Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме " Профессии: военнослужащие"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

    (Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)

                                             

     

    От автора

           Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профес­сиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

           Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

           Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

          Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

           Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось жела­ние как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

     

    •        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                         Беседа «Военнослужащий»                                            

    Задачи:

                — знакомить детей с понятием «военнослужащий», родами войск, особенностями службы в них, военной формой, армейскими званиями;
                — формировать познавательный интерес к профессии   военного, желание быть похожим на героев-военных, выдающихся военачальников.

     

                                                                     Рисование «Солдат на посту»

    Задачи:

                    — учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия;

                 —закреплять умение располагать изображение на  листе бумаги, рисовать крупно;

          — использовать навыки рисования и закрашивания изображения;

             — вocпитывать интерес и уважение к Российской армии.

     

                                                    Рисование  «Пограничник с собакой»

    Задачи:

     — упражнять  в  изображении человека и животного, передаче  характерных особенностей, относительной величины фигур;

                     — учить располагать изображение на листе;

                     — закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами;

                     — воспитывать интерес и уважение к службе пограничников.

     

                                                                    Аппликация «Матрос с сигнальными флажками»

            Задачи:

           - упражнять в изображении человека, вырезании элементов костюма, рук, ног, головы;

           - учить передавать в аппликации простейшие движения чело­века;

           - закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе;

           - воспитывать интерес к службе в ВМФ России, уважение к службе матросов.

     

                                                             Лепка «Отважные парашютисты»

           Задачи:

           - продолжать учить лепить фигуру человека;

           - развивать чувство формы и композиции (передавать относи­тельность величины частей);

           - учить находить зависимость скорости падения парашюта от величины его купола;

           - воспитывать интерес к службе в десантных войсках.

     

                                                              Рисование «Парад на Красной площади»

           Задачи:

           - закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике;

           - воспитывать эстетическое восприятие действительности, от­ношение к явлениям окружающего мира;

           - воспитывать гордость за Российскую армию.

     

                                                            Лепка «Военный парад на Красной площади» 

           Задачи:

           - закреплять навыки работы с пластилином;

           - отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания, примазывания;

           - учить лепить предметы военной техники;

           - воспитывать гордость за мощь Российской армии, интерес к военной технике.

     

                              Формирование целостной картины мира «Наша армия»                               

           Задачи:                                                                                  

           - углублять знания о Российской армии;                       

           - давать элементарные представления о родах войск;

           - рассказывать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны;

           - воспитывать гордость за доблестную службу военнослужащих.

     

    •                                                 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

     

                                                                                      Перенос ударения

    Задачи: давать понятие о том, что с изменением ударения может измениться смысл слова; закреплять знания о профессии военного; развивать внимание, слуховое восприятие, диалогическую речь.

    Солдаты мирно спят        

            Военные полки  

                                       Закончили учение.   

                                       Устали все солдаты

                                        И отдохнуть хотят.
                                        На полки аккуратно                                                          

           Сложили свою форму.                                                       

                           Пусть пушки не грохочут —                                           

            Солдаты мирно спят.

    Вопросы и задание                                                   

    - Что такое полк?                                                                 

    - Какие учения закончили полки?

    - Для чего военным нужны такие учения?

    - Куда военные сложили свою одежду? Как они ее сложили?

    - Почему солдатам надо отдохнуть? Какая служба у военных?

    - Составьте предложения со словами полки и полки.

                                                      Один и много                                            

           Задачи:

           - учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;

           - закреплять знания о военнослужащих;

      - развивать внимание, слуховое восприятие, речь.
    Варианты

    Танкист — танкисты — танкистов; летчик — летчики — летчиков; моряк — моряки — моряков; солдат — солдаты — много солдат; воин — воины — воинов; герой — герои — героев; пехотинец — пе­хотинцы — пехотинцев; десантник — десантники — десантников;

    пограничник — пограничники — пограничников; герои — герои — героев; пилотка — пилотки — пилоток; форма — формы — форм;
    фуражка — фуражки — фуражек и т.п.

     

                                                        Посчитай

    Задачи:

           - учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

           - закреплять знания о военнослужащих;

           - развивать внимание, слуховое восприятие, количественный счет, речь.

    Варианты

           Один солдат — два солдата — пять солдат; один матрос — два матроса — пять матросов; один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев; один парашютист — два парашютиста — пять парашю­тистов; одна пушка — две пушки — пять пушек; один пистолет — два пистолета — пять пистолетов; одно ружье — два ружья — пять ружей.

     

                                                                                              Назови по образцу

           Задачи:

         - учить образовывать существительное, обозначающее про­фессию военного;

            - закреплять знания о военнослужащих;

       - развивать память, внимание, восприятие, речь. Варианты

           Артиллерия — артиллерист; вертолет — вертолетчик; кавале­рия — кавалерист; пехота — пехотинец; разведка — разведчик; танк — танкист; пулемет — пулеметчик; ракета — ракетчик; де­сант — десантник; граница — пограничник; море — моряк; пара­шют — парашютист.

     

                                                                                                 Кто что делает?

           Задачи:

           - учить подбирать к названию профессии необходимые действия;

           - закреплять знания о военной службе;

           - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, речь.

    Варианты

       Пограничник... (охраняет границу). Танкист ... (управляет танком).

       Моряк ... (защищает морские границы).

    Десантник ... (сражается с врагом на его территории). Пулеметчик ... (стреляет из пулемета).

     

                                                     Чем похожи и чем отличаются?

    Задачи:

           - учить строить монолог, используя прием сравнения;

           - закреплять знания о военной технике;

           - развивать память, зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, умение переключать внимание.

    Варианты

           Сравнить самолет и вертолет, танк и бронетранспортер, катер v подводную лодку, пушку и ракету, авианосец и крейсер и т.п.

     

                                                                                                Армия и флот

    Задачи:

           - активизировать знания о службе пограничников, летчиков, моряков, танкистов, пехотинцев;

           - развивать игровые умения;

     - формировать уважение и гордость за труд военных.

         Сюжетные линии игры «Пограничники»: тренировки, патрулиро­вание, задержание нарушителей, посты, смена караула, отражение во­енного вторжения, пропускные пункты на границе, военные учения, военный парад, учебные занятия с солдатами.

         Игровые роли: пограничники — командир погранзаставы, солда­ты, медсестра.

     

         Сюжетные линии игры «Летчики»: управление самолетом, вы­полнение учебного полета, воздушный бой, патрулирование, занятия по теоретической подготовке.

    Игровые роли: летчики, командир эскадрильи, механик.

     

         Сюжетные линии игры «Моряки»: патрулирование водных ру­бежей, задержание нарушителей, выполнение боевых заданий, про­ведение морских учений, отражение атаки современных морских пиратов, стоянка в порту.

         Игровые роли: капитан корабля, матросы, механик, связист, кок, судовой врач.

     

         Сюжетные линии игры «Танкисты»: проведение военных уче­ний — учебная стрельба по ориентирам, преодоление препятствий, теоретическое и практическое занятия, проведение техосмотра.

    Игровые роли: командир танка, водитель-механик, пулеметчик.

     

          Сюжетные линии игры «Пехотинцы»: проведение тренировок и учений, организация марш-бросков, ведение боя с использованием оружия, теоретическая и практическая подготовка. 

    Игровые роли: командир, солдаты.    

     

    •                                            СТИХИ

    Чтение произведений о военных

    Задачи:

           - расширять знания о профессии военного;

           - развивать слуховое внимание, восприятие, речь, воображение, поэтическое чувство;

           - формировать уважение к профессии военного, гордость за их труд и подвиги, желание быть похожими на них.

     

     

    •                                                                              РЕКОМЕНДАЦИИ

                                                                                      Темы познавательных бесед

           Для чего нужна армия в мирное время. Чем отличаются разные рода войск. Какие важные умения и качества должны быть у солдат и офицеров. Почему служба в армии считается святой обязанностью.

     

     

    Конспект занятия по теме: "Былинные богатыри земли Русской" (старший дошкольный возраст)

    Автор - составитель воспитатель:Димитриева Тамара Ивановна

    Программное содержание:

           Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

           Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.

           Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.

           Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

           Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

           Активизация словаря: ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

           Предварительная работа:

    - рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

    - рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

    - чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

    - слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

           Книжная выставка:

    1.      О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

    2.      Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).

    3.      Л.Обухова «Званко – сын Добрины». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

    4.      Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

    5.      Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

    6.      Альбом «Россия».

    7.      Картина В.М.Васнецова «Богатыри».

           В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003.

           Методическая литература:

    - Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

    - Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.

    - Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

           Оформление «Мини-Музея»:

    - щиты, мечи, шлемы;

    - родовое дерево дуб (нарисованное);

    - панно «Русские богатыри»;

    - рисунки детей.

           Ход занятия

           1-я часть. Предлагаю детям прочитать название плаката на доске. Что здесь написано? Правильно, на плакате написано «Русские богатыри».

           – Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

    Слава русской стороне!

    Слава русской старине!

    И про эту старину

    Я рассказывать начну,

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли.

           – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

    Силён, как вольный ветер,

    Могуч, как ураган.

    Он защищает землю

    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,

    Он защищает стольный град.

    Спасает бедных и детей

    И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

           Вопросы:

           Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

           – Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

           Что такое Былина?

           – Былина произошла от слова быль, было.

           Кто слагал Былины о богатырях?

           – Сказитель.

           Как сказитель рассказывал Былину?

           – Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

           Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,

    Да про старые, про бывалые,

    Да про битвы, да про сражения,

    Да про подвиги богатырские!

           – Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

           В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрины». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

           И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

           Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

           – Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

           Смелость силе воевода.

           Кто смел, тот на коня сел.

           Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

           На Руси не все караси, есть и ерши.

           Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

           2-я часть. Беседа о Богатыре – Стихии.

           – Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).

           – Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).

           – Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

           Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

           Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.

           Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

           Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

    Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

           – С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

           С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)

           – Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).

           – Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).

           – Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).

           – Куда же исчезли богатыри – великаны?

           В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

           Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

           3-я часть. Беседа о Богатыре – Человеке.

           – Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

           – Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).

           – Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).

           – Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).

           – Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

           – Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

           Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

    Подъехал он ко городу Чернигову.

    У того ли города Чернигова

    Нагнано врагов черным-черно,

    Он как стал-то эту силу великую

    И конём топтать и копьём колоть

    – И побил он эту силу великую.

           – Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

           – Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).

           Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

           – Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

           Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

     Он одной рукой камень вывернет,

     А двумя – то руками быка свалит,

    Зовут его Микула Селянинович.

           Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

    «Ой же ты, оратай – оратаюшко

    Ты поди – ка с нами во товарищах

           Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

           – Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

    Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

           Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).

    Яровая жинка.

    Уроди пшеничку

    Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).

    На поле копнами (руки вверх).

    На столе пирогами (лепят пироги).

    Нивка золотая (идут по кругу).

    Добра, медовая

    Принеси нам хлеба

    Стебелёк до неба. (руки вверх).

    Матушка рожь,

    Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).

    Стебель в оглоблю

    Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).

    Встань рожь большая

    Вот такая. (руки вверх).

    Расти копна золотая, –

    Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).

           4-я часть. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

           – Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

           Вопросы:

           Кто изображён на картине художника Васнецова?

           Три богатыря.

           Кто находится в центре картины?

           Илья Муромец.

           Как вы догадались, что это Илья Муромец?

           Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

            Кто слева от Ильи Муромца?

            Добрыня Никитич.

           Расскажите о нём.

           Кто справа от Ильи Муромца?

           Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

           Какими качествами обладал Алёша Попович?

           Хитростью, смекалкой, дерзостью.

           Куда смотрит каждый из богатырей?

           Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

           Что охраняют богатыри?

           Землю русскую, её границы.

           Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

           Уздечка, стремена, седло.

    Как одним словом можно назвать этих богатырей?

    Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

    Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

    «О Витязь! Делами твоими

    Гордится великий народ.

    Твоё громоносное имя

    Столетия все перейдёт».

           Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

           Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

           Не родом богатырь славен, а подвигом.

           Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

           Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

           В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

           Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

           5-я часть. Продолжение беседы по картине «Богатыри».

           Вопросы:

           Как одеты богатыри?

    На тело надета кольчуга – железная рубашка.

    Зачем она нужна богатырям?

    Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

           Что надето на головы богатырей?

    Шлем.

    На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

           Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

           Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

           Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

           6-я часть. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

    Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

           – Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

    Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

           – Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

           Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

           Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

           Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

           «Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

           Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

           Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

           Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

           Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрины». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

           А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

           7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»

           Дети встают в круг и выполняют движения.

    У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

    Вот таков!

    Корень да его –

    Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

    Листья да его –

    Вот так широки, (развести руки в стороны)

    Ветки да его –

    Вот так высоки! (руки вверх)

    Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

    На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

    Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

    Чтобы землю родную

    Защищать от врага!

    Заключение.

           Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

           – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    А и сильные, могучие богатыри

    на славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей Земле!

    Не топтать их коням

    Землю Русскую

    Не затмить им солнце наше красное!

    Век стоит Русь – не шатается!

    И века простоит – не шелохнётся!

    А преданья старины

    Забывать мы не должны.

    Слава русской старине!

    Слава русской стороне!

           А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

           Данное занятие можно провести в два этапа, в зависимости от уровня подготовки детей. Его можно провести и перед Днём защитника Отечества. На празднике в честь Дня защитника Отечества проводятся игры-соревнования и «посвящение» в воины.

     

    Конспект занятия по теме:  "Будем в армии служить" (старший дошкольный возраст)

    Автор - составитель воспитатель:Булычёва Оксана Сергеевна

           Программное содержание: расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитница нашей Родины; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

           1. Звучит военный марш, дети заходят в группу и садятся на стульчики, ребёнок рассказывает стихотворение:

        Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

        Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.

        Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья-

        Это празднует февраль армии рожденье.

        (С. Маршак)

           2. Вводная беседа. Ребята приближается праздник «День защитников отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? кого поздравляют в этот день?

           В этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или сейчас служит, будет служить. Придёт время, вы вырастите и тоже встанете в ряды защитников нашей Родины. Но нам можно не дожидаться этого времени, давайте сегодня с вами представим, что мы стали солдатами.

           - Хотите стать военными?

           - Что нужно знать и уметь, чтобы стать военным? (ответы детей)

           3. Прежде всего, любой солдат должен много знать о военных войсках и военной технике.

           Рассказ воспитателя об армии (показ картинок). (Приложение 1)

           Наша российская армия защищает страну, охраняет наши границы. В армии служат танкисты, пехотинцы, лётчики, моряки, десантники и др. Это смелые и храбрые войны. Они умеют умело стрелять, прыгать с парашютом. Они летают на самолётах, плавают на военных кораблях, управлять военной техникой.

           Каждый мальчик, когда вырастет, станет воином, солдатом, пройдет военную службу в армии. Военных прославляют в песнях и стихах.

           4. Вопросы по тексту и картинкам:

           - О каких войсках вы сейчас услышали? Показать их на картинках.

           - Что умеют делать храбрые войны?

           - Какие военные профессии вызнаете, назовите их?

           5. А вы знаете, что все военные умеют ходить строевым шагом, который называется марш. Давайте и мы с вами попробуем маршировать как они.

           Физминутка:

         Раз, два, дружно в ногу,

        Три, четыре, твёрже шаг.

        На парад идут солдаты

        И чеканят дружно шаг.

           6. Каждый солдат должен быть не только сильным, смелым, ловким, но умным, смекалистым. Сейчас я проверю, есть ли среди вас такие?

        Отгадайте загадки:

        Ползёт черепаха – стальная рубаха (танк).

        Смело в небо проплывает,

        Обгоняя птиц полёт.

        Человек им управляет.

        Что такое? (Самолёт.)

        Тучек нет на горизонте

        Но раскрылся в небе зонтик.

        Через несколько минут

        Опустился (парашют).

        Без разгона ввысь взлетаю

        Стрекозу напоминаю

        Отправляется в полёт

        Наш армейский (вертолёт).

           (Воспитатель достаёт на каждую загадку соответствующую игрушку или картинку). (Приложение 2)

           7. Вы молодцы, справились с заданием и отгадали все загадки. Но кроме этих игрушек у меня есть ещё, а нужны они мне, чтобы с вами поиграть в игру – дидактическая игра: «Один-много».

    Например: Пушка – пушки

    Пистолет –

    Вертолёт –

    Танк –

    Пограничник –

    Парашютист –

    Самолёт –

    Танкист –

           8. А вы знаете, что чтобы победить в сражении с врагом солдаты должны быть дружными. Есть даже пословица - «Один в поле не воин». Как вы её понимаете?

           Я хочу посмотреть, умеете ли вы быть дружными? Найдите себе пару и встаньте друг против друга. У военных главное слушать внимательно команды и действовать вместе. Давайте вспомним и «прохлопаем» друг другу стихотворение, которое мы учили на прошлом занятии (после первого проговаривания дети по команде воспитателя меняют состав пары).

        Мы играем,

        Мы играем,

        Мы – пехота,

        Моряки.

        Мы ракеты запускаем,

        Любим звонкие клинки.

        Мы мечтаем.

        Мы мечтаем,

        Что, когда мы подрастём,

        Пехотинцами мы станем

        И во флот служить пойдём.

        На границу и сапёры,

        В лётчики,

        В подводный флот.

        Подрастём мы

        Очень скоро,

        А пока игра идёт.

           9. Итак, вы доказали свою дружбу и я думаю, что из вас получатся настоящие солдаты, только вот внимательные ли вы, ведь в службе в армии это очень необходимо.

           Хочу вас спросить, любите ли вы играть с машинами? А с военными?

           Представим, что мы в танковых висках? Какая самая главная машина у танкистов?

           Попробуем её сконструировать из спичек (каждому ребёнку выдаётся набор спичек).

           Выкладывание из спичек:

    Танк на войне боевая машина,

    Сильная, смелая, несокрушимая

           (12 спичек и схема)

           10. Заключение:

           К сожалению, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось сегодня быть военными? Какие должны быть настоящие солдаты?

           Чему вы научились сегодня на занятии? Что было трудно, что понравилось делать?

           Мне очень было приятно играть с вами в военных, я думаю, когда вы вырастите, то обязательно станете настоящими защитниками нашей Родины.

           Стихотворение ребёнка:

        Наша армия родная и отважна и сильна.

        Никому не угрожает, охраняет мир она.

           11. Подарить детям листочки с силуэтами военной техники для раскрашивания цветными карандашами.

     

           Список использованной  и рекомендуемой литературы       

     Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

    Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и вооб­ражения. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

    Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

    Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

    Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

    Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

    Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

    Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                        С уважением, О.Г. Гольская.

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").