкольного возраста.
Моделирование конспектов НОД по чтению (рассказыванию) художественных произведений Составьте конспект занятия по чтению (рассказыванию) художественного произведения для детей дошкольного возраста, используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга.* Продумайте программное содержание и эффективные приёмы обучения детей связной диалогической речи.
Таблица №1 1. При составлении конспекта НОД необходимо опираться на требования ФГОС к организации образовательного процесса: а) содержание НОД должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; б) необходимо учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; в) необходимо отразить интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; Рекомендации для составления конспекта НОД чтения или рассказывания художественного произведения г) продумать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие
Продолжение таблицы № 1 непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; д) адаптировать содержание отобранного научного материал по теме НОД в соответствии с возрастным и психолого-педагогическими возможностями детей; е) изучить область «Речевое развитие» по выбранной возрастной группе. Особое внимание уделить разделам: формирование словаря, связной диалогической речи ; ё) познакомиться с содержанием остальных образовательных областей и определить интеграцию образовательных областей, продумать их условные обозначения. Например, «Физическое развитие» - ФР, « Х удожественно – эстетическое » -ХЭР, « П ознавательное » - ПР, « Р ечевое » - РР, « С оциально- коммуникативное » - СКР;
Окончание таблицы1 ж) о пределить программные задачи занятия; з) задачи формирования словаря и связной речи сформулировать в соответствии с содержанием занятия; и) определить образовательные, развивающие и воспитательные задачи; при написании задач использовать фразы – клише (см. таблица №2); к) отобрать наиболее эффективные методы и приемы для реализации поставленных задач; л) продумать структуру и содержание занятия; м) спланировать предшествующую и последующую работу; н) отразить наличие демонстрационного (раздаточного) материала.
Таблица 2 1. Вид деятельности (Конспект НОД). 2. Тема НОД, в озрастная г руппа (Тема: … … …- старшая группа). 3. Программные задачи: - образовательные: закрепить (дать) знания о …; познакомить с...; обобщить представления по теме...; формировать понятие о ...; обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками...; расширить (углубить) представление о...; подготовить детей к усвоению новой темы... ; сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения...; подвести воспитанников к пониманию...; обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий...; обобщить и систематизировать материал по теме...; Алгоритм подготовки и оформление конспекта НОД чтения (рассказывания) художественного произведения
Продолжение таблицы № 2 - развивающие: р азвивать внимание (на основе выделения...) в процессе...; развивать умения передавать чувства; развивать логическое мышление; развивать умение выделять главное; развивать умение сравнивать; развивать умение делать выводы; развивать мыслительные действия по аналогии; развивать умение излагать мысли; развивать эмоции; развивать познавательный интерес (активность); стимулировать проявления любознательности; развивать память; развивать самостоятельность (мышления); способствовать развитию положительных эмоций путем...; развивать воображение; развивать эмоциональное отношение к...; - воспитательные: воспитывать чувства; воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность); обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за...); содействовать трудовому воспитанию; воспитывать самостоятельность через организацию...; воспитывать духовную
Продолжение таблицы № 2 культуру (потребности, интересы, взаимоотношения); воспитывать культуру поведения; воспитывать экологическую культуру. Активизация словаря: 4. Интеграция образовательных областей: (физическое развитие, художественно – эстетическое, познавательное; речевое; социально- коммуникативное ). 5. Планируемые результаты: … … … 6. Материал и оборудование: раздаточный … … …; демонстрационный … … …; 7. Предварительная работа: … … … 8. Методические приёмы:
Окончание таблицы №2 1.Вводная часть 1.1. … … … 1.2. … … … 1.3. … … … 2. Основная часть 2.1. … … … 2.2. … … … 2.3. … … … 3. Заключительная часть 3.1. … … … 3.2. … … … 3.3. … … … … … … 9. Ход НОД (пишется от первого лица) В: Д:
Домашнее задание С оставьте и оформите в портфолио по ТМРР конспект НОД чтения или рассказывания литературного произведения в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента - "Край родной, земля Амурская", используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга*
Задания к самостоятельной работе по теме: «Особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста» Цель: выявить особенности восприятия и понимания художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
1. Изучите особенности понимания детьми содержания и авторского замысла произведения. 2. Изучите понимание образа литературного героя, его поступков, переживания, мотивов поведения. 3. Исследуйте особенности эмоционального отношения детей к содержанию произведения и его героям. 4 . Изучите умение детей воссоздать в воображении картины, нарисованные словом. Методика исследования Выявление особенностей восприятия и понимания литературных произведений детьми целесообразно проводить в форме беседы, отсроченного (проводимого через 1-1,5 недели) пересказа, словесного рисования .
В беседе с детьми (проводятся индивидуально с каждым ребенком) задаются вопросы разного типа, например : Направленные на понимание содержания произведения («О чем этот рассказ (сказка)?»). Выявляющие эмоциональное отношение к содержанию прочитанного или к герою («Чем тебе понравилось произведение?», «про что интереснее всего было слушать?», «Кто тебе больше всех понравился в рассказе?», «почему?»). Предлагающие мотивировать поступки или переживания героя («Почему он (герой) так поступил?»). Выясняющие понимание детьми идейного замысла произведения («Почему писатель так назвал свой рассказ?», «Зачем писатель захотел рассказать эту историю?») и т.п.
Изучение отсроченных пересказов детей даст возможность понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное, эмоционально значимое в литературном произведении. Словесное рисование (описать словом, нарисовать мысленно представленные эпизоды произведения и героев в этих эпизодах) поможет увидеть уровень развития воссоздающего воображения ребенка. Анализ полученных материалов даст возможность выявить следующие уровни понимания детьми литературных произведений. I уровень. Отсутствие понимания произведения. В ответ на вопросы беседы ребенок чаще всего молчит или говорит «не знаю», «не помню», или приводит при аргументировании случайные, не имеющие существенного значения факты. Для пересказов характерна передача сцен, имеющих частное значение, и пренебрежение к наиболее значимым для понимания идеи произведения. На предложение «нарисовать» ту или иную картину, ребенок отвечает отказом.
II уровень. Неполное понимание литературного произведения. Ребенок устанавливает внешние связи между отдельными фактами, не видит глубинного смысла произведения. В поведении героя выделяет лишь поступки, игнорируя его внутренний мир. Объясняет мотивы поведения, ориентируясь главным образом на действия героев, не вникая в тонкости переживания. Пересказ данного уровня отличается логичностью передачи основной сюжетной линии, однако, дети воспроизводят чаще всего внешние поступки и действия героев, оставляя без внимания их внутренний мир. Дети пытаются создать словесные рисунки, но они представляют собой описание слабо связанных между собой предметов и признаков или простой пересказ текста.
III уровень. Правильное понимание текста. Характеризуется пониманием существенных связей в тексте, способностью проникновения в подтекст. Верное осознание мотивов поступков героев, их переживаний, мыслей, чувств. Пересказы свидетельствуют о проникновении в замысел произведений, четки, развернуты. Герой в них выступает во всей полноте психологических характеристик. Словесные рисунки детей отличаются отчетливым видением изображаемых ситуаций. Создавая их, дети, как правило, опираются на текст рассказа.
Основная литература Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 103, [4] с. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с., [4] с. цв . ил. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 129, [12] с . Мартыненко Л. "Ученье - свет, а неученье - тьма": как научить детей 5-6 лет понимать пословицы / Мартыненко Л., Постоева Л. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 86-91; № 10. - С. 78-83 .
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с. 6. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с . 7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой.- М.. 2008. - 224 с. 8. Чиндилова О. В. Приемы развития литературной речи детей дошкольного возраста / Чиндилова О. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 24-28.
Дополнительная литература Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. О. С. Ушаковой М.: Совершенство, 2001-368 с. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. Хрестоматия по т еории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М,1999.- 461-537 с. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования" / В. И. Яшина [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (Высшее проф. образование). - ISBN 5-7695-2215-1 [Гриф МО] : 166-00.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы - задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы Значение поэтических произведений в воспитании детей. Задачи, приемы работы над запоминанием и выразительным чтением стихов с детьми старшего дошкольного возраста. Структура занятий по заучиванию стихотворений.
Учебно-исследовательские задания Составьте конспект занятия по заучиванию стихотворения для детей дошкольного возраста, используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга .* Продумайте программное содержание и эффективные приёмы заучивания стихотворения и выразительного чтения.
1. При составлении конспекта НОД необходимо опираться на требования ФГОС к организации образовательного процесса: а) содержание НОД должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; б) необходимо учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; в) необходимо отразить интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; г) продумать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых Таблица №1 Рекомендации для составления конспекта занятия по заучиванию стихотворения с детьми дошкольного возраста
Продолжение таблицы № 1 формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; д) изучить область «Речевое развитие» по выбранной возрастной группе. Особое внимание уделить разделам: формирование словаря, связной диалогической речи ; е) познакомиться с содержанием остальных образовательных областей и определить интеграцию образовательных областей, продумать их условные обозначения. Например, «Физическое развитие» - ФР, « Х удожественно – эстетическое » -ХЭР, « П ознавательное » - ПР, « Р ечевое » - РР, « С оциально- коммуникативное » - СКР; ё) адаптировать содержание отобранного научного материал по теме НОД в соответствии с возрастным и психолого-педагогическими возможностями детей;
Окончание таблицы1 ж) о пределить программные задачи занятия; з) задачи формирования словаря и связной речи сформулировать в соответствии с содержанием занятия; и) определить образовательные, развивающие и воспитательные задачи; при написании задач использовать фразы – клише (см. таблица №2); к) отобрать наиболее эффективные методы и приемы для реализации поставленных задач; л) продумать структуру и содержание занятия; м) спланировать предшествующую и последующую работу; н) отразить наличие демонстрационного (раздаточного) материала.
Таблица № 2 Алгоритм подготовки и оформление конспекта занятия по заучиванию стихотворения 1. Вид деятельности (Конспект НОД). 2. Тема НОД, в озрастная г руппа (Тема: … … …- средняя группа). 3. Программные задачи: - образовательные: закрепить (дать) знания о …; познакомить с...; обобщить представления по теме...; формировать понятие о ...; обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками...; расширить (углубить) представление о...; подготовить детей к усвоению новой темы... ; сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения...; подвести воспитанников к пониманию...; обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий...; обобщить и систематизировать материал по теме...;
Продолжение таблицы № 2 - развивающие: р азвивать внимание (на основе выделения...) в процессе...; развивать умения передавать чувства; развивать логическое мышление; развивать умение выделять главное; развивать умение сравнивать; развивать умение делать выводы; развивать мыслительные действия по аналогии; развивать умение излагать мысли; развивать эмоции; развивать познавательный интерес (активность); стимулировать проявления любознательности; развивать память; развивать самостоятельность (мышления); способствовать развитию положительных эмоций путем...; развивать воображение; развивать эмоциональное отношение к...; - воспитательные: воспитывать чувства; воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность); обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за...); содействовать трудовому воспитанию; воспитывать
Продолжение таблицы № 2 самостоятельность через организацию...; воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения); воспитывать культуру поведения; воспитывать экологическую культуру. Активизация словаря: 4. Интеграция образовательных областей: (физическое развитие, художественно – эстетическое, познавательное; речевое; социально- коммуникативное ). 5. Планируемые результаты: … … … 6. Материал и оборудование: раздаточный … … …; демонстрационный … … …; 7. Предварительная работа: … … … 8. Методические приёмы:
Окончание таблицы №2 1.Вводная часть 1.1. … … … 1.2. … … … 1.3. … … … 2. Основная часть 2.1. … … … 2.2. … … … 2.3. … … … 3. Заключительная часть 3.1. … … … 3.2. … … … 3.3. … … … … … … 9. Ход НОД (пишется от первого лица) В: Д:
Домашнее задание Составьте и оформите в портфолио по ТМРР конспект занятия по заучиванию стихотворения с детьми дошкольного возраста (возрастную группу для написания конспекта студенты выбирают по личному выбору), используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга * Подготовьтесь к практическому проведению занятия по заучиванию стихотворения с подгруппой студентов.
Источники Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М., 1975. Бухвостова Л.С. Обучение технике речи // Дошкольное воспитание. 1970. № 5; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 419. Полозова А. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения // Дошкольное воспитание. 1970. № 7; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 474 . Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы - задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы Значение иллюстрации в детской книге. Особенности восприятия книжной иллюстрации в разных возрастных группах . Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
Учебно-исследовательские задания Составить конспект занятий по рассматриванию иллюстрации в одной из возрастных групп.
Таблица №1 Рекомендации для составления конспекта занятия по ознакомлению с творчеством художника - иллюстратора 1. При составлении конспекта НОД необходимо опираться на требования ФГОС к организации образовательного процесса: а) содержание НОД должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Продолжение таблицы № 1 б) необходимо учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; в) необходимо отразить интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; г) продумать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение
Продолжение таблицы № 1 к развитию детей дошкольного возраста; д) изучить область «Речевое развитие» по выбранной возрастной группе. Особое внимание уделить разделам: формирование словаря, связной диалогической речи ; е) познакомиться с содержанием остальных образовательных областей и определить интеграцию образовательных областей, продумать их условные обозначения. Например, «Физическое развитие» - ФР, « Х удожественно – эстетическое » -ХЭР, « П ознавательное » - ПР, « Р ечевое » - РР, « С оциально-
Продолжение таблицы № 1 коммуникативное » - СКР; ж) о пределить программные задачи занятия; з) задачи формирования словаря и связной речи сформулировать в соответствии с содержанием занятия; и) определить образовательные, развивающие и воспитательные задачи; при написании задач использовать фразы – клише (см. таблица №2); к) отобрать наиболее эффективные методы и приемы для
Окончание таблицы № 1 реализации поставленных задач; л) продумать структуру и содержание занятия; м) спланировать предшествующую и последующую работу; н) отразить наличие демонстрационного (раздаточного) материала.
Таблица № 2 Алгоритм подготовки и оформление конспекта занятия 1. Вид деятельности (Конспект НОД). 2. Тема НОД, в озрастная г руппа (Тема: … … …- подготовительная к школе группа). 3. Программные задачи: - образовательные: закрепить (дать) знания о …; познакомить с...; обобщить представления по теме...; формировать понятие о ...; обеспечить понимание
Продолжение таблицы № 2 (усвоение) воспитанниками...; расширить (углубить) представление о...; подготовить детей к усвоению новой темы... ; сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения...; подвести воспитанников к пониманию...; обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий...; обобщить и систематизировать материал по теме...; - развивающие: р азвивать внимание (на основе выделения...) в процессе...; развивать умения передавать чувства; развивать логическое мышление; развивать умение выделять главное; развивать умение сравнивать;
Продолжение таблицы № 2 развивать умение делать выводы; развивать мыслительные действия по аналогии; развивать умение излагать мысли; развивать эмоции; развивать познавательный интерес (активность); стимулировать проявления любознательности; развивать память; развивать самостоятельность (мышления); способствовать развитию положительных эмоций путем...; развивать воображение; развивать эмоциональное отношение к...; - воспитательные: воспитывать чувства; воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность);
Продолжение таблицы № 2 обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за...); содействовать трудовому воспитанию; воспитывать самостоятельность через организацию...; воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения); воспитывать культуру поведения; воспитывать экологическую культуру. Активизация словаря: 4. Интеграция образовательных областей: (физическое развитие, художественно – эстетическое, познавательное; речевое; социально- коммуникативное ).
Продолжение таблицы № 2 5. Планируемые результаты: … … … 6. Материал и оборудование: раздаточный … … …; демонстрационный … … …; 7. Предварительная работа: … … … 8. Методические приёмы: 1.Вводная часть 1.1. … … … 1.2. … … … 1.3. … … … … … …
Окончание таблицы №2 2. Основная часть 2.1. … … … 2.2. … … … 2.3. … … … … … … 3. Заключительная часть 3.1. … … … 3.2. … … … 3.3. … … … 9. Ход НОД (пишется от первого лица) В: Д:
Домашнее задание с оставьте и оформите в портфолио по ТМРР конспект НОД; оформите настольно – печатную дидактическую игру по ознакомлению детей с творчеством художника - иллюстратора , используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент , слайд лекций, слайд тьюторинга*
И сточники Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей // Дошкольное воспитание. 1973. № 2; или Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В. Ворошнина. Пермь, 2001. С. 451. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс курса. Пермь, 1995. Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1962. С. 279-282.
Репина Т.Д. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду / Сост. Н.П. Сакулина, Н.С. Карпинская. М., 1960.
Предварительный просмотр:
О.И Соловьева
О ПРИНЦИПАХ ОТБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ ДЛЯ КРУГА ЧТЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Вряд ли нужно доказывать» что детским чтением необходимо руководить. При бессистемном чтении не воспитывается интерес к книге, к стихам, сказкам, рассказам. Бессистемное, случайное чтение не приносит пользы, так как память детей перегружается множеством литературных героев, сюжетов. У ребенка создастся мнение» что он знает и ту и другую книгу, но это только обрывки знаний, разрозненные впечатления. <…>
Необходимость руководства детским чтением определяется двумя факторами: I) требованиями педагогики
и 2) потребностями практики.
Для чтения детям можно использовать: 1) народное творчество, 2) творчество классиков и лучших дореволюционных писателей, 3) советскую детскую литературу.
Принципы отбора книг для круга чтения
Прежде всего детская книга ценна, если она высоко идейна. Возникает вопрос, как понимать идейность в отношении литературы для самых маленьких, где нет больших жизненных проблем, нет героев со сложной
жизненной судьбой.
Любовь писателя ко всему, что дорого советскому человеку, любовь к жизни, отсутствие назойливого морализирования... коммунистическое отношение к людям делают детскую книгу идейной. Когда писатель воодушевленность - любовью к детям и пониманием их психологии, он находит и тему, и героя, и сюжет. В меру своею таланта и мастерства он показывает читателю жизнь не холодно и объективно, а с увлечением, со страстью. Таковы, например, стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.
Моральный облик героя произведения также определяет идейность книги. <...>
Идейную направленность несут в себе и короткие стихи и рассказы о животных, об игрушках, о Цветах, тротом, что близко самым маленьким детям, если эти произведения проникнуты теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку-слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора.
Высокое художественное мастерство — необходимый критерий при выборе книги детям.
К сожалению, мы, педагоги, нередко нарушаем это требование. Если нас удовлетворяет тема книги, мы прощаем неряшливость языка, неудачную форму и вялость сюжета, безликость героя и т.д. Но с этим никогда нельзя мириться- Плохо написанную книгу не спасает актуальная тема. Самая высокая нравственная идея, не воплощенная в художественную форму, оставит детей холодными, равнодушными.
Разговор о мастерстве писателя начинают с языка.
В художественной литературе для маленьких детей мы хотим видеть образцовый русский литературный язык, но, конечно, не книжный, а живой. Русские народные указки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д' Ушинского, М. Пришвина, стихи С Маршака, В. Маяковского, многие стихи А Барто дают образцы русского языка.
Ценно, когда детские писатели используют интонации живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества» умело отбирая то. что можно и нужно детям дошкольного возраста.
Нельзя мириться с бедностью словаря литературного произведения, требовать нарочитого обеднения языка ради того* чтобы буквально каждое слово было понятно детям.
Не оправдано частое употребление уменьшительных слов в стихах, рассказах для дошкольников. Это создаст впечатление нарочитой детскости или сентиментальности смысловая сторона слова обедняется. Ведь уменьшительная форма слова выполняет определенную смысловую функцию или несет эмоциональную окраску; употребление же уменьшительных слой без надобности обезличивает эту форму. <...>
Сюжетная занимательность. Книги с занимательным сюжетом, с острой характеристикой героев особенно увлекают ребенка.
Если мы внимательно посмотрим книги, наиболее любимые детьми, то увидим, что им присущи именно эти
В первую очередь к таким книгам относятся русские народные сказки. Их динамично развертывающийся сюжет пес время держит слушателей в напряжении.
Сюжетная занимательность характерна для многих книг советских писателей: С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке, «Пожар», «Усатый полосатый», «Рассказ о неизвестном герое»; А-Бар-то «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; Б. Житков «Что я видел». Из классиков: Л.Н Толстой «Косточка»» «Пожарные собаки», «Филиппок»; Н. A. Hекрасов «Дед Мазай и зайцы»; А.С Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; КД. Ушинский «Четыре желания»
Простота и ясность композиции. Образцом и этом отношении тоже являются названные выше произведения.
Конкретность в изображении героев, обстановки, конкретность деталей вызывает и сознании слушателей наглядные, зримые образы. Жизненную правду и убедительность создаст иногда какая-то Одна деталь, одна характерная черточка.
Мы ясно видим героев книг С. Маршака, девочку чумазую А. Барто, дядю Степу С Михалкова. Чука и Гека А. Гайдара; мы ясно представляем Ваню из рассказа Д Толстого «Косточка».
Доступности детям, т.е. соблюдение возрастного принципа в подборе книг для круга чтения. <...>
… Дети дошкольного возраста не одинаковы по возможностям восприятия, понимания, по интересам. Следовательно, необходимо дифференцированно подходить к составлению круга чтения для детей трех-четырех и пяти-шести лет.
Однако возрастной принцип нельзя понимать как биологическую ограниченность возможностей детей. Многое зависит от воспитателя, от его методов и приемов донесения книги до детей <…>
Учет конкретных педагогических задач.
Воспитание уважения и интереса к труду, природе, родной стране, задачи эстетического воспитания требуют разнообразия тематики детских книг.
Детская литература отражает жизнь детей в детском саду и в семье, труд советских людей, наши праздники, жизнь природы и тс чувства, которые она в нас возбуждает-'
Писатель откликается на все, что интересует ребенка, чем мы хотим его заинтересовать. Однако с разнообразием литературных жанров дело обстоит еще не совсем благополучно. Недостаточно еще художественных очерков, таких, как в книгах Соколова-Микитова «Лето в лесу»; «Зима в лесу или и книгах Скребицкого.
Нужны также разные типы изданий: книга, которая дается и руки ребенку, книга, которую ему будет читать взрослый, книги-картинки с подписями, сборники сочинений одного автора, сборники типа хрестоматии, забавные книги (книжка-игрушка).
Ребенок дошкольного возраста не читатель, а слушатель. Художественная книга становится ему доступной только через взрослого, В детском саду воспитатель является как бы посредником между писателем и ребенком...
Чем глубже понимание художественной литературы воспитателем, тем ярче, выразительнее передача, тем сильнее воздействует книга на слушателей, тем более полно и эмоционально киша будет воспринята детьми.
Широкий педагогический кругозор, хороший литературный вкус, любовь к художественной литературе, увлеченность» книгой — вес эти качества воспитателя накладывают отпечаток на его работу с детьми.
Правильный отбор книг для чтения детям требует от воспитателя постоянного пополнения своих знаний о детской литературе, совершенствования методики, овладения искусством выразительного чтения. <...>
Печатается по изд.: Вопросы эстетического воспитания в детском саду М., 1960. — С 53-59.
Предварительный просмотр:
Н.С. Карпинская
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ
ЧТЕНИЮ НАИЗУСТЬ, РАССКАЗЫВАНИЮ
Воспитание детей средствами художественной литературы включает в себя два связанных между собой процесса: слушание литературных произведений и воспроизведение некоторых небольших и несложных стихотворений, рассказов, сказок, т.е. чтение наизусть и пересказы самих детей- Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зависит качество воспроизведения ими литературных произведений (в источнике — курсив), <…>
Обучение детей выразительному чтению — сложный педагогический процесс. Предпосылки, обеспечивающие положительные результаты обучения, создаются уже в раннем возрасте, когда дети начинают учиться говорить, воспроизводить интонации речи взрослого.
Овладение речью с первых лет жизни ребенка тесно связано с художественным словом; при этом важную роль играют специфические особенности литературных произведений — ритмичное построение слов в стихах, наличие рифмы, образный язык.
Проведенные нами исследования показали» что воспроизведение текстов детьми от 1 до 2 лет связано с развитием у них способности внимательно, сосредоточенно слушать. Когда они овладевают ею в той или иной степени, начинает развиваться и процесс воспроизведения текста.
На первых порах дет, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что по существу не имеет еще непосредственного отношения к тексту» это скорее эмоциональная реакция на получаемые при слушании впечатления.
Затем малыши начинают подражать крикам животных, о которых рассказывается в стихотворении. Наконец при слушании потешек, стихотворений дети пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы» а в 2-2,5 года они способны повторил» уже весь текст» состоящий из 3-4 строчек.
Так происходит процесс развития активной речи детей, и положительная роль художественных текстов выступает здесь с полной очевидностью.
Установлено также, что дети улавливают воспринимаемые слухом особенности художественного текста: ритмически проговаривают окончания стихотворных строк, воспроизводят ритм в движениях (покачивание корпуса, головы, постукивание рукой по столу и т.д).
Дети в возрасте 1,5-2 лет способны воспроизвести и некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая им стихотворение или потешку» в частности элементы интонации: они повышают голос конце воспроизводимой ими фразы («бай-бай» или улетела, ай!»), протягивают иди, наоборот, отрывисто произносят слова, имитирующий крики животных (предположим» му-у» или «ам, ам!») Дети, еще не овладевающие в совершенстве речью, произносят неразборчивый комплекс звуков, соответствующий по интонации той и иной строчке текста, которая была им прочитана. Положительное влияние художественных текстов сказывается и на развитии собственной речи ребенка: обогащается его словарь, развивается чувство ритма, формируется элементарное умение изменять голос (повышение и понижение голоса, протяжное и отрывистое нанесение звуков), являющееся основой для возникновения интонаций.
В то же время следует отметить, что элементы выразительности, наблюдаемые у детей при воспроизведении (частичном или полном) текстов стихотворений» [Носят неосознанный характер и возникают только в силу Присущей этому возрасту способности к подражанию. Лети непроизвольно копируют взрослых без определенного сознательного намерения произнести слово или Несколько слов выразительно» ритмично. Однако это пи № коей степени не снижает педагогической значимости (приведенных выше утверждений о способности детей уже в раннем возрасте улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Эту способность необходимо формировать и совершенствовать в пределах возрастных возможностей, так как это необходимое условие успешного обучения детей выразительному чтению литературных произведений, <...>
Согласно указаниям Программы воспитания в детском саду, следует проводить систематическое и последовательное обучение выразительному чтению детей от 3 до 7 лет.
< …>
При обучении дошкольников выразительному чтению ставятся определенные педагогические задачи. В лунном случае требования к ним как к исполнителям ограничены и определяются возрастными возможностями детей (см. Программу воспитания в детском саду). Однако основой в работе с детьми служат положения искусства художественного чтения.
Дошкольная педагогика рассматривает выразительное чтение детей как деятельность, которая способствует обогащению личности ребенка, особенно эмоциональной сферы его, содействует развитию его художественных способностей. Орудием этой деятельности является слово, речь, причем речь, обладающая специфическим качеством — выразительностью,
В результате исследований установлено, что речь дошкольников в большинстве случаев отличается эмоциональностью» выразительностью. Отмечаемая о раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.
Эта особенность речи, свойственная маленьким детям, подмечена и высоко оценивается теоретиками и мастерами искусства художественного слова. Живость» непосредственность выразительной детской речи, правдивость интонаций ОИ относят к тем качествам, которые предъявляются искусству профессиональных чтецов. <,..>
Внимательное изучение выразительности детской речи открывает другую ее сторону — недостаточную осознанность, неустойчивость. Ярко выраженные интонации являются у детей непроизвольной реакцией на получаемые впечатления. Преднамеренной выразительности у маленьких детей не наблюдается. Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле. Появляется способность управлять своими чувствами: обнаруживать или, наоборот» тормозить, выражение их в речи. У многих, особенно у застенчивых, робких детей, торможение преобладает, речь становится монотонной, однообразной; этот недостаток им приходится преодолевать в школьные годы. Поэтому очень важно учить дошкольников выразительной речи, чему и немалой степени способствует работа с ними над чтением наизусть и пересказом художественных текстов. В разговорной речи дети выражают свои собственные мысли и чувства» При чтении наизусть и пересказе они должны уметь передать мысли и чувства автора произведения, свое эмоциональное отношение к тому, о чем в нем говорится. Для этого необходимо осмыслить содержание произведения, испытать чувства, переданные в нем, и выразил» их, пользуясь существующими средствами: интонациями, паузами и пр. Следовательно, в деятельность ребенка включается элемент сознательности, преднамеренности. Способности, умения, которые он приобретает, обучаясь выразительно читать литературные произведения, помогают ему повысить качество и своей разговорной речи. <…>
Выразительное чтение — деятельность, тесно связанная с эмоциональным восприятием» анализом и оценкой произведения. <…> Содержание читаемого произведения и форма выразительного исполнения его образуют неразрывное единство. Слушатели воспринимают одновременно и заключенные в произведении мысли, идеи и эмоциональное отношение к ним исполнителя. Ведущим, определяющим в восприятии является содержание.
Если внимательно следить за интонацией чтения, можно выделить ее особенности, уловить происходящие в ней изменения» ее разнообразные оттенки. Интонaция, наиболее острая форма речевого воздействия, — это звуковое явление.
Воспитатели нередко сосредоточивают внимание детей в первую очередь на том, каким голосом надо читать то или иное произведение, какими интонациями окрасить текст, как использовать темп и т.д. Однако, по мнению многих современных профессиональных чтецов-исполнителей, изучающих как практику, так и теорию вопроса, начинать следует новее не с того, как читать. Прежде всего нужно выяснить, чтоб исполнитель должен передать слушателям, какие мысли и чувства выразить. А это достигается предварительной аналитической работой над. произведением, в результате которой рождаются убедительные, живые интонации, определяются и другое выразительные средства. Тогда исполнение будет правдивым, искренним, убедительным, между тем как предварительное определение зона, интонации создаст искусственность чтения, направляет внимание только на внешнюю выразительность без органической связи ее с содержанием исполняемого произведения.
Это важное положение профессионального искусства художественного слова должно быть учтено при изучении и практической разработке вопросов воспитания детей дошкольного возраста средствами художественного слова.
Так, Е.А. Флерина в своих работах по художественно му слову неоднократно указывала» что без предварительного освоения произведения нельзя обеспечить выразительность его исполнения. <…>
…Выразительное чтение требует некоторых специальных способностей, без которых эта деятельность не может успешно развиваться. К ним относится развитие у детей в процессе восприятия литературных произведений «поэтического слуха, т.е. восприимчивости к звучащему художественному слову в единстве его содержания и формы. В это понятое включается и способность улавливать особенности стихотворных произведений: ритм, рифму, способы организации слов (так называемые стихотворные строки).
Б. М. Теплов вкладывает в понятие «поэтический слух» также способность улавливать всевозможные оттенки интонаций чтеца.
Тот факт, что дошкольникам доступно только слушание литературных произведений, ц не самостоятельное чтение про себя, является благоприятным условием для восприятия ими интонаций, темна, пауз и других средств выразительного чтения. Для развитая поэтического слуха не требуется, чтобы детей знакомили с законами стихосложения. Воспитатель, опираясь на присущую им еще в раннем детстве способность чувствовать ритм, различать интонации голоса, улавливать звуковую окраску слов, культивирует эту способность, расширяет сферу се влияния и тем развивает у детей тонкость слуха.
Изучение опыта передовых воспитателей, практические наблюдения показывают, что в дошкольном возрасте дети при направляющем воздействии взрослых становятся способными различать стихи и прозу, улавливать разницу s их звучании. Отмечено также, что они проявляют интерес к художественным деталям, из которых складывается поэтическое произведение. Все это предпосылки для развития у детей начатков поэтического слуха.
Когда речь идет о поэтическом слухе, внимание направляется к внешним признакам художественного произведения: к его звучанию, эмоциональной окраске. Но содержание произведения не отступает при этом на второй план. Оно требует соответствующей ему формы и составляет неразрывное единство с нею. Если произведение доступно пониманию детей, они, как правило, воспринимают его содержание без особого труда. Способность чувствовать одновременно и красоту формы выражения содержания повышает уровень детского восприятия искусства.
На основе исследований можно утверждать, что такая способность развивается у детей в результате целенаправленного воспитания и наиболее заметно продастся в старшем дошкольном возрасте <…>
...Важное значение имеет способность ж и в о, эмоционально откликаться на литературное п р о и з в е д е н и е, т.е. испытывать переживания, настроения в соответствии с впечатлениями, получаемыми при слушании.
Дошкольный период детства характеризуется, как известно, повышенной эмоциональностью» и это благоприятствует обучению детей выразительному чтению. Важно, чтобы при общении с искусством слова дети были в состоянии искренне, непосредственно откликаться на описанные в произведении события, сочувствовать его героям, проникаться настроениями, переданными в нем. Многочисленные исследования подтверждают, что под влиянием подлинного искусства подобные эмоциональные состояния легко возникают у дошкольников.
Глубина и направленность эмоций детей обусловлены их возрастными интересами и уже имеющимся у них жизненным опытом. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях: малыши сочувствуют зайке, которого девочка оставила пол дождем; старшие дети радуются уже, когда добро торжествует над Злом и несправедливостью» у них более богатый, чем у малышей, мир чувств и переживаний.
Сила эмоций детей зависит также or характера возникающих у них при слушании представлений. Чем ярче, убедительнее образы литературных произведений» тем сильнее проявляются чувства дошкольников. Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.
Свои переживания, чувства» определившиеся отношения дошкольники, как правило, выражают открыто, непосредственно — мимикой» жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему н надо» или «она хорошая, добрая»).
Для успешного обучения выразительному чтению большое значение имеет способность сохранять живость эмоциональных впечатлений, умение выразить прочувствованное
н пережитое.
Каждая из перечисленных выше способностей, взятая отдельно, еще не обеспечивает и достаточной степени успешности обучения выразительному чтению. Они выполнил свое назначение только в тесном взаимодействии между собой: восприимчивость к звучащей поэтической речи благоприятствует развитию эмоциональной отзывчивое™» когорая в свою очередь взаимодействует со способностью выражать вовне пережитое с помощью разнообразных средств.
Искусство художественного чтения выдвигает положение о необходимости овладения техникой исполнения (постановка дыхания, голоса, произношения). <…>
Начиная с младшего дошкольного возраста целесообразно формировать у детей навык произносить художественные тексты внятно» договаривать слова до конца, не искажая и не комкая трудных для произнесения
звуков. Приобретаемые навыки, когда они становятся устойчивыми» положительно влияют и на разговорную речь.
Выяснилось» что в начальном периоде дошкольного детства особенно большое значение имеет полезная привычка читать стихи в несколько замедленном темпе, так как это дает детям возможность справиться с выговариванием трудных для произнесения звуков или сложных словосочетаний.
В среднем и тем более старшем возрасте дети уже вполне овладевают своим речевым аппаратом, что позволяет требовать от них при чтении художественных текстов наиболее удобного» естественного и соответствующего содержанию темпа. Внимание к темпу детского чтения наизусть, рассказывания помогает предупредить развитие таких часто наблюдающихся недостатков, как излишняя растянутость или» наоборот, скороговорка в речи.
У детей старшей группы расширяются возможности управлять своим голосом: они научаются сознательно регулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту.
Умение пользоваться голосом, изменять по мере надобности его звучание придает ему гибкость, подвижность.
Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию. <…>
Основная задача— научить детей осмысленному чтению наизусть, рассказыванию с полным пониманием содержания исполняемого произведения. Для этого при чтении произведения воспитатель должен выделять голосом наиболее важные по смыслу слова, правильно делать паузы.
Собранные в процессе исследования факты убеждают в том, что дети без особого труда справляются с осмысленной передачей прозаических произведении. При условии, если они хорошо поняли их содержание» расстановка ударений, пауз осуществляется естественно, органично, так же как это имеет место в разговорной речи ребенка, когда ему ясно, что он хочет сказать.
Иную картину мы наблюдали при чтении детьми наизусть стихотворений. Они часто выделяют голосом рифмующиеся слона, особенно если эти слова находятся в смежных строчках. У детей создастся привычка чеканить рифмы, излишне подчеркнуть их. Это объясняется, но нашему мнению, неоднократно отмечаемым психологами и педагогами тяготением детей к рифме, которая легко прослушивается и поэтому вызывает их интерес. Между тем усиленное выделение рифмы нередко нарушает смысл стихотворения, придает ему некрасивое звучание. Поэтому взрослый должен, разъясняя дошкольникам содержание стихотворения, помочь им правильно расставить смысловые ударения. Причем важно сохранить ритмичность чтения, чтобы стихотворение не
звучало как проза. <...>
При условии целенаправленного воздействия взрослых дети уже в младшем дошкольном возрасте могут произносить стихи, рассказывать небольшие сказочки, правильно передавая их смысл. Живость и непосредственность исполнения детей определяется тем, что они с большой эмоциональностью относятся к тому, о чем говорится в произведении (о праздничном флажке, который девочка держит в руках; о прыгающем мячике, спящей кукле и пр.).
Чтобы конкретизировать для детей раннего возраста содержание текста, целесообразно, как уже говорилось ранее, сопровождать чтение показом игрушек, игровыми действиями с ними, соответствующими сюжету произведения. Это поможет детям понять художественный текст, а затем осмысленно, живо передать его содержание.
С возрастом становится содержательнее, богаче жизненный опыт и духовная жизнь ребенка. В процессе обучения он постепенно овладевает способностью выражав вовне вызванные стихотворением или рассказом чувства, определять свое отношение к прослушанному, К 6-7 голам интонационная выразительность чтения у детей заметно обогащается. <…>
Задача воспитателей -формировать и обогащать чувства детей, вырабатывать у них умение выражать свои чувства. если такая воспитательная работа проводится с детьми последовательно, систематически, с первого гола поступления в детский сад, то в старшем дошкольном возрасте они становятся способными выражать в речи разнообразные чувства; радость и печаль» удовольствие и огорчение — и переключаться с одного настроения на другое. <…>
Обучение выразительному чтению наизусть, рассказыванию рассматривается как педагогический процесс, который строится на активном взаимодействии детского коллектива и воспитатели. Активность детей выражается в мобилизации ими своих внутренних сил и способностей, использовании умений и навыков при выполнении заданий воспитателя. <...>
Активность детей имеет большую воспитательную ценность, когда она сочетается с сознательностью. Если ребенок понимает, что надо научиться правильно и красиво прочитать наизусть стихотворение, у него возникает сознательное желание выполнить это как можно лучше н он мобилизует имеющийся у него запас умений. <…>
Воспитание активности и сознательности детей лежит в основе обучения их выразительному чтению и обеспечивает последовательное достижение положительных результатов.
Прослеживая путь, который проходят при этом дети мы установили, что они идут от подражания взрослому к проявлению самостоятельности и творческой инициатив.
Подражание при обучении выразительному чтению в дошкольном возрасте — закономерное явление. Дети предварительно прослушивают литературное произведение, которое читает им взрослый. Другим путем они познакомиться с ним не могут, так как не умеют еще читать.
Дети слышат интонации взрослого, замечают изменения их. У них развивается слуховое внимание, складывается Некоторый слуховой опыт. Запоминая и повторяя прослушанное произведение, ребенок, опираясь на полученный слуховой опыт, воспроизводит интонации взрослого, которые ему удалось уловить.
С одной стороны, способность детей к подражанию играет положительную роль; чтение воспитателя является для них образцом, и чем совершеннее этот образец, тем большую пользу он приносит детям. Опыт взрослых, который усваивается путем подражания, постепенно становится личным опытом детей и служит отправной точкой их художественного развития.
С другой стороны, подражание может перерасти в механическое копирование что противоречит задачам художественного воспитания и развития детей.
Задача заключается в том, чтобы, используя то положительное, что несет в себе способность детей к подражанию, постепенно вырабатывать у них умение самостоятельно выполнять задания. <…>
Постепенно к старшему дошкольному возрасту у детей вырабатывается умение слышать самих себя. Оно требует у ребенка внимания, больших волевых усилий. У детей развивается полезная для самостоятельных но-исков выразительности чуткость к изменениям голоса, оттенкам интонаций*
Самостоятельное выполнение дошкольниками большей или меньшей трудности задач, возникающих в процессе выразительной передачи литературных произведений, служит прочной основой для последующего Повышения качественного уровня этой деятельности. Дети становятся способными в пределах возрастных возможностей проявлять творческую инициативу, т. е, разнообразно комбинировать приобретенные умения, пользоваться интонациями для выражения своих собственных» оригинальных замыслов.
Элементарные формы творческой активности наблюдаются уже в младших группах детского сада, но они носят большей частью неустойчивый, нередко случайный
характер. <…>
Творческая активность, инициатива выражаются наиболее ярко в среднем и особенно в старшем дошкольном
возрасте. <…>
Итак, успешность овладения выразительностью чтения наизусть обусловлена уровнем развития восприятия, мышления* чувств, воображения, наличием определенных способностей, системы умений и навыков. Содержание и объем этих умений и навыков определяются на основе положений искусства художественного чтения, а также данных психологии о возрастном развитии детей-дошкольников. <…>
Печатается по изд.: Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. -- M.1972. -С 102-125.