Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Педагогическое обследование

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ ПО ТЕМЕ: "НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ"

    № п/п

    Вопросы, задания, игры

    Материал

    Знания, умения, навыки

    сформированы

    на стадии формирования

    не сформированы

    5—6 лет

    1

    Узнавать   виды   народного искусства.

    Узнавать и называть зна­комые  народные  художе­ственные промыслы. Дидактическая   игра   «На­зови правильно»:

    1.  «Открой» окно, которое
    хочешь.

    2.    Узнай  и  назови  про­мысел, который появился.

    3.  Обоснуй свой выбор.

    4.    Нравится ли  тебе  это изделие? Почему?

    Игровое поле — плакат с  закрытыми «окнами», в которых находятся ил­люстрации  с  изображе­ниями    народных   про­мыслов:       дымковских, филимоновских,    каргопольских   игрушек,   се­меновской      матрешки, изделий   Хохломы,   Городца, Гжели

    Проявляет    интерес     к предметам       народного декоративно-прикладного искусства и  с удоволь­ствием вступает в игру. Узнает   и   в   основном правильно         называет народные промыслы

    Проявляет    интерес     к предметам народного де­коративно-прикладного искусства и  с удоволь­ствием вступает в игру. Иногда  путается  в  на­звании   народных   про­мыслов

    Интерес проявляет сла­бо, в игру вступает неохотно. Называет один-два вида росписи

    2

    Провести анализ произведе­ния.

    Дидактическая игра «Дела­ем покупки»:

    1. Выбери вещь, которая тебе
    нравится и которую ты хотел
    бы ее подарить товарищу.

    2.    Чем  тебе   она  понра­вилась?

    3.  Из какого материала она
    сделана?

    4.    Назови знакомые  эле­менты

    Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:     городецкие, хохломские,    гжельские, павлово-посадские, дым­ковские, филимоновские изделия,       семеновская матрешка

     

    Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.      Описывает, выделяя        характерные признаки того или иного промысла (не менее 5)

    Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.       Описывает характерные      признаки промысла (не менее 4)

     

    Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла

    Продолжение табл.

    № п/п

    Вопросы, задания, игры

    Материал

    Знания, умения, навыки

    сформированы

    на стадии формирования

    не сформированы

    3

    Сравнить два изделия. Вы­делить сходство и различие двух   видов    декоративно-прикладного искусства.

    Дидактическая игра «Пода­рок»:

    1.  Выбери две игрушки или
    два  изделия  для  подарка
    Мишутке.

    2.  Сравни выбранные вещи
    по сходству и различию

    Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:    дымковские, филимоновские,    павло-во-посадские, гжельские, хохломские изделия, се­меновская матрешка

    Проводит последователь­ное сравнение по сходст­ву и различию. Выделяет средства    выразительно­сти: жест, поза, мимика, цвет, композиция

    Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цве­товое сочетание изобра­женных предметов, ре­же — форму и компози­ционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента

    Затрудняется в проведе­нии анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства

    4

    Выражение своего отноше­ния к произведениям народ­ного искусства.

    Дидактическая   игра   «Вы­ставка»:

    1.   Перед  вами  предметы
    народно-прикладного   ис­
    кусства.   Вам  необходимо
    оформить выставку, то есть
    отобрать предметы,  кото­
    рые    вам    очень    понра­
    вились.

    2.   Расскажите о предметах  искусства,     которые     вы  выбрали

    Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства и их изображе­ния:   хохлома,   городец, гжель,   дымка,   филимо-новская и каргополъская игрушки,      семеновская матрешка

    Ярко выраженное поло­жительное отношение к изделию.  Называет эле­менты   росписи,   цвето­вого решения

     

    Дает обоснованную оцен­ку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане

    Выражает положитель­ное отношение к изде­лию, но не обосновывает его

     

    5

    Выполнение узора на силуэ­те из бумаги.

    Соответствие      элементов росписи;  уровень творче-

    Силуэты      дымковской, филимоновской,    карго-польской игрушек,  хох-ломской и гжельской по-

    Создает узоры по моти­вам народно-прикладно­го   искусства:   хохломы, гжели,    дымки    и   т.д.

    При выполнении узора соответствие стилю рос­писи не полное. В от­дельных случаях  затруд-

    Часто полностью копи­рует росписи. Техниче­ские навыки средние. Нетрадиционную техни-

     

    ского решения, завершен­ности;   техника   исполне­ния;       самостоятельность определения      последова­тельности         выполнения росписи; понимание сим­волов, знаков в росписи. Занятие на тему «В гостях у мастеров»:

    1.     Представь,     что    ты
    народный умелец, мастер.

    2.   Выбери полюбившийся
    тебе промысел и распиши
    силуэт

    суды, изделий Городца, матрешки, гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник

    Свободно владеет 3 при­емами работы с кистью. При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную техни­ку. Работа всегда завер­шена

    няется в подборе цвето­вой гаммы. Иногда ис­пользует нетрадицион­ную технику. Работа бывает почти полностью завершена

    ку не использует. Работа бывает завершенной на 2/3

    6—7 лет

    1

    Назвать    виды    народного искусства.

     

    Знать и различать народ­ные художественные про­мыслы, их признаки.

     

    Дидактическая игра «Худо­жественные часы»:

    1.   «Заведи» часы и назови
    промысел,     на     котором
    остановится стрелка.

    2.   Обоснуй свой выбор.

    3.    Нравится  ли  тебе  это изделие? Почему?

    Игровое поле, на кото­ром размещены иллю­страции изделий с изоб­ражениями народных промыслов: дымковская барышня, филимоновский медведь, каргопольский Полкан-кентавр, богородская игрушка, се­меновская матрешка, Го­родецкая тарелка, хохломская чаша, гжельский кувшин, жостовский по­днос, вологодская салфет­ка, изделия народов род­ного края, игра «Художе­ственные часы» (на какой промысел укажет стрел­ка, тот и описывает ребе­нок; отсчет начинается

    С удовольствием вступа­ет в игру. Называет и различает изделия раз­ных народных 'промыс­лов, обосновывает свой выбор

    С удовольствием вступа­ет в игру. Называет пред­меты народного декора­тивно-прикладного ис­кусства, иногда путается в различии изделий раз­ных народных промыс­лов

    Интерес к народному де­коративно-прикладному искусству    слабый.    Не знает  многие  виды  на­родного      декоративно-прикладного    искусства. С      трудом      выделяет характерные    особенно­сти    того    или    иного промысла

    Продолжение табл.

    № п/п

    Вопросы, задания, игры

    Материал

    Знания, умения, навыки

    сформированы

    на стадии формирования

    не сформированы

     

     

    сверху, с помощью игро­вого кубика)

     

     

     

    2

    Провести    самостоятель­ный анализ произведения.

    Дидактическая игра «Суве­нир из России»:

    1.  Выбери и купи у продав­
    ца понравившееся изделие
    (если правильно назовешь
    предмет и вид промысла).

    2.  Опиши купленное изде­
    лие.

    3.  Чем оно тебе понрави­
    лось?

    4.  Какие мастера выполни­
    ли изделие?

    5.  Какая роспись здесь ис­
    пользовалась?

    6.  Какое изделие тебе боль­
    ше всего понравилось? По­
    чему?

    Подлинные изделия де­коративно-прикладного искусства:     городецкие, хохломские,    гжельские, павлово-посадские, дым­ковские,       филимонов-ские,  богородские, мат­решки, вологодские кру­жева

    Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.   Может  про­вести       самостоятельно анализ,   выделяя  харак­терные признаки (не ме­нее 6)

     

    Правильно         называет предметы народного де­коративно-прикладного искусства.   Может  про­вести       самостоятельно анализ,   выделяя  харак­терные признаки (не ме­нее 5)

    Рассматривая изделия де­коративно-прикладного искусства,    затрудняется назвать и показать их. Не может провести анализ, не выделяет характерные признаки

    3

    Сравнить два изделия. Вы­делить сходства и различия двух   видов   декоративно-прикладного искусства.

    Дидактическая   игра   «Яр­марка»:

    1.  Выбери у мастеров на ярмарке два изделия, ко­торые тебе понравились.

    Подлинные изделия на­родных промыслов: дым­ковские, филимоновские, богородские,     семенов­ские,       полхов-майдан-ские, павлово-посадские, гжельские, хохломские

    Последовательное   срав­нение по сходству и раз­личию.   Определяет  до­минирующий    фоновый цвет,  основные элемен­ты,  композицию узора, характер   цветового   ис­полнения.   При  выпол-

    Проводит сравнение по сходству    и    различию. Определяет     доминиру­ющий 4 фоновый    цвет, основные элементы, ха­рактер цветового испол­нения. Может ошибаться в   композиции  узора   и стиле «письма»

    Слабо или совсем не может выделить сходства и различия изделий

     

    2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию

     

    нении узора четко следу­ет стилю росписи

     

     

    4

    Выражение своего отноше­ния к произведениям деко­ративно-прикладного     ис­кусства.

    Дидактическая игра «Вер­нисаж»:

    1.   Перед вами  предметы
    декоративно-прикладного
    искусства. Вам необходимо
    оформить выставку, то есть
    отобрать    предметы,    ко­
    торые  вам  очень  понра­
    вились.

    2.  Расскажите о выбранных
    изделиях

    Предметы   декоративно-прикладного искусства и их изображения: Хохло­ма, городец, гжель, жостово, дымка, филимонов-ская, богородская, карго-польская игрушки,  мат­решки,          вологодские кружева, берестяные из­делия и изделия народов родного края

    Передает  свое   отноше­ние   к   предметам   де­коративно-прикладного искусства. Понимает со­держание предметов на­родного  искусства.   На­зывает  элементы    рос­писи, цветовое решение

    Передает  свое   отноше­ние   к   предметам   де­коративно-прикладного искусства,    обосновывая свое    решение,    может дать   им   эстетическую оценку

    Не интересуется предме­тами декоративно-при­кладного искусства

    5

    Выполнение узора на силуэ­те из бумаги.

    Соответствие      элементов росписи;  уровень творче­ского решения, завершен­ности;   техника   исполне­ния;       самостоятельность определения      последова­тельности        выполнения росписи; понимание сим­волов, знаков в росписи. Занятие на тему «Народные поделки»:

    1.     Представь,    что    ты
    народный умелец, мастер.

    2.   Выбери полюбившийся
    тебе промысел и распиши
    силуэт

    Силуэты      дымковской, филимоновской,   карго-польской игрушек, хохломской    и    гжельской посуды, изделий Город-ца,                   матрешки, жостовских      подносов, вологодских         кружев, изделий народов родного края,      гуашь,      кисти, палитры,     инструменты для        нетрадиционных техник

    Создает узоры по моти­вам  народных промыс­лов. Самостоятельно вы­бирает композицию узо­ра,   элементы   росписи, придерживаясь характер­ных особенностей. Узор создает на фоне. Отдает предпочтение   полюбив­шемуся   виду   росписи. В процессе декоративно­го рисования пользуется приемами народной рос­писи. Имеет навык рабо­ты кистями разных раз­меров. Рисует самостоя­тельно,     без     помощи взрослого,     с     исполь­зованием        различных

    Создает узоры по моти­вам  народных  промыс­лов.   Отдает  предпочте­ние простейшим элемен­там     росписи.     Может вносить  небольшие  из­менения в цвет и элемен­ты узора. Затрудняется в рисовании двойного маз­ка в гжельской и жостов­ской росписи. Использу­ет в росписи символы. Использует в рисовании приемы: концом кисти, всем ворсом, примакива-ние,        прикладывание, гладью, тычком. Затруд­няется   в   постепенном переходе  от   рисования

     

    Окончание табл.

    п/п

    Вопросы, задания, игры

    Материал

    Знания, умения, навыки

    сформированы

    на стадии формирования

    не сформированы

     

     

     

    нетрадиционных техник. При  вьтолнении  узора вносит новые элементы. Владеет   пониманием   и знаков и символов-обе­регов   и   использует   их в    росписи.    Адекватно оценивает       результаты своей деятельности.  Ра­бота полностью заверше­на

    концом кисти к рисова­нию  всем  ворсом.   Ис­пользует  несколько  не­традиционных     техник. Умеет   соотносить   свои действия  со   словесным объяснением.        Работа редко        бывает        не завершена

    Затрудняется в компози­ционном   расположении изображения.   При  рос­писи   допускает   значи­тельные ошибки в пере­даче особенностей той или иной росписи. В процес­се работы часто обраща­ется  к педагогу за по­мощью.   Не   использует нетрадиционную технику

          

           Источники.

    Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

     

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

       Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".