Главные вкладки

    Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (по Т.Х. Харченко)

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    • Лепим Буратино (с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)

           Проводится в постели. Звучит медленная спокойная музыка.
           Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая иг­рушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выпол­няйте все предложенные мной задания.
    (Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине.)  

           «Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить четыре раза; темп уме­ренный.

            «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с на­жимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

            «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. По­вторить три раза; темп умеренный.

            «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провес­ти по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп бы­стрый. В конце упражнения показать длинный нос Бура­тино и слегка его подергать.

           Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре рази.

            «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши.

           «Лепим руки». И. п. — лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз.  Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

           «Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начи­нают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуаль­ном темпе.

           «Лепим ноги». И. п. — лежа на спине. Похлопать обеи­ми руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.

           «Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп уме­ренный.

    Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 — вдох. 2—4 —выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». По­вторить три раза; темп медленный.

     

    • Веселые ребята (с элементами дыхательной гимнастики)

    Проводится в постели.

           «Проснулись». И. п. — лежа на спине. Потянуться в по­стели всем телом, руки над головой тянутся вверх, но­сочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — вы­дох. Повторить пять раз; темп медленный.

            «Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

           «Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повто­рить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.

           «Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки   вдоль   туловища.   Колени   подтянуть   к  животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счет до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

            «Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начи­нают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой.

           «Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на грудной клетке.   Вдох   носом   —   грудная   клетка   расширяется. Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз; темп умеренный.

           «Прогнулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох.Повто­рить пять раз; темп умеренный.

           «Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покрасне­ния и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

           «Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произ­несением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.

    (Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие про­цедуры.)

     

    • Забавные художники (с элементами самомассажа)

       Проводится в постели.

           Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень люби­те рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.

               «Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмурить­ся, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повто­рить пять раз.

         «Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз.
    Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
    Указание', не делать резких движений головой.

          «Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль ту­ловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

          «Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой,
    затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

       «Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

       «Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к пле­чам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.

       «Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выпол­нить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.

        «Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.

       «Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).

        Воспитатель. Вот мы и закончили работу с крас­ками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.

    (Дети встают с кроватей. Проводятся закаливающие про­цедуры.)

     

    • Добрый день! (с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики).

    Проводится в постели

    Воспитатель.
    Ручки, ножки, щечки, ушки
    очень любят потягушки.
    Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.
    Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.
    Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.
    Глазки вверх мы поднимали, глазки вниз мы опускали
    И моргали, и моргали.Глазки, глазки, добрый день!
    Просыпаться нам не лень!Ушко правое ладошкой,
    Ушко левое ладошкой     
    Все погладили, ребятки,
    И подергали немножко?    Ушки, ушки, добрый день!
    Просыпаться нам не лень! Щечку правую ладошкой,
    Щечку левую ладошкой 
    все погладили, ребятки,
    И похлопали немножко? Щечки, щечки, добрый день!
    Просыпаться нам не лень! С ручкой правой поиграем,
    С ручкой левой поиграем — пальчики соединяем,         

    А потом разъединяем.Ручки, ручки, добрый день! 
    Бить в ладоши нам не лень! Ножку правую ладошкой,
    Ножку левую ладошкой все погладили, ребятки,
    И потопали немножко? Ножки, ножки, добрый день!                                                    

    Дружно топать нам не лень!Значит, будем просыпаться,          

    Умываться, одеваться!

            (Дети встают с кроватей. Воспитатель предлагает детям поиграть в какую-либо игру по их желанию. Затем проводятся закаливающие процедуры.)

         


     

     

     

     

     

           Источники.

    Харченко Т.Е.  Бодрящая    гимнастика    для    дошкольников. —  СПб.:()()() «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с.