Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: «Грибы и ягоды».

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме «ГРИБЫ И ЯГОДЫ», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

          Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

          Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

     

           Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.

           Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.

           Глаголы: искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.

     

     

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


           Дети должны знать:

    - о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отлича­ются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

    - какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

    - основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.

           Дети должны уметь:

    - отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распро­страненные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

    - обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен­ности, выделять основные части;

    - использовать активный словарь (названия, признаки, дей­ствия), накопленный при изучении темы.

     

    6—7 лет

    • Беседа. Грибы и ягоды — дары леса; их польза, особенности.
    • Лексико-грамматические игры и упражнения

                           • «Подбери слово». Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Ана­логично проводится игра со словом ягоды.

                              • «Что приготовим?» Образование относительных прила­гательных от существительных: из матины — малиновое варенье; из грибов — грибной суп; из клюквы —  клюквенный морс; из грибов — грибной соус и т. д.

    «Съедобный — несъедобный». Воспитатель называет грибы и яго­ды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухо­мор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

                             • «Мы в лес пойдем». Употребление распространенных пред­ложений и предлогов в, за, из. Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору. Воспитатель вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусни­кой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)». Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.

    • Развитие связной речи

                           • Составление рассказа «Грибы и ягоды»:

    «Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

    Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подоси­новик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.

    Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колю­чие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие ко­сточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».

    Дети хором повторяют рассказ. Затем логопед просит ко­го-нибудь еще раз рассказать о грибах и ягодах.

    • Физкультминутка

                              • «Раздели слово ножками». Дети должны разделить называемые слова на слоги (словарь по теме). Со словами мы играем, Их ногами разделяем.

    • Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]. Буква Ы

    • Характеристика звука (гласный, поется, произносится го­лосом, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед).

    • Определение позиции звука в словах.

    На доске — картинки с изображением грибов и ягод. Де­ти называют их и говорят, где расположен звук [ы] (в сере­дине или в конце слова).

    «Один — много». По возможности используется словарь по теме. Воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети — во множественном, при этом в слове появляется звук [ы]. Воспитатель обращает на это внимание детей.

    «Найди ошибку». На доске расположено несколько кар­тинок. В названии одной из них нет звука [ы]. Дети долж­ны найти ее.

    • « Чего не стало ?» На доске — несколько картинок. Воспитатель незаметно от детей убирает одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.

    «Запомни и повтори». Дети называют 6—7 картинок с изо­бражением грибов и ягод. Затем картинки убирают, а дети должны назвать их по памяти.

    • Знакомство с буквой Ы: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. Воспитатель. Куда «смотрит» буква Ы? (Вправо.)

    Заучивание потешки.

    Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ... (ы).

    Воспитатель объясняет детям, что буква Ы может быть только в середине или в конце слова, что с нее слова не начинаются.

    • Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы. Дети должны определить, сколько букв в каждом звуко-комплексе.

    • Чтение слов: мы, мама, мамы, ум, умы. Составление гра­фических схем слов.

    • Подбор схем к словам (слова из предыдущего упражнения).

     

    Серия «Лесные сказки»  об обитателях леса: животных и растениях. «Бледная поганка»

     

    В этой части из серии лесные сказки рассказывается о белом грибе

     

    ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "ГРИБЫ"

           МАТЕРИАЛЫ
           Картинки и картины с изображением леса, грибов; муляжи грибов; искусственная зелень, нарисованные или сделанные со­вместно с детьми деревца или ветки березы, осины, ели, дуба, сосны; кубы из спортивного оборудования или перевернутые вед­ра, задекорированные под пень; книги о грибах, детская энцик­лопедия и др.
           ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
           Гриб-лесовик из фильма-сказки «Морозко».


           Первая половина дня. Утро

           Вводная беседа
           Цели: вызвать интерес к теме; настроить на предстоящую де­ятельность; собрать внимание, совместно спланировать основные этапы тематического дня (путешествие в царство грибов).

           Оформление групповой комнаты
           Цели
    : знать зависимость расположения грибов oт растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под дере­вом, в траве или на пне); уметь действовать сообща, договари­ваясь друг с другом, планируя размещение наглядного матери­ала; использовать пояснительную речь при оформлении группы фрагментами царства грибов.

     

           Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов»
           Цели: знать, какие бывают грибы, где они растут; уметь син­хронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в иг­ровом образе; двигаться ритмично в разном темпе, ориентиру­ясь в пространстве.


    * * *


           Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют со­ответствующие движения.
    По тропинке в лес пойдем,
    Много там грибов найдем.
    Топ-топ-топ — шагают ножки,
    Топ-топ-топ — идут по дорожке.
    Наши ножки не устали
    В лес быстрее побежали.
    До поляны добежали,
    У пенечков сразу встали.
    Мы посмотрим вправо, влево,
    Ловко примемся за дело.
    Вниз, под ноги поглядим
    И присядем, посидим.
    Разбредемся кто куда.
    Не случилась бы беда!
    Далеко не уходите,
    А грибочки вы ищите.
    Приседайте, наклоняйтесь
    И набрать грибов старайтесь.
    Вот лесной ручей бежит
    И куда-то все спешит.
    Перепрыгнем мы его
    И не скажем ничего.
    Пусть бежит себе вперед,
    За собою нас ведет.
    А теперь на мох ступаем,
    Мягко, мягко наступаем.
    Как по мягкому ковру,
    Ходим тихо мы в бору.
    А во мхе боровички,
    Чудо — дивные грибки!
    Мы присядем, мох раздвинем,
    Осторожно ножку вынем.
    Бор закончился, гляди:
    Там березки впереди.
    В сарафанах круглый год
    Водят плавно хоровод.
    В круг и вы скорей вставайте,
    Дружно песню запевайте.
    Песню пойте и смотрите,
    Подберезовик ищите.

    (Дети поют один куплет «Во поле береза стояла».)
    Весь березнячок прошли.
    Сколько там грибов нашли!
    На пути осинки ждут,
    Нас листочками зовут.
    Все осинки встали в ряд,
    Весело на нас глядят.
    Вдруг из ряда разбежались
    И в колонну все собрались.
    Разыгрались мы совсем —
    В треугольник встали все.
    Вот вершина, вот углы.
    Будь внимателен! Смотри!
    Головой вокруг крути,
    Подосиновик ищи.
    Он с оранжевой головкой.
    Ты его не прогляди!
    Много мы грибов набрали,
    А потом пересчитали:
    Один — лисичка,
    Два — свинушка,
    Три — опята,
    Четыре — чернушка,
    Пять — пузатый боровик,
    Шесть — малышка моховик,
    Семь — как шляпа, черный груздь,
    Восемь — я назад вернусь.
    Подберезовик хорош,
    Подосиновик пригож.
    А десятым будет белый —
    Всей корзины нашей гвоздь!
    Вы внимательно искали.
    Много все грибов собрали.
    А теперь назад пойдем
    И корзины унесем.
    До свиданья, лес дремучий!
    Мы к тебе еще придем.
    За грибы спасибо скажем,
    Весело рукой помашем.

           Комплексное занятие «В царстве грибов»
           Цели: знать названия наиболее часто встречающихся в дан­ной местности грибов, их внешние отличительные признаки, место произрастания (лес, луг, грибное хозяйство), какую пользу и вред могут принести грибы; способы обработки грибов (суш­ка, консервирование, засолка, заморозка), блюда, которые можно приготовить из них; уметь отличать съедобные грибы от не­съедобных по внешним характерным признакам; в игровых за­даниях использовать знания и активный словарь, накоплен­ные при изучении темы.


    * * *


           Педагог дает детям различные задания.

    1. Этюд «Мы — грибочки» с элементами психогимнастики. Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов.
    2. Выбрать из предложенных свою шляпку, описать ее.
    3. Найти в группе свое место, обозначающее часть леса, рас­сказать, под каким деревом, во мху, в траве, на пне растет дан­ный гриб, как связаны названия деревьев и грибов.
    4. Отделить муляжи съедобных и несъедобных грибов, рас­сказать, чем они отличаются.
    5. Дорисовать картинки-символы, обозначающие, как мож­но и как нельзя собирать грибы, рассказать о них.
    6. Конкурс: кто больше назовет способов заготовки грибов и блюд из них, опираясь на картинки, кулинарную книгу.
    7. Хоровод «За грибами в лес пойдем». Используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем». Дети поют и танцуют.

    За грибами в лес пойдем,
    Плясовую заведем.
    Припев:
    Солнышко во дворе,
    А в саду тропинка.
    Вкусная из грибов
    В пироге начинка.
    Ты, грибочек, не ленись
    И ребяткам покажись.
    Припев.
    Мы грибочки соберем,
    Пирогов мы напечем.
    Припев.

     

           Прогулка

           Игры с мячом «Съедобные — несъедобные грибы»,

           «Назови себя по цвету шапочки»
           Цели: знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности; уметь быстро реагировать на ко­манду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди.
           Правила. Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в кру­ге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб — съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съе­добный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми тот материал, на котором стоится игра, поскольку в быту с грибами дети сталки­ваются не так часто.

           Опыты с губкой, и водой
           Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волок­нистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая вы­воды о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.


           Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
           Цели: иметь представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий, о вреде; быть внимательным, наблюда­тельным, быстро ориентироваться на участке; находить отличия лесных грибов от грибов на деревьях и зданиях; активизировать словарь по теме.


           Вторая половина дня

           Загадывание загадок о грибах
           Цели: уметь выделять в загадке характерные признаки грибов; логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку.



    * * *

           Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

     

    - Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)

    - Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)

    - Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под ко­ричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)

    - Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

    - Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)


    Т. Шорыгина

    - Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).

    Т. Шорыгина

    - В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подруж­ки, зовут их... (волнушки).

    Т. Шорыгина

    - Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной рас­тут открыто крепкие... (маслятки).

    Т. Шорыгина

    - В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).

    Т. Шорыгина

    - Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).

    Т. Шорыгина

    - На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)

    - Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)

    - Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

    - Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

    - Как вам с нами повезло! Пень один — грибов ведро. (Опя­та.)

    - Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно вол­ны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

    - Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)

    - Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но об­ходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)

    - Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы.)

    - Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)

     

           Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
           Цели: знать содержание сказки; уметь использовать панто­мимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки; действовать совместно с партнерами по сцене, ориентироваться в сценическом пространстве; вносить измене­ния в сценарий, проявлять сочинительское творчество.

     

           Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
           Цели: знать цвета наиболее распространенных в данной мес­тности грибов; уметь закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков.

     

    Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
           Цели: уметь внимательно слушать зарифмованный текст, вы­делять из него и запоминать названия грибов; выбирать из кар­тинок ту, на которой изображен названный гриб, выделять его части.



    * * *



           Педагог читает детям зарифмованный текст.
    Подберезовик стоит,
    Что-то грустный он на вид.
    На него из-под осины
    Подосиновик глядит.
    На Поляне две подружки —
    Очень толстые свинушки.
    С ними весело болтают
    Неразлучные волнушки.
    Вот под ёлкою лисички,
    Ярко-рыжие сестрички.
    Рядом скользкие маслята,
    На пеньке растут опята.
    А во мху боровики,
    Всей семьей здоровяки,
    Дружно рядышком сидят
    И в корзину не хотят.

     

           Варианты содержания тематического дня
     

           Дидактические упражнения Продолжи мое предложение
           Цели: знать места произрастания грибов; уметь внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное на­звание грибов.

    * * *
           Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

    В березовой роще растут... (подберезовики).
    Под осинками растут... (подосиновики).
    В ельнике растут... (маслята).
    В смешанном лесу растут... (белые грибы).
    На старых пнях растут... (опята).
    Предложения можно строить наоборот: «Подберезовики ра­стут в...».

     

           Что будет с грибами, если...
           Цель: уметь устанавливать последовательность событий, вы­ражать это в предложении.
    Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

    - Что будет, если лето засушливое?

    - Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

    - Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

    - Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

    - Что будет, если грибы долго не собирать?

    - Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъе­добных грибах?

    - Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

    - Что будет, если грибы плохо проварить?

    - Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

     

           От какого слова произошло название гриба?
           Цель: уметь объяснять происхождение названия грибов: ли­сички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки.


           Контрольные вопросы и задания

    - Грибы относятся к животным, растениям, или представля­ют собой самостоятельное царство?

    - Чем грибы отличаются от растений?

    - Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

    - Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

    - Из каких частей состоит гриб?

    - В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

    - Назовите грибы, которые вы знаете.

    - Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изоб­ражением.

    - Какие грибы называются ложными?

    - Как правильно собирать грибы?

    - Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

    - В какое время года растут грибы?

    - Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

    - Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусорен­ном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

    - Как можно хранить собранные грибы?

    - Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам боль­ше нравится?

    - Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некото­рые люди их не могут найти?

     

     

    реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

    Информационно-методическое обеспечение по теме: "Природа Приамурья- недревесные растительные ресурсы".

                                                                                                                                                   

    Источники

    1. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери. М., 1994.
    2. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние жи­вотные. М., 1993.
    3. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пре­смыкающиеся. М., 1995.
    4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей стар­шего дошкольного возраста. М., 2004.
    5. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального со­провождения. М., 2005.
    6. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.
    7. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2004.
    8. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2004.
    9. Алябьева Е.А. Разбитие воображения и речи детей 4—7 лет. М., 2005.
    10. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5—8 лет. М., 2005.
    11. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планиро­вание и конспекты. М., 2005.
    12. Арефьева JI.H. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М., 2005.
    13. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
    14. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. М., 2004.
    15. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001.
    16. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. М., 1993.
    17. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.
    18. Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Ва­сильева, B.C. Цвиль. Архангельск, 1994.
    19. Игры в логопедической работе с детьми / Под. М ред. В.И.Селиверстова., 1974.
    20. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5лет. М., 2004.
    21. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6—7лет. М., 2004.
    22. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. М., 1991.
    23. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
    24. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. СПб., 2003.
    25. Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. М., 1990.
    26. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет. Ярославль, 2002.
    27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
    28. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1982.
    29. Что такое? Кто такой? Кн. 1. М., 1968.

     

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу    

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com