Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Каргопольская игрушка

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

    КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

     

     

    Роспись каргопольской игрушки

     

    «КАРГОПОЛЬСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»    

    (Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.)       

                              

           Стоит на реке Онеге, в Архангельской области, славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он зна­менит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести закли­нание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

    Вид на Каргополь

     

           Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город сво­ими необыкновенными игрушками. В этом городе в старину игрушки называли тарарушками. Это от слова «тарарай», что означает «шутник» или «сказочник».

           Под руками талантливых умельцев рождается праздничный мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, игра­ющие на гармошках и рожках, прекрасные волшебные птицы Сирин с женскими головами, получеловек-полуконь — гроз­ный Полкан-кентавр, беззаботные весельчаки-гуляки и бары­ни — уморительно танцующие пары, пестро и весело разри­сованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

           Теперь давайте поближе рассмотрим эти фигурки. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите?

           Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно, это конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки — верные помощники земледельца». Жители сравнивают коня с богом Солнца. На Севере в летнее время солнце называли Бурков, а в зимнее — Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.

           А это свистулька-утушка. Такие свистульки были самы­ми распространенными и любимыми игрушками. На весе­лых гуляниях, которые устраивали в Каргополе (они назы­вались «городища»), на них можно было сыграть несложную песенку.

           Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали не­вест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту называли се­лезнем и утушкой. Образ этой птицы был также связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Неда­ром ее здесь называют «моховая». Про утушку пели так:

    — Утушка моховая,

                                          Где ты ночь ночевала?

    — Там, там, там, за болотом,
    У Кузьмы-Демьяна...

           А вот еще игрушка. Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он наполовину бра­вый генерал: грудь крепкая, лицо круглое, борода окладистая, а наполовину конь — на ногах копыта. Полкан в карго поль­ских игрушках — это могучий богатырь, как Илья Муромец.

           А этот персонаж вы, конечно, узнали. Про нее говорят: «Коровушка — кормилица крестьян», «Корова есть — и обед есть». Еще ее называют в народе ласково — «красоха».

           Еще один забавный герой Каргополя — Медведко — добрый хозяин леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

    Поляночкой                                                      

    Идет медведь с тальяночкой,                         

    Он идет, гармошку рвет,                                      

    Баску песенку поет.                                         

    Баская песенка — значит «очень красивая».

           А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не за­будьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в них особен­ного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымков­ских и филимоновских?

    (Ответы детей.)

           Вот мы познакомились с каргопольскими игрушками. По­нравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Пра­вильно, нужно сначала накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует снача­ла просушить 2—3 дня в помещении, а потом обжечь в рус­ской печке. И, наконец, расписать красками.

           Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный ор­намент, он идет из глубокой древности: чаще всего это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. В основ­ном используют желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый цвета.

           А сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм о каргопольском промысле «Славен град на Онеге».

    Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

    Почему игрушки, которые ты видишь, называются каргопольскими?     

    Из какого материала их делают?

    Что любили лепить в Каргополе?                                

    Назови любимые персонажи.                               

    Какое настроение создают эти игрушки?                            

    Какие элементы вы запомнили?                                            

    Как они называются и что символизируют?   

                       

    Мастер-класс для детей по изготовлению глиняной игрушки в рамках XIII Межрегионального художественного фестиваля – выставки «Радужная кисть»
    Ведущая: ФАРУТИНА Ольга Николаевна, мастер Каргопольской глиняной игрушки, народный мастер России.
    Работает в центре народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь Архангельской области.

     

    •        Стихи о каргопольской игрушке

                 Лев из Каргополя

    В Каргополе есть игрушка

    Очень старая.

    Зверек Небольшой, на щечках мушки,

    Нет его короче ног.

    Крашен ярко всюду белым:

    Ножки, хвостик и спина.

    Шея лентой черной смело

    Мастером обведена.

    А головка — желтым цветом!..

    Льва хотел он произвесть!

    Только что-то в лике этом

    Человеческое есть.

    И зверек из давней сказки,

    Не пугаясь, не грозя,

    С выраженьем тёплой ласки

    Смотрит тихо нам в глаза.

                                                           В. Василенко

         
    Источники

    ЛИТЕРАТУРА                                

     Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина. — М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике I-. I. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.  

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.    

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

     

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

                                                                                                                               С уважением, О.Г. Гольская

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ").