Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

      

 

Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение

охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.

Альберт Эйнштейн

 

       РБ - расширяющий блок

       Текст

ВООБРАЖЕНИЕ

§ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ

     Человек может представить себе не только те предметы и яв­ления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он ни­когда в своей жизни не сталкивался. Иначе говоря, человек может не только вспоминать старое, ранее пережитое, но и во­ображать нечто новое, неизведанное.

     Читая какую-либо историческую книгу, описывающую давно прошедшие события, или же слушая рассказ преподавателя гео­графии об отдельных странах, мы представляем себе эти собы­тия, хотя и не могли быть их участниками, и эти страны, хотя никогда их не видели. Мы можем представить себе также ре­зультаты наших действий, вообразить себе то, что будет достиг­нуто в более или менее отдаленном будущем.

     Дошкольники в своих играх дополняют имеющиеся в их рас­поряжении предметы вымышленными, воображаемыми. Напри­мер, пятилетний Миша, взобравшись на составленные вместе стулья, что-то вертит руками и напряженно всматривается вдаль. Он воображает, что плывет по бурному морю, управляя боль­шим кораблем.

     Образы воображения строятся из материала, полученного пу­тем восприятия и сохраненного памятью.

     Читая в учебнике географии описание пустыни, мы можем ее себе вообразить, лишь опираясь на известные нам фотогра­фии и изображения, а также на некоторые впечатления, напоми­нающие отдельные элементы пустыни (большие песчаные про­странства на берегу моря или пальмы, растущие на Южном бере­гу Черного моря, и т. д.).

     Для развития воображения необходимо обладать некоторы­ми знаниями. Работа воображения оказывается невозможной, если мы не опираемся на прошлый опыт.

       Воображение заключается в создании образов новых     предметов     и      явлений     путем     оживления     в    мозгу    человека     ранее     образовав­шихся временных связей   в   новых   сочетаниях.

       Самые причудливые и фантастические образы человеческого воображения основываются на творческой переработке воспри­нятых элементов действительности. Таковы образы русских на­родных сказок (русалка — сочетание женщины и рыбы, леший — сочетание человека и какого-то лесного животного и т. д.), та­ковы и образы греческой мифологии (кентавр, сатир и др.).

       Сказки, несмотря на их фантастичность, очень живо и ярко отображают быт создавшего их народа, условия его жизни, окру­жающую природу и пр.

       Физиологической основой, воображения является воспроизведение в коре больших полушарий ранее образованных временных связей в новых сочетаниях.

       При активном решении какой-либо задачи, связанной, напри­мер, с производственной работой, художественным творчеством или научным исследованием, возникают очаги сильного возбуж­дения в участках мозга. Последние осуществляют привычные способы действия, применяемые при решении подобного рода задач.

       При столкновении с определенными трудностями, которые не дают возможности добиться необходимого результата привыч­ным   способом, возбуждение в указанных участках сменяется вследствие не подкрепления процессом торможения. По законам индукции торможение в этом участке мозга вызывает возбужде­ние других участков, которые были так или иначе связаны с пер­вым в результате прошлого опыта. Таким образом, оживляются временные связи, которые ранее были заторможены, и всплы­вают воспоминания о различных предметах и действиях, которые имели место в обстоятельствах, отдаленно напоминающих усло­вия стоящей перед человеком задачи.

       Оживление следов прежних раздражений происходит в этом случае в разной последовательности и в различных сочетаниях, в результате чего и образуются новые комбинации прошлых впе­чатлений, возникают образы новых предметов и явлений, никог­да человеком ранее не воспринимавшихся. Многие из этих соче­таний и комбинаций оказываются нежизненными, не соответст­вующими   объективным   условиям   стоящей   перед    человеком задачи и, не получая делового подкрепления, затормаживаются. Другие сочетания и комбинации, соответствующие действитель­ности, открывающие новые возможности для деятельности, за­крепляются   вследствие   подкрепления   практическими   резуль­татами.

       В бодрствующем состоянии процесс воображения носит бо­лее или менее преднамеренный и организованный характер. Че­ловек подчиняет воображение поставленной цели и контроли­рует возникающие образы воображения, руководствуясь имею­щейся у него системой понятий о действительности.

       В состоянии сна, когда большие полушария охватывает раз­литое торможение, возникает другая форма воображения, назы­ваемая    сновидением.    Во   время сна в нервных клетках, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, тормо­жение происходит раньше и глубже, чем в других клетках боль­ших полушарий. Сонное торможение охватывает кору больших полушарий неравномерно и неодинаково глубоко, в результате чего получаются совершенно неожиданные сочетания функцио­нирующих клеток, оставшихся незаторможенными.  Сновидения, не регулируемые второй сигнальной системой, приобретают час­то причудливый и нелепый характер.

 

§ 2. ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

       Для того чтобы выполнять любое дело: сшить платье, сде­лать   стол, вырастить   растение, написать   сочинение, — нужно представить себе, какими они будут, вообразить себе возможные результаты своих действий.

      Воображение входит составной частью в самые различные виды деятельности. Очень ярко оно выступает в процессе худо­жественного творчества. Однако неверно было бы думать, что воображение нужно только художнику, писателю или артисту. «Напрасно думают, — говорил   Ленин, — что   она   (фантазия.— А. 3.) нужна  только   поэту. Это глупый   предрассудок!   Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии». Существенное значение имеет воображение и в практической деятельности. Создавая какую-либо машину или сооружая ка­кую-либо постройку, рабочий и инженер заранее представляют себе продукт своей   деятельности и действуют в   соответствии с этим представлением.

       Воображение, играя важную роль в дея­тельности человека, в процессе этой дея­тельности    изменяется   и    развивается.

      Подчиняя себе природу в процессе труда, человек должен был ставить себе все более сложные цели, предусматривать все более отдаленные последствия своих действий.   Под влиянием практической необходимости, под влиянием требований трудовой деятельности развивалось у человека умение представлять себе вещи, ранее не воспринимавшиеся, — развивалось воображение. Преобразование действительности в процессе труда породило у человека   способность   преобразовывать   ее   предварительно мысленно, в воображении. Воображение имеет тем большее зна­чение, чем больше в труде элементов творчества, чем меньше он сводится к простому повторению прежних, уже известных действий.

       Это ярко сказывается в   трудовой   деятельности   советских людей, у передовиков производства и новаторов сельскохозяйственного труда, у которых обнаруживается творческое вообра­жение, направленное на выработку новых способов производ­ства, на поднятие производительности труда, на повышение урожайности.

       Человек, в отличие от животного, способен заранее предста­вить себе результаты своих действий. «Паук, — пишет К. Маркс,— совершает операции,  напоминающие операции ткача,  и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый   плохой   архитектор   от   наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце про­цесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении   работника, т.   е.   идеально». Для того чтобы воображение достигло у взрослого человека достаточно высокой ступени развития, необходимо начинать его формирование уже в дошкольном возрасте.

       Творческие игры, конструирование, рисование и другие виды деятельности, способствующие развитию детского воображения, имеют важное значение в подготовке ребенка к школьному обу­чению и к последующей трудовой деятельности.

 

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ

       Процессы воображения зависят от ряда условий. Воображе­ние обычно рисует картины того, что необходимо человеку, к чему он стремится в процессе деятельности. Так, строитель воображает себе здание, которое он будет строить, садовник — сад, который собирается посадить, усталый путник — гостепри­имную кровлю, под которой он сможет отдохнуть.

       Очень ярко эта особенность воображения обнаруживается у детей. Малыш хочет быть водителем — и вот его воображение, проявляющееся в игре, рисует ему картины деятельности опыт­ного водителя, умело управляющего своей машиной.

       Воображение зависит от   потребностей   и   интере­сов    человека, от    стоящих    перед    ним    задач. Не всегда потребности и интересы оказывают прямое влияние на воображение, не всегда человеку представляется лишь то, что ему хочется. Воображение испуганного человека рисует картины страшных опасностей, которых он стремится избежать. Писатель очень ярко представляет   себе   какого-нибудь   отрицательного героя, которого внутренне осуждает. Но и в этих случаях имеет место зависимость воображения от потребностей и интересов. Испугавшись, человек воображает себе то, чего   он   стремится избежать, писатель представляет себе человека, отрицательную сущность которого он хочет разоблачить в своих произведениях. Под влиянием возникающей потребности воображение человека строит образы предметов и явлений путем творческой   перера­ботки прошлого опыта.

       Наличие   богатого  опыта,   обширных    знаний является необходимым условием высокого развития воображения. Недостаток  знаний  мешает успешной  работе  воображения. Например, некоторые школьники младших классов, слушая урок истории, представляют себе русского боярина, по аналогии с со­временным человеком, в пальто и в шляпе. Это объясняется тем, что им недостает соответствующих знаний, которые могут быть накоплены путем рассматривания исторических картин, посеще­ния исторического музея, знакомства с театральными постанов­ками и кинофильмами из русской истории и т. д. То же самое имеет место и в играх дошкольника. Чем обширнее опыт ребенка, чем больше он видел и слышал, тем сильнее работает его вооб­ражение, тем богаче и разнообразнее его творческие игры.
         В процессе воображения происходит анализ, выделение от­дельных черт и элементов из ранее виденных предметов и явле­ний и их синтез, последующее объединение в единое целое. «Искусство словесного творчества,— говорил А. М. Горький,— искусство создания характеров и «типов», требует воображения, догадки, «выдумки». Описав одного знакомого ему лавочника, чиновника, рабочего, литератор сделает более или менее удач­ную фотографию именно одного человека...       
           Но если писатель сумеет отвлечь от каждого из двадцати — пятидесяти, из сотни лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты, привычки, вкусы, жесты, верова­ния , ход речи и т. д.,— отвлечь и объединить их в одном лавоч­нике, чиновнике, рабочем, этим приемом писатель создаст «тип». Отбор отдельных черт из образов, ранее воспринятых, и их объединение в новый образ происходит в соответствии с условия­ми деятельности человека, в соответствии с теми задачами, кото­рые перед ним поставлены.

       Так, изобретатель, конструирующий новую машину, мысленно отбирает те детали известных ему механизмов, комбинация ко­торых поможет ему разрешить стоящую перед ним задачу.

       Подобно этому писатель, задумавший описать рабочего, ищет в образах знакомых ему людей черты, которые дали бы в своем сочетании типичный образ представителя рабочего класса. Вооб­ражение, следовательно, является не пассивным, а активным, целенаправленным процессом.

       Образы, создаваемые воображением, носят наглядный, конкретный характер, напоминая в этом отношении образы памяти и восприятия.

       Вообразить себе какой-либо предмет — это значит не просто подумать о нем, составить себе о нем известное понятие, но как бы внутренне увидеть или услышать его, мысленно нарисовать все его конкретные особенности.

       В некоторых случаях образы воображения достигают такой степени яркости, что смешиваются с образами действительно пе­режитого.

       Короленко описывает в рассказе «Ночью», как маленький мальчик, услышав, что его отец в молодости похитил свою буду­щую жену, так ярко представил себе все эти события, как если бы он сам их пережил. Однажды герой рассказа удивил и рас­сердил домашних, утверждая, что он, привстав на своей кроват­ке, видел, как отец украл маму через окно, хотя в действитель­ности в то время мальчика еще и на свете не было.

       Человек в своем воображении обычно создает образ того, к чему он испытывает живой интерес, что имеет для него важное значение. В связи с этим воображаемые события и обстоятельст­ва часто вызывают глубокие и разнообразные эмоциональные переживания.

