Загадки в словарной работе с детьми дошкольного возраста

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

ИБ - информационный блок

Текст № 1. Понятие, воспитательное значение использования загадок для детей дошкольного возраста.

       Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся отходом от информационно - репродуктивного обучения, основанного на повторении , подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир.

       Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности. И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

       Загадка – иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки [4].

      Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, красочные художественные образы помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.

       Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Употребление для создания в загадке метафорического образа, различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

       Отгадывание загадок является достаточно сложным для дошкольников. Причины ошибок, допускаемых дошкольниками при отгадывании загадок, в том, что дети не обладают достаточными знаниями о предметах и явлениях, описание которых дается в загадке, а также то, что дети невнимательно слушают загадку, выделяя только отдельные признаки.

       Вопросы методики обучения дошкольников отгадыванию и загадыванию загадок рассматриваются в работах Ю. Илларионовой, Н. Гавриш, Е. Кудрявцевой и др..

       В методике сформулированы следующие требования к обучению детей дошкольного возраста отгадыванию и придумыванию загадок.

       Знакомство детей с загадками загадок вводится в младшем дошкольном возрасте.

       Обучение детей отгадыванию загадок надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок[1].

       Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.

       Загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов). Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.

      Для отгадывания метафорических загадок важным является знакомство детей с фольклорными произведениями, художественной литературой, знакомство с выразительными средствами языка: эпитетами, сравнениями, переносным значением слов, фразеологическими оборотами.

       Придумывание загадок самими детьми сложная для детей деятельность, которая должна основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок. Обучение детей придумыванию загадок возможно в старшем дошкольном возрасте. На первых этапах обучения придумыванию загадок обязательно использование наглядного материала, предметов, картинок. Первоначально дети придумывают загадки по аналогии с образцом данным воспитателем, в дальнейшем можно предложить детям простой алгоритм для составления загадок: назвать основные признаки предмета ( цвет, форма, качества, части,назначение).

       Ряд авторов (Н. Кондратьева, О. Сомкова) предлагают использовать различные виды моделей для обучения придумывания загадок.

       Модели помогают детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели. Наполняя его конкретными образами, дети могут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий. Примером может служить дидактическая игра – «Загадки Винни – Пуха».

       А. Страунинг предлагает методы активизации творческого мышления: мозговой штурм, графическую аналогию. Графической аналогией детей подводят к понятию приему «свертывание» – умению выделить самое главное в образе. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но для развития творческого мышления ребенка важно научить ребенка находить графическую аналогию самостоятельно.

       Таким образом, отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на развитие мышления, воображения, речи детей. Научить детей отгадывать и загадывать загадки возможно только при целенаправленной, систематической работе, учитывающей возрастные возможности детей.

 

 

 

ИБ - информационный блок

Текст № 2.

       Обучение отгадыванию загадок детей дошкольного возраста.

                                                                                                            

Литература

  1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.

  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

  3. Левшина, Н.И. Сочинение загадок как средство словесного творчества старших дошкольников / Н.И. Левшина // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2008. – 118-121 С.

  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.

  5.  ya-camaya.ru

     

     "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 1).

 

      

       Для того чтобы  с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.

Скачать:

Предварительный просмотр: