Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Хохлома

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

    ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

     

    Ремесло: хохлома.

     

    • ЛЕГЕНДА «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»  (знакомство с искусством Хохломы)

           I вариант. Сказывают в народе о чудо -мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захо­тела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую дере­вянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие не­обычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужи­ков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «зо­лотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их боль­ше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

           II вариант. Говорят, в давние времена в Москве жил ху­дожник. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем род­ным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась
    красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

           Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и се­лились рядом. Слава о мастере донеслась и до царя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты свое­го мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художни­ка. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразились и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необыч­ной — она была из солнечных лучей.

     

    Огненная хохдома.

    • БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ 

       «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

             Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным де­коративно-прикладным искусством — хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите, нравятся ли они вам?

              Почему они вам понравились? Как вы думаете, что онеобыч­ного в этой посуде?                                         

              Такие золотистого цвета деревянные изделия с раститель­ным орнаментом называют хохломой.

              Хохлома — это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

              Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

             Сказывают в народе о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз приле­тела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во двор­це. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Со­брал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

             Как вы думаете, трудно ли изготавливать такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Сначала изделия вытачи­вают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое де­лают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шку­рят — протирают наждачной бумагой. Это такая специальная бумага, покрытая очень мелкими частицами камня (показ). Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для  деревянных  поверхностей,   который  быстро  высыхает. А уже потом изделие лудят — покрывают алюминиевым по­рошком и закаляют в очень жаркой печи.

             Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотри­те на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, черный, красный. Встречается и зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему Хохлому назы­вают золотой. А какие узоры использовал художник? Это травная роспись с применением элементов, которые называ­ются «усики», «осочки», «травинки», «кустики». Из таких узо­ров составлены самые разные композиции: ветка с ягодами, листьями, цветами. Даже птицы и рыбки есть! Посмотрите: травинки наклоняются, завиваются, закручиваются — как будто на ветру. Узор занимает почти всю поверхность изделия, а край украшен каймой.

             Особенно красивой росписью украшали предметы для торжественных событий, например посуду для праздничного стола — братины, ковши, ендовы (показ изделий или иллю­страций) .

             Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вмес­те. (Показ изделий сопровождается чтением стихов по выбору педагога.)

             А сейчас давайте придумаем, какие слова можно подобрать к слову «хохлома» (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит).

             Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

      Дополнительные вопросы к детям во время беседы:      

      Откуда пришло название «хохломская роспись»?                

      Из какого материала делали посуду в Хохломе?

      Какие цвета и оттенки используют художники?                   

            Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.                                                                                     

      О чем напоминает вам роспись?

            Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

             Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?  

       

      • Просмотр детских телепередач, беседа по содержанию.

      В мастерской. Хохломская роспись - 1 часть.

       

      В мастерской. Хохламская роспись - 2 часть.

       

      • ВЫСТАВКА ИЗДЕЛИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА  (старшая группа)

             Воспитатель приносит в группу различные изделия народно-при­кладного искусства из методического кабинета, из других групп.

      —     Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на выставку. На этой выставке представлены предметы, сделанные руками русских мас­теров. Нигде в мире не делают таких красивых предметов.

             На каждой выставке обязательно есть экскурсовод, который зна­комит посетителей с экспонатами. Кто-то из вас будет экскурсово­дом, а все остальные — гостями из разных стран. Они никогда не были в России, и первый раз видят такие прекрасные изделия. Экс­курсовод должен рассказать иностранцам о предметах, сделанных русскими мастерами, так, чтобы вызвать их восхищение.

             Воспитатель предлагает детям по очереди быть экскурсоводами. Если у детей сразу не получится рассказ, воспитатель дает рассказ-образец:

      —           Перед вами совершенно необыкновенная посуда. На первый взгляд даже и не скажешь, что она сделана из дерева. Посмотрите, как красиво она расписана: на золотом фоне вы видите красивые завитки, ветки с разными ягодами — клубникой, рябиной, смородиной. Это изделия хохломской росписи. Хохлому русские мастера стали делать очень-очень давно, и секрет ее изготовления передавали из поколения в поколение. Поэтому сейчас вы можете восхищаться этой красивой посудой. В наших магазинах вы можете приобрести хохломские изде­лия на память о России и талантливом русском народе.    

       

      • Мастер класс.

       

      Хохлома. Уроки росписи.

       

      Хохлома. Урок завитки на чёрном фоне. Кудрина.

       

      Хохлома. Виноград на чёрном фоне - 1 часть.

       

      Хохлома. Виноград на чёрном фоне - 2 часть.

       

      Хохлома. Нарциссы и мимоза на чёрном фоне. Роспись разделочной доски.

       

      • Картинки раскраски - хохлома (изделия).

                                                                                                                                                            

      • Картинки раскраски - хохлома (узоры, трафареты).

                                                                                                                                                            

       

       

       

             Источники.

      Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       

             Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

      История хохломской росписи.

      Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

      Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

      Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

      Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

      Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

      Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

      Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

      Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

      Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

      Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

      Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

      Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

      Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

      Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

      Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

      Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

      Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

      Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

      Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

      Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

      Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

      Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

      Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

      Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

      Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

      Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

      Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

      Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

      Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

      Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

      Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

      Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

      Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

      Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

      Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

      Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

      Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

      Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

      Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

      Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

      Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

      Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

      Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

      Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

      Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

       

         Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

       

         "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".