Главные вкладки

    Синтаксические и морфологические ошибки в речи детей и их причины

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей и их причины.

     

           К грамматическим нормам русского литературного языка относятся морфологические и синтаксические.

    Морфологические нормы- это правила употребления форм разных частей речи (форм рода, числа имени существительного; степени сравнения имени прилагательного; форм глагола и др.).

    Синтаксические нормы- это правила использования словосочетания и предложения.

    Нарушения грамматических норм русского литературного языка являются речевыми ошибками.

    Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

           Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

    1) общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

    2) трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

    3) запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

    4) неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

    5) педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

           Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

    1. Окончание существительных множественного числа р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

    2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.

    3. Употребление несклоняемых имен существительных.

    4. Не различают род существительных, особенно средний род.

    5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:

    - постоянное ударение, его место во всех падежах существительных (ясли);

    - подвижное ударение (волк - волков)

    - перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).

    6. Образование сравнительной степени прилагательного.

    - простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.

    - при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.

    7. При образовании глагольных форм:

    - в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);

    - спряжение глаголов;

    - спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

    - повелительное наклонение (поезжай).

    8. Склонение местоимений и числительных.

    9. Образование страдательных причастий.

    Морфологические и синтаксические стороны детей развиваются одновременно, но синтаксические ошибки устойчивее.

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .