1.021. Методическая копилка. Диагностические методики по обследованию речевого развития детей дошкольного возраста

Гольская Оксана Геннадьевна
«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

Источник: http://logoportal.ru/diagnosticheskaya-karta-k-obsledovaniyu-rechevogo-razvitiya-detey-3-4-let/.html
Обследуя — обучаем, обучая — обследуем

Источник: http://logoportal.ru/diagnosticheskaya-karta-k-obsledovaniyu-rechevogo-razvitiya-detey-3-4-let/.htmlО

        Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       Раздел «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» включает описание методик, направленных на выявление уровня речевого развития дошкольников.  Учебно - методический комплект  диагностических методик речевого развития создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, нами был использован материал, представленный в книгах и пособиях  Ф. Г. Даскаловой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.С. 3aйцевой,  В.К.Шептyнoвой и др.

 

 

"Обследуя - обучаем, обучая - обследуем"

«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

Источник: http://logoportal.ru/diagnosticheskaya-karta-k-obsledovaniyu-rechevogo-razvitiya-detey-3-4-let/.html

       Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

       Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

      В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей.  Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического исследования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать  с диагностики, которая является начальным этапом работы.

       Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и мн.др.

       Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.

       Однако исследование столь уникальной способности человека, как способность к речевой деятельности, относится к самым сложным областям научного знания, в силу того что здесь приходится иметь дело с объектом, развитие которого происходит как системогенез (по П.К. Анохину): это значит, что разные элементы (блоки, модули) системы развиваются неодновременно и неравномерно. Одни из них, первичные, необходимы для формирования других, вторичных, осуществляющих более сложные и тонко дифференцированные функции. Поэтому концентрация исследовательского интереса лишь на отдельных, хотя и очень значимых, аспектах развития речи и усвоения языка оказывается неоправданной с точки зрения общепризнанной системной методологии.

       Поиск унифицированных методик исследования детской речи предпринимался специалистами практически с самого начала изучения этой проблематики. Анализ источников, содержащих описание различных подходов, методов и приемов исследования речи детей, проведенный Т.Н. Ушаковой, показал, что уже на самых ранних этапах становления этой области научного знания специалисты говорили о бесперспективности узконаправленных, фрагментарных исследований отдельных звеньев речевого процесса (регистрационный учет голосовых реакций, фонетической составляющей речевого потока, описания детских слов и др.). Еще в 1927 г. известный исследователь детской речи Н.А. Рыбников подчеркивал важность и значимость систематических методов, позволяющих дать целостную картину непрерывного развития ребенка.

       Во второй половине ХХ в. исследования детской речи получили интенсивное развитие, и здесь особое место заняли темы врожденности/приобретаемости речеязыковых навыков и умений, зависимости речевого развития от интеллектуальных способностей, периодизации усвоения родного языка и мн. др. Возникли новые методические подходы и технические возможности исследований.

       Во многом это было обусловлено появлением на свет такой интегративной научной дисциплины, как психолингвистика, которая нашла свое применение в обучении родному и иностранному языкам, речевом воспитании дошкольников, логопедии, реабилитационной работе после мозговых травм, судебной психологии, криминалистике и мн.др.

       В качестве «инструментальной» науки психолингвистами была выбрана системология, дающая возможность моделировать процесс речепроизводства.

       Именно моделирование позволило психолингвистам приблизиться к осознанию сущности речеязыкового феномена человека, выделив в процессах понимания и продуцирования речи отдельные звенья, определенным образом связанные между собой.

       Психолингвистика оказала известное методологическое влияние на все науки, объектом изучения которых является речь ребенка.

       Так, например, в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной изкоторых нарушения внешней (фонационной) стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних, глубинных этапах речепроизводства (клинико-педагогическая классификация); а в другой нарушения усвоения языковых средств общения (язык) противопоставлялись нарушениям применения этих средств (речь) (психолого-педагогическая классификация). Также на основе психолингвистических разработок Р. Е. Левина впервые доказала наличие корреляции между определенными нарушениями в устной речи и соответствующими специфическими ошибками в письменной речи. А в лингводидактике (теории обучения языку) ключевыми понятиями стали: языковая компетенция, речевая компетенция и коммуникативная компетенция. Виды речевой деятельности были классифицированы по принципу различия их психофизиологического механизма.

       Под влиянием психолингвистических идей к оценке речи ребенка стали подходить уже на основе оценки не только звуковой стороны высказывания, а всего комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических и др. Структурно эти методы исследования нашли отражение в виде уровневого деления речевого развития ребенка. Наиболее известной, является классификация уровней речевого развития, созданная Р. Е. Левиной.

       Уровневое деление речевого развития ребенка позволило добиться определенной унификации в речевой диагностике, предоставляя логопедам возможность методически более грамотно осуществлять свою деятельность. Однако описательный характер этой классификации, по сути затрагивающей лишь внешние проявления глубинных мысле-речеязыковых процессов, а не саму коммуникативную деятельность, на современном этапе развития науки уже не может полностью удовлетворить специалистов. Результатом такой неудовлетворенности явились многочисленные публикации, в которых в качестве основных критериев определения уровня речевого развития ребенка предлагались: состояние языковой способности как психолингвистической универсалии (Н.В. Микляева), состояние высших психических функций, выявляемое на основе нейропсихологического исследования (Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова), уровень владения языковыми средствами (О.Е. Грибова, Т.П Бессонова), состояние когнитивной сферы и потенциальных возможностей овладения речью (О.Н. Усанова, Н.Я. Семаго) и др.

       Безусловно, эти наработки позволили существенно расширить и углубить представления об устройстве и функционировании речеязыкового механизма в условиях нормы и речевой патологии. Однако практикующему педагогу бывает достаточно сложно без специальной теоретической подготовки разобраться в методологии той или иной диагностики (очень часто эти методики представлены исключительно как сборник тестовых заданий различной направленности). В настоящее время профессионалы нуждаются в универсальных, верифицированных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих оценить речь ребенка с позиции сформированности ее главной функции — функции коммуникации.

       Мы разделяем мнение специалистов, которые считают бесперспективным изучение отдельных психических процессов или функций, различных видов деятельности в отрыве от общепсихического развития ребенка, ибо изучение такой важной сферы психики, как речевая, не может осуществляться с помощью хаотичного набора концептуально не связанных между собой проб или заданий.

       Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей детей дошкольного возраста.

 

Диагностика состояния речи  ребёнка.

 

Учебно - методический комплект  «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

       Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4 - 5 лет.)

                                                                                                                                                                                  

       Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 5 - 6 лет.)

                                                                                                                                                                                  

       Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников  6  - 7лет.)

                                                                                                                                                                                  

       Диагностика речевого развития детей  1 младшей группы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

                                                                                                                                                                                  

       Диагностика речевого развития детей  2 младшей группы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

                                                                                                                                                                                  

       Диагностика речевого развития детей  средней  группы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

                                                                                                                                                                                  

       Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. ( Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова).

                                                                                                                                                                                  

       Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с. (Диагностика понимания значений многозначных слов и фразеологизмов).

                                                                                                                                                            

       Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с. (Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы).

                                                                                                                                                                                  

 

       Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967, 1970); Н.П. Ивановой (1980); Л.Ф. Спировой (1992); В.И. Яшиной (1975); О.И. Соловьевой (1966) и других авторов. (Изучение лексического развития дошкольников).

                                                                                                                                                                                  

      

       Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. (Диагностика познавательных способностей.  Методика  «Какие предметы спрятаны в рисунках?»).

                                                                                                                                                                                  

       Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. (Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи).

                                                                                                                                                                                  

       Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989. (Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 5 лет).

                                                                                                                                                                                  

       3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Импрессивная речь).

                                                                                                                                                                                  

       3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Устная речь).

                                                                                                                                                                                  

 

 

Обследование грамматического строя речи.

 

       Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников c задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с. Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, 1992; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1996). (Изучение сформированности грамматического строя языка.)

                                                                                                                                                                                  

   

Технология обследования звукопроизношения.

 

          Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи де­тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».)  (Диагностика выразительности речи).

                                                                                                                                                                                       

       3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб. : КАРО, 2012- 72c. (Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи).

                                                                                                                                                                                       

       Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. (Обследование звукопроизношения дошкольников).

                                                                                                                                                                                       

       Методика обследования речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.).

                                                                                                                                                                                       

       3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Обследование состояния неречевых психических функций).

                                                                                                                                                                                       

 

 

Обследование звукопроизношения у детей в картинках (1 часть).

 

Обследование звукопроизношения у детей в картинках (2 часть).

 

Тест функции дыхания ребёнка.

   

       Методики обследования связной речи у дошкольников.    

                                                                                                                                                                                     

       Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с. (Изучение умений придумывать монологи (рассказ, сказку) с использованием образных средств языка ).

                                                                                                                                                                                     

 

       Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с. (Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения).

                                                                                                                                                                                     

 

Обследование речи ребёнка с помощью интерактивных игр и мобильной документации.

 

       Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

                                                                                                                                                                                       

 

       Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы.

                                                                                                                                                                                       

 

                                                                                                                                                                             

Источники:

psmetodiki.ru

Литература:

1.        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. —2-е изд. — М., 1984.

2.        Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.

3.        Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //

4.        Художественное творчество и ребенок. — М., 1972.

5.        Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978. Воспитание и обучение в детском саду. — М., 1976. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. — М., 1986.

6.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.

7.        Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

8.        Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.А. Абакумова. — М., 1940. — Ч. 1.

9.        Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.

10.    Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 1986.

11.    Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1974. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. —

12.    М., 2001.

13.    Зарубина НД. Методика обучения связной речи. — М., 1977.

14.    Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986.

15.    Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусстве?. — М., 1969.

16.    Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. — М., 1985.

17.    Карпинская КС. Художественное слово и воспитание детей. —М., 1972.

18.    Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. — М.;Л., 1948.

19.    Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

20.    Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1965.

21.    Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., 1992.

22.    Негневицкая ЕЖ, Шахнарович A.M. Языки дети. — М-., 1981.

23.    Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1990.

24.    Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. — М., 1955.

25.    Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

26.    Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. О.С. Ушаковой. — М., 2001. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. —- М., 1994.

27.    Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.

28.    Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов/ Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1990.

29.    Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1995.

30.    Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.

31.    Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. — М., 1978.

32.    Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. — М., 1988.

33.    Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи II Дошкольное воспитание. — 1981. — № 2.

34.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.

35.    Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 2001. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.

36.    Ушинсшй К Д. Избр. пед. произв. — М., 1968.

37.    Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.,  1972.

38.    Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.

39.    Чуковский К.И. От двух до пяти. — 19-е изд. — М., 1966.

40.    Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000.

41.    Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1966.

42.    Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. — М., 1966.

 

  "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - дистанционное обучение.

                                                                                                                                                                                       

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: