Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: " Посуда"

    Гольская Оксана Геннадьевна

          Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ПОСУДА", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

          Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

     

    • Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

              ЧАЙНАЯ ПОСУДА (3-4 года)

    Приблизительный пассивный и активный словарь: блюдце, чашка, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница, десертная тарелка, вазочка для печенья, подуть, взять, положить, пить, крошить, растворить, размешать, сладкий, горячий, твердый, вкусно, в, из.

    •        Занятие 1. Тема «Чаепитие с друзьями»

           Цель: знакомство с названием предметов из чайного сервиза, закрепление согласования качественных прилагательных с существи­тельными.

           Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чай­ник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Ребята, любите ли вы, когда к вам приходят гости? Се­годня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Да­вайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

           2. Дидактическая игра «Накроем стол к чаю» (выполнение пору­чений).

    Педагог объясняет детям последовательность расстановки прибо­ров для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на сере­дину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюд­це — чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную та­релку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ста­вим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

    Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комменти­рует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

    Какая ваза — большая или маленькая? (Ваза большая.)

    После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

    Посмотрите, все, что стоит на столе, — посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посу­дой».

    В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игруш­ки и «угощают» их чаем.

           3. Чтение потешки «Ладушки».

    Ладушки, ладушки!

    Пекла бабка оладушки.

    Маслом поливала,

    Детушкам давала.

    Даше два, Паше два,

    Ване два, Тане два.

    Хороши оладушки

    У нашей бабушки!

    При чтении потешки можно использовать имена детей из группы.

           4. Беседа по содержанию потешки.

    Чем бабушка кормила деток? Какие оладушки по вкусу (по размеру)? Оладушки мягкие или твердые? Чем можно еще угощать гостей? Какую посуду надо поставить на стол, если мы собираемся пить чай с оладушками?

           5. Итог.

    Сегодня мы с вами угощали свои любимые игрушки чаем. Вечером помогите маме накрыть стол к вечернему чаепи­тию.

     

    •        Занятие 2. Тема «Чайная посуда из разных сервизов»

           Цель: закрепление названий и сравнение однородных предметов чайной посуды по форме, раскраске, размеру; закрепление согласо­вания качественных прилагательных с существительными.

           Оборудование: картинки с изображением чайной посуды разных рисунков, размеров и цветов.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Поднимите руки, кто помогал маме ставить чайную посуду на стол. Назовите предметы, которые вы ставили на стол.

           2. Называние предметов чайной посуды.

    Теперь посмотрите на доску. На картинках нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. (Чашка, блюдце, та­релка, чайник.) Посмотрите внимательно и скажите, это по­суда из одного сервиза или нет?

    Педагог обращает внимание детей на форму, рисунок, цвет от­дельных предметов. Например: «Эта чашка — синяя, а эта — красная. Эта тарелка с рисунком «цветочек», а рядом тарелка без рисунка».

    Так дети подводятся к пониманию слов «одинаковый», «раз­ный», «другой», «не такой».

           3. Дидактическая игра «Приготовим столы к чаепитию». Используется лото «Раздели на группы» (три большие чашки, три маленькие чашки, три больших чайника, три маленьких чайника — предметы окрашены в разные цвета). По просьбе педагога дети «на­крывают стол» для взрослых (большая посуда) и для малышей (ма­ленькая посуда), «угощают» из красной чайной посуды и т.д. В заключение детям задаются вопросы.

    Саша поставил одну чашку. Какая это чашка? (Чашка большая, красная.) Лена поставила один чайник. Какого цвета чайник? Что мы делали? (Накрывали столы к чаю.)

           4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

    При проведении игры используются картинки из лото «Раздели на группы». Предлагаются следующие картинки: три большие чаш­ки и одна маленькая; три маленьких чайника и один большой.

           5. Итог.

    Сегодня мы накрывали столы для взрослых и малышей. Взрослым людям надо ставить большую чайную посуду, а малышам ... (маленькую).

     

    •        Занятие 3. Тема «Чайная посуда, ее свойства»

            Цель: закрепление названий и назначения посуды; закрепление понятий «один» — «много» в сочетании с именами существитель­ными женского и среднего рода

           Оборудование: разрезные картинки, предметы игрушечной чай­ной посуды из разных сервизов.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Дети складывают разрезные картинки из 2—3 частей и называют изображенные на них предметы чайной посуды.

    Каждый ребенок получает индивидуальное задание с учетом его возможностей.

           2. Беседа о свойствах посуды.

    Кто скажет, что будет с чашкой, если ее уронят? (Она разобьется.) А если уронить ложку? Она тоже разобьется? (Нет, не разобьется.) Правильно. Чашка разбилась, потому что она сделана из стекла, а оно хрупкое, легко бьется. Ложка сделана из металла. Металл — твердый, ложку разбить нельзя.

           3. Дидактическая игра «Магазин».

    Когда чашки разбиваются, надо покупать новый чайный сервиз. Куда мы пойдем за покупками? (В магазин.)

    Дети играют роль покупателей, педагог — продавца. Детям пред­лагается «покупать» в «магазине» по одному предмету (одной чаш­ке, одному блюдцу и т.д.) и ставить на стол.

    Надо быть очень внимательным, чтобы покупать посуду из одного сервиза.

    Дети обращаются к «продавцу» с просьбой: «Дайте мне, пожа­луйста, чашку. Мне нужна большая красная чашка.» Если кто-ни­будь ошибается, педагог обращает внимание всех детей на важные отличия нужной посуды. В заключение все рассматривают «куплен­ный» чайный сервиз. Педагог спрашивает у детей, кто что купил.

           4. Дидактическая игра «Чего не стало?»

    На столе четыре предмета чайной посуды. Дети закрывают глаза, педагог убирает один предмет. После сигнала «открыли глазки» спра­шивает, чего не стало. Дети отвечают, какого предмета нет на столе.

           5. Итог.

    Где мы сегодня были? (В магазине.) Что вы покупали в магазине? (Дети называют отдельные предметы.) Как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда.) Почему люди называют эту посуду чайной? (Из нее пьют чай.)

           СТОЛОВАЯ ПОСУДА (3-4 года)

           Приблизительный пассивный и активный словарь: тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, кружка, хлебница, солонка, наливать, накла­дывать, остужать, столовая, глубокая, мелкая, маленькая, боль­шая, в, на.

    • Занятие 1. Тема «Готовимся к обеду»

           Цель: знакомство с названиями предметов столовой посуды, их фор­мой, цветом; обучение употреблению качественных прилагательных.

           Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, стакан, ложки (маленькая, большая).

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Назовите, какие предметы посуды вы поставите на стол для чаепития. Как эту посуду можно назвать одним словом? (Чайная.)

           2. Рассматривание предметов столовой посуды, их формы, цвета. Детям показываются предметы столовой посуды детского сада попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка и стакан. Выделяются общие и отличительные признаки. На­пример: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта — глубокая». В каждую тарелку можно налить воды, чтобы дети на опы­те усвоили понятия «мелкая», «глубокая».

    Эта тарелка какая? (Тарелка глубокая.)

    Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют по­судой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

           3. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду».

    Педагог объясняет детям последовательность расстановки прибо­ров для обеда.

    Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Во­круг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадо­бится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить стакан, из которого мы будем пить компот.

    Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь хлебницу на середину стола». Все дети выполняют поруче­ния, расставляя столовую посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол хлебницу». И т.д.

    После того как накрыт стол педагог обобщает выполненное детьми.

    Посмотрите, все, что стоит на столе, — это посуда. Такая посуда называется столовая.

    Примечание. Как пользоваться ножом и вилкой, дети учатся в более старшем возрасте.

           4. Итог.

    Каждый ребенок приносит из группы свою любимую игрушку, сажает за стол и желает ей приятного аппетита.

     

    •        Занятие 2. Тема «Кукла Ждет гостей»

           Цель: закрепление употребления названий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе.

           Оборудование: картинки с изображением предметов столовой по­суды, наборное полотно, игрушечная столовая посуда.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    На наборное полотно выставляются картинки с изображением предметов столовой посуды. Дети называют изображенные предметы.

           2. Называние картинок.

    На наборное полотно выставляются парные картинки: одна лож­ка — две ложки, одна тарелка — две тарелки и т.д. Педагог просит детей назвать картинки, закончив фразу, которую он начинает: «Это одна тарелка, а это две ... (тарелки).»

           3. Дидактическая игра «К кукле пришли гости». Педагог показывает детям куклу.

    Кукла ждет гостей на обед. Поможем ей красиво накрыть стол.

    Дети расставляют игрушечную посуду для 3—4 персон и отвеча­ют на вопросы, относящиеся к названиям предметов посуды.

           4. Итог.

    Дети сажают кукол за стол. Педагог читает детям потешку. Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу. После занятия детям дается время поиграть с куклами. В заклю­чение педагог спрашивает детей, с какой посудой они играли — чайной или столовой.

     

           Занятие 3. Тема «Столовая посуда»

           Цель: закрепление названий предметов столовой посуды; согла­сование прилагательных «грязный», «чистый» с существительными; обучение пониманию прошедшего и настоящего времени глаголов.

           Оборудование: игрушечная столовая посуда, таз с водой, мыло, губка, полотенце, картинки с изображением предметов столовой посуды.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Скажите, кто из вас моет руки перед едой. Зачем вы мо­ете руки перед едой? А теперь поднимите руки те, кто по­могает маме мыть посуду после еды.

           2. Дидактическая игра «Помоем посуду».

    Детям показывается накрытый стол, как на предыдущем заня­тии.

    Куклы пообедали. Какой стала посуда — чистой или гряз­ной? Давайте поможем кукле вымыть посуду. Нам понадо­бятся губка и полотенце.

    Педагог моет какой-либо предмет, сопровождая свои действия комментарием.

    Тарелка была грязная, я вымыла ее, и она стала чистой. Какой стала тарелка? Теперь я вытираю ее полотенцем, что­бы она стала сухой. Какая теперь тарелка?

    Затем педагог предлагает помыть посуду каждому ребенку. При этом задает вопросы.

    Какая была ложка? (Ложка была грязная.)

    Какая сейчас ложка? (Ложка чистая.)

           3. Дидактическая игра «Что пропало?»

    На столе четыре предметных картинки с изображением предме­тов столовой посуды. Одну картинку педагог убирает и спрашивает: «Что пропало?». Потом можно предложить выступить в роли веду­щего какой-нибудь ребенку.

           4. Итог.

    Педагог просит детей перечислить посуду, которую они мыли.

     

           КУХОННАЯ ПОСУДА (3-4 года)

           Приблизительный пассивный и активный словарь: кастрюля, сковорода, половник, нож, терка, сито, миска, бидон, ведро, жарить, варить, кипятить, раскатывать, месить, резать, горячий, холодный, кухонный.

    •        Занятие 1. Тема «Экскурсия на кухню»

           Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды, обучение употреблению превосходной степени прилагательных.

           Оборудование: предметы кухонной посуды (кастрюля, сковоро­да, половник и т.д.).

           ХОД ЗАНЯТИЯ

          1. Оргмомент.

    Ребята, кто из вас знает, где в детском саду готовят еду? (На кухне.) Сегодня мы пойдем на экскурсию на кухню.

           2. Экскурсия на кухню.

    Педагог приводит детей на кухню и знакомит с поваром.

    Это повар. Повар готовит еду. Посмотрите, как много на кухне разной посуды.

    Обращает внимание детей на предметы кухонной посуды.

    Что это? (Кастрюля.) Какая кастрюля? (Сравнивает не­сколько кастрюль, показывает детям маленькую, большую и очень большую кастрюли.)

    Аналогично дети рассматривают все предметы кухонной посуды.

    Где находится эта посуда? (На кухне.) Поэтому она на­зывается кухонной. Зачем нужна кухонная посуда? (Чтобы готовить еду, варить, жарить, тереть и т.д.)

    3. Итоговая беседа по теме экскурсии.

    Где мы были? (На кухне.) Что вы видели на кухне? (Дети перечисляют запомнившиеся предметы.) Эта посуда назы­вается кухонной, потому что она используется только на кухне.

     

    •        Занятие 2. «Учим куклу готовить»

           Цель: закрепление названий предметов кухонной посуды, их на­значения; обучение употреблению сравнительной степени прилага­тельных.

           Оборудование: игрушечная кухонная посуда (кастрюли разных размеров, бидоны, миски, половник и т.д.).

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    На стол выставляются предметы кухонной посуды. Дети называ­ют основные ее предметы.

           2. Рассматривание предметов игрушечной кухонной посуды и обсуждение их назначения.

    Что это? Какая миска? Зачем нужна миска?

           3. Дидактическая игра «Готовим обед вместе».

    Наша кукла не ходила с нами на кухню. Давайте помо­жем ей научиться готовить обед. Саша, в чем мы будем ва­рить суп? (В кастрюле.) Катя, дай самую большую кастрю­лю. Что ты дала, Катя? Вова, дай кастрюлю поменьше. Ка­кую кастрюлю ты дал? Оля, дай самую маленькую кастрюлю. Какую кастрюлю ты дала?

    Обсуждаются все предметы. После этого детям дается время не­много поиграть.

           4. Итог.

    Педагог спрашивает, кто научился готовить обед для куклы.

     

    •        Занятие 3. Тема «Обед для трех медведей»

           Цель: уточнение и закрепление понятий «маленький» — «боль­шой» — «очень большой» применительно к предметам кухонной по­суды; обучение употреблению превосходной степени прилагательных.

           Оборудование: картинки с изображением предметов кухонной посуды; фигурки трех медведей, отличающихся размером; игру­шечная плита; набор игрушечных кастрюль.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

    Каждому ребенку показывается картинка с изображением одно­го предмета кухонной посуды. Ребенок должен назвать предмет. За­тем картинка помещается на наборное полотно.

           2. Дидактическая игра «Три медведя готовят обед».

    Жили-были три медведя. Однажды они решили все вместе приготовить обед. (Педагог расставляет медведей вокруг пли­ты.) Самый большой медведь вызвался готовить суп. Мед­ведь поменьше стал варить макароны. Самый маленький мед­ведь решил готовить компот. Медведям понадобились три кастрюли. Помогите медведям взять нужную кастрюлю. Саша поможет взять большому медведю самую большую кастрю­лю, Лена даст кастрюлю поменьше среднему медведю, а Вова даст маленькому медведю самую маленькую кастрюлю. Что­бы сварить суп, макароны и компот надо налить в кастрюли воду, а затем накрыть каждую кастрюлю крышкой, чтобы вода быстрее закипела. Крышки от кастрюль перепутались. По­могите медведям выбрать нужные крышки. (Дети выбирают крышки для кастрюль соответствующего размера.)

           3. Беседа о посуде.

    В какой кастрюле варил суп самый большой медведь? В какой кастрюле варил компот самый маленький медведь?

           4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

    Детям предлагаются картинки, на которых изображены: чашка, чайная ложка, блюдце и половник; глубокая тарелка, вилка, хлеб­ница и сковорода; кастрюля, половник, сковорода и блюдце. Дети должны исключить лишиний предмет на основе родового признака.

           5. Итог.

    На наборное полотно выставляются картинки с изображением ку­хонной посуды. Затем детям предлагается назвать любой ее предмет.

     

           Дети должны знать существительные:кас­трюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блю­до, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, фар­фор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, ста­кан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар - (ср.группа)

    чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, бак, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка. Сливочник, кружка, солонка, перечница, сито.

           прилагательные : глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

           глаголы: варить, жа­рить, чистить, резать, разбивать, вы­тирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать. Продукты: колбаса, мясо, котлета, сосиска, яйцо молоко, сметана, кефир, йогурт - (ср.группа)

    мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

    Тематический цикл «Посуда» для детей 4-5 лет

    (десятая неделя)

           Дети должны усвоить: знания о том, что посуда — это предметы домашнего обихода; названия основных предметов посуды; существительное с обобщающим значением посуда.

    •        Лексико-грамматические игры и упражнения

           «Назови предметы». Составление предложений с союзом и.

           Логопед показывает детям по два предмета посуды и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д.

           «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога на.

           Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят посуду, подходят к логопеду и говорят:

    Чашка была на столе.

    Вилка была на тарелке.

    Кастрюля была на полу.

    Чайник был на полке.

    Тарелка была на стуле.

    Стакан был на тумбочке.

    Ложка была на полу.

    Ножик был на ковре и т. д.

           «Дружит или не дружит ?» Усвоение обобщающего понятия посуда. Отличие посуды от других предметов.

           Логопед показывает детям по два предмета и спрашивает:

    Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)

    Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)

     Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда) и т. д.

           «Слушай внимательно, делай старательно». Учить точно выполнять словесную инструкцию.

    Возьми ложку, вилку и чашку.

    Возьми блюдце, чайник и ножик.

    Возьми кастрюлю, крышку и ложку и т. д.

           Чтение с выражением стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

    •        Развитие связной речи

           Рассказ-описание «Шкаф с посудой».

           «Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке — кастрюля и чайник. На средней полке — тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке — вил­ки, ложки, ножи. В шкафу много посуды».

           Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки.

    •        Сенсорное развитие

           «Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку.

           На игровом поле — пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

           «Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.

           На игровом поле — три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.

    •        Работа над звуковой стороной речи

           «Назови ласково»: чашка — чашечка, ложка — ложечка, кастрюля — кастрюлька, тарелка — тарелочка и т. д.

    •        Физкультминутка -логоритмика

           Импровизация движений в такт стихотворения.

    Чашку в руки я беру

    И ко рту я подношу,

    Голову я наклоняю,

    Чай до дна я выпиваю.

     

           Дети 5 -7 лет  должны знать:

    - что такое посуда, ее виды, материалы, из которых она изготав­ливается;

    - о способах использования разных видов посуды;

    - правилах пользования посудой, ухода за ней, сервировки стола.


            Дети 5 - 7 лет должны уметь:

    - использовать знания, полученные при изучении темы в быту, при выполнении различных заданий;

    - сравнивать разные предметы посуды по внешнему виду, на­значению;

    - обобщать предметы посуды по сходным признакам;

    - активно использовать в речи накопленный по теме словарь;

    - согласовывать - существительное с прилагательным, образовывать тво­рительный и винительный падежи существительного, сложные, однокоренные слова, строить предложения различной синтаксической структуры.


           СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

           Названия: посуда, пища, предмет посуды, сервиз, кастрюля, ско­ворода, дуршлаг, противень, чайник, половник, лопатка, чугунок, гор­шочек, гусятница, тарелка, супница, блюдо, салатница, соусник, со­лонка, селедочница, хлебница, масленка, перечница, молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, сахарница, фруктовница, графин, часта посуды, крышка, ручка, носик, стенки, донышко, зубчики, края, лезвие.

           Признаки: столовая, кухонная, чайный, кофейный, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фар­форовая, хрустальный, стеклянная, керамическая, деревянная, проч­ная, бьющаяся, хрупкая, прозрачный, граненый, высокий, чистый, гладкий, длинная, острый, удобная.

           Действия: приготавливать (пищу), наливать, варить, жарить, па­рить, тушить, печь, кипятить, насыпать, накалывать, отрезать, промы­вать, расставлять, хранить, расписывать, мыть, вытирать, сушить, хра­нить, чистить, беречь, сервировать, нагревать, охлаждать.

     

           МАТЕРИАЛЫ
    Тематические альбомы, журналы, каталоги; предметные картин­ки; натуральная и игрушечная посуда; элементы костюмов к драма­тизации; книжка-сказка К.И. Чуковского «Федорино горе».

     

           ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)
    Бабушка Федора, герои сказки «Федорино горе», герои мульт­фильма «Красавица и чудовище» и др.

     

    •        Варианты содержания дня


           Дидактическое упражнение «Найди слово»

           Ожидаемый результат: дети должны знать назначение предме­тов посуды; уметь объяснять происхождение названия некоторых предметов посуды.

           Цели: развивать умение анализировать, рассуждать; формировать интерес к миру вещей, которые нас окружают.

           Материалы: предметные картинки с изображением посуды.
    * * *

           Педагог предлагает детям определить, от каких слов произошло название предметов посуды: соусница, сахарница, салатница, супница, масленка, перечница, солонка, молочник, селедочница. Найти картинку с изображением названной посуды и рассказать, что в ней хранится и почему она имеет такую форму.

     

           Дидактическое упражнение «Определи последовательность событий»
           Ожидаемый результат: дети должны знать назначение посуды, особенности обращения, ухода за ней; уметь заканчивать предложе­ние, устанавливая событие, которое может произойти вследствие пер­вого.
           Цели: развивать логическое мышление, воображение, умение стро­ить сложноподчиненное предложение; формировать культуру еды, чистоплотность.
    * * *

           Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение, предположив, какое событие может произойти вследствие первого! Ребенок отвечает, повторяя часть предложения, сказанного педаго­гом. Обсуждаются и принимаются разные варианты ответов.

    Если к обеду не раздать ложки, то ...

    Если налить в холодный стакан кипяток, то ...

    Если к блинам не подать нож и вилку, то ...

    Если поставить на плиту кастрюлю с картошкой и не вклю­чить газ, то...

    Если налить в стакан молока до краев, то...

    Если фарфоровая тарелка упадет на пол, то.. .

    Если металлическая ложка упадет на пол, то...

    Если после еды посуду не вымыть, то...

    Если бы не было кухонной посуды, то...

    Если суп налить в мелкую тарелку, то ...

    Если к обеду для первого блюда раздать маленькие ложки, то

    Если неосторожно пользоваться ножом и вилкой, то...

    Если к обеду на стол вместо столовой посуды подать кухонную,


           Дидактическое упражнение «Найди причину»
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности исполь­зования разной посуды, ее назначение; уметь находить причинно- следственные связи, строить сложное предложение.
           Цели: развивать логическое мышление, речь; формировать жиз­ненно необходимые представления.

    * * *
           Педагог предлагает детям найти причину названного события и достроить предложение. Варианты обсуждаются.

    Огонь на газовой плите под кастрюлей с супом погас, потому что...

    Картошка при жарке на сковороде сгорела, потому что…

    Вода из чайника вся выкипела, потому что...

    Чашка разбилась, потому что

    В раковине лежала грязная посуда, потому что...

    Все кастрюли блестели, потому что ...

    От  Федоры в сказке убежала вся посуда, потому что  ...

    Мама не смогла налить суп из супницы в тарелку, потому что…

    Дети не смогли начать обедать, потому что...

    К чаю мама подала чайный сервиз, потому что.. .

    К обеду мама подала столовый сервиз, потому что ...

    В столовом сервизе была супница, потому что...

    К компоту на блюдце положили маленькую ложку, потому что

    Ваня разбил чашку, потому что.. .

    Лена укололась вилкой, потому что...

    Катя обожгла язык чаем, потому что.. .



           Дидактическое упражнение. «Для чего и почему»
           Ожидаемый результат: дети должны знать и уметь объяснять назначение разных предметов посуды, особенности внешнего вида, использования.
           Цели: развивать мышление, речь; формировать познавательный интерес к окружающим вещам.

    * * *
           Педагог предлагает детям внимательно послушать вопрос и отве­тить на него так, чтобы для всех было понятно назначение предмета посуды или конкретной ее части.

    Для чего половнику нужна длинная ручка и глубокое основа­ние?

    Для чего чайнику носик?

    Для чего чашке ручка?

    Для чего кастрюле две ручки?

    Для чего дуршлагу дырочки?

    Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мелкую?

    Почему ко второму блюду подают вилку и нож, а не ложку ?

    Почему к чаю подают маленькую, а не большую ложку?

    Для чего посуду моют после каждого приема пищи?

           Дидактическое упражнение «Определи действие»
           Ожидаемый результат: дети должны знать назначение посуды; уметь назвать действие, совершаемое при помощи конкретного пред­мета посуды.
           Цели: развивать глагольный словарь; воспитывать терпеливость, выдержку в процессе совместной со сверстниками деятельности.
    * * *
           Педагог предлагает детям закончить предложение, назвав подхо­дящее по смыслу действие. Упражнение можно провести с мячом. Педагог бросает мяч и проговаривает предложение, а ребенок ловит мяч и называет действие.
    Вилкой макароны ... (накалывают).
    Ребром вилки котлету можно... (отломить).
    Большой ложкой суп... (едят).
    Чайной ложкой сахар в стакан ... (кладут, насыпают), в стакане ... (размешивают).
    Ножом от блина кусочек... (отрезают).
    Сыр ножом тонкими ломтиками ... (нарезают).
    Морковь на терке ... (трут).
    Мясо перцем из перечницы (перчат).
    Из солонки в салат соль ... (насыпают).
    Помидоры для салата ножом... (нарезают, режут).
    В дуршлаге фрукты под водой ... (моют), макароны... (промыва­ют).
    В кастрюле щи ... (варят).
    На плите чайник... (греется, кипит, стоит).
    Из носика чайника заварка... (льется).
    Сковороду после приготовления пищи ... (моют, чистят).
    Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами... (от­тирают).

     

           Дидактическая игра «Рисунок-загадка»
           Ожидаемый результат: дети должны знать предметы посуды, их название, назначение; уметь из «зашумленного» рисунка, в котором один контур предмета наложен на другой, выделять разные предме­ты посуды, называть их.
            Цели: развивать образное мышление, зрительное восприятие, вни­мание; формировать усидчивость, терпение, настойчивость.
           Материалы: карточки с изображением контуров предметов по­суды, которые наложены друг на друга; карточки с изображением отдельных предметов посуды.
    * * *
           Педагог предлагает детям разгадать загадку художника, который нарисовал посуду так, что один контур предмета наложился на другой. Надо найти все предметы (не более 5—6), обвести их контуры, назвать, из многих вариантов предметных картинок выбрать ту, на которой изображен найденный предмет посуды и рассказать о его назначении. Из разгаданных картинок дети «рисуют» новую карти­ну, в которой каждый предмет изображен отдельно. «Зашумлять» предметы посуды лучше по видам.

     

           Дидактическая игра «Угадай предмет по детали»
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида посуды, ее составные части; уметь по части назвать пред­мет посуды.
           Цели: развивать умение анализировать и синтезировать, пред­ставлять целостный образ предмета; развивать воображение, зри­тельное восприятие; формировать интерес к играм-загадкам.
            Материалы: карточки с изображением отдельных деталей пред­метов посуды, шаблоны.
    * * *
           Педагог раздает детям карточки, на которых изображена деталь предмета посуды. По ней ребенок должен отгадать сам предмет, назвать его, дорисовать (при дифференциации сложности задания лучше дать шаблоны). Предметы посуды можно разрисовать и уст­роить выставку, на которой каждый ребенок расскажет о том, как он разукрасил свой предмет, какими деталями разрисовал отдель­ные части.

     

           Дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»
           Ожидаемый результат: дети должны знать предметы посуды, их части и назначение.
           Цели: развивать умение анализировать и синтезировать, форми­ровать целостное восприятие, развивать внимание, память; формиро­вать стремление выполнить задание педагога правильно.
           Материалы: карточки с изображением предметов посуды, у ко­торых не хватает одной или нескольких деталей.
    * * *
           Вариант 1. Педагог раздает детям картинки, на которых изобра­жены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, ко­торая убежала от Федоры в сказке "Федорино горе". Давайте помо­жем Федоре».
    Ребенок должен назвать недостающие детали и объяснить, поче­му они так необходимы, каково их назначение и что случится, если их не будет, дорисовать недостающие детали.
          Вариант 2. Детям раздают чистые карточки. Каждый задумывает какой-нибудь предмет посуды, но рисует только деталь и передает начатый рисунок соседу. Отгадав замысел товарища, тог завершает рисунок.

     

           Дидактическая игра , «Разрезные картинки»
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида предметов посуды, их составные части; уметь из частей составлять целое.
           Цели: развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление, пространственное восприятие, воображение; формировать стремление выполнять задание после обдумывания, не спеша.
           Материалы: разрезные картинки и картинка-образец.
    * * *
           Педагог показывает детям разрезанные части предметов посуды («она разбилась»), которые надо правильно собрать (склеить), что­бы «починить». Просит сначала по отдельной детали угадать, какой предмет посуды будет собирать ребенок, потом по ходу складыва­ния объяснить, почему он прикладывает деталь именно так. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно брать картин­ки, разрезанные на 6—8 частей по горизонтали, вертикали, диагона­ли. Для разрезных картинок можно использовать фотографии из каталогов.
           По ходу игры лучше закрепить знания детей о геометрических фигурах (части картинки), пространственную ориентировку, знания основных цветов спектра и их оттенков.

     

           Дидактическое упражнение «Лишний предмет»
           Ожидаемый результат: дети должны знать предметы посуды, их назначение; уметь классифицировать предметы посуды по главным признакам, находить в ряду предметов лишний, объяснять, почему он лишний.
           Цели: развивать логическое мышление, речь, внимание; формиро­вать внимательное отношение к совместной со взрослым деятельно- ' ста.
           Материалы: карточки с изображениями ряда предметов.
    * * *
           Педагог показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подо­брать обобщающее слово.
           Примерные варианты карточек: сковорода, кастрюля, чайник, та­релка; маленькая ложка, чайная пара, сахарница, половник; супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода; дуршлаг, ковш, кастрю­ля, стол; вилка, ложка, нож, кувшин.

     

           Дидактическое упражнение «Нелепицы»
           Ожидаемый результат: дети должны знать назначение предме­тов посуды; уметь в рисунке находить нелепицы и объяснять, в чем они состоят и как должно быть на самом деле.
           Цели: развивать образно-логическое мышление, чувство юмора, внимание, зрительное восприятие; формировать интерес к смешно­му, юмористическому.
           Материалы: карточки с картинками-нелепицами.
    * * *
           Педагог показывает картинки, на которых изображены разные нелепицы, связанные с использованием посуды, и просит внима­тельно рассмотреть их. Затем ребенок должен сказать, что нарисова­но неправильно, объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле. Количество нелепиц в картинках может быть от 8 до 10.

     

           Дидактическая игра «Сравни и выбери»
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида и использования посуды; уметь сравнивать предметы по­суды, выделяя сходные и отличительные признаки; объяснять их назначение.
           Цели: развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы; формировать культуру общения со сверстниками в игре.
           Материалы: игрушечная или натуральная посуда, предметные картинки, оборудование к игре «Магазин».
    * * *
           Педагог предлагает детям поиграть в магазин «Посуда». Распре­деляет роли продавца и покупателей. Роль продавца в течение игры переходит от одного ребенка к другому. «Продавец» выставляет «на продажу» посуду, похожую по использованию. При этом он должен разрекламировать свой товар (рассказать, что продает, из чего сдела­но, чем украшено), а покупатель должен назвать тот предмет, кото­рый хочет купить, и сказать, для чего он ему нужен.
    Примерные варианты ряда предметов: чашка, бокал, кружка, ста­кан, пиала, кофейная чашка (разного размера, материала, цвета); чай­ник (простой и электрический, заварной), кастрюля, кофеварка, ковш; половник, ложка столовая, десертная, чайная; кастрюля большая, сред­него размера, маленькая, ковшик; сковорода маленькая, большая, про­тивень, форма для выпечки и т.п.
    В качестве материала можно использовать натуральную или иг­рушечную посуду или картинки.

     

           Дидактическая игра «Расскажи обо мне»
           Ожидаемый, результат: дети должны знать особенности внеш­него вида, составные части, качества, назначение предметов посуды; уметь составлять небольшой описательный рассказ от имени какого-либо предмета посуды.
           Цели: развивать монологическую речь; память, зрительное вос­приятие; формировать познавательный интерес к окружающему предметному миру.
           Материалы: картинки, фотографии, натуральные предметы посу­ды, книжка со сказкой «Красавица и чудовище».

    *  * *
           Педагог предлагает детям отправиться в мультфильм-сказку «Кра­савица и чудовище», в котором предметы посуды умели разговари­вать и переживать за главных героев. Он «превращает» детей в тот предмет, который они выбрали сами (повторяться нельзя; это могут быть: стеклянные, фарфоровые, керамические, металлические, хрусталь­ные, деревянные, глиняные, пластмассовые предметы), и говорит, что нужно познакомиться друг с другом в новом образе, рассказать о себе так подробно, чтобы все узнали, в какой предмет посуды дети превра­тились. (Например: «Я стеклянный и прозрачный, гладкий и граненый. Если меня вымыть, то я бываю очень чистым и даже могу сверкать на солнышке. Из меня пьют разные напитки. От кипятка я могу лоп­нуть. Если меня бросить на пол, я могу разбиться. Если в меня налить горячий чай и взяться за меня руками, то можно обжечься. Чтобы не обжечься, меня можно поставить в подстаканник».) После того как все дети представятся в том или ином образе, можно разыграть не­большую сценку из мультфильма или придумать свою историю.
    Объем рассказа зависит от возможностей детей. В помощь можно дать картинки с изображением посуды или натуральные предметы. Чтобы рассказы получились разнообразные, лучше опираться на фотографии в каталогах и специальных журналах, на которых пред­ставлены сервизы различных цветов и формы, с оригинальными украшениями, из разного материала.

     

           Дидактическая игра «Накрой на стол»
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности комп­лектования и использования столового, чайного, кофейного серви­зов; уметь из предложенного выбрать те предметы посуды, которые составляют определенный сервиз, назвать их, объяснить назначение, сервировать стол.
           Цели: развивать умение классифицировать предметы По их на­значению; речь; формировать культуру сервировки стола.
           Материалы: столовый, чайный и кофейный сервизы в натураль­ном или игрушечном виде, скатерти, салфетки, вазочки с цветами.
    * * *
           Педагог предлагает детям подготовиться к приему гостей. Для этого они должны показать, как умеют сервировать стол. Гости бу­дут находиться у них в течение дня, поэтому необходимо предло­жить им пообедать, подать чай или кофе на полдник. Педагог разби­вает детей на три подгруппы, каждая из которых должна из стоящих на одном столе предметов посуды выбрать те, которые составляют столовый сервиз, чайный и кофейный. Каждая подгруппа накрывает свой стол, сервируя его к обеду или полднику. Дополнительное зада­ние — украшение стола.
    По завершении работы дети рассказывают о выполнении зада­ния. Если какая-то подгруппа ошибается, то другая получает допол­нительный балл за исправление ошибки сверстников. Выигрывает конкурс та подгруппа, которая все сделала и объяснила правильно.
           В игре лучше использовать натуральные предметы посуды, но можно и игрушечные.

     

           Игра-конкурс «Кто больше знает правил пользования посудой и столовыми приборами»

           Ожидаемый результат: дети должны знать правила пользова­ния посудой и столовыми приборами; уметь объяснять их.
           Цели: развивать память, фразовую речь; формировать бережное отношение к посуде, внимательное отношение к травмоопасным  пред­метам, навыки поведения за столом.
           Материалы: плакаты-схемы по правилам пользования посудой.
    * * *
           Педагог предлагает вспомнить или по специальным плакатам определить правила пользования предметами посуды и столовыми приборами, быстро назвать их и подробно рассказать о них. Побеж­дает та команда, которая назвала больше правил и сумела грамотно объяснить их.

     

            Дидактическая игра «Посуда и история»
           Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что в разные исторические эпохи люди использовали разную посуду, которая отличается от современной способом изготовления, качеством, дизайном (золотая, серебряная, деревянная, глиняная, пле­теная, каменная, стеклянная); уметь, опираясь на фотографии экспонатов музеев, рассказывать об отличительных особенностях по­суды.
            Цели: развивать зрительное восприятие, внимание, монологичес­кую речь; формировать интерес к истории родного края.
           Материалы: книги и альбомы о музеях страны.
    * * *
           Педагог предлагает детям отправиться на «машине времени» в далекое прошлое; «превращает» их то в царей, богачей, то в бедных людей. Дети (опираясь на фотографии) рассказывают о посуде, которой пользовались люди с разным достатком в прежние време­на (от самой простой до богато разукрашенной), выделяют то, что им нравится, сравнивают ее с современными предметами. После «возвращения из путешествия» педагог вместе с детьми разрисо­вывает и украшает шаблоны старинной посуды, затем дети играют с ней.

     

           Малоподвижная игра «Назови предметы посуды, не повторяясь»
           Ожидаемый результат: дети должны хорошо знать названия предметов посуды, чтобы быстро называть их, не повторяясь; уметь ловить и точно бросать мяч.
           Цели: развивать память, ловкость, быстроту реакции; формиро­вать терпеливое отношение к паузам в игре, не перебивать товари­щей.
           Материалы: мяч.
    * * *
           Педагог стоит в центре круга детей, бросает по очереди мяч каж­дому ребенку. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать ка­кой-либо предмет посуды, не повторяя то, что уже было названо. Тот, кто ошибается, отдает свой фант, который потом разыгрывается.

     

           Малоподвижная игра «Да и нет»
           Ожидаемый результат: дети должны знать, что можно пригото- - вить в кастрюле и сковороде; уметь быстро реагировать движением на слова педагога.
           Цели: развивать внимание, быстроту мышления, двигательной реакции, память; формировать интерес к совместным со сверстни­ками играм, честность при оценке их действий.
    * * *
           Педагог высказывает суждение о приготовлении того или ино­го блюда в кастрюле или сковороде, а дети, если согласны, подни­мают руки вверх и говорят «да», а если не согласны, говорят «нет» и не поднимают рук. Тот, кто ошибается, пропускает кон или выбы­вает.

           Варианты: в кастрюле можно ... (варить суп, жарить картошку, варить борщ, печь блины, тушить овощи, варить компот, печь пироги, варить кисель, жарить сырники, варить кашу); в сковороде можно... (жарить котлеты, варить суп, жарить рыбу, варить компот, тушить овощи, варить кисель, печь блины, жарить сырники, варить кашу, жа­рить пирожки, варить борщ).

     

           Дидактическая игра «Где хранится посуда»
           Ожидаемый результат: дети должны знать, что каждый предмет посуды имеет на кухне свое место, вся посуда размещена так, чтобы хозяйке было удобно ею пользоваться; уметь разместить предло­женные предметы посуды на кухне, объяснить, почему они должны быть именно на этом месте.
           Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, память, речь; формировать интерес к деятельности взрослых, аккуратность, чистоплотность.
           Материалы: предметные картинки или игрушечная посуда и иг­рушечный кухонный гарнитур.

    * * *
           Педагог выступает в роли хозяйки.
    Педагог. Я попала на кухню, в которой совершенно нельзя найти нужную посуду, и не знаю, что теперь делать. Домовенок Кузя расшалился, разбросал все предметы, а мне некогда их разо­брать. Я боюсь, что посуда убежит от меня, как от Федоры. Помо­гите мне.
    Дети должны разложить посуду на нижние и верхние полки, плиту, в буфет, столовые приборы по ячейкам и объяснить, почему кастрюли и сковороды неудобно держать на верхних полках, а столовые приборы не хранят все вместе.

     

           Дидактическая игра «Из чего делается посуда»
           Ожидаемый результат: дети должны знать о том, что одинако­вые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материа­ла; знать признаки, отличающие один материал от другого: вне­шний вид, прочность, хрупкость, пластичность, прозрачность, окрашиваемость, способы обработки, использование; уметь рассказывать о свойствах посуды из разных материалов, сравни­вать эти свойства.
           Цели: развивать внимание, память, зрительное, тактильное вос­приятие, осязание, речь; формировать бережное отношение к посуде как результату человеческого труда.

            Кукольный театр «Федорино горе»
           Ожидаемый результат: дети должны знать правила ухода за посудой.
           Цели: развивать умение эмоционально воспринимать худо­жественное произведение, выражать свое отношение к содержа­нию текста, персонажам, различать их положительные и отрица­тельные качества, драматизировать отдельные сцены из произве­дения; формировать аккуратность, бережное отношение к вещам.

           Оздоровительное занятие «Федорино горе»
           Ожидаемый результат: дети должны уметь четко координиро­вать свои действия во взаимосвязи с речью.
           Цели: развивать творческие способности детей, побуждая их к импровизации танцевально-игровых движений; воспитывать нетер­пимое отношение к неряшливости, неаккуратности.

     

           Занятие по изобразительной деятельности (работа с подгруппой)
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности формы, размера посуды; уметь с помощью изобразительных средств переда­вать особенности ее внешнего вида, деталей, украшения; рассказы­вать о своих работах, описывая изображенный предмет.
    Для использования в старшей группе необходимо упростить.
           Варианты: лепка глиняной посуды, изготовление посуды совмес­тно со взрослым из папье-маше, рисование с натуры, разрисовка готовых шаблонов элементами народных росписей и т.п., украшение готовых шаблонов аппликацией.
    Варианты конспектов занятий можно найти в любой книге по методике изобразительной деятельности дошкольника.

     

           Отгадывание загадок
           Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида и назначения предметов посуды; уметь по названным в загадке признакам отгадывать предмет посуды, объяснять свою от­гадку.
           Цели: развивать слуховое восприятие, внимание, память, логи­ческое мышление, сообразительность; формировать сдержанность во время ответа товарища, интерес к интеллектуальным играм.

    * * *
           Педагог по своему выбору загадывает детям загадки.

    Она совсем небольшая,

    Сахар в чашке я ею мешаю. (Чайная ложечка.)

    В небо дыра, в землю дыра,

    А посередине огонь да вода. (Самовар.)

     

    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

    Мы им режем мясо,

    Овощи, колбасы.
    Если он наточен остро,
    Резать им легко и просто. (Нож.)

    Из горячего колодца

    Через нос водица льется. (Чайник.)

    У меня есть две руки,

    Днище вместо ножек.
    Из-под шляпы пар идет,

    Им обжечься можно. (Кастрюля.)

    На железный блин похожа,

    Все пожарить я могу.
    Чтоб хозяйке не обжечься,

    Руку я ей подаю. (Сковорода.)

    Не держу в себе воды,

    Дырки у меня внутри.
    Я умею промывать,

    Воду в дырки пропускать. (Дуршлаг.)

    В голове сплошные дырки,

    Сыплется из дырок соль.
    Потряси меня немножко,
    Суп посолишь и фасоль. (Солонка.)

    Делают во мне салат,

    Овощами я богат.
    Всех тарелок больше я.
    Салат любит вся семья. (Салатник.)

     

    На столе стою всегда.

    Хлеб кладут в меня не зря.
    А еще люблю печенье,
    Пряники и сухари.
    К супу вкусен хлеб душистый,
    К чаю — пряники бери. (Хлебница.)

    В столовом сервизе

    Нет толще меня.
    Суп, щи и борщи
    Заливаю в себя. (Супница.)

    Семья наша небольшая,

    Подают нас только к чаю.
    Есть у нас варенье, сахар
    И с ванилью сухари.
    Есть душистая заварка,
    Чашка с ложечкой внутри. (Чайный сервиз.)

    Наколоть ей очень просто

    Мясо и котлеты,
    Макароны накрутить,
    Справиться с омлетом. (Вилка.)

     

    Мы можем быть столовыми,

    Десертными и чайными.
    И подают к обеду нас
    Совсем уж не случайно. (Ложки.)

    В ней суп и кашу варят

    И картошку жарят.
    Из нее едят и пьют,
    Ее моют, берегут. (Посуда.)

