Дидактический материал к лексической теме "Профессии: строители"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ДОШКОЛЬНИКАМ О СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЯХ

(Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя).

                                      

  

  •        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятия «Строители», «Архитектор»*

       Задачи:

       - давать детям представление о строительных профессиях, о том, какие профессии необходимы для постройки дома;

       - пополнять знания о конструкциях домов;

       - продолжать знакомить с различными строительными матери­алами;

       - воспитывать уважение к человеку труда, развивать речь детей.

 

                   Аппликация «Русская изба»

       Задачи:

       - расширять знания об отличительных особенностях деревянных, кирпичных и панельных домов;

       - давать представление о резьбе по дереву и резных наличниках, украшавших деревянные дома на Руси, а теперь только дома  в деревнях и старинные постройки в городах;

       - упражнять в вырезании орнамента наличника по готовым эскизам, украшении дома, нарисованного детьми ранее, или заготовленного дома;

       - упражнять в умении рассказывать, какие части дома украшены;

       - развивать мелкую моторику, точность движений, глазомер, воображение, творчество;

       - формировать интерес к народному творчеству.

       Оборудование: картинки и фотографии с изображением разных видов домов, элементов и видов узоров, инструментов резчиков, ша­блоны резных наличников, рисунки или аппликация дома, сделанные ранее детьми.                                                                 

                                                                                                   *   *   *                                                                   

       Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии и кар­тинки с изображением старинных и современных зданий различной конструкции, этажности, построенных из разных материалов. Просит детей рассказать, чем они отличаются, каково их назначение. Более подробно дети останавливаются на деревянных домах, украшенных резьбой.

       Рассматривают узор наличников, на какие части дома они при­крепляются.

       Воспитатель показывает, какими инструментами резчик по дереву создает деревянное кружево, в какой последовательности. Предлагает детям стать мастерами-резчиками, украсить дом по-своему. По окон­чании работы дети рассказывают, какие узоры использовали, как их располагали.

 

           Наблюдение за строительством здания вблизи ДОО (в течение всех этапов строительства)

    Задачи:

       - формировать представление о разных профессиях, связанных со строительством, этапах возведения здания, рабочих мате­риалах, взаимодействии людей в процессе работы;

       - развивать наблюдательность, любознательность, речь; формировать интерес к профессии строителя, уважение к результатам его труда.

       Обогащение словаря: котлован, закладывание фундамента, сваи, иски!., мастерок, панели, плиты, стальные перекрытия, черепица, водосток, окна ПВХ, сварка, отделка, бригада, башня крана, стрела, бетономешалка, цементовоз, панелевоз.

       Активизация словаря: копать, выравнивать, заливать, утрамбо­вывать, заколачивать, воздвигать, сваривать, соединять, скреплять, поднимать, опускать, цеплять, отделывать, штукатурить, красить, об­лицовывать; бетонщики, каменщики, монтажники, крановщик, буль­дозерист, экскаваторщик, шофер, стекольщик, кровельщик, маляр.

*  *  *

       Наблюдение проводится с безопасною дня детей расстояния. Воспитатель группирует вопросы по томе конкретного наблюдения (этапы строительства, специфики деятеш.поетп представителей различных профессий, их взаимосвязь, пш здании, материалы, архитектурные особенности, отделка, выеомюеи., eooiношение с окружающими зданиями, быстрота возведения, строительная техни­ка, культура строительства, экипировка, специальные сигналы при работе с краном).

  •        ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

       Как город растет

Задачи:

       - давать знания о том, что в городе постоянно не летим прим тельство жилых и общественных здании, понвинющи нним* микрорайоны, увеличиваются старые;

       - знакомить с отличительными особенностями зданий в городе;

       - учить сравнивать здания по архитектурным особенностям, назначению;

       - учить рассказывать о профессиях, связанных со строительством, машинах, помогающих людям, принимая на себя роль архитектора, начальника строительства.

       Игровая задача: «построить» новую улицу.

       Оборудование: картинки с изображением стройки, разнообразных  зданий, альбомы с фотографиями родного города.

*    *    *

       Воспитатель предлагает детям мысленно попутешествовать по городу, вспомнить, где они бывали последнее время и какие новые сооружения видели. Показывает детям фотографии новых зданий разного назначения. На примере хорошо знакомой детям улицы или проспекта рассматривает, каким образом располагаются жилые дома, общественные здания разного назначения (инфраструктура микро­района), для чего это делается. Уточняет, кто заранее проектирует расположение улиц и зданий. (Главный архитектор города.)

       Предлагает детям «выстроить» целую улицу или микрорайон. Дети выбирают себе роли (архитекторы, проектировщики, строите­ли). Первые обсуждают проекты, вторые — их рисуют, третьи — из готовых графических форм или картинок, фотографий выстраивают улицу или микрорайон. Затем рассказывают, почему они построили и расположили здания именно так.

  Можно устроить конкурс между командами.   

                 

                     Что забыл нарисовать художник?

   Задачи:

       — закреплять представление о составных частях дома, их на­значении;

       — продолжать учить находить недостающую в рисунке часть, называть части дома, объяснять их назначение, дорисовывать недостающие детали;

       — развивать память, восприятие пространства, аналитические умения, воображение;

       —  воспитывать уважение к профессии строителя.
       Игровая задача: «достроить» дом.

       Оборудование: картинки с изображением зданий с недостающими деталями, карандаши.                                                                                           

* * *

       Воспитатель показывает картинки с изображением домов, в кото­рые жильцов селить нельзя, потому что недостает некоторых частей. А это может привести к разрушению дома и травмам жильцов. Дети должны найти недостающие части и «достроить» их — нарисовать. Затем назвать все части дома и рассказать об их назначении. Объ­яснить, почему недостающие части так нужны. Дети, не нашедшие недостающие части, получают от «приемочной комиссии» штрафные карточки. Они должны набрать себе бригаду из играющих детей и сообща выполнить задание.

 

       Найди свой дом

Задачи:

       - закреплять знания о том, что дом для людей называется жилым, для машин — гаражом, для собак — конурой, для коней — конюшней, для свиней — свинарником, для коров — коровником, для птиц — птичником, скворечником, гнездом, курятником, для овец — овчарней;

       - учить быстро находить свой дом и называть его;

развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции;

       - воспитывать внимательное отношение к партнерам по игре.
       Игровая задача: занять правильный дом.

       Оборудование: значки, изображающие человека, животное или машину.

* * *

       Воспитатель напоминает детям о том, что строители возводят жи­лища не только для людей, но и для животных. Вспоминает с детьми, как называются жилища домашних животных. «Дома» обозначены кругами и значками, изображающими человека, животное или машину. Один из таких значков получает и каждый ребенок. На слова воспита­теля: «Люди и животные гуляют, машины выезжают» дети свободно передвигаются по площадке. После слов: «Все по своим домам» каж­дый ребенок должен занять свой «дом» и сказать, как он называется («Я — корова, живу в коровнике»). Тот, кто ошибается, пропускает кон.

 

       Дома разных народов

Задачи:

       - давать представление об особенностях строительства домов на юге, севере и в центральной части России, зависимости конструкции дома от климата, условий жизни;

       - учить рассказывать об особенностях домов, их назначении;

       - развивать память, воображение, речь;

       - воспитывать чувство патриотизма, причастности к жизни разных народностей России.

       Игровая задача: выбрать себе дом для жилья. Оборудование: картинки с изображением разных видов домов народов России.

* * *

       Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по бескрайней России. Вместе с детьми рассматривает картинки, фо­тографии с изображением домов жителей разных районов. Дети сравнивают жилища, находят сходство и различие, особенности, за­висящие от места обитания человека. Отмечают профессиональные умения строителей каждого района. Затем воспитатель делит детей на жителей центральной части России, юга и севера. Дается задание отобрать картинки с изображением домов, в которых они могли бы жить, рассказать, почему именно в таком доме можно жить (чум, юрта, изба, многоэтажный дом), из каких материалов его построи­ли, какими способами, насколько он долговечен, приспособлен ли к определенным климатическим условиям.

       Вариантом игры может быть строительство домов из конструк­тора, материи и прочих материалов мини-образцов разных жилищ.

 

Путешествие по сказкам                               

Задачи:

       - закреплять знания о сказках, в которых описывается устрой­ство и особенности разных домов;

       - упражнять в умении отгадывать названия сказок по отдельным эпизодам, героям, пересказывать отрывки, драматизировать отдельные сюжеты;

       - развивать память, воображение, выразительность речи и пан­томимики;

 - формировать творческие способности, интерес к сказкам.

Оборудование: книги сказок с иллюстрациями. 

* * *

       Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых опи­сывается дом, материалы, из которых он сделан, назначение, убран­ство и мебель («Теремок», «Кошкин дом», «Три медведя», «Морозко», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье», «Рукавичка», «Три поросенка» и др.). По отдельному отрывку или герою дети должны отгадать сказку, найти книжку с иллюстрациями из предложенных, описать дом и мебель, о которых говорится в сказке, разыграть небольшой эпизод. За выразительность, творчество, артистизм и правильность выполненного задания дети получают призы.

 

Кому что нужно?                                     

Задачи:

       - учить соотносить орудия труда с профессиями людей, в том числе строителей;

       - называть соответствующие профессии, предметы, их назна­чение;

       - развивать целенаправленное внимание, ориентировку в про­странстве, речь;

       - формировать культуру общения.

       Игровая задача: оборудовать свою профессиональную деятель­ность.

       Оборудование: тематические картинки «Профессии», картинки с изображением орудий труда, спецодежды (игрушки орудия труда, наборы детских инструментов, посуды, конструктора и т.п.).

Вариант 1

       На столе у воспитателя разложен материал (картинки или объ­емный) — орудия труда и спецодежда представителей разных про­фессий (не более пяти). Вызванный ребенок выбирает предмет или картинку, а остальные называют, кому они нужны для работы, что ими можно делать. Ребенок кладет предмет или картинку к изображению человека соответствующей профессии.

Вариант 2                                                               

      Дети разбиваются на группы, выбирают себе определенную про­фессию (строительную). Берут из предложенного материала необхо­димое оборудование и спецодежду. Затем каждая группа «защищает» свой выбор, поясняя назначение выбранного.

Примерные наборы предметов по профессиям

Строитель: каска, клещи, молоток, кисть, валик, шпатель, масте­рок, пила, тачка, металлический сантиметр, рукавицы, комбинезон и защитный шлем сварщика, бетономешалка, подъемный кран, буль­дозер, самосвал, экскаватор.

Пожарный: каска, роба, пожарная машина, шланг, огнетушитель, топор.

Повар: колпак, фартук, разделочная доска, нож, половник, дурш­лаг, кастрюля, сковорода.

Врач: шапочка, халат, медицинский чемоданчик, стетоскоп, шприц, шпатели, термометр.

Художник: краски, кисти, мольберт, палитра.

Учитель: книги, указка, доска, журнал, глобус, компьютер.

Воспитатель: игрушки, книги, краски, карандаши.

Инспектор ГИБДД: форма, светофор, жезл, свисток, дорожный знак, машина.

Портной: швейная машина, сантиметр, ножницы, нитки и иголка, манекен с платьем.

Продавец: фирменная одежда, весы, кассовый аппарат, продукты или продукция.

Пограничник: форма, собака, ружье, бинокль, паспорт.

Летчик: самолет, парашют, форма.

Парикмахер: зеркало, кресло, расческа, ножницы, фен, шампунь.

 

       Кто построил этот дом?

Задачи:

       - систематизировать знания о том, кто строит дома, о последо­вательности строительства дома, об инструментах и машинах, применяющихся в строительстве;

       - воспитывать уважение к труду, желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

 

Что будет, если?..                      

Задачи:

       - активизировать знания о строительных профессиях;

       - учить прослеживать логическую последовательность между событиями;

       - учить строить сложноподчиненные предложения;

       - развивать целенаправленное внимание, мышление, вообра­жение;

       - формировать интерес к профессиям.

* * *

       Воспитатель произносит первую часть предложения, а ребенок вторую. Версий придаточного предложения может быть много, поэто­му достраивать его могут несколько детей. При ответе ребенок строит предложение полностью. Возникшую ситуацию можно обсудить с детьми, обучая их умению высказывать суждение.

Что будет, если архитектор неправильно спроектирует здание (не­правильно составит план-проект здания)?

Что будет, если каменщики неровно выложат стены дома из кир­пича? Положат мало (много) цемента между кирпичами?

Что будет, если штукатур неровно заштукатурит стены? Не вы­ровняет стены?

Что будет, если маляр нанесет на стены краску неровным слоем? Неаккуратно будет красить стены? Подберет краску не того цвета, который ему заказали? Нанесет мало клея при поклейке обоев? Плохо прижмет обои при наклеивании?

Что будет, если плотник плохо подгонит рамы в новом доме?

Что будет, если строители неправильно покроют крышу дома?

Что будет, если бульдозерист не соберет мусор на строительном участке? Не закопает ямы?

Что будет, если крановщик большого крана не будет соблюдать правила безопасности? Если кран сломается?

Что будет, если электрик своевременно не подключит электриче­ство в доме? Не подведет его к дому?

Что будет, если газовщики не подведут к новому дому газ?

Что будет, если работники водоканала не подведут воду и кана­лизацию к новому дому? Сантехники не установят и не подключат ванну, унитаз, раковины?

Что будет, если специалисты по установке лифтов не установят лифт в многоэтажном доме? Своевременно не запустят его?

Что будет, если мусорщики своевременно не будут вывозить му­
сор? Дворники не будут следить за порядком?   

                  

       Подбери глагол

Задачи:

       - закреплять представления о действиях, совершаемых строи­телями, активизировать и пополнять словарь глаголами;

       - развивать внимание, быстроту реакции;

       - формировать интерес к миру профессий.

       Воспитатель начинает фразу, а ребенок заканчивает. Игру можно организовать с мячом. Если ребенок не знает ответа, мяч передается следующему. Как усложнение можно ввести толкование понятий («Что значит штукатурит?»). В данном случае будет развиваться еще и объяснительная речь. Толкование понятий воспитатель может взять из словаря.

Архитектор проект (план) здания ... (разрабатывает (составля­ет)).

Бетонщики бетон в котлован ... (заливают).

Строители сваи фундамента в землю ... (вбивают).

Каменщики кирпичные стены ... (кладут (воздвигают)).

Каменщики стены дома из кирпича ... (складывают).

Штукатур стены раствором ... (штукатурит (выравнивает)).

Штукатур стены раствором штукатурки ... (покрывает).           

Маляр стены и потолки ... (красит).

Маляр краску на стену из пульверизатора ... (разбрызгивает).  

Монтажник-сборщик готовые панели ... (собирает).

Сварщик стальные конструкции ... (сваривает (соединяет)).

Сварщик лишнюю часть металлической трубы ... (отрезает).

Стекольщик оконные стекла в раму ... (вставляет).

Кровельщик крышу черепицей ... (кроет (покрывает)).

Машинист подъемного крана тяжелые грузы ... (поднимает, пере­носит).

Водитель экскаватора котлован под фундамент ... (роет).

Водитель бульдозера строительную площадку ... (выравнивает).

Сантехник оборудование для ванн и туалетов ... (устанавливает). Электрик электрические розетки и выключатели ... (устанавлива­ет, монтирует).

Газовщик газовые трубы к дому ... (подводит).

Работники водоканала водопроводную и канализационную систе­мы труб ... (подводят, устанавливают).

Пожарные пожарную безопасность здания ... (проверяют).

 

       Найди причину

Задачи:

       - активизировать знания об особенностях профессий строителей;

       - учить устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточными предложениями;

       - развивать умение строить суждение.          

       Воспитатель задает детям ситуацию, а они должны найти причину происходящих событий и правильно сформулировать ее в придаточ­ном предложении. Ответ ребенок может дополнить пояснениями в форме суждений.

После того как строители решили надстроить лишний этаж, про­изошло обрушение дома, потому что...

Когда новоселы въехали в новый дом, там было очень холодно, потому что...

Квартиры жителей последнего этажа затопило весной, потому что...

Новоселам пришлось штукатурить все стены в новой квартире, потому что...

Новый мост разрушился после того, как по нему проехали маши­ны, потому что...

При сильном ветре машинист башенного крана чуть не погиб, потому что...

Перед тем как заливать бетон в котлован фундамента, в него по­ложили металлические решетки, потому что...

После того как в котлован фундамента залили бетон, на несколько дней строительство прекратили, потому что...

Каменщик в течение дня несколько раз проверял специальным отвесом ровность стены, потому что...

Маляр при оклейке обоев в квартире закрыл все окна и форточки, потому что...

Газ в новый дом газовщики подключили только после того, как новоселы ознакомились с правилами безопасности, потому что...

Воду в новом доме включили только после того, как все жильцы установили раковины, ванны и унитазы, потому что...

Панельный дом построили намного быстрее, чем кирпичный, по­тому что...

 

       Кому это принадлежит?

Задачи:

       - закреплять представления о труде строителей;

       - активизировать словарь по теме;

       - развивать целенаправленное внимание, быстроту реакции, умение ловить и бросать мяч, не прижимая к себе;

       - формировать потребность в коллективных играх.

       Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет ряд пред­метов, затем бросает мяч одному из детей, который должен быстро назвать профессию. Если ребенок не называет, мяч передается по кругу другому.

Кирпичи, цемент, мастерок ... (каменщик).

Кисть, краски, побелка ... (маляр).

Топор, пила, гвозди ... (плотник).                                     

Стекло, рама, молоток ... (стекольщик).

Роба, защитный шлем, баллон с газом ... (сварщик).

Раствор, лопатка (шпатель), наждачная бумага ... (штукатур­щик).

Крыша, металл, черепица ... (кровельщик).                           

Руль, гусеницы, нож-отвал ... (бульдозерист).   

Башня, кабина, стрела ... (крановщик).           

Руль, гусеницы, ковш ... (экскаваторщик).  

Руль, колеса, груз ... (водитель самосвала).

Плита, блок ... (монтажник-сборщик).  

Чертеж, план, макет ... (архитектор).

 

Выдели и назови слова, противоположные по смыслу                            

Задачи:

       - учить выделять из текста стихотворения антонимы, объяснять' их значение;

       - развивать целенаправленное слуховое восприятие и внимание,' память;

       - формировать интерес к архитектуре.

                                             Новый дом

Вчера сломали старый дом.

 Мы много лет прожили в нем.

Сегодня мы переезжаем,

Все вещи быстро собираем.

Наш новый дом — многоэтажный.

Вверху — четыре стройных башни,

Внизу — парадное крыльцо.

Мне нравится буквально все.

Внутри — порядок, чистота.

Снаружи — просто красота!

Лифт едет быстро, как ракета,

Мечтали долго мы об этом.

Вблизи от дома магазин

И, видно, даже не один.

Есть парк немного вдалеке,

Гулять там будем налегке.

Всем радует нас новый дом!

Мы в нем все дружно заживем.

       Задание: назовите слова, противоположные по смыслу (вчера сегодня, новый старый, вверху внизу, внутри снаружи, бы­стро долго, вблизи вдалеке).

 

Назови сложные слова                                    

  Задачи:

       - учить выделять из текста сложные слова, их составляющие, объяснять значение;

       - развивать целенаправленное внимание и слуховое восприятие, память;

       - формировать интерес к словообразованию, результатам работы строителей.

                                              Новоселы

В новостройку мы въезжаем,

Вещи быстро разбираем.

Новоселы все кругом

Заселяют новый дом.

Въехали мы в небоскреб,

                                Не достанет нас потоп.               

Вопросы и задания                                             

       - Что происходит с героями стихотворения

       - Что такое новостройка?   

       - Кто такой новосел?        

       - Чем отличается небоскреб от других зданий?          

       - Назовите сложные слова, используемые в стихотворении. Из каких слов они состоят?    

       - В каких сложных словах одинаковая первая часть?  

       - Придумайте сложные слова с первой частью «ново..». (Новобра­нец, новогодний, новолуние, новорожденный, новобрачный.)

 

Как изменяется смысл слов - 1

Задачи:

       - учить выделять в тексте слова с одинаковым корнем и разными приставками (приставочные глаголы);

       - объяснять смысл слов;

       - развивать целенаправленное внимание и слуховое восприятие, память;

       - формировать интерес к словообразованию, строительству; воспитывать трудолюбие.

                                        Домик Гнома           

                                   Решил построить Гномик дом,

                                   Чтобы уютно было в нем

    Сначала ветки притащил                         

                      И аккуратненько «^ожил.                 

     Мох в теплый домик затащил                       

     И им все щели проложил.

                                     Копешку сена в дверь втащил

                                     И им прилежно пол укрыл.     

                                     Камыш на речке нарубил,       

     До дому еле дотащил.

                           Его немного посушил,
                           Им крышу в домике покрыл.  
                          Перетащил поближе к дому

                           Еще для прочности солому                            

                       В окно полынь он протащил,
                       Ее на стенках разместил.                           

                       Лег под лопух в свою кровать                                    

             И стал в уютном доме спать.

       Вопросы и задания

- Как Гномик строил дом? Что он делал, чтобы в нем было уютно и тепло?

- Что Гном притащил сначала?                               

- Для чего он затащил в дом мох?                                                    

- Зачем он втащил копну сена?                                

- Почему Гном с трудом дотащил до дома камыши?  

- Как он их использовал?

- Что он еще для прочности перетащил поближе к дому?

- Что Гном протащил в окно? Для чего?

- Выделите в стихотворении все слова-действия, которые про­изошли от слова «тащить». (Притащил, затащил, втащил, дотащил, перетащил, протащил.)

- Какие еще слова можно образовать? (Вытащить, натащить, оттащить, потащить, подтащить, растащить, стащить, ута­щить.)

- Объясните значение выделенных слов.

- Покажите, как Гномик строил свой дом.

 

Как изменяется смысл слов - 2

       Задачи:                                                            

- учить выделять из текста слова с одним корнем и разными приставками, объяснять их значение (приставочные глаголы);

     - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память;

     - формировать интерес к словообразованию, этапам строитель­ства.

Теремок               

                             Решили звери заново              

                               Отстроить теремок,             

                      Чтоб был он, как и в сказке,    

                    Не низок, не высок.        

Построили сначала

Фундамент из камней,

Замазали их глиной,

Чтоб было попрочней.

Состроили из бревен

Просторную избу,

Пристроили к ней сени,

Ведущие к крыльцу.

Надстроили сначала

Лишь малый флигелек,

Но в нем бы поместился

Крылатый мотылек.

Пришлось его расширить,

Достроить вширь и ввысь,

Чтоб жили там спокойно

Куница или рысь.

Прикинули немного —

Медведю тесновато.

Расстроили веранду,  

Была что маловата.

Подстроили для лося

Из жердочек сарай.

Ему с его рогами

В сарае просто рай.

                       Настроились, устали,

                         Решили отдохнуть.                                        

Пол сеном весь застлали,        

Чтоб сладко всем уснуть.

       Вопросы и задания

- Что случилось с теремком в сказке, когда пришел медведь?

- Что решили сделать жители теремка?

     - В какой последовательности животные строили новый теремок, что они делали?

- Почему пришлось расширить флигель?

- Почему пришлось расстроить веранду? Пристроить сарай?

- Выделите из текста стихотворения слова-действия, которые произошли от слова «строить»? (Отстроить, построили, сострои­ли, пристроили, надстроили, достроить, расстроили, подстроили, настроились.)

- Какие еще слова можно образовать? (Строить, встроить, вы­строить, застроить, перестроить.)

 - Объясните смысл выделенных слов.

- Составьте небольшой рассказ с выделенными словами.

- Нарисуйте новый теремок, который построили животные. Рас­скажите, как они его строили.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

       Путешествие по городу

Задачи:

       - закреплять знания о разнообразных сооружениях в городе;

       - учить представлять образ города, передавать его через вы­разительные средства пантомимики, движения, речи;

       - взаимодействовать со сверстниками и взрослым в игре;

       - самовыражаться в знакомых играх, стихах, логоритмических упражнениях, проявлять творческую индивидуальность при изображении объектов, ситуаций, связанных с понятием «го­род».

       Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное, вооб­ражаемое путешествие по городу.

       Сначала они отправляются в парк развлечений. Воспитатель предлагает поехать на трамвайчике. На себя берет роль вагоно­вожатого. Дети передвигаются скользящим шагом, руки держат над головой, изображая треугольник. Воспитатель читает стихо­творение:

Веселый трамвайчик, по рельсам беги.

И в парк развлечений ты нас привези.

Там много качелей и фокусник ждет.

Там есть карусели, веселый народ.

       Воспитатель предлагает покататься на каруселях на остановке «Парк развлечений». Проводится подвижная игра «Карусель». Дети с изменением темпа двигаются по кругу, произнося слова:

Сели, сели, сели, сели                            

            Мы на чудо-карусели                                 

И поехали по кругу.                                          

Догоняем мы друг друга.

Еле-еле карусели

Нас сначала повезли,

А потом они быстрее

К небу прямо понесли.

Все мелькает и кружит,

А сердечко так дрожит.

Вот помедленней кружатся

                           И к земле хотят прижаться.

       Воспитатель предлагает детям пересесть на качели и прочитать логоритмическое стихотворение Е. Алябьевой «На качелях».

Кач-кач-кач — летят качели.                Дети ритмично покачивают

руками внизу из стороны в сто­рону.

Так захватывает дух!                            Поднимают руки резко вверх.

Все сильнее бьется сердце:                  Ритмично постукивают кулач-

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.                ками.

Вверх и вниз,                             

И снова к солнцу,                                  Ритмично машут руками вверх,

вниз, снова вверх.

Словно птица ты летишь.                     Ритмично машут руками или

— Выше, выше, выше, выше! —         кистями.

Вновь товарищам кричишь.                  Приседают, ритмично подни-

         маются, руки вверх.

       Воспитатель предлагает детям покачаться на качелях-лодочках. Сесть, взяться за руки по парам, упереться ногами в ноги товарища и перетягивать друг друга под музыку.

       Затем предлагает покататься на других качелях. Для этого сесть спиной друг к другу парами, обхватить руки друг друга и перетягивать по очереди на себя.

       Воспитатель предлагает поехать дальше на автобусе. Дети вы­бирают водителя, имитируют рассаживание, покупку билетов, езду по определенному маршруту. Воспитатель создает настрой стихо­творением:

На автобус пересели.

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,
Старым место уступили.

Не толкались и не дрались,   

Тихо говорить старались.
В заднюю мы дверь входили,
Из передней выходили.          

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли.

Езду можно сопровождать пением знакомых веселых песенок.

Дети вместе с воспитателем приезжают к остановке «Зоопарк». Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие животные содер­жатся в зоопарке. Сначала рассказать, а потом только показать с по­мощью мимики и движений, а другие дети отгадают, кого показывает ребенок.

Воспитатель предлагает изобразить веселых мартышек из стихо­творения «Ученые мартышки» Е. Алябьевой.

Две проказницы мартышки           Дети оттопыривают уши паль­цами.

 

                                                             Полистать любили книжки:          Имитируют перелистывание страниц (ладонь книга).

                                                              Потрясти их, полизать                  Имитируют движения по тексту.

 И как будто почитать.                   Пальцем прослеживают «текст» на ладони.

                                                              Ловко принялись за дело              Имитируют засучивание рукавов.

  И очки они надели.                       Делают очки из пальцев, под­носят к глазам.

 К носу книжку поднесли,             Подносят раскрытые ладони к носу.

 Вдруг подальше отвели —          Отводят раскрытые ладони от носа.

 Ничего в очках не видно!              Закрывают глаза руками, от­рицательно качают головой.

И мартышкам так обидно!              Делают обиженное выражение лица.

       Из зоопарка воспитатель с детьми отправляются пешком по улице гулять. Дети строятся парами, впереди идет направляющий с вообража­емым флажком. Воспитатель просит напомнить ей правила поведения на улице. Дети идут под рифмовку, соблюдая ритмичность движений.

                              Мы по улице идем,

Дружно песенку поем.

Все хотим мы повидать,

                               Обо всем хотим узнать.

Чтобы место дать прохожим, 

С правой стороны мы ходим.

Красный впереди флажок

Виден нам, как маячок.

Надо перейти дорогу,          

Светофор тут на подмогу,                    

Все стоят, и мы стоим

                                  И внимательно глядим.     

Вот зеленый человечек —            

                     Нам сигнал переходить.                   

                     С красным мы совсем не дружим.

С ним — стоять, а не ходить.         

Отдохнуть немного сели

И мороженое съели.                    

       Воспитатель принимает на себя роль продавца мороженого в Ледяном домике. Предлагает детям встать в очередь и купить моро­женое. При этом дети должны описать его. Дети едят воображаемое мороженое, показывают мимикой, какое оно вкусное, сладкое, как тает. Воспитатель спрашивает, что делать с обертками, почему их нельзя бросать на тротуар.

       Дети отправляются дальше мимо магазинов. Воспитатель пред­лагает зайти в кондитерский магазин, «покупает» детям конфеты, раздает по одной, просит показать мимикой, какие они сладкие, какое удовольствие они испытывают, описать обертку, начинку, выполнить воображаемые действия разворачивания, разглаживания, сворачива­ния фантика.

       Дети с воспитателем проходят мимо «Детского мира». Воспитатель спрашивает, какую игрушку они хотели бы купить. Берет на себя роль продавца, предлагает детям описать и показать игрушку движениями.

       Далее дети отправляются на выбранном виде транспорта, изо­бражая его, двигаясь ритмично под песенку, и выходят на остановке «Зоомагазин».

     Воспитатель спрашивает, каких животных продают в зоомагазине. Предлагает купить золотую рыбку для аквариума в детском саду. Под стихотворение Е. Алябьевой «Золотая рыбка» дети изображают рыбку.

Золотая рыбка чешуей сверкает:

Ах – ах - ах, ах – ах - ах.                 Дети ритмично похлопывают

Хвост, как из вуали,                       по телу сверху вниз.

Нежно распускает:

Так-так-так, так-так-так.                 Ритмично покачивают руками

         за спиной.

Машет плавниками, еле шевелит.   Ритмично шевелят руками вдоль

Не спит, не спит, не спит.                     туловища.
В водорослях спрятаться       

Поскорей спешит.                           Вытягивают руки вверх и по-

Спешит, спешит, спешит.                  качиваютими.

       Дети едут дальше и выходят на остановке «Театр кукол». Танцуют танец петрушек. Затем выходят на остановке «Цирк». Изображают клоунов, жонглеров, канатоходцев, силачей и т.п.

       В конце занятия воспитатель с детьми вспоминают, где они были, спрашивает, что им больше всего понравилось, куда бы в путеше­ствии по родному городу они хотели бы еще отправиться.

       (Воспитатель проводит игру в воображаемом плане, но можно ис­пользовать и наглядность, элементы костюмов. Длительность игры зависит от интереса детей.)

 

Строим замок*  

Задачи:

       - закреплять представление о том, что особенности внешнего вида домов, их отделка, внутреннее убранство изменялись со временем;

       - обращать внимание на особенности старинных замков, опи­санных в сказках, энциклопедиях;

       - продолжать учить использовать иллюстрации при постройке замка;

       - применять дополнительные детали для украшения постройки;

       - подготавливать песок для строительства;

       - разыгрывать сказочные сюжеты с игрушками вокруг по­стройки;

       - развивать воображение, конструктивные умения, ориентировку на местности, планирующую функцию речи;

       - формировать творчество, умение договариваться в коллектив­ных играх.

       Оборудование: иллюстрации с изображением замков, флажки, флюгера, детали конструктора, мелкие игрушки.

 

Не скажу, а покажу                       

Задачи:

       - закреплять знания о профессии строителя;

       - развивать внимание, выразительность пантомимики, вооб­ражение, глагольный словарь;         

       - доставлять удовольствие от игры.                                                                   

* * *

       Воспитатель на ушко каждому ребенку шепчет действие, связан­ное со строительством дома, которое тот должен выразительно по­казать, а остальные дети отгадывают и называют это действие.

       Варианты: красить, штукатурить, делать кладку из кирпичей, поднимать груз, расчищать мусор, открывать, закрывать, стучать, зво­нить, прибивать, подметать, вставлять дверь или окно, передвигать, вытирать, мыть и т.п.                                   

                         Стройка*

                                   * * *

Задачи:

       - закреплять знания о строительных профессиях;

       - развивать умение сочинять сюжет, вести игровой диалог, ис­полнять роль в соответствии с сюжетом;

       - развивать воображение, речь, коммуникативные способности;

       - формировать чувство коллективизма.

                                                                                                                     

СТИХИ

Строительные профессии

       Задачи:

       - закреплять знания о строительных профессиях;

       - развивать внимание, память, диалогическую речь;

       - формировать интерес к профессии строителя

Сложная профессия — строители.      

Они всех зданий на земле родители. 

         Стены каменщик возводит,

         Красит кистью их маляр,

         Штукатурит штукатурщик,

         Сварщик сварит даже сталь.  

         Экскаваторщик поднимет                                 

          Груз строительный наверх,                      

 А стекольщик окна в доме                       

 Застеклит привычно все.

  Плотник обстругает двери     

  И подгонит косяки.                 

  Провод подведет электрик

   И розетки заземлит.

   Каждый знает свое дело.

   Все профессии важны.

   Чтобы дом построить прочный,        

   Постараться все должны.

СКАЗКИ

Как царь дочку замуж выдавал

(Виды домов)                    

       Задачи:

       - знакомить с особенностями жилищ людей в разных странах;

       - развивать познавательный интерес к теме, целенаправленное внимание, память, диалогическую речь, умение высказывать суждение, делать умозаключения;

       - формировать интерес к познавательным сказкам.

РАССКАЗЫ

Можно ли построить из кубиков настоящий дом? *

Задачи:

       - давать знания о работе монтажников-сборщиков, разных кон­струкциях домов;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь;

       - активизировать и обогатить словарь по теме;

       - формировать интерес к строительным профессиям, уважение к труду строителей.

       У взрослых есть свой, взрослый конструктор, чтобы собирать из его деталей настоящий дом. Но не из крошечных деревянных деталей, а из большущих и тяжелых, сделанных из искусственного камня —: железобетона. Они настолько тяжелы, что даже грузовик с трудом их тащит с завода на стройку, да и то поодиночке.

       Каменщиков на такой стройке ты не увидишь. Вместо них работа­ют монтажники-сборщики в брезентовых рукавицах, рабочих комби­незонах и защитных касках. Они устанавливают на место подаваемые подъемным краном стены комнат.

  Года не прошло — большой многоэтажный дом готов.

       Строят дома не только из плит и панелей. Вот по улице неторопливо едет квартира-блок: три окошка с правой стороны, три с левой, балкон, двери — все как полагается. Внутри, конечно, ничего нет, но стены, потолки и пол на месте. Делают такие го­товые конструкции на заводе железобетонных изделий (ЖБИ). Грузовик-тягач везет ее за собой на широченной платформе. Из таких готовых квартир как из кубиков складывается дом. Монтаж­ники-сборщики и сварщики скрепляют кубики-квартиры между собой. А поднимает их на высоту огромный башенный кран на крюках за специальные металлические ушки. Такой дом растет не по дням, а по часам. Он теплый и прочный. Между стенами нет щелей, они не пропускают холод. Для красоты их часто обли­цовывают керамической плиткой разного цвета. Это тоже делают сразу на заводе. Так что новоселам не приходится долго ждать новой квартиры.

       Вопросы

- Как называется искусственный камень, из которого делают де­тали для домов?

- О какой строительной профессии говорится в рассказе?

- Во что одеты монтажники-сборщики?

- Какая техника помогает монтажникам-сборщикам собирать готовые конструкции?

- Как называются строительные детали? Где их делают?

- Как перевозят огромные панели и плиты?

- Что делают с плитами монтажники-сборщики?

- Как отделывают панельные дома, чтобы они не были похожи друг на друга?

 

Кто на стройке самый главный? *

Задачи:

       - давать знания о работе подъемного крана и крановщика, ос­новах безопасности;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - активизировать и обогащать словарь по теме; формировать интерес и уважение к работе крановщика.

       Без башенного подъемного крана стройка высотных домов за­мирает. В старину строителей выручала «коза», приспособление, что-то вроде открытого, наполненного кирпичами деревянного ран­ца, — кирпич наверх носить. Своими загнутыми скобами-рожками «коза» цеплялась сзади за плечи рабочего-козоноса. Это была очень тяжелая работа.

       Железобетонные панели и блоки может поднять только подъ­емный кран. Вдоль стройки для него прокладывают специальные рельсы. По ним на колесах он может передвигаться в нужное место, Кабина крановщика находится высоко над землей, там, где ветер так и свищет. Сверху видна вся стройка как на ладони. Крановщик с помощью рычагов и педалей управляет краном-великаном. Его дело — доставить на нужный этаж, в нужную точку необходимую деталь: панель, плиту перекрытия для пола или потолка, лестничный марш, емкость с цементным раствором и другие тяжелые грузы. Ра­бота крановщика ювелирная. Надо, чтобы огромный металлический крюк повис точно над грузом, а монтажники-сборщики зацепили его. Затем груз нужно поднять на необходимую высоту, повернуть в нужную сторону и точно опустить туда, где его поджидают монтаж­ники. Внизу и наверху у крановщика есть помощники с флажками в руках. Они ему сигналят: ниже, выше, правее, левее, стоп. Есть даже специальные слова «майна», «вира», которыми обозначают сигналы «вверх» и «вниз».

       Для работы на башенном кране необходимо знать правила безопас­ности. Кран от сильного ветра может упасть. В кабину крановщик поднимается по высокой ажурной башне, сделанной из металличе­ских треугольников или на лифте. Поэтому крановщики не только умелые, но и смелые люди. Среди них много женщин.         

Вопросы

- Без какой техники невозможны строительные работы на высоте?

- Как в старину строители работали без подъемного крана?

- Как устроен подъемный кран? Как он передвигается?

- В чем трудность работы крановщика?

- Почему работа крановщика опасная? Какие правила безопас­ности соблюдает крановщик?

 

       Здание растет

Задачи:

       - давать знания о строительной технике, ее значении в строи­тельстве;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - активизировать и обогащать словарь по теме;                 

       - формировать интерес к строительной технике.           

       В строительстве машины используются для подъема, переме­щения и соединения различных конструкций и материалов. Напри­мер, башенные краны используются для поднятия тяжелых грузов. Горизонтально расположенная ферма башенного крана называется стрелой. К ее концу на тросе подвешен крюк, который может под­ниматься и опускаться. Трос наматывается на большой барабан с помощью двигателя. Для передвижения крюка вдоль стрелы на ней расположена тележка, которой крановщик управляет с помощью тро­сов. Стрела закреплена на башне стальными стержнями и тросами. На противоположном конце стрелы находятся бетонные блоки, которые не дают стреле упасть, когда идет подъем грузов (как противовес). Башенные краны конструируют прямо на стройплощадке и по мере того как поднимается вверх все здание, их надстраивают. Новые секции вставляются в жесткую раму — основу всей конструкции башни. Ажурная конструкция сооружается из прочных стальных треугольников. Это дает ей возможность выдержать сильный напор ветра, который проходит сквозь нее.

       На стройплощадки нужно привозить тысячи топ различных материалов. Один из таких материалов — бетон. Его доставляют в специальных автомобилях-миксерах или бетономешалках, оснащен­ных большой емкостью-барабаном, которая медленно вращается, чтобы бетон не затвердел в пути. В корпусе бетономешалки есть металлические лопасти, прикрепленные к внутренней стенке в виде спирали. При вращении барабана находящийся внутри бетон пере­мешивается. Когда барабан вращается в обратную сторону, лопасти работают как «архимедов винт»: выталкивают бетон из барабана наружу.

       Для перемещения различных грузов на строительных площадках часто применяют шкивы (колеса с проточкой-канавкой по ободку). Если пропустить веревку или цепь через несколько шкивов, для пере­мещения грузов потребуется меньше усилий.

Почему машина называется бульдозер?

       Задачи:                                                                       

       - расширять знания о строительной технике, давать представ­ление об использовании бульдозера и работе бульдозериста;

       - активизировать и обогащать словарь по теме;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - формировать интерес к строительной технике, уважение к труду бульдозериста.

* * *

       Бульдозер — могучая машина на гусеницах, с широким, острым, поблескивающим сталью ножом-отвалом впереди. Нажмет буль­дозерист рычаг — отвал приподнимется; разгонит машину, снова нажмет рычаг — отвал опустится, станет сгребать землю и сдвигать ее в сторону.

       Силища! Недаром машина называется бульдозером. Это от англий­ского слова «бул» — «бык», «буйвол». Упрется бульдозер стальным лбом в землю и как разъяренный бык, разгневанный буйвол начнет все крушить на своем пути. А бульдозерист, словно дрессировщик, укрощает машину, заставляет ее делать только нужное, полезное дело. То земляные насыпи сооружает, то снежные заносы расчищает, то поле разравнивает. Бульдозерист и его бульдозер прокладывают шоссе, строят железнодорожные пути, мосты, плотины, дома, заво­ды. Сколько они земли с места на место сообща перетащили — и не сосчитать.

Вопросы                                                           

- Для чего на стройке используют бульдозер?  

- Как он работает?                                             

- Кто управляет бульдозером?                                             

- Какие работы выполняются с помощью бульдозера?        

       Экскаватор

       Экскаватор держит в длиннющей руке громадный и зубастый ковш. Придет гусеничный экскаватор на стройку — и за работу. Разок черпнет ковшом землю — грузовик полон доверху, даже крякнет и осядет под тяжестью. Сколько грузовиков наполнит экскаватор зем­лей, пока выроет котлован под фундамент дома! Это вам не половник! Экскаваторщик управляет ковшом с помощью стальных тросов и передаточного механизма.

 

Что за огоньки вспыхивают на стройке?

Задачи:

       - расширять знания о строительных профессиях, давать пред­ставление о работе сварщика;

       - активизировать и обогащать словарь по теме;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - формировать интерес к строительным профессиям, уважение к труду сварщика.     

       На стройке работают сварщики. Они в специальных костюмах, лицо закрыто маской с черными стеклами, руки в толстых рукавицах держат стальной прут и изогнутую медную трубочку-горелку. Повер­нет сварщик кран, зажжет горелку — ив тот же миг забьет из горелки тонкая струя чудесного голубого пламени.

       Тот, кто видел, как работает сварщик, наверняка заметил два ре­зиновых шланга, которые тянутся от горелки к тяжелым баллонам. В каждом — сжатый газ. В одном — ацетилен, в другом — кислород. Последний необходим огню, а в воздухе кислорода для сварки не­достаточно. Зато в стальном баллоне — чистый кислород, и когда в газовой горелке смешиваются струи горючего газа и кислорода, пламя становится таким, что легко плавятся и чугун, и сталь.

       Сварщик может соединить два стальных листа, останется только шов из расплавленного металла. Может он, наоборот, разрезать ме­талл. Например, большие металлические трубы. Сыплются в разные стороны искры, плавится металл.

       Сварщик может работать и без баллонов с газом, от электричества. Тогда в его руках самая настоящая молния, только маленькая и по­слушная.

       Сварщики помогают строить мосты и станки, корабли и электро­станции, самолеты, тепловозы, автомобили. Они незаменимы при строительстве газопроводов, которые тянутся на тысячи киломе­тров.

       На строительстве газопровода работает сварочный трактор. Он автоматический, самоходный. Едет такой трактор по металлу и остав­ляет за собой крепкий, надежный шов.

       И под водой работают сварщики-водолазы. Они помогают строить мосты, прокладывают по дну трубы, разрезают на части затонувшие корабли...

       А наши космонавты В.Н. Кубасов и Г.С. Шонин стали первыми в мире космическими сварщиками. Настало время, когда сварка в космосе — обычное дело.                                        

Вопросы

- Как выглядят рабочие-сварщики? Для чего сварщику нужны маска и рукавицы?

- С помощью чего сварщик сваривает стальные конструкции?

- Что может сделать сварщик со стальным листом?

- Как сварщик может работать без газового баллона?

- Для чего нужна работа сварщика?

- Какая техника помогает сварщикам?

- Какие космонавты были первыми космическими сварщиками?

 

   В какие игрушки играют взрослые?

(Архитектор)                       

Задачи:

       - расширять знания о строительных профессиях, давать знания о работе архитектора;

       - активизировать и обогащать словарь по теме;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - формировать уважение и интерес к работе архитектора.

* * *

       Взрослые играют в кубики. Вдоль широких улиц стоят много­этажные дома. Тут поблескивает голубое озеро, там зеленеет фут­больная площадка. Вдруг к городу подходит великан. Он выше самых высоких домов. Шаг шагнет — улицу из конца в конец пройдет. Дома ему по щиколотку, стадион уместится под шапкой. А все это потому, что город игрушечный. Его домики из пластмас­совых кубиков, сверкающее озерцо — из осколков стекла, сады и скверы — из зеленой бумаги. А сам великан — это архитектор, создатель будущего города.

       Сперва архитектор чертит на бумаге план города и на игрушке-макете проверяет, все ли правильно получилось. А вдруг дома друг другу загораживают солнце? А вдруг улица протянулась не там, где надо?

       Пластмассовые домики — не настоящие железобетонные здания, их переставить с места на место нетрудно. Вот архитектор их и пере­ставляет то так, то эдак, подыскивая для каждого место получше, поудобнее. Чтобы и улицы были широкие, площади просторные, и для зелени больше пространства оставалось, и солнце в окна домов заглядывало почаще.

       Хороший получился игрушечный город. Теперь можно строить настоящий, точно такой же.

Вопросы                                                                               

-  С какой строительной профессией вы познакомились?    

- Для чего нужна работа архитектора?

- Почему в каждом городе есть должность главного архитек­тора?

- Для чего архитектору нужно создавать здания сначала на бумаге и в макетах?   

- Почему работа архитектора считается творческой и ответствен­ной?

- Что было бы, если бы не было архитекторов?

ЗАГАДКИ

Задачи:             

       - закреплять знания о строителях, строительной технике, частях дома;

       - развивать логическое мышление, память, внимание, объясни­тельную речь;

       - формировать познавательный интерес.

Мойдодыру я родня,         

Отверни, открой меня,     

И прозрачною водою      

Живо я тебя умою.      

                                                           (Водопроводный кран.)

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится

Мыть, купаться без хлопот

Поможет вам ...                                  (водопровод).

Висит мальчик,

Скривя пальчик.     

                                                             (Крючок.)

Картина волшебная есть у меня.

Прожить без нее не могу я и дня. 

Три месяца осень я вижу на ней,

И падают желтые листья с ветвей.

Три месяца снег наметает зима

В сугробы высокие, как терема.

Три месяца вижу весенние

Цветы и деревья везде расцвели.

Три месяца вижу я лето.

Узнали, ребята, картину вы эту?

                                                              (Окно.)

Всей семьей вечерком

В этой комнатке рядком

На диване мы сидим,

В телевизор все глядим.

Книжки разные читаем,

Часто спорим, рассуждаем.  

                                                              (Гостиная.)

В ней кровать есть и комод,

Спят в ней люди круглый год.

Ждут их мягкие подушки,

Чтоб подставить свои ушки.

                            (Спальня.)

Взрослые здесь не живут,

Только детям место тут.

Вот игрушки, вот кровать,

Где ребятки буду спать.

                                      (Детская.)

Проект дома составляю,

Все размеры рассчитаю,

План подробный начерчу,

Современный стиль учту.    

                                                                    (Архитектор.)

Подъемный кран —

Мой лучший друг.

 Поднимет он тяжелый груз.

Им управлять легко смогу,

Плиту, бетон перенесу.

                                               (Крановщик.)

Выстрою я стены

 В девять этажей.

Кирпичи по уровню

Положу ровней.

 Чтобы стены дома

Вкривь и вкось не шли,

Точно выставляю  

Прежде все углы (Каменщик)

Без меня не включат воду,    

Вы не сможете помыться.    

Отопление не подключат,    

Унитаз не пригодится.

(Сантехник.)

Чтобы было всем тепло,

Вставлю в рамы я стекло.

Застеклить могу балкон,

Чтоб тепло вам было в нем. 

                            (Стекольщик.)

В спецодежде я тружусь
И огня я не боюсь.                 

Сварит мой огонь металл,   
Чтобы дом прочнее стал.        

(Сварщик.)

                                Мусор, землю я сгребаю            

                                И площадку расчищаю.              

                                Мощною машиною                   

Лихо управляю. (Бульдозерист.)

Я — машина непростая,     
У меня есть барабан.          

Внутри лопасти вращаются,

Так бетон перемещается.     

Затвердеть ему не дам,

А строителям отдам.

(Бетономешалка.)

Кто не лает, не кусает,

А в дом не пускает? (Замок.)

Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окошком. (Батарея.)

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает.

(Ручка.)

У меня знакомых — тьма,.
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,          

Я — приветливая ... (дверь).

В этой комнате нельзя

Бегать, прыгать и скакать.

Здесь светло и очень тихо,

Но нельзя в ней ночью спать.

Есть здесь стол, компьютер, полки,

Много книг, бумага в стопке.

Папу здесь не отвлекай!

Лучше в детской поиграй.      

(Кабинет.)

Принимаю я бетон,          

Им фундамент заливаю.    

Чтобы дом стоял сто лет,

Как фундамент сделать, знаю. (Бетонщик.)

Маленькая комнатка

С разными вещами.

Без окон.

Лишь лампочка

Слабо освещает.

(Кладовая.)

В этой комнате живет      

Всех мочалок командир,

Самый чистый, самый свежий,

Всем нам нужный Мойдодыр. (Ванная комната.)

Застеклили вы меня
К осени совсем не зря.        

Можно воздухом дышать

И совсем не замерзать.

(Балкон, лоджия.)   

Стены так оштукатурю,

Что кататься можно.

Все обои ровно лягут,

Красить их несложно.

(Штукатур.)

 

Крашу стены, потолки,

Подоконники, полы.

       И обои так наклею,

       Что и стыки не видны.   (Маляр.)

.

Я — ответственный за свет,      

Провода, розетки.

Осторожность — мой девиз!

Так скажу вам, детки.

                                                      (Электрик.)

В этой комнате всегда

Чем-то вкусным пахнет.

Тут нам подадут обед,

Ну а утром — завтрак.

                                                       (Кухня.)

Под фундамент котлован   

Вырою я точно,

Чтобы вырос на нем дом

Ровный весь и прочный.

                                                        (Экскаваторщик.)

Самосвалом управляю,

Грунт и мусор вывожу.

Для строителей на стройку

 Все, что надо привожу.

                         (Шофер.)

Собираю из деталей,

Как конструктор, новый дом.

Я не в кирпичи играю,

Плиты я соединяю.

                                             (Монтажник-сборщик.)

 

 

В мире профессий: строитель. Стихи.

 

Профессия строитель

 

       Источники:

Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013

Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М., 2000.

Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и вооб­ражения. М., 2009.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,^004.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015

 

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

 

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

                                                                                                         С уважением, О.Г. Гольская

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").