Методика развития связной речи - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

Гольская Оксана Геннадьевна

                    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!       

К студентам

           Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

            Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ - Информационный блок;

РБ - Расширяющий блок;

ПБ - Проблемный блок;

СБ - Ситуационный блок;

БС - Блок самоконтроля;

КБ - Корректирующий блок.

            Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

           Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

           Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

            Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

 

 

   Модуль 7.  Методика развития связной речи

(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

 

Задачи: изучить особенности диалогической речи детей в ситуации общения «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок», познакомить с формами и методами работы по обучению детей диалогической речи; изучить некоторые особенности описательной и повествовательной речи детей дошкольного возраста; выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;познакомить студентов с формами и методами работы по обучению детей монологической речи;формировать у студентов навыки анализа связной речи детей с точки зрения категориальных признаков текста.

Основные понятия: связная речь, связная диалогическая речь, связная монологическая речь, моделирование; формы связной речи; функции речи; особен­ности речи – ситуативная, контекстная; беседа; описательный сюжетный рас­сказ; пересказ.

Основные идеи:

  • Общение детей в повседневной жизни и на занятиях – основной путь разви­тия связной речи.
  • Развитие связной речи – процесс освоения социально закрепленных речевых форм.
  • Организация активной разнообразной речевой деятельности детей в играх, повседневной жизни, на занятиях обеспечивает своевременное развитие их связной речи.

 

 

 

Приёмы обучения рассказыванию

                                                                                                                                                                                 

Беседа  - основное средство обучения детей дошкольного возраста связной диалогической речи.

                                                                                                                                                                                 

Обучение монологической речи  детей в процессе рассказывания по картинам.

                                                                                                                                                                                  

Обучение монологической речи детей в процессе  рассказывания по предметам и  игрушкам.

                                                                                                                                                                                   

Обучение пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов детей.

                                                                                                                                                                                  

Обучение рассказыванию на темы из опыта детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                                 

Методика обучения составлению  писем  (эпистолярному искусству) в дошкольном возрасте.

                                                                                                                                                                                 

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.

                                                                                                                                                                                

Контрольная работа по модулю № 7.

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                     

Литература основная

  1. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Вопросы педагогики раннего детства / Под ред. Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной. – М., 1967.
  2. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: развитие речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12. – С. 33.
  3. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
  4. Гурович Л.М. Пересказ как приём активизации умственной деятельности на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
  5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М., 1985.
  6. Зубарева К.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
  7. Зражевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12.
  8. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.. 1977.
  9. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 6, 7.
  10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. – М., 1982.
  11. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1972.
  12. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., 1982. – С. 30-40, 54-63, 88-98.
  13. Короткова Э.П. Повышать активность детей на занятиях с картиной //Дошкольное воспитание. – 1975. – № 2.
  14. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
  15. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 35.
  16. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
  17. Люблинская А.А. Восприятие картин // Очерки психического развития ребёнка. – м., 1965. – Гл. 5. – С. 169-173.
  18. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М., 1964.
  19. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. – М., 1950.
  20. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – М., 1970.
  21. Попова М.И. Формирование диалогической речи у детей сторого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 4.
  22. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.А. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – С. 115-134.
  23. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Дронова. – М., 1995.
  24. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Дронова. – М., 1995.
  25. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
  26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
  27. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. – М.: Учпедгиз, 1964. – С. 115-134.
  28. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16.
  29. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.
  30. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 129-135.
  31. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 12.
  32. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
  33. Эльконин Д.Б. Речь // Психология дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.

Литература дополнительная

  1. Алексеева М.М.  Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
  2. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб., 1992.
  3. Дементьева А.М. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада.- М., 1960.
  4. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
  5. Короткова Э.П. Учим рассказывать картинки // Дошкольное воспитание. – 1964. – № 2.
  6. Кузина Н.И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 5.
  7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
  8. Леушина А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольников // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 1949.
  9. Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картин, по одной картине).
  10. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. – С. 183-186.
  11. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. – М., 1950.
  12. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1989.
  13. Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения в психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1950.
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. – С. 71-82.
  15. Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987.
  16. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 9.
  17. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей     дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
  18. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 52-74.
  19. Художественное творчество и ребёнок. – М., 1972. – Раздел I. – Гл. 3. – С. 39-48.
  20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.
  21. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. – Шуя, 1993.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).