Главные вкладки

    Диагностика уровня речевого развития дошкольников 6 - 7лет ( Безрукова О.А., Каленкова О.Н.)

    Гольская Оксана Геннадьевна

          Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Учебно - методический комплект  диагностических методик речевого развития детей 6 - 7 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
     

    ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 - 7 ЛЕТ  (О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

    Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

           Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

           Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

           Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

           Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

    сформированность лексической системности;

    сформированность грамматической компетенции;

    сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и

    долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

           Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.

           Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

           Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

           Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

           В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

           Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

           ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

           Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

    Как тебя зовут?

    Сколько тебе лет?

    Как зовут твоих родителей (маму и папу)?

    Какой сегодня день недели?

    Какой день недели был вчера?

    Какой день недели будет завтра?

    Назови своих любимых сказочных героев.

    Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?

    Какие города ты знаешь?

    Какие деревья растут в лесу?

    Какие животные дают нам молоко?

    Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?

    Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или

    зимой?

    Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 14.

    Блок 1

           Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

           Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках.

    Рисунки:

    А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).

    Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).

    В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).

    Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).

    Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.

           Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

    Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

           Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

    Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).

    ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

           3адание 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:

    Корова — бык, курица — ? Утка — утёнок, лошадь — ?

    Птица — гнездо, пчела — ? Гвоздь — молоток, шуруп — ?

    Длинный — короткий, широкий — ?

           ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

           Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

    Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.

    Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

           Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:

    письменный стол — обеденный стол;

    деревянный стол — стеклянный стол;

    пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)

           ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

           Задание 7. Закончи предложения.

    Курам нужен курятник, а муравьям — …

    На гармони играет гармонист, а на балалайке — …

    Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …

    Двор убирает дворник, а часы чинит — …

    Белка живёт в дупле, а пчёлы — …

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

           Задание 8. Ответь на вопросы.

    Какие носки мы называем шерстяными?

    Какую шишку мы называем еловой?

    Какое платье мы называем бальным?

    Какую одежду мы называем домашней?

    Какой суп мы называем вермишелевым?

    Какой сок мы называем томатным?

    Какой торт мы называем ореховым?

    Какое дупло мы называем беличьим?

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

    Блок II

           Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

           Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

    Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

           Задание 10. Растолкуй значение слов:

    печник, коровник, виноградник, воротник;

    соусница, учительница, больница;

    водитель, зритель, победитель, выключатель.

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.

           Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

    Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек

           ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

           Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи:

    А. Какие букеты здесь нарисованы?

    Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз.

    Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

    Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

           3адание 13. Назови иначе.

    Образец: Хвост лисы — лисий хвост.

    Голова барсука — …

    Уши зайца — …

    Шерсть овцы — …

    Голова осла — …

    Хвост белки — …

    Грива льва — …

    Уши телёнка — …

    Лапы индюка — …

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.

           Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

    Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака — из-под стола .

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

           Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.

    Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.

    А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.

    Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана .

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

           Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

    Сахар — сахарница, масло — …

    Очки — очечник, мыло — …

    Трактор — тракторист, экскаватор — …

    Гитара — гитарист, скрипка — …

    Летать — лётчик, учить — …

    Носить — носильщик, строить — …

    Тигр — тигрица, заяц — …

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

           Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

    Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

    Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

    Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу

    Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

    Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

           ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

           Задание 18. Закончи предложения.

    Лена ходила в лес, чтобы …

    Автобус сломался, поэтому…

    Ребята ходили в цирк, который …

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

     

    Блок III

           Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

           Задание 19.

    А. Повтори слова и словосочетания:

    слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

    Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

           Задание 20. Повтори слоги:

    па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

           Задание 21.

    А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.

    Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг.

           ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

           Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

           Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

           Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.

    Паша принёс книгу в воскресенье?

    Паша принёс книгу в воскресенье?

    Паша принёс книгу в воскресенье?

           ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

           Задание 25. Дай утвердительные ответы на вопросы.

    Лена была вчера в школе? (Да, была.)

    Папа принес эти цветы? (Да, папа.)

    Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

    Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

           ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

     

    Блок IV

           Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

           Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

    Любопытная обезьяна

    Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

    Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

    Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

    Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

    Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

           Вопросы:

    Что охотники используют при ловле обезьян?

    Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?

    Какой кувшин используют при ловле обезьян?

    Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

           ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

           Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

    Картинки (даны вперемешку):

    Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.

    Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.

    Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.

    Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.

    Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.

           ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

    Максимальное количество баллов — 2.

           Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же).

    ОЦЕНКА: 2 балла:

    а)рассказ соответствует предложенному сюжету;

    б)в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

    в)тема раскрыта полностью;

    г)ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.

    1 балл:

    а)рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

    б)логическая последовательность событий не нарушена;

    в)в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

    г)ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

    О баллов:

    а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

    б)нарушена логическая последовательность событий;

    в)ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

    Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

           Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

    Сиротка

    Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

    Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

    Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

           ОЦЕНКА:

    2 балла:

    а)пересказ соответствует оригиналу;

    б)пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

    в)при пересказе используется вариативность речи.

    1 балл:

    а)пересказ частично соответствует оригиналу;

    б)пересказ содержит только основную информацию;

    в)используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

    О баллов:

    а)пересказ не соответствует оригиналу;

    б)нарушена смысловая организация текста;

    в)значительные трудности в языковом оформлении текста.

    Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»