Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Богородская игрушка

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

     

    Богородская игрушка - часть 1

     

    Богородская игрушка - часть 2

     

    «БОГОРОДСКАЯ РЕЗНАЯ ИГРУШКА»

           Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам в село Бо­городское, которое находится в Московской области. А мас­тера они дивные — замечательные игрушки делают. Мы с вами уже познакомились с игрушками, которые делают из глины. А эти игрушки сделаны из другого материала. Из ка­кого же? Правильно, они сделаны из дерева. Называются они богородскими резными игрушками.

           Лохматые ели, дубы, березы, липы, серебристые осины плотным кольцом окружили село со всех сторон. Лес всегда помогал крестьянину: в одних селах плели на продажу лапти, кузова и корзины, в других делали деревянные ложки и посу­ду, а богородцы мастерили игрушки.

           Как вы думаете, сложно или нет вырезать такие игрушки? Что для этого нужно?

           Вырезать из дерева даже самую нехитрую игрушку не так-то просто. Брали мастера всегда осину или липу. Сначала дерево распиливали на куски, потом каждый кусок разрубали на несколько чурок — на четыре части. Называлось это «бить баклуши». Баклуши получались разные, какая уже, какая шире, но одинаковой формы. Вот из такой баклуши с помо­щью стамески, а потом уже с помощью остро заточенного ножа и делают игрушки.

           Мастера сидят на низеньких скамеечках — «сиделках», при этом левую ногу выше колена туго обматывают тряпкой. Как вы думаете, для чего? Правильно, это предохраняло ногу от порезов во время работы. Посмотрите на эти иллюстрации, на них вы видите те инструменты, которыми пользуются бого­родские мастера.

     

           Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нрави­лось: один — птиц, другой — фигурки людей, третий — зве­рей. Их так и называли: фигурист, птичник, зверист.

           Посмотрите на эти фигурки: «народное гуляние», «гусар», «продавец калачей», «дама», «старуха за прялкой», «пляшущая крестьянка», «охотник с собакой», «резчицкий колхоз». Глав­ный герой этих скульптур — добрый, хитрый мастеровой му­жичок, а его напарником всегда является медведь. Здесь они «гнут дуги», а здесь — «поводырь с медведем», «мастеровые», «кузнецы». Они всегда соревнуются в силе, уме, ловкости, смекалке. Мужик учит медведя человеческим занятиям. А здесь, посмотрите, мужик и медведь делят вершки и кореш­ки. Помните эту сказку?

           Ну а эти фигурки вырезали мастера, которых называли зверисты, птичники. Почему? Конечно, потому что они вы­резали фигурки птиц и зверей. Посмотрите: веселая минутка, олени, горный козел, журавль, аист. Обратите внимание, как с помощью ножа можно передать шерсть медведя, козла, опе­рение птиц. Эти мелкие насечки мастера называют фасками.

           А это — сказочные сюжеты. Вот этот — по сказке Пуш­кина «Золотой петушок», а эти — «Илья Муромец» и «генерал Топтыгин».

           Посмотрите, какую хитрость придумали богородские мас­тера: их игрушки умеют двигаться: потянешь за две планоч­ки — вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро клюют зерно. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудесные игрушки, прав­да? Много радости они приносят и людям, говорят большое «спасибо» богородским мастерам.

     

    Создание Богородского музея деревянной игрушки имеет отношение к профессиональной деятельности коллектива артели «Свои кустари». Ведь он расположился в творческой мастерской резчиков по дереву. Именно там стала собираться коллекция богородской игрушки.

     

    Дополнительные вопросы к детям во время беседы:    
    Вам понравились эти игрушки? Чем?            

           Как они называются и где их делают?      

           Из какого материала сделаны игрушки?     

           Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам?                                                                

    Как называли богородских мастеров?                         

            Что особенного в этой игрушке?

     

    Основы богородской резьбы - урок 1

    Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.

    Основные понятия о технике богородской резьбы: богородский нож, тренировочная палочка для богородской резьбы, виды реза в богородской резьбе, кусок брезента для защиты от порезов во время работы Богородским ножом, богородская резьба на коленях, без верстака.

     

    Основы богородской резьбы - урок 2

    Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.
    Первое упражнение в богородской резьбе. Треугольный рез богородским ножом на тренировочной палочке. Как правильно держать богородский нож во время резьбы. Техника безопасности во время резьбы богородским ножом.

     

    Основы богородской резьбы - урок 3

    Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.

    Фигурный рез, вогнутая линия. Особенности реза вогнутой линии. Работа кончиком богородского ножа.

     

    Основы богородской резьбы - урок 4

     

           Источники

    Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

           Дополнительная литература

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е . Г. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993. 

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей кистокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.