Народные художественные промыслы России для дошкольников. Каргопольская игрушка

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

 

 

Роспись каргопольской игрушки

 

«КАРГОПОЛЬСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»    

(Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.)       

                          

       Стоит на реке Онеге, в Архангельской области, славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он зна­менит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести закли­нание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Вид на Каргополь

 

       Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город сво­ими необыкновенными игрушками. В этом городе в старину игрушки называли тарарушками. Это от слова «тарарай», что означает «шутник» или «сказочник».

       Под руками талантливых умельцев рождается праздничный мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, игра­ющие на гармошках и рожках, прекрасные волшебные птицы Сирин с женскими головами, получеловек-полуконь — гроз­ный Полкан-кентавр, беззаботные весельчаки-гуляки и бары­ни — уморительно танцующие пары, пестро и весело разри­сованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

       Теперь давайте поближе рассмотрим эти фигурки. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите?

       Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно, это конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки — верные помощники земледельца». Жители сравнивают коня с богом Солнца. На Севере в летнее время солнце называли Бурков, а в зимнее — Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.

       А это свистулька-утушка. Такие свистульки были самы­ми распространенными и любимыми игрушками. На весе­лых гуляниях, которые устраивали в Каргополе (они назы­вались «городища»), на них можно было сыграть несложную песенку.

       Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали не­вест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту называли се­лезнем и утушкой. Образ этой птицы был также связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Неда­ром ее здесь называют «моховая». Про утушку пели так:

— Утушка моховая,

                                      Где ты ночь ночевала?

— Там, там, там, за болотом,
У Кузьмы-Демьяна...

       А вот еще игрушка. Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он наполовину бра­вый генерал: грудь крепкая, лицо круглое, борода окладистая, а наполовину конь — на ногах копыта. Полкан в карго поль­ских игрушках — это могучий богатырь, как Илья Муромец.

       А этот персонаж вы, конечно, узнали. Про нее говорят: «Коровушка — кормилица крестьян», «Корова есть — и обед есть». Еще ее называют в народе ласково — «красоха».

       Еще один забавный герой Каргополя — Медведко — добрый хозяин леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

Поляночкой                                                      

Идет медведь с тальяночкой,                         

Он идет, гармошку рвет,                                      

Баску песенку поет.                                         

Баская песенка — значит «очень красивая».

       А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не за­будьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в них особен­ного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымков­ских и филимоновских?

(Ответы детей.)

       Вот мы познакомились с каргопольскими игрушками. По­нравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Пра­вильно, нужно сначала накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует снача­ла просушить 2—3 дня в помещении, а потом обжечь в рус­ской печке. И, наконец, расписать красками.

       Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный ор­намент, он идет из глубокой древности: чаще всего это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. В основ­ном используют желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый цвета.

       А сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм о каргопольском промысле «Славен град на Онеге».

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются каргопольскими?     

Из какого материала их делают?

Что любили лепить в Каргополе?                                

Назови любимые персонажи.                               

Какое настроение создают эти игрушки?                            

Какие элементы вы запомнили?                                            

Как они называются и что символизируют?   

                   

Мастер-класс для детей по изготовлению глиняной игрушки в рамках XIII Межрегионального художественного фестиваля – выставки «Радужная кисть»
Ведущая: ФАРУТИНА Ольга Николаевна, мастер Каргопольской глиняной игрушки, народный мастер России.
Работает в центре народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь Архангельской области.

 

  •        Стихи о каргопольской игрушке

             Лев из Каргополя

В Каргополе есть игрушка

Очень старая.

Зверек Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

Мастером обведена.

А головка — желтым цветом!..

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть.

И зверек из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем тёплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

                                                       В. Василенко

     
Источники

ЛИТЕРАТУРА                                

 Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина. — М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике I-. I. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.  

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.    

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

 

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

                                                                                                                           С уважением, О.Г. Гольская

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ").