Главные вкладки

    Экскурсии и наблюдения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Наблюдать — это значит довольствоваться тем, чтобы видеть. Естественная история — современница языка.
    Поль Мишель Фуко

         

    Методика организации экскурсий и наблюдений в процессе ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста

          Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» [2.с.28].

    Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» [2.с.28].

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.
    Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» [2.с.28].

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.
    Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» [2.с.28].

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.

           Значительное место в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [1, с.59]. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на экскурсиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения экскурсий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.

     

     

           Экскурсии должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Данный тезис впервые был выдвинут И. Песталоцци, который создал систему элементарного начального обучения детей, ориентировался на всестороннее развитие и формирование «ума, сердца, руки», считал, что необходимо развивать основные способности детей – считать, измерять, говорить. Именно он высказал идею развивающего обучения, которой придерживаются современные педагоги.

           Ф. Фребель разработал систему коллективного обучения детей на экскурсии в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), разработал систему занятий и дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезывание из бумаги, плетение, вышивание).

     

     

           Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения. Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). В ходе экскурсии педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности. В ходе экскурсии педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного экскурсии состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания [19, 158]. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации экскурсии профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

     

     

           Экскурсии отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них. Содержание конкретного экскурсии разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

     Программа каждой экскурсии предусматривает:

    - определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

    - объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

    - объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

     - формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

            Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

            Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.

          Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на экскурсии, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации экскурсии предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним [21, 183].

           Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях:

     - начало;

     - ход;

     - окончание.

            Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале экскурсии:

    - вызвать интерес к содержанию экскурсии;

     - собрать внимание детей;

    - раскрыть перед детьми учебную задачу.

           Ход экскурсии должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей.

           Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:

     - направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

    - расширением знаний; - направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений [12, 43].

           При отборе методов учитывается цель и содержание экскурсии, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей.

           На экскурсии осуществляется освоение содержания программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний. Указанные особенности сближают экскурсии как форму обучения со школьным уроком, обеспечивая известную преемственность. Основные различия между уроком и занятием в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в ходе обучения.

     

     

    МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

           Музейные экскурсии способствуют не только получению знаний, но и проникновению в смысл вещей, осознанию мотивов собственной деятельности, формированию нового социокультурного пространства жизнедеятельности. Однако лишь наличие интереса поможет проложить дорогу к познанию ценностей, истории и культуре родного края. Этот интерес неразрывно связан с подготовкой и проведением экскурсии.

           Методика, по вопросам подготовки и проведения экскурсии, разработана на основе научных материалов Русской экскурсионной школы, трудов известных советских и российских педагогов.

           Методика разработки новой экскурсии формируется и зависит от ряда параметров, влияющих на е проведение:

    - тематики экскурсии; категории посетителей, на которую рассчитана экскурсия и соответственно тип её организации; целей и задач, которые ставит сотрудник музея в ходе её реализации; размерами экспозиционной площади для её проведения; возможностью технического оснащения и пр.

           Сама подготовка экскурсии проходит две основные ступени:

    - предварительная работа над музейным материалом – процесс накопления знаний по данной теме, работа над музейным материалом;

    - непосредственная разработка самой экскурсии, которая включает в себя: составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, её основной части, состоящей из подтем; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии.

           В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от их темы, вида и формы проведения одинакова:

    - введение,

    - основная часть,

    - заключение.

           Работа над музейным материалом сводится к двум последующим моментам. Сначала идёт изучение эмоционального фона и анализ самого материала, как путём непосредственных наблюдений, так и штудированием соответствующей литературы. Затем идёт отбор материала, необходимого для развития намеченной темы. Отбор материала должен предшествовать изучению литературы о нём. Тема является стержнем, который соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии автор должен постоянно сверять с темой.

           Когда изучаешь материал, необходимо отобрать его так, чтобы в экскурсии не было лишнего балласта, так, чтобы намеченная тема развёртывалась последовательно и стройно. Здесь следует иметь в виду обязательность связи материала со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. Работа эта тесно связана с определением маршрута, целью которого является ясное изложение и последовательное развитие темы. Маршрут не должен утомлять экскурсантов своими размерами, в нём не должно быть больших переходов без всякого экскурсионного материала. Это не всегда возможно и длительные или частые переходы в музее нередко неизбежны – приходится иногда на самой экскурсии, особенно в праздничные дни, перестраивать маршрут из-за невозможности пройти к нужному объекту. Между тем эту трудность можно разрешить путём остановки на свободном пространстве для беседы, с целью закрепления виденного; она отвлечёт от внешних впечатлений; тут же удобно будет сделать указания, подготовляющие к тому, что предстоит.

           Маршрут удачно начинать с такого пункта, где зрительные впечатления сразу вводили бы детей в тему предстоящей экскурсии.

         Таков, например, отправным пунктом маршрута экскурсии «Там вылилось время из глиняной чаши», проводимой по залам «Музея археологии» является музейный двор, где дети вместе с воспитателем - экскурсоводом находят фрагменты глиняных сосудов. Но интересно также построить маршрут и начать экскурсию, казалось бы, со случайного пункта, который призван заинтересовать экскурсантов и создать нужное настроение для экскурсии. Очень ответственен и конец маршрута, последние экскурсионные впечатления. Здесь надо остановиться у такого экспоната музея, который бы дал почувствовать экскурсантам закруглённость темы и подвести итоги.

           Разработка маршрута неразрывно связана с длительностью экскурсии. Это один из основных вопросов и зависит он от характера материала, напряжённости работы, возраста и развития группы и других условий.

           Поэтому она может продолжаться иногда 40 мин. (для групп дошкольного возраста) и доходить до 60 мин. Важно при подготовке к экскурсии обратить внимание на вводный и заключительный момент экскурсии, который не всегда удаётся экскурсоводам.

           Введение в экскурсию необходимо, но оно должно быть кратким, размеры его не могут превышать более 5-7 минут, в противном случае это становится вводной лекцией или беседой, которую лучше провести в более удобной обстановке. Во введении желательно дать общую характеристику музею в целом, ознакомить экскурсантов с темой, планом экскурсии. Ещё меньше введения должно быть заключение, только суммирующее полученное на экскурсии, или устанавливающее отношение к нему экскурсантов. Исключение может составить фиксация или зарисовка материала непосредственно после экскурсии, что заключает в себе ряд опасностей - впечатления стушуются, получается переутомление, падает порядок.

           Выбор маршрута экскурсовода тесно связан с методом показывания. Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат как бы побудительным толчком к началу подготовленного экскурсоводом рассказа.

           Сначала в поле зрения посетителя музея появляется объект, затем воспитатель (экскурсовод) даёт необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый посетитель отчётливо видел предмет рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести экскурсантов к такому пункту осмотра, где характерные и нужные особенности чётко выявляются, улавливаются глазом экскурсанта, воспринимаются его психикой.

           В своём рассказе экскурсовод или воспитатель призваны систематизировать наблюдения детей, поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны изучаемого экспоната, активизировать их мышление.

           Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный материал по теме плохо сохранился, или совсем утрачен. Наиболее часто встречающая ошибка воспитателя - экскурсовода сводится к тому, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нём, т.е. гасит самостоятельную работу посетителей, превращая экскурсию в лекцию с иллюстрациями. Нередко простое комментирование зрительного образа превращается в длительное сообщение энциклопедического характера. Не только с внутренней стороны – содержания, но даже с внешней – формы, экскурсия от этого теряет в силе и убедительности. Наводящее слово, вопросно-ответный приём более свойственны экскурсии. Кроме того, в экскурсии бывают такие моменты, когда полное восприятие музейного экспоната невозможно без правильно организованного движения экскурсантов к нему и достигнуто это восприятие будет именно в процессе движения. Моторное восприятие иногда незаменимо и в области эстетических переживаний. К примеру, чтобы юные посетители почувствовали красоту греческих сосудов в зале «Музея археологии» им предлагается, стоя на месте, обвести руками в воздухе их силуэт. Именно зрительное, а затем и моторное восприятие характеризуют сущность обычной экскурсионной работы.

           Одна из главных задач воспитателя при подготовке экскурсии – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Этому способствует определённая последовательность показа музейных объектов.

           Не менее важную роль здесь играют логические переходы. Предваряя содержание очередной подтемы, в ряде случаев вызывая нужные эмоции у экскурсантов, такие переходы создают благоприятные условия для лучшего усвоения всей темы в целом. Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным объектом, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой используется переход как словесно зрительный мостик к следующей подтеме, к другому объекту внимания.

           Ещё более близок экскурсионности метод «живого слова». Оживить стоящий перед зрителями материал, заставить пройти перед ними яркие образы прошлых эпох и дальних народов, вместо отдельных предметов, частей одежды, оружия, утвари, населить залы музея живыми людьми, цветом времени - это истинно экскурсионные и чрезвычайно ценные моменты. Специальной формой такой работы является воспроизведение перед экскурсантами каких-либо подлинных описаний из первоисточников, исторических или литературных. Словесный образ в соответствующей звуковой форме обычно прекрасно сочетается с образом зрительным. Но при пользовании методом «живого слова», особенно при чтении отрывков из источников, надо заботиться, чтобы словесные образы легко входили в сознание экскурсантов. Если их понимание, установление связи их с объектом потребует значительного усилия, они подавят зрительный образ, повредят его цельности. Что же касается того – читать ли иллюстрирующий текст по книге или говорить его наизусть, то это решается индивидуально. Бывают моменты, когда выразительная устная речь, чувство близости руководителю словесных образов произведёт сильное впечатление на группу, но, обычно, прочитанный по книге текст звучит убедительнее, приобретает характер большей подлинности. Кроме того, моменты рассказа или чтения, умело расположенные в процессе ведения экскурсии, дают глазу экскурсантов отдохнуть, чередуя моменты различных приёмов работы.

           Меньшую, но всё же значительную роль играет в экскурсии жест воспитателя (экскурсовода). Посредством жеста он ведёт за собой внимание детей, жестом заставит следовать по должному пути от предмета к предмету; жестом он направит их взгляд на нужный объект. Как важно, например, если на стене много мелких картин, подойдя раньше группы протянуть руку по направлению к той, с которой предстоит ознакомиться. Объяснения же воспитателя - экскурсовода, начатые до сосредоточения внимания на объекте, пропадают, и зрительный образ теряет первенствующее значение. Плавность, чёткость и выразительность жеста так же желательны здесь, как выразительность и ясность слова.

           Редкое музейное собрание даст возможность построить все нужные темы целиком без использования планов, карт местности, диаграмм.

           Однако пользование такого материала желательно ограничить в экскурсии рамками самой строгой экономии, поскольку привлечение ряда подобного материала может превратить экскурсию в лекцию и отвлечь внимание посетителей от сущности объекта.

          При проведении музейной экскурсии надо считаться с тем, какая группа находится перед глазами. Эта потребность знать развитие группы и её интересы поможет воспитателю лучше и разнообразнее использовать все её возможности и решить, по какому пути он поведёт её. Если это группа детей, то предварительная беседа с педагогом поможет ему в этом вопросе. При отсутствии нужной информации воспитателю сможет помочь диагностическая методика «Диалог». С помощью вопросов во вводной беседе она позволит определить уровень представлений детей об истории и культуре родного края. Но хорошо наметить в самом ходе экскурсии несколько наиболее выгодных моментов, как бы пробных камней, на которых можно ярко выявить качество группы.

           Успех музейной экскурсии во многом зависит от правильного размещения группы перед объектами. Однако очень трудно добиться, чтобы вся группа хорошо видела демонстрируемый предмет. В более нормальных случаях обычно достаточно расставить группу полукругом, меньших ростом впереди. Иногда возможно передних попросить присесть на корточки и, если воспитатель - экскурсовод сам сделает это – дети охотно последуют его примеру.

           В случае длительного наблюдения одного объекта лучше, если дети будут сидеть, но это возможно лишь в редких случаях, когда имеются диваны или стулья. Устроить группу на полу – приём, который можно позволить себе далеко не везде, хотя это бывает удобно. Необходимо избегать длинных задержек у витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения. Актуальным является и вопрос – как стоять воспитателю -экскурсоводу перед музейными объектами. Наиболее удобное положение во время работы с группой – пол-оборота к объекту. Но и это компромиссное решение разбивает всё же внимание детей, отвлекая их на личность экскурсовода. В некоторых случаях можно использовать другие приёмы.

           Когда воспитатель - экскурсовод даёт добавочные объяснения, суммируя вывод, он может повернуться спиною к объекту: здесь основа работы – его слова и реплики группы. Когда целью экскурсовода является приобретение личных впечатлений, активный анализ объекта экскурсантами, он может находиться сзади группы, подчеркнув этим необходимость работать самостоятельно. В том случае если необходимо создать коллективное переживание, воспитатель - экскурсовод может войти в ряд экскурсантов, для совместного просмотра объекта, таким образом, как бы сливаясь с группой.

           Одно из самых «больных» мест экскурсионной работы является дисциплина или вернее её отсутствие. То, что считается невозможным в группе ДОУ, то постоянно совершается на экскурсии и часто спокойно, как неизбежное, принимается экскурсоводом. Очень далеки от нормальности картины проведения многих музейных экскурсий - группа постепенно рассыпается, иногда возле экскурсовода остаётся меньшинство; в задних рядах беседуют о своих делах и т.п. Вот почему нужно говорить о дисциплине. Лучшее средства для поддержания порядка - пробуждение интереса, живое увлекательное слово. Во время экскурсии необходимо охватывать всю группу и привлекать к работе тех, кто пассивно наблюдает за происходящим. Однако не только на воспитателе лежит разрешение всех затруднений; оно зависит от численности группы и её организованности.

           Группа, превышающая норму (смотря по материалу и обстановке музея от 12-15 до 25 человек) не может работать нормально. Кроме того, экскурсовод, не знакомый с детьми, не может один поддерживать дисциплину в группе, ему необходимо работать в контакте с сопровождающими педагогами. Стоя сзади группы, они смогут сдержать периферию и охранять её от наплыва посторонних.

           Таким образом, эффективность организации и проведения музейной экскурсии определяется своевременным взаимодействием между воспитателем и экскурсоводом, правильной расстановкой детей перед экспонатами, использованием разнообразных приёмов изложения экскурсионного материала.

     

    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 

     

           Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

           Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

           Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.

           Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.

        Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

           Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий. 

           Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

          Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

           Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий — виртуальных. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.  Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра. Погодные условия могут помешать проведению традиционной экскурсии, тогда как в случае виртуальной демонстрации, они не являются помехой и не мешают реализовать намеченный план. Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.

           Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

           Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

           Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

           Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки в основе которой лежит определенный алгоритм действий:

    − выбор темы (выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций; тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое);

    − определение цели и задач экскурсии (четкое определение цели и задач на основе требований «Программы» и возрастных особенностей детей);

    − отбор литературы и составление библиографии;

    − отбор и изучение экскурсионных объектов (правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала; количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20);

    − сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;

    − составление маршрута экскурсии на основе видеоряда (Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.);

    − подготовка текста экскурсии (Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".);

    − показ экскурсии (Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми, погружения ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играют приемы постановки проблемных вопросов детям по теме, содержанию экскурсии и повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.).

           Воспитатели во время подготовки экскурсии активно проводят предварительную работу с родителями. Обсуждая с родителями темы экскурсии, определяется какой видео, аудио, фотоматериал может быть ими предоставлен для использования в данном виде деятельности. В итоге создается видеотека из личных семейных видеозаписей и фотографий. На основе полученного материала педагоги составляют маршрут экскурсии, подготавливают текст экскурсии.

           Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

    - мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);

    - видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);

    - интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.

           Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

         Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).

           Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности. Кроме того, способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолению интеллектуальной пассивности детей, обогащению социального опыта, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

    Список литературы

    1. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ / Т. А. Ажищева // Центр образовательного и научного консалтинга.
    2. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.
    3. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
    4. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352с.
    5. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
    6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    7. «СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г. №91)
    8. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу «Методика развития словаря».

     

    Уважаемые студенты!

           Обращаю Ваше внимание на то, что представленные ниже слайд –  лекции по модулю «Методика развития словаря» позволят вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретических вопросов модуля (организация, методика проведения наблюдений и экскурсий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим); а также помогут при подготовке домашнего задания к практическому уроку по теме:

    - моделирование и обсуждение конспектов НОД наблюдений и экскурсий.

    Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!

     

    P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.

              Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

           Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

              Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

           «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

              ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

    ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

                                                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Организация, методика проведения Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» н аблюдений и экскурсий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим г . Благовещенск МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование

    Слайд 2

    Понятие, роль экскурсий и наблюдений на развитие личности ребёнка Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио».

    Слайд 3

    Подходы к определению понятия «экскурсия» Авторы Определение Л.П. Крысин Экскурсия – посещение достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями [8] Б.М. Бим - Бад Экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках [2] Г.П. Долженко Экскурсия – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоемких и сложных форм обучения [4] С.С. Михайлов Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях [9] В.А. Сластенин Экскурсия – специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятия, в музеи, на выставки и т. д. [12] таблица 1

    Слайд 5

    Экскурсия в музей

    Слайд 6

    Экскурсовод - воспитатель Экскурсантов (детей) Овладеть навыками с помощью объектов воздействует на п омогая им Ощутить У слышать У видеть Схема экскурсионного процесса в ДОУ Схема 1

    Слайд 7

    Вклад педагогов в теорию и методику организации, проведения наблюдений и экскурсий Я. А. Коменский К. Д. Ушинский Л. С . Выготский Е. И. Тихеева


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовка воспитателя к экскурсии включает : о пределение темы, содержания и цели экскурсии, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности; предварительное ознакомление с объектом наблюдения; определение безопасного места и маршрута экскурсии;

    Слайд 2

    сообщение детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать); напоминание детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным ); предупреждение родителей о предстоящей экскурсии, приглашение их принять участие в совместном мероприятии; поставку в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ;

    Слайд 3

    подбор воспитателем стихов, загадок, пословиц, игровых приёмов; отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ» в день экскурсии; проверку списочного состава детей перед выходом на экскурсию; взятие с собой сигнальных флажков для безопасности детей в пути;

    Слайд 4

    получение разрешения на проведение экскурсии, в условленном месте; отбор наиболее эффективных методов и приёмов для реализации поставленных задач; продумывание структуры и содержания экскурсии; планирование предшествующей и последующей работы

    Слайд 5

    Задание Направления тематических экскурсий в ДОУ Мл. группа Ср. группа Стар. группа Под. группа - исторические, в которых освещается конкретный период истории края - военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей; - производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс Начало таблицы 2

    Слайд 6

    Задание Направления тематических экскурсий в ДОУ Мл. группа Ср. группа Стар. группа Под. группа - природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея - искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы - литературные - архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города Продолжение таблицы 2

    Слайд 7

    Методика проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах Первая младшая группа (3г.ж.) Организация и проведение наблюдений: в группе (например, за трудом няни) из окна (например, за трудом дворника) Вторая младшая группа (4г.ж.) Организация и проведение наблюдений и экскурсий: знакомство с объектами ДОУ (экскурсия на кухню, в медицинский кабинет …) знакомство с объектами находящимися на участке ДОУ. Начало таблицы 3

    Слайд 8

    Средняя группа (5г.ж.) Организация и проведение экскурсий: знакомство с объектами ДОУ( например, экскурсия на прачку; методический кабинет…); знакомство с объектами микрорайона ДОУ (например, Э. в аптеку, к перекрёстку улиц… ). Старшая группа (6 г.ж. ) Организация и проведение экскурсий: пеших, автобусных; комбинированных в непосредственном окружении ДОУ ( достопримечательно­сти, культурные объекты: библиотека, театр, концерт­ный зал, музей и др.; природные ландшафты: парк, сквер, река, канал и др.; производственных заведений: ателье, мастерские и др.). Подготовительная к школе группа (7г.ж.) п родолжение таблицы 3

    Слайд 9

    Усложнение программного содержания экскурсии в разных возрастных группах (на примере темы: почта) Младшая группа. Экскурсия к почтовому ящику

    Слайд 10

    Средняя группа. Экскурсия в отделение связи: отдел выдачи посылок

    Слайд 11

    Старшая группа. Экскурсия в отделение связи

    Слайд 12

    Подготовительная к школе группа . Экскурсия в музей истории почты … … …

    Слайд 13

    Предварительная работа с детьми

    Слайд 14

    Структура экскурсии - НОД, приёмы обучения и формирования словаря дошкольников Вводная часть: 1.1.Чтение стихотворения (загадывание загадки, игровой момент, вводная беседа, вопрос к детям, рассматривание иллюстрации или картины, предметов или игрушек, создание проблемной ситуации - приём мотивации). 1.2. Сообщение темы ( цели) экскурсии.

    Слайд 15

    II . Основная часть: 2.1. Рассматривание внешнего вида (фасада) объекта в целом: вывески, витрины и т.п. 2.2. Знакомство и приветствие с сотрудником объекта. 2.3. Рассматривание мини объектов: 3-4 в мл. дошкольном и 5-7 в ст. дошкольном в озрасте. а) рассказ воспитателя или сотрудника; б) загадывание загадки (чтение четверостишия) воспитателем или ребёнком; в) вопросы к детям (вопросы детей к воспитателю); г) рассказы детей из личного опыта; д) словарная работа (объяснение, пояснение воспитателем или детьми; замена словами синонимами; хоровое и индивидуальное проговаривание);

    Слайд 16

    д) наблюдение за практическими действиями сотрудников объекта; е) привлечение детей к посильным практическим (исследовательским) действиям.

    Слайд 17

    III . Заключительная часть : 3.1. З агадывание загадок (припоминание пословиц, чтение стихов). 3.2. Сюрпризный момент. 3.3. Организация дидактических (подвижных) игр. 3.4. Продуктивная деятельность. 3.5. Итоговые вопросы. 3.6. Рефлексия.

    Слайд 18

    После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии.

    Слайд 19

    Домашнее задание Подобрать дидактический материал для моделирования конспекта экскурсии с детьми дошкольного возраста с учётом принципов: энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности ); уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края ); интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира), единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста ); тематичность материала.

    Слайд 20

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М/. Академия, 2000.-С 245-341. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981. Бим-Бад , Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М., 2008 . Долженко, Г. П. Экскурсионное дело [Текст] / Г. П. Долженко. – М. : ИКЦ «МарТ», 2007 . Крысин , Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. – М. : Эксмо, 2006 . Лисицына , Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс [Текст] / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404 . Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с. Сластенин , В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 2009. Источники

    Слайд 21

    9. Экскурсия – как форма подготовки дошкольников... journal.preemstvennost.ru Консультация для воспитателей «Прогулка-экскурсия.» maam.ru Особенности экскурсий как формы обучения ...e-koncept.ru Исследование экскурсии как формы организации детей ... refleader.ru Экскурсия – педагогический процесс | Публикация ...moluch.ru Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель: О.Г. Гольская