Методика чтения (рассказывания) художественных произведений с детьми разного дошкольного возраста

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ (РАССКАЗЫВАНИЯ) ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ

 

       Структурно - логическая схема 1.  Подготовка воспитателя к занятию (Стерликова В.В.).

 

       Структурно - логическая схема 2. Требования к анализу литературных произведений  (Стерликова В.В.)

 

       Коротко остановимся на некоторых вопросах методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.

       В младшем дошкольном возрастеу детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

       Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

       Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

       В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

       В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

 

       Структурно - логическая схема 3. Группы вопросов для анализа литературных произведений  (Стерликова В.В.).

     Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

       Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

     Рекомендуется использовать творческие заданияна подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

       Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

       Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

       Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворенийна занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

       Методисты, изучавшие вопрос о занятиях по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном замятии следует сочетать несколько произведений. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.).

       Важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые картины или образы с уже известными, осмысленными ранее. Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, стихотворение, басню и т. д. Вот пример объединения произведений на одном занятии: Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; Я. Аким, «Неумейка»; Л. Квитко, «Ахахи» (повторно).

       Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки, помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.

 

       Структурно - логическая схема 4. Структура занятий по ознакомлению с литературными произведениями  (Стерликова В.В.).

 

       Структурно - логическая схема 5. Чтение и рассказывание. Методы и приёмы. (Стерликова В.В.).

       Показ иллюстраций

       Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом, потому что ребенок сам не читает, книга обращается к нему прежде всего картинкой. Среди иллюстраторов детских книг есть замечательные художники: В.Лебедев (книги С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Цветная книга» и др.), Е.Чарушин (книги «Большие и маленькие» Е. Чарушина, Л. Н. Толстого «Три медведя»), Е.Рачев (сказки «Два жадных медвежонка», «Рукавичка»), Д. Шмаринов (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

       Хотя дети любят рассматривать картинки, но многое в их содержании они могут упустить, неправильно понять; кроме того, в группе могут быть дети, у которых нет ярко выраженного интереса к книге; встречаются дети с неустойчивым вниманием: они возьмутся за книгу, полистают ее небрежно и отходят. Следовательно, нельзя полагаться на непосредственный интерес детей, нужно воспитывать у них умение рассматривать картинки, воспитывать усидчивость, наблюдательность.

       В тех случаях, когда иллюстрации в книге крупные, хорошо видимые издали, их можно показать детям на замятии. Есть книги, где рисунок занимает почти всю страницу, а текст является подписью к нему, например «Игрушки» А. Барто (худ. Н. Ушакова), «Мой мишка» З. Александровой (худ. Е. Волянская-Уханова и Б. Уханов), «Детки в клетке» С.Маршака (худ. В. Лебедев), «Что ни страница — то слон, то львица» В. Маяковского (худ. В. Лебедев).

       Чтение таких книг определяется их своеобразием: воспитатель сначала показывает детям иллюстрацию, а затем читает соответствующий текст, который он должен знать наизусть.

       При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то только в том случае, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно (пришлось бы подходить с книгой к каждому ребенку); следует после занятия оставить книгу детям, и они сами маленькими группами или по одному рассмотрят иллюстрации (например, книга Житкова «Что я видел?»).

       Для детей старшего возраста рекомендуется купить одно и то же произведение, но с рисунками разных художников, например, «Мойдодыр» К. Чуковского с рисунками В. Сутеева, Ю. Узбякова.

       Разные рисунки к одному произведению обострят интерес детей, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.

       В группе шестилеток рекомендуется в течение года провести несколько занятий по рассматриванию иллюстраций в известных детям книжках. Для проведения таких занятий необходимо приобрести не менее 12—13 книг одного названия для раздачи детям (одна книга на двух детей, одна книга находится у воспитателя).

       Занятие строится таким образом. Воспитатель показывает детям книгу, спрашивает о ее названии и содержании. Затем раздает книги детям, предлагает рассмотреть обложку и сказать, что на ней нарисовано: дети отвечают по вызову воспитателя. Так страница за страницей рассматривается вся книжка. Воспитатель к каждой иллюстрации ставит в случае необходимости дополнительные вопросы, чтобы дети подметили интересные детали.

       Для таких занятий можно рекомендовать следующие книги: «Дядя Степа» С. Михалкова (худ. Д. Дубинский), «Когда это бывает» А. Рылова (автор и художник), «Разные колеса» В. Сутеева (автор и художник).

       Благодаря таким занятиям у детей закрепляется интерес к книге, воспитывается вкус и эстетическое восприятие, появляется усидчивость и целенаправленное внимание. Кроме того, дети узнают, что такое обложка, страница, переплет.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ

      Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народной творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

       При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

      1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

        2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

        При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

       Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

      Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

        Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот — с левой ножки, этот — с правой ножки...»). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил...» Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок...» Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям. В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Золотой ключик» А. Толстого и др. Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру. Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее. М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза.

       Малышам 3 — 4 лет не следует читать больше 10 — 15 мин, детям в возрасте 5 — 6 лет больше 25 мин, детям 6 — 7 лет — 30 — 35 мин.

       Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

       Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, — воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.

 

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

 

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой по курсу «Теория и методика развития речи детей»).