Народные художественные промыслы России для дошкольников. Дымковские игрушки

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ

  • Рассматривание с детьми дымковских игрушек

       —  Сегодня я вам принесла игрушки. Их тоже сделали русские мастера. С какими игрушками, которые делают русские мастера, мы уже знакомы? (С матрешками.) А из какого материала сделаны матрешки? (Из дерева.)

        —  А эти игрушки сделаны из глины. Вам нравятся эти глиняные игрушки? Вот эта игрушка не простая (Показывает свис­тульку.) Это — свистулька. Девочки в те далекие времена любили играть с деревянными матрешками, а мальчикам нравились сви­стульки. Глину, как и дерево, всегда можно найти. Мастера дела­ли из глины не только свистульки, но и вот таких козлят, пету­хов, даже красивых барышень. (Показывает все перечисленные дымковские игрушки.) Одни мастера лепили игрушки, а другие их расписывали.

       Посмотрите, какие красивые игрушки! Что на них нарисова­но? (Кружочки, клеточки, полосочки.) А какого они цвета? (Воспи­татель подробно рассматривает элементы дымковской росписи.)

       А начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с очень красивым названием — Дымково. Повторите это название все вместе. (Дети повторяют хором и индивидуально.) Так и назва­ли эти глиняные игрушки —дымковскими. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня рус­ские мастера делают эти красивые глиняные игрушки. Люди поку­пают их и любуются. Нигде в мире больше не умеют делать такие игрушки, только у нас в России!

 

 

Дымковская игрушка. Вчера, сегодня, завтра.

 

Дымковская игрушка.

     

  • «ДЫМКОВСКАЯ  СКАЗОЧНАЯ  СТРАНА»

       Дорогие ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вмес­то обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей неболь­шой, он расположен прямо в нашем детском саду. Там вы увидите очень красивые вещи.

Дети и педагог идут в музей детского сада.

       Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может, кто-то знает, как они называются? Называют ее дымкой — по имени Дымковской слободы города Вятки, где она родилась.

       Когда-то давно на берегу реки Вятки появилось поселе­ние — слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэ­тому и назвали слободу Дымковской.

Нравится ли вам эта игрушка?

       Сначала эти игрушки изготавливали не для забавы. Дав­ным-давно люди верили, что у них есть много богов-покро­вителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что люди просили у своих богов: домашний скот, младенцев и прочее.

       Потом жители Дымковской слободы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры — подарки на память, для красоты. Детям и взрослым очень нравились глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

       Небольшой глиняный шарик мастера раскатывали в пласти­ну, а затем сворачивали так, чтобы внутри была пустота. Затем основу свистульки дополняли двумя коротенькими выступами-ножками и налепляли голову утки, коня или козлика. Отверстие протыкали после того, как свистулька немного высыхала. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гу­ляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и по­лучил этот праздник свое название — Свистунья.

       И в наше время в самом центре города Вятка находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Все это нужно для со­здания чуда! Сказочные индюки, похожие на жар-птицу, ба­раны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, другая с козлятами, все это — на­стоящее чудо!

       Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это иг­рушки керамические, они сделаны из красной глины. В ок­рестностях Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

        Сначала они лепили фигурку, потом подсушивали ее и об­жигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

       Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специаль­ную вмесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

       А какими узорами их расписывают — просто залюбуешь­ся. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Пра­вильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пят­нышки, точки. Все на своем месте, и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг — это символ солнца, каравай хлеба, точка — звезды, волнистая линия — вода, прямая линия — дорога.

       Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие — просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закон­чена.

       Посмотрите, чем еще отличается эта игрушка? Что не­обычное есть у нее? Правильно, золотые квадратики. Эта ра­бота так и называется — «сажать золото». Мастерица смачи­вает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квад­ратика или ромбика и «сажает» его на нужное место — барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки... Вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.

       Педагог показывает детям игрушки, сопровождая показ чте­нием стихов по своему выбору.

       Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали ве­селые или грустные мастера? Как они передали вам свое ра­достное настроение?

       Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рас­смотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке.

        Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей иг­рушке. Педагог помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

        Почему игрушки, которые ты видишь, называются дым­ковскими?

  Из какого материала они сделаны?

  Что любили лепить дымковцы?

  Почему они лепили людей, животных?

  Какое настроение создают эти игрушки?

        Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что обозначают?

 Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

 

  • Просмотр детьми телепередач, беседа по содержанию.

Рисование. Дымковская игрушка.

 

  • Стихи о дымковской игрушке

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка —

    Родился в веселый час

    Вятский праздник — Свистопляска!

    А.Дьяков

Дымковская игрушка       

Чем знаменито Дымково?       
Игрушкою своей!                       

В ней нету цвета дымного,     
Что серости серей.                     

        В ней что-то есть от радуги,   
        От капелек росы,                          

 В ней что-то есть от радости, 
 Гремящей, как басы!                 

      Она глядит не прянично —     
      Ликующе и празднично.             

 В ней молодость — изюминка,
 В ней удаль и размах...
 Сияйте, охра с суриком,            

         Чтоб всем светло, не сумрачно!

          И злость, и хмурость льдинкою,

          Без всякого следа

          Пусть под улыбкой Дымкова

          Растают навсегда!

В. Фофанов

Пестрый хоровод

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадку, я ее поглажу   

И седельце с бахромой

На спине прилажу.                             

Слепим, высушим — ив печь!

А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи — не калачи,   

      А в печи — не куличи,             

      Не пышки, не ватрушки,                     

      А в печи — игрушки!                     

      Не кастрюли, чугуны —

      А лошадок табуны.                                    

      За лошадками — козел,

       Из печи — и прыг на стол!

      Вылезай скорей, медведь!                  

      В печке можно угореть!                   

      Друг за дружкой выплывают

      Утушек-свистулек стаи,                     

      А за ними в свой черед —                    

      Кукол пестрый хоровод.

      Распишу я утушку разными цветами,

      Свищет моя утушка разными ладами.

       Модница-нарядница, вы куда идете?

      С зонтиком и сумочкой

      Глиняная тетя.

      Поглядите, каковы!

      И нарядны, и новы

      Расписные сани.                                      

      Медведь с гармошкой, солдат с усами,

      Козел — золотые рожки

      Да куколка в сережках.

      Пестрые, яркие, славные подарки!

Лена Тулыга

 

  • Мастер класс.

Как сделать дымковскую игрушку. (г. Киров)

 

  •        Картинки раскраски

- дымковские игрушки

                                                                                                                           

- дымковские игрушки (шаблоны для рисования)

                                                                                                                          

 

  • Иллюстрации

- дымковские игрушки

                                                                                                                           

- элементы узора дымковской игрушки

                                                                                                                           

 

Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

     Уважаемые коллеги,  важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

 

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".