Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение
охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
Альберт Эйнштейн
РБ - расширяющий блок
Текст
ВООБРАЖЕНИЕ
§ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда в своей жизни не сталкивался. Иначе говоря, человек может не только вспоминать старое, ранее пережитое, но и воображать нечто новое, неизведанное.
Читая какую-либо историческую книгу, описывающую давно прошедшие события, или же слушая рассказ преподавателя географии об отдельных странах, мы представляем себе эти события, хотя и не могли быть их участниками, и эти страны, хотя никогда их не видели. Мы можем представить себе также результаты наших действий, вообразить себе то, что будет достигнуто в более или менее отдаленном будущем.
Дошкольники в своих играх дополняют имеющиеся в их распоряжении предметы вымышленными, воображаемыми. Например, пятилетний Миша, взобравшись на составленные вместе стулья, что-то вертит руками и напряженно всматривается вдаль. Он воображает, что плывет по бурному морю, управляя большим кораблем.
Образы воображения строятся из материала, полученного путем восприятия и сохраненного памятью.
Читая в учебнике географии описание пустыни, мы можем ее себе вообразить, лишь опираясь на известные нам фотографии и изображения, а также на некоторые впечатления, напоминающие отдельные элементы пустыни (большие песчаные пространства на берегу моря или пальмы, растущие на Южном берегу Черного моря, и т. д.).
Для развития воображения необходимо обладать некоторыми знаниями. Работа воображения оказывается невозможной, если мы не опираемся на прошлый опыт.
Воображение заключается в создании образов новых предметов и явлений путем оживления в мозгу человека ранее образовавшихся временных связей в новых сочетаниях.
Самые причудливые и фантастические образы человеческого воображения основываются на творческой переработке воспринятых элементов действительности. Таковы образы русских народных сказок (русалка — сочетание женщины и рыбы, леший — сочетание человека и какого-то лесного животного и т. д.), таковы и образы греческой мифологии (кентавр, сатир и др.).
Сказки, несмотря на их фантастичность, очень живо и ярко отображают быт создавшего их народа, условия его жизни, окружающую природу и пр.
Физиологической основой, воображения является воспроизведение в коре больших полушарий ранее образованных временных связей в новых сочетаниях.
При активном решении какой-либо задачи, связанной, например, с производственной работой, художественным творчеством или научным исследованием, возникают очаги сильного возбуждения в участках мозга. Последние осуществляют привычные способы действия, применяемые при решении подобного рода задач.
При столкновении с определенными трудностями, которые не дают возможности добиться необходимого результата привычным способом, возбуждение в указанных участках сменяется вследствие не подкрепления процессом торможения. По законам индукции торможение в этом участке мозга вызывает возбуждение других участков, которые были так или иначе связаны с первым в результате прошлого опыта. Таким образом, оживляются временные связи, которые ранее были заторможены, и всплывают воспоминания о различных предметах и действиях, которые имели место в обстоятельствах, отдаленно напоминающих условия стоящей перед человеком задачи.
Оживление следов прежних раздражений происходит в этом случае в разной последовательности и в различных сочетаниях, в результате чего и образуются новые комбинации прошлых впечатлений, возникают образы новых предметов и явлений, никогда человеком ранее не воспринимавшихся. Многие из этих сочетаний и комбинаций оказываются нежизненными, не соответствующими объективным условиям стоящей перед человеком задачи и, не получая делового подкрепления, затормаживаются. Другие сочетания и комбинации, соответствующие действительности, открывающие новые возможности для деятельности, закрепляются вследствие подкрепления практическими результатами.
В бодрствующем состоянии процесс воображения носит более или менее преднамеренный и организованный характер. Человек подчиняет воображение поставленной цели и контролирует возникающие образы воображения, руководствуясь имеющейся у него системой понятий о действительности.
В состоянии сна, когда большие полушария охватывает разлитое торможение, возникает другая форма воображения, называемая сновидением. Во время сна в нервных клетках, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, чем в других клетках больших полушарий. Сонное торможение охватывает кору больших полушарий неравномерно и неодинаково глубоко, в результате чего получаются совершенно неожиданные сочетания функционирующих клеток, оставшихся незаторможенными. Сновидения, не регулируемые второй сигнальной системой, приобретают часто причудливый и нелепый характер.
§ 2. ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Для того чтобы выполнять любое дело: сшить платье, сделать стол, вырастить растение, написать сочинение, — нужно представить себе, какими они будут, вообразить себе возможные результаты своих действий.
