Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: "Перелётные птицы"

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

     

     

    Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов (3-4 года)

    •        ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦ

           Приблизительный пассивный и активный словарь: ласточка, скво­рец, клюв, хвост, лапка, грудь, брюшко, крыло, перо, корм, зер­но, скворечник, гнездо, летать, клевать, скакать, щебетать, се­рый, белый, черный, тепло, высоко.

           Занятие 1. Тема «Ласточка»

           Цель: знакомство с характерными внешними признаками лас­точки, с особенностями ее жизни; обучение составлению распрост­раненного предложения по вопросам.

           Оборудование: магнитофонная запись щебета птиц, картина «Ла­сточка».

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Педагог предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы.

    Какое время года на улице — зима или весна? (Весна.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.) Птиц стало больше или нет? (Больше.)

           2. Беседа о жизни птиц весной.

    Весной птицы возвращаются домой из жарких стран, по­тому что на улице стало тепло. Появились жучки, червячки, букашки. Стало больше корма для птиц. Птицы рады воз­вращению домой. Они весело щебечут. Птицы лучше всего поют именно весной. Утром они будят нас своим пением (включает магнитофонную запись щебета птиц). Прилетев домой, птицы ищут себе домики или строят гнезда. Одна из первых птичек, которая прилетает из жарких стран, — лас­точка.

    После рассказа педагог задает детям вопросы. Почему птиц стало больше? Откуда птицы возвращаются домой? Почему птицы возвращаются домой?

           3. Рассматривание картины «Ласточка».

    При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела ласточки: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части ее тела. Затем рассказывает о внешних признаках ласточки: вся птица черная, только грудка белая, у ласточки длинный хвост, он раздваивается на кон­це, хвост — самый яркий отличительный признак ласточки.

    Ласточка, как и все птички, питается жучками, бабочка­ми, червячками, зернышками. Она лепит гнезда из глины и маленьких веточек. В таких гнездах ласточка выводит птен­цов.

           4. Чтение стихотворения С.Д. Дрожжина «Ласточка».

    Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи... По содержанию стихотворения педагог задает детям 2—3 вопроса.

           5. Итог.

    Как называют птичку с раздвоенным длинным хвостом? Когда прилетает ласточка?

     

           Занятие 2. Тема «Скворец»

           Цель: знакомство с характерными внешними признаками сквор­ца, обучение сравнению двух птиц по образцу.

           Оборудование: картины «Скворец и ласточка», предметная кар­тинка «Скворечник».

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Кто прилетает к нам весной? Как птица поют весной? Назовите птицу, которая прилетает к нам одной из первых.

           2. Рассматривание картины «Скворец».

    Сначала дети самостоятельно называют и показывают части тела скворца: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко. Затем педагог рассказывает детям о внешних признаках скворца: оперение черное с металлическим блеском; клюв желтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз; крылья длин­ные и заостренные; хвост короткий.

    Скворец, как и другие птицы, питается жучками, пауч­ками, клюет зернышки. Поэтому зимой для него нет пищи в наших краях и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвра­щается скворец ранней весной. Скворцов все знают и лю­бят, их прилет означает для людей наступление весны. Скво­рец умеет петь очень необычно, подражая в пении даже кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражают они и человеческому голосу. Людям нравятся скворцы. Чтобы скворцы селились близко к людям, весной для них строят специальные домики — скворечники. Показывает картинку «Скворечник».

           3. Объяснение смысла загадки. На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его ... (скворец).

           4. Сравнение картин «Ласточка» и «Скворец». Детям должны закончить предложения.

    У ласточки клюв темный, а у скворца ... (желтый). У лас­точки клюв маленький, а у скворца ... (большой). У ласточки хвост длинный, а у скворца ... (короткий). У ласточки грудка белая, а у скворца ... (черная).

    В заключение педагог повторяет с детьми общие признаки птиц: у всех есть две лапки, крылья, хвост, клюв, их тело покрыто перьями.

           5. Итог.

    Какие птицы прилетают весной? Откуда прилетают пере­летные птицы?

     

           Занятие 3. Тема «Скворечник»

           Цель: развитие умения составлять короткий рассказ по содержа­нию сюжетной картины.

           Оборудование: сюжетная картина «Скворечник»; комплект раз­резных картинок из четырех частей с изображением скворечника; картинки с изображением вороны, воробья, ласточки, скворца.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Детям предлагается отгадать загадку.

    На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его ... (скворец). Кто помнит, как называется домик для скворца?

           2. Рассматривание картины «Скворечник».

    Показывая картину, педагог рассказывает, что люди делают вес­ной скворечники, чтобы скворцы селились рядом с ними. Люди очень любят, как необычно поют скворцы.

    Какое время года изображено на картине? (Весна.) Кто на­рисовано на картине? (Деты.) Что делают дети? (Домик для скворца.) Из чего делают скворечник? (Из дерева.) На что по­хож скворечник? (На маленький домик.) Почему скворечники вешают высоко на деревьях? (Чтобы кошка не достала.)

           3. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

    Каждому ребенку предлагается сложить разрезную картинку из четырех частей с изображением скворечника.

           4. Дидактическая игра «Бывает — не бывает».

    Детям показываются картинки с изображением вороны, воро­бья, ласточки и скворца, а затем задаются вопросы, на которые дети должны ответить словом «да» или «нет»:

    Ворона черного цвета? Ласточка белого цвета? Воробей живет в лесу? Ласточка зимует в нашем городе? Скворец зимует в южных краях?

           5. Итог.

    Назовите двух птиц, которые зимуют в городе. Назовите двух птиц, которые зимуют в теплых краях.

     

    •        Дети   (5—7 лет) должны знать:

    - названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;

    - понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

    - куда улетают птицы, почему;

    - части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

    - голоса, повадки птиц, их жилье.

     

           Активизация словаря:

           названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

           признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

           действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

     

     

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

     

    •        Грамматический строй речи

           Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

    Птенец — птенчик,

    перо — перышко,

    голова — головка, головушка,

    соловей — соловушка,

    шея — шейка,

    жаворонок — жаворонушек,

    крыло — крылышко,

    скворец — скворушка,

    гусь — гусек, гусенок,

    утка — уточка,

    лебедь — лебедушка,

    гнездо — гнездышко,

    журавль — журавушка, журка,

    трясогузка — трясогузонька,

    аист — аистенок,

    цапля — цапелька.

           Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 67 лет)

    Грач — грачонок — грачата,                                                   аист — аистенок — аистята,

    стриж — стриженок — стрижата,                                       журавль — журавленок — журавлята,

    кукушка — кукушонок — кукушата,                                    лебедь — лебеденок — лебедята,

    скворец — скворчонок — скворчата,                                   утка — утенок — утята,

    гусь — гусенок — гусята.

           Образование притяжательных прилагательных «Скажи, ка­кая стая?» (детям 67 лет)

    Клин лебедей — лебединый,                                       караван журавлей — ... , стая уток — ... ,              ... грачей — ... ,                ... соловьев — ... .

           Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Грач — грачи — грачей,          

    птица — птицы — птиц,  

    стриж — стрижи — стрижей,

    аист — аисты — аистов,         

    жаворонок — жаворонки — жаворонков,

    скворец — скворцы — скворцов,

    трясогузка — трясогузки — трясогузок,

    журавль — журавли — журавлей,

    гусь — гуси — гусей,

    утка — утки — уток,

    селезень — селезни — селезней,

    ласточка — ласточки — ласточек,

    соловей — соловьи — соловьев,

    лебедь — лебеди — лебедей,

    кукушка — кукушки — кукушек,

    гнездо — гнезда — гнезд,

    яйцо — яйца — яиц,

    птенец — птенцы — птенцов.

     

    • Лексический строй речи

           Материал для запоминания «Расскажи о птице»

    Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомы­ми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длин­ные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

    Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

    Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

    Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнез­да вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

    Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

    Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длин­ные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших боло­тах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, кореш­ками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

    Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.

    Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем па­дать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.

     

     

           Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (де­тям 67 лет)

    Ласточка — щебечет,

    грач — кричит «гра»,

    соловей — заливается, свистит, щелкает,

    кукушка — кукует,

    журавль — курлычет,

    жаворонок — звенит.

           Классификация понятий «Четвертый лишний»

    Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).

           Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

    1. кто это;
    2. какая это птица (перелетная, зимующая);
    3. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
    4. чем питается;
    5. как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

           Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

    У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

           МИНУТКА ОТДЫХА

    Журавли

    Высоко в голубой дали

    Над землей летят журавли.

    Летят они, курлычут,

    Нас за собою кличут,

    Как будто говоря:

    «Летите вместе с нами!

    За темными лесами,

    За синими морями

    Есть теплые края;

    Там, в зелени долины,

    Мы скоротаем зиму,

    А раннею весной

    Вернемся в край родной!»

    На шесте — дворец,

    во дворце — певец,

    А зовут его — ... (скворец).

    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад —

    Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка.)

    Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)

    Эта птица никогда

    Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

           Игра «Скворушка прощается»   (Текст днти читают вместе с воспитателем. Кружатся. Смотрят вверх. Машут кистями рук, расставленных в стороны. Плавно машут кистью вытянутой правой руки.)

    Осень, непогодушка,

    Тополь пожелтел,

    Вдруг на ветке скворушка

    Песенку запел.

    Ветка чуть качается,

    Дождик не кончается.

    С нами милый скворушка

    До весны прощается.

    Наше поле опустело,

    Опустел и лес, и сад.

    Гуси серые летят.

    Гуси серые летели,        (Приседают. Ходят, наклоняя голову. Прыгают на месте.)

    На лужайке тихо сели,

    Походили, поклевали,

    Потом быстро побежали.

    Лебеди летят,

    Крыльями машут,

    Прогнулись над водой,

    Качают головой.

    Плавно и гордо

    Умеют держаться,

    Очень бесшумно

    На воду садятся.

    Руки подняли и покачали —        (Плавные покачивания поднятыми вверх руками.)

    Это деревья в лесу.

    Руки нагнули, кисти

    встряхнули                                  (Встряхивание рук перед собой)

    -Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно

    помашем                                       (Горизонтальные движения руками вправо - влево.)

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже

    покажем – Крылья сложили назад.

     

           реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

    Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья»:

     

    - «Природа приамурья» —  ПТИЦЫ В ОСЕННИЕ ДНИ.  ОТЛЁТ ПТИЦ

                                                                                                                                                                

    - «Природа приамурья» —  ВЕСНА. ПРИЛЁТ ПТИЦ

                                                                                                                                                                

     

     

          

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").