Дидактический материал к лексической теме: " Новогодний праздник"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

             

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

  •        Рассказ о Новогоднем празднике

       Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа есть свои праздники, свои традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.

       А как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы де­тей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год ук­рашают елку? (Предположения детей.)

       Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стра­не, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задоб­рить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего пло­хого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажи­гали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украша­ли веточки других вечнозеленых растений - можжевельника или сосны.

       Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз - это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый год в других странах (в Америке, Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, сварли­вым, суровым Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но посте­пенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.

       А кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Сне­гурочка - это наша русская девочка, внучка Деда Мороза.

 

 

  •        Организация выставки картин в книжном (по изодеятельности) уголке:"Новогодняя сказка в каждом рисунке"

                                                                                                                                                                              

 

Новогоднии традиции.

 

 

Великий Устюг - Родина Деда Мороза.

 

В гостях у Деда Мороза. Приглашение в сказку.

 

Знаете ли вы об удивительном месте - почте российского Деда Мороза в Великом Устюге? Именно туда каждый год приходят многие тысячи писем от тех, кто искренне верит в Деда Мороза. Письма эти самые разные: большие и маленькие, с волшебными мечтами и обычными желаниями, с добрыми поздравлениями, рисунками, подарками Зимнему Волшебнику... А Помощники Деда Мороза внимательно и бережно помогают каждому письму найти свое место и как можно быстрее попасть в руки Доброго Зимнего Волшебника. Любит Дед Мороз письма читать. Кого-то похвалит, поблагодарит, а то и пожурить может за корысть и нерадение добрый, но строгий Волшебник. Ведь если ты к добру тянешься, будь добр и с другими! Тогда и мир станет добрее и счастливее вместе с тобой, ведь каждый добрый поступок - это маленькое Чудо!

 

Письмо Деду Морозу.

 

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

       Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года): елочная игруш­ка, подарки, Новый год, елка, шарик, гирлянда, фонарик, со­сулька, флажок, хлопушка, дождик, Дед Мороз, Снегурочка, по­здравлять, дарить, украшать, красивый, блестящий.

       Занятие 1

       Тема «Скоро праздник»

       Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, обучение согласованию личного местоимения «я» с гла­голом прошедшего времени I лица.

       Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов новогоднего праздника, игрушечная елка, маленькие елочные иг­рушки.

1. Оргмомент.

       Скоро будет праздник. В этот праздник из леса к детям приходит Дед Мороз и приносит свои подарки. Каждый ребе­нок получает подарок. Кто из вас знает, какой это праздник?

2. Беседа о предстоящем празднике.

       Новый год — это самый веселый, самый сказочный праз­дник. Во всех домах наряжают елку. Кто знает, как наряжа­ют елку? (Вешают игрушки.) Посмотрите на картинки (По­казывая картинки, педагог называет елочные украшения.)

3. Дидактическая игра «Украсим елку».

       На стол ставится игрушечная елка и коробочка с маленькими елочными украшениями. Детям предлагается украсить елку.

       Саша, возьми шарик, повесь его на елку. Что ты пове­сил, Саша? Лена, возьми хлопушку, повесь на елку. Что ты повесила, Лена? Какая красивая, нарядная елочка получи­лась! Как много на ней игрушек!

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

       Дети получают комплекты карточек, на которых изображены: хлопушка, шарик, фонарик, плюшевый мишка; сосулька (елочная игрушка), шарик, гирлянда, резиновый мяч; хлопушка, флажок, фонарик, плюшевый зайка. Им предлагается убрать лишнюю кар­точку.

5. Итог.

       Какой скоро будет праздник? Что наряжают на этот праз­дник? Какая елка?

 

       Занятие 2

       Тема «Подготовка к празднику»

       Цель: закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника, обучение согласованию качественного прилагательного с существи­тельным.

       Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов новогоднего праздника.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто приносит подарки детям на Новый год? Откуда при­ходит Дед Мороз?

2. Рассматривание украшенной елки.

       Дети рассматривают украшенную большую елку. Последователь­но внимание детей педагог обращается на отдельные елочные иг­рушки, задавая вопросы.

       Что это? Посмотрите, какой формы шарик? Какой еще шарик? Да, шарик блестящий, стеклянный. Он может раз­биться. Его нельзя ронять. Покажите, где еще висят шарики?

       Аналогично рассматриваются другие елочные игрушки.

3. Чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Машенька».

       Стали девочки в кружок, Стали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой елке. Наверху звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет елка, Пусть горит всегда!

4. Сравнение настоящей сосульки и сосульки — елочной игрушки.

       Детям предлагается для сравнения настоящая сосулька и сосуль­ка — елочная игрушка. Педагог последовательно выделяет общие и отличительные признаки, дает детям пощупать оба предмета.

       Эти сосульки бывают только зимой. Настоящую сосульку можно увидеть на крышах домов. Очень редко сосульки по­являются на деревьях (показывает соответствующую фо­тографию). Игрушечную сосульку можно увидеть только на новогодней елке. Настоящая сосулька тает, превращает­ся в воду. Игрушечная сосулька не тает, но ее можно раз­бить. Осколки разбитой сосульки острые, их опасно брать в руки, можно порезаться. Если с крыши упадет настоящая сосулька, она разобьется о землю, а ее осколки просто рас­тают. Их не надо убирать.

       Педагог просит детей самостоятельно сравнить настоящую сне­жинку и бумажную, ответив на вопросы.

       Настоящая снежинка тает? Бумажная снежинка тает? Где можно увидеть настоящую снежинку? (На улице.) Где мож­но увидеть бумажную снежинку? (На елке.)

5. Итог.

       На что похожа игрушечная сосулька? На что похожа бу­мажная снежинка?

 

       Занятие 3

       Тема «Новогодний праздник»

       Цель: закрепление в активной речи лексики по теме, закрепле­ние употребления грамматически правильных форм слов в автома-тизированой речи.

       Оборудование: картина «Новогодний праздник в детском саду».

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Догадайтесь, о каком празднике я говорю: «Этот празд­ник бывает только зимой. Все люди наряжают елку. Прихо­дит Дед Мороз и приносит детям подарки».

2. Рассматривание картины «Новогодний праздник в детском саду».

       Сначала педагог обращает внимание детей на елку, просит само­стоятельно описать ее. Затем дети рассматривают Деда Мороза и Снегурочку и подарки, которые они принесли. После этого педагог обращает внимание на детей в карнавальных костюмах и просит назвать персонажей, которых они изображают.

3. Рассказывание стихов к новогоднему празднику.

       Когда приходит Дед Мороз, он не просто дарит подарки. Он дарит подарки, когда дети рассказывают стихи или поют пе­сенки. Вспомните, какие стихи вы выучили для Деда Мороза.

       Дети рассказывают стихи.

4. Итог.

       Дети прослушивают запись новогодней песенки.

 

Тематический цикл «Новогодний праздник»  для детей 4- 5 лет

(четырнадцатая неделя)

       Дети должны усвоить: особенности праздника (бывает зимой; приходит Дед Мороз со Снегурочкой; наряжают елку).

  •         Лексико-грамматические игры и упражнения

        «Какая елочка ?» Подбор определений к слову елочка (маленькая, зеленая, настоящая или искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая).

       «Нарядим елочку». Составление предложений.

Логопед раздает детям игрушки, которые они вешают на елку.

Я вешаю на елочку шишку.

Я вешаю на елочку шарик.

Я вешаю на елочку картинку.

Я вешаю на елочку зайчика.

Я вешаю на елочку конфетку. И так далее.

       «Игрушки собираются на новогодний праздник». Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с.

       Зачин логопеда:

Наши игрушки на праздник идут,

Построим их парами — они ждут!

       Дети строят игрушки парами и комментируют:

Мишка пойдет с зайчиком.

Кукла пойдет с куклой.

Робот пойдет с Петрушкой. И так далее.

       «Подарки от Дедушки Мороза». Усвоение глаголов будущего времени.

       Зачин логопеда: «Дед Мороз придет и подарки принесет». Далее каждый ребенок рассказывает, что ему на праздник подарит Дед Мороз.

       Чтение с выЧражением стихотворения «Елочка».

Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

—В лесу.

Что ты видела?

            Лису.

            Что в лесу?

            Морозы,

            Белые березы,

            Волки да медведи

            Вот и все соседи.

А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.    М. Ивенсен

  •        Развитие связной речи

       Рассказ «Елочка». Закрепление знаний детей по теме.

       Логопед вместе с детьми подходит к наряженной елочке и составляет рассказ.

       «Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много веточек. На ветках вися игрушки. Кто повесил игрушки на елочку? (Дети). Кто какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А какие игрушки висят посередине? Наша елочка какая? (Нарядная, красивая)».

  •        Сенсорное развитие

       «Составь елочку». Усвоение понятий верхний, нижний, средний.

       Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они собирают елочку.

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Слово ты договори и все вместе повтори».

Вот она — елка, на елке... {иголки).

Елочка высока, достает до... {потолка).

Дед Мороз придет и подарки... (принесет).

 Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе... (нос).

 Вот пришла девчурка — из снега... (снегурка).

Бабу снежную лепили и вокруг нее... (ходили).

  •        Физкультминутка -логоритмика

       Импровизация движений в такт стихотворения.

Мчусь как ветер на коньках,

Разгорелись ушки...

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке —

Раз-два,

Вот и поскользнулся...

Раз-два,

Чуть не кувыркнулся.

С. Черный

 

  •        Просмотр детьми мультфильмов, организация воспитателем беседы по содержанию

 

Фиксики- Гирлянда

 

Как Новый год на свет появился.

Жила-была девочка. И так ей зима надоела, что она загадала желание чтобы зимы никогда не было!
А что будет дальше, смотрите уже сейчас!

 

  •        Рассказ воспитателя про ёлочные игрушки с использованием просмотра видеофильмов

 

Ёлочные игрушки.

Елочные игрушки - неизменный атрибут Нового года наряду с елкой и Дедом Морозом. Яркие, блестящие, разных форм и расцветок елочные игрушки доставляют огромную радость детям. О процессе изготовления елочных игрушек — в познавательном фильме.

 

Музей "Фабрика ёлочных игрушек"

Музей под названием «Фабрика ёлочных игрушек» был создан в противовес безвкусице и однообразию ёлочных украшений из супермаркетов. Музейная коллекция даёт представление детям и их родителям о том, как на самом деле выглядят красивые эксклюзивные игрушки... Но изюминка музея в его интерактивности и сказочности!

 

История ёлочных игрушек.

 

Ватные ёлочные игрушки.

Мы будем делать елочные игрушки из ваты. А научит нас Марина Ерманок - учитель начальных классов.

 

 

Тематический цикл «Новогодний праздник» для детей 5-7 лет

(четырнадцатая неделя)

       Беседа

       Значение Нового года; его персонажи.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с су­ществительными .

       Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и гово­рит детям:

К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).

К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки).

К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки).

       К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, ку­кол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лиси­чек, роботов и т. п.).

       «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме бу­дущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

       На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружить­ся — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — по­пою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — по­катаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).

  •        Физкульминутка-логоритмика

    Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

       Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

  •        Развитие связной речи

       «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения.

       Логопед раздает детям сюжетные картинки о зиме и пред­лагает ответить на вопрос: «Что будет после этого?»

  •        Уточнение артикуляции и произношения звука [г]. Буква Г

       Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью задней части языка).

   «Назови слово». На доске — картинки, в названии которых есть звук [г]. Дети называют их и определяют место зву­ка в слове.

   «Один — много». Знакомство с «младшим братцем» звука [г] —мягким звуком [г'].

       Утюг — утюги, пирог — пироги, нога — ноги, книга — кни­ги, бумага — бумаги, дорога — дороги, флаг — флаги, носо­рог — носороги.

       Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией.

«Пропал звук»

       Снег — снежок, стог — стожок, пирог — пирожок, сапог — са­пожок, круг — кружок, берег — бережок, рог — рожок, флаг — флажок.

    Игра с мячом. Деление слов на слоги (словарь по изу­чаемой теме), закрепление умения измерять протяженность слов.

«Кто с чем играет?» Дифференциация звуков [г] и [г'].

       На доске — картинки: гармошка, книга, попугай, гном, гру­зовик; гитара, гиря, бегемот, флаги, книги. Дети должны уга­дать, с чем играет Галя, а с чем играет Гена.

   Игру можно проводить и без картинок.

     «Звук потерялся». Логопед произносит 6—8 предложений, в каждом из которых в одном слове пропущен звук [г] или [г']. Дети называют звук и слово, а затем повторяют предло­жение целиком.

       Зимой много сне...а. На столе лежит цветная бума...а. Се­режа хорошо играет на ...итаре. У Наташи интересная кни...а. На лугу пасутся ...уси. Витя поднимает тяжелую ...ирю. Таня любит играть на ...армошке. И т. д.

     Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

Логопед. Куда «смотрит» буква Г? (Вправо.)

Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, гы, гда и т. д.

    Чтение слов: гуси, гусак, губа, губы, когти, гости, сапоги. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.

«Живые буквы» (губа, гуси).

    Чтение слов по карточкам.  Слова составлены из пройденных букв.

    Составление слова бумага и его графической схемы. Уп­ражнение с разрезной азбукой.

    Составление, чтение и анализ предложений: «Вот гусак. У кошки когти. У папы сапоги».

 

  •        Рассказ воспитателя (просмотр видеофильмов) о новогодних традициях в разных странах

 

Новый Год-самый популярный праздник в мире! А хотите узнать как Новый Год празднуют во Вьетнаме, Непале, Колумбии, Эквадоре, Мадриде, Шотландии, Италии, Судане и Гватемале? Тогда вам сюда!

 

  •        Рассказ воспитателя (просмотр видеофильмов) о том как праздновали НОВЫЙ ГОД славяне

Как праздновали Новый Год славяне

 

История праздника.

  •        Продуктивная деятельность. Изготовление новогодних игрушