Главные вкладки

    Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы (Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н.)

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Учебно - методический комплект  диагностических методик  на выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы  создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

         

    ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ ПОДБИРАТЬ К СЛОВАМ АНТОНИМЫ И СИНОНИМЫ

            Возраст: дети дошкольного возраста (средняя и старшая группа).

     

    МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

           Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

           Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

    Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).

    Ночью темно, а днем... (светло).

    Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).

    Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).

    Торт сладкий, а лимон... (кислый).

            Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

           Воспитатель:

           Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сы­новья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».

    А как бы вы обратились к ним? (Дети)

    Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.

    Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)

    Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчи­ку, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.

    Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)

    Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выг­нал. Развеселился Зайчик.

    Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик?   (Обрадовался, рассмеялся)

            Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

            Таблица № 1 Антонимы и синонимы, названные детьми

     

    Имя ребенка

    а

    б

    в

    г

    д

    е

    ж

    з

    и

    Андрей С.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Артём К.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

           За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 бал­лов.

           Результаты диагностики:

    Высокий уровень - ребенок набирает 6 — 9 баллов.
    Средний уровень - ребенок набирает 4-5 баллов.
    Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 3 балла.

    МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

           Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

           Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Напри­мер, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).

           Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

           Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Напри­мер: как можно сказать о враче по-другому... (доктор); о собаке... (пес, щенок).

    радуется —... (Веселится);

    плачет —... (Ревет, рыдает);

     дети —...   (Ребята, девочки и мальчики, малыши);

    красивый —... (Прекрасный).

    Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.

    искусный мастер —... (Хороший);

    верный друг —... (Настоящий);

    ветхая избушка—... (Старая);

    трава стала желтая —... (Пожелтела).

           Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксиру­ются в таблицах №2, №3. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.

           Таблица № 2 Антонимы, названные детьми

     

    Имя ребёнка

    а

    б

    в

    г

    д

    е

    ж

    з

    и

    к

    Анна П.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Игорь М.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

           Таблица № 3 Синонимы, названные детьми

     

    Имя ребёнка

    а

    б

    в

    г

    д

    е

    ж

    з

    Анна П.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Игорь М.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

            За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за непра­вильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.

    Высокий уровень - ребенок набирает   14 — 18 баллов.
    Средний уровень - ребенок набирает 9—13 баллов.
    Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 8 баллов.

     

           Литература.

    Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с.

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».