       Процессы воображения тесно связаны с чувствами.   Ярко выступает эмоциональный характер воображения в художественном творчестве. Глинка вспоминает о тех сильных чувствах, которые охватили его, когда он создавал сцену, изобра­жавшую Ивана Сусанина с поляками в лесу. Он говорит, что у него «волосы становились дыбом и мороз продирал по коже». Разнообразные чувства возникают не только у писателей, ком­позиторов и художников, создающих свои произведения, но и у людей, которые их воспринимают, воссоздавая в своем вообра­жении образы изображенных героев и событий.

       Аксаков, вспоминая свое детство, пишет: «Я обыкновенно чи­тал с таким горячим сочувствием, воображение мое так живо воспроизводило лица любимых моих героев... что я как будто видел и знал их давно». Гончаров, описывая детство Обломова, говорит: «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне :Жар птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца».

       Чувства, таким образом, не только влияют на ход воображе­ния, но и сами возникают под его влиянием. Воображение играет очень важную роль в развитии чувств, в обогащении эмоцио­нального опыта человека.

       Если образы восприятия относятся к настоящему, если образы памяти воспроизводят прошлое, то образы воображе­ния относятся не только к настоящему и прошло­му, но и к будущему, к тому, что ждет человека, к тому, к чему он стремится.

       Содержание воображения зависит от идейной направленно­сти, от тех перспектив, которые открываются перед человеком в данных общественно-исторических условиях.

       В Советской стране, где о детях повседневно заботятся пар­тия и правительство, где перед подрастающим поколением от­крыты все пути и предоставлены ему все возможности для все­стороннего развития, воображение детей рисует яркие картины выдающихся подвигов, научных открытий и технических изобре­тений, которые им предстоит сделать в будущем.

       Отвечая на предложение Московского Дома пионеров расска­зать о своих мечтах, 'Вадим Н., 10 лет, сказал: «Я хочу изобрести -такой аппарат, который ездил бы под землей, по воде и под во­дой и летал. Двигалась бы машина ракетным двигателем». Маль­чик Саша изъявил желание «заставить громадную силу вулка­нов служить человеку». Девочка 11 лет, Алла С, сказала: «Моя мечта... Я очень хочу, чтобы во всех странах установился демо­кратический строй, чтобы не было на земле угнетателей и угне­тенных, чтобы все были равны, жили своим трудом, как у нас, в СССР».

       Таковы мечты советских детей, выражающие стремление по­скорее принять участие в творческом, созидательном труде со­ветского народа, стать достойными гражданами коммунистиче­ского общества.

 

§ 4. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

       В зависимости от ряда условий процессы воображения отли­чаются друг от друга по степени произвольности, а также по тому, насколько творческий характер они носят.

       Подобно тому как есть произвольное и непроизвольное вни­мание, произвольная и непроизвольная память, существует так­же непроизвольное и произвольное вообра­жение.

       Непроизвольное воображение характеризуется тем, что че­ловек создает определенные образы без вся­кого   намерения   со   своей   стороны.

       Крайним случаем непроизвольного воображения являются образы сновидения, которые создаются непреднамеренно, сами собой изменяются, вступая в причудливые сочетания друг с дру­гом.

       Бывает, что в бодрствующем состоянии человек оказывается настолько увлеченным, эмоционально захваченным каким-либо предметом, что воображение начинает работать в интересующем человека направлении помимо его воли, а иногда и вопреки его намерениям.

       Аксаков в повести «Детские годы Багрова внука» рассказы­вает, что в детстве чтение сказок «Тысячи и одной ночи» будило в нем такое сильное воображение, что, пересказывая эти сказки, он, помимо своей воли, придумывал ряд новых событий и допол­нительных подробностей, которых не было в прочитанном тексте. Однажды слушавшая его тетка уличила его в том, что он «при­вирает», рассказывает то, чего не было. После этого, пишет Аксаков, «я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не раз­горячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое вообра­жение вступало в безграничные свои права».

       Произвольное воображение в отличие от непроизвольного характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель   представить   что-либо   и    сознательно    направляет работу   своего   воображения, исход из имеющегося у него творческого замысла.

       На высших ступенях развития творчества в деятельности конструктора, изобретателя, ученого, художника воображение долж­но   обязательно   приобрести   произвольный, целевой   характер. Для того чтобы достигнуть высоких общественно ценных резуль­татов в своем творчестве, человек должен научиться сознательно подчинять работу своего воображения тем задачам, которые перед ним стоят.  В произвольном воображении важную роль играет речь, словесное формулирование стоящих перед челове­ком задач.

       В зависимости от того, насколько воображение является творческим, различают творческое и воспроизводя­щее   воображение.

       Воспроизводящее воображение создает образы того, что уже есть, что уже известно, но что нами лично не было непосредственно воспринято. Воспроизводящее воображение обычно выступает в тех слу­чаях, когда нужно создать образ какого-либо предмета или яв­ления по его описанию.

       Ученик в процессе школьного обучения, когда он читает о каких-либо физических опытах, о животных, населяющих раз­личные страны, о событиях отдаленного прошлого, принужден непрерывно пользоваться воспроизводящим воображением. Вос­производящее воображение имеет место также и у дошкольника, когда он, слушая сказку или какой-нибудь рассказ, живо пред­ставляет себе описываемых героев и их приключения.

       Творческое воображение в отличие от воспроизводящего ха­рактеризуется самостоятельным созданием обра­зов новых предметов, мысленным npeoбразованием действительности. Разрабатывая способы по­вышения производительности труда на своем станке, передовой рабочий должен ясно представить их себе, вообразить, прежде чем осуществить свой замысел на практике.

       Конструктор, изобретая новую машину, рисует ее в своем воображении, создает ее мысленный образ, прежде чем по­строить ее в действительности. Не может обойтись без воо­бражения и ученый, разрабатывающий новую научную теорию. Важную роль играет творческое воображение в деятельности художников, писателей, композиторов, которые в создавае­мых ими художественных образах воплощают свои идейные замыслы.

       Между творческим и воспроизводящим воображением нет непроходимых граней. С одной стороны, всякое творческое вооб­ражение требует воссоздания образов каких-то уже известных предметов и явлений. С другой стороны, часто в процессах вос­производящего воображения имеются творческие моменты.

       Так, ребенок, слушая сказку, прежде всего воссоздает обра­зы сказочных героев, но часто он дополняет в своем воображе­нии слышанное, приписывает действующим лицам новые черты, придумывает новые сцены и события.

       Воображение, воспроизводящее здесь сочетается с воображе­нием творческим.

       Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человека обнаруживаются самые заветные его желания и стремления. В отличие от других видов   воображения, в которых могут создаваться, образы предметов и событий, неже­лательных для человека (воображать можно и всякие беды и не­счастья), мечта всегда рисует образ чего-то желаемого, привле­кательного. Наконец, мечты в отличие от других образов вооб­ражения относятся обычно не к выполняемым в настоящее вре­мя действиям и к происходящим в данный момент событиям, а к более отдаленному будущему.

       Маленький школьник, например, решает арифметические за­дачи, а мечтает о том, чтобы стать знаменитым инженером или путешественником.     

       Мечта есть воображение, направленное на более или менее отдаленное будущее, при­том — желаемое   будущее.

       Ценность мечты определяется связью ее с действительностью, ролью ее в деятельности человека.

       Ленин в одной из своих-статей, ссылаясь на высказывания из­вестного публициста и критика Д. И. Писарева, подчеркивает, что бывают полезные мечты, являющиеся толчком к работе, и бывают мечты, уводящие человека в сторону, отвле­кающие человека от полезной деятельности. Мечта может по­буждать человека к деятельности, помогать ему живо предста­вить ее желаемые результаты и тем самым еще сильнее к ним стремиться.

       Это ярко показал А. Фадеев в романе «Молодая гвардия». Страстная мечта о подвиге, увлекшая Сергея Тюленина и Любу Шевцову, сыграла огромную роль в их духовном росте, в совер­шении ими героических поступков.

       Но бывают случаи, когда мечта отрывается от действитель­ности и становится помехой в деятельности человека. Есть люди, которые заменяют мечтой реальные действия, ищут в мечтах исполнения своих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».

        

§ 5. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

       У новорожденного ребенка воображения еще нет. Воображе­ние складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

       Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об' окружающей действительности.

       Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ре­бенка в процессе его деятельности, так и через взрослых, пере­дающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

       Существовало неправильное мнение, что воображение дости­гает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая свое место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К- Д. Ушинский   писал: «... Думают, что    с   возрастом    оно    (воображение. — Л. 3.) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души.  Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».

       Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, ученого, художника.

       Первые      проявления       воображения       можно наблюдать    уже    у    ребенка    раннего    возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путем новых их со­четаний у ребенка начинают возникать первые образы вообра­жения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжет­ных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте одного года, научившийся уже несколько владеть ложкой, берет вместо ложки   спичку и «кормит» ею находящихся здесь бабушку и маму, а также фар­форовую собачку и бюст девочки. Так происходит воображаемое «кормление».

       Слушая сказку «Сорока-белобока», двухлетний мальчик на­столько ярко представил себе все содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделен­ному «сорокой». Желая несколько исправить допущенную неспра­ведливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».

       Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребенка наряду с образами памяти начинают возникать обра­зы воображения. Однако на первых порах своего развития во­ображение оказывается очень слабым и бедным по-своему содер­жанию. Ребенок в своем воображении еще очень связан воспри­нимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.     

       Так, дети полутора-двух лет еще неспособны слушать рас­сказ о сколько-нибудь отдаленных вещах и событиях, но они с    удовольствием    выслушивают    маленькие     истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые.

       Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляются также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умыва­ние, кормление и т. д.).

       В отличие от дошкольника ребенок раннего возраста затруд­няется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вы­мышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей этого возраста исходит обычно не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.

       Таким образом, воображение преддошкольни­ков вначале еще очень ограничено и отли­чается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непро­извольным    характером.

       В дошкольном возрасте под влиянием воспитания в связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов и услож­нением его деятельности происходит дальнейшее развитие дет­ского воображения. Это развитие носит не только количествен­ный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребенка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возра­сте черты.

       В своих вымыслах дошкольники более изоб­ретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и твор­ческий   характер.

       Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошколь­никам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

       После экскурсии на железнодорожную станцию воспитатель­ница предлагает детям средней группы детского сада: «Давай­те играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет на­чальником станции, другой — пассажиром, третий—машини­стом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофером, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.

       Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребенок.

       Малыш в своем воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла — он начинает ее укачивать; ему дают повозочку — он возит ее взад и вперед.

       Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает, что стул — это вагон или паровоз. Но затем в игре с куклами стул превращается в дом и под ним удобно располагается игру­шечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин» нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры до-; школьник уже может подчинить работу своего воображения об­щей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности.

       Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной про­извольности.

       Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качествен­но своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства. У    младшего   дошкольника   воображение   еще   во многом сходно с воображением преддошкольника.

       Хотя сюжет игры, например, трехлетнего ребенка богаче и со­держательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако все же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга дейст­вий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание, кормление и т. д.

       Велика у детей этого возраста зависимость процесса воо­бражения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

       В своем воображении младший дошкольник еще мало самостоятелен, мало инициативен. Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и орга­низовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.

       Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети еще плохо дифференцируют образы воображения и свои пред­ставления о действительно воспринятых предметах и явлениях. Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с дейст­вительным: то, что он выдумал, с тем, что он действительно ви­дел и пережил.

       О великом русском актере К. А. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трех лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т.е. иголку проглотил)». Боже мой, что тут было! «Где ты ее чувствуешь?» — «Здесь», — пока­зывает на грудь. «А теперь?»—«Теперь тут», — показывает совсем другое место. Скорей за доктором? Переполох!   Ужас!   В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал. По-видимому, под влиянием слышан­ных разговоров ребенок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла.

       Такого рода смешение воображаемого и действительного встречается и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что делает­ся или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.

       В среднем дошкольном возрасте воображе­ние существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребен­ка, развитием его интересов, усложнением его деятельности вооб­ражение приобретает более творческий характер. Сюжеты дет­ских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся бога­че и разнообразнее.

      В них ребенок отображает уже не только то, что происходит в его ближайшем окружении, но и значительно более далекие события из жизни советских людей, работающих в колхозах, на фабриках, на стройке.

       В своем воображении ребенок этого возраста достигает уже значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимство­ванные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизме­няет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществле­ния своих творческих замыслов.

       Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, вообра­жение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более ран­него возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно, непосредственно связано с внешней деятельностью ребенка.

       Для того чтобы воображать, ребенку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Изображая всадника, ребенок легко может вообразить, что зонтик — это лошадь, а платяной шкаф — это конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестает работать, отка­зывается ему служить. Даже воссоздавая в своем воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а ак­тивным участником воспринимаемых историй, вмешивается в по­вествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гла­дит рукой изображения положительных героев, пытается каран­дашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр. Он не умеет еще воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребенка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной   деятельности   более широкую область окружающей действительности.

       Становясь более творческим и целенаправленным (что выра­жается, например, в подчинении своего воображения требова­ниям взятой на себя роли, правилам игры и т. д.) Соображение постепенно приобретает относительную независимость от внеш­ней деятельности.     

       Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает еще главным образом в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних дей­ствиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений. Короленко описывает, как он с братом играл в детстве в путе­шествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая.  Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось во внут­реннем, мысленном плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им при­ходится переживать в пути, и т. д.  Воображение, неразрывно связанное с внешней деятельностью бенка, в ходе развития превращается в относительно самосто­ятельную психическую деятельность.

       Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

       Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по геогра­фии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по фи­зике, нужно уметь представить себе предмет или явление по опи­санию, т. е. воссоздать их в своем воображении.

       Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Вместе с тем школьное обучение спо­собствует его дальнейшему развитию. Благодаря овладению осно­вами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздаю­щее воображение школьника становится более точным, а творче­ское воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.

       Воображение развивается не само собой, а требует определен­ных условий и прежде всего организации правильной воспита­тельной работы.

       При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

       Гончаров прекрасно описал в своем романе «Обломов», какой извращенный характер приобретает воображение у ребенка, кото­рого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «все­го, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий. В результате «населилось вообра­жение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той вол­шебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром...». Так начинает складываться благодаря неправильному воспита­нию   тип бездеятельного фантазера, бесплодного мечтателя.

       Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

      Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окру­жающей жизнью, ребенок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки на­копленного опыта формируется воображение.

       Необходимо помнить, что воображение дошкольника разви­вается в деятельности: в игре, рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагоги­ческое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

       Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

       Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведе­ния живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, у него развивается воображение.

 

       Вопросы для повторения:

  1. Что называется воображением?
  2. Как отражается действительность в образах воображения?
  3. Какое значение имеет воображение для деятельности человека?
  4. Перечислите основные виды воображения.
  5. Как развивается воображение у ребенка?
  6. Укажите, какое значение имеет игра в развитии творческого воображе­ния у дошкольника.

 

       Источник

       А. В. ЗАПОРОЖЕЦ Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ (глава 6. Воображение.). – Москва, 1961 год. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР УЧПЕДГИЗ.

 

   

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

 

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

                                                                                                                                                                                                    

 

Скачать:

Предварительный просмотр: