Дидактический материал к лексической теме: " Одежда, головные уборы, обувь"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.

ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА

       Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года): шапка, шарф, колготки, носки, куртка, плащ, карман, рукав, воротник, капю­шон, перчатки, одевать (надевать), снимать, носить, мерзнуть, со­гревать, теплый, холодный, детский, вязаный, тепло, холодно, жарко, более, менее.

 

       Занятие 1

       Тема «Наша одежда»

       Цель: уточнение назначения предметов демисезонной одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды.

       Оборудование: комплект демисезонной одежды, предметные кар­тинки с изображением предметов одежды.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Посмотрите в окошко. По улице идут люди. Как они оде­ты — так же как зимой или нет?

2. Рассматривание комплекта детской демисезонной одежды. Педагог показывает предметы детской демисезонной одежды, называет их, говорит о цвете, материале, из которого сделана одеж­да, обращает внимание на детали одежды: карманы, рукава, ворот­ник, отделку. Подчеркивает, что демисезонная одежда не такая теп­лая, как зимняя, потому что весной уже тепло.

3. Сравнение зимней и демисезонной одежды (по картинкам). Дети должны закончить предложение, начатое педагогом.

       Зимой надевают шубу, а весной ... (плащ). Шуба очень теплая, а плащ менее ... (теплый). Зимой надевают теплые штаны, а весной ... (колготки). Штаны очень теплые, а кол­готки менее ... (теплые). Зимой надевают дубленку, а вес­ной ... (куртку). Дубленка очень теплая, а куртка менее ... (теплая). Зимой одевают шапку меховую, а весной шапку ... (вязаную). Меховая шапка очень теплая, а вязаная менее ... (теплая).

4. Дидактическая игра «Назови правильно».

       Педагог последовательно показывает детям пары картинок с изоб­ражением одного и двух предметов зимней одежды.

       Я буду называть один предмет одежды, а вы будете гово­рить сразу о двух предметах. Одна куртка — две ... (куртки), одна шапка — две ... (шапки). Один шарф — два ... (шарфа), один карман — два ... (кармана). Один плащ — два ... (пла­ща), одни рукав — два ... (рукава).

       И так далее.

5. Дидактическая игра «Что пропало?»

       На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием предметов одежды. Детям предлагается запомнить картинки. Затем одна картинка убирается. Дети должны отгадать, какую кар­тинку убрали.

6. Итог.

       Зимой носят одежду очень теплую, а весной менее ... (теп­лую).

 

       Занятие 2

       Тема «Кукольная одежда»

       Цель: знакомство с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом, активизация глагольной лексики, употребление глаголов в прошедшем и настоящем времени.

       Оборудование: предметные картинки с изображением предметов демисезонной и зимней одежды, кукла, предметы кукольной де­мисезонной одежды.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       В какой демисезонной одежде вы сегодня пришли в дет­ский сад?

2. Называние картинок.

       Детям предлагается вспомнить названия предметов демисезон­ной одежды. Картинка с изображением названного предмета выставляется на наборное полотно.

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Детям предлагается одеть куклу на прогулку. Сейчас весна. На улице еще холодно, но солнце греет ярче,

поэтому одеваться можно менее тепло, чем зимой. Куклу Машу надо одеть на прогулку, так, чтобы ей было тепло, но не жарко. Какую демисезонную одежду надо надеть на куклу?

       Педагог уточняет последовательность надевания одежды. Затем дети по очереди одевают куклу. Все действия детей педагог коммен­тирует.

       Коля надевает колготки. Что Коля надел на Машу? Те­перь надо надеть тонкую кофту, застегнуть все пуговицы. Что Коля надел? Какая одежда? (Красивая, менее теплая...).

4. Дидактическая игра «Подбери правильно».

       Детям по очереди предлагается набор из шести картинок с изоб­ражением одежды. Дается задание отобрать только картинки с изоб­ражением демисезонной одежды.

5. Итог.

       Какую одежду вы надевали на куклу? (Менее теплую, ку­кольную.)

 

       Занятие 3

       Тема «На прогулке»

       Цель: обучение детей самостоятельным ответам на вопросы по содержанию картины; закрепление согласования качественных при­лагательных с существительным в роде.

       Оборудование: сюжетная картина «Прогулка в парке весной», картинки с изображением предметов демисезонной одежды разных цветов, варежки и перчатки, карточки основных цветов.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Детям показываются две картинки с изображением варежки и перчатки и предлагается отгадать загадку.

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков,

Разошлися мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки.)

2. Рассматривание картины «Прогулка в парке весной».

       Кто нарисован на картине? (Девочка и мама.) Как оде­лась девочка на прогулку — тепло или нет? Что надела мама на прогулку? Что надела девочка на прогулку?

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

       Каждому ребенку раздаются пять картинок с изображением пред­метов демисезонной одежды разного цвета. Ребенок называет пред­меты одежды, изображенные на его картинках и показывает кар­тинки остальным детям. Затем педагог называет цвет, показывает карточку этого цвета и ставит ее на наборное полотно. Ребенок, у которого на картинке предмет одежды такого же цвета, должен рядом поставить свою картинку.

       Когда выставлены все картинки с предметами одежды одного цвета, надо хором проговорить их название, выделяя окончание прилагательного (перчатка красная, шарф красный).

4. Итог.

       Скажите, кто из вас одевается на прогулку сам?

 

Тематический цикл «Одежда и обувь» для детей 4-5 лет

(девятая неделя)

       Дети должны усвоить: названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; названия обуви; различие взрос­лой и детской одежды; существительные с обобщающим значе­нием одежда, обувь.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.

       Логопед показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.

       « Чьи вещи?» Усвоение местоимений мой, моя, мое.

       Логопед по очереди подходит к каждому ребенку, прикасается к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивает: «Чья рубашка?» или «Чей сарафан?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» или «Мой сарафан».

       «Куда наденем ?» Практическое употребление в речи предлога на.

Рукавицы наденем на... (руки).

Шарф наденем на... (шею).

Шапку наденем на... (голову).

Сапожки наденем на... (ножки).

Перчатки наденем на... (руки).

Носки наденем на... (ножки).

Кепку наденем на... (голову).

       «Найди  одежду». Практическое употребление в речи предлога в.

       Игра проводится в раздевалке. Логопед предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны ее найти — каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.

Куртка была в шкафу.

Носок был в ботинке.

Варежки были в кармане.

Шарф был в рукаве.

Сапог был в углу.

Рубашка была в куртке.

       Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить...

3. Александрова

  •        Развитие связной речи

       «Оденем куклу».

       Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом?

       Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман — он один. Вот рукава — их два. Вот воротник. Вот пояс — он один. Платье короткое, красивое и т.д.».

  •        Сенсорное развитие

       «Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.

       Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.

       «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.

       На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Повтори потешки».

       У Машеньки на ножках новые сапожки. Танечка нарядится в новенькое платьице. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Вот слетели брюки прямо Пете в руки.

       «Постучи карандашом».

       Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.

  •        Физкультминутка -логоритмика

       «Идем на прогулку». Импровизация движений.

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки —

Готовы для прогулки!

 

 

 

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ "ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

       Дети должны знать:

- названия одежды для разных сезонов года, головных уборов (как части одежды), обуви и их составляющих;

- назначение и отличительные признаки разной одежды и обуви;

- особенности изготовления одежды и обуви.


       Дети должны уметь:

- использовать полученные знания, умения, навыки в разных видах деятельности, быту;

- активно употреблять в речи словарь по теме;

- понимать значимость труда людей, которые изготавливают одежду и обувь, ценить результаты их труда;

- понимать значение одежды и обуви в жизни человека для сохранения его здоровья.



        АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

       Названия: пальто, плащ, куртка, ветровка, шуба, пуховик, комби­незон, кофта, брюки, джинсы, платье, юбка, блузка, жакет, безрукавка, рейтузы, колготы, шорты, трусы, майка; шапка, кепка, платок, тюбе­тейка, пилотка, бескозырка, фуражка, папаха, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, косынка, берет, бейсболка; туфли, ботинки, са­поги, кеды, полукеды, чешки, кроссовки, шлепки, сланцы, тапочки, валенки, сандалии; воротник, рукава, манжеты, карманы, подкладка, подстежка, оборка, завязки, застежка, прорамка, петли, пуговицы, мол­ния, крючок, кнопка, липучка, заклепки, шнурки, ремень, пряжка; вышивка, аппликация, кружево, помпон, кант, бисер, стразы, соломка, нитки; портниха, швея, модельер, закройщик, вязальщик, валяльщик, сапожник.

       Признаки: летняя, зимняя, демисезонная, специальная, удобная, теплая, легкая, ситцевая, льняная, шелковая, шерстяная, кожаная, ме­ховая, пуховая, вязаная, сшитая, сваленные, нарядная, модная, детс­кая, мужская, женская, прочная, непромокаемая, непродуваемая ветром, натуральная, искусственная, спортивная, резиновая, аккурат­ная.

       Действия: шить, вязать, кроить, моделировать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, зашнуровывать, расшнуровывать, стирать, гладить,; утюжить, отпаривать, поправлять, расправлять, повесить, чистить, мыть, отмывать, смывать, очищать, украшать, вышивать, валять (ва­ленки), ремонтировать, подбивать.

 

       МАТЕРИАЛЫ
       Одежда детей (заранее с родителями обговорены варианты одеж­ды); одежда и обувь для кукол для всех сезонов (объемные и плос­костные), журналы мод, журналы «Товары для дома», каталоги одеж­ды; заготовки одежды для дальнейшего украшения, картинки с изоб­ражением людей разных профессий в фирменной одежде; элементы фирменной одежды и оборудование для сюжетно-ролевых игр, теат­рализованной деятельности; наборы тканей и разных материалов для изготовления одежды и обуви; картинки с изображением людей, изготавливающих одежду и обувь и т.п.

 

        ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)
       Фея из сказки «Золушка»; Золушка; Русалочка, которая не знает обычаев людей; Дюймовочка, которая выросла и теперь не может носить старую одежду из лепестков цветка; директор магазина «Одежда» и др.

        Варианты содержания дня

       Утренняя гимнастика «Мы — портные»
       Ожидаемый результат: дети должны уметь передавать через дви­жения действия, связанные с созданием одежду.
       Цели: развивать воображение, выразительность движений- Фор­мировать хорошее настроение, положительные эмоции.
* * *
Скользящий шаг — глажение, утюжка.
Медленная ходьба - шьем на машинке медленно, стежки большие быстрая ходьба - шьем на машинке быстро, стежки маленькие
Бег — обметываем край.
Вращательные движения руками перед собой - наматываем нить
Скрещенные движения руками или ногами лежа -режем ткань
Упражнение лежа («велосипед») -работает ткацкий станок

Наклоны вниз - измеряем рост у заказчика или длину юбки
Приседание — закладываем складки на юбке.
Повороты вправо-влево — пришиваем рукав

Вращательные движения вперед и назад прямыми руками, разве­денными в стороны, - проверяем прочность пришитых рукавов

Бег змейкой — плетение кружева для отделки.

 

       Тематические загадки
       Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внешне­го вида, составляющих частей одежды, головных уборов, обуви;
уметь по отдельным признакам и характеристикам отгадывав загадку.
       Цели:  развивать логическое мышление, внимание, умение объяс­нять разгадку; формировать интерес к интеллектуальным играм.

* * *
       Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Созданы людьми предметы,
Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться
И в мороз не замерзать. (Одежда.)

Вещи эти всем нужны,
Для головы они важны —
От перегрева и простуд
Они ее уберегут. (Голодные уборы.)

Шьют изделия эти
Обычно из кожи.
На пару друзей
Они очень похожи.
У них есть подошва,
Шнурки иль застежки,
И люди их
Носят только на ножках. (Обувь.)

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу —
Соскочу, привечу. (Шапка.)

Когда на прогулку
Идем на полянку,
Всегда надеваем от солнца... (панамку).
Т. Шорыгина

У нашей Катюшки

Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат две косички. (Бантики.)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Ботинки.)

С. Маршак

 

Две сестрички,

Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять —
Их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки.)
 А. Рождественская

 

Построили хлевец

На пятеро овец. (Рукавица.)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков,
Разошлися мальчики
В темные чуланчики,
Каждый мальчик
В свой чуланчик. (Пальцы и перчатки.)

 

Башмаки твои намажу

И начищу им бока
Так, что не узнаешь даже
Два чумазых башмака.
Их беречь — мне обещай!
Чем намажу? — Угадай! (Гуталин.)

 

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Вихри-коротышки.
От солнца я защита —
Для того и сшита (Панамка.)

 

У нее есть капюшон,

Пышным мехом опушен. (Куртка.)

Т. Шорыгина

 

Их бабушка свяжет

Из шерсти на спицах.
Мягкие, тепленькие... (рукавицы),

Т. Шорыгина

 

Греет он шею холодной зимой,

Мягкий, пушистый и шерстяной. (Шарф.)

Т. Шорыгина

 

По лужам в них смело

Бегает Зина,
Они не промокнут,
Они из резины. (Резиновые сапожки.)

Т. Шорыгина

 

К реке искупаться

Бежим мы по тропке,
У нас на ногах
Очень легкие... (шлепки).

Т. Шорыгина

 

Зимою морозной

Идем по дорожке.
Надеты на нас
Меховые... (сапожки).

Т. Шорыгина

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет — у нас работа:
Топать-шлепать по болотам. (Калоши.)

 

На веревке пальцы

Держат одеяльце. (Прищепки)

 

Сверху — вниз, сверху — вниз!

Боком, спинкой повернись!
Много дела, но зато
Будет чистое пальто! (Щетка.)

 

Две штанины и резинка —

Очень странная картинка.
Где же зад? А где перед?
Кто же сразу разберет? (Брюки.)

 

На уроках физкультуры

Прыгаем мы ловко.
Помогают бегать нам
Прочные... (кроссовки).


Похожа на лодку на голове ... (пилотка).

 

Как кастрюля, эта шапка,

Настоящая солдатка.
Защитит она в бою
Голову герою. (Каска.)

 

На голове у генерала

Кудрявый барашек.
В нем зимою генералу
И мороз не страшен! (Папаха.)

 

Носят в дождь и прохладу, но не пальто.

Имеет подкладку, но не куртка.
Согревает, но не в мороз. (Плащ.)

 

На гольфы мы похожи,

Но только меньше ростом.
Нас надевать на ноги
Под обувь очень просто. (Носки.)

* * *
Может быть прямой она,
Может — расклешенной.
Может быть любого цвета,
Красной и зеленой.
Может складочки иметь,
Кружево, оборки.
Носят ее бабушки,
Женщины, девчонки. (Юбка.)

 

Нас из фетра могут сделать,

Из соломки нас сплести,
Могут и связать на спицах,
Сшить из шелка и тафты.
Украшают нас цветами,
Бисером, цветным пером,
Обшивают лентой яркой,
Закрепляют вое бантом. (Шляпы.)

 

Без этого белья

Нельзя надеть ни платья,
Ни брюк и ни рубашки.
Его на тело первым
Мы утром надеваем.
И без него мы просто,
Как Маши-растеряши. (Нательное, нижнее белье.)

* * *

Два хобота по бокам, гармонь посредине. (Рубашка.)
Теплое, но не платье. Застегивается впереди, но не кофта. Есть подкладка, но не куртка. (Пальто.)
Носят зимой, но не пальто. Меховая, но не шапка. (Шуба.)
Греет, но не печка. Пуховая, но не кролик. Носят на голове и плечах, но не косынка. (Шаль.)
Надевают на ноги, но не колготки. Покупают только парой, но не носки. (Гольфы.)
Носят в дождь и прохладу, но не пальто. Имеет прокладку но не куртка. Согревает, но не в мороз. (Плащ.)

 

       Чтение стихов об одежде и обуви
       Ожидаемый результат: дети должны знать, что такое одежда головной убор, обувь и их назначение; уметь отвечать на вопросы педагога по тексту стихотворения, используя из него строки
       Цели: развивать память, воображение, речь; формировать позна­вательный интерес.
* * *
        Педагог читает детям зарифмованные тексты и задает вопросы по их содержанию.

       Одежда
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Согревает в морозы, защищает в жару,
От прохлады избавит она поутру.
Только, чтобы служила подольше одежда,
Содержать ее нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
По сезонам одежду всегда выбирают.
Летом жарким, конечно же, шубу снимают.
А холодной зимой ходят в теплой одежде.
Не промокнуть в плаще есть весною надежда.
Куртки, брюки, пальто и штаны,
Платья, юбки человеку нужны.
Все, что мы надеваем, одеждой зовется.
И название это запомнить придется.

Что такое одежда?

О какой одежде говорится в стихотворении?

Какие предметы одежды вы знаете еще?

Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Осенью! и весной?

Какие части можно выделить у той или иной одежды?

Чем украшают одежду?

Для чего человеку нужна одежда?

Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?

Почему животные не носят одежду, а люди носят?

Чем одежда мальчиков отличается от одежды девочек?


       Головные уборы
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Ты ушанку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках модницы всегда,
А у мальчиков — пилотки
И фуражки неспроста.
Моряками в бескозырках
Чувствуют себя они,
А в папахе — генералом,
Что пришел домой с войны.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел,
но прежде.

Был к лицу и украшал.


       Модные шляпки
Самые красивые — это шляпки женские.
Любят городские их модницы  и сельские.
Шляпка хороша в жару, чтоб от солнца скрыться,
И в прохладу защитит, чтоб не простудиться.
Друг на друга шляпки вовсе не похожи.
Делают из фетра их, из соломки, кожи.
Шьют из меха теплого, кружева и ситца.
Невозможно в шляпки эти просто не влюбиться!
Украшает мастер их бисером и кантом,
Шелком, вышивкой, цветком, и, конечно, бантом.
Можно каждый день менять шляпки по погоде,
Как картину, украшать, чтоб всегда быть модным.

Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)

О каких головных уборах говорится в стихотворении?

Какие еще головные уборы вы знаете? (Тюбетейка, каска, шаль, косынка, берет, колпак, шлем.)

Для чего нужны человеку головные уборы?

Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?

Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?

Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?

Чем отличаются женские и мужские головные уборы?

Люди каких профессий носят фирменные головные уборы?

Чем украшают головные уборы?

Как изготавливают разные головные уборы?


       Обувь
Обувь носим на ногах.
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она..
Обувь всякая важна.


            Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)

            Чем похожа вся обувь? Чем отличается?

            Для чего нужна обувь человеку?

            О какой обуви говорится в стихотворении?

            Какую обувь еще вы можете назвать? Из чего делают обувь?

               Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?

               Как надо ухаживать за обувью? Почему?



       Дашины пальчики
Даша пальчики ругала: —
Я же вас не обижала!
Почему вы не хотите
Мне шнурочки завязать?
Ложку даже за обедом
Не умеете держать!
Бантики вам не под силу,
Кнопки вам не застегнуть
И несчастные ботинки
Вы не можете обуть!
А меня за вас ругают
И малышкой называют.
Я же взрослая совсем.
Докажу я это всем!
Буду вас тренировать,
Чтоб смогли вы завязать,
Застегнуть, зашнуровать
И до бантиков достать.
Я могу и наказать,
Вас веревочкой связать.
Лучше слушайтесь меня!
Испугались? Вот вам я!

 

       Непослушные ботинки
Непослушные ботинки
Не хотят никак дружить.
Как их Даша ни обует,
Неудобно в них ходить.
Заплетаются вдруг ноги,
Задевают обо все.
Да еще шнурки, как змеи,
Расползаются... и все.
Падать Даше надоело,
Одеваться она села.
И сначала так сердито
На ботинки посмотрела:

Ну-ка, быстро подружитесь.

Наконец-то помиритесь!
Посмотрите друг на друга.
Стану я вам верным другом.
Слушают ботинки Дашу:
Ведь хозяйка она наша.
Будем мы теперь дружить
И послушными ей быть.
Даша весело шагает.
Ей в ботинках хорошо.

Торопиться перестала —
Стало получаться все

Почему маленькой Даше трудно одеваться и обуваться?

Чего вы не умели делать, когда были маленькими?

Чему вы научились потом?

Какие действия в одевании вам были наиболее трудны? Почему?

Что нужно делать, чтобы быстрее стать умелым и полностью самостоятельным в одевании?

 

       Логоритмическое стихотворное упражнение
       Ожидаемый результат: дети должны знать о том, как надо оде­ваться и обуваться в разную погоду; уметь выразительно Читать стихотворение и ритмично выполнять движения в соответствии с повторяющимися звукосочетаниями.
       Цели: развивать внимание, чувство ритма и темпа, речь; форми­ровать культуру внешнего вида.
* * *
       Все движения в упражнениях выполняются ритмично.
       Лужи


Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —

Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.

Ой-ой-ой —
Кругом вода.
Да-да-да,
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!


 Дети постукивают ладонями по ногам.
Притопывают ногами.

Щелкают пальцами, делают движения руками сверху вниз.
Похлопывают по предплечьям скрещенными руками.

Делают пружинку.
Кружатся.
Кивают головой.



       Чтение стихотворений  с сопровождающими движениями
       Ожидаемый результат: дети должны знать особенности изго­товления одежды, ее элементы; уметь выразительно читать стихо­творение, сопровождая построчное чтение движениями в соответ­ствии с содержанием каждой строки.
       Цели: развивать кинестетическую и вербальную память, вообра­жение, движения, речь; формировать интерес к развивающим сти­хотворным упражнениям.

       Любимые куклы


Куклам платье дружно шили.
Кукол очень мы любили.

Долго нитку продевали,
Узелок потом вязали,
Отрезали лоскуток,
Прошивали вдоль стежок.
Утюгом горячим шов

Распрямили, чтобы лег.

Кукол поскорей позвали,
Нарядили.
Не узнали!
Карманов много у меня

У меня в кармане груша,

А в другом конфета есть.
В заднем брючном — .

Злая кнопка.
Не могу я даже сесть.
А в рубашечном кармашке
Маленький лежит платок,
Чтобы нос, лицо и руки

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку

Из кармана положу.
Где орел, а может решка? —

У монетки я спрошу.


Дети изображают качание куклы на руках.
Прижимают ладони к груди.

Изображают вдевание нитки в иголку.
Вращают указательными пальцами относительно друг друга.

Делают упражнение «ножницы» указательным и средним пальцами.

Соединяют указательный и большой палец, остальные поджимают. Изображают движение иголки вперед.

Проводят кулаком горизонтально по ладони.
Делают рукой махательное движение.
Делают движения руками сверху вниз вдоль тела.
Разводят руки в стороны.
Дети «достают» из правого кармана воображаемую грущу. Левой рукой «достают» из кармана щепоткой воображаемую конфету, облизывают губы.
Показывают на задний карман, делают вид, что «укололись» указательным пальцем.
Чуть приседают и быстро выпрямляются.
Показывают пальцем на карман рубашки.
Обрисовывают пальцем в воздухе контур платка.
Трут нос, лицо и руки ладонями.

Одной рукой достают воображаемую монетку и «кладут» ее на раскрытую ладонь другой руки.

Подбрасывают воображаемую монетку на внутренней и внешней стороне ладони.



       Ритмическая гимнастика
       Цели: развивать двигательную способность, моторику разных ча­стей тела, координацию движений, пластику.
* * *
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Я иду, я иду, поднимая ножки.
У меня на ногах — новые сапожки.
Высоко, высоко поднимаю ножки,
Чтобы всем показать новые сапожки.
Ай-ай-ай! Посмотри, лужа-то какая!
Ай-ай-ай! Посмотри, лужа-то большая!
Высоко, высоко, высоко подпрыгну.
Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну.


        Чтение песенок, потешек, поговорок, чистоговорок, считалок
       Ожидаемый результат: дети должны знать малые фольклорные литературные формы по теме, уметь их использовать в быту и играх.
       Цели: развивать память, выразительность речи, артистизм; фор­мировать интерес к устному народному творчеству.

* * *
Педагог читает детям стихи по своему выбору.
* * *
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

* * *

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет, —
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри — береги!
Английская

 

* * *
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

* * *
Иголка, иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей кафтанчик!

* * *
Недаром сапожник
Стучит молотком —
Не каждый ведь может
Ходить босиком.
От острого камня,
Воды и песка
Не сыщешь защиты
Прочней башмака.

       Немецкая птички

У нас босые ножки.
Мы в облака летим, летим.
Мы там себе сапожки
Купить хотим, купить хотим.
Здесь, на земле, сапожник
Не стал их шить, не стал
нам шить.
Сказал он: «Птичкам можно
И так прожить, и так
прожить».

       Шотландская
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.

* * *
Шапка да шубка —
Вот он наш Мишутка.

* * *
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла Варвара
Варежки в кармане.
А. Барто

* * *
Бабушка ищет:

-А где же калоша?

Как лодку пускает
Калошу Алеша.

* * *
У хорошей пряхи
Тканые рубахи,
У ленивой пряхи
Нет рубахи.

* * *
Форма новая у Феди
И фуражка — в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожали в первый класс.
Франт наш Федя!

* * *
Шапкой Мишка шишки сшиб.

* * *

        - Был сапожник?

        - Был.

        - Шил сапожник?

        - Шил.

        - Для кого сапожки?

        - Для соседской кошки.


* * *
Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.

* * *
Колпак под колпаком,
Под колпаком колпак.

* * *
Иголка и нитка —
Большие дружки!
Смотри, получились
Какие стежки!

* * *

Три матрешки, три игрушки,
Три румяные подружки,
В шелковых платочках,
Фартучки в горошках.

 

       Чтение сказки «История — загадка»
       Ожидаемый результат: дети должны знать о сезонном назначе­ний одежды и обуви; значении одежды и обуви для здоровья чело­века; уметь внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы педа­гога по содержанию.
       Цели: развивать произвольное внимание, воображение, речь; вос­питывать заботливое отношение к собственному здоровью.
* * *
Педагог читает детям сказку и задает вопросы по содержанию.
В некотором царстве,
В славном государстве
Жил да был Не Знаю Кто,
Ел и пил не знаю Что.
Вот пошел Не Знаю Кто
Покупать себе пальто.
Примерял все, примерял,
Ничего не подобрал.
А на улице мороз,
Заморозит он до слез.
И Не Знаю Кто простыл.
А болеть он не любил.
Быстро забежал в аптеку
И купил себе таблетку.
Два горчичника купил,
Капли в нос не позабыл.
Что-то дома вскипятил
И в стакан себе налил.
А потом он ложку меда
В это что-то положил.
Выпил и лежит, болеет,
От чего-то все потеет.
Майку и носки меняет,
Чем-то горло согревает.
Всю неделю он лечился —
Так серьезно простудился.
Наконец-то можно встать,
Где-то, как-то погулять.
А на улице весна,
За зимой пришла она.
Что-то все бежит, журчит
И куда-то все спешит.
Кто-то звонко так поет
И кричит: «Весна идет!»
Что-то землю согревает
И лучами всех ласкает.
Вот не знаю кто гуляет
И воробышков считает.
Бойко шлепает по лужам —
К вечеру опять простужен.
Насморк, голова болит,
Кто-то лечится, лежит.
Все на улице гуляют,
Ну а Кто-то все скучает.
Надо было одеваться,
По погоде обуваться,
Чтоб на улице гулять
И день целый не лежать!
Можешь ты в такой загадке
Ну хоть что-то разгадать?

Кто мог жить в некотором царстве-государстве?

Почему он заболел?

Что он купил себе в аптеке, когда заболел?

Что налил в стакан и разбавил медом?

Что бежит и журчит весной?

Кто начинает петь весной?

Что согревает лучами землю?

Почему Не Знаю Кто опять простудился?

Что значит — одеваться по погоде?

Как одежда помогает человеку сохранить здоровье?

Какие истории еще могли произойти с героем сказки?

Нарисуйте героя сказки и события его жизни.



       Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»
      Ожидаемый результат: дети должны знать названия и назначе­ние сезонной одежды и обуви; уметь подбирать одежду и обувь по названному сезону, называя предметы и детали одежды, и по сочета­нию цветовой гаммы.
       Цели: развивать память, воображение, умение устанавливать при­чинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в при­роде, речь; воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.
       Материалы: объемные или плоскостные варианты сезонной одежды, головных уборов, обуви; картинки с изображением четырех сезонов с разной погодой.

* * *
       Педагог предлагает четырем подгруппам детей одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вари­антов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Можно использовать объемный и плоскостной варианты наглядных пособий. Побеждает та подгруппа, которая сделала пра­вильный выбор и смогла его объяснить. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, получают штрафные фишки и должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.

 

       Дидактическая игра «Купим обувь для куклы»
      Ожидаемый результат: дети должны знать назначение и отли­чительные признаки обуви, используемой для сезонной носки и разных видов деятельности, событий жизни (сезонная: резиновая, меховая, кожаная, матерчатая, шерстяная; спортивная, для танцев, рабочая, для отдыха, нарядная); уметь отбирать необходимую обувь по предложению педагога, называть ее и (Объяснять свой выбор.
      Цели: развивать память, воображение, умение выстраивать по­следовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, речь; воспитывать внимательное отношение к сохранению собственного здоровья.
       Материалы: объемная или плоскостная кукла и разные вариан­ты обуви, картинки с изображением времен года, разной погоды, деятельности, жизненных событий.
* * *
       Педагог предлагает детям поиграть в «Обувной магазин». Распре­деляются роли продавца и покупателей. «Покупатели» выбирают обувь, называют ее и объясняют, почему она так необходима кукле. Если ребенок затрудняется, ему предлагают посмотреть на картинки и подумать, какую еще обувь не подобрали для куклы, чтобы она была здорова, красива и нарядна. «Покупатели» обращаются к «про­давцу» за помощью, если кто-то ошибается или затрудняется. Дидак­тическую игру можно затем перевести в сюжетно-ролевую.

 

       Конкурс шляпных модниц
       Ожидаемый результат: дети должны знать назначение шляп из разного материала, разной формы и уметь украшать их.
       Цели: развивать воображение, чувство цвета, формы; речь; фор­мировать эстетический вкус.
* * *
       Педагог дает детям задание украсить шляпки разными аксессуа­рами: цветами, лентами, бантами, перьями, аппликацией, значками и т.п. Оценивается красота изделия и умение детей подобрать шляпку к соответствующему костюму или пояснить, к какому костюму она подобрана. Можно использовать журналы мод, картинки с изобра­жением разных стилей одежды.

       Разнообразить конкурс можно заданием — сложить головной убор из бумаги: кто быстрее, аккуратнее и правильнее (в помощь необходимо дать последовательные схемы конструирования).

 

       Конкурс «Укрась одежду деталями»
      Ожидаемый результат: дети должны знать, какими деталями может быть дополнена одежда для удобства и украшения; уметь дополнять шаблон платья (куртки, пальто, рубашки и т.п.) разными деталями, име­ющими функциональное и эстетическое назначение, называть их.
       Цели: развивать воображение, аналитико-синтетическое мышле­ние, пространственное восприятие, речь; формировать чувство вкуса, меры, интерес к созданию одежды и моды.

 

       Педагог предлагает детям дополнить одежду деталями, которые сделают ее более удобной и красивой (молния, замки, липучки, пряжки, пояса, аппликация, кнопки, крючки, пуговицы, стразы, отстегиваю­щиеся элементы, ленты, кружево и тд.). Оценивается функциональ­ная значимость и эстетический вид одежды. Дети могут использо­вать журналы детской моды.
 

       Дидактическая игра «Одежда и профессии»
       Ожидаемый результат: дети должны знать, люди каких профес­сий носят специальную одежду, чем она отличается от обычной одеж­ды, ее назначение; уметь подбирать одежду к представителю опреде­ленной профессии (врач, пожарный, военный, моряк, милиционер, спа­сатель, водолаз, мастер по ремонту машин, спортивный тренер, шахтер, строитель, почтальон, летчик, электросварщик), называть предметы одежды, головные уборы, обувь.
       Цели: развивать память, внимание, логическое мышление, моно­логическую речь; умение высказывать суждение и делать простей­шие умозаключения, формировать уважение к труду взрослых.
       Материалы: картинки с изображением представителей разных профессий и предметов специальной одежды.
* * *

       Педагог предлагает детям вспомнить профессии, представители которых носят специальную форму, выбрать одну из них, подобрать из предложенных картинок с изображением разных предметов спе­циальной одежды те, которые носят люди именно этой профессии, рассказать от первого лица, для чего нужна эта одежда. Можно ис­пользовать вместо картинок предметы настоящей или игрушечной одежды. При затруднении детям предлагаются картинки с изобра­жением представителей определенных профессий в специальной одежде.
Можно использовать стихи из книги Л. Куклина «Кто как одет».

 

       Кто как одет
Рабочий работает быстро и ловко.
Рабочая форма зовется спецовкой.
Для каждой работы одежда своя —
Об этом расскажет вам книжка моя.

 

       Шахтер
На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту.
Он спустится под землю
На лифте скоростном.
Брезентовая роба
Топорщится на нем.
Шахтеры носят каски —
Каски- безопаски.
И домнам и заводам
Доставят в нужный срок
Шахтерскую добычу —
Отборный уголек!

 

       Электросварщик
Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом — посмотри поутру:
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов...
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что туг говорить!

 

        Показ мод нарядной одежды
       Ожидаемый результат: дети должны знать особенности и назначение праздничной одежды и обуви, чем их можно укра­сить, сделать оригинальными; уметь демонстрировать одежду перед другими детьми, рассказывать о цвете, форме, отделке, эле­ментах.
       Цели: развивать творчество, воображение, речь, артистизм; форми­ровать эстетический вкус, чувство меры.
* * *
      Родители с детьми заранее готовят к показу свою модель. Показ может осуществляться как часть праздника, развлечения, встречи с родителями. Целесообразно подобрать музыкальное сопровождение. Каждый из участников может не только продемонстрировать одеж­ду, но и что-то исполнить, чтобы создать соответствующий образ: прочитать стихотворение, спеть куплет песни, станцевать, рассказать, как создавался образ. Зрители могут оценивать модели, отмечая, что им особенно понравилось.

 

       Дидактическая игра «Гардероб куклы»
       Ожидаемый результат: дети должны знать, из какого материала шьют платья для разных сезонов и почему; уметь подбирать мате­риал к платью по сезону, объяснять свой выбор, называя ткань и изделие, которое из нее будут шить (платье ситцевое, шелковое, фла­нелевое, байковое, вельветовое, бархатное и т.п.).
       Цели: развивать внимание, память, умение, устанавливать при­чинно-следственные связи, фразовую речь; формировать интерес к профессии портного, уважение к результатам его труда.

       Материалы: образцы разных тканей, шаблоны, кукла.
* * *
       Педагог предлагает поиграть в «Ателье», в которое пришла кукла, чтобы заказать себе одежду на все сезоны. Но, чтобы сшить одежду, надо правильно выбрать ткань. Дети в роли портних и портных выбирают ткани к каждому сезону, объясняя, почему именно эта ткань подходит. Дополнительно они могут подобрать разные модели из журналов детской моды, использовать вырезанные шаблоны, что­бы получить «готовое» платье (прием аппликации). Кукла может быть довольной или не соглашаться, побуждая детей доказывать необходимость той или иной одежды.

 

       Дидактическое упражнение «Из чего изготовлены ткани» (6—7 лет)
       Ожидаемый результат: дети должны знать, что ткани бывают натуральные и искусственные, что натуральные ткани (лен, шерсть, хлопчатобумажные — ситец, сатин, шелк) получаются из разных ма­териалов (льна, шерсти овцы, хлопчатника, коконов тутовых шелко­прядов), а искусственные ткани (капрон, нейлон) — химическим пу­тем; чем они отличаются; уметь к образцу ткани подбирать соответ­ствующую картинку с изображением технологии ее изготовления, рассказывать об особенностях изготовления и качества материала.
       Цели: развивать внимание, память, монологическую речь; форми­ровать интерес к профессиям, связанным с изготовлением тканей, воспитывать уважение к труду взрослых.
* * *
       Педагог предлагает детям назвать образцы тканей, разделить их натуральные и искусственные, подобрать картинки с изображением технологии изготовления ткани и рассказать о ней и об ее особенностях.

       Дидактическая игра «Подбери слово» (6-7 лет)
       Ожидаемый результат: дети должны знать словарь существи­тельных и глаголов по теме; уметь подбирать нужные слова по смыслу, картинки.
       Цели: развивать внимание, память, сообразительность, быстроту реакции; воспитывать выдержку.
* * *
       Педагог задает детям вопросы, а дети должны дать ответ и обо­значить его соответствующей картинкой, выбрав ее из множества лежащих на столе. Игру можно организовать и с мячом. Дети долж­ны отвечать быстро. Тот, кто отвечает неправильно или не знает ответа, платит фант, который затем отыгрывает.

Вспомните, что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, ру­башку, сапоги, шубу, панаму и т.п.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, колготы, варежки, шарф.)

Что можно завязывать? (Шнурки, шарф, пояс.)

Что можно надвигать на? (Шапку, платок, шляпу, панаму, бес­козырку, фуражку, буденовку.)

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно застегнуть?

Что можно мыть? Чистить? Протирать? Сушить? Стирать?

       Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»
       Ожидаемый результат: дети должны знать названия одежды, головных уборов, обуви; уметь классифицировать предметы одежды и обуви, использовать обобщающие слова; ловить и бросать мяч.
       Цели: развивать умение классифицировать, расширять активный словарь, развивать меткость и ловкость; воспитывать терпеливость и выдержку.
* * *
       Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.
Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь. Кто ошибается, платит фант, который потом отыгрывает.

 

       Роспись платка (занятие по изобразительной деятельности)
       Ожидаемый результат: дети должны знать, что платок и шаль — головные уборы, иметь представление об их назначении; знать, что платки и шали как предмет народного творчества расписывают цве­тами и узорами, их шьют из цветной ткани; уметь расписывать шаб­лон узорами по выбору, используя умения, полученные на занятиях по изодеятельности, располагать узор симметрично, сообразно тре­угольной или четырехугольной форме; придумывать название для своей композиции; уметь рассказать об элементах узора.
       Цели: развивать воображение, чувство цвета, пространства; фор­мировать эстетический вкус, творческие основы личности ребенка.

 

       Сюжетно-ролевая игра «Ателье для кукол»
     Ожидаемый результат: дети должны знать, в чем состоит работа портного, модельера, закройщика, вышивальщицы; что им нужно для работы, какие действия они выполняют; уметь соответствовать взя­той на себя роли в условиях игрового сюжета, вступать в ролевой диалог согласно контексту разговора и своей роли; сочинять ситуа­ции, которые могут произойти в ателье; подбирать необходимое обо­рудование и удобное место для игры.
       Цели: развивать воображение, диалогическую речь, ролевое взаимо­действие; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, желание быть вежливым, предупредительным, внимательным к другим.
* * *
       Педагог в роли директора ателье на правах равного игрового партнера предлагает детям открыть ателье, в котором куклы могли бы заказать себе одежду. Обсуждает с детьми, работники каких про­фессий работают здесь, что делает каждый из них. Предлагает детям распределить роли, придумать разные случаи, которые могут про­изойти с заказчиками и работниками ателье. Педагог привлекает детей к роли заказчиков, рекламирует вместе с «модельером» ткани, модели, обсуждает назначение одежды.
Аналогично можно организовать игры «Обувная мастерская», «Шляпная мастерская».

       Просмотр журналов мод разных лет
       Ожидаемый результат: дети должны знать название и назначе­ние разных видов одежды и обуви, деталей, элементов отделки; уметь сравнивать одежду разных лет, находить сходство и различие.
       Цели: развивать произвольное внимание, умение сравнивать; фор­мировать интерес к истории создания одежды.
* * *
       Педагог предлагает детям рассмотреть журналы детской и взрос­лой моды разных лет (при этом необходимо ограничить количество рассматриваемых моделей), найти различие и сходство, высказать мнение о том, что понравилось, а что не очень.

 

       Дидактическое упражнение с мячом «Назови какая»
       Ожидаемый результат: дети должны знать, из какого материала делают головные уборы; уметь называть материал, подбирать прила­гательные.
       Цели: развивать внимание, память, речь, точность движений при бросании мяча; формировать интерес к родной речи.
* * *
       Педагог читает детям стихотворный текст (2 раза), потом задает вопрос по своему выбору и бросает мяч одному ребенку. Поймав­ший должен ответить. Если ответ неправильный, мяч бросается сле­дующему ребенку, а ответивший неправильно пропускает кон.
* * *
Ситцевый платок,
Меховая шапка,
Кожаная кепка,
Пуховая шаль.
Есть на шляпной полке
Шляпка из соломки, фетровая шляпа,
А на ней вуаль.

Какой платок? Из чего он сшит?

Какая шапка? Из чего она сшита?

Какая кепка? Из чего она сшита?

Какая шаль? Из чего она связана?

Из чего сделана шляпка? Какая она?

Какая шляпа? Из чего она сделана?.

Из чего сделана вуаль? Какая она?

       Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
       Ожидаемый результат: дети должны знать назначение одежды, головных уборов, обуви; уметь выстраивать цепь событий, строить сложноподчиненное предложение.
       Цели: развивать внимание, воображение, логическое мышление; формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.
* * *
       Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом но­сить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

Что будет, если летом носить меховую шапку?

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

Что будет, если в жару не надеть панамы?

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботин­ках? В кепке?

Что будет, если весной не менять шубу на пальто или куртку?

Что будет, если играть, в песочнице в праздничной одежде?

Что будет, если исчезнет вся одежда?

 

       Дидактическое упражнение «Найди причину»
       Ожидаемый результат: дети должны знать последствия непра­вильного использования одежды и обуви человеком; уметь устанав­ливать причинно-следственные связи на знакомых бытовых ситуа­циях, использовать сложноподчиненные предложения.
       Цели: развивать логическое мышление, фразовую речь, воображе­ние; формировать интерес к интеллектуальным играм.
* * *
       Педагог читает начало предложения, дети должны его закончить. Продолжить предложение может тот ребенок, на кого показала стрел­ка вращающегося диска.

Ваня гулял под дождем на улице и заболел, потому что...

Даша лежала на пляже под солнцем и у нее заболела голова, потому что....

Рома отморозил себе руки на улице, потому что...

У Нади заболело горло, потому что...

Сережа промочил ноги и простудился, потому что...

У Димы заболели уши и поднялась температура, потому что...

Лена вся вспотела и покраснела, потому что...

Аня не пошла играть в песочницу с детьми, потому что...

Мише было неудобно бегать вместе с детьми, потому что...

У Наташи никак не получались движения танца, потому что...

Нина не могла сделать на физкультурном занятии правильно упражнение, потому что...

 

       Психологическая игра «Ветер дует на ...»
       Цели: развивать внимание к сверстникам, наблюдательность, быс­троту реакции, зрительное восприятие; формировать интерес к со­вместным со сверстниками играм.
* * *
       Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть одежду и обувь друг друга. По сигналу «Ветер дует на детей, у которых ...» вместе должны собраться дети, в одежде которых есть названный цвет, отличительные особенности или схожий вид.
Другим вариантом игры может быть Концентрация детей вокруг ребенка, одежду которого педагог детально описал. Привлечь внима­ние необходимо к детям, нуждающимся в психологических поглаживаниях.

       Дидактическая игра «Звонок в ателье» (6—7 лет)
       Ожидаемый результат: дети должны знать, кто работает в ателье, какую работу выполняет; уметь вести диалог в роли заказчика и работника ателье.
       Цели: развивать диалогическую речь, слуховое восприятие, вни­мание, память; формировать культуру общения по телефону, соци­альный опыт, интерес к играм с телефоном.
* * *
       Педагог выступает в роли партнера по диалогу, подсказывая ре­бенку варианты ответа. Если дети играют в системе, то и партнерами по общению могут быть они, а педагог только помогает выстроить нить разговора.
Педагог. Дети, сегодня я пришла в группу и увидела, что наша кукла Катя опечаленная. Ее пригласили в гости, а у нее нет нарядно­го платья. Пошла она в магазин, но не нашла того, что бы хотела купить. Позвонила Катя в ателье, хотела там заказать себе платье, но ее не стали слушать. Может быть, она неправильно разговаривала по телефону? Давайте напомним Кате, как надо вести телефонный раз­говор.
Дети. Вежливо, кратко, четко, понятно.
Педагог. Давайте еще раз попробуем позвонить и заказать Кате платье. Алло! Это диспетчер ателье? Добрый день. Скажите, пожалуй­ста, можно ли у вас заказать нарядное платье?
Дети. Здравствуйте, конечно, можно.
Педагог. В какое время дня принимаются заказы?
Дети. Заказы принимаются с утра и после обеда.
Педагог. Будьте добры, назовите часы работы вашего ателье.
Дети. Ателье работает с 8 часов утра до 8 часов вечера.
Педагог. Есть ли у вас модельер? Может ли он подсказать нам модель платья?
Дети. Да, у нас работает модельер, и он может вам показать журналы мод и посоветовать модель.
Педагог. Есть ли у вас в ассортименте шелковая ткань голубо­го цвета и кружево для отделки?
Дети. Да, у нас есть такая ткань и кружево.
Педагог. Сколько дней будут выполнять заказ?
Дети. Платье сошьют в течение месяца.
Педагог. Сколько раз нужно будет приходить на примерку?
Дети. На примерку нужно приходить три раза.
Педагог. Подскажите, пожалуйста, кто из закройщиков прини­мает заказы завтра с утра?
Дети. Завтра с утра принимает заказы закройщица Иванова.
Педагог. Спасибо за информацию, всего доброго.
Дети. Пожалуйста. Приходите делать заказ. Мы вас ждем.
       Игру можно продолжить, узнавая по телефону, готов ли заказ.

 

        Собираемся на бал
       Педагог. Ребята, король из сказки «Золушка» пригласил нас на праздничный бал. Хотите туда попасть вместе с Золушкой? А что нам для этого надо? У нас нет праздничных нарядов. Как же быть?
       Дети предлагают варианты ответа.
       Может, воспользуемся волшебной палочкой? Сейчас я превращусь в добрую фею. Помогите мне, скажите три раза заклинание.

Фея, фея, приходи!
Нам наряды приноси,
К королю на бал идем.
И тебя с собой возьмем.
       Дети трижды повторяют заклинание.
       Получилось? Ах какая у меня на голове красивая корона! А пла­тье самой настоящей феи! А вот и волшебная палочка. Теперь я смогу вам помочь.
       Но сначала подумайте, представьте и опишите мне свой наряд, в котором вы бы хотели пойти на бал: из каких предметов одеж­ды он состоит, какого цвета, чем украшен, что в нем необычного, из какой материи сшит, какой длины рукава и юбка, есть ли бусы, броши, другие украшения, какая у вас прическа, головной убор, какая обувь, чем она украшена, есть ли к наряду кружевной пла­точек, веер.
       Я включу вам тихую музыку, а вы закройте глаза и подробно, до мельчайших деталей, опишите свой наряд. Пусть костюмы у вас бу­дут самые разные. Когда вы будете рассказывать, я должна предста­вить ваш наряд, чтобы волшебная палочка его в точности воспроиз­вела.
       Ну, начинаем. Саша, рассказывай, а я волшебной палочкой воссоз­дам его.
       Ребенок рассказывает. Педагог дополняет и комментирует.
       А ты не хотел бы к своему наряду добавить шелковый синий плащ? Он как накидка. А на нем серебряные звезды переливаются. Возьми вот эту сверкающую брошь с камнями, приколи у шеи, что­бы плащ не падал. А здесь еще есть завязки, сделай бантик. Давай расправим складки, чтобы было красиво. Хочешь, я в твою шляпу воткну перо жар-птицы, чтобы вокруг тебя было светло? Опусти голову, а то я не достану. Вот как красиво! И правда, вокруг стало светлее! Ты заметил? Может, поверх накидки выпустим кружевной воротник? Будет очень здорово! А может, еще украсим твои башмач­ки? Я думаю, большая пуговица из сверкающих камушков подойдет. Как ты думаешь? Снимай башмачки, давай приклеим пуговицу. На­девай.

       Ребенок следует указаниям педагога.
       Посмотрись на себя в «зеркало», вот оно у меня в руках. Какой наряд! Ты им можешь гордиться! Все будут на тебя смотреть и говорить: «Какой красивый мальчик пришел на бал».
       Такое «одевание» повторить и с другими детьми.
       Ну-ка, встаньте все в круг, я на вас посмотрю. Какие вы все , красивые, глаз не отвести! Я думаю, что король удивился бы, увидев вас на балу: откуда такие красивые дети? Бал начинается! Музыка! Танцуем медленный танец. Ходим плавно, как это делали на балах.
       Дети медленно танцуют.
       Весело было на балу, но пора возвращаться в детский сад. Часы скоро пробьют полночь, и наши наряды превратятся в обычную одежду. Собирайтесь вокруг меня, закрывайте глаза: «Раз, два, три, волшебная палочка, из сказки нас унеси!» Дети, вам понравилось собираться на бал? А куда бы вы хотели попасть еще?
       Дети отвечают.
       Нарисуйте ваш наряд, чтобы не забыть его.

 

Сошьем куклам платья
       Педагог подробно описывает ситуации и сценки. Дети выполняют все воображаемые действия, комментируют их. .
       Педагог. Дети, мы с вами уже пекли торт нашим мамам. Здо­рово тогда у вас получилось! Я вчера посмотрела на наш куколь­ный уголок, и он мне что-то не очень понравился. Как вы думаете, почему?
       Дети предлагают свои варианты ответа.
       Мне совсем не понравились платья наших кукол. Они уже обно­сились, вышли из моды. А не сшить ли куклам новые платья? Хоти­те, устроим ателье? Только оно будет необычное. Все будет невиди­мое, как в сказке про голого короля. Договорились?
       Где устроим ателье? Что нам для этого надо? Из какой ткани будем шить платья? Чем отделывать? Нитки какого цвета нужны? Какие принадлежности нам понадобятся?
       Дети отвечают.
       Ставьте столы для раскроя. Знаете, что делают закройщики и порт­ные, чтобы каждый раз не искать булавки и иголки? На запястье левой руки привязывают маленькую подушечку, а в нее их вкалы­вают. Давайте я вам такую подушечку привяжу.
       Сначала нужно ровно расстелить ткань, чтобы она не перекоси­лась. Наташа и Лена натягивают и расправляют ткань С одной сто­роны, а Петя и Леша с другой. Обмеряйте кукол сантиметром. Теперь разгладьте ткань ладонями по всей поверхности. Посмотрите, нет ли волн, складок. Нет? Тогда приступаем к разметке. Вот вам выкройки. Кладите их на ткань, прикалывайте булавками, которые у вас в по­душечке на левой руке. Со всех сторон прикололи? Проверьте, чтобы все было ровно.
       Теперь возьмите мел, вот он, с острым кончиком, чтобы линия была тонкая. Обводите выкройку. Делать это надо очень осторожно, чтобы точно повторить контур, не сдвинуть его, а то платье потом не получится. Откалывайте выкройку, положите ее вот сюда. Не забудь­те все булавки воткнуть в свою подушечку на левой руке. Вырезай­те ножницами. Теперь выкроенные части надо стачать. Так говорят портнихи. Это значит — их надо соединить по линиям выкройки. Отмерьте по локоть нитку, намочите слюной ее кончик, вденьте в иголку, завяжите узелок. Каждый возьмите по две детали и сшивай­те их вперед иголкой. Точно складывайте, а то одна сторона будет короче другой.
       Лена, ты какую деталь сшиваешь? Какого цвета у тебя нитка? А ткань какая?        Придерживай ткань пальцем, так удобнее.
       Сережа, ты сколько по длине уже прошил, покажи? Какая длина стежка? Сколько нитки осталось? Саша, ты так далеко отводишь руку, что можешь попасть Ане в глаз. Лена, мне кажется, что левую сторону ты чуть перетянула, давай поправим. Наташа, а ты дырочки для рукавов оставила? Покажи, где они. Какой рисунок на твоей ткани? Не получится у тебя, что на одной стороне цветочки смотрят вверх, а на другой — вниз? Ты правильно сложила?
       Молодцы, у всех аккуратно получилось.
       А теперь надо прострочить. Вот швейные электрические машин­ки. Садитесь каждый за свою. Нажимать надо ногой на педаль. Не подставляйте пальцы под иглу. Будьте внимательны!
       Наташа, у тебя хорошо строчит машинка, не пропускает шов? Лена, у тебя машинка обметывает ровно, не собирает нитку? Саша, ты строчишь очень быстро, поэтому шов получается кривой. Ис­правь. Молодец.
       Ну-ка я посмотрю на ваши платья. Очень красивые! Думаю, что куклам понравятся! Но их еще надо отгладить. Вот гладильные дос­ки, включайте утюги. Попробуйте, нагрелись? Только не обожгите руку! Побрызгайте на шов, а то он не разгладится. Прижмите сильно утюгом. Немного подождите, пусть отпарится.
       Саша, пар идет из-под утюга? Наташа, не забудь, у тебя шелк, его надо гладить теплым утюгом, ты не сожгла ткань? Лена, у тебя ситец, его можно гладить самым горячим утюгом. Не забудьте, что на утюге есть регулятор, можно повернуть, и утюг будет греть больше или меньше в зависимости от того, какая у вас ткань. Выключите утюг, чтобы пожара не случилось.
       Давайте наденем платья на кукол и полюбуемся. Вы самые на­стоящие портные! Я вами очень довольна!

 

       Контрольные вопросы и задания

Что такое одежда? (Предметы, которыми покрывают тело.) Головные уборы? (Вещи, служащие одеждой для головы.) Обувь? (Изделия из кожи или других материалов, обычно с подошвой, которые носят на ногах.)

Какие предметы одежды вы знаете? Головные уборы? Обувь?

Почему в средней полосе России человеку необходимо так мно­го разной одежды?

Почему в южных странах и на Крайнем Севере человек обхо­дится без некоторых видов одежды?

Какую летнюю одежду (обувь, головные уборы) вы знаете? Зимнюю? Демисезонную?

Какую одежду мы называем бельем?

Какую одежду мы называем верхней одеждой?

Из каких тканей изготавливается одежда (обувь, головные убо­ры)?

Расскажите, как изготавливается одежда (обувь, головные убо­ры)?

Где можно купить одежду (обувь, головные уборы)? Сшить? Связать?

Люди каких профессий изготавливают одежду (обувь, голов­ные уборы)?

Как нужно ухаживать за одеждой (обувью, головными убора­ми)? Почему?

Как хранят одежду (обувь, головные уборы)?

Почему животные не носят одежду, а люди носят?

Чем одежда (обувь, головные уборы) девочек отличается от одежды (обуви, головных уборов) мальчиков?

Какие элементы (части) одежды (обуви, головных уборов) вы знаете?

Почему одежда (обувь, головные уборы) должна быть удобной и красивой?

       Литература

Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. — М.: Просвеще­ние, 1972.

Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. — М.: Гном-Пресс, 2001.

Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. — М.: Гном-Пресс, 2000.

Васильева С. А.,- Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольни­ков. — М.: Школа-Пресс, 1999.

Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М.: Гном и Д., 2001.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просве­щение, 1985.

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических заня­тиях. — М.: Просвещение, 1991.

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991.

Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.

 

 

       Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

  "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").

                                                                                                                                                  

 

Скачать:

Предварительный просмотр: