Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Русская матрёшка

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. РУССКАЯ МАТРЁШКА

    • РАССКАЗ О РУССКОЙ МАТРЕШКЕ (средняя группа)

           Воспитатель показывает детям несколько игрушек, предлагает их назвать. (Среди игрушек ставит матрешку.)

          А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте ее отгадать. Это кукла, но она совсем необычная, пото­му что сделана из дерева. Очень красиво расписана, ее можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько ку­мж (Матрешка.)

           Как вы догадались, что это матрешка? (Если матрешку разло­жить, то будет несколько матрешек, они все сделаны из дерева и красиво раскрашены. А если их собрать, то будет одна матрешка.)

          Вы любите играть с матрешками? А в какие еще игрушки вы любите играть? Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была им на простую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково - мат­решка. Один мастер вырежет из дерева куклу, а другой красиво ее раз­рисует. Много матрешек наделают! И своим детям, и соседским, да еще на базар отвезут, а там такую красотищу сразу же раскупят.

           -  Прошло много лет, а матрешка не надоела нашим людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обяза­тельно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.

           Воспитатель предлагает детям принести из дома матрешек и ус­троить в группе выставку русских матрешек.

     

     

    Русская матрёшка.

     

    • РАССКАЗ О РУССКОЙ  МАТРЁШКЕ (старшая группа)

           Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы у него на столе (матрешки, хохломские ложки, дымковские игрушки, пред­меты городецкой росписи) и назвать их.

           Скажите, что объединяет все эти такие разные предметы? (Пред­положения детей.)

           Все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились тоже мастерами и, в свою очередь, учили других людей своему мастер­ству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие пре­красные предметы, которыми восхищаются люди не только в на-.г шей стране, но и в других странах.

           Всем нравится веселая игрушка — расписная матрешка. Она ро­дилась сто лет назад.

           Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У япон­ских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудре­ца. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла, только поменьше.

           И художник придумал для русских детей куклу, похожую на япон­ского старика-мудреца. А кукла была необычная, с чудесным сюр­призом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той —
    еще меньше и еще, и еще...      

           С. В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафан­чик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестри­чек не было похожего наряда: у одной - сарафан красный, а у дру­гой — синий с цветочками, у третьей — малиновый платочек с белы­ми горошинами.

           Как же назвать красавицу? И назвали Матрещей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

           Так родилась матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Ответы детей.)

           После беседы воспитатель предлагает детям поиграть с матрешка­ми, рассмотреть другие предметы народно-прикладного искусства.                                     

     

     

    Как делают матрёшку.

     

    Роспись матрёшек.

     

    • «ЗНАКОМЬТЕСЬ: РУССКАЯ МАТРЕШКА»

    Ребята, я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку:

    Есть еще для вас игрушка,не лошадка, не Петрушка —

    Красавица девица, у нее сестрицы. Каждая сестрица —

    Для маленькой темница.

           Правильно, самыми любимыми игрушками у детей были матрешки.

           А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она при­шла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше ста лет.

           Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с ка­кой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

           Никто не знает точно, как и когда родилась матрешка. Первая такая кукла была сделана в местечке Абрамцево, и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звёздочкиным, а расписал ее художник Сергей Ма­лютин. Игрушка состояла из семи фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках, так всем понравилась, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более ста лет матрешке, а она и не думает стареть.

           Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

           Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Они отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, по­лушалок, передник. К нам пришли матрешки из городов Се­менова, Сергиева Посада (Загорска), Полховского Майдана.

           Эта гостья — из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, трав­ки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее других. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий.

           Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта загорская матрешка — моложавая, с русыми воло­сами и улыбчивым лицом. Одежда на ней яркая. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин — «кругляшей» — можно использовать инструмент тычок: «кругляши» получаются ровные и вырази­тельные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка.

           А эта матрешка приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у нее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? У нее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. Полхов - майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Во­лосы уложены колечками. Лицо разрисовано только черной краской, туловище — огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Всю фигуру матрешки покрывают отдельно нарисованные цветы, не собранные в букеты. Одеж­да яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая.

           Чаще всего в центре расположен цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: «колокольчик», «яблочко», «ви­ноград», цветок шиповника называется «большая роза».

           Несмотря на то что все матрешки разные, все равно их очень любят малыши и взрослые.

          А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается в токарном цехе на токарном станке. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из­нутри, едва уловимо мелькают в его руках стамески.

     

    Простые вещи - изготовление матрёшек.

     

           В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают за­готовку раствором крахмала. Самое главное совершается в ху­дожественном цехе: белая деревяшка превращается в красави­цу-матрешку. Но и это еще не все. Расписная матрешка про­ходит заключительный этап — лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше в солнечную погоду и зимой, и летом матрешек выносили сушить на улицу. Летом сушили у пруда, а зимой раскладывали на снегу фанеру и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы — вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

    Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах как символ России.

     

    Роспись матрёшек - часть 1.

     

    Роспись матрёшек - часть 2.

     

    Роспись матрёшек - часть 3.

    Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

    С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

    Из каких городов у нас в гостях матрешки?

    Чем они похожи? Чем отличаются?

    Как изготовляют матрешку?                       

    Какие костюмы носят матрешки?                 

    Назови элементы украшения у каждой матрешки.

           Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матреш­ку?

           Чем она тебе нравится?

    Как вытачивают матрёшек.

     

    Изготовление пятиместной матрёшки.

     

    Как делают матрёшек.

     

    • Стихи о русской матрешке

    Восемь кукол деревянных,

    Круглолицых и румяных,

    В разноцветных сарафанах

    На столе моем живут,

                                  Всех матрешками зовут!    

                                  Кукла первая толста,

                                   А внутри она пуста.    

                                   Разнимается она

    На две половинки.

    В ней живет еще одна

    Кукла в серединке.

                                    Эту куколку открой — будет третья во второй.  

                                    Половинку отвинти, плотную, притертую, —

                                    И сумеешь ты найти куколку четвертую.

                                    Вынь ее да посмотри,

                                    Кто в ней прячется внутри.

                                    Прячется в ней пятая

                                    Куколка пузатая.

                                    А внутри пустая,

                                    В ней куколка шестая.

                                    А в шестой — седьмая,

                                    А в седьмой — восьмая.

                                    Эта кукла меньше всех,

                                    Чуть побольше, чем орех.                          

                                     Вот поставленные в ряд                             

                                     Сестры-куколки стоят.                              

                                     Сколько вас? — у них мы спросим.

                                     -  И ответят куклы:                                    

                                     - Восемь!                                                 

    С. Маршак

                            Матрешка-подружка

    Игрушек больше миллиона в мире есть,

    И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

    Но изо всех, быть может, только лишь одна

    Для дружбы всех людей на свете рождена —

                                                   МАТРЕШКА!

    Кукла матрешка нарядна, красива.

    Кукла матрешка — улыбка России.

    Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.

    Матрешка-подружка на все времена!

    Как красна девица — умна, скромна, стройна.

    От многих бед ее сто лет хранит секрет:

    Дуэт живет в матрешке, трио и квартет!

    Как будто в русском цирковом парад-алле,

    Плывут матрешек хороводы по Земле.

    И тот, кто встретит их, улыбку дарит им.

           Так улыбнемся и все вместе повторим:

                                                           МАТРЕШКА!

                                                                     Л. Печников

     

    • Мастер - класс как разрисовать матрёшку

    Мастер - класс роспись матрёшки (1 часть).

     

    Мастер - класс роспись матрёшки (2 часть).

     

    Мастер - класс роспись матрёшки (3 часть).

     

    • Просмотр детских телепередач, беседа по содержанию.

    День в шишкином лесу. Матрёшка.

           Источники.

    Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

    Дидактическая игра "Собери матрёшек".

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

      

           Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю Планирование работы по развитию детской речи. "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ").