Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме "Профессии: повар и кулинар

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. ПОВАР И КУЛИНАР

    (Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)

     

          

     

     

    Профессия кондитер

           От автора

           Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

           Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

           Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

          Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

           Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось жела­ние как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

     

    ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Повар

    Задачи:

     - знакомить с историей возникновения способом приготовления пищи;

     - расширять знания и представления о профессии повара, специ­фике его работы;

    - обогащать словарный запас, развивать связную речь;

    - воспитывать интерес к окружающему миру;                     

    - развивать творческое воображение;                                            

    - формировать реалистичное представление о труде людей.

                                   Экскурсия на кухню ДОО

           Задачи:                                                                                             

      - знакомить с работой поваров, рабочих кухни непосредственно на рабочем месте;

    - знакомить с кухонным оборудованием, техникой, ее размеще­нием;

    - развивать внимание, память, мышление, словарный запас;
    - формировать интерес к профессии повара, уважение к его труду.                                                                                                

           Экскурсия организуется во второй половине дня, когда на кухне выключены газовые и электрические плиты. Повар рассказывает детям об оборудовании кухни, назначении основных орудий труда, техники; о кухонной посуде, ее назначении; о размещении столов, разделочных, жарочных шкафов для удобства работы и т.п. Угощает детей булочками.

    Ознакомление с кулинарными книгами    

    Задачи:                                                                     

    - знакомить с понятиями «кулинарная книга», «рецепт», «на­циональная кухня»;

          - развивать целенаправленное внимание, речь;         

          - формировать культуру обращения с книгой, интерес к про­фессии кулинара, национальным традициям разных народов.

           Воспитатель предлагает детям рассмотреть кулинарные книги разных народов. Обращает внимание на расположение материала, разделы, рецепты, фотографии блюд. Подробно останавливается на некоторых рецептах, продуктах, украшениях блюд. Дает детям зада­ние познакомиться с кулинарными книгами и тетрадями своих мам, запомнить один простой рецепт и рассказать о нем детям.

           Книги воспитатель оставляет в группе в течение нескольких дней, чтобы дети в свободное время могли более подробно рассмотреть иллюстрации и фотографии, обменяться впечатлениями.
     

    Котята-поварята

    Задачи:                                                                                 

    - знакомить с полезными для здоровья продуктами;

    - учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

    - развивать выразительность, точность движений, умение делать массаж, правильно дышать;

    - развивать чувство ритма и темпа, музыкальный слух;          

    - воспитывать желание помочь маме.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Поварята

    Задачи:

    - давать понятие о том, какие блюда можно приготовить из мяса, рыбы, молока, муки, картофеля;

    - учить называть блюда, рассказывать об их составляющих, простых способах приготовления;

    - развивать память, воображение, монологическую речь;

    - формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.

    Игровая задача: «приготовить» три блюда.

         Оборудование: картинки или фотографии с изображением про­дуктов питания и блюд, изготовленных из них.

    * * *

           Каждому играющему воспитатель в роли директора столовой или кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенного про­дукта питания. Ребенок в роли повара должен подобрать к рисунку с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда, приготовленные из него, и рассказать о том, из чего состоит блюдо, какое на вкус и как готовится. Дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд. Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки с изображением составляющих блюдо. Для игры брать простые, известные детям блюда.

    Что получится из продуктов?

    Задачи:

    - давать знания о том, какие продукты питания нужны для приготовления простых блюд; как получают эти продукты питания; в каком отделе продуктового магазина их продают;

               - учить правильно называть блюдо из предложенных продуктов;

               - рассказывать, какое оно на "вкус;                                     

               - развивать внимание, память, речь;

               - формировать интерес к приготовлению пищи;

               - воспитывать желание помогать маме.

           Игровая задача: подготовиться к приему посетителей.
           Оборудование: картинки (муляжи, натуральные продукты) с изо­бражением продуктов питания.    

           Вариант 1. Воспитатель в роли шеф-повара детского кафе пред­лагает подготовиться к приему гостей — приготовить праздничный обед к дню рождения. Но готовить его будет только повар, правильно назвавший блюдо, которое можно сделать из предложенных продук­тов, и рассказавший о нем: откуда продукт попал в магазин, в каком отделе его купили, как хранили, какое блюдо на вкус.     Проигравший ребенок теряет право готовить самостоятельно и становится помощ­ником повара.

           Вариант 2. Ребенок должен назвать как можно больше блюд, которые можно приготовить из одного продукта разными способами (варить, тушить, жарить, парить, печь, томить и т.п.).

           Вариант 3. Ребенок должен назвать как можно больше способов хранения продукта для его использования в течение длительного времени (сушить, солить, мариновать, морозить, вялить, коптить, консервировать) и возможностей использования заготовок.

           Вариант 4. Как профессиональные повара дети должны разделить предложенные продукты на свежие и порченые, зрелые и незрелые при помощи зрительного и обонятельного анализаторов. Для срав­нения берутся продукты с явным различием. Дети должны выделить признаки свежести и испорченности (цвет, запах, наличие плесени, пятен). Берутся самые простые варианты.

           Вариант 5. Молодые «повара» проводят дегустацию предло­женных продуктов. С закрытыми глазами узнают продукты (овощи, фрукты, сахар, соль, сыр, хлеб). Называют продукт и его вкусовые качества. Предлагают блюда с данным продуктом. Придумывают разные сочетания продуктов в блюде.

           Что где хранится?

    Задачи:

    - закреплять названия продуктов питания и способы их хранения, оборудования, которое помогает хранить продукты долго;

               - учить раскладывать продукты питания по местам хранения;

               - рассказывать, почему определенный продукт может храниться данным способом;

               - использовать обобщающие слова: сухие, сыпучие, крупы, мороженые, охлажденные, быстро портящиеся, мясные, мо­лочные, мучные;

               - развивать умение классифицировать продукты питания по способу хранения, обобщать, сравнивать признаки;

               - формировать бережное отношение к продуктам питания как результату труда человека.

           Игровая задача: правильно сохранить продукты.

           Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов питания и мест их хранения.

    * * *

           Воспитатель напоминает детям о том, что повар отвечает за со­хранность продуктов. Он должен знать, как и где хранить их, чтобы они не испортились. Предлагает детям стать поварами столовой. Дети должны разложить предложенные картинки с изображением продук­тов питания по местам хранения (шкаф, холодильник, морозильник, кладовая), рассказать, где должны храниться эти продукты, почему, в каком виде, сколько времени. Выигравшие дети получают медаль самого знающего повара.

           Мы все умеем

    Задачи:         

           - закреплять знания о том, из каких продуктов можно сделать винегрет, салат;

           - учить делать простейшие салаты под руководством воспита­теля, рассказывать о своих действиях;

           - развивать ловкость, точность движений, фантазию;

          - формировать интерес к приготовлению пищи, работе повара.

          Игровая задача: приготовить как повар салат, винегрет и т.п.

          Оборудование: продукты питания, разделочные доски, ножи, фартуки, салатники.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям приготовить необычный ужин из салатов и винегрета на чей-то день рождения или просто вечер раз­влечений. Рассматривает с детьми овощи и фрукты, которые есть на разделочном столе, просит назвать их, сказать, какие еще продукты

    Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то ... (они могут прокиснуть).

    Если мясные продукты не убрать в холодильник, то ... (они про­тухнут).

    Если повар не будет соблюдать правила личной гигиены и про­верять свое здоровье, то ... (через продукты может заразить других людей).

    Если при покупке продуктов повар не сможет определить их све­жесть, то ... (может купить испорченные продукты, ими отравить посетителей).

    Если повар не знает основ здорового питания, то ... (будет гото­вить вредную для здоровья пищу).

    Если повар, работающий в столовой больницы, не знает основ лечебного питания, то ... (он может навредить здоровью больных; не будет помогать их выздоровлению).

    Если кок на судне будет готовить однообразную пищу, не дающую силу морякам, то ... (они не смогут выполнять свою работу).

    Если повар кафе, ресторана не будет знать рецепты национальной кухни, то он ... (не сможет выполнить заказы людей разных нацио­нальностей).

    Подбери глагол

    Задачи:                                                             

    - закреплять знания о действиях, совершаемых поваром;

          - развивать умение подбирать глагол, соответствующий дей­ствию, внимание;

          - формировать потребность в коллективных играх.

    * * *

           Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает соответствующим глаголом.

    Повар блюдо по рецепту ... (готовит).                             

    Сыр ножом тонкими ломтиками ... (нарезают).

    Морковь на терке ... (трут).

    Мясо из перечницы перцем ... (перчат).

    Из солонки соль в салат ... (насыпают).

    Овощи в салате солью ... (солят).

    Фрукты во фруктовом салате ... (смешивают).    

     Готовое блюдо из мяса соусом ... (поливают).

    В мясной бульон порезанные овощи ... (закладывают, кладут).

    Помидоры для салата ножом ... (нарезают, режут).

          В дуршлаге фрукты под водой ... (моют), макароны ... (промывают).  

    В кастрюле щи ... (варят).

    На сковороде картофель ... (жарят).

    В духовке пироги... (пекут).                    

         На разделочной доске мясо ... (разделывают, разрезают, делят на кусочки).                                                                

    На плите чайник ... (греется, кипит, стоит).

    В заварочном чайнике чай ... (заваривают).

         Готовое блюдо выкладывают на тарелку и ... (украшают, подают на стол).  

         Посуду после приготовления пищи ... (моют, чистят, сушат).

         Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами ... (от­тирают).

    Электроприборы на кухне         

    Задачи:                                                                

           - закреплять знания о функциях электроприборов, используемых поварами;

           - развивать целенаправленное восприятие, внимание, память, умение подбирать глагол;       

           - формировать интерес к профессии повара.                    

    * * *                                                               

    Повар миксером крем для торта ... (взбивает).

         В морозильной камере скоропортящиеся продукты ... (заморажи­вает).

    В холодильнике скоропортящиеся продукты ... (хранит).

    На плите обед ... (готовит); суп ... (варит).

    В электропечи пирожки ... (печет).

    В кофемолке зерна кофе ... (перемалывает).

         В тостере ломтики хлеба ... (поджаривает, подсушивает, делает хрустящими).

    В кофеварке кофе ... (варит, готовит).

    В тестомешалке тесто ... (замешивает, месит).

    В мясорубке мясо... (режет, рубит, размельчает, перемалывает).

    В овощерезке овощи ... (режет, нарезает).

    В блендере яйца ... (взбивает).

    В хлеборезке хлеб на кусочки ... (нарезает, режет).             

    В картофелечистке картофель ... (моет, чистит).

    В посудомоечной машине всю посуду чисто... (моет, высушивает).

    В титане (электрическом котле) воду ... (кипятит).

    В мультиварке холодец быстро ... (варит).

                  Ответь на вопрос

    Задачи:           

       -  закреплять знания о назначении кухонной посуды;            

       - развивать целенаправленное восприятие, внимание, мышление, фразовую речь;         

       - формировать интерес к окружающим предметам.

    * * *

           Воспитатель задает детям вопрос, дает возможность всем на него ответить. Затем выбирается правильный и самый полный ответ.!;

    * * *                                                                                                   

    Для чего половнику нужна длинная ручка и глубокое черпало?
    Для чего чайнику носик?                                                        

    Для чего чашке ручка?                                        

    Для чего кастрюле две ручки? Для чего дуршлагу дырочки?

         Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мел­кую?

    Почему к чаю подают чайную ложку?

    Почему ко второму блюду подают вилку и нож, а не ложку?.
    Почему к чаю подают маленькую, а не большую ложку?     
    Для чего посуду моют после каждого приема пищи?      
    Почему в столовой варят не в кастрюлях, а в котлах?                

    Для чего повару нужны электрические помощники?       

    Почему рабочий день повара начинается очень рано?     

    Догадайся, из каких продуктов приготовлено блюдо

    Задачи:

           - закреплять знания об ингредиентах, добавляемых в некоторые блюда;

           - развивать внимание, восприятие, логику, речь;

           - формировать интерес к кулинарии.

    * * *

           Воспитатель произносит название блюда, а дети должны сказать, из каких продуктов оно приготовлено. Дети сидят по кругу вместе с воспитателем. У нее в руке клубок ниток. Воспитатель задает первый вопрос, па который отвечает ребенок, сидящий справа от нее. Если ребенок отвечает правильно, он наматывает на палец протянутую ему нить. Если неправильно, передает клубок дальше. Игра заканчи­вается, когда клубок вернется к воспитателю, пройдя по кругу. Тем, кто не намотал на палец нить, дается дополнительный шанс ответить правильно. Все ответы детей воспитатель «сворачивает» обратно в клубок для использования в волшебной кухне.                     

    Холодные блюда                                                                         

         Салат из свежих помидоров и огурцов приготовлен из ... (поми­доров и огурцов).

    Салат из редьки и моркови в сметане приготовлен из...

    Салат из картофеля с солеными огурцами сделан из...      

    Салат из фруктов сделан из...

    Винегрет овощной сделан из...                                               

    Яйца, фаршированные луком и сыром, сделаны из...    
    Соус фруктово-ягодный приготовлен из...                                

    Томатный соус приготовлен из...                                                  

    Курица отварная с чесночным соусом приготовлена из...      

    Супы                                                                                           

    Борщ темно-красного цвета, потому что в нем есть...                         

     В щах и борще обязательно есть...

     Бульон рыбного супа готовится из...

      Бульон грибного супа готовится из...                                            

      Рассольник на вкус кисловатый, потому что в нем есть...

     В курином супе-лапше есть...

     Суп овсяный с грибами готовится из...                                               

    Суп гороховый варится из...                                        

     Суп молочный рисовый приготовлен из...                      

           Мясные блюда

           Говядина, тушенная с овощами и рисом, приготовлена из... Говядина, запеченная с луковым соусом и грибами, приготовлена из... Кабачки, фаршированные мясом, приготовлены из... Телятина, запеченная под молочным соусом, приготовлена из... Свинина, жаренная с помидорами и луком, приготовлена из... Плов с бараниной и овощами приготовлен из...

    Овощные блюда

      Картофель, запеченный с яйцом, приготовлен из...

      Запеканка из моркови с творогом приготовлена из...

         Тыква, запеченная с рисовой кашей, приготовлена из...   

          Помидоры, фаршированные грибами, приготовлены из...

          Белые грибы, жаренные с луком в сметане, приготовлены из...

         Кабачки, жаренные с маслом и сметаной, приготовлены из...

    Блюда из круп, бобовых, макарон

    Гречневая каша с молоком приготовлена из...

    Запеканка пшенная с тыквой приготовлена из...

    Макароны, запеченные с сыром, приготовлены из...

    Рисовая каша молочная сварена из...

    Манная каша молочная сварена из...                    

    Запеканка манная с изюмом приготовлена из...

    Сладкие блюда, напитки

    Кисель из сушеных яблок и кураги приготовлен из...

    Компот из свежих яблок и груш сварен из...

    Желе из клюквы и смородины приготовлено из...

    Чернослив в сметане с орехами приготовлен из...

    Шоколад охлажденный со взбитыми сливками приготовлен из ...

          Сливки с апельсиновым соком приготовлены из...

    Исправь ошибки Незнайки      

    Задачи:

    - учить находить и называть грамматические ошибки в пред­ложении;

    - развивать внимание, мышление (анализ), логику;

    - формировать желание помочь товарищу, если он ошибся.

    Лена сделала из клубника морс (клубничный морс).

          Ваня заказал в кафе шоколад мороженое (шоколадное мороже­ное).

    Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре).

         Мама приготовила из кабачков кабачок икру (кабачковую икру).                                                                                                            

    Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог).

    Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп).

    Повар приготовил для котлет мясо фарш (мясной фарш).

    ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Малоподвижная игра «Хлопай — топай

    Задачи:

    -  закреплять название продуктов, которые нуждаются и не нуждаются в приготовлении;

    - учить быстро реагировать на сигнал;

    - развивать быстроту реакции, память, двигательную актив­ность;

    - формировать честность при выполнении правил игры.

    * * *

           Воспитатель предлагает детям проверить, насколько они внима­тельные повара и хорошо знают продукты питания. Дает установку: «Если я назову продукт, который не надо готовить, вы поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, а если я назову продукт, который нуждается в приготовлении, вы присядете. Будьте внимательны! Тот, кто ошибется, заплатит фант, который потом будет отыгрывать».  Вос­питатель использует пробный ход, закрепляя правила. Затем начинает игру по правилам.

    Игра малой подвижности «Да и нет»

      Задачи

    - закреплять знания о том, что можно приготовить в кастрюле и сковороде;

                - учить быстро реагировать движением на слова воспитателя;

                - развивать внимание, быстроту реакции, память;

             -  формировать интерес к совместным со сверстниками играм, честность при оценке.

    * * *

           Воспитатель высказывает суждение о приготовлении того или иного блюда в кастрюле или сковороде, а дети, если согласны, под­нимают руки вверх и говорят «да», а если не согласны, руки не под­нимают и говорят «нет». Тот, кто ошибается, пропускает кон или выбывает.

    Варианты

           В кастрюле можно варить суп; жарить кар юшку; парить борщ; печь блины; тушить овощи; марин, компот; печь пироги; парить ки­сель; жарить сырники; парии, кашу.

           В сковороде можно жарить котлеты; варить суп; жарит рыбу; варить компот; тушить овощи; варить кисель; печь блины; жарить сырники; варить кашу; жарить пирожки; варить борщ.

    Игра-тренинг «Поварята»           

    Задачи:                                                                         

           - закреплять знания о том, из каких продуктов готовят наиболее часто употребляемые детьми блюда; 

           - продолжать учить называть продукты питания;     

           - развивать коммуникабельность;

           - формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм.

    * * *

           Дети встают в круг — это кастрюля. Воспитатель говорит, что дети будут готовить суп или любое другое блюдо (компот, салат, винегрет и т.п.). Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет (мясом, картофелем, капустой, морковью, луком, петрушкой, солью и т.п.). Воспитатель выкрикивает по очереди, какой продукт он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все «компоненты» не окажутся в круге. В результате получается вкусное, красивое «блюдо» — просто объеденье.

           Аналогично можно провести игру «Печем торт», в которой дети не впрыгивают в круг, а создают кучу-малу, накладывая один «про­дукт» на другой.

           Игра-тренинг «Торт»

    Задачи:

           - закреплять знания о том, из каких продуктов выпекают торт, продолжать учить их называть, рассказывать об украшении торта;

           - развивать умение регулировать собственное самочувствие, снимать психоэмоциональное напряжение;

           - формировать чувство удовлетворения от добрых дел для близ­ких.

    Один ребенок лежит на коврике. Вокруг него стоят воспитатель и осталь­ные дети.

           Повар и кулинар

    Воспитатель. Сейчас мы из тебя сделаем торт. Саша будет мукой, Ира — сахаром, Миша — молоком, Наташа маслом и т.д. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука.

    «Мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его.

        Теперь в муку нальем молока.

    «Молоко» «разливается» руками по телу лежащего, поглаживая его.

    Необходим сахар, чтобы торт был сладким, и немного соли, чтобы не был безвкусным.

    «Сахар» и «соль» «посыпают» тело лежащего ребенка, нежно прикасаясь к голове, рукам, ногам.

    Воспитатель-повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. После этого «тесто» кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит, все его составляющие тоже дышат, как тесто.

           Чтобы торт был красивым, его надо украсить кремовыми цветами.

           Все участники, прикасаясь к «торту» дарят ему свой цветок, описывая его.

           Примечание. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным. Смех только поможет упражнению. Вместо «торта» можно приготовить бутерброд, сэндвич, салаты.                           

    Игра на развитие воображения «Выпекаем торт для мамы»

    Задачи:

           - закреплять представление о работе кондитера, продуктах, рецептуре приготовления торта, украшений, хранении про­дуктов, оборудовании, кухонной утвари, электроприборах;

           - развивать выразительность пластики, точность движений, воображение, ориентировку в пространстве;

           - формировать умение взаимодействовать с воспитателем и детьми, принимать игровую ситуацию.

           Игра проводится без оборудования, только в плане воображения. Чем точнее будут описания воспитателя, тем ярче сработает вооб­ражение детей. Введение проблемных ситуаций (рассыпали, про­лили, подгорело и т.п.) обогащает игру, делает более интересной. Воспитатель может задавать детям любые вопросы по ходу игры, активизировать словарь.

    ... ... ...

           Сколько форм для выпекания нам потребуется? В каком месте стоит чудо-печка? Она электрическая или газовая?                         

      Дети отвечают.

           Берите каждый по форме и выливайте в нее свою порцию теста для одного коржа. Надевайте кухонные рукавицы, чтобы не обжечься. Ставьте формы в печь.

           Коржи будут выпекаться минут 30. За это время мы сделаем крем. Какой крем мы будем делать? Из каких продуктов? Можно взбить сливки, масло со сгущенным молоком, сварить заварной крем из масла, сахара, муки, желтка яиц и молока. Можно использовать ва­ренье, джем, творог, фрукты. Нам нужны пять видов крема. Каждый готовит свой. Выбирайте продукты, посуду. Кому-то потребуется миксер или венчик для взбивания, кому-то разделочная доска. Ка­кой крем вы делаете? Как вы его будете делать? Какие продукты использовать?

           Коржи уже готовы. Я их вытащу из печки сама, а то вы обо­жжетесь. Будем намазывать по очереди каждый корж, накладывая их друг на друга. Но прежде попробуем каждый крем. Вкусный ли он получился? Крем намазывайте осторожно, чтобы он не растекся и не измазал все вокруг.

      Торт почти готов. Теперь его надо украсить.

           Чем смажем верхний корж? Как будем украшать праздничный торт для мамы? Что для этого можно использовать?

           Дети. Фрукты, марципаны, шоколад, крем, взбитые сливки, фрук­товое желе.

      Воспитатель. Каждый из вас может сделать часть украшения.

      Воспитатель сопровождает действия детей вербально.

          Торт получился на славу! Думаю, что маму такой подарок очень бы обрадовал! Давайте попробуем наш торт. Нам надо убедиться, что он получился очень вкусным. Если вам понравится, то к празднику мы испечем еще.

      Воспитатель имитирует разрезание и раздачу кусков торта.

           Какой вкусный! Так и тает во рту! В меру сладкий, с фруктовой кислинкой. Крем очень нежный. А вам понравился? Что понравилось вам больше всего?

           Расскажите вечером маме, какой мы пекли торт. Дома вместе с мамой вы можете испечь настоящий торт.

           Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    Задачи:

           - закреплять знания о профессии нонлра, назначении кафе;

           - развивать умения строить сюжет игры, ведения игрового диа­лога, исполнения роли в соответствии с сюжетом;

           - развивать воображение, речь, коммуникативные способности;

           - формировать чувство коллективизма.

           Сюжетные линии игры: посетители приходят в кафе позавтракать, пообедать и поужинать; семья отмечает в кафе день рождения; в кафе устраивается дегустация блюд.

    СТИХИ

    Задачи:

           - уточнять знания о способах приготовлении пищи, ее особен­ностях;

           - закреплять представления об оборудовании процесса при­готовления пищи, значении здорового питания;

           - развивать целенаправленное внимание, восприятие, память, выразительность речи, умение вести диалог по содержанию стихов, высказывать суждения;                          

           - формировать познавательный интерес к теме.

    Непослушная каша

    В котелке кипела каша

    И на всех вокруг пыхтела.

    Через край пыталась вылезть,

    Словно убежать хотела.

    Булькала, просила соли,

    Сахара большую ложку.   

    Масла сливочного вдоволь

    Попросила на дорожку.   

    Вопросы                                                   

    - Из чего варится каша?

    - Какие крупы вы знаете?

    - Как мама варит кашу?

    - Почему в кашу добавляют соль, сахар, масло?

    - Какую кашу вы любите больше других?

    Вкусно пахнет                                  

    Что сегодня на обед                                  

    Приготовил мой сосед?                    

    Пахнет жареной картошкой;       

    Запах паровых котлет,                     

    Вкусных щей с капустой свежей,

    И компота запах нежный.                 

    А у нас к обеду борщ,                     

    Со сметаной он хорош.                          

    Макароны на второе                         

    И горошек есть зеленый.
    А на третье — свежий сок,
    Пирога большой кусок.                              

    Вопросы                                                                               

     - Как мальчик узнал, что приготовил на обед сосед?

    - Чем же пахло от соседа?

    - Какие блюда были приготовлены на обед у мальчика?

    - Из каких продуктов приготовлены все блюда, перечисленные в стихотворении?

         - Какие блюда вам больше всего по вкусу? Из каких продуктов их готовят?   

                                      Сладкоежка    

    Мама Даше на обед                                             

    .                 Приготовила конфет.    

    ;                              Очень удивилась Даша:

    — Где же суп, котлеты, каша?!

    Где же хлеб и где компот

    Или просто бутерброд?!

    Мама Даше объяснила:

    — Ты вчера весь день просила,

    Даже плакала, кричала,

    Что тебя мы любим мало,  

    Вдоволь не даем конфет,

    Что не нужен и обед.

                                        Вот кулек тебе на завтрак,

    А второй к обеду съешь.

    И на ужин все конфеты

                                        Шоколадками заешь.

                                                     Повар и кулинар

    — Здорово! — сказала Даша, —

    Не нужна мне больше каша

    И не нужен мне обед.

    Хватит на весь день конфет.    

    Но под вечер загрустила —      

    Что-то в животе заныло,

    Заболели зубы вдруг,

    Помрачнело все вокруг.

    Почему же нашей Даше

    Захотелось щей и каши?

    Вопросы

    - Почему Даша загрустила после того, как целый день ела только сладкое?

    - Почему сладкое в избытке вредно для здоровья ребенка?

    - Какие продукты полезны для здоровья? Почему?

    - Какие кондитерские продукты более полезны, чем сахар и кон­феты?

                        Пирожки и печка

                                            В печке пирожки сидели                                    

                И во все глаза глядели.

                Радовались, что толстели,

                Но на печку все ж пыхтели:

    —  Печка, сильно нас не жги,
    Жаром нас не опали.

    Не хотим в тебе сгореть,

    Чтобы сухарем хрустеть.

    Успокоила их печка:

    —Жар я сделаю поменьше.
    Пропекайтесь, не спешите,
    За боками последите.

                    Пирожки спокойны стали,

                    Вместе с печкой помечтали:

                    Подрумяниться нам надо.

                    Станем вкусными, что надо!

                    Вытащит хозяйка нас,

                    Угостит всех в тот же час.

    Будет каждый нас хвалить,

    Комплименты говорить.

    Вопросы и задание

    - Как вели себя пирожки в печке? О чем они ее просили?

    - Как их успокоила печка?

    - О чем пирожки стали мечтать, когда успокоились?

    - Разыграйте диалог между печкой и пирожками.

                                           Праздничный обед

                                  Мы в гости позвали родных и друзей

                                  И стали готовить обед поскорей.

                                  Сварили картошку и чай заварили,      

                                  Яички вкрутую в салат отварили,  

    А свеклу немного в котле поварили         

                                     И сразу в холодной воде остудили,

                                     Сардельки поставили и позабылись

           Вопросы и задания

    - Какую еще домашнюю технику, облегчающую труд человека, вы знаете?

    - Какие сложные слова используются в стихотворном упражне­нии?

    - Из каких двух частей состоят сложные слова «кофеварка», «па­роварка», «соковыжималка»?

    - Какое слово является частью двух сложных слов? Что оно оз­начает?

    - Что означает слово «выжать»?

    - Придумайте сложное слово, обозначающее полезную технику. Расскажите, из каких слов оно состоит, что они означают.

                                            Приготовлю сам

                                    Кофемолку я включу,

    Быстро зерна помелю.

    А потом душистый кофе

                                  В кофеварке заварю.

                                   Хлеборезка хлеб порежет,

    Чтоб я сделал бутерброд.

                                    Он с коровьим свежим маслом

                                   Так и просится мне в рот.

    Вопросы и задание

    - Какая умная техника помогла мальчику приготовить себе за­втрак?

    - Что мальчик сделал с помощью кофемолки? Кофеварки? Хлебо­резки? Какие они бывают? (Механические и электрические.)

    - Какой бутерброд он себе сделал?

    - Какие сложные слова есть в стихотворном упражнении?

    - Из каких частей состоят сложные слова «кофемолка», «кофевар­ка», «хлеборезка»?

    - Что получится, если впереди каждого сложного слова добавить

    часть «электро-»?

    - Что означают слова «молоть», «варить», «резать»?

    - Придумайте сложные слова с этими словами.

    Умные помощники                 

    Перемелет мясо в фарш                     

                                   Электромясорубка.                                            

    Не устанут от нее мамины руки.

    Воду вскипятит за миг

    Наш электрочайник.

                                        Они, к сожаленью, совсем разварились.

       Зато хорошо проварили мы птицу               

       Она стала мягкой, к столу пригодится.

       Варили мы долго, устали совсем,

       Зато наш обед так понравился всем!

    Вопросы и задания

    - Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?

    - Почему вся семья готовила обед?

    - Что делали члены семьи, чтобы приготовить праздничный обед?

    - Назовите употребляемые в стихотворении все слова-действия, которые произошли от слова «варить». (Сварили, заварили, отварили, поварили, разварились, проварили, варили.)

    - Объясните значение каждого слова-действия.

    - Какие еще слова-действия можно придумать от слова «варить»? (Выварить, доварить, обварить, переварить, приварить.)

    - Какие слова имеют переносное значение?

    - Чем вареные блюда отличаются от жареных, печеных, парных?

    - Составьте предложение с каждым словом-действием.

                                                       В доме обжоры

       В доме обжоры все любят поесть,

      Вдоволь наесться, что даже не сесть,

      Так переесть, что совсем не дыхнуть,

      С места не сдвинуться и не чихнуть.

    Выест мышонок из сыра кусок,

    А остальное утащит он впрок.                                 

                                   Кот обожает на ночь поесть,                                             

    Может сметану, сосиски все съесть.                              

                                   Даже собака все время страдает —

    Мясо котлетой она заедает.                                         

                                    После хозяев пищу доест,

    Станет как шар, но до ночи все ест.

       Вопросы и задания

    - Кого можно назвать обжорой? (Обжора ненасытный, про­жорливый человек; прожорливый способный очень много съесть, ненасытный.)

    - Кто в доме обжоры кроме него любит поесть? Как чувствует себя обжора, когда переест?

    - Хорошо ли быть обжорой? Почему?

    - Выделите в стихотворении слова-действия, происходящие от слова «есть» (Поесть, наесться, переесть, выест, съесть, заедает, доест, ест.)

    - Какие еще слова-действия можно образовать от слова «есть»? (Изъесть, недоесть, приесться.) Объясните значение каждого слова-действия.

    - Покажите, как выглядит обжора.

    - Придумайте небольшой рассказ с использованием нескольких слов-действий.

                                                                  Мамины помощники   

                                                                Есть помощники у мамы,

                                                                Все готовят они сами

                                                                Варит кофе кофеварка,

                            Парит рыбу пароварка,

                            Выжимает сок морковный

                            Со-ко-вы-жи-мал-ка.

    Вопросы и задание

    - Какая умная техника помогает маме готовить завтрак?

    - Для чего ее придумал человек?

    - Что готовят с помощью кофеварки?

    - Какие блюда готовятся в пароварке? Каким способом они варят­ся? Почему они полезны для здоровья?

    - Как работает соковыжималка? Почему фруктоиый и овощной соки полезны для здоровья?

    - Какую еще домашнюю технику, облегчающую труд человека, вы знаете?

    - Какие сложные слова используются в стихотворном упражне­нии?

    - Из каких двух частей состоят сложные слова «кофеварка», «па­роварка», «соковыжималка»?

    - Какое слово является частью двух сложных слов? Что оно оз­начает?

    - Что означает слово «выжать»?

    - Придумайте сложное слово, обозначающее полезную технику. Расскажите, из каких слов оно состоит, что они означают.

                                          Приготовлю сам

                                    Кофемолку я включу,

    Быстро зерна помелю.

    А потом душистый кофе

                                  В кофеварке заварю.

                                   Хлеборезка хлеб порежет,

    Чтоб я сделал бутерброд.

                                   Он с коровьим свежим маслом

                                  Так и просится мне в рот.

    Вопросы и задание

    - Какая умная техника помогла мальчику приготовить себе за­втрак?

    - Что мальчик сделал с помощью кофемолки? Кофеварки? Хлебо­резки? Какие они бывают? (Механические и электрические.)

    - Какой бутерброд он себе сделал?

    - Какие сложные слова есть в стихотворном упражнении?

    - Из каких частей состоят сложные слова «кофемолка», «кофевар­ка», «хлеборезка»?

    - Что получится, если впереди каждого сложного слова добавить

    часть «электро-»?

    - Что означают слова «молоть», «варить», «резать»?

    - Придумайте сложные слова с этими словами.

    Умные помощники                 

    Перемелет мясо в фарш                     

                                    Электромясорубка.                                            

    Не устанут от нее мамины руки.

    Воду вскипятит за миг

    Наш электрочайник.

                    Мы успеем чай попить                                    
                    И доехать в садик.

                                        Сухофрукты хороша                                                   

    В молоке, компоте.                                        

                                    Подкрепиться ими можно                                           

    Даже на работе.                                             

    Вопросы и задание

    - О каких электрических приборах говорится в упражнении?   

    - Что можно делать с помощью этих электроприборов? Чем они отличаются от неэлектрических приборов?

    - Какое сложное слово состоит из трех частей?

    - Какие еще сложные слова вы знаете с частью «электро-»?

    - Какое сложное слово еще используется во втором упражнении? Из каких частей оно состоит? Что значит «сухие»?

    - Почему сухофрукты полезны для здоровья? Чем они удобны в употреблении? Назовите сухофрукты, которые вы знаете.

     

    СКАЗКИ                    

    Разговор посуды*     

    Задачи:

           - закреплять знания о видах и свойствах посуды, сделанной из разного материала, ее назначении, гигиенических требованиях к использованию посуды, внешнем виде повара;

           - развивать целенаправленное внимание, память, воображение, диалогическую речь;

           - формировать познавательный интерес к теме.                           

    Вопросы и задание                                                                 

       - О чем эта сказка?      

       - Почему посуда решила проучить свою1 хозяйку?

        - Как она это сделала?

        -  Как изменилась хозяйка?

        - Из каких материалов может быть сделана посуда?

    - Для чего предназначена стеклянная, глиняная, деревянная, пластмассовая, металлическая, фарфоровая, бумажная посуда?

    - Чем отличаются все эти виды посуды? Каковы их достоинства и недостатки?

    - Что можно готовить в посуде из жаропрочного стекла?

    - Можно ли готовить или разогревать пищу в пластиковой по­суде?

    - Что такое одноразовая посуда? Как ее используют?

    - Почему повар должен следить за чистотой посуды и кухонной утвари? Чем отличаются рабочие инструменты и кухонная утварь повара от тех, что использует обычная хозяйка дома?

    - Из предложенных предметов посуды образуйте группы по их назначению, объясните свои действия.

    Как посуда чуть не перессорилась*      

    Задачи:

           - закреплять знания о том, что каждый предмет посуды имеет свое назначение для приготовления и хранения пищи;

           - продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассуждать о правоте или неправоте героев, драматизировать отрывки из сказки;

           - развивать воображение, умение высказывать суждение, вы­разительность речи и пантомимику;

           - формировать интерес к сказкам, бережное отношение к по­суде, аккуратность.

    Вопросы                                             

    - Кто победил в споре посуды?             

    - О какой посуде шла речь в сказке?   

    - Почему нельзя выбрать из посуды самый главный предмет?

           - Почему за посудой надо ухаживать? Как?

    - Почему в споре люди часто не находят выхода из создавшейся ситуации?      

    - Почему лучше дружить, чем ссориться?

    Чтение и рассказывание народных и авторских сказок               

    Задачи:                                                                  

    - выделять в сказках деятельность, связанную с приготовлением пищи;  

    - показать значимость этой деятельности;             

    - формировать интерес к сказкам, народной мудрости, заклю­ченной в них.

    ГИМНАСТИКА И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ 

    Мы — ребята-поварята*

         Задачи:

           - закреплять знания об использовании разных продуктов в при готовлении еды;

           - учить через выразительные движения создавать игровой образ;

           - развивать ориентировку в пространстве, точность движений, чувство ритма и темпа, воображение;

           - формировать радостное, бодрое настроение.

     
    Мы — ребята-поварята

    Маме любим помогать.

    И сейчас на нашу кухню

    Будем весело шагать.          (дети ходят вокруг зала.)

    Мы длиннющие спагетти

    В магазине прикупили.

     В кипяток их опустили

     И немного поварили.

    А потом на вилку быстро

    Мы сгетти накрутили.

    Сверху кетчупом полили,

    Да и в рот их положили.       (выполняют бег "змейкой",

    Есть у нас сухой горох.          взявшись за руки, вокруг зала;

    В супе он совсем не плох!     закручиваются к середине, затем раскручиваются)

    Выпал вдруг пакет из рук —
    Пол в горохе весь вокруг.

    И рассыпался горох

    По тысячам дорог

     Кружки в руки мы возьмем

    И горох весь соберем.              (бегут врассыпную,

    Вот на полке, наверху,               собираются в центре.)

    Банки с крупами стоят.

    Надо кверху потянуться,

    ... ... ...

     

    В этой серии вы узнаете, чем повар отличается от кондитера. Кто такой шеф-повар. Кто такой кулинар. Престижная ли это профессия. Мужская или женская. И многое другое!

     

    Рекомендации

    Темы познавательных бесед

           Особенности работы повара на полевой кухне (во время военных действий, учений, уборки урожая, в экстремальных условиях экспе­диций на Крайний Север и т.п.). Отличие работы повара в ресторане, кафе и столовой. Оборудование современной кухни. Чем отличаются кулинарные рецепты от рецептов, который выписывает врач больно­му. Чем отличается кухонная утварь повара. Детское меню: его осо­бенности, способы приготовления блюд, значение блюд для здоровья детей. Работа поваров в больнице, санатории: знание лечебной кухни, значение лечебного питания.

           Познавательный и контрольный материал по лексическим темам «Посуда», «Продукты питания» в большом объеме можно найти в [6].; Материал по теме «Электроприборы», по приготовлению блюд из овощей и фруктов см. там же.

     

     

           Источники

    Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

    Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и воображения. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

    Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

    Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

    Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

    Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

    Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

    Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

                                                                                                             С уважением, О.Г. Гольская

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").