Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме "Профессии: о людях, работающих на телевидении". Беседа шестая

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ. БЕСЕДА ШЕСТАЯ

    О ЛЮДЯХ, РАБОТАЮЩИХ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

           Друзья! Я уверена, что вы любите смотреть телепе­редачи. Сейчас мы поговорим о познавательных теле­передачах.

           Большинство детей любят домашних и диких жи­вотных. Узнать об их повадках, жизни можно, посмо­трев программу «Ребята и зверята». Здесь вас ждут встречи с домашними любимцами и дикими живот­ными. Ведущий рассказывает об их образе жизни и повадках.

    Теленяня представляет программу для малышей «Ребята и зверята». Вас ждут интересные встречи как с привычными домашними любимцами, так и с теми животными, которых можно увидеть только в зоопарке

     

           Давайте поговорим о лесных зверях. В глухих ле­сах живут бурые медведи. В сосняке мишка собирает грибы, на болотных кочках — чернику, бруснику и голубику, в малиннике лакомится спелой малиной.

           Он ловит молодых, неопытных птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда. Если набредет на муравейник, то разворошит, раскопает его, а потом сунет туда свой длинный язык, который тотчас обле­пят муравьи.

           Однако самое любимое мишкино лакомство — слад­кий пчелиный мед. Найдет он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит ду­шистые соты и съест весь мед, а укусы пчел косола­пому нипочем! От их острого жала медведя спасает толстая шуба.

           Медведь еще и заядлый рыболов. Часами он мо­жет сидеть на берегу лесной реки или ручья с под­нятой лапой и поджидать, когда к берегу подплывет большая рыба. Как заметит мишка рыбину, сильной лапой ловко и метко бьет ее, вытаскивает из воды и пирует.

           К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жир на долгую зиму. То заберется в спелый овес и обсасывает сладкие метелки, то найдет калиновый куст с сочными ягодами, то лакомится лотистыми опятами, облепившими старые пни. Любит медведь и алые гроздья рябины, спелые орехи и же­луди.

           Когда закружится в лесу листопад, медведь начи­нает подыскивать место для берлоги: чаще на берег у лесных рек и ручьев, под откосами заросших бузиной оврагов или под корнями вывернутой бурей старой сосны. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых елочек.

          Поздней осенью, когда засверкает на пожухлой тра­ве, опавших листьях серебристый иней, промерзнет земля, зазвенят на ветру голые ветви берез, начнут падать снежинки, мишка укладывается в свою мяг­кую постель. Снежное одеяло прикрывает берлогу, в ней становится тепло и тихо, и медведь сладко заснет, посасывая лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосет, а всю зиму живет».

           Скачет по веткам ловкая, грациозная белочка. Она живет в дупле и грызет орешки. Летом мех у нее золо­тистый, а зимой -—серебристо-серый. Белочка делает запасы на зиму: собирает орехи, шишки, желуди, су­шит на веточках грибы. Морозной зимой укрывается своим пышным хвостом и спит в дупле.

           Колючий ежик живет в норке: днем спит, а ночью ходит на охоту за жуками, червяками и слизнями. Зимой ежик тоже спит в норе. Ее он утепляет сухи­ми листьями, еловыми ветками. Проспит до весны, до первых ручейков, и выходит из норы. Кстати, зачем ежику иголки? Он ими защищается. Свернется в клубок, и ни волк, ни лиса его не съедят!
    Рыжая лисичка тоже живет в лесу.  Лисы ловят мышей, иногда бродят вдоль рек и ручьев и хватают птенчиков уток и гусей, разоряют гнезда, ловят зайчишек.

           Вспомним и еще об одном лесном жителе — зайчи­ке.

     

    Серия «Лесные сказки»  об обитателях леса: животных и растениях. «Заяц-беляк»

     

    Послушайте сказку в стихах.

           Про зайчика

    I

    Нет у зайчика избушки,

    Кто ему построит дом?

    Он лежит, прижавши ушки,

    Под ореховым кустом.

    Потемневший, опустелый

    Глухо лес шумит во мгле.

    Зайчик в зимней шубке белой

    Так заметен на земле.

    Сеет дождик моросящий,

    Желтый лист слетает в грязь,

    Под кустом в дремучей чаще

    Спит зайчишка, притаясь

    Ждет, когда наступит стужа,

    Зазвенит застывший лес,

    Тонкий лед затянет лужи,

    Полетит снежок с небес.

    Полетят, кружась, снежинки,

    Кружевной сплетут узор,

    На поляны, на тропинки

    Ляжет сказочный ковер.

    Кто теперь заметит зайку

    В белой шубке на снегу?

    Ну-ка, где он? Угадай-ка:

    В поле или на лугу?

    Вот теперь ему приволье!

    Скачет зайка: скок да скок,

    Там, где стог, забытый в поле,

    Зайчик стащит сена клок.

    Рыхлый снег лежит в лощине,

    След остался поутру:

    Здесь зайчишка на осине

    Ночью объедал кору.

    Утром зайка притаился

    Под заснеженным кустом

    И с большим сугробом слился,

    Задремал он чутким сном.

    А потом приподнял ушки,

    По сугробам скок-поскок.

    Вдруг раздался на опушке

    Суматошный крик сорок.

    Перепугано, тревожно

    Стрекотали голоса:

    — Зайка! Зайка! Осторожно!

    За тобой следит лиса!

    Но зайчишка не из робких!

    Сделал он большой прыжок

    И, не разбирая тропки,

    Поскакал через лужок.

    Гонится за ним лисица,

    Хочет бедного схватить,

    И летят вдогонку птицы,

    Продолжая гомонить.

    Только зайца вдруг не стало,

    Он как будто с глаз исчез:

    Поле зайку укрывало

    И густой дремучий лес...

    Шла лиса по следу долго,

    След в снегах петлял, петлял,

    А потом под старой елкой

    Неожиданно пропал...

    Спрятался зайчишка в яме

    Под поваленным стволом;

    Приютил между корнями

    Зайца старый бурелом.

    Нелегко прожить зимою!

    Колкий снег метет метель,

    И под снежной бахромою

    Опустила лапы ель.

    Занесло в лесу тропинки,

    И дороги, и пути.

    Все обглоданы осинки...

    Где зайчишке корм найти?

    Побежал косой в деревню,

    Там большой фруктовый сад,

    В нем кустарники, деревья

    До весны под снегом спят.

    Лунный свет голубоватый

    Снег морозный серебрит,

    Он лежит, как хлопья ваты,

    На ветвях больших ракит.

    Скрип шагов нигде не слышен,

    Спит деревня крепким сном,

    Сладко спит собака Рыжик

    В теплой кухне под столом.

    Расхрабрился наш зайчишка:

    Гложет яблони кору.

    — Побывал в саду воришка!

    — Скажет сторож поутру.

    III

    Но зима не вечно длится!

    Скоро к нам придет весна,

    Защебечут звонко птицы

    И пробудят лес от сна.

    Станет день длиннее ночи,

    Жарче вешние лучи,

    По дорогам, вдоль обочин,

    Побегут, журча, ручьи.

    Не успеешь оглянуться,

    Как зазеленеет луг,

    Почки соками нальются,

    Их украсит нежный пух!

    Ярко-желтый одуванчик

    На опушке расцветет.

    Зайка серенький кафтанчик

    Вместо шубки застегнет.

    На лужайках и полянах

    Будет много трав густых,

    Трав медовых, сочных, пряных,

    Вешним соком налитых.

    Будет серенький зайчишка

    Рад и солнцу, и цветам.

    Очень жаль, что эту книжку

    Он прочесть не может сам!

     

    Рассказываем детям про животных. Как заяц зимой живёт? Авторы текста: Г. Скребицкий и В. Чаплина

    Ответьте на вопросы

    - Есть ли у зайца нора?

    - Почему заяц рад зиме, снегу?

    - Какого цвета у него шкурка зимой?

    - Что ест заяц зимой?

    - Кто предупредил зайчика, что за ним гонится лиса?

    - А какого лесного жителя называют «серым разбойни­ком»? Правильно, волка!

     

    Послушайте рассказ про волков.

             Волки

          Морозная ночь. Блестит серебряный иней на ветках берез. Сияет в темном небе полная луна, ложатся на голубые сугробы длинные изломанные тени. Чей тоскливый вой разносится по окрестностям? Это воют волки.

           У каждого волка свой собственный неповторимый голос, по вою они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, жалуясь на голод и холод, нет, этим звуком они передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.

           А у вожака волчьей стаи самый сильный и громкий голос! Ведь все должны его слушаться!

           Идут волки по снегу, оставляя крупные глубокие следы. Шерсть у них густая, жесткая, большие головы с широкими лбами опущены вниз, лапы уверенно ступают по снегу, уши настороженно стоят, мерцают волчьи глаза, светятся в темно­те зелеными огоньками. Все видят волки даже темной ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимый запах.

           Хвост у волка большой, пушистый. Когда зверь укладывает­ся спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пуши­стым хвостом. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх, как это делают собаки. Чаще всего он опущен, а если зверь сыт и пребывает в хорошем настроении, он держит его вытяну­тым горизонтально.

           Зимой волки собираются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи — так легче охотиться.

           В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, ум­ный и опытный волк. Другие, более слабые волки ему подчи­няются. Когда вожак стаи оскаливает зубы, обнажает клыки и приподнимает верхнюю губу — он чем-то недоволен, а если один из членов стаи подходит к вожаку и подставляет шею к его раскрытой пасти — значит, показывает свою покорность. Вот так, без слов, без кровопролитных драк, волки решают свои проблемы.

           Всей стаей волки охотятся на крупных животных — оленей, лосей, кабанов. Во время охоты все роли строго распределе­ны. Как правило, волки забивают прежде всего слабых и боль­ных животных, поэтому и зовут их санитарами леса.

           В трескучие морозы волкам нечем поживиться в лесу: все звери спрятались в норы и дупла, зарылись в глубокий снег.

           Разве найдут полянку, где пировал заяц-беляк, выследят, под каким кустом он прячется, и всей стаей бросятся за ним... Спасут-зайчишку только быстрые ноги.

           Зимой волки приходят в деревни, глухой ночью пробира­ются они к скотным дворам, овчарням и курятникам. Могут утащить овечку, поросенка или напасть на теленка.

           Днем серые разбойники прячутся в своем логове, которое они часто выбирают в самых глухих местах, лесных чащобах, или, свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Гу­стая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов. К зиме волчья шуба становится еще гуще, еще пышнее, но цвет свой не меняет, так и остается серебристо-серой.

           Волки не делают запасов на зиму, их сильные ноги и острые зубы помогут пережить трудное время. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Много километров приходится пробежать серому, чтобы найти добычу.

           Весной у волчицы появляются маленькие волчата. Они рож­даются слепыми. Волчица обычно выбирает укромное место для своего логова где-нибудь в глубоком овраге, густо зарос­шем ивняком и ольхой, неподалеку от ручья или возле боль­ших непроходимых болот. Волки много пьют, поэтому любят жить недалеко от реки или ручья.

           Волк помогает волчице воспитывать малышей. Он заботли­вый и преданный отец — ходит на охоту, приносит добычу для своей большой семьи. Иногда растить и кормить подрастающих в волчьей стае малышей помогают молодые волки.

           Мама-волчица зорко следит за детьми, при малейших при­знаках опасности переносит их в другое, более надежное и спокойное место.

           Когда волчата подрастают, они играют, в шутку нападают друг на друга, — забавные, милые, неуклюжие. Однако в этих беззаботных играх маленьких волчат всегда выделяется самый ловкий, смелый и умный волчонок. Когда он вырастет, станет вожаком волчьей стаи — остальные волки признают его власть.

     

    Серия «Лесные сказки»  об обитателях леса: животных и растениях. «Волк».

           Волчата резвятся

    На лесной опушке

    Четверо волчат

    Борются друг с дружкой,

    Тявкают, рычат.

    Словно дети малые,

    В салочки играют,

     А потом, усталые,

    Под елью отдыхают.

    Тень волчат укроет,

    Тишь да благодать,

    А за ними зорко

    Наблюдает мать.

    Знает мать-волчица

    В воспитанье толк:

    Многому учиться

    Должен серый волк,

    Чтобы из волчонка

    Вырос поскорей

    Сильный и красивый,

    Ловкий, храбрый зверь!

           Писатель и охотник И. Соколов-Микитов так описы­вал утро в волчьем логове: «Так повелось — ежедневно по утрам волчица уходила, оставляя волчат. Они, тихонько взвизгивая, залезали друг на друга, свертывались в один теплый клубок.

           Когда возвращалась мать, они тянулись к ней на слабых ножках. Она внимательно и строго оглядыва­ла гнездо, обнюхивала землю, поправляла подстилку и ложилась на бок, вытянув ноги и протянув голову. Ще­нята присасывались к ее груди, спеша и повизгивая...»

    Ответьте на вопросы

    - Какие звуки издают волки?

    - Кто есть в волчьей стае?

    - Какой у волка хвост?

    - На кого охотятся волки?

    - Где ночуют волки?

    - Когда у волчицы появляются волчата?

    - Кто воспитывает волчат?

     

           Послушайте стихотворение.

    Мой дружок

    Телевизор — мой дружок!

     Я нажму на рычажок,

     И экран его проснется,

     Оживет и улыбнется.

                                  Заиграют ярко краски,

     Я увижу фильмы, сказки.

      Телевизор я смотрю,

    Ему «спасибо» говорю!

           Мы поговорили с вами о лесных, диких животных. А теперь познакомимся с домашними животными. Я думаю, у многих из вас есть домашние животные — собаки, кошки, хомяки, попугаи. Те из вас, кто бывал в деревне, знакомы и с лошадями, и с коровами, и с овцами, и с козами.

     

           Послушайте стихотворение.

    Домашние животные

    Домашних животных я очень люблю:

    Кормлю, берегу и ласкаю,

    Собаку и кошку, козу и свинью

    Друзьями своими считаю.

    Корова, коза молоко нам дают,

    Нет шерсти овечьей пышней,

    Нам кошка-мурлыка подарит уют

    И всех переловит мышей.

    Помощники наши — корова, баран

    И конь вороной темногривый

    Живут с нами рядом, привязаны к нам,

    Доверчивы, миролюбивы.

              Многие люди и в городе и в деревне держат собак и кошек. Им тоже посвящены выпуски теле­передачи «Ребята и зверята».

     

    Послушайте рассказ о собаках и кошках.

           О собаках и кошках

           Кто в детстве не мечтал о забавном, милом щенке? С его появлением жизнь меняется, становится интересней и веселей!

           Мне купили щенка

    В выходной на Птичьем рынке

    Папа мне купил щенка.

    Он принес его в корзинке —

    Песик маленький пока!

    Он забавный, неуклюжий,

    Прямо в нос меня лизнул,

    Напустил в прихожей лужу

    И хвостом слегка вильнул.

    Я чесал щенка за ухом,

    Щекотал ему живот.

    Стал щенок мне лучшим другом,

    Он теперь у нас живет.

           Как выглядят собаки, знают все. Однако, если попросить людей описать своих любимцев, рассказы получатся разны­ми. Ведь у кого-то дома живет маленькая белая болонка, а у кого-то — огромный пятнистый дог. Пород собак очень мно­го! А есть и дворняжки, но это вовсе не порода, а смесь не­скольких пород.

           Когда-то люди приручили диких собак и сделали их верны­ми друзьями и помощниками. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи. Собаки сторожили пещеры древних людей, предупреждали об опасности, охраняли их в пути, по­могали охотиться. Уже одиннадцать тысяч лет человек не рас­стается со своими четвероногими друзьями!

           И сейчас собаки верой и правдой служат людям. За многие столетия человек вывел немало пород охотничьих собак. Пасту­шьи собаки помогают пастухам пасти отары овец и стада коз. Есть собаки, которых называют четвероногими спасателями. Многие породы собак помогают слепым людям. На Крайнем Севере живут особые ездовые собаки. Запряженные в упряж­ку, они перевозят по снежным просторам людей, грузы и почту.

           Собаки легко поддаются дрессировке, из них получаются талантливые цирковые артисты.

     

    Послушайте стихотворение.

    Цирковые собачки

    Собачка цирковая —

    Веселая, живая,

    В голубой кафтан одета,

    Пышную везет карету,

    А каретой правит кот,

    Кошку он на бал везет.

    Две кудрявые болонки

    В желтых шляпах из соломки,

    Ловко поправляя шляпки,

    Кружатся на задних лапках,

    Забавляя в цирке нас,

    Весело танцуют вальс.

           Специально выдрессированные собаки несут службу на гра­нице. Во время Великой Отечественной войны умные собаки спасли немало человеческих жизней. На собачьих упряжках и санях с поля боя вывезено около двух миллионов раненых солдат. Собаки-санитары приносили им сумки с лекарствами.

           А еще собаки — отважные космические путешественники. Вы помните клички двух знаменитых собак-космонавтов? Бел­ка и Стрелка побывали в космосе раньше человека. Вот такие бесстрашные герои наши четвероногие друзья!

           Многие любят кошек — ласковых мурлык в бархатистых шубках. В телепередаче «Ребята и зверята» можно многое уз­нать о кошках.

     

    Послушайте стихотворение.

    Котя, котенька, коток!

    Котя, серенький хвосток.

    Приди, котя, ночевать,

    Мою деточку качать.

    Уж как я тебе, коту,

    За работу заплачу:

    Дам кувшин молока

    Да кусок пирога.

    Уж ты ешь, не кроши,

    Больше котик, не проси!

           Примерно 6000 лет тому назад люди приручили дикую кош­ку. Сегодня в мире существует более ста пород кошек. Гля­дя на ласковую домашнюю кошечку, которая выгибает спину, трется об ноги и тихонечко мурлычет, трудно представить, что этот безобидный зверек — близкий родственник опасных хищ­ников: тигра, леопарда, снежного барса, рыси и камышового кота. Домашние кошки принадлежат семейству кошачьих, и предки их — дикие кошки.

           Кошки  — ловкие, удачливые охотники, обладающие вы­держкой и хитростью.

     

      Послушайте стихотворение.

           Кошка

    В заборе знаю щели,

     В крапиве узкий лаз.

    Свои скрываю цели

    От любопытных глаз.

    Таиться возле норок,

    И красться за птенцом,

    И прятать хищный норов

    За ласковым лицом.

    Зачем сбиваться в стаи?

    Не лучше ли одной

    Гулять, дремать, мечтая,

    А к вечеру — домой.

    Принять немного ласки,

    Разлечься на ковре,

    И промурлыкать сказки

    Усталой детворе.

           Детям интересно все, что происходит вокруг. Они часто спрашивают у родных: почему горит огонек? Почему в грозу нельзя стоять под деревом? Что такое радуга? Почему осенью листья на деревьях золотисто­го цвета?

           Мама, бабушка или даже папа могут ответить не на все вопросы. Поэтому на телевидении есть познаватель­ные программы. Если вы хотите много знать, посмо­трите программу «Почемучка». Посмотрев этот муль­тсериал, можно найти ответы на многие вопросы. Дети узнают о космосе, строении Солнечной системы, пла­нетах, кометах и метеоритах, преломлении света сте­клянными линзами и капельками дождя, о водопадах, вулканах, звездах, морях и океанах и о многом другом. Эта программа предназначена для детей 7—9 лет.

           Еще одна программа, где можно узнать много инте­ресного, называется «Спроси у Всезнамуса». Задайте любой вопрос, и он обязательно ответит! Почему теле­фон не передает запахи? Почему у жирафа длинная шея? О чем квакают лягушки? Кто придумал жвачку? Что такое «Медный всадник» и народные промыслы?

           Эти познавательные передачи вы можете увидеть на телеканале «Карусель» — любимом телеканале ре­бятишек.

           Очень многие ребята хотели бы научиться вкусно готовить. Тогда им стоит посмотреть передачи «Ма­ленький шеф» или «Кулинарная академия».

           Наверняка вы все знаете и любите передачу «Спо­койной ночи, малыши!» В каждой семье, где есть дети, смотрят эту программу и знают колыбельную «Спят усталые игрушки...». Эту песню написал композитор Аркадий Островский. Все дети знают и кукольных персонажей — пса Филю, поросенка Хрюшу, зайку Степашку, ворону Каркушу, медведя Мишутку.

           Эта передача появилась давным-давно — в 1964 го­дах. Сюжет программы обычно состоит из поучитель­ной истории, в которой принимают участие куклы. Ведущий передачи объясняет, что нужно делать и как себя вести в той или иной ситуации. После этого по­казывают мультфильм.

           А еще на телеканале «Карусель» есть интересная передача под названием «Дорожная азбука». В ней инспектор Пешеходов увлекательно и доступно рас­сказывает о важнейших правилах дорожного движе­ния.

     

    Правила дорожного движения детям

     

           Действие происходит в городке, где много дорог, перекрестков, светофоров и автомобилей. В передаче участвуют две команды детей. Они соревнуются в зна­нии правил дорожного движения. В финале каждый участник из команды победителей получает почетное звание — «Вежливый участник дорожного движения».

           Инспектор Пешеходов следит за тем, чтобы дети правильно вели себя в городке, дает задания командам и проверяет верность их выполнения. Инспектор вежливый, добрый и улыбчивый, но когда речь захо­дит о нарушении правил, он серьезен и строг.

           После просмотра этой увлекательной программы маленькие зрители получат знания, которые помогут избежать неприятностей на улице, научатся, предви­деть опасности, быть внимательными и ответственно относиться к жизни.

           Видите, сколько познавательных программ сегодня можно посмотреть по телевизору!

    Ответьте на вопросы

    - Какие ваши любимые передачи?

    - Смотрите ли вы телеканал «Карусель»?

    - О чем передача «Почемучка»?

    - О чем можно спросить Всезнамуса?

    - Как научиться вкусно готовить? В каких телепередачах об этом расскажут?

    - Смотрите ли вы передачу «Спокойной ночи, малыши!»? Кто ваш любимый персонаж?

    - Нравится ли вам передача «Ребята и зверята»?

     

    Источники

    Шорыгина Т.А. Беседы о телевидении: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. (Вместе с детьми).

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

     

            Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

    С уважением, О.Г. Гольская.

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").