Главные вкладки

    Организация художественно-речевой среды в ДОУ. Устройство книжного уголка

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

    «Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.

           Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

           Только в «Уголке книги» воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги...» (Франс А).

           Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведенном для чтения.

            Цель «Уголка книги» - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.

    Устройство книжного уголка

           В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

           К устройству уголка предъявляется ряд требований:

    - удобное расположение — спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

    - хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

    - эстетичность оформления — уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

          В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо радом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления уголка.

         Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном: уголке можно подготовить детей к беседе о Москве: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

           Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

           В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5—7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. Периодичность замены книг также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.

           В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку. Воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с «Уголком книги», его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать в книге, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

    В книжном уголке должны быть 4 — 5 книг, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия (дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же), отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями — книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей.

           В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4—5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

           Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

        У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

           В «Уголок книги» помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

           Издания, помещаемые в «Уголок книги» должны быть знакомы детям.

           При оформлении Уголка книги предпочтение отдается следующим видам книг:

    -        книги элерманы (страницы сделаны из картона)

    -        книги игрушки (с движущимися частями, встроенными игрушками)

    -        книги-картинки

    -        книги с надувными страницами

    -        книги-подушки.

           В «Уголке книги» необходимо размещать книги из различных материалов (ткань, клеенка, картон, бумага). Помимо книг в книжном уголке младшей группы помещают отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания по темам:

    -        игрушки

    -        одежда

    -        домашние животные и их детеныши

    -        посуда

    -        предметы гигиены

    -        дикие животные

    -        овощи

    -        фрукты

    -        времена года

    -        погодные явления

    -        окружающая природа

    -        обувь

    -        мебель

    -        продукты и др

           Детям младшей и средней групп для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении книжного уголка для младшей группы особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю- Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками
    Е. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К.Чуковского с рисунками В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рисунками В. Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рисунками А. Пахомова и многие другие. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

           Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

           Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими.

           Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

           В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8—10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

         Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

         Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

        Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

         Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга — друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги. Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

         Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

          Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками — иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

           В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Т. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» (М., 1991).

           Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

           Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.

           «Уголок книги» старших групп формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).

           Примеры формирования «Уголка книги»:

    -        «Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»

    -        «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова

    -        Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.

    -        «Разные азбуки»

    -        Творчество А.С. Пушкина

    -        Народные детские песенки стран мира

    -        «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М.,

           Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)

    -        Тематический «Уголок книги» «Птицы»

    -        Народная сказка источник для авторской сказки

    -        Выставки детских журналов, издаваемых в одном регионе

    -        Сезонные изменения в природе

    -        «От книги к мультфильму» (произведения, положенные в основу мультфильмов)

    -        Детские журналы.

    -        «Мы художники – иллюстраторы» - выставка произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.

    -        «Домашняя библиотека» - выставка книг, принесенных детьми из дома.

           В книжную витрину одновременно помещается от 3-4 до 10-12 книг. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течении дня или недели. Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Так же в «Уголке книги» необходимо иметь папку для портретов писателей или художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки.

           Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются:

    -        наборы открыток

    -        самодельные детские книги

    -        детские рисунки и поделки

    -        разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художником альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова) или альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток или рисунков о труде, природе, о книгах того или иного писателя.

           Кроме того, в старших группах необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.

           Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Совместное общение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

         Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

           Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

    Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

           Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в «Уголке книги» должны быть представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно следует выставлять 2—3 сказочных произведения.

           Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому предложите книги о природе: о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. Вместе с ласточкой-береговушкой, героиней сказки В. Бианки «Лесные домишки», он путешествует от одного птичьего домика к другому, наглядно знакомясь с условиями обитания разных птиц. Благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота» дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

           На витрине должны находиться издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Например, после чтения на занятии рассказа Л.Толстого «Филиппок» поставим в «Уголок книги» издание с иллюстрациями А. Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филиппка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Таким он представлял себе Ломоносова в детстве. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.

           Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я.Маршака, С.Михалкова, А. Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть выставлены в «Уголке книги». Общение с этими произведениями не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

           Кроме того, в «Уголок книги» можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

    Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книжка на витрине? Нужны ли тематические выставки книг?

           Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулированный уже ранее принцип — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К.Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рисунками В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги составляет 2-2,5 недели.

           Воспитатели старших групп нередко устраивают тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную Тему. Это может быть выставка сказок А.Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Толстого, С.Маршака и др.

    Правила организации выставок книг

    • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).
    • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
    • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

    Правила работы в «Уголке книги»

    • Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.
    • При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.
    • Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.
    • При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.
    • Книги брать чистыми, сухими руками.

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой по курсу «Теория и методика развития речи детей»).