Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме "Профессии: "Служба спасения"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

     

    Визитная карточка МЧС

     

    •        Непосредственно образовательная деятельность

    Спасатель

    Задачи:                     

    - вызвать интерес к окружающему миру, формировать реали­стичные представления о труде людей;

    - расширять знания и представления о профессии спасателя (пожарные, кинологи, водолазы, медики);

    - учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

    - обогащать словарный запас (закрепление глаголов) по теме;

    - развивать любознательность, память, логическое мышление;

    - воспитывать чувство гордости за людей данной профессии.

     

    Профессия - спасатель

     

    Рассматривание иллюстраций «Спасатели»

    Задачи:

    - давать зрительное представление о спецодежде спасателей, спецтехнике;

    - развивать зрительное восприятие, умение выделять части предмета, объяснять их назначение;

    - формировать познавательный интерес к профессии спасателя.

     

    Беседа «Спасатели на страже жизни детей»

    Задачи:                                                                    

    - знакомить с обзором статей периодической печати, стати­стических данных МЧС о случаях спасения детей в разных ситуациях;  

    - развивать диалогическую речь;

    - формировать чувство благодарности и гордости за работу спа­сителей, чувство ответственности за свои действия, желание помогать пострадавшим.

    ***

           Воспитатель рассказывает детям о разных случаях, описанных в литературе. Беседует по их содержанию: причины происшествия, как дети себя вели до появления спасателей, кто им помогал, поддерживал, успокаивал; как закончилось происшествие; что нужно помнить, чтобы оно не повторилось с другими детьми. Воспитатель привлекает личный опыт детей.

     

    Профессия спасатель МЧС глазами детей

     

    •        Дидактические игры и упражнения

    Подбери глагол

    Задачи:                                                                  

    - закреплять знания о действиях спасателей в разных условиях;

    - учить подбирать глагол к существительному;

    - развивать внимание, память;

    - формировать интерес к работе спасателей.

           Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает словом-действием. Игру можно организовать с мячом, фишками.

      Варианты

        Перед тем как начать работу в опасных условиях, спасатели специальные костюмы ... (надевают).

        Перед тем как начать работу в условиях опасных для жизни человека, спасатели пробы воздуха, воды и земли ... (берут, из­учают).

        Для спасения людей спасатели разную технику ... (используют, применяют).

        Чтобы быть сильными и выносливыми, спасатели много ... (тре­нируются, занимаются спортом).

        Чтобы быстро помочь пострадавшим, спасатели на тренировках специальные умения ... (вырабатывают, отрабатывают).

         Во время работы члены команды спасателей своему командиру строго … (подчиняются).

         И любое время года и суток спасатели готовы к своей работе ... (приступить).

    Спасатели ни огня, ни воды, ни лавы, ни обвалов ... (не боятся).

    К пострадавшим спасатели одними из первых ... (спешат).

         Во время землетрясений спасатели завалы ... (разбирают). Под завалами людей... (ищут).

         Кинологи вместе с собаками из-под завалов людей ... (спасают, вытаскивают). Под завалами людей ... (обнаруживают, находят).

         Чтобы услышать крик людей из-под завалов, спасатели «минуту тишины» ... (устанавливают, назначают, организуют).

         На вертолетах спасатели в специальной корзине рыбаков с плава­ющей льдины ... (спасают, вывозят, снимают).

         С помощью маленького аппарата «Гном» спасатели затонувшее судно ... (исследуют, изучают, осматривают).

         С помощью спасательного прыжкового устройства спасатели с большой высоты пострадавших ... (ловят).

    Пожарные команды МЧС пожары высокой сложности... (тушат).

         Спасатели пострадавшим первую медицинскую помощь ... (ока­зывают).

         Между собой спасатели в команде ... (дружат).

         Друг другу во время работы помощь ... (оказывают).

         Спасатели своей работой ... (гордятся). Всегда в хороший исход своей работы ... (верят).

         Спасатели жизнелюбием ... (отличаются).

     

    Сложные слова

    Задачи:                                                                                

    - учить находить в тексте стихотворения сложные слова, их части; объяснять их значение;

    - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память;

    - учить различать смелость и безрассудство.

                                    Смелость и безрассудство     

    Не боится высоты верхолаз,    

    Водолаз глубины не боится.

    Горнолыжнику даже в жару

    Его снежная трасса снится.

    Автогонщик со скоростью дружит,        

    В гонке некогда страх нагонять.

    Смелым быть —       

    Очень даже непросто,

    Безрассудства не проявлять.

        Вопросы и задание                                                      

    -  Что такое смелость?                                      

    - Как смелость отличить от безрассудства?

    - О представителях каких профессий говорится в стихотворе­нии? Почему их можно назвать смелыми? Какую работу они вы­полняют?

    - О каких спортсменах говорится в стихотворении? Почему эти виды спорта тоже требуют смелости?

    - Какие профессии еще требуют смелости? Почему смелость так необходима спасателям?

    - Назовите сложные слова, используемые в стихотворении. Назовите их части. Объясните их значение.

    - У каких сложных слов есть одинаковая часть? Что она означает?

     

    •        Игры с правилами и творческие игры  

     

    Сюжетно-ролевая игра «МЧС»

    Задачи:

    - активизировать знания о службе спасения, работе спасателей в разных условиях;

    - развивать игровые умения, игровое взаимодействие, умение достраивать сюжет игры;

    - формировать желание быть похожими на спасателей, воспи­тывать уважение к их труду.

           Сюжетные линии: проведение спасательных мероприятий при чрезвычайных ситуациях: тушение пожара, разбор завалов рух­нувшего дома, извлечение из-под завалов пострадавших, спасение людей из воды. Оказание медицинской помощи пострадавшим. Занятия в школе спасателей; учения: отработка действий спасателей в случае авиакатастрофы, автомобильных и железнодорожных аварий, взрывов и пожаров в жилом доме или на промышленном предприятии.

     

    Игра с телефоном «Звонок в МЧС»

           Задачи:

    - закреплять и расширять знания о службе спасения;                         

    - учить вести диалог по телефону в контексте беседы;

    - развивать слуховое внимание, воображение;                                 

    - формировать культуру общения.

    * * *

          Воспитатель. Дети, на прошлом занятии мы играли с телефоном по очень серьезной теме. Напомните мне, куда мы звонили?

    Дети отвечают.

         Правильно, мы звонили в скорую медицинскую помощь. Но в на­шей и в других странах есть такая служба спасения, в которой работа­ют разные специалисты. Они спасают людей от различных катастроф, аварий, в разных жизненных ситуациях. Я расскажу вам несколько случаев из жизни, когда специалисты службы МЧС спасли людей.

         Воспитатель рассказывает случаи, в которые попадают дети, животные, туристы, альпинисты, автолюбители и т.п.

         Как вы думаете, какие специалисты должны работать в службе спа­сения, чтобы помочь в таких случаях? Какие эти люди по характеру?

         Как они должны вести себя в ситуации спасения жизней других людей? Как вы думаете, чтобы спасать других, каким нужно быть самому спасателю?

         У спасателей очень трудная работа, которая требует смелости, выдержки, воли, силы. Нужно очень любить людей, чтобы самому рисковать своей жизнью ради них.

    Нужно много тренироваться, заниматься спортом.

    Сегодня мы запомним номер службы МЧС (112).

         Воспитателю необходимо заранее узнать действующий номер службы МЧС в своей местности. Знать, какие службы объединены под одним номером.

    Обсудим ситуацию, которая произошла с нашей куклой Катей.

         Дети обсуждают несколько ситуаций, которые могут произойти с детьми по неосторожности.                                         

    Я возьму на себя роль диспетчера МЧС.

    Происходит диалог между диспетчером МЧС и «родителем» куклы Кати.

    Взрослый. Алло! Это служба МЧС?

         Воспитатель. Да, диспетчер спасательной службы МЧС вас слушает. Что у вас случилось?

         Взрослый. Наша дочка играла, надела себе на голову кастрюлю, а теперь мы ее не можем снять. Не знаем, что делать. Помогите нам, пожалуйста.

         Воспитатель. Не волнуйтесь. Мы вам обязательно поможем. Назовите вашу фамилию, имя, отчество.

    В з р о с л ы й. Иванов Николай Иванович.

    Воспитатель. Назовите ваш адрес.

    Взрослый. Наш адрес...

    Воспитатель. Назовите ваш номер телефона.

    Взрослый. Наш номер телефона...

         Воспитатель. Есть ли у вас в подъезде домофон или кодовый in мок в двери?

         Взрослый. Да, у нас кодовый замок, надо нажать на цифры 3 и 8.

         Воспитатель. Успокойте вашу дочку, посидите с ней рядом. Ска­жите ей, что мы сейчас приедем и обязательно ей поможем. Ничего без нас не делайте.

    Взрослый. Спасибо большое. Мы вас ждем.                          

    Воспитатель. До встречи. Мы выезжаем.

    Воспитатель проигрывает с детьми несколько разных ситуаций.        

         Дети, чтобы с вами ничего подобного не случилось, надо слушать­ся взрослых и вести себя хорошо. Но если потребуется кому-нибудь ниша помощь, вы теперь знаете, куда можно позвонить.

     

    •        Стихи                                

           Задачи:

    - рассказывать, в каких условиях работают спасатели, какими качествами характера они обладают;

    - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, умение вести диалог;

    - воспитывать гордость за спасателей, их работу, желание быть похожими на них.

    Служба спасения

    Сель с гор сойдет или лавина,       Помогут нам освободиться

    Волна накроет берега,                     От пут кастрюль и батарей.

    Землетрисение разрушит                Достанут нас из-под завалов, 

    Заводы, фабрики, дома.                   Отроют нас из-под снегов,

    Смерч унесёт дома, машины,         Спасут почти со дна морского

    Вулканы лавой опалят -                   Все сделают без лишних слов.

    В беде и горе нам на помощь          С огнем поспорят, если надо,

    Всегда спасатели спешат.                 И водный укротят поток.

    Спасут и кошку и корову,                  В пустыне иль в горах, повсюду

    И отопрут любую дверь,                    От их работы будет прок.

                                                                Всегда с умом их смелость дружит,  Души — на всех людей хватает,
                                                                Тела выносливы, сильны,                  Уменья разные важны.

           Вопросы

    - В каких жизненных ситуациях спасатели всегда приходят пер­выми?

    - Как называется служба, в которой они работают?

    - Какими способностями должны обладать спасатели? Какие черты характера должны быть у спасателей? Почему в стихотворении говорится, что ум спасателя дружит с его смелостью? Почему спа­сатели немногословны? Как они общаются во время своей работы?

    - Какой транспорт помогает спасателям быстро добраться до места вызова?

    - При каких катастрофах помогают людям спасатели? При каких жизненных ситуациях нам могут потребоваться спасатели?

     

    Мультфильм для детей про скорую помощь. Сегодня мы посмотрим мультик  про машинку скорую помощь. Вы наверное видели её в городе. Она ездит с мигалкой и спасает людей. Вот и мы в этом мультике примем срочный вызов и помчимся спасать больного.

     

    В городе произошло дорожное происшествие и две машины столкнулись. Нужно срочно вызывать спасателей на помощь. Врачи на скорой помощи мчатся к месту события. им нужно поторопиться спасти пострадавших. Смотри какая у них классная машинка и как быстро они едут по городу. Заберем больного и отвезем его в больницу.
    Спасатели на спасательной желтой машине следят за происшествиями на пляже. Вот какой то лихач решил покататься на водном мотоцикле и упал в воду. Наши спасатели тут как тут, и на свой спец машине уже везут его в госпиталь. Какая же это сложная профессия быть спасателем и работать на машине скорой помощи.

     

    Рекомендации

    Темы познавательных бесед

    Особенности работы спасателей в горах, скалах, пещерах. Особен­ности работы спасателей на воде. Особенности работы спасателей при техногенных катастрофах. Особенности работы спасателей во время природных катастроф. Особенности работы пожарных МЧС. Спасатели, которые приходят на помощь детям. Как помочь человеку или животному до прибытия спасателей.

     

    Литература по теме

    Шорыгына Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5—8 лет. М.,2014.

    Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и про­фессиях. М., 2014.

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

                                                                                                             С уважением, О.Г. Гольская

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА. ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ! ПРОФЕССИИ").