Народные художественные промыслы России для дошкольников. Педагогическое обследование

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ ПО ТЕМЕ: "НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ"

№ п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

не сформированы

5—6 лет

1

Узнавать   виды   народного искусства.

Узнавать и называть зна­комые  народные  художе­ственные промыслы. Дидактическая   игра   «На­зови правильно»:

1.  «Открой» окно, которое
хочешь.

2.    Узнай  и  назови  про­мысел, который появился.

3.  Обоснуй свой выбор.

4.    Нравится ли  тебе  это изделие? Почему?

Игровое поле — плакат с  закрытыми «окнами», в которых находятся ил­люстрации  с  изображе­ниями    народных   про­мыслов:       дымковских, филимоновских,    каргопольских   игрушек,   се­меновской      матрешки, изделий   Хохломы,   Городца, Гжели

Проявляет    интерес     к предметам       народного декоративно-прикладного искусства и  с удоволь­ствием вступает в игру. Узнает   и   в   основном правильно         называет народные промыслы

Проявляет    интерес     к предметам народного де­коративно-прикладного искусства и  с удоволь­ствием вступает в игру. Иногда  путается  в  на­звании   народных   про­мыслов

Интерес проявляет сла­бо, в игру вступает неохотно. Называет один-два вида росписи

2

Провести анализ произведе­ния.

Дидактическая игра «Дела­ем покупки»:

1. Выбери вещь, которая тебе
нравится и которую ты хотел
бы ее подарить товарищу.

2.    Чем  тебе   она  понра­вилась?

3.  Из какого материала она
сделана?

4.    Назови знакомые  эле­менты

Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:     городецкие, хохломские,    гжельские, павлово-посадские, дым­ковские, филимоновские изделия,       семеновская матрешка

 

Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.      Описывает, выделяя        характерные признаки того или иного промысла (не менее 5)

Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.       Описывает характерные      признаки промысла (не менее 4)

 

Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла

Продолжение табл.

№ п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

не сформированы

3

Сравнить два изделия. Вы­делить сходство и различие двух   видов    декоративно-прикладного искусства.

Дидактическая игра «Пода­рок»:

1.  Выбери две игрушки или
два  изделия  для  подарка
Мишутке.

2.  Сравни выбранные вещи
по сходству и различию

Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:    дымковские, филимоновские,    павло-во-посадские, гжельские, хохломские изделия, се­меновская матрешка

Проводит последователь­ное сравнение по сходст­ву и различию. Выделяет средства    выразительно­сти: жест, поза, мимика, цвет, композиция

Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цве­товое сочетание изобра­женных предметов, ре­же — форму и компози­ционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента

Затрудняется в проведе­нии анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства

4

Выражение своего отноше­ния к произведениям народ­ного искусства.

Дидактическая   игра   «Вы­ставка»:

1.   Перед  вами  предметы
народно-прикладного   ис­
кусства.   Вам  необходимо
оформить выставку, то есть
отобрать предметы,  кото­
рые    вам    очень    понра­
вились.

2.   Расскажите о предметах  искусства,     которые     вы  выбрали

Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства и их изображе­ния:   хохлома,   городец, гжель,   дымка,   филимо-новская и каргополъская игрушки,      семеновская матрешка

Ярко выраженное поло­жительное отношение к изделию.  Называет эле­менты   росписи,   цвето­вого решения

 

Дает обоснованную оцен­ку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане

Выражает положитель­ное отношение к изде­лию, но не обосновывает его

 

5

Выполнение узора на силуэ­те из бумаги.

Соответствие      элементов росписи;  уровень творче-

Силуэты      дымковской, филимоновской,    карго-польской игрушек,  хох-ломской и гжельской по-

Создает узоры по моти­вам народно-прикладно­го   искусства:   хохломы, гжели,    дымки    и   т.д.

При выполнении узора соответствие стилю рос­писи не полное. В от­дельных случаях  затруд-

Часто полностью копи­рует росписи. Техниче­ские навыки средние. Нетрадиционную техни-

 

ского решения, завершен­ности;   техника   исполне­ния;       самостоятельность определения      последова­тельности         выполнения росписи; понимание сим­волов, знаков в росписи. Занятие на тему «В гостях у мастеров»:

1.     Представь,     что    ты
народный умелец, мастер.

2.   Выбери полюбившийся
тебе промысел и распиши
силуэт

суды, изделий Городца, матрешки, гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник

Свободно владеет 3 при­емами работы с кистью. При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную техни­ку. Работа всегда завер­шена

няется в подборе цвето­вой гаммы. Иногда ис­пользует нетрадицион­ную технику. Работа бывает почти полностью завершена

ку не использует. Работа бывает завершенной на 2/3

6—7 лет

1

Назвать    виды    народного искусства.

 

Знать и различать народ­ные художественные про­мыслы, их признаки.

 

Дидактическая игра «Худо­жественные часы»:

1.   «Заведи» часы и назови
промысел,     на     котором
остановится стрелка.

2.   Обоснуй свой выбор.

3.    Нравится  ли  тебе  это изделие? Почему?

Игровое поле, на кото­ром размещены иллю­страции изделий с изоб­ражениями народных промыслов: дымковская барышня, филимоновский медведь, каргопольский Полкан-кентавр, богородская игрушка, се­меновская матрешка, Го­родецкая тарелка, хохломская чаша, гжельский кувшин, жостовский по­днос, вологодская салфет­ка, изделия народов род­ного края, игра «Художе­ственные часы» (на какой промысел укажет стрел­ка, тот и описывает ребе­нок; отсчет начинается

С удовольствием вступа­ет в игру. Называет и различает изделия раз­ных народных 'промыс­лов, обосновывает свой выбор

С удовольствием вступа­ет в игру. Называет пред­меты народного декора­тивно-прикладного ис­кусства, иногда путается в различии изделий раз­ных народных промыс­лов

Интерес к народному де­коративно-прикладному искусству    слабый.    Не знает  многие  виды  на­родного      декоративно-прикладного    искусства. С      трудом      выделяет характерные    особенно­сти    того    или    иного промысла

Продолжение табл.

№ п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

не сформированы

 

 

сверху, с помощью игро­вого кубика)

 

 

 

2

Провести    самостоятель­ный анализ произведения.

Дидактическая игра «Суве­нир из России»:

1.  Выбери и купи у продав­
ца понравившееся изделие
(если правильно назовешь
предмет и вид промысла).

2.  Опиши купленное изде­
лие.

3.  Чем оно тебе понрави­
лось?

4.  Какие мастера выполни­
ли изделие?

5.  Какая роспись здесь ис­
пользовалась?

6.  Какое изделие тебе боль­
ше всего понравилось? По­
чему?

Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:     городецкие, хохломские,    гжельские, павлово-посадские, дым­ковские,       филимонов-ские,  богородские, мат­решки, вологодские кру­жева

Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.   Может  про­вести       самостоятельно анализ,   выделяя  харак­терные признаки (не ме­нее 6)

 

Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.   Может  про­вести       самостоятельно анализ,   выделяя  харак­терные признаки (не ме­нее 5)

Рассматривая изделия де­коративно-прикладного искусства,    затрудняется назвать и показать их. Не может провести анализ, не выделяет характерные признаки

3

Сравнить два изделия. Вы­делить сходства и различия двух   видов   декоративно-прикладного искусства.

Дидактическая   игра   «Яр­марка»:

1.  Выбери у мастеров на ярмарке два изделия, ко­торые тебе понравились.

Подлинные изделия на­родных промыслов: дым­ковские, филимоновские, богородские,     семенов­ские,       полхов-майдан-ские, павлово-посадские, гжельские, хохломские

Последовательное   срав­нение по сходству и раз­личию.   Определяет  до­минирующий    фоновый цвет,  основные элемен­ты,  композицию узора, характер   цветового   ис­полнения.   При  выпол-

Проводит сравнение по сходству    и    различию. Определяет     доминиру­ющий 4 фоновый    цвет, основные элементы, ха­рактер цветового испол­нения. Может ошибаться в   композиции  узора   и стиле «письма»

Слабо или совсем не может выделить сходства и различия изделий

 

2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию

 

нении узора четко следу­ет стилю росписи

 

 

4

Выражение своего отноше­ния к произведениям деко­ративно-прикладного     ис­кусства.

Дидактическая игра «Вер­нисаж»:

1.   Перед вами  предметы
декоративно-прикладного
искусства. Вам необходимо
оформить выставку, то есть
отобрать    предметы,    ко­
торые  вам  очень  понра­
вились.

2.  Расскажите о выбранных
изделиях

Предметы   декоративно-прикладного искусства и их изображения: Хохло­ма, городец, гжель, жостово, дымка, филимонов-ская, богородская, карго-польская игрушки,  мат­решки,          вологодские кружева, берестяные из­делия и изделия народов родного края

Передает  свое   отноше­ние   к   предметам   де­коративно-прикладного искусства. Понимает со­держание предметов на­родного  искусства.   На­зывает  элементы    рос­писи, цветовое решение

Передает  свое   отноше­ние   к   предметам   де­коративно-прикладного искусства,    обосновывая свое    решение,    может дать   им   эстетическую оценку

Не интересуется предме­тами декоративно-при­кладного искусства

5

Выполнение узора на силуэ­те из бумаги.

Соответствие      элементов росписи;  уровень творче­ского решения, завершен­ности;   техника   исполне­ния;       самостоятельность определения      последова­тельности        выполнения росписи; понимание сим­волов, знаков в росписи. Занятие на тему «Народные поделки»:

1.     Представь,    что    ты
народный умелец, мастер.

2.   Выбери полюбившийся
тебе промысел и распиши
силуэт

Силуэты      дымковской, филимоновской,   карго-польской игрушек, хохломской    и    гжельской посуды, изделий Город-ца,                   матрешки, жостовских      подносов, вологодских         кружев, изделий народов родного края,      гуашь,      кисти, палитры,     инструменты для        нетрадиционных техник

Создает узоры по моти­вам  народных промыс­лов. Самостоятельно вы­бирает композицию узо­ра,   элементы   росписи, придерживаясь характер­ных особенностей. Узор создает на фоне. Отдает предпочтение   полюбив­шемуся   виду   росписи. В процессе декоративно­го рисования пользуется приемами народной рос­писи. Имеет навык рабо­ты кистями разных раз­меров. Рисует самостоя­тельно,     без     помощи взрослого,     с     исполь­зованием        различных

Создает узоры по моти­вам  народных  промыс­лов.   Отдает  предпочте­ние простейшим элемен­там     росписи.     Может вносить  небольшие  из­менения в цвет и элемен­ты узора. Затрудняется в рисовании двойного маз­ка в гжельской и жостов­ской росписи. Использу­ет в росписи символы. Использует в рисовании приемы: концом кисти, всем ворсом, примакива-ние,        прикладывание, гладью, тычком. Затруд­няется   в   постепенном переходе  от   рисования

 

Окончание табл.

п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

не сформированы

 

 

 

нетрадиционных техник. При  вьтолнении  узора вносит новые элементы. Владеет   пониманием   и знаков и символов-обе­регов   и   использует   их в    росписи.    Адекватно оценивает       результаты своей деятельности.  Ра­бота полностью заверше­на

концом кисти к рисова­нию  всем  ворсом.   Ис­пользует  несколько  не­традиционных     техник. Умеет   соотносить   свои действия  со   словесным объяснением.        Работа редко        бывает        не завершена

Затрудняется в компози­ционном   расположении изображения.   При  рос­писи   допускает   значи­тельные ошибки в пере­даче особенностей той или иной росписи. В процес­се работы часто обраща­ется  к педагогу за по­мощью.   Не   использует нетрадиционную технику

      

       Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

   Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".