Воображение входит составной частью в самые различные виды деятельности. Очень ярко оно выступает в процессе художественного творчества. Однако неверно было бы думать, что воображение нужно только художнику, писателю или артисту. «Напрасно думают, — говорил Ленин, — что она (фантазия.— А. 3.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии». Существенное значение имеет воображение и в практической деятельности. Создавая какую-либо машину или сооружая какую-либо постройку, рабочий и инженер заранее представляют себе продукт своей деятельности и действуют в соответствии с этим представлением.
Воображение, играя важную роль в деятельности человека, в процессе этой деятельности изменяется и развивается.
Подчиняя себе природу в процессе труда, человек должен был ставить себе все более сложные цели, предусматривать все более отдаленные последствия своих действий. Под влиянием практической необходимости, под влиянием требований трудовой деятельности развивалось у человека умение представлять себе вещи, ранее не воспринимавшиеся, — развивалось воображение. Преобразование действительности в процессе труда породило у человека способность преобразовывать ее предварительно мысленно, в воображении. Воображение имеет тем большее значение, чем больше в труде элементов творчества, чем меньше он сводится к простому повторению прежних, уже известных действий.
Это ярко сказывается в трудовой деятельности советских людей, у передовиков производства и новаторов сельскохозяйственного труда, у которых обнаруживается творческое воображение, направленное на выработку новых способов производства, на поднятие производительности труда, на повышение урожайности.
Человек, в отличие от животного, способен заранее представить себе результаты своих действий. «Паук, — пишет К. Маркс,— совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально». Для того чтобы воображение достигло у взрослого человека достаточно высокой ступени развития, необходимо начинать его формирование уже в дошкольном возрасте.
Творческие игры, конструирование, рисование и другие виды деятельности, способствующие развитию детского воображения, имеют важное значение в подготовке ребенка к школьному обучению и к последующей трудовой деятельности.
§ 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ
Процессы воображения зависят от ряда условий. Воображение обычно рисует картины того, что необходимо человеку, к чему он стремится в процессе деятельности. Так, строитель воображает себе здание, которое он будет строить, садовник — сад, который собирается посадить, усталый путник — гостеприимную кровлю, под которой он сможет отдохнуть.
Очень ярко эта особенность воображения обнаруживается у детей. Малыш хочет быть водителем — и вот его воображение, проявляющееся в игре, рисует ему картины деятельности опытного водителя, умело управляющего своей машиной.
Воображение зависит от потребностей и интересов человека, от стоящих перед ним задач. Не всегда потребности и интересы оказывают прямое влияние на воображение, не всегда человеку представляется лишь то, что ему хочется. Воображение испуганного человека рисует картины страшных опасностей, которых он стремится избежать. Писатель очень ярко представляет себе какого-нибудь отрицательного героя, которого внутренне осуждает. Но и в этих случаях имеет место зависимость воображения от потребностей и интересов. Испугавшись, человек воображает себе то, чего он стремится избежать, писатель представляет себе человека, отрицательную сущность которого он хочет разоблачить в своих произведениях. Под влиянием возникающей потребности воображение человека строит образы предметов и явлений путем творческой переработки прошлого опыта.
Наличие богатого опыта, обширных знаний является необходимым условием высокого развития воображения. Недостаток знаний мешает успешной работе воображения. Например, некоторые школьники младших классов, слушая урок истории, представляют себе русского боярина, по аналогии с современным человеком, в пальто и в шляпе. Это объясняется тем, что им недостает соответствующих знаний, которые могут быть накоплены путем рассматривания исторических картин, посещения исторического музея, знакомства с театральными постановками и кинофильмами из русской истории и т. д. То же самое имеет место и в играх дошкольника. Чем обширнее опыт ребенка, чем больше он видел и слышал, тем сильнее работает его воображение, тем богаче и разнообразнее его творческие игры.
В процессе воображения происходит анализ, выделение отдельных черт и элементов из ранее виденных предметов и явлений и их синтез, последующее объединение в единое целое. «Искусство словесного творчества,— говорил А. М. Горький,— искусство создания характеров и «типов», требует воображения, догадки, «выдумки». Описав одного знакомого ему лавочника, чиновника, рабочего, литератор сделает более или менее удачную фотографию именно одного человека...
Но если писатель сумеет отвлечь от каждого из двадцати — пятидесяти, из сотни лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты, привычки, вкусы, жесты, верования , ход речи и т. д.,— отвлечь и объединить их в одном лавочнике, чиновнике, рабочем, этим приемом писатель создаст «тип». Отбор отдельных черт из образов, ранее воспринятых, и их объединение в новый образ происходит в соответствии с условиями деятельности человека, в соответствии с теми задачами, которые перед ним поставлены.
Так, изобретатель, конструирующий новую машину, мысленно отбирает те детали известных ему механизмов, комбинация которых поможет ему разрешить стоящую перед ним задачу.
Подобно этому писатель, задумавший описать рабочего, ищет в образах знакомых ему людей черты, которые дали бы в своем сочетании типичный образ представителя рабочего класса. Воображение, следовательно, является не пассивным, а активным, целенаправленным процессом.
Образы, создаваемые воображением, носят наглядный, конкретный характер, напоминая в этом отношении образы памяти и восприятия.
Вообразить себе какой-либо предмет — это значит не просто подумать о нем, составить себе о нем известное понятие, но как бы внутренне увидеть или услышать его, мысленно нарисовать все его конкретные особенности.
В некоторых случаях образы воображения достигают такой степени яркости, что смешиваются с образами действительно пережитого.
Короленко описывает в рассказе «Ночью», как маленький мальчик, услышав, что его отец в молодости похитил свою будущую жену, так ярко представил себе все эти события, как если бы он сам их пережил. Однажды герой рассказа удивил и рассердил домашних, утверждая, что он, привстав на своей кроватке, видел, как отец украл маму через окно, хотя в действительности в то время мальчика еще и на свете не было.
Человек в своем воображении обычно создает образ того, к чему он испытывает живой интерес, что имеет для него важное значение. В связи с этим воображаемые события и обстоятельства часто вызывают глубокие и разнообразные эмоциональные переживания.
Процессы воображения тесно связаны с чувствами. Ярко выступает эмоциональный характер воображения в художественном творчестве. Глинка вспоминает о тех сильных чувствах, которые охватили его, когда он создавал сцену, изображавшую Ивана Сусанина с поляками в лесу. Он говорит, что у него «волосы становились дыбом и мороз продирал по коже». Разнообразные чувства возникают не только у писателей, композиторов и художников, создающих свои произведения, но и у людей, которые их воспринимают, воссоздавая в своем воображении образы изображенных героев и событий.
Аксаков, вспоминая свое детство, пишет: «Я обыкновенно читал с таким горячим сочувствием, воображение мое так живо воспроизводило лица любимых моих героев... что я как будто видел и знал их давно». Гончаров, описывая детство Обломова, говорит: «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне —:Жар птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца».
Чувства, таким образом, не только влияют на ход воображения, но и сами возникают под его влиянием. Воображение играет очень важную роль в развитии чувств, в обогащении эмоционального опыта человека.
Если образы восприятия относятся к настоящему, если образы памяти воспроизводят прошлое, то образы воображения относятся не только к настоящему и прошлому, но и к будущему, к тому, что ждет человека, к тому, к чему он стремится.
Содержание воображения зависит от идейной направленности, от тех перспектив, которые открываются перед человеком в данных общественно-исторических условиях.
В Советской стране, где о детях повседневно заботятся партия и правительство, где перед подрастающим поколением открыты все пути и предоставлены ему все возможности для всестороннего развития, воображение детей рисует яркие картины выдающихся подвигов, научных открытий и технических изобретений, которые им предстоит сделать в будущем.
Отвечая на предложение Московского Дома пионеров рассказать о своих мечтах, 'Вадим Н., 10 лет, сказал: «Я хочу изобрести -такой аппарат, который ездил бы под землей, по воде и под водой и летал. Двигалась бы машина ракетным двигателем». Мальчик Саша изъявил желание «заставить громадную силу вулканов служить человеку». Девочка 11 лет, Алла С, сказала: «Моя мечта... Я очень хочу, чтобы во всех странах установился демократический строй, чтобы не было на земле угнетателей и угнетенных, чтобы все были равны, жили своим трудом, как у нас, в СССР».
Таковы мечты советских детей, выражающие стремление поскорее принять участие в творческом, созидательном труде советского народа, стать достойными гражданами коммунистического общества.
§ 4. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
В зависимости от ряда условий процессы воображения отличаются друг от друга по степени произвольности, а также по тому, насколько творческий характер они носят.
Подобно тому как есть произвольное и непроизвольное внимание, произвольная и непроизвольная память, существует также непроизвольное и произвольное воображение.
Непроизвольное воображение характеризуется тем, что человек создает определенные образы без всякого намерения со своей стороны.
Крайним случаем непроизвольного воображения являются образы сновидения, которые создаются непреднамеренно, сами собой изменяются, вступая в причудливые сочетания друг с другом.
Бывает, что в бодрствующем состоянии человек оказывается настолько увлеченным, эмоционально захваченным каким-либо предметом, что воображение начинает работать в интересующем человека направлении помимо его воли, а иногда и вопреки его намерениям.
Аксаков в повести «Детские годы Багрова внука» рассказывает, что в детстве чтение сказок «Тысячи и одной ночи» будило в нем такое сильное воображение, что, пересказывая эти сказки, он, помимо своей воли, придумывал ряд новых событий и дополнительных подробностей, которых не было в прочитанном тексте. Однажды слушавшая его тетка уличила его в том, что он «привирает», рассказывает то, чего не было. После этого, пишет Аксаков, «я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права».
Произвольное воображение в отличие от непроизвольного характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения, исход из имеющегося у него творческого замысла.
На высших ступенях развития творчества в деятельности конструктора, изобретателя, ученого, художника воображение должно обязательно приобрести произвольный, целевой характер. Для того чтобы достигнуть высоких общественно ценных результатов в своем творчестве, человек должен научиться сознательно подчинять работу своего воображения тем задачам, которые перед ним стоят. В произвольном воображении важную роль играет речь, словесное формулирование стоящих перед человеком задач.
В зависимости от того, насколько воображение является творческим, различают творческое и воспроизводящее воображение.
Воспроизводящее воображение создает образы того, что уже есть, что уже известно, но что нами лично не было непосредственно воспринято. Воспроизводящее воображение обычно выступает в тех случаях, когда нужно создать образ какого-либо предмета или явления по его описанию.
Ученик в процессе школьного обучения, когда он читает о каких-либо физических опытах, о животных, населяющих различные страны, о событиях отдаленного прошлого, принужден непрерывно пользоваться воспроизводящим воображением. Воспроизводящее воображение имеет место также и у дошкольника, когда он, слушая сказку или какой-нибудь рассказ, живо представляет себе описываемых героев и их приключения.
Творческое воображение в отличие от воспроизводящего характеризуется самостоятельным созданием образов новых предметов, мысленным npeoбразованием действительности. Разрабатывая способы повышения производительности труда на своем станке, передовой рабочий должен ясно представить их себе, вообразить, прежде чем осуществить свой замысел на практике.
Конструктор, изобретая новую машину, рисует ее в своем воображении, создает ее мысленный образ, прежде чем построить ее в действительности. Не может обойтись без воображения и ученый, разрабатывающий новую научную теорию. Важную роль играет творческое воображение в деятельности художников, писателей, композиторов, которые в создаваемых ими художественных образах воплощают свои идейные замыслы.
Между творческим и воспроизводящим воображением нет непроходимых граней. С одной стороны, всякое творческое воображение требует воссоздания образов каких-то уже известных предметов и явлений. С другой стороны, часто в процессах воспроизводящего воображения имеются творческие моменты.
Так, ребенок, слушая сказку, прежде всего воссоздает образы сказочных героев, но часто он дополняет в своем воображении слышанное, приписывает действующим лицам новые черты, придумывает новые сцены и события.
Воображение, воспроизводящее здесь сочетается с воображением творческим.
Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человека обнаруживаются самые заветные его желания и стремления. В отличие от других видов воображения, в которых могут создаваться, образы предметов и событий, нежелательных для человека (воображать можно и всякие беды и несчастья), мечта всегда рисует образ чего-то желаемого, привлекательного. Наконец, мечты в отличие от других образов воображения относятся обычно не к выполняемым в настоящее время действиям и к происходящим в данный момент событиям, а к более отдаленному будущему.
Маленький школьник, например, решает арифметические задачи, а мечтает о том, чтобы стать знаменитым инженером или путешественником.
Мечта есть воображение, направленное на более или менее отдаленное будущее, притом — желаемое будущее.
Ценность мечты определяется связью ее с действительностью, ролью ее в деятельности человека.
Ленин в одной из своих-статей, ссылаясь на высказывания известного публициста и критика Д. И. Писарева, подчеркивает, что бывают полезные мечты, являющиеся толчком к работе, и бывают мечты, уводящие человека в сторону, отвлекающие человека от полезной деятельности. Мечта может побуждать человека к деятельности, помогать ему живо представить ее желаемые результаты и тем самым еще сильнее к ним стремиться.
Это ярко показал А. Фадеев в романе «Молодая гвардия». Страстная мечта о подвиге, увлекшая Сергея Тюленина и Любу Шевцову, сыграла огромную роль в их духовном росте, в совершении ими героических поступков.
Но бывают случаи, когда мечта отрывается от действительности и становится помехой в деятельности человека. Есть люди, которые заменяют мечтой реальные действия, ищут в мечтах исполнения своих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».
§ 5. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
У новорожденного ребенка воображения еще нет. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об' окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка в процессе его деятельности, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая свое место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К- Д. Ушинский писал: «... Думают, что с возрастом оно (воображение. — Л. 3.) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».
Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, ученого, художника.
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребенка раннего возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путем новых их сочетаний у ребенка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте одного года, научившийся уже несколько владеть ложкой, берет вместо ложки спичку и «кормит» ею находящихся здесь бабушку и маму, а также фарфоровую собачку и бюст девочки. Так происходит воображаемое «кормление».
Слушая сказку «Сорока-белобока», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе все содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделенному «сорокой». Желая несколько исправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».
Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребенка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения. Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по-своему содержанию. Ребенок в своем воображении еще очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.
Так, дети полутора-двух лет еще неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдаленных вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые.
Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляются также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. д.).
В отличие от дошкольника ребенок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вымышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей этого возраста исходит обычно не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.
Таким образом, воображение преддошкольников вначале еще очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания в связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов и усложнением его деятельности происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребенка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.
После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой — пассажиром, третий—машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофером, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.
Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребенок.
Малыш в своем воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла — он начинает ее укачивать; ему дают повозочку — он возит ее взад и вперед.
Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает, что стул — это вагон или паровоз. Но затем в игре с куклами стул превращается в дом и под ним удобно располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин» нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры до-; школьник уже может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности.
Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности.
Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства. У младшего дошкольника воображение еще во многом сходно с воображением преддошкольника.
Хотя сюжет игры, например, трехлетнего ребенка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако все же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание, кормление и т. д.
Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.
В своем воображении младший дошкольник еще мало самостоятелен, мало инициативен. Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.
Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети еще плохо дифференцируют образы воображения и свои представления о действительно воспринятых предметах и явлениях. Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным: то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.
О великом русском актере К. А. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трех лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т.е. иголку проглотил)». Боже мой, что тут было! «Где ты ее чувствуешь?» — «Здесь», — показывает на грудь. «А теперь?»—«Теперь тут», — показывает совсем другое место. Скорей за доктором? Переполох! Ужас! В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал. По-видимому, под влиянием слышанных разговоров ребенок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла.
Такого рода смешение воображаемого и действительного встречается и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что делается или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.
В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
В них ребенок отображает уже не только то, что происходит в его ближайшем окружении, но и значительно более далекие события из жизни советских людей, работающих в колхозах, на фабриках, на стройке.
В своем воображении ребенок этого возраста достигает уже значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.
Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно, непосредственно связано с внешней деятельностью ребенка.
Для того чтобы воображать, ребенку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Изображая всадника, ребенок легко может вообразить, что зонтик — это лошадь, а платяной шкаф — это конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестает работать, отказывается ему служить. Даже воссоздавая в своем воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых историй, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев, пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр. Он не умеет еще воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребенка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.
Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. д.) Соображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности.
Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает еще главным образом в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений. Короленко описывает, как он с братом играл в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая. Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось во внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится переживать в пути, и т. д. Воображение, неразрывно связанное с внешней деятельностью бенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своем воображении.
Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Вместе с тем школьное обучение способствует его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.
Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.
При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.
Гончаров прекрасно описал в своем романе «Обломов», какой извращенный характер приобретает воображение у ребенка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «всего, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий. В результате «населилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром...». Так начинает складываться благодаря неправильному воспитанию тип бездеятельного фантазера, бесплодного мечтателя.
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребенок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, у него развивается воображение.
Вопросы для повторения:
- Что называется воображением?
- Как отражается действительность в образах воображения?
- Какое значение имеет воображение для деятельности человека?
- Перечислите основные виды воображения.
- Как развивается воображение у ребенка?
- Укажите, какое значение имеет игра в развитии творческого воображения у дошкольника.
Источник
А. В. ЗАПОРОЖЕЦ Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ (глава 6. Воображение.). – Москва, 1961 год. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР УЧПЕДГИЗ.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».