Глоссарий по ТМРР - Мм

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА  – продуктивное средство развития речи детей. Загадки, потешки, приговорки, небылицы, пословицы, колыбельные насыщены разнообразными метафорами, сравнениями, эпитетами, многозначными словами, которые обогащают речь детей, делают её выразительной и образной. Многие малые жанры фольклора сопровождаются игрой (потешки, считалки, стихотворения-шутки) и органично вплетаются в детское общение (кричалки, прибаутки, небылицы). Функции фольклора (по Н.С. Старжинской):

1)​ развивает художественный вкус;

2)​ содействует возникновению эмпатии к героям произведений;

3)​ расширяет литературный опыт дошкольников, их знания о новых жанрах;

4)​ содействует развитию чувства языка, формирует умение пользоваться образными словами и выражениями в разговорной речи;

5)​ стимулирует самостоятельный поиск выразительных средств для создания образа, вызывает интерес к импровизации монологов и диалогов в играх-драматизациях.

Небольшие по размеру литературные произведения позволяют при минимуме времени сконцентрировать максимум внимания детей на определенных языковых средствах. Малые жанры фольклора активизируют лексику детей, помогают овладеть грамматическим строем языка, интонационной выразительностью речи. Например, колыбельные песни – напевные, нежные – произносятся тихо, медленно. Приговорки и потешки – радостные – проговариваются громко, весело. Загадки и небылицы говорят загадочным тоном, медленно, выделяя голосом ключевые слова. Постепенно дети учатся правильно подбирать средства интонационной выразительности в зависимости от жанра и характера литературного произведения.

С помощью фольклора взрослые легко налаживают контакт с детьми, побуждают их к активной познавательной деятельности. Так, загадки вызывают желание эмоционального общения, речевого высказывания по поводу своих предположений, колыбельные успокаивают, потешки веселят, басни создают познавательный интерес и дают примеры норм человеческого поведения. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора интересует детей, вызывает у них желание повторить, запомнить.

Малые формы фольклора, с одной стороны, источник лексической чистоты, а с другой, – система традиционных правил, принципов семейного воспитания. С их помощью дети учатся понимать значение образных выражений и их целесообразность в речи. Разнообразные упражнения, игры с использованием потешек, загадок, пословиц, скороговорок развивают поэтический слух ребёнка, побуждают детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве. Используют фольклорные произведения в младшем возрасте на занятиях 5-10 минут, в старшем 10-15 минут.

МАРКИРОВАННЫЙ ЧЛЕН ОППОЗИЦИИ - наделенный определенным признаком по сравнению с другим членом оппозиции. Формально маркированный - наделенный дополнительным средством выражения; семантически маркированный - наделенный дополнительным семантическим качеством.

МЕТАТЕЗИС - перестановка звуков или слогов в слове или тексте.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ  — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.Само слово "методика" означает совокупность различных методов обучения.

МОТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  – дисциплина, которая изучает и предлагает педагогам оптимальные методы формирования, развития и усовершенствования детской речи. Методика развития речи детей – часть лингводидактики (науки обучения детей речи как основе мышления и общения). В ней рассматриваются вопросы тренировки памяти, совершенствования органов артикуляции, развития эмоций и чувств (умение оценивать реальность с помощью лексико-грамматических средств), формирования интеллекта (умение взаимозаменять слова, подбирать наиболее подходящие лексические единицы), овладение детьми коммуникативными умениями, формирование у них культуры речи и общения. Методика развития речи дошкольников предполагает следующие направления работы: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: чтение воспитателя, заучивание на память, инсценирование, рисование, подбор литературного произведения, соответствующего фольклорному, сравнение фольклорных произведений с противоположным содержанием, рассматривание книги и иллюстраций, словесные игры, беседа о прочитанном, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, чтение с музыкальным сопровождением, подбор сравнений, эпитетов, антонимов, синонимов и рифм к словам и словосочетаниям из фольклорного текста, переделывание загадки, пословицы, фразеологизма, песни в сказку или рассказ, хоровое рассказывание, пение, моделирование сюжетного стиха, элементарный эмоционально-образный анализ, придумывание собственного произведения по образцу фольклорного, чтение с наглядностью произведений разных жанров, одной темы, или произведений с противоположным содержанием, элементарный анализ текста, придумывание собственного произведения по образцу фольклорного.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ – цели, которые необходимо достичь в процессе запоминания дошкольниками стихотворных произведений. В стихах рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, т.к. мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание, поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.

Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить. На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста, приёмы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1) Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию текста в памяти.

2) Учить детей читать стихи выразительно, т.е. так, чтобы ясно, отчётливо передавались мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Но на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.

МЕТОД КОММЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ (аналитическое чтение, медленное чтение) – неторопливое чтение текста воспитателем с остановками для комментариев, уточнений, образных объяснений, упреждающих вопросов. Метод комментированного чтения способствует активизации эмоций и мышления ребёнка на занятиях по формированию словарного запаса и связной речи, помогает детям «погрузиться», «войти» в текст.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ  – речевые нормы, которые воспитатель обязан соблюдать в общении с детьми, т.е. произносить слова достаточно громко, чётко, артикуляционно и орфоэпически правильно, употребляя слово в различных грамматических формах. При соблюдении этих правил речь воспитателя будет образцом для детского подражания, будет способствовать быстрому и прочному усваиванию дошкольниками новых слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ– условия наиболее эффективного запоминания произведений стихотворной формы как обязательного компонента речевого развития дошкольников.

1) Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; не активные дети остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2) Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3) Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Необходимо от 8 до 10 повторений. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4) В заучивании стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым детям приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

5) Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  (методические закономерности, методические факторы) – специфические для дисциплины положения, которые помогают педагогу в выборе речевого материала и конкретных средств обучения на разных возрастных этапах детей. Методические принципы развития речи дошкольников выводятся из общедидактических принципов, дополняя и взаимодействуя с ними.

Основные методические принципы (В.И. Яшина):

1) коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;

2) взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;

3) развитие языкового чутья («чувства языка»);

4) формирование элементарного осознания явлений языка;

5) взаимосвязь работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования;

6) обогащение мотивации речевой деятельности;

7) обеспечение активной речевой практики.

Основные методические принципы (Л.П. Федоренко):

1) внимание к «материи языка», к физическому развитию органов речи и пишущей руки, фонематического слуха;

2) усвоение лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщённости и одновременное развитие лексических и грамматических навыков;

3) развитие выразительности речи;

4) развитие чувства языкового чутья;

5) опережающее развитие устной речи перед письменной, сопоставление письменной речи с устной в процессе усвоения;

6) последовательное наращивание темпов обогащения речи.

Комплексный подход педагога к методическим принципам способствует эффективному, ускоренному речевому развитию ребёнка.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – комплекс средств совершенствования произносительной стороны речи, осуществляемый в работе с детьми на специальных занятиях по звуковой культуре речи, как часть занятий по развитию речи, на музыкальных занятиях (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в виде дополнительной работы вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме, хороводы и др.). Наиболее распространены следующие методы: дидактические игры («Чей домик?», «Магазин», «Узнай по голосу»); подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»); дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.); упражнения («Найди нужный звук», «Как звучит слово», «Подбери слово на заданный звук», заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.); игры-инсценировки; чтение считалок, чистоговорок, скороговорок, стихов; отгадывание загадок на заданный звук.

Приёмы развития звуковой культуры речи дошкольников: образец правильного произношения, выполнение заданий, объяснение правильного произношения, показ движений артикуляционного аппарата (чтобы звук звучал долго, наберите много воздуха и медленно его выдыхайте; вытяните губы трубочкой, как я, и протяжно скажите «у-у-у»); утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок); хоровые и индивидуальные повторения; совместное произношение ребёнка и воспитателя; зеркальное (отражённое) произношение (незамедлительное повторение ребёнком речи воспитателя); оценка ответа; исправление; образная физкультурная пауза; обоснование необходимости выполнить задание педагога; индивидуальная мотивировка задания.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ М КНИЖНЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ – комплекс различных способов работы, преимущественно словесных, постепенно усложняющихся в различных возрастных группах, позволяющих более глубоко осмысливать содержание литературных произведений, дающих возможность ярче почувствовать образы художественного произведения, помогающих через наглядность активизировать усвоение детьми слов и понятий. В работе с младшими дошкольниками эффективно использовать следующие методы и приёмы:

1) слово воспитателя, при помощи которого дети узнают и называют персонажи, предметы и явления, находят общее между рисунком и реалиями жизни;

2) беседу, во время которой активизируется внимание детей, задаются вопросы (Что это? Как называется?);

3) соотнесение определённых мест текста с рисунком, что позволяет детям охарактеризовать предмет, назвать его размер, форму, цвет;

4) игры («Кто более точно рассмотрит картинку», «Кто больше всех назовёт предметов, изображённых на картинке», «Отгадай, к какому произведению нарисована картинка» и др.);

5) «самопроекцию» (Кульчинская Н.Л.) – «вхождение в картину», когда дети представляют себя героями иллюстрации;

6) имитации движений, мимики, жестов, поз героев иллюстрации.

В среднем дошкольном возрасте основным методом служит беседа, позволяющая при помощи вопросов возобновить и описать сюжет, обратить внимание на изобразительные средства выразительности (жесты, мимику, позы, расстановку предметов, цвета и др.) Ответы дошкольников необходимо дополнять образными и выразительными объяснениями педагога, чтобы вызвать у детей определённые эмоции, настроение. Эффективно использовать сравнение иллюстрации с реальным предметом или событием, словесное рисование.

В старшем дошкольном возрасте детей учат оценивать иллюстрации, отвечать на вопросы «Понравилась или не понравилась картинка? Почему?» Детям объясняют, что свет и цвет могут передать различное настроение. Основные методы и приёмы работы: беседа; индивидуальное и коллективное рассказывание содержания сказки с опорой на иллюстрацию или серию иллюстраций (начинает рассказ воспитатель); придумывание названия иллюстрации; игровые викторины; сравнение иллюстрации с репродукцией картины.

Ф.А. Сохин и О.С. Ушакова рекомендуют сочетать занятия двух типов: фронтальные (регулярно, 1–2 раза в месяц) и индивидуальные (по мере необходимости, по 10–15 минут с одним ребёнком или группой). Занятия предлагается проводить в 2 этапа:

1) развитие умения видеть и понимать художественные образы, выделять главное, высказываться на тему произведения; обогащение речи детей средствами художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.);

2) обучение связному высказыванию на темы картин разных жанров.

Основные приёмы работы: словесное рисование картины; вхождение в иллюстрацию; рассказ произведения по собственному рисунку; выбор иллюстрации и его аргументация; придумывание названия картины и его объяснение; вопросы к детям; упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, фразеологизмов; слово воспитателя-экскурсовода на выставке картин.

Методы и приёмы словарной работы – способы развития лексического запаса детей. Наиболее эффективны следующие методы:

1)​ осмотр предметов, игрушек;

2)​ осмотр помещений в детском саду;

3)​ наблюдение за транспортом, животными, трудом взрослых;

4)​ экскурсии;

5)​ чтение литературных произведений;

6)​ рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;

7)​ просмотр видеофильмов, диафильмов и т.д.;

8)​ инсценирование;

9)​ беседы;

10)​ речевые игры;

11)​ дидактические игры с игрушками, предметами, рисунками:

а) «Магазин» – продавец продаёт только тем, кто правильно назовёт предмет;

б) «Склеим разбитую посуду» – дети должны назвать части целого предмета (человека, стола, машины и.т.п.);

в) «Кукла в саду» – дети должны назвать действия куклы (умывается, одевается, обедает, ложится спать и т.д.);

г) «Переоденем кукол» – дети должны найти куклу по признаку одежды;

д) «Угостим куклу чаем» – дети комментируют действия на чаепитии с куклой;

е) «Оденем куклу на прогулку» – дети выбирают и называют предметы одежды для куклы;

ж) «Найди похожую игрушку» – дети находят игрушку по описанию воспитателя;

з) «Кому что?» – дети называют орудия труда представителей разных профессий.

Наиболее распространённые приёмы словарной работы:

1)​ поручения (возьми, дай, принеси, сделай...);

2)​ объяснение значения слова через определение или этимологию;

3)​ показ картинок, предметов, игрушек;

4)​ повторение слова или фразы;

5)​ употребление нового слова со старым;

6)​ составление словосочетаний и фраз с объясняемым словом;

7)​ пояснение слова другим словом, близким по значению;

8)​ подбор к слову языковой единицы с противоположным значением;

9)​ дидактические игры и упражнения («Кто найдёт – пусть возьмёт», «Какой предмет?», «Скажи наоборот», «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др.);

10)​  вопросы;

11)​  загадки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – методы теоретического и практического (эмпирического) определения педагогических условий наиболее эффективного развития речи детей. Выделяют практические методы (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, рейтинг (оценки компетентных судей), анкетирование и интервью воспитателей и родителей) и теоретические (изучение педагогической документации дошкольного учреждения, анализ литературы по проблеме исследования, исследование педагогических систем прошлого и изучение опыта работы современных воспитателей, моделирование, анализ и обобщение материала, полученного на практике).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – способы развития речи детей педагогом, в результате которых приобретаются определённые знания, умения, навыки. Метод – это способ взаимодействия воспитателя с детьми. Педагоги выделяют традиционные и новаторские, дедуктивные и индуктивные, активные и интенсивные, репродуктивные и эвристические, индивидуальные и коллективные методы развития речи дошкольников. В лингводидактической литературе существует множество классификаций методов обучения: по дидактическим задачам, по характеру познавательной деятельности обучающихся, по целям и задачам различных этапов обучения, по основным компонентам деятельности педагога, по этапам познавательной деятельности обучающихся, форме сотрудничества педагога с ребёнком и др. Наиболее распространённой является классификация методов обучения по источнику получения знаний (Е.Я. Голант, А.В. Текучёв, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Петровский, М.А. Данилов), согласно которой выделяют словесные, наглядные и практические методы. Выделение данных методов условно, потому что они не имеют чётких границ, используются чаще всего комплексно. Например, наглядные методы практически всегда сопровождаются словесным комментарием.

Выбор того или иного метода зависит от многих факторов: подготовленности педагога, методического обеспечения дошкольного учреждения, уровня речевого развития детей, задач речевого развития на данном этапе, возраста, количества детей, сложности материала. Например, в младшем дошкольном возрасте выразительность речи эффективно формировать с помощью заучивания стихов, интонационных игр («Эхо», «Скажи, как я», «Телефон», «Продавец», «Большой – маленький», «Метель» и др.), а в старшем дошкольном возрасте с этой целью продуктивнее обращаться к инсценировкам сказок и пересказу художественных произведений, в которых присутствуют диалоги персонажей (сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Семеро козлят»). Выбор методов зависит и от структуры занятия и его этапа. Так, при обучении пересказу на начальном этапе можно напомнить о наблюдениях, на следующем обратиться к беседе, далее перейти к чтению. Если произведение содержит много новых, незнакомых детям слов, то начать можно с вводной беседы, в основе которой будет словарный комментарий и показ иллюстраций. В работе с дошкольниками следует сочетать различные методы обучения. Необходимо помнить: универсальных, плохих, неэффективных методов не существует по той причине, что метод – это всего лишь последовательность действий педагога и детей.

Чаще всего методы сменяют друг друга или используются в различных сочетаниях. Постепенно педагог вырабатывает для себя умение выбирать необходимый метод, формирует индивидуальный «методологический почерк». Владение различными методами даёт педагогу возможность спланировать образовательный процесс, подобрать необходимый материал, скорректировать ход занятия. Умелая смена методов позволяет сделать обучение активным и разнообразным, избежать утомления и падения интереса со стороны дошкольников.

МЕТОДЫ ПРИДУМЫВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ДЖАННИ РОДАРИ  – ряд методов развития связной речи, умений сочинять сказки, активизации творческого мышления, рефлексии, формирования интеллектуальной готовности к обучению ребёнка в школе.

В основе метода «камень в пруду» – сочинение на основе ассоциаций к любому произнесённому слову. Подбираются слова на одну букву, слова, рифмующиеся с первым словом, слова, начинающиеся с одного слога, слова, противоположные по значению или признакам, слова, близкие по значению. Сочинение истории по набору слов осуществляется в коллективной форме или вместе с воспитателем.

В основе метода деформирования слова – придумывание героев путём образования новых слов известными приставками (антимышь, миникит, максимоль, суперспичка).

Метод «карт Проппа» основан на изготовлении совместно с детьми рисунков, схематичных изображений к ключевым, сюжетообразующим словам: запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, испытание героя, волшебный даритель, получение волшебного средства, победа над врагом и др. (всего их 31). Начинать работу рекомендуется с ограниченного количества карт, постепенно добавляя к набору новые. После того, как дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно сочинять, вынув наугад несколько карт или поделив все карты на 2–3 группы и устроив соревнование между группами детей – у кого интереснее получится.

Метод «бином фантазии» предполагает сочинение на тему случайно подобранной пары слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Подбор осуществляется жеребьёвкой, случайным выбором из книги, придумыванием детьми путём выделения самых невероятных или смешных («собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки»). Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы.

Метод фантастических гипотез основан на необычных ответах детей на неожиданные вопросы (Что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоёт?) Сочинения детей на такие темы позволяют увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях. Особенно увлекательно детям делать героями сказок неодушевлённые предметы. Например, «Однажды все в мире конфеты вдруг ожили и стали летать как бабочки...».

Метод изменения литературного произведения – придумывание новой концовки, изменение сюжета, изменение основных характеристик героев, смешивание героев из разных сказок, наложение на канву сюжета знакомой сказки других героев.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:

1) Чтение воспитателя по книге или наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства. Чтение может быть как самостоятельной частью занятия, так и частью занятия по развитию речи.

2) Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, их замена, толкование). Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

3) Инсценирование – средство вторичного ознакомления с про​изведением, возможно при условии хорошего знания детьми текста. Виды инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др.

4) Заучивание наизусть.

5) Использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (метод графических аналогий, мнемотехника, наглядное моделирование) – приём замещения конкретных, предметных образов условными, или наоборот. Моделирование является своеобразным игровым приёмом, развивающим связную речь, воображение, память, мышление (абстрактное и наглядно-образное). В практике дошкольных учреждений широко используется моделирование изобразительное (рисунки, схемы) и предметное (модели). Методика рекомендует первоначально развивать у дошкольников умение моделировать на основе повторения, воспроизведения готовой ситуации. Чаще всего это воспроизведение художественного слова (сказки, рассказа, сюжетного стихотворения) в виде наглядной модели, т.е. заместителя условных художественных образов реальными предметами, например, персонажей произведения различными геометрическими фигурами, отличающимися формой, размером, цветом. Таким образом дети учатся выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливают отношения между объектами. У дошкольников старшего возраста формируют более сложное умение творческого моделирования. Приём моделирования используется в сочетании с такими словесными методами, как беседа, чтение, рассказ, пересказ.

Эффективно применяются модели и схемы для обучения дошкольников пересказу сюжетных текстов, для обучения детей составлению рассказов по картинам, рассказов-описаний, загадок. Моделирование помогает детям создать схематичный образ предметов и явлений, отражающий наиболее существенные их свойства. Это позволяет дошкольникам понять причинно-следственные связи и отношения между вещами, познать закономерности явлений. Использование схем и моделей в обучении детей рассказыванию способствует развитию последовательности, логичности детских высказываний, усвоению детьми структуры текста.

МОНОЛОГ  – речь одного человека, не требующая собеседника, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица, речь логически законченная, т.е. с полными, развёрнутыми суждениями, завершёнными фразами, объединёнными смысловой организованностью и грамматической связью.

Элементы монологической речи встречаются уже в двухлетнем возрасте. Овладение монологом предполагает продолжительное формирование умений воспринимать (слушать и понимать) связные высказывания, пересказывать их и строить собственную речь. В отличие от диалога, монолог требует более высокого уровня развития мышления. Примером связной монологической речи является чтение дошкольниками стихов вслух. Одним из основных способов обучения монологу на начальном этапе является приём совместного рассказывания, когда ребёнок заканчивает начатое воспитателем предложение. В среднем дошкольном возрасте практикуется пересказ литературных произведений, беседы об игрушке, картине, составление несложных рассказов по серии сюжетных картинок. С детьми старшего возраста эффективен метод сочинения (творческого рассказывания). Воспитатель поощряет самостоятельное придумывание детьми сказок, творческое соединение содержания прочитанных произведений, описание картин, иллюстраций, реальных объектов (бытовых предметов, игрушек, транспорта, животных, растений), рассказывание детьми случаев из личной жизни. Эффективно обращаться к «моделированным» рассказам и особенно к чтению художественных произведений воспитателем, к аудиозаписям как образцу связной речи. Развитие связной монологической речи является итоговой целью речевого развития дошкольников, т.к. основывается на предшествующем освоении звуковой культуры, словаря, грамматического строя языка, предполагает сформированность умения строить высказывания различных типов (описание, повествование, рассуждение), свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению.

МОНТЕССОРИ  МАРИЯ (1870–1952) – учитель, психолог, физик, доктор философии, первая женщина-врач Италии. Преподавала антропологию в Римском университете, параллельно работала ассистентом в психиатрической клинике. Изучала педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В 1907 году открыла в одном из бедных кварталов Рима первый «Дом ребёнка», работа которого строилась по принципам «системы саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде» (М. Монтессори). Новый метод основывался на самовоспитании, самообучении, саморазвитии ребёнка. Педагог при этом не обучал, а наблюдал за деятельностью ребёнка в естественных для него условиях, руководил его самостоятельными действиями, подсказывал необходимые способы работы. Дети занимались в разновозрастных группах с помощью специально разработанной окружающей среды – различных Монтессори-материалов, которые ребёнок имел возможность выбрать самостоятельно, как и время работы с ними. Руководила первым детским садом, в котором апробировала оригинальные методики, например, обучение письму, предшествующее чтению. Позднее организовала Международную Монтессори Ассоциацию и лично популяризировала свою педагогику в странах Европы, Азии, Америки.

МИНИМАЛЬНАЯ ПАРА - два слова или две морфемы, различающиеся только одной фонемой.

МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВАЯ - схема, служащая стандартом для деривации языковых единиц.

МОДИФИКАЦИЯ СЛОВА - преобразование, которому подвергается слово в нормативном языке. М. звуковая подразделяется на случайную (немотивированную) и мотивированную ("детская этимология"). М. грамматическая (морфологическая): изменение рода, типа склонения существительного и т.п. М. семантическая - изменение лексического значения слова.

МОРФЕМА - минимальная значимая единица языка. Значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

МОТИВИРОВАННЫЙ - такой, в котором означаемое соотнесено с означающим; М. слово - слово, имеющее внутреннюю форму (см.).

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.