     

    Все во мне бурлит, кипит,

    А из носа льется.
    Чтобы снять меня с плиты,
    За ручку взять придется. (Чайник.)

     

    Я — ложкин брат,

    Но длинноват.
    В тарелке щи
    Мной не ищи.

    До дна кастрюли достаю
    И гущу самую беру. (Половник.)

    К чаю подают меня,

    Сладким сахаром полна. (Сахарница.)

     

    Прячу масло я внутри,

    В холодильнике ищи. (Масленка.)

     

    Соус острый лью на мясо,

    Сладким — сырники полью.
    Пряным — рыбу заливаю.
    На. столе в обед стою. (Соусница.)

     

    Если к обеду нас не раздать,

    То обедать нельзя начинать. (Столовые приборы.)

     

    В нас варят, парят, жарят,

    В нас тушат и пекут.
    А вот к столу хозяйки
    Нас не подают. (Кухонная посуда.)

     

    Горячую пищу

    В меня наливают.
    Затем плотной крышкой
    Меня закрывают.
    Удобно со мной
    На работе в обед,
    В дороге, в походе, ,
    Столовой где нет.
    Снаружи холодный,
    Горячий внутри.
    Не веришь?
    Ты крышку скорей отверни. (Термос.)

     

           Чтение стихотворения «Посуда»
           Ожидаемый результат: дети должны уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
           Цели: развивать внимание, память, речь; воспитывать бережное отношение к результату труда взрослых.

    * * *
           Педагог читает стихотворение и задает вопросы по его содержа­нию.
    У мамы на кухне много посуды:
    Здесь чайник, половник,
    сотейник и блюдо,
    Кастрюли по росту на полках стоят,
    Ковши и лопатки по стенкам висят.
    До блеска начищены все сковородки,
    Готова селедочница для селедки,
    В молочник налито с утра молоко,
    Оно было с вечера выпито все.
    Столовый сервиз приготовлен к обеду,
    А чайный красиво на полке стоит.
    И в хлебнице хлеб под холщовой салфеткой
    Душистый и вкусный к обеду лежит.
    Насыпана соль в расписную солонку,
    Положено масло коровье в масленку,
    В салатник нарезаны овощи все,
    И супница пышет уже на столе.
    В посуде еду и хранят и готовят,
    Хозяйки посуду и сушат и моют.
    И, как от Федоры, она не сбежит,
    Если чистой на полках лежит.

    О каких предметах посуды говорится в стихотворении?

    Какие предметы посуды вы знаете еще?

    Названия каких предметов посуды, о которых говорится в сти­хотворении, произошли от названия продуктов?

    Какие предметы кухонной посуды перечислены в стихотворе­нии?

    Какие предметы столовой посуды вы знаете?

    Какие предметы входят в чайный сервиз?

    Что значит сервировать стол? (Накрыть стол скатертью, каж­дому положить салфетку, расставить на столе всю необходимую для еды посуду, столовые приборы, хлебницу.)

    Почему при расстановке посуды на столе нужно придержи­ваться определенных правил?


           Чтение сказки «Как посуда чуть не перессорилась»
           Ожидаемый результат: дети должны знать, что каждый пред­мет посуды имеет свое назначение в приготовлении и хранении пищи; уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассуж­дать о   правоте или неправоте героев, драматизировать отрывки из сказки.
           Цели: развивать воображение, умение высказывать суждение, вы­разительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказ­кам, бережное отношение к посуде, аккуратность.
    * * *
           Педагог читает сказку и задает вопросы по ее содержанию.
           В уютной квартире, в центре большого города, жила семья из четырех человек: мама, папа, малышка дочка и бабушка. Семья была очень дружной, поэтому в квартире часто звучал смех, от которого становилось еще светлее и теплее и так в чистых и уютных комна­тах.
           Мама и бабушка были хорошими хозяйками. Каждый день они для всей семьи готовили что-нибудь вкусненькое. На кухне было все необходимое для этого. Женщины славились не только тем, что готовили аппетитную еду, но и тем, что были аккуратными и чис­топлотными. Каждая вещь на кухне была на своем месте, посуда блестела, как зеркало, на окнах висели белоснежные занавески, а на подоконнике цвела розовая герань.
           Каждую ночь, когда все в квартире засыпали, на кухне творилось что-то сказочное — посуда оживала и начинала разговаривать, об­суждать прошедший день. Грубым голосом басили большие кастрю­ли, глухим — отвечали сковородки, позвякивали столовые приборы, нежно пели фарфоровые чашечки. Посуда так любила своих хозяек, что каждый предмет наперебой рассказывал о том, какое блюдо в нем сегодня готовили или подавали на стол, как он помогал хозяй­кам приготовить что-нибудь вкусное и полезное.
           Они старались говорить тихо, чтобы не разбудить хозяев, но иногда разгорались такие споры, что некоторые из них даже сваливались с полок и крючков!
           На громкий стук прибегали мама и бабушка, которые никак не могли понять, почему падают предметы на кухне.
           О чем же спорила посуда?
           Каждый хотел быть главным на кухне и управлять остальными. Но никак не могли определить, кто из них важнее. Поэтому спор продолжался каждую ночь.
           — Что вы спорите! — басили кастрюли. — Без нас хозяйки не смогли бы сварить ни первое, ни второе блюдо, ни компот, ни кисель. Посмотрите, сколько нас на полках! От самой маленькой до самой большой. А в чем малышке варят кашу, кипятят молоко? Любимый борщ хозяина не сварить в сковороде или ковше. И бабушкину любимую вермишель готовят тоже в нас. Мы уже не говорим о варениках и пельменях, которые любят все. Вы заметили, как хозяйки ухаживают за нами? В нас же вместо зеркала смот­реться можно!
           Кастрюли так раскипятились, что самая большая со звоном упала с полки на пол и больно ударилась дном. Хорошо, что на полу был коврик, который смягчил удар, а то бы и эмаль могла треснуть, а в такой кастрюле варить было бы уже нельзя. Испугалась большая кастрюля, в глазах у нее потемнело, сердце сильно забилось. Что же делать? Но сестренки не оставили ее в беде. Связали кухонные по­лотенца и втащили большую кастрюлю обратно. После этого на полке с кастрюлями стало потише.

           - Вы особенно-то не воображайте, — вступали в спор сковоро­ды. — Без нас хозяйкам как без рук. Только на нас можно к супу обжарить овощи, потомить их в бульоне, чтобы стали вкусными, а суп наваристым. А кто не любит жареной картошки, отбивных, со­лянки, блинчиков и яичницы? В какой кастрюле можно пригото­вить эти блюда? Хозяйки не успевают нас мыть. То одно надо сготовить, то другое. Отдельно — сковороды для блинчиков с непригораемой поверхностью, металлические — для того, чтобы ту­шить овощи, третьи, из чугуна, — для жарки. И крышки у нас есть. Посмотрите, какие красивые — из толстого стекла или блестящего металла.

           Сковороды говорили хором и в такт раскачивались. Одно плохо: когда они разгорячились, то стали раскачиваться сильнее и стучать­ся друг о друга. Вот уж зазвенело тогда на кухне, словно духовой оркестр заиграл! Зашикали на них все, побоялись, что всю семью разбудят. Еле угомонили. А сковороды так разошлись, что еще долго позвякивали, перешептываясь друг с другом.

           - Конечно, вы очень важные, — просвистел чайник. — А я вроде как и не нужен. Но воду для чая почему-то все кипятят во мне. Чай любят все члены семьи, пьют его несколько раз в день, поэтому меня даже с плиты не снимают и на полку не убирают, как вас. А смотреться в меня тоже можно. Вон как я начищен! Одно удо­вольствие жить с такими хозяйками! Они меня не только снаружи чистят, но и внутри от накипи. Недавно хозяин купил мне брата — электрический чайник. Стало полегче. Мы с ним дружим, вместе стараемся напоить всех чаем. Есть у нас и маленький братик — заварочный чайник. Только в нем воду не кипятят и на огонь его не ставят. В нем заваривают чай. Каждый из нас делает свое дело. Не обойтись без нас. Главные — это мы!

           - Что-то совсем заважничала кухонная посуда, — зароптал сто­ловый сервиз, — из кастрюли никто не будет есть, а из чайника пить чай. Столовая посуда самая главная! Каждый день нас на стол пода­ют. Только поросята едят из лохани, а люди — из тарелок столовыми приборами. Вас можно по пальцам пересчитать, а нас много. В серви­зе может быть от шести до двенадцати глубоких, мелких и десерт­ных тарелок, блюдец и чашек, салатница, соусница, селедочница, суп­ница. А какие мы все красивые! Не чета вам. Сделаны из фарфора, фаянса, расписаны разными узорами, цветами. На нас, как на картину, можно любоваться. Мы из высшего общества, хрупкие, изящные, тон­кие, не то, что вы, сковороды. Нас хозяйка моет бережно, каждый предмет вытирает. А недавно хозяин купил посудомоечную машину, так что теперь мы каждый день принимаем душ с душистой пеной, а потом греемся и сушимся. Одно удовольствие!

           - И я, и я тоже нужен! — пропищал чайный сервиз из шкафчика на стене.'— Как же без меня?! Я с чайником дружу. Мы вместе всю семью балуем чайком. Я еще изящнее, чем столовый сервиз. Тонкие изогнутые ручки на чашечках, золотая кайма на блюдечках, прелест­ный носик на молочнике, кокетливая шляпка-крышка на сахарнице. Ах, как меня не поставить на первое место! Без меня никак нельзя!

           Посуда из чайного сервиза закружилась в вальсе, тихо напевая знакомую мелодию. Но полка была такая гладкая и скользкая, что чашечки чуть не свалились вниз, когда от вальса у них закружилась голова. Заварочный чайник едва успел их поймать.

           - Ну что ты так противно пищишь? — откликнулся кофейный сервиз. — А я чем хуже? Только из меня пьют не чай, а кофе. Я еще более изящен. Мои чашечки совсем маленькие, а вместо чайника — кофейник. Хозяйка так бережно берет чашечку в руки, что даже не дышит. Какое удовольствие у нее на лице, когда она пьет свой ут­ренний кофе со сливками! Я чувствую себя просто царственной особой.

           - Какие же вы все хвастливые! — хором закричали столовые приборы. — Да без нас люди бы вообще есть перестали. Конечно, если они культурные. Как можно есть суп без ложки, а макароны без вилки, мясо без ножа, а компот без маленькой ложки? Ну хоро­шо. Вы все сварите, разольете, разложите, а есть руками нельзя, нужны мы — столовые приборы. Да еще к каждому блюду свои. Значит, мы главные!

           - Все столовые приборы выпрыгнули из ящика, построились, как солдаты, и стали маршировать по обеденному столу. «Стук-стук, дзынь-дзынь», — только и слышалось в тишине. — Мы главные, главные, главные! — маршировали и кричали столовые приборы.
           Пришлось столу накинуть на них скатерть, чтобы они никого не разбудили. Только после этого все обитатели кухни спокойно вздох­нули.

           - На нас даже никто не взглянул! — сердито проворчали дурш­лаг, терка, половник и ковшик. — А мы на кухне совсем не послед­ние. Мы, конечно, и в первые не лезем, но и забывать о нас не стоит.

           - Как же я от вас устал! — спросонья простонал обеденный стол. — Сколько можно спорить?! Все вы нужны на кухне. Каждого из вас хозяйка любит и использует по назначению. Она здесь самая главная. А вы все ей подчиняетесь. Не будете дружить, хозяйка купит новую по­суду. Так что успокойтесь и поспите немного. Утром снова за работу. Хозяйке не нужна сонная посуда.

           - Угомонилась, успокоилась посуда и заснула.
           - А утром на кухню пришла бабушка и сказала:

           - Доброе утро! Пора за дело приниматься: кормить малышку, готовить завтрак для мамы и папы.

           - С удовольствием! — ответила посуда. Но бабушка ее не услы­шала.

           - О чем спорила посуда в сказке? Кто победил в споре?

           - Почему нельзя выбрать из посуды самый главный предмет?

           - Почему за посудой надо ухаживать? Как?

           - Почему в споре люди часто не находят выход из проблемы

           - Почему лучше дружить, чем ссориться?

           "ПОСУДА"  (5-7 лет)

    • Сказки о предметах и их свойствах

    Разговор посуды. Свойства посуды

           Жила-была одна хозяйка. Она не очень любила убираться, мыть посуду, поэтому вместе с ней в доме сытно жили тараканы и мыши. Как только наступала ночь и хозяйка засыпала, на кухне все оживало. Грязная посуда кричала, возмущалась, морщась от тараканом и мы­шей, которые по ней бегали и доедали остатки пищи.

           — Сколько можно это терпеть?! Давайте убежим от хозяйки как в сказке о Федоре. Дальше так продолжаться не может! Надо наказать пишу нерадивую хозяйку-грязнулю!

           Но бежать посуде было некуда, поэтому она придумала другой способ наказания. Решила посуда перепутаться. Ведь каждая вещь на кухне имеет свое назначение. Например, в пластиковой посуде нельзя варить суп на плите, а жарить лучше на сковороде, а не в кастрюле.

         Ночью, пока хозяйка спала, вся посуда сама помылась под струей горячей воды и разместилась на кухне совсем не так, как раньше. Встала хозяйка утром, привычным движением сняла с крючка мед­ный ковшик (турку) для варки кофе и поставила на огонь. Но вместо медного ковшика на крючке оказался бокал из тонкого стекла для холодных напитков. От жаркого огня бокал треснул, кофе разлился и загасил огонь.

         —  Ой-ой-ой! — завопила хозяйка. — Что это такое?! Что за безо­бразие?! Кто повесил сюда бокал? Это была последняя ложка кофе. Что я теперь буду пить на завтрак? Придется идти в магазин.    

           —  Ну ничего, — успокоила себя женщина, — я сделаю себе бутерброд и перекушу.

           Она полезла в стол за ножом, но на месте металлического ножа увидела маленький, тупой, пластмассовый ножик.

             — Да что же это такое? Что за день? Куда подевались ножи? — огорчилась хозяйка и взялась нарезать хлеб и колбасу тупым ножом.

           Долго же она их пилила. В конце концов отломала кусок хлеба, разбросав по всему столу и полу крошки, а колбасу так и не смогла отрезать, просто отгрызла кусочек зубами. Очень разозлилась хозяйка и пошла голодная в магазин.

            Придя из магазина, решила хозяйка сварить обед. Полезла на полку, где обычно стояли металлические кастрюли, а там деревянные миски (посуда для еды в виде широкой чашки).

             — Как они сюда попали? —: закричала хозяйка. — В деревянной миске суп не сваришь. Где же мои кастрюли? Может, их кто-то утащил?

             Заглянула хозяйка даже под стол, но кастрюль не нашла. Так они хорошо спрятались на верхней антресоли (полка под потолком для хранения вещей).

             — Что ж, — печально вздохнула женщина, — придется пригото­вить только второе блюдо. Хоть им наемся.

            Она полезла за сковородой. В доме их было несколько: чугунная, алюминиевая и тефлоновая. Хозяйка их использовала для разных целей: на чугунной сковороде жарила картошку, на алюминиевой — по утрам яичницу, а тефлоновую использовала для выпечки блинов и оладушек, жарки и тушения котлет, рыбы и других продуктов. Хранились они в выдвижном ящике кухонного гарнитура. Выдвинула женщина ящик, а там вместо сковородок глиняные горшочки стоят.

         — Где же сковородки? — удивленно спросила хозяйка. — На чем же я буду жарить картошку? Можно, конечно, приготовить и в горшочках, но только в духовке. А это так долго! Что же делать? Я очень хочу есть!

         — Тогда я себе сделаю салат из овощей, — чуть успокоившись, решила женщина.

         Открыла она шкаф, где хранились салатники, а вместо них нашла бумажные мелкие одноразовые тарелки. Ни ножей, ни вилок тоже не оказалось на месте.

         — Кто-то решил сегодня свести меня с ума! — закричала хозяйка и горько заплакала.

          Посуде стало жалко хозяйку, но уговор дороже денег. Так ничего женщина и не смогла приготовить в этот день. Спать она легла голод­ная и расстроенная, со слезами на глазах.

           Утром решила хозяйка сделать генеральную уборку на кухне, все отыскать, помыть и расставить по местам. Она выдвинула все ящики, открыла все дверцы. И каково же было ее удивление, когда вся посуда оказалась на местах. Можно было подумать, что кто-то пробрался в ее квартиру и все переставил. А это просто посуда пожалела свою хозяйку и решила вернуться на место. Хозяйка перемыла и перечи­стила всю металлическую, пластмассовую, деревянную и стеклянную посуду. Она выдраила все полки, холодильник и микроволновую печь с газовой плитой. Расставила всю посуду по местам. Устало присела и залюбовалась. Все кругом сверкало чистотой! Даже самой было приятно находиться среди такой чистоты и красоты. Женщина вспом­нила, что ничего не ела весь предыдущий день и еще не завтракала. Она протянула руку к турке, и та оказалась на месте. Хозяйка свари­ла вкусный, душистый кофе, налила его в чистую кофейную чашку, сделала себе бутерброд с помощью острого металлического ножа и с удовольствием поела. Ей так понравилась ее чистая кухня, что больше никогда она не оставляла в раковине грязной посуды, а все тараканы и мыши ушли из кухни, потому что им нечем стало питаться. Вот так посуда приучила свою хозяйку к порядку.

           Вопросы и задания

                   - О чем эта сказка?

                  - Почему посуда решила проучить свою хозяйку?

                  - Как она это сделала?                                                              

                  - Как изменилась хозяйка?

                  - Из каких материалов может быть сделана посуда?             

                  - Для чего предназначена стеклянная посуда? Глиняная? Дере­вянная? Пластмассовая? Металлическая? Фарфоровая? Бумажная?

                  - Чем отличаются эти виды посуды? Каковы их достоинства и недостатки?

                  - Что можно готовить в посуде из жаропрочного стсклл?     

                  - Можно ли готовить или разогревать пищу в пластиковой посуде (предназначенной для микроволновой печи)?

                  - Что такое одноразовая посуда? Как ее используют?

                  - Выберите заготовки посуды и распишите ее, используя элемен­ты народных промыслов (гжель, хохлому, дымковскую, городецкую роспись).

                  - Из предложенных предметов посуды образуйте группы по их назначению, объясните свои действия.

    - Нарисуйте Стеклянное царство сначала бесцветным, а потом цветным. Не забудьте о том, что и цветное стекло остается прозрач­ным. Как это сделать с помощью карандашей или красок? 

    - Придумайте продолжение сказки.   

                                

    Фарфоровая сказка. Свойства фарфора

           В одном китайском селенье жил гончарный мастер. Много лет делал он из глины горшки, кувшины и миски. Дело это было не очень прибыльное, но на еду хватало. Глину мастер добывал рядом со сво­им участком, в овраге. Он пропускал ее через инструмент, похожий на мясорубку, чтобы сделать мягкой, пластичной, убрать камешки и другие ненужные примеси. Глина становилась похожей на крутое тесто для выпечки пирожков. Затем мастер садился за гончарный круг и начинал его крутить ногами. Руками же из куска сырой глины делал изделия на продажу. Круг ритмично крутился, поскрипывая, а мастер подпевал ему. Так было веселее. Подсохшие горшки мастер отправлял в печь на сушку. Они становились бежевыми и терракото­выми по цвету, так как делали их из желтой и красной глины. Иногда мастер по-сырому рисовал на изделиях палочкой различные узоры и фигурки, тогда посуда становилась более привлекательной для по­купателей. Одно огорчало мастера — посуда была очень тяжелой, легко разбивалась и трескалась.

           Однажды у реки увидел мастер прекрасную белокожую девушку, влюбился в нее и захотел жениться на ней. Но узнал, что за нее по­сватался богатый человек. Девушке тоже приглянулся мастер, она не хотела идти замуж за богатого, но нелюбимого. Тогда попросила девушка мастера слепить из глины ее статую. Ничего мастер не понял, но набрал обычной глины и начал лепить. Однако как ни старался мастер, скульптура разваливалась, трескалась. Она не могла передать белизны и красоты кожи любимой.

           Пошел расстроенный мастер к реке, сел на бережок да закручинил­ся. Не видать ему белокожей невесты. Но тут его взгляд упал на откос, в котором было углубление. Что-то белое было в этом углублении. Посмотрел мастер — а это белая глина. Обрадовался он: это как раз то, что ему было надо. Сделал мастер из белой глины тесто и стал лепить скульптуру. Все было хорошо, пока не поставил мастер скуль­птуру в печь. Потрескалась она вся, красота сразу исчезла. Мастер от бессилия даже заплакал: ведь надежда на успех рухнула.

           Всю ночь думал мастер, как исправить положение дел. Думал-ду­мал и придумал. Добавил он в белую глину белый мелкочсрпистый песок и толченый белый камень (полевой шпат и кварц). Теперь скульптура не трескалась. А чтобы кожа на ней смотрелась особен­но гладкой и глянцевой, облил мастер высохшую в печи скульптуру i лазурью — жидким стеклом — и еще раз обжег в печи.

           Устал мастер, да и заснул прямо за гончарным кругом. Утром, когда первые лучи солнца скользнули по лицу мастера, он открыл глаза и не поверил им. Посреди комнаты стояла его белоснежная глиняная невеста! Лучи солнца гладили ее по телу, играя в глазури, отдавая перламутровыми бликами. От этого она становилась еще прекраснее.

           —    Я назову тебя Фарфа! — воскликнул изумленный мастер.
           И тут в мастерскую вошла девушка. Она встала рядом со скуль­птурой, изображающей ее, и сказала:

           — Любимый, мы не можем быть вместе. Богатый человек поклял­ся убить всякого, кто прикоснется ко мне. А жить без тебя я не могу.
           Я улетаю к своей матери. Она волшебница, и живет на священном озере высоко в горах. Но с тобой остается мое изваяние. Не забывай меня. Люби меня всю свою жизнь!

            Взмахнула девушка руками, превратились руки в крылья, и улетела красавица в небо. Только ее и видели. Послал богатый человек за ней погоню. Но где там! Никого не нашли его слуги.

           Не стало жизни с тех пор мастеру. Закручинился он, загоревал. Чтобы быть поближе к любимой, слепил он себя из белой глины так, что всегда обнимал девушку, заслоняя от злых людей.

           — Ты — Фарфа, а я — Фарфор, — прошептал он на ушко фарфо­ровой невесте. — Мы никогда с тобой не расстанемся. Нашу любовь люди будут хранить века!

           И умер мастер от горя. Но до сих пор в Китае хранятся фарфоровые скульптурки двух любящих молодых людей. А дело мастера про­должил его подмастерье, помощник. Он стал делать из белой глины посуду: легкие, тонкие, изящные чашки, тарелки, вазы, сахарницы, блюда и прочие красивые вещи. Сначала посуда была только белой, а потом ее научились раскрашивать, изображать растительные эле­менты, цветы, замки и другие рисунки. Посуда эта ценилась очень дорого. Подмастерье разбогател и стал настоящим мастером своего дела. Но больше всего хранил он статуэтку, на которой его учитель обнимал свою любимую.

           Вопросы и задания                                                                     

    О чем эта сказка?                     

    Чем занимался мастер гончарных дел?

    Из чего он делал посуду?

    Как вы понимаете выражение «рисовал по-сырому»?

     



           Дети должны уметь образовывать прилагательные:
    Из фарфора – фарфоровый.
    Из дерева – деревянный.
    Из стекла – стеклянный.
    Из глины – глиняный.
    Из металла – металлический.
    Из пластмассы – пластмассовый.


           Описывать посуду:
    Как называется?
    Какого цвета?
    Какой формы?
    Какого размера?
    Из какого материала сделана?
    Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
    Для чего нужна посуда?


           Сравнивать посуду
    Чайник – чашка.
    Кастрюля – тарелка.
    Кувшин – стакан.
    Сковорода – ложка.
      

           Чтение

    сказка «Горшок каши» , «Пит и воробей» Л. Берг, «Мойдодыр» К. Чуковский, Три медведя», Какая бывает посуда»

     

    Сказка "Три медведя"  Л.Н.Толстой

     

    Сказка "Горшочек каши"

     

    Русская народная сказка "Лиса и журавль"

     

    Федорино горе   К.И.Чуковский

    •        Контрольные вопросы и задания

    Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.)

    Какая посуда бывает по назначению?

    Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная?

    Какую кухонную посуду вы знаете?

    Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

    Как ее использует ваша мама?

    Для приготовления каких блюд используется кастрюля? Сковорода?

    Почему у половника длинная ручка и глубокое основание?

    Какую столовую посуду вы знаете?

    Какую чайную посуду вы знаете?

    Из чего может быть изготовлена столовая посуда?

    Какие предметы столовой посуды имеют конкретные предназначения? От названия каких продуктов они стали называться?

    Какие правила учитываются при сервировке стола?

    Как называется комплект столовой или чайной посуды, сде­ланный из одного материала и с одинаковым рисунком? (Сервиз.)

    Чем отличаются предметы кофейного и чайного сервизов?

    Назовите части, которые есть у какого-либо конкретного пред­мета посуды.

    Какая посуда используется за обедом? Завтраком? Полдником? Ужином?

    Какие предметы посуды относятся к столовым приборам?

    Какие бывают ложки? Вилки? Ножи?

    Для чего они предназначены?

    Из чего сделаны столовые приборы?

    Какого ухода и обращения требует разная посуда?

    Почему после каждого приема пищи столовую посуду моют?

    Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует очень береж­ного отношения?

    Почему во время отдыха на природе лучше использовать посу­ду, сделанную из пластмассы?

    Почему посуду из стекла и пластмассы нельзя ставить на огонь?

    Почему прежде чем использовать пластмассовую посуду, надо прочитать, для каких продуктов она предназначена?

    Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды?

    Почему при сервировке стола чашку надо держать за ручку?

    Почему чашку и блюдце называют чайной парой?

    Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток?

     

     

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").