Дидактический материал к лексической теме: "Домашние птицы"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "МИР ЖИВОТНЫХ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

                                                

 

  •        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА  ДЕТСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ О ДОМАШНИХ ПТИЦАХ, БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ИХ  СОДЕРЖАНИЮ

 

Домашние птицы.

 

Звуки природы. Голоса домашних птиц для детей. Как поет петух?

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
(Петух)

Петух и курица - домашние птицы.

Пету́х - самец курицы. Внешне от курицы обычно отличается крупным гребнем и серьгами, также пышным и часто разноцветным хвостовым оперением.

Как правило, петух тяжелее курицы на 1-2 кг.

Для обеспечения нормального проживания курицам требуется не очень большое пространство. Наиболее часто птиц держат в курятниках или сараях. Хотя курицы в основном не страдают от холода, оптимально им обеспечить зимой укрытие от морозов.

Курицы отличаются всеядностью. Могут есть даже кухонные отходы. Однако курицы способны различать вкусовые особенности еды. Летом птицы обычно пасутся на траве, поедают зелень, вылавливают червяков и личинок насекомых.

 

Использование звуков пения петуха на занятиях, в игровой деятельности...

 

Поют Павловские петухи, ПАВЛОВСКАЯ ПОРОДА КУР.

 

Это видео поможет узнать ребенку, как говорят животные. Детям будет интересно смотреть видео и слышать звуки домашних животных

 

 

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

       ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ. ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ (для детей 3-4 лет)

 

       Приблизительный пассивный и активный словарь: петух, курица, наседка, цыпленок, клюв, хвост, лапка, гребешок, борода, грудь, брюшко, крыло, перо, корм, зерно, курятник, яйцо, клевать, ку­карекать, ходить, кудахтать, пищать, желтый, белый, разноцвет­ный, громко, высоко.

       Занятие 1

       Тема «Петух, курица и цыплята»

       Цель: знакомство с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пищат, кукарекают, ходят), уточнение названий частей тела; закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу.

       Оборудование: картинки с изображением ласточки, скворца, во­роны, воробья петуха, курицы и цыплят, шапочки с изображени­ем курицы и цыплят.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

       На наборное полотно выставляются картинки с изображением ласточки, скворца, вороны и воробья.

       Каких птиц вы знаете? Где они живу? (В лесу, в городе.) Сегодня мы поговорим о птицах, которые живут рядом с домом человека.

       2. Рассматривание картинок с изображением петуха, курицы и цыплят.

       Сначала педагог внимание детей обращает на петуха. Дети са­мостоятельно называют и показывают части тела петуха. Педагог уточняет отличительные внешние признаки петуха — красный гребешок и борода, разноцветный длинный хвост, рассказывает, что петушок рано встает, всех будит своим громким криком «ку-ка-ре-ку!», поэтому говорят, что петух кукарекает. Обращает вни­мание на то, что у петуха такие же части тела, как у всех птиц, но в отличие от других птиц петух не умеет летать: он так давно живет с людьми, что разучился летать. Рассказывает, что петуху не надо заботиться о корме, корм ему дают люди, петух — до­машняя птица.

       Внимание детей переключается на курицу. Дети самостоятельно называют и показывают части тела курицы, сравнивают гребешок и хвост курицы и петуха. Педагог рассказывает о том, что курица несет яйца, высиживает из яиц цыплят, что курица, которая си­дит на яйцах, называется наседкой. Рассказывает, что из яиц вы­лупляются маленькие желтенькие цыплята (показывает цыплят), мама-курица учит своих деток искать корм (зернышки, червячков), клевать и пить, она заботится о цыплятах, защищает их от кошек и больших птиц.

       3. Отгадывание загадок.

Я в деревне на дворе

Просыпаюсь на заре.

«Ку-ка-ре-ку» я кричу,

Разбудить ребят хочу. (Петух.)

       Как вы догадались, что это петух?

Клохчет, квохчет, детей созывает. (Курица.)

       Как вы догадались, что это курица?

Желтый крошка

Ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка —

Наклюет ему бока! (Цыпленок.)

       Как вы догадались, что это цыпленок? В заключение педагог обобщает: петух, курица, цыплята — до­машние птицы, они умеют кричать (кудахтать, кукарекать, пи­щать), клевать, ходить, бегать, петь, но не умеют летать.

       4. Подвижная игра «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки. —

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

       Дети выполняют соответствующие действия, при произнесении последних двух строк запрокидывают головы.

       5. Итог.

       Как называются домашние птицы, которые не умеют ле­тать?

 

       Занятие 2

       Тема «Рассказ К. Д. Ушинского "Ходит по двору петушок»

       Цель: уточнение представлений о внешнем виде, повадках, на­званиях частей тела; закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

       Оборудование: картина с изображением петуха, кур и цыплят.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

       Перечислите состав семьи петуха. Папа — это ... (петух). Мама — это ... (курица). Дети — это ... (цыплята).

       2. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ходит по двору петушок». Рассказ читается с одновременным показом картины.

       Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. ... Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! ... Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!» Курочки с цыплятками собрались, рас­кудахтались; зернышком не поделились — передралися.

       Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью по­мирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, ... крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

       3. Беседа по содержанию рассказа.

       Кто ходил по двору? Какой у петушка был гребешок? Какая у петушка была бородка? Сколько зернышек нашел петушок? Кого он стал звать? Хватит на всех птиц одного зернышка? Кто съел зернышко? Как закричал петушок?

       4. Дидактическая игра «Кто лишний?»

       Детям показываются картинки с изображением петуха, кури­цы, цыплят, воробья. Затем задаются вопросы: «Кто лишний?», «Почему?»

       5. Итог.

       Как называют птиц, которые живут рядом с человеком?

 

       Занятие 3

       Тема «Игрушечный петушок с семьей»

       Цель: формирование умения действовать с предметами в соот­ветствии со словесными инструкциями; побуждение к самостоя­тельным высказываниям, грамматически правильно оформленным.

       Оборудование: игрушки (петух, курица и цыпленок), яичная скор­лупа, забор из кубиков, трафареты яиц с волнообразным разрезом посередине.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

       Каких домашних птиц вы знаете? Дети называют птиц, показывают игрушки.

       2. Инсценировка отрывка из стихотворения В.Л. Гаазова «Птичий двор».

       Что за шум, я не пойму? Кто кричит: «Ку-ка-ре-ку»? Это славный петушок, Ярко-красный гребешок. На заборе он сидит И «ку-ка-ре-ку» кричит. Будит курочек с утра, Чтоб искали червячка. Яйцо, смотри, лежит. Изнутри оно трещит. Вот проход большой открылся И цыпленок появился.

       3. Дидактическая игра «Найди половинку». Детям раздаются трафареты яиц с волнообразным разрезом по­середине. Каждый ребенок должен собрать целое яйцо.

       4. Дидактическая игра «Узнай, кто кричит».

       Педагог имитирует голоса петуха, курицы и писк цыпленка. Дети должны отгадать, кто кричит.

       Примечание. При проведении игры можно использовать магнито­фонную запись голосов птиц.

       5. Итог.

       С какими игрушками вы сегодня играли?

 

Тематический цикл «Домашние птицы» для детей 4- 5 лет

(двадцатая неделя)

       Дети должны усвоить: названия домашних птиц и их детенышей (курица, петух, утка, гусь); их отличительные признаки; существительное с обобщающим значением птицы.

       Лексико-грамматические игры и упражнения

       «В гости пришли птицы». Обогащение знаний детей по теме.

       Логопед показывает детям картинки и говорит: «Дети, к нам в гости пришли птицы: петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы. Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Дети повторяют.) Посмотрите внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у курочки есть голова, хохолок, клювик, глаза, лапки, хвостик, перышки. А теперь скажите сами, что есть у курочки?»

       « Что умеют птицы?» Расширение словаря по теме.

Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.

Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.

Далее логопед просит детей повторить, что умеют птицы.

       «Один много». Образование множественного числа существительных.

У курицы не цыпленок, а... (цыплята).

У утки не утенок, а... (утята).

У гуся не гусенок, а... (гусята).

       Игра повторяется. Логопед спрашивает у детей: «Кто у курицы? Кто у утки? Кто у гуся?»

       Логопед подводит итог игры: «Цыплята, утята, гусята — это детеныши, они маленькие».

       Чтение с выражением рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».

       «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под но­сом красная бородка... Хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

       — Курочки -хохлатушки, пестренькие -рябенькие, черненькие -беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками, я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

  •        Развитие связной речи

       Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.

       «Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали!

Речку переплыли ровно в полминутки:

Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке, а курица на утке!»

  •        Сенсорное развитие

       «Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия.

       «Впереди у курочки — голова с клювом. Сзади — хвостик. Посе­редине — туловище. С одной стороны — крыло, с другой стороны — тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки — две лапки».

       Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Разложи полоски». Слоговой анализ слов.

       Используются картинки: утка, курица, гусь, петушок, утенок. Логопед раздает детям по три картонные полоски. Дети хлопками в ладоши определяют количество слогов в слове и выкладывают схему на столе.

  •        Физкультминутка -логоритмика

       «Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

 

      

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").

                                                                                                                                                                                                    

 

Скачать:

Предварительный просмотр: