Главные вкладки

    Педагогические условия организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ИБ - информационный блок

    Текст № 1.

    Педагогические условия организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

           Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

           Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

    ·создание развивающей предметно-пространственной среды;

    ·целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

    ·повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

    ·создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

    ·изучение состояния устной речи детей;

    ·участие родителей в речевом воспитании детей.

           "В пустых стенах ребёнок не заговорит"…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

            С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформляются  речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Воспитатели систематизируют разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

            На занятиях воспитатели должны большое внимание уделяеть развитию словаря. Проводить в системе  работу по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно проводить работу над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводить работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проведить артикуляционную и пальчиковую гимнастики и регулярно отражать эту работу в календарных планах .

            Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используя разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулируют речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

           С целью повышения компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей рекомендуется  проводить  мероприятия:

    1.Педсоветы на темы "Познавательно-речевое развитие дошкольников", "Развитие связной речи и интеллект дошкольников", мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы "Учимся, играя".

    2.Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И.Н.Мурашковска, О.С.Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

    .Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.

    .Проекты "Солнечный лучик", "Воспитание любви к книге", "Новогодние игрушки", "Путешествие лампочки" и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.

    Для облегчения планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп.

    Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез).

    Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

    Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

    ·Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.

    ·Консультации: "Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка", "Роль родителей в развитии речи детей", ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, "Играем с пальчиками", "Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка" и др.

    ·Проведение конкурсов ("Словотворчество").

    ·Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).

    ·Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.

    ·Практические советы родителям - показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

    ·Показ открытых занятий по развитию речи.

    ·Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.

    ·Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

    Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

    Формы работы по организации преемственности обучения:

    1.Функционирование координационного совета по преемственности обучения.

    2.Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей и родителей по актуальным вопросам преемственности обучения.

    .Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей с детьми дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные мероприятия и др.).

    .Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.

    .Проведение "Дней выпускников" в ДОУ.

    .Совместное со школой комплектование 1-ых классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе.

    .Встречи родителей с будущими учителями.

    .Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

    .Игровые тренинги и практикумы для родителей.

    Мероприятия, которые можно включить в план организации преемственности:

    1.Заседание координационного совета по теме: "Преемственность в содержании обучения: создание сопряженных учебных планов и программ" участие принимают заведующая детским садом и завуч школы.

    2.Совместные педсоветы на темы:

    - "Формирование мотивационной готовности детей к школе" (декабрь);

    "Создание модели выпускника детского сада и будущего первоклассника" (сентябрь);

    "Составление индивидуальных карт развития и обучения будущих первоклассников (каждого!!!) для подготовки их к школе" на основе ранее разработанной модели выпускника (октябрь);

    "Обучение: распределение повторяющихся разделов, тем (или определенных знаний, умений) программ дошкольного и начального школьного образования" (август);

    "Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля над достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшей работы в этом направлении (ноябрь)";

    "Итоги психолого-педагогической диагностики подготовленности воспитанников к обучению в школе (сентябрь и май)";

    "Готов ли ребенок к школе? Рекомендации родителям по развитию речи с ребенком в летний период (июнь)".

    Могут меняться формы проведения педсоветов, в том числе нетрадиционные. На педсоветах могут использоваться результаты анкетирований, диагностики детей, педагогов и родителей, программно-методические материалы дошкольного и начального школьного образования и подготовки детей к школе, видеоинтервью детей подготовительной группы "О чем мечтает первоклассник?" и первоклассников "Расскажи малышам о школе…" и др. Основываясь на решения педагогических советов принимаются управленческие решения руководителями образовательных учреждений

    3.Консультации специалистов:

    - "Роль упражнений в развитии моторики руки у детей дошкольного возраста";

    "Игра и преемственность в обучении ребенка";

    "Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения".

    4.Открытые уроки в школе и занятия в подготовительной группе (любое на выбор посещающего).

    5.Воспитательные мероприятия для воспитанников подготовительной группы совместно с первоклассниками:

    - "Вместе весело шагать (музыкальное мероприятие)";

    "Веселые старты (спортивное мероприятие)";

    "Уголок почемучки (регулярное познавательное мероприятие)";

    "Выпускной бал".

    6.Комплексная психолого-педагогическая диагностика.

    Что необходимо организовать?

    В мае можно организовать  первое заседание совместного педагогического совета, на котором утверждается план работы. Работа по организации преемственности обучения детей начинается в августе за год до поступления детей в школу, все педагоги, обсудив вопросы на заседании педагогического совета, корректируют свои программы, избегая повторений программного материала.

    В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками, посещая разные режимные моменты, наблюдает за детьми, общается с ними в свободной обстановке, при этом воспитатели подготовительной группы помогают детям установить контакт с будущим учителем.

    Минимум один раз в квартал проводятся экскурсии дошкольников в школу, дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни, получают особенно радостные впечатления. Будущий учитель организует для них урок в этот день, можно интегрировать с первоклассниками. Это дает возможность посидеть за партой во время урока, общаться на равных в диалоге с учителем и учениками. Дети постепенно привыкают удерживать рабочую позу до конца занятия, начинают действовать в темпе общей работы, при этом происходит плавное становление у дошкольника позиции ученика.

    Во время школьных каникул организуются "Дни выпускников", когда первоклассники могут вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе с ребятами детского сада. И самое главное, почувствовать, что их помнят и любят, им рады, интересуются их успехами, затруднениями, и не только школьными. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры и занятия. И даже спустя 10 лет, после обучения в школе, ее выпускники с удовольствием посещают свой детский сад.

    Совместное участие первоклассников, выпускников детских садов и их родителей в праздниках, развлечениях, соревнованиях, эстафетах и др. - это хорошее средство профилактики трудностей школьной адаптации. Активное участие в организации этих мероприятий должны принимать все педагоги коллективов, как детского сада, так и школы.

    В течение года в дошкольном учреждении дважды проводится диагностика детей подготовительной группы. Первое - в сентябре - для выявления уровня развития и выстраивания педагогами и психологами с участием родителей процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей (индивидуальные карты развития и обучения будущих первоклассников). Второе - в апреле - для определения достигнутого уровня, разработки индивидуальных рекомендаций по дальнейшему участию родителей в подготовке ребенка к школе в летний период. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга, на основе открытых доверительных отношений, позволяет диагностировать детей без жесткого тестирования, в неформальной обстановке. Результаты диагностик (карта индивидуального развития) передаются в школу для дальнейшей работы с ребенком.

    Согласно плану методической работы по организации преемственности должны проводиться совместные совещания, педагогические советы, круглые столы и другие заседания с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов. Это эффективное и оправдывающее себя на практике средство активизации всех участников, приводит к сближению и выработке согласованных точек зрения. Важно тщательно продумывать содержательно и организационно каждую совместную встречу, прогнозируя не просто присутствие, а эмоциональную сопричастность каждой из сторон. Обычно, если в начале таких встреч ощущается некоторое напряжение, чувство неуверенности и беспокойства, то к концу царят улыбчивость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Родители не отпускают будущих учителей, учителя не торопятся покинуть детский сад, прощаются все с устойчивым ощущением реальных перспектив для интересного взаимодействия.

    Таким образом, проведенный  анализ литературы позволил выделить три основных позиции в понимании преемственности. В одних случаях ее рассматривают как межпредметные связи в процессе обучения, в других - как использование полученных ранее знаний при дальнейшем изучении того же самого предмета, в-третьих, как постоянство и единообразие требований, предъявляемых воспитанникам при переходе из детского сада в школу, либо с одной ступени образования на другую. Во всех этих случаях преемственность выступает как некоторая связь. Однако, она представлена в них несколько узко, так как при этом не отражаются ее особенности. Сущность преемственной связи состоит "в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы... Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обуславливает устойчивость целого" [16].

    В психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Очевидно, что целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания в этом возрасте определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и, вероятно, не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.

     

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (модуль 11).