Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: " Школа. Школьные принадлежности"

    Гольская Оксана Геннадьевна

          Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

          Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

    • Беседа

    Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.

    • Лексико-грамматические игры и упражнения

    «В школе»

    Воспитатель: В детском саду вы много играли, рисовали, ле­пили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

    В школе я научусь писать (читать, считать, думать, расска­зывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, гово­рить по-английски и т. д.).

        • «Что положишь в портфель?» Согласование числитель­ных с существительными.

    Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвеча­ют: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 каран­даша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебни­ков, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

       «Измени слово». Образование существительных женского рода: умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — тро­ечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, пер­воклассник — первоклассница, проказник — проказница, школь­ник — школьница, озорник — озорница.

    «Подбери слово». Подбор родственных слов.

    писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, пере­писывать, подпись;

    читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, чи­тальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учеб­ник, учеба, учащиеся.

        • «-Предложение договори и его ты повтори». Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

    Дети должны сначала закончить предложение, а затем по­вторить его полностью.

    В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском са­ду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весе­ло, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

        Загадывание загадок о школьных принадлежностях:

    В снежном поле по дороге
    Мчится конь мой одноногий
    И на много-много лет
    Оставляет черный след.                 (Ручка)                                      

                                                              

    Если ты его отточишь,
    Нарисуешь все, что хочешь!
    Солнце, море, горы, пляж.
    Что же это?..                                     (Карандаш)
                                                                         
    Черный Ивашка –
    Деревянная рубашка,
    Где носом поведет,
    Там заметку кладет.                           (Карандаш)

    Стоит чудесная скамья,
    На ней уселись ты да я.
    Скамья ведет обоих нас
    Из года в год,
    Из класса в класс.                              (Парта)

                                                                                        

    Ты беседуй чаще с ней,
    Станешь вчетверо умней                    (Книга)

    Хоть не шляпа, а с полями,
    Не цветок, а с корешком,
    Разговаривает с нами
    Терпеливым языком.                            (Книга)

                                                                

    По черному белым
    Пишут то и дело.
    Потрут тряпицей –
    Чиста страница.                                       (Школьная доска)
                                                                                                

    Кто я, если прямота
    Главная моя черта?                                  (Линейка)

    Палочка волшебная
    Есть у меня, друзья,
    Палочкою этой
    Могу построить я
    Башню, дом и самолет
    И большущий пароход!                             (Карандаш)

    Он признался ножу:
    — Без работы я лежу.
    Построгай меня, дружок,
    Чтобы я работать мог.                                (Карандаш)

    То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка                          (Тетрадь)

    Листы у неё белые-белые,
    Они не падают с веток.
    На них я ошибки делаю
    Среди полосок и клеток.                            (Тетрадь)

    Для меня резинка, братцы, лютый враг!
    Не могу я столковаться с ней никак.
    Сделал я кота и кошку — красота!
    А она прошлась немножко — нет кота!
    С ней хорошую картинку не создать!
    Так во всю ругал резинку…                    (Карандаш)

    Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки.
    Только выпустишь на волю –
    Где была пустота,
    Там, глядишь, — красота!                          (Цветные карандаши)

    Если ей работу дашь –
    Зря трудился карандаш.                             (Резинка)

                                                                                                                           

    В этой узенькой коробке
    Ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души.                                (Пенал)

    По десятку на шесточке
    Сели умные кружочки
    И считают громко вслух,
    Только слышно: стук да стук!                  (Счеты)

    Свою косичку без опаски
    Она обмакивает в краски.
    Потом окрашенной косичкой
    В альбоме водит по страничке.                (Кисточка)

    Разноцветные сестрицы
    Заскучали без водицы.
    Дядя, длинный и худой,
    Носит воду бородой.
    И сестрицы вместе с ним
    Нарисуют дом и дым.                                 (Кисточка и краски)

    Замарашка, озорница
    Вдруг уселась на страницу.
    Из-за этой баловницы
    Получил я единицу.                                    (Клякса)

    В черном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц?…                                     (Мел)

    Белый камушек растаял,
    На доске следы оставил.                            (Мел)

    Пишут им ученики,
    Отвечая у доски.                                        (Мел)

    Сговорились две ноги
    Делать дуги и круги.                                  (Циркуль)

    Новый дом несу в руке,
    Дверца дома на замке.
    Тут жильцы бумажные,
    Все ужасно важные.                                   (Портфель)

    ***
    Вы цветным карандашом
    Все рисуночки раскрасьте.
    Чтоб подправить их потом,
    Очень пригодится…
    (Ластик)

    Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
    Я сегодня властелин — У меня есть…
    (Пластилин)

    Я большой, я ученик!
    В ранце у меня…
    (Дневник)

    Я готов к учебным стартам,
    Скоро сяду я за…
    (Парту)

    Углы рисую и квадратики
    Я на уроке…
    (Математики)

    И понимает каждый школьник,
    Что очень нужен мне…
    (Угольник)

    Линию прямую, ну-ка,
    Сам нарисовать сумей-ка!
    Это сложная наука!
    Пригодится здесь…
    (Линейка)

    На коробку я похож,
    Ручки ты в меня кладешь.
    Школьник, ты меня узнал?
    Ну, конечно, я -…
    (Пенал)

    Склеите корабль, солдата,
    Паровоз, машину, шпагу.
    А поможет вам, ребята,
    Разноцветная…
    (Бумага)

             • Дидактическая игра "Подскажи словечко" ( воспитатель читает четверостишия, а дети заканчивают его нужным по смыслу словом)

    Если в школу ты пошел —
    Новый статус приобрел.
    Был ребенок, был дошкольник,
    А теперь зовешься…
    Ответ: школьник

    «Какой у утконоса нос?» —
    Такой попался мне…
    Ответ: вопрос

    Вот закончились уроки,
    Но домой мы не идем.
    Кто-то пишет домработу,
    Здесь рисуем, чертим, шьем.
    Здесь полдня мы, и домой
    Отправляемся гурьбой.
    Ходят Стае, Максим, Аленка
    В послешкольную…
    Ответ: продленку

    Знал его я назубок —
    Дома выучил…
    Ответ: урок

    Мы за парты дружно сели,
    Рты закрыли на замок:
    В перемену мы галдели,
    А теперь у нас…
    Ответ: урок

    Был ко мне учитель строг —
    Я не выучил…
    Ответ: урок

    Мы порядок соблюдаем,
    Нарушителей ругаем.
    Нынче класс у нас нешумный,
    Потому что класс…
    Ответ: дежурный

    Учитель наш сегодня строг,
    Ведь мы пришли не на урок.
    Экзамен нынче, скидок нет.
    И каждый вытянет…
    Ответ: билет

    Пишу в тетради аккуратно,
    Хочу, чтоб было все понятно.
    Я написал уж много строк,
    Остался чист один…
    Ответ: листок

    У меня понятный, ровный,
    У Андрейки он кривой,
    У Наташи он огромный.
    Кто же, дети, он такой?
    Все пишу им — песни, очерк.
    Догадались? Это…
    Ответ: почерк

    Звенит звонок, и непременно
    Наступает…
    Ответ: перемена

    Нарисую лето, маму
    И себя. На мне — панаму.
    Море, радугу и дом.
    Все хранит в себе…
    Ответ: альбом

    Продлевает жизнь тетрадкам
    И учебникам немножко,
    С ней они всегда в порядке —
    Защищает их…
    Ответ: обложка

    По черному морю
    Белая лодка плывет.
    Где проплывает,
    Там след оставляет.
    Ответ: Мел и доска

    Выхожу я отвечать,
    Но не знаю, что писать.
    Потому пуста пока
    Наша школьная…
    Ответ: доска

    Учитель ставит нам отметки,
    Всегда все справедливо, метко.
    В дневник их выставляет нам,
    Себе — фиксирует в…
    Ответ: журнал

    Не в новинку ей трудиться,
    Ни урока не ленится.
    Ей лежать в пенале скучно,
    Пишет, пишет, пишет…
    Ответ: ручка

    Подруга всех учеников,
    Она от школьной жизни старта
    До школьников-выпускников
    Повсюду рядом. Это…
    Ответ: парта

    Если непонятно слово,
    Если, как писать, не знаю,
    Нету выхода иного —
    Эту книгу открываю.
    Здесь все четко, все правдиво…
    Что за книга? Вот уж диво!
    Нет, не диво, даже встарь
    Был составлен тот…
    Ответ: словарь

    В эти дни мы отдыхаем,
    Мы не учимся, гуляем.
    Осенью, зимой, весной
    Есть они у нас с тобой.
    Да и летом, не скрываю,
    Я от школы отдыхаю.
    Период вас назвать прошу,
    Когда я в школу не хожу.
    Ответ: каникулы

    Он для ручек домом стал.
    Называется…
    Ответ: пенал

    Карандаш, линейку, ластик
    Сохранит коробка-пластик.
    Не беда, что очень мал, —
    Все вместит цветной…
    Ответ: пенал

    Он кричит: «На перемену
    Торопитесь непременно.
    А теперь вам на урок!» —
    Сообщает нам…
    Ответ: звонок

    Все заметки в нем пишу —
    Коль забуду, подгляжу.
    О делах напомнит он,
    Скажет нужный телефон.
    Он в моем столе живет,
    А зовется он…
    Ответ: блокнот

    Расписан день в нем по часам,
    Дела я вписываю сам.
    Куда сходить, что мне купить,
    О чем бы мне не позабыть.
    Во всем он помогает мне,
    Лежит на письменном столе.
    Ответ: Ежедневник

    Скользит по доске
    Всем ребятам подсказка.
    Держит в руке
    Наш учитель…
    Ответ: указку

    Листаю книгу. Будто птицы,
    Порхают белые…
    Ответ: страницы

    Все рисунки вмиг сотрет,
    Если в ход она пойдет.
    Ответ: стирательная резинка

    В этом заведении
    Все перебывали.
    Двоечники, гении
    Отметки получали.
    Учились здесь артисты,
    Певцы, артиллеристы.
    Сюда хожу и я,
    И вы, мои друзья.
    Ответ: школа

    Все листочки скреплены,
    Не рассыплются они.
    Держит крепко, как прищепка,
    Металлическая…
    Ответ: скрепка

    Первая книга, что знания дает,
    Ее первоклассник в портфеле несет.
    Всегда и повсюду, сегодня и встарь
    Школьнику очень нужен…
    Ответ: букварь

    В нем лежат пенал, тетрадки
    И на завтрак бутерброд.
    Все учебники в порядке
    В школу ученик несет.
    Он блестит, как будто глянец, —
    За спиной красивый…
    Ответ: ранец

    Он учится только на круглые «пять»,
    Он знает всегда, что он должен сказать.
    Он лени не знает, к урокам готов.
    Скажите, ребята, ну, кто он таков?
    Ответ: отличник

    Отметки, замечания
    Учитель пишет в нем.
    Уроков расписание
    Мы тоже в нем найдем.
    Хранит и бережет его
    Примерный ученик.
    «Пятерок» в нем полным-полно,
    Как документ…
    Ответ: дневник

    Шел урок, а он молчал —
    Перемену, видно, ждал.
    Только кончился урок,
    Громко зазвенел…
    Ответ: звонок

    Будем весь урок писать,
    Пригодится нам…
    Ответ: тетрадь

    День сентябрьский, осенний,
    В школе нынче праздник.
    От волнения рассеянный
    Мальчишка-…
    Ответ: первоклассник

    Если в ту трубу смотреть,
    Можно много разглядеть:
    Что не видно просто глазом,
    Нам труба покажет сразу.
    Глаз один закрой! И вот —
    Все «увеличит»…
    Ответ: микроскоп

    Чтоб листы соединять,
    Устройство это нужно взять.
    Может скобами скреплять.
    Как его мы будем звать?
    Ответ: Степлер

    Мы волнуемся прилично,
    И у нас одна забота —
    Написать бы на «отлично»
    Нам…
    Ответ: контрольную работу

    Он трудился весь урок,
    От старания скрипел.
    Отдохнуть на доску лег.
    Ну конечно, это…
    Ответ: мел

    Я уроки посещаю
    И всегда веду дневник.
    Сам себя я называю
    Школьник или…
    Ответ: ученик

    Она в учебнике живет,
    Страницы нужные находит
    И знает, видно, наперед,
    Какую тему мы проходим.
    Чтоб место нужное открыть,
    Страницы номер чтоб не стал загадкой
    И чтобы ничего не позабыть,
    Ты, школьник, пользуйся, пожалуйста,…
    Ответ: закладкой

                                                                                                        

    • Развитие связной речи

    • Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

    • Физкультминутка-логоритмика

        • Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению.

    В школу мы с тобой пойдем,

    И портфель с собой возьмем,

    В школе будем мы читать,

    В школе будем мы писать,

    Физкультурой заниматься,

    И трудиться, и стараться.

                                                       

    • Закрепление пройденных звуков и букв

    «Измени слово». Воспитатель предлагает детям заменить звук [ы] на [а] в слове бык; звук [и] на [о] в слове кит; звук [м] на [р] в слове мак; звук [д] на [с] в слове дом; звук [к] на [м] в слове кошка; звук [к] на [п] в слове качка и т. д.

    «Гости»

    Воспитатель: В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что по­лучилось?

    В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получи­лось? И т. д.

    «Какое слово длиннее?» Логопед произносит слова, а де­ти сравнивают их и говорят, какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д.

    «Составь предложение». На игровом поле лежат карточ­ки со словами: дома, около, куст; стола, у, ножки; осы, са­ду, в; мак, вовы, у и т. д. Дети должны составить из них пред­ложения.

    «Цепочка слов». На игровом поле — картинки. Дети со­ставляют цепочку слов: мак — кошка — аист — танк — клад — дом — муха — ананас — стол — лампа и т. д.

    «Допиши слово». У каждого ребенка карточка с недопи­санным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... И т. д.

    • Подбор слов к схемам

    • Чтение слов и предложений в «Азбуке»

         • Пересказ рассказа «Одна буква» (Л. П. Успенская, М. В. Ус­пенский. Учитесь правильно говорить. Часть 2.— М.: Просвещение, 1991).

    • Пересказ рассказа «В пенале». (Там же).

    • Просмотр телепередачь, мультфильмов ...

     

     

     

    • Игра «Школа» (старший дошкольный возраст)

    Автор - составитель: воспитатель Г.И. Федосеева

    Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни.

    Игровой материал. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пе­налы, картон.

    Подготовка к игре. Экскурсия в школу, беседа с ра­ботниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Шко­ла». Показ фильма или мультфильма о школьной жиз­ни. Беседа по картине «На уроке». Изготовление со­вместно с воспитателем игровых атрибутов: портфелей, пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования, маленьких палочек, картонных фигурок.

    Игровые роли. Учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица.

    Руководство игровой деятельностью:

    Подготовку к игре педагог может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу: «Кто будет хорошо считать, играть рассказывать, хорошо вести себя, тот пойдет в школу».

    Об экскурсии в школу воспитатель предупреждает де­тей за несколько дней, чтобы они ждали ее, чтобы у них создалось особое, приподнятое, даже немножко торжественное настроение; «Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вес­ти. В школе мы с вами посмотрим, как ребята хоро­шо сидят на занятиях, учатся, как отдыхают после за­нятий на перемене».

    Педагог заранее договаривается в школе о времени эк­скурсии, чтобы ребят там ждали и приветливо встретили. Очень хорошо, если школьники приготовят малышам ка­кие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в школу нужно во время урока, и пока все школьники в классах, педагог проводит детей по коридору, показывает им, как много в школе классов, рассказывает, что во всех учатся дети, что сейчас в коридоре никого нет, потому что идет урок, ребята занимаются: они пишут, читают, рассказы­вают, считают. Когда урок закончится, прозвенит зво­нок и ребята выйдут из классов, будет перемена. Также воспитателю надо показать ребятам, что в школе очень чисто, школьники не пачкают полы, стены, не сорят. Они вытирают ноги при входе в школу, сами моют пол, подметают, убирают. Они дежурят в раздевалке, классе, коридоре. Надо показать детям буфет, зал, кабинет вра­ча, мастерскую и рассказать об их назначении.Потом детей следует повести в класс и показать, как школьники сидят за партами, как аккуратно на парте сло­жены тетради и книги, а на крючке висят портфели, пока­зать, в каком порядке у детей тетради и учебники - чис­тые, целые, обернуты в обложки. Дети должны увидеть, как ученики встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят ответить, как встают, отвечая учительнице.

    Когда школьники подарят малышам свои поделки, надо, чтобы те не забыли их поблагодарить. После того, как прозвенит звонок, воспитатель должен объяснить дошкольникам, что урок закончился и школьники сей­час пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и приготовит класс к новому уроку. Нужно показать, как строем, спокойно, не толкаясь, ребята выходят из класса в коридор, ходят по коридору, играют, как по звонку строятся возле сво­его класса и дежурный впускает их в класс, как они встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попрощаться и при­гласить их к себе в детский сад. После экскурсии педагогу надо рассмотреть с детьми открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить ребятам непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Затем можно предложить детям на­рисовать рисунки на тему «Школа».

    Через день или два во время прогулки педагог может подойти с ребятами к школе и рассказать им, что школа новая, красивая, светлая, ее строили много рабочих, чтобы детям было удобно учиться, что школу надо бе­речь. Нужно показать детям, как одни дети уходят из школы, другие идут на занятия (если есть вторая смена).

    На занятиях воспитателю совместно с детьми надо изготовить ряд вещей, нужных для игры в «школу»: скле­ить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, аль­бомы для рисования, покрасить маленькие палочки, превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пеналы, а пеналы - в портфели и т. д. Воспитателю следует объяснить детям и показать назна­чение всех школьных принадлежностей, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным. Так­же ребята готовят кукольные фигурки, вырезают их из картона, рисуют одежду. Когда все приготовления к игре будут сделаны, педаго­гу с детьми хорошо рассмотреть картинку, на которой изоб­ражен какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Можно показать ребятам фильм или мультфильм о школе.

    В начале игры педагог предлагает детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом, а можно положиться на выдумку детей. Когда школа бу­дет построена, надо устроить в ней класс и коридор, за­тем оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного ма­териала или склеенные из картона. Затем педагог раздает ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести де­тей в школу, потому что дети еще не знают дороги».

    После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлини­ку. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль бе­рет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощать­ся с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д.

    Дети участвуют в игре с картонными куклами, на­блюдают за тем, что делает воспитательница, которая обыгрывает игрушки. Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.

    При последующем проведении игры воспитатель пред­лагает ребятам поиграть самостоятельно. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в разви­тии замысла, сюжета игры.

    Затем педагог может предложить детям играть в «шко­лу» без кукол. Дети распределяют игровые роли - учи­тель, ученики, директор, вахтер, уборщица; они ­ дого­вариваются о том, что все роли будут разыгрывать по­очередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; дирек­тор присутствует на уроке, следит за его ходом, за пове­дением учеников и делает записи в своей тетради; убор­щица убирает коридор, вахтер дает звонок. После про­ведения всех уроков по расписанию роли меняются.

    Воспитатель может посоветовать ребятам следующие сюжеты игры: одним детям взять с собой в школу завт­рак, другим - позавтракать в школьном буфете, напом­нить всем детям не опаздывать на урок, слушаться учи­тельницу, осторожно переходить улицу по дороге в шко­лу, устроить в школе праздник — украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник ма­лышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д.

    После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки, на­рушают внутренние правила игры, например, учитель кричит на детей, часто их наказывает, директор и убор­щица не знают, что им делать в игровых ролях, педагог наталкивает детей на мысль о более правильном и инте­ресном ролевом поведении. Лучше, если педагог возьмет на себя роль директора. Это позволит ему обогатить содер­жание игры непосредственно в воображаемой ситуации. Он вызовет к себе в кабинет учителя и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно со­ставить расписание уроков;- пригласит на работу учите- лей-предметников по физкультуре, ритмике, пению (что­бы многие дети смогли побывать в активных ролях).

     

    • Сюжетно - ровевая игра "Школа"(старший дошкольный возраст)

    Автор - составитель: Ветрова Е.В., (г.Могилёв)

    Цель: развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью.

    Задачи:

    1.Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу, к взрослым.

    2.Углублять положительный интерес к школе.

    3.Поддерживать интерес к решению задач, используя разные способы (в уме, на пальцах, счетный материал).

    4.Развивать диалогическую речь, культуру общения.

    Материал: портфель, азбука,математика,тетради,дневники,альбомы, краски, цветные карандаши,пенал с необходимым наполнением,слоговые домики,вывеска «1 класс»,геометрические фигуры,палочки,счетный материал,монеты,журнал для учителя,карточки с заданиями,очки для учителя,стаканы под воду,подставки,тряпочки,вывеска «Буфет»,ветрина,ценники,столы ,угощения,два фартука,два колпака)

    Руководство игровой деятельностью:

    В-ль: Ребята,я расскажу вам историю, которая произошла сегодня утром. Шла я утром в школу и увидела на дороге лежит портфель, такой одинокий, беспомощный.Видит бабушка идет. Он ее и спрашивает: «Бабушка, это не вы меня потеряли?».А та отвечает: «Нет, у меня не было такого портфеля».

    Машина остановилась на перекрестке,портфель у водителя спрашивает «Дяденька, я не ваш?».Тот внимательно посмотрел на портфель и строго сказал: «Нет, у меня был другой».

    Подошла я к портфелю поближе, а он мне и говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?». Я ему: «Нет,у меня такого никогда не было,но я смогу тебе помочь.У меня есть друзья-дети из моей группы продленного дня.Они такие добрые и отзывчивые,умные и сообразительные.Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?(Да) Портфель, если хочешь, можешь остаться у нас!»

    Портфель: Спасибо вам. Мне у вас очень нравиться!

    В-ль: А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?

    На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.

    (После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляються на столе)

    Говорит она беззвучно,

    Не понятно и не скучно.

    Ты беседуй чаще с ней,

    Станешь вчетверо умней (книга)

    То я в клетку, то в линейку,

    Написать на мне сумей-ка,

    Можешь и нарисовать,

    Что такое я? (тетрадь)

    Я люблю прямоту,

    Я сама прямая,

    Сделать ровную черту,

    Всем я помогаю (линейка)

    Как ему работу дашь,

    Зря трудился карандаш (ластик)

    Если ты его отточишь,

    Нарисуешь все,что хочешь!

    Солнце, море, горы, пляж,

    Что же это ? (карандаш)

    В этой узенькой коробке

    Ты найдешь карандаши,

    Ручки, ластик,скрепки,кнопки,

    Что угодно для души (пенал)

    В-ль: Какими словами можно объединить все эти предметы?

    Дети: Школьные пренадлежности.

    Портфель: Да, это школьные пренадлежности, которые необходимы ученику в школе.Где они должны всегда лежать?

    Дети: В портфеле» (В-ль складывает предметы в портфель)

    В-ль: Дети, а что такое школа?

    Дети: Школа-Это место,где учатся,где получают знания. В школу ходят все дети.

    В-ль: Правильно. А кто учит детей в школе?

    Дети: Учитель.

    В-ль: А чему он учит?

    Дети: Писать,считать,читать ,рисовать.

    В-ль: А каким должен быть учитель?

    Дети: Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать,терпеливым.

    В-ль: Ой! Мы ведь с вами забыли сказать , а какими должны быть ученики?

    Дети: Послушными, на уроке поднимать руку,нельзя выкрикивать на уроке,должны внимательно слушать учителя.

    В-ль: Правильно,но все ли знают эти правила ,мы сейчас проверим.

    (Словесная игра «Правила поведения в школе»)

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и …(внимательным)

     

    Все пиши, не отставая,

    Слушай не…(перебивая)

     

    Говорите четко, внятно,

    Чтобы было все…(понятно)

     

    Если хочешь отвечать,

    Надо руку…(поднимать)

     

    На математике считают,

    На перемене …(отдыхают)

     

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши …(перебивать)

     

    А помочь захочешь другу-

    Подними спокойно…(руку)

     

    Знай, закончился урок,

    Коль услышал ты …(звонок)

    В-ль: Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе! Назовите профессии людей, которые работают в школе?

    Дети: Учителя,библиотекарь,директор,завуч,секретарь,вахтер,охранник.уборщицы,повара и кухонные рабочие.

    В-ль: Давайте выберем профессию, подходящую для каждого.Я буду играть с вами и у меня будет роль школьного вахтера, я буду давать звонки на урок по расписанию .(В-ль выполняет роль координатора игры)

    В-ль: Итак ,сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Перед началом игры мы должны с вами посоветоваться и решить,какой урок будет проходить в нашей школе.

    Дети: Урок математики

    В-ль: Хорошо,после урока я предлагаю вам сходить в буфет. Но чтобы интересно было всем, давайте сделаем так, что на уроке будет учителем кто-нибудь из вас, да и роль продавца в буфете ,я думаю, тоже по плечу тому, кого вы выберете. Согласны?

    Дети: Да

    (Идет распределение ролей)

    В-ль: Основные роли распределили, а кем же будут остальные дети?

    Дети: Учениками

    В-ль: Для чего в школе используют звонок?

    Дети: Это сигнал начала и конца урока

    Портфель: Я убедился,что вы действительно умные,добрые,сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем,как вы будете играть .

    В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки,карандаши,ручки,альбомы, дневники.

    Но, прежде, нам надо превратить группу в класс.

    (В-ль обращает внимание детей на дверь, на которой висят два звуковых домика и вывеска)

     

    В-ль: Как вы думаете, какой из этих домиков - школа и почему?

    Дети: Первый домик школа,где пять окошечек потому, что в слове «Школа» - пять звуков ш-к-о-л-а.

    (В-ль записывает в окошечки слово, убирает другой домик, переворачивае вывеску на которой написано «1 класс»,дети читают ее. Звучит песня «Чему учат в школе?»,ставят столы в два ряда).

    В-ль: Портфель поставим у доски,отсюда ему хорошо будет видно всех

    Утром взрослые собираются на работу, дети в школу. Уроки длятся долго и родители дают детям деньги для того, чтобы они смогли что-нибудь купить в буфете.

    (В-ль раздает детям монеты)

    Вместе с воспитателем:

    Утром в школу мы идем-раз-два,раз-два.

    На урок звенит звонок:раз-два,раз-два.

    Учитель просит-надо встать;

    Когда он сесть позволит-сядь.

    Ответить хочешь-не шуми,

    Только руку подними.

    (Звенит звонок на урок,учитель выходит за дверь, дети садятся за парты.Входит учитель с журналом в руках.Дети встают)

    Уч.: Здравствуйте ,ребята!

    Дети: Здравствуйте!

    Уч.: Садитесь, пожалуйста!Сейчас у нас урок математики.Какое сегодня число?(дети называют,учитель записывает на доске)

    Достаньте из портфеля цветные карандаши,счетные палочки и цифровые веера, они нам будут нужны.

    Первое задание

    Уч.: Я знаю,что вы любите решать задачи.Слушайте внимательно,хорошенько подумав, поднимите веера цифр и покажите свои ответы. Решать можете в уме, с помощью пальцев, счетного материала.

    1.Маша сорвала в подарок маме две розы,подумала и сорвала еще одну.

    Сколько роз Маша подарила маме?

    Почему так получилось? Запишите на доске.

     

    2.Пять щенят в футбол играли,

    Одного домой позвали.

    Он в окно глядит, считает:

    Сколько их теперь играет?

     

    3.Шесть ежат в лесу играли,

    Землянику собирали.

    А один улегся спать.

    Сколько их гуляет?

    (ответы)

    Уч.: Молодцы,задачи решили. Давайте поиграем в игру «Кто знает ,тот дальше считает»( Называние цифр по порядку,продолжает дальше тот,кто знает следующую цифру)

    А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку «Буратино»

    Буратино потянулся,

    (руки поднять через стороны вверх,потянуться,поднявшись на носочки)

    Раз нагнулся,

    Два нагнулся,

    (наклоны корпуса вперед)

    Руки в сторону развел,

    Ключик видно не нашел.

    (повороты вправо,влево)

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    Молодцы ,ребята, присаживайтесь!

    Уч.: Второе задание

    Работаем парами.Сгруппируйте геометрические фигуры по форме (цвету,размеру). А затем по образцу составьте картинку.

    Выполняют задание учителя

    Подойдите,посмотрите друг у друга.Если заметите что-то не так,исправьте!

     

    Третье задание(учитель раздает листы с заданием)

    На листе изображены буквы и цифры.Все буквы дети должны обвести любым цветным карандашом в квадрат, а цифры в кружок.

    Уч.: Толя,что ты будешь делать?(повторяет задание учителя)

    Отлично справились с заданием!

    Вы хорошо отвечали сегодня на уроке!Урок закончен, наведите порядок на своих столах, сложите школьные принадлежности в портфель. Перемена. Дежурные проверят порядок и помоют доску.

    Сейчас большая перемена.Кушать хотите? Возьмите деньги(монеты) и идем все в буфет.

    (Все идут в буфет. Дети встают в очередь и покупают что хотят на свои деньги,ведут диалог с буфетчицей)

    В-ль: Вот и закончился сегодняшний учебный день в школе. Я в вас не ошиблась,вы действительно добрые,отзывчивые и умные ребята. Думаю в школе вы будете учиться только на «10».

    Портфель: Ребята,вам понравилось играть в школу?А мне с вами так интересно, что я хочу пожить у вас в классе.В следующий раз еще поиграем,согласны? А я постараюсь придумать для вас еще что-нибудь интересное.

    В-ль: Всем спасибо, до свидания!

     

    • Сюжетно - ролевая игра "Семья - Школа - Магазин", подготовительная к школе группа.

    Автор- составитель: воспитатель Шалыго М.А.

    Цель:

    1. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
    2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
    3. Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе».
    4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
    5. Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе.
    6. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

    Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в продуктовый магазин, школьные принадлежности, журнал для учителя, звонок, цветы.

    Предварительная работа:

    1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
    2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
    3. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
    4. За несколько дней до игры воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.
    5. Беседа о школьных принадлежностях.
    6. Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
    7. Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.

    Игровые роли: учитель, вахтер, ученики, мамы, папы учеников, 2 продавца в магазин «Школьник», продавец в магазин «Продукты», продавец цветов.

    Беседа перед игрой:

    Воспитатель обращается к детям:

    - Дети, скажите какой сейчас месяц, число?

    Ответы детей.

    - Какое важное событие в вашей жизни произойдет 1 сентября этого года?

    Ответы детей.

    - А вы хотите совершить путешествие в этот день, т.е. в 1сентября.

    Ответы детей.

    - А вам хотелось бы сейчас стать школьниками?

    Ответы детей.

    - Но чтобы идти в школу нам нужны школьные принадлежности. Где можно их приобрести?

    Ответы детей.

    - А кто школьникам покупает школьные принадлежности?

    Ответы детей.

    - Значит в нашей игре будет семья, и в семье будут роли….

    Ответы детей.

    - Семья пойдет в магазин покупать школьные принадлежности, а в магазине работают …. (дети продолжают), а те кто покупает ….

    Ответы детей.

    - В магазине у нас будут роли…..

    Ответы детей.

    - Ученики придут в школу, а в школе работают….?

    Дети перечисляют.

    - Давайте составим небольшой план нашей игры.

    Сначала учитель и продавец занимают свои места. Остальные дети разделятся на подгруппы, т.е. семьи договаривайтесь кто из вас будет мама, папа, ученик.

    - Где будут жить наши семьи?

    Ответы детей.

    - После того, как распределились по домам, что делают родители и ученики?

    Ответы детей.

    - Купили школьные принадлежности и что вы делаете дальше?

    Ответы детей.

    - Правильно, семья возвращается домой и …..

    Ответы детей.

    - Дома школьники укладывают портфель, а затем….?

    Дети: ученики идут в школу, а родители провожают.

    - Ив школе начинается ….. (урок).

    - В школе будут 2 урока, что делают в это время родители?

    Ответы детей.

    - Что делают ученики, когда заканчиваются уроки в школе?

    Ответы детей.

    - А сейчас распределим роли.

    Воспитатель даёт возможность детям самостоятельно распределить роли. Если возникают споры, предлагает использовать считалки.

    - А сейчас, дети, давайте закроем глаза и все вместе назовём каждый месяц года: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь. Откроем глаза и посмотрим на календарь (на доску).

    Сегодня – 1 сентября!

    Руководство игровой деятельностью:

    1. Учитель и продавцы занимают свои места.
    2. Остальные дети делятся на подгруппы по 3-4 человека, договариваются, кто из них будет мама, папа, ученики 9возможно: бабушки и дедушки).
    3. Семья идет в магазин покупать школьные принадлежности.
    4. Родители покупают цветы для учителя.
    5. Родители провожают ученика в школу.
    6. В школе дарят цветы учительнице.
    7. Родители возвращаются домой и договариваются, кто из них идёт на работу, а кто остается дома ждать ученика со школы.
    8. Звенит звонок. Учитель знакомится с учениками и начинается 1 урок.
    9. Родители, которые остались дома, достают игрушечную посуду, затем идут в магазин «Продукты» и готовят обед, т.е. готовятся к встрече школьника.
    10. Звонок с урока. Перемена. Учитель предлагает детям поиграть, одни дети играют, другие отдыхают.
    11. Звенит звонок на второй урок. Учитель проводит урок рисования.
    12. Звонок с урока. Родители приходят в школу встречать учеников.
    13. Ученики прощаются с учителем, идут домой с родителями.
    14. Дома их ждёт «вкусный» обед.
    15. Затем вся семья собирается дома, взрослые и дети обсуждают события, которые произошли за день.

    В ходе игры воспитатель, он же и «вахтёр» наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается в игру или включается в игру.

    Те дети, которые были продавцами могут пойти в школу учиться, а учитель после уроков может прийти домой к ученикам.

    Итог игры: воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети идти в школу? И что они могут сказать об учителе, какая она (он)? О чём рассказывал учитель на уроке?

    Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

    • «учителя» за интересное проведение урока.
    • «учеников» за хорошую учебу.
    • «родителе» за заботу о своих «учениках».
    • «продавцов» за быстрое обслуживание и вежливое обращение с покупателями.

    Игра получилась интересная, спасибо, дети, за игру!

    Источники:

    sites.google.com

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                 С уважением, О.Г. Гольская.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.".

                                                                                                                                                                                                                   

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com