Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: "Орудия труда. Инструменты."

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

     

    Активизация словаря

    Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

    Глаголы: забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить, резать, копать, сгребать.

    Прилагательные:кожаный,   металлический,   кирпичный,   стеклянный, острый, тяжёлый.

     

    • Игра «Субботник»

    Цели:  обогащать   предикативный   словарь,   развивать слуховое внимание, логическое мышление.

    Ход  игры.  Воспитатель   читает   детям   текст,   дети договаривают пропущенные глаголы. Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  ... ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители Димы   пришли   с   лопатами.   Они   ...   землю   и   высевают семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  ...  гвозди — ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь на участке чисто и красиво.

                                                                                                                                          И. Михеева, С. Чешева

    • Игра «Стихи — небылицы»

    Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое мышление,   активизировать   словарный   запас   по   теме «Инструменты».

    Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

    Кистью гвозди забивают,

    Подметают молотком,

    Землю ножиком копают,

    Ну а пилят топором.

                                           С. Чешева

    • Игра «Отгадай»

    Цели:  развивать   зрительное   внимание,   логическое мышление,   актуализировать   словарный   запас   по   темам «Инструменты», «Профессии».

    Ход   игры.  Ребенок   рисует   инструменты,   относящиеся   к определенной   профессии.   Другие   дети   должны   отгадать название этой профессии.

    • Игра «Назови ласково»

    Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

    молоток — молоточек        топор — ...

    ключ — ... грабли — ...

    нож — ... напёрсток — ...

    гайка — ... игла — ...

    гвоздь — ... метла — ...

    • Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Цели:  формировать   грамматический   строй   речи:   учить образовывать   относительные   прилагательные   от существительных,  согласовывать   прилагательные   с существительными в роде, числе и падеже.

    Ход игры.  Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

    Пила, напильник из металла — (какие?) ...

    Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

    Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

    Лупа из стекла — (какая?) ...

    Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

    Даётся   задание   составить   предложения   с   полученными словами-определениями.

    • Игра «Отгадай, какое слово задумано»

    Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое внимание, мышление.

    Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инструментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cлове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав" тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

    Слова:  ножницы,   топор,   пила,   лопата,   иголка,   грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

    •  Игра «Назови слово»

    Цели:  совершенствовать  фонематические   процессы,   учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

    Ход игры.  Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с  обозначенными на них  гласными  звуками,  дети отгадывают название инструмента по схеме.

    _ И _А — пила

    И _ _ А — игла

    _ О _ — нож

    И       И — тиски

    _     __

                                                          

    • Загадки

    Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому   высказыванию   (толкование   загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

    Ход   игры.  Дети   сидят   полукругом  па   стульчиках.  На   столе раскладывается несколько инструментов.  О каждом инструменте воспитатель   загадывает   загадку,   а   дети   должны   отгадать,   о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

    Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

     

    Сам худ, а голова с пуд.  (Молоток)

     

    Скручена, связана,

    На кол посажена,

    А по улице пляшет.        (Метла)

     

    Маленького роста я,

    Наклонилась над рекой —

    Тонкая и острая.

    Уговор у них такой:

    Носом путь себе ищу,

    Обменяет ей река

    За собою хвост тащу.

    Окунька на червяка. (Иголка с ниткой)

                                         (Удочка)

     

    Кланяется, кланяется,

    Придёт домой —

    растянется.                (Топор)

     

    Конь стальной, хвост льняной.    (Игла с ниткой)

     

    Быстро грызёт,

    Мелко жуёт,

    А сама не глотает.                         (Пила)

                                                                                        

     

    • Текст для пересказа

    На верстаке лежит  дубовая доска.  Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это.

    Он   видит,   что   в   доске   скрыт   столик   на   острых   точёных ножках.

    Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз  в  жизни   строгал брусок.  Рубанок   полз   тяжело.  Дерево

    сопротивлялось.  Но как приятно чувствовать,  как рождается новая вещь.

                                                                                                                           По Э. Шиму

    Вопросы:

    Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.

    Что увидел в доске Алёша?

    Как началась работа?

    Почему Алёше было приятно?

     

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу