Главные вкладки

    Подготовка к обучению письму детей дошкольного возраста

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Письменность есть абстрактная идеальность языка.
    Ханс Георг Гадамер

           Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом яв­ляется частью проблемы подготовки к обучению в школе, ко­торая с каждым годом, в свете изменения содержания школь­ных программ, становится все актуальнее.

           Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного ре­шения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образова­ния даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. (Этого мнения придерживается и большинство родителей дошкольников.)

           Однако и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использо­вать рисование, лепку, другие — штриховку контуров; появи­лись технологии, предполагающие использование модифициро­ванных школьных прописей.

           Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. А цена может быть немалая: пло­хая осанка ребенка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться.

           С. О. Филиппова справедливо отмечает, что большинство недостатков методик по обучению письму детей дошкольного возраста связано с поверхностным представлением авторов об этом самом сложном виде учебного труда, о механизмах фор­мирования графических навыков, возрастных ограничениях ис­пользования отдельных графических упражнений. Незнание истории чистописания приводит к предложениям использовать приемы, от которых педагогика много лет назад отказалась как от не оправдавших себя. Именно поэтому в первой главе пособия так обстоятельно рассматриваются вопросы теории письма. С. О. Филиппова ставит своей целью предостережение педагогов и родителей от непрофессионального подхода к этой деятельности, особенно в работе с детьми дошкольного воз­раста.

    Место письма в учебном процессе

           Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важ­нейших. От степени его сформированное™ во многом зависит успех ребенка в обучении (Н. Г. Агаркова, 1978).

           В современном обществе, в эпоху научно-технического про­гресса и бурного потока информации, человеку приходится мно­го заниматься образованием и самообразованием, а значит, вести записи лекций, сообщений, конспектов и т.д. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и в быстром письме.

           По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма — одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увели­чении скорости не должна изменяться графическая картина письма. Полноценным средством выражения мыслей письмо оказывается только в тех случаях, когда форма письменных знаков не вызывает у читающего затруднения в понимании их значения.

           Для эффективности учебного процесса письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обес­печивать возможность успешного овладения такими предмета­ми, как родной язык, математика и др. Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Отсюда и целью занятий чистописанием, или каллиграфией, является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Иными словами, необходимо формирование у детей таких графических навыков, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.

           Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Оказывает ли влияние на грамотность степень владения техникой письма, ее каллиграфической стороной? Исследованиями установлено, что такое влияние имеет место, хотя и не во всех случаях. Например, замечено, что при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормаль­ного размера. По-видимому, это происходит оттого, что дет­ский  глаз охватывает слово,  написанное  крупным  почерком, с напряжением и ребенок плохо  воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.

          Появление ошибок нередко вызывается нечетким или не­правильным изображением букв и их соединений, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко, быстро способству­ет повышению грамотности (Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, 1987).

           На связь чистописания с орфографией указывали и многие лингвисты: методисты как прошлого, так и нынешнего столе­тия. Не потеряло актуальности утверждение С. П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся. А грамотное и четкое письмо было, есть и будет неотъемлемым требованием культуры человека [24].

          Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе, отмечают наличие тесной взаимосвязи: во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умст­венной работоспособности; во-вторых, между степенью готов­ности к овладению графическими навыками и школьной зре­лостью; в-третьих, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников. На основании это­го они приходят к выводу, что качество выполнения про­стейших заданий можно использовать как критерий готовнос­ти детей к обучению в школе и для прогнозирования ус­пешности обучения (М.В.Антропова, М.М.Кольцова и др., 1983 [21]).

           Открытие Л. С. Выготским психологического своеобразия письменной речи не «как привычки руки и пальцев, но как действительно нового и сложного вида речи», понимание ее как средства, орудия активной познавательной, творческой де­ятельности человека позволяет рассматривать процесс усвое­ния письма в тесной связи с процессом формирования лич­ности [8].

    Из истории обучения чистописанию

           Правильное и успешное формирование графических навы­ков письма отождествляется с красивым почерком и в практике начальной школы носит название чистописания. История обучения чистописанию интересно описана в книге Л.Я.Желтовской и Е.Н.Соколовой (1987). Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало, по обыкновению, то, что на определенном историческом этапе больше удовле­творяло запросы общества.

          Обучение письму было очень сложным, применялся в ос­новном метод механических упражнений, переписывания. Толь­ко при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образ­цу латинских букв. Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет.

           Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и чер­чения.

          Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требова­ли дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличе­ния объема производимых записей.

           Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению; буквы писались в алфавит­ном порядке от «а» до «ижицы». К. Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, то есть осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению.

           С конца прошлого столетия в практику школы внедряют­ся исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиени­ческие требования к обучению письму. На некоторое время в ряде стран было введено прямое письмо — на том основа­нии, что оно (как считали его сторонники) способствует луч­шей посадке, при нем наблюдается меньше случаев косоглазия и почерк детей более разборчив. Однако господство прямого письма продолжалось недолго. Оказалось, что оно вовсе не уменьшило количества случаев искривления позвоночника, близорукости, косоглазия. Преимущество же наклонного пись­ма обнаруживалось прежде всего в том, что оно более быстро и удобно.

           В системе обучения письму получают распространение та­кие методы (или способы), как копировальный, линейный, рит­мический, генетический, метод Карстера. В разные годы пред­почтение отдавалось какому-либо одному из них.

         Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных карандашом от руки учителем.

           Линейный метод также берет свое начало в далеком про­шлом. Буквы, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту буквы в целом и ее половины, наклон, расстояния между элементами и т.д.

           Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбива­ются на группы по нарастающей графической сложности.

           Тактический (или ритмический) способ — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

          Еще один из распространенных методов — обучение пись­му путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод Карстера.

          В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

     

    Схема. Подготовка к письму.

     

                                                               Образец графического диктанта. Тема: "Ёжик"

     

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

                                                                                                                                                                                   

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам: