Народные художественные промыслы России для дошкольников. Гжель

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. ГЖЕЛЬ

Гжель в наше время.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ. КАК СИНИЙ ЦВЕТ ЗАМЕНИЛ ВСЕ КРАСКИ. Гжель.

       Давно это было. Почти в тридцати деревнях, которые распола­гались рядом, жили народные умельцы: мастера гончарного дела и художники по глине. Делали они праздничные квасники и кумганы, заменявшие чайники, повседневные кувшины, кружки, тарелки, масленки и рукомои из красной глины, которой в этих местах было много. Расписывали их мастерицы с любовью яркими красками. Сочетание лилово-коричневого, зеленого, желтого с белым фоном смотрелось нарядно и красиво. Рисовали разное. То развевающиеся над крышами флажки, то взлетающих птиц, то важных петухов и длинноногих зайцев, то крупные цветы на тонких стеблях около маленьких кустиков и стройных деревьев и коричнево-лиловую полоску земли под ними. После обжига в печи покрывали изделия непрозрачной оловянной поливой — эмалью и расписывали по-сырому. Ьолымое мастерство требовалось. Ошибиться было нельзя, исправления невозможны. Хорошие получались изделия гончаров! Славились они на весь мир. Называли их майоликой, потому что это был еще не фарфор.

       Так бы и жили славные мастера, да случилось что-то странное в их мастерских. Однажды утром, когда мастерицы пришли расписывать глиняные изделия, они обнаружили, что исчезли все краски. Поиски ничего не дали. Развели руками мастерицы:

— Ничего не понимаем! Вчера вечером все было на месте. А се­годня краски как будто корова языком слизала.

       Они не знали, что произошло ночью. Как только мастерицы за­кончили свою работу и ушли домой, краски ожили и собрались в середине мастерской на столе. Вперед вышла желтая краска.

— Друзья! — гневно воскликнула она. — Сколько можно терпеть! Когда нас использует художник, пишущий картину, все любуются на нас. Люди разглядывают каждый штрих, стараются увидеть, как нас смешивают, получая новые оттенки, ахают, охают и все такое. А тут что происходит! На нас никто не обращает внимания. Зачем им кра­ски?! Лишь бы квас в квасник налить да молоко в кувшин. Предлагаю уйти к настоящим художникам. Кто со мной?

- Я согласна с желтой краской, — поддержала подругу зеленая краска. — Надоело расписывать сырую глину. Вечно от нее насморк. Пусть попробуют пожить без нас. Посмотрим, что у них получится!

- И мне надоело вечно сочетаться с коричневой краской! — всту­пила в разговор лиловая краска. — Мне нужен полет фантазии, новое видение цвета.

   После принятого решения краски ушли в город к известному художнику.

       Растерянно стояли мастерицы посреди мастерской, не зная, что делать. Тут одна из них увидела в углу какой-то тюбик. Это была кобальтовая краска, которая застряла в дырке в полу и не смогла убежать вместе со всеми.

— Как же мы будем расписывать изделия одной краской? — пе­чально промолвила одна из мастериц. — Видимо, придется закрывать промысел, пока мы не найдем новые краски.

       И мастерицы разошлись по домам. Была ранняя весна, отправи­лись девушки в лес за подснежниками. Увидели они синие цветки подснежников на фоне сверкающего белого снега и обомлели. Вот она красота! Вот как они теперь будут расписывать посуду! Ни у кого в мире такой посуды нет. Вспомнили они, что в огне кобальт становит­ся синим, обрадовались. Побежали быстро в мастерскую пробовать. Да сразу ничего и не вышло. А убежавшие краски подослали своего художника посмотреть, как там без них справляются. Обрадовались, что у мастериц ничего не получается. Но утро вечера мудренее.

      На радость художницам-мастерицам молодой гончар нашел не­далеко от деревни светлую глину, которая после обжига становилась сверкающе-белой. Он же привез из дальних стран рецепт получения фарфора. Уже не надо было мастерицам рисовать по сырой глине. Начинали они свое действо после того, как изделие пройдет первый обжиг при температуре 900 градусов. Каждая художница решила на­рисовать свой синий цветок с тонким стебельком, резными листьями и травками-усиками. Кто-то выбрал большой мак, кто-то георгин, кто-то лесной колокольчик или гордую розу, скромный лютик или пушистый одуванчик.

       Прослышала Королева Красок, как плохо поступили ее подданное. Решила она помочь мастерицам, чтобы таким образом наказать пре­дателей, сбежавших от мастериц. Стала она водить кистью художниц да подсказывать им приемы рисования кобальтом. Так мастерицы научились приему «мазок с тенями», с помощью которого после трех мазков цветок получался с лепестками разных оттенков черного цве­та: светло-серого, серого, темно-серого. При таком нанесении краски цветок смотрелся объемно, как живой. Сколько горшков испортили мастерицы, прежде чем научились наносить плавные, ровные линии! Исправить узор на пористой поверхности почти невозможно, краска сразу впитывается в обожженную глину. Да нужно еще было пред­угадать, как цветок будет смотреться после второго обжига, изменив цвет на синий. Но Королева Красок помогала им до тех пор, пока не увидела, что у мастериц все получилось. А тут еще молодой гончар облил расписанные сосуды прозрачной глазурью — стекловидным порошком, размешанным в воде. Сначала мастерицы испугались, что этим он испортит их работу. Но после второго обжига изделий при температуре 1350 градусов они увидели, что изделия стали гладкими, блестящими, ослепительно белыми. Цветы же на белом фоне заиграли переливами синевы, будто их осветили лучи солнца. Мастерицы сразу вспомнили синие подснежники на ослепительно белом снегу.

       Первые изделия мастера привезли на ярмарку с опаской. По­нравятся ли покупателям? Но сомнения были напрасными. Посуду раскупили с быстротой молнии. Мастерам поступило много зака­зов, в том числе и из-за границы. Пришлось расширять промысел. Художники придумывали все новые изделия и рисунки. Появились туалетные коробочки, изящные чайники, масленки в виде Жар-птицы, наборы для чая с изящными ручками, сюжетные масленки с коровой вместо ручки, декоративные тарелки, малые скульптурные формы в виде животных и сказочных персонажей. Даже рыбу-кит из сказки «Конек-Горбунок» сделали. Синий узор то сплошь оплетал изделие, то ярким кобальтовым цветком и россыпью листьев сверкал на белом фарфоре. Слава мастериц пошла по всему миру. Заказов было столько, что не успевали делать. Художники придумывали все новые и новые изделия, необычные рисунки. А вредные краски, которые покинули мастериц, гак и остались невостребованными. Художник писал карти­ны совсем другими красками. За ненужностью он выбросил беглецов на помойку. Так закончилась эта история.

Вопросы и задания                                                           

- О каком народном промысле говорится в сказке?

  - Как вы думаете, почему деревни, где трудились гончары, на­зывались Огжель, Акжель, Жгель, Гжель? (От слов «жечь», «обжи­гать».)

  - Чем изделия старинных мастеров отличались от изделий, кото­рые стали делать мастера после того, как сбежали краски? Из какой глины они делались? Какими красками расписывались? Какой гла­зурью обливались?

- Почему краски сбежали?

  - Что потом случилось в мастерских?

   - Какая краска не смогла сбежать? Какого она была цвета? Что с ней становится после обжига?

   -  Какая картина природы подсказала художницам новую идею?

   - Почему Королева Красок стала помогать мастерицам? Какие идеи она им подсказала?

   - Какая глина нужна для изготовления фарфора? Чем изделия из красной глины отличаются от фарфоровых?

   - Почему всем людям мира так по нраву пришлась посуда с си­ними цветами? Чем она нравится вам?

   - Рассмотрите изделия гжельских мастеров, выберите то, что вам больше всего понравилось. Расскажите об этом изделии.

   - Распишите готовые шаблоны как гжельские мастера. Расскажи­те, какие элементы гжельской росписи вы использовали.

   - Придумайте продолжение сказки; измените сюжет; введите новых героев; придумайте новые изделия, нарисуйте их.

 

Синяя птица "Гжель".

 

  • ЛЕГЕНДА «ОТКУДА В ГЖЕЛИ СИНИЙ ЦВЕТ» (знакомство с Гжелью)

       Было это в селе Гжель. Пошли как-то девушки полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо в ней синее. Показали девушки мастерам такую красо­ту — такой синевы нигде в мире не найти! Вот тогда-то и стали расписывать мастера посуду всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба да го­лубой реки. А узоры для росписи брали у природы — травин­ки-былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

 

 

Как делают роспись Гжель.

 

Как делают Гжель.

 

Гжель.

 

  • «СИНЕ - ГОЛУБОЕ ЧУДО»                                                            

       Сегодня я расскажу вам о сине-голубом чуде. Что это за чудо? Сейчас вы сами поймете это.

       Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Что вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

       Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, рас­положенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

       Именно в Гжели более 400 лет назад зародился этот про­мысел. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели. В этом районе когда-то нашли белую глину, умельцы стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда изделия украшают фигурки людей и животных. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

       Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой крас­кой. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарили река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда.

       Было это в селе Гжель. Пошли как-то девушки полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо в ней синее. Показали девушки мастерам такую красо­ту — такого синего неба нигде в мире не найти! Вот тогда-то и стали расписывать мастера свою посуду всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба да голубой реки. А узоры для росписи брали у природы — травинки-былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

       Какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученны­ми, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике — гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

       Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветоч­ные горшки пользовались спросом во многих российских го­родах. Полюбилась людям такая посуда, и стали они ее назы­вать «сине-белое чудо» или «нежно-голубое чудо».

       Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими маз­ками, обычно это цветочные композиции или сценки из на­родной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигур­ки или группы фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие детские игрушки, а также героев народных сказок, сценок, взятых из повседневной жизни.

       В городе Гжель по сей день работают внуки и правнуки известных мастеров, продолжают славную традицию — лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, которая из­вестна на весь мир.

Гордятся в Гжели жители  небесной синевой,                                                     

     Не встретите на свете вы красоты такой!                                                                  

                                                                                                 П. Синявский

       А теперь я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели».

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

      Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

 Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

        Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

        Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

 

  • ХУДОЖНИКИ ГЖЕЛЬСКОГО ПРОМЫСЛА            

                                                                                                       

 

  • СТИХИ О ГЖЕЛИ                

                                 Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,                       

Животные и птицы  

Невиданной красы.                     

Деревня в Подмосковье
Прославилась. Теперь                   

                                  Известно всем в народе 
                                  Её названье - Гжель!  ...
 
  • ГЖЕЛЬ В УРОКАХ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
                 В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль Большого Касимовского тракта дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

       

       Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

 Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Для работы необходимо иметь:

- Гуашь художественную белого и синего цветов

- Кисти круглые беличьи или колонковые: большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4)

- Баночку с водой

- Мягкую тряпочку для снятия лишней краски

- Пластмассовую палитру для получения различных оттенков синего цвета.

       Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок. Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью №2-№4.

          Далее предложите изучить ребенку орнаменты для гжельских бордюров. 
              

Мазок «Капелька»

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку.  «Капелькой»
изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.

   Мазок с тенью.

  

       Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

      Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому
оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

       Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем
наносятся два мазка слева и два мазка справа.

 Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И.Кадухина

 Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

 

  • Картинки раскраски - гжель (изделия).

                                                                                                                                                                      

  • Картинки раскраски - гжель (узоры, трафареты).

                                                                                                                                                                      

  • Картинки расккраски - гжель (узоры как рисовать).

                                                                                                                                                                      

 

 

       Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства "Сказочная Гжель" Ю.Г Дорожин 2009г.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Гжель. В стране голубых роз и синих птиц.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

   Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

        "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".