Народные художественные промыслы России для дошкольников. Русская матрёшка

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. РУССКАЯ МАТРЁШКА

  • РАССКАЗ О РУССКОЙ МАТРЕШКЕ (средняя группа)

       Воспитатель показывает детям несколько игрушек, предлагает их назвать. (Среди игрушек ставит матрешку.)

      А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте ее отгадать. Это кукла, но она совсем необычная, пото­му что сделана из дерева. Очень красиво расписана, ее можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько ку­мж (Матрешка.)

       Как вы догадались, что это матрешка? (Если матрешку разло­жить, то будет несколько матрешек, они все сделаны из дерева и красиво раскрашены. А если их собрать, то будет одна матрешка.)

      Вы любите играть с матрешками? А в какие еще игрушки вы любите играть? Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была им на простую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково - мат­решка. Один мастер вырежет из дерева куклу, а другой красиво ее раз­рисует. Много матрешек наделают! И своим детям, и соседским, да еще на базар отвезут, а там такую красотищу сразу же раскупят.

       -  Прошло много лет, а матрешка не надоела нашим людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обяза­тельно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.

       Воспитатель предлагает детям принести из дома матрешек и ус­троить в группе выставку русских матрешек.

 

 

Русская матрёшка.

 

  • РАССКАЗ О РУССКОЙ  МАТРЁШКЕ (старшая группа)

       Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы у него на столе (матрешки, хохломские ложки, дымковские игрушки, пред­меты городецкой росписи) и назвать их.

       Скажите, что объединяет все эти такие разные предметы? (Пред­положения детей.)

       Все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились тоже мастерами и, в свою очередь, учили других людей своему мастер­ству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие пре­красные предметы, которыми восхищаются люди не только в на-.г шей стране, но и в других странах.

       Всем нравится веселая игрушка — расписная матрешка. Она ро­дилась сто лет назад.

       Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У япон­ских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудре­ца. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла, только поменьше.

       И художник придумал для русских детей куклу, похожую на япон­ского старика-мудреца. А кукла была необычная, с чудесным сюр­призом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той —
еще меньше и еще, и еще...      

       С. В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафан­чик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестри­чек не было похожего наряда: у одной - сарафан красный, а у дру­гой — синий с цветочками, у третьей — малиновый платочек с белы­ми горошинами.

       Как же назвать красавицу? И назвали Матрещей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

       Так родилась матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Ответы детей.)

       После беседы воспитатель предлагает детям поиграть с матрешка­ми, рассмотреть другие предметы народно-прикладного искусства.                                     

 

 

Как делают матрёшку.

 

Роспись матрёшек.

 

  • «ЗНАКОМЬТЕСЬ: РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Ребята, я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку:

Есть еще для вас игрушка,не лошадка, не Петрушка —

Красавица девица, у нее сестрицы. Каждая сестрица —

Для маленькой темница.

       Правильно, самыми любимыми игрушками у детей были матрешки.

       А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она при­шла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше ста лет.

       Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с ка­кой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

       Никто не знает точно, как и когда родилась матрешка. Первая такая кукла была сделана в местечке Абрамцево, и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звёздочкиным, а расписал ее художник Сергей Ма­лютин. Игрушка состояла из семи фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках, так всем понравилась, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более ста лет матрешке, а она и не думает стареть.

       Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

       Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Они отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, по­лушалок, передник. К нам пришли матрешки из городов Се­менова, Сергиева Посада (Загорска), Полховского Майдана.

       Эта гостья — из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, трав­ки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее других. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий.

       Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта загорская матрешка — моложавая, с русыми воло­сами и улыбчивым лицом. Одежда на ней яркая. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин — «кругляшей» — можно использовать инструмент тычок: «кругляши» получаются ровные и вырази­тельные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка.

       А эта матрешка приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у нее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? У нее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. Полхов - майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Во­лосы уложены колечками. Лицо разрисовано только черной краской, туловище — огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Всю фигуру матрешки покрывают отдельно нарисованные цветы, не собранные в букеты. Одеж­да яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая.

       Чаще всего в центре расположен цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: «колокольчик», «яблочко», «ви­ноград», цветок шиповника называется «большая роза».

       Несмотря на то что все матрешки разные, все равно их очень любят малыши и взрослые.

      А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается в токарном цехе на токарном станке. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из­нутри, едва уловимо мелькают в его руках стамески.

 

Простые вещи - изготовление матрёшек.

 

       В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают за­готовку раствором крахмала. Самое главное совершается в ху­дожественном цехе: белая деревяшка превращается в красави­цу-матрешку. Но и это еще не все. Расписная матрешка про­ходит заключительный этап — лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше в солнечную погоду и зимой, и летом матрешек выносили сушить на улицу. Летом сушили у пруда, а зимой раскладывали на снегу фанеру и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы — вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах как символ России.

 

Роспись матрёшек - часть 1.

 

Роспись матрёшек - часть 2.

 

Роспись матрёшек - часть 3.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

Из каких городов у нас в гостях матрешки?

Чем они похожи? Чем отличаются?

Как изготовляют матрешку?                       

Какие костюмы носят матрешки?                 

Назови элементы украшения у каждой матрешки.

       Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матреш­ку?

       Чем она тебе нравится?

Как вытачивают матрёшек.

 

Изготовление пятиместной матрёшки.

 

Как делают матрёшек.

 

  • Стихи о русской матрешке

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе моем живут,

                              Всех матрешками зовут!    

                              Кукла первая толста,

                               А внутри она пуста.    

                               Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

                                Эту куколку открой — будет третья во второй.  

                                Половинку отвинти, плотную, притертую, —

                                И сумеешь ты найти куколку четвертую.

                                Вынь ее да посмотри,

                                Кто в ней прячется внутри.

                                Прячется в ней пятая

                                Куколка пузатая.

                                А внутри пустая,

                                В ней куколка шестая.

                                А в шестой — седьмая,

                                А в седьмой — восьмая.

                                Эта кукла меньше всех,

                                Чуть побольше, чем орех.                          

                                 Вот поставленные в ряд                             

                                 Сестры-куколки стоят.                              

                                 Сколько вас? — у них мы спросим.

                                 -  И ответят куклы:                                    

                                 - Восемь!                                                 

С. Маршак

                        Матрешка-подружка

Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена —

                                               МАТРЕШКА!

Кукла матрешка нарядна, красива.

Кукла матрешка — улыбка России.

Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.

Матрешка-подружка на все времена!

Как красна девица — умна, скромна, стройна.

От многих бед ее сто лет хранит секрет:

Дуэт живет в матрешке, трио и квартет!

Как будто в русском цирковом парад-алле,

Плывут матрешек хороводы по Земле.

И тот, кто встретит их, улыбку дарит им.

       Так улыбнемся и все вместе повторим:

                                                       МАТРЕШКА!

                                                                 Л. Печников

 

  • Мастер - класс как разрисовать матрёшку

Мастер - класс роспись матрёшки (1 часть).

 

Мастер - класс роспись матрёшки (2 часть).

 

Мастер - класс роспись матрёшки (3 часть).

 

  • Просмотр детских телепередач, беседа по содержанию.

День в шишкином лесу. Матрёшка.

       Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Дидактическая игра "Собери матрёшек".

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

  

       Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю Планирование работы по развитию детской речи. "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ").