Детям о странах и народах мира. Финляндия

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ

ФИНЛЯНДИЯ

                  

  • ЗАНЯТИЕ

       Задачи

       Коррекционно-образовательные:

           - знакомить с природой северной страны — Финляндии;

           - актуализировать словарь по лексическим темам «Дикие жи­вотные», «Рыбы», «Деревья», «Зима»;

- упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжатель­ных, относительных прилагательных, имен существительных родительного падежа множественного числа, предложного падежа; в подборе прилагательных-антонимов; в согласовании   существительных с числительными в родительном падеже, в образовании родственных слов, определении количества слогов в слове;

- формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;

           - закреплять использование предлога между.

           Развивающая: развивать внимание, мышление, графические навыки.

           Воспитательные:

           - воспитывать интерес к природе;

           - учить беречь богатства природы.

       Оборудование: картинки с изображениями Санта-Клауса, собачьих упряжек с одной, двумя, тремя, четырьмя собаками, предметные кар­тинки для определения количества слогов в слове с изображениями рыб, следов зверей на снегу, в названии которых есть звуки [с], [с'] (сиг, сельдь, лосось, сом, салака), модули и искусственное дерево, картонная кастрюля с прозрачным кармашком и фигурки рыб, синее и зеленое пластиковые ведра, раздаточные карточки «Лыжная про­гулка» для развития внимания и закрепления предлога между (1-й ряд: ель, береза, куст; 2-й ряд: пень, берлога, ветки; 3-й ряд: изба, указатель, горка) (по числу детей), карандаши.

                                                                                        * * *                                                                                                        

I. Вводная часть          

                          

      Педагог. Ребята, здравствуйте! Посмотрите, нам пришло приглашение.

Педагог показывает приглашение.                                             

Кто на нем изображен?                                        

Д е т и. Санта-Клаус.                                            

Педагог. Да, это Санта-Клаус. А кто знает, где его родина?

Дети отвечают.

     Педагог. Родиной Санта-Клауса считают Лапландию — самую северную часть Финляндии. Вот в какую страну нас приглашают, туда мы и отправимся вместе с нашим героем, которого по-фински называют Иоулупукки. Как вы думаете, если приглашение прислал именно Санта-Клаус, какое там сейчас время года?

      Дети. Зима!

                                             II. Основная часть

Педагог

В «страну болот», или Суоми, — ведь так Финляндию зовут, По санному пути лесному олени быстро повезут.

    Здесь Санта-Клаус — Йоулупукки, а баню сауной зови.

    Морошку, клюкву и бруснику в лесах, болотах собери.

В лесах — медведи, лоси, лисы, а в водах — семга, сельдь, форель.

И быстро пролетает лето ... Кружит за окнами метель.

Холодная зима и бани, веселых танцев хоровод,

Сиянья северного всполох вдруг озаряет небосвод.

На лыжах можно здесь кататься, но лишь весна растопит снег,

Как злаки на полях восходят, их в зиму сеял человек.

А летом тучные коровы траву задумчиво жуют,

Чтоб маслом сливочным гордился трудолюбивый финский люд.

В страну озер, лесов дремучих наш Санта-Клаус держит путь.

Для ягод и грибов отборных ты взять корзинку не забудь.

Рассказ педагога сопровождается показом фотографий Финляндии.

     Финляндия — северная страна. На юге и востоке она граничит с Россией. Треть страны находится севернее Полярного круга. В Фин­ляндии очень холодная зима и короткое прохладное лето. С запада и юга она омывается Балтийским морем. Большую часть ее территории занимают болота. «Страна болот», Суоми, — так называют саамы (коренные жители) свою страну. Есть на ее территории невысокие горы, скалы. На севере — тундра, т.е. равнина, покрытая мхами, ма­ленькими деревьями. Есть тайга — очень густой хвойный лес. Что значит «хвойный»?

Дети отвечают.

А какие хвойные деревья вы знаете?

Дети отвечают.                                           

     В южных районах Финляндии очень много знакомых нам дере­вьев: берез, орешника, тополей, кленов, дубов, лип и ольхи. А еще ее называют «страной тысячи озер». И это не случайно. В Финляндии их насчитывается около 190 тысяч! Также ее можно смело называть «страной тысячи островов». По последним данным в Финляндии насчитывается около 180 тысяч островов.

      Мы немного узнали о природе Финляндии. Что мы увидим в стра­не Суоми? Чего там много?

      Дети. Мы увидим озера, моря, леса, острова, реки... В Финлян­дии много озер, рек, болот, островов, лесов, полей. Педагог. Каких деревьев много?

      Дети. В Финляндии растет много берез, лип, тополей, ольх, орешников, сосен, дубов, кленов.

      Педагог. Природа разных областей Финляндии различна. На севере деревья низкие, а на юге наоборот — высокие, на юге стволы деревьев толстые, на севере — тонкие, на юге вода в озерах теплая, а на севере — холодная, на севере трава редкая, а на юге — густая. Мы попали в эту удивительную северную страну зимой, поэтому нас ждут зимние приключения. Как вы думаете, на чем можно ка­таться зимой?

      Дети. Можно кататься на лыжах, санках, коньках, снегоходах. Педагог. Правильно. Традиционным видом транспорта в Фин­ляндии считается оленья упряжка. Например, на ней передвигается Санта-Клаус. В сельской местности помимо современных средств передвижения часто используются сани и лыжи, а летом — лодки. Зимой через замерзшие озера и холмистые равнины Финляндии и по сей день прокладываются многочисленные санные и лыжные пути. А еще можно передвигаться на собачьих упряжках. В северных районах Финляндии устраивают даже состязания таких упряжек. Мы тоже их проведем.

      Педагог помещает картинки с изображением упряжек с одной, двумя, тремя собаками и предметные картинки.

     На упряжке с одной собакой «поедут» картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых один слог, с двумя соба­ками — картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых два слога, с тремя собаками — картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых три слога. Дети распределяют картинки по упряжкам.

Упражнение на релаксацию «Северное сияние»

      Педагог. Давайте отдохнем и посмотрим на прекрасное север­ное сияние.

      Педагог показывает слайды с изображением северного сияния, включает спокойную музыку, дети садятся на стульчики.

 

Северное сияние в Финляндии

 

      Расслабьте руки, ноги и спокойно наблюдайте. А теперь пора в путь. Напрягите руки, ноги.

 Дети выполняют задания.

       Продолжаем наше путешествие. Какие животные живут в Фин­ляндии?

       Д е т и. В Финляндии живут олени, волки, рыси, росомахи, медве­ди, лисы, зайцы, лоси, ежи, белки. Педагог. Кого много?

        Дети образуют родительный падеж множественного числа.

        Дети. В лесах Финляндии много лис, медведей, волков, рысей, росомах...

   Педагог. Чьи следы мы увидим на снегу?

   Педагог раскладывает карточки-«следы» на полу.

         Дети. Мы увидим следы лисы — лисьи, следы рыси — рысьи, следы медведя — медвежьи, зайца — заячьи. И т.д.

         Педагог. Финляндия — северная страна. Здесь короткое лето и затяжная холодная зима. Эти климатические особенности отразились и на особенностях финской кухни. В суровом климате этой страны финны привыкли думать не о кулинарных изысках, а о том, чтобы пища была сытной, калорийной и помогла удержать жизненную энер­гию в самые трескучие морозы. Жители питаются в основном тем, что подарила им природа: рыбой, мясом, ягодами, грибами.

          Финляндию нельзя представить без рыбалки. Рыба здесь во­дится и в морях, и в реках, и в озерах. Причем она довольно крупная, что привлекает тысячи рыбаков. И мы наловим рыбы. В зеленое ведерко положим рыбу, в слове-названии которой есть мягкий звук [с'], а в синее — в слове-названии, которого есть твердый звук [с].

           Педагог предлагает детям два пластмассовых ведерка (синее и зеленое), картинки рыб. Дети «ловят» рыбу и распределяют по ведеркам.              

      Наловили рыбы, теперь сварим уху — рыбный суп.                        

         На собачьих упряжках покатались, пора и на лыжах пройтись по зимнему лесу!

         Дети выходят в центр группы. (Там можно расположить модули, искус­ственное дерево и др.) Они имитируют катание на лыжах. Дети дополняют рассказ педагога, образуя приставочные глаголы.

        Педагог. Итак, мы ехали, ехали, к горке (подъехали), с горы (съехали), вокруг дерева (объехали), через мост (переехали) и т.д. На­катались, можно и отдохнуть.

      Педагог помещает на доску картонную кастрюлю с кармашком и фигурки рыб. Дети вставляют рыбок в кармашек и рассказывают, из скольких и каких рыб они сварят уху.                                                                             

       Д е т и. Я сварю уху из трех сомов. А я — из двух салак...       

       Самомассаж пальцев рук «Согреем руки»

             Педагог. Уху сварили, пора возвращаться домой. Холодно... Нужно разогреть руки, чтобы они крепче держали лыжные палки, ведь нам предстоит дорога обратно.

             Дети проводят самомассаж пальцев рук, начиная растирать их круговыми движениями от кончиков к основанию.

        Упражнение на развитие графических навыков «Лыжная прогулка»

             Педагог. Чтобы быстрей оказаться дома, начертим лыжный путь.

             Педагог раздает детям карандаши и карточки «Лыжная прогулка» для развития внимания и закрепления предлога между (по числу детей).

             Поставьте карандаш на точку. Прочертите путь между кустом и березой.

        Дети выполняют задание.

              Дети. Проехали между кустом и березой. Не поедем между бе­резой и елью.

              Педагог. Теперь проведите линию между пеньком и берло­гой.

         Дети выполняют задание.                                                            

         Где проехали? Где не поедете?

              Дети. Проехали между пнем и берлогой. Не поедем между бер­логой и ветками.

              Педагог. Теперь проведите линию между избушкой и указа­телем.

         Дети выполняют задание.

               Где проехали? Где не поедете?

              Д е т и. Не поедем между указателем и горкой.

               III. Заключительная часть

               Педагог. Отлично, вот мы и дома! Понравилось вам путеше­ствие? Что вы узнали о Финляндии? Чем запомнилась природа? Чего там много?

          Дети отвечают на вопросы.   

 

  • ЗАНЯТИЕ

          Финляндия (окончание)  

                 Задачи

                Коррекционно-образовательные:   

- знакомить с природой Финляндии;

- актуализировать словарь по лексическим темам «Ягоды», «Грибы», «Лето»;

- упражнять в образовании приставочных глаголов, относитель­ных прилагательных, родительного падежа множественного числа, предложного падежа, согласовании существительных с числительными в родительном падеже, образовании родственных слов, определении количества слогов в слове;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;

 - закреплять употребление предлога между.

                 Развивающая: развивать внимание, мышление, графические на­выки.

                 Оборудование: картинки с изображениями черники, земляники, брусники, розы, гриба-лисички, боровика, ромашки, подберезовика, синие и зеленые пластмассовые корзиночки, и предметные картинки-«ягодки» на твердые и мягкие согласные, звуковые дорожки, кар­тонные ягодки (по числу детей), картонные кастрюльки (по числу детей) и предметные картинки съедобных грибов, картинка «Найди одинаковые грибы», корректурная проба (картинки по числу детей), раздаточные карточки «Проведи дорожку домой» (по числу детей).

* * *

I. Вводная часть                           

      Педагог. Внимательно посмотрите на картинки и найдите чет­вертую лишнюю.

      Педагог демонстрирует ряды картинок с изображениями: (1) черники, земляники, брусники, розы; (2) лисички, боровика, ромашки, подберезовика. Дети определяют лишние картинки.

А как мы назовем одним словом оставшиеся картинки? Дети. Это ягоды и грибы.

      Педагог. Правильно. Знания о ягодах и грибах пригодятся нам в сегодняшнем путешествии. А отправимся мы снова в Финляндию.

  II. Основная часть                     

Педагог. Что мы уже знаем о Финляндии?                     

Дети вспоминают и рассказывают.

Когда созревают ягоды, появляются грибы?

Дети. Летом.

     Педагог. Да, но лето в Финляндии очень короткое, поэтому мы должны успеть побывать и в лесу, и на болоте, где нас ждет много да­ров леса... Это, в первую очередь, ягоды: морошка, болотная клюква, черника, земляника, брусника, лесная малина.

  Динамическая пауза «По ягоды»

В лес сегодня мы пойдем

И корзиночку возьмем.                Дети изображают, что берут корзинки.

Мы присядем под кустом —        Приседают несколько раз.

Земляники наберем.

По болоту пошагаем —               Имитируют движения, как будто

Клюквы мы насобираем.             идут по болоту, высоко поднимая

колени.

 

Нагибайся, не ленись                  Наклоняются несколько раз вперёд
И под дерево нагнись.                 и в стороны.
Все корзинки и лукошки             Показывают, какие тяжёдые
 Мы наполним понемножку.        корзинки.

       Педагог. Итак, мы пошли: из дома (вышли), в лес мы (пришли), к болоту (подошли), вокруг озера (обошли), через речку (перешли), на ягодную полянку (вышли). Наберем ягод.

      Педагог раздает детям картонные синие и зеленые корзиночки и раскла­дывает на полу предметные картинки-«ягодки» на определенные твердые и мягкие согласные (на свое усмотрение). Дети ходят с корзинками и собирают в зеленые корзинки «ягодки» с мягким звуком, а в синие — с твердым.

       Вот мы и набрали ягод. Что можно из них приготовить? Дети. Можно сварить компот, варенье, джем, сделать начинку для пирогов.

  Педагог. Мы напечем пирогов с разной начинкой.

       Детям предлагаются картонные «пирожки» с кармашками и картинки с изображением ягод. Они говорят, какая начинка получится, образуют от­носительные прилагательные.

       Дети. Начинка из клюквы — клюквенная, из земляники—земля­ничная, из черники — черничная, из брусники — брусничная...

       Дыхательное упражнение «Ягодные пироги» Педагог. Понюхаем запах ягодных пирогов.

  Дети делают глубокий вдох через нос и выдох ртом, не поднимая плеч. Педагог раздает детям звуковые дорожки и картонные ягодки.

        Пирогов напекли. Но ягодки нам и в другой игре пригодятся. Положите ягодку на то место на звуковой дорожке, где находится заданный звук.

       Педагог произносит слова, а дети определяют место заданного звука в слове и кладут ягодку на нужное место на звуковой дорожке.

       А теперь начинается грибная «охота». Пока идем по лесу, любу­емся природой, придумаем «семейку» слов к словам «гриб», «лес».

       Дети. Лесок, лесной, лесник, лесовик, лесочек, перелесок... Гриб­ник, грибной, грибочек, грибище, грибок...

       Педагог. А вот и грибная полянка. При сборе грибов нужно быть внимательными. Найдите одинаковые грибы.

       Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных грибов.
       Дети находят одинаковые.

  Корректурная проба

       Педагог. В Финляндии растут такие же грибы, как и в России: подосиновики, подберезовики, лисички, белые, сыроежки... А какие несъедобные грибы вам знакомы?                                                     

 Дети называют.                                                                           

      Особой любовью в Финляндии пользуются лисички. Из них варят супы, подают на гарнир или предлагают в качестве самостоятельного блюда. Зачеркните на нашей картинке несъедобные грибы, белые гри­бы положите на овальную тарелку (обведите овалом), а лисички — на круглую (обведите кружком).

Посчитайте, сколько и каких грибов вы набрали.

     Дети пересчитывают грибы, согласовывая существительные с числи­тельными.

А теперь пора готовить суп. Как называют суп из грибов? Дети. Грибной.

      Педагог раздает картонные кастрюльки и предметные картинки грибов. Дети говорят, из скольких грибов приготовлен суп.

Я приготовлю суп из трех лисичек. А я сварю из пяти боровиков...
Упражнение на развитие графических навыков "Дорожка домой"                               

Педагог раздает детям карточки «Проведи дорожку домой».    

 

       Педагог. Чтобы быстрей вернуться домой, нарисуем дорожку Поставьте карандаш в точку. В первом ряду найдите гриб, не самый маленький и не с белой шляпкой. Проведите к нему линию. Во втором ряду найдите пень не самый маленький и не с цветком. Теперь прове­дите линию к нему. В третьем ряду найдите дерево не самое высокое и не елку, проведите линию к нему. В четвертом ряду найдите ягоду не темную и не в середине. Нашли? Проведите линию к ней. Затем проведите линию к домику. Вот мы и дома!

   Дети выполняют задание. 

Заключительная часть

         Педагог. Вот и заканчивается наша «тихая охота» за грибами и ягодами в финском лесу. А на память я хочу подарить вам джем из лесных ягод.

   Педагог раздает детям финский джем.

 

  • Просмотр с детьми мультфильма: ФИНЛЯНДИЯ

Кто из ребят не мечтает о путешествиях? На уроках географии в лесной школе не бывает скучно: здесь можно не только узнать о жизни океанов и материков, но и побывать вместе с профессором Иноземцевым в разных странах, познакомиться с государственной символикой, с достопримечательностями столиц. Занимательная география для детей позволит узнать удивительные вещи, подготовит дошкольников к началу учебной жизни. Видеоуроки по географии могут быть использованы не только для семейного просмотра, но и для показа на занятиях в дошкольных учреждениях.

 

       Источник

Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

       Литература

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2014.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по раз­витию речи и изодеятельности. М., 2012.

Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3—4 лет. М, 2013.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.

Жукова К.С, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.

Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.

Молчанова Е.Г., Kpemовa M.A. Речевое развитие детей 5—7 лет в логопункте. М., 2014.

Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.

Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014.

 

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

                                                                                                         С уважением, О.Г. Гольская

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА").