Главные вкладки

    Глоссарий по ТМРР - Бб

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

              

           Базисный словарь — набор наиболее частотных и необходимых в общении слов изучаемого языка, как правило — неродного, ко-, торые включаются в учебники и пособия и предназначаются для активного усвоения.

     

           Басня – стихотворное произведение аллегорического, сатирического, нравоучительного характера с выводом, моралью, чаще дающейся в концовке произведения, реже в его начале. Для басни характерно олицетворение: действующими лицами нередко выступают животные, неодушевлённые предметы. Педагогу следует учитывать, что у детей наивно-реалистическое восприятие художественных произведений: дошкольники верят в существование сказочных персонажей, глубоко сопереживая им. Детям нравятся яркие, динамичные сюжеты, позитивная концовка произведений. У детей 3–6 лет недостаточно развито абстрактное мышление, что затрудняет им восприятие басен. Им трудно понять аллегорический смысл басен, для них это просто сказки про животных. Воспитатель проводит целенаправленную работу по сравнению содержания басен с реалиями жизни.

     

           Барьер возможностей речевого развития – окончание физиологического созревания речевых областей мозга (примерно к трёхлетнему возрасту), вызванное отсутствием тренировки соответствующих функций центральной нервной системы. Барьер возможностей речевого развития присущ, например, детям-маугли, которые росли в окружении животных и после семилетнего возраста практически утратили способность овладеть речью.

           Беседа (метод разговора, метод вопросов и ответов) – словесный метод систематического, целенаправленного, развивающего, заранее подготовленного речевого общения педагога с детьми на интересную и близкую им тему. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей. Выделяют следующие виды бесед: индивидуальная, выборочная, коллективная, сообщающая, эвристическая, закрепляющая, каждая из которых используется при решении различных обучающих задач. Беседа требует от детей умения слушать, отвечать, спрашивать, предполагает активное участие детей по схеме «вопрос-ответ», умелое использование репродуктивных и эвристических вопросов, отвечающих определённым педагогическим требованиям (точность и ясность формулировок, логическая последовательность вопросов, отсутствие незнакомых детям слов и объединения нескольких вопросов в один, сведение к минимуму вопросов, предполагающих однозначные ответы «да» или «нет» и т.д.). По содержанию выделяют беседы познавательные (проводятся начиная со среднего дошкольного возраста) и этические (с детьми старших групп). Этические беседы («О дружбе», «О родителях», «О вежливости» и др.) целесообразно сочетать с чтением фольклорных и литературных произведений, показом иллюстраций. Беседа эффективна при знакомстве детей с новой информацией в контексте актуализации (припоминания) ранее усвоенных знаний. Метод беседы оправдано применять в реализации всех направлений речевого развития, особенно при формировании грамматического строя речи и связной речи. Беседа (с детьми, родителями, педагогами) является перспективным методом диагностики речевого развития дошкольников, используется для изучения организации процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. Беседа – неэкономный по времени и сложный, требующий хорошей предварительной подготовки метод обучения, однако это один из лучших методов развития диалогической речи, метод воспитания, мотивировки, диагностики.

    Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен приём дробления информации: новая информация даётся небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Приём «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринуждённо, добиваться активности детей.

    Чем младше ребёнок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями и переживаниями. В младшем дошкольном возрасте беседовать можно о только что прослушанной сказке, рассмотренной картине, новой игрушке. В среднем дошкольном возрасте в беседе можно выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребёнка. Это могут быть беседы о правилах дорожного движения, о стране, своём населённом пункте, любимом мультфильме, жизни диких животных, работе людей разных профессий. В старшем возрасте широко используются беседы на морально-этические темы, взаимоотношения между людьми.

    Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

    Структура беседы традиционно включает три части. Вначале детей заинтересовывают, обычно рассматривают наглядный материал или вспоминают о близких жизненному опыту ребёнка явлениях. Далее обсуждаются явления и факты, возобновляются знания, идёт сравнение, рассуждение с выделением наиболее существенных признаков. В заключение идёт обобщение, систематизация представлений детей, выработка у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения. Дети уточняют, углубляют, закрепляют и систематизируют свои знания. Метод беседы используется в различных видах деятельности:

    1) на занятиях по развитию речи. В этом случае беседы чаще всего дополняются чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций и картин;

    2) на прогулках, в познавательно-практической деятельности, когда сопровождается наблюдением и обращением к жизненному опыту детей;

    3) в играх;

    4) в трудовой деятельности;

    5) в бытовой деятельности (во время подготовки ко сну, приёма пищи, умывания).

    Вербальные средства общения – словесная коммуникация в виде устной и письменной речи.

    Виды творческих сочинений (Л.Г. Фомичёва):

    1)​ творческое сочинение по картине; 2) контаминация литературных произведений; 3) свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства.

    На основе текста знакомой детям сказки можно предложить творческие задания по экспериментированию с художественным образом:

    - рассказывание сказки от имени героя с учётом особенностей его характера, взаимоотношений с другими персонажами;

    - «герои среди нас»: рассказать о том, как персонажи будут вести себя и действовать в современной обстановке, реагировать на всё происходящее в соответствии со своим характером (это задание носит юмористический, даже пародийный характер);

    - продолжение истории: рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба героя, домысливание его последующей деятельности в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке (задание рассчитано на способность ребёнка вживаться в образ).

     

                Брока центр - (англ. Broca's area; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) — участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3-й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н. афазия Брока, или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия (см. Афазия) — невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают участие и др. зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоторные и префронтальные отделы коры. См. также Вернике центр, Нейролингвистика. (Е. Д. Хомская)

    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

         

    Буква – это письменный или печатный знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их вариантов и некоторых сочетаний фонем.По величине и рисунку буквы делятся на прописные (заглавные, большие) и строчные (малые); по способу воспроизведения – письменные и печатные.

    image

     

    Билингв - индивид, владеющий двумя языками.

    Билиневизм (= двуязычие) - владение двумя языками. Б. естественный и искусственный (как результат специального обучения).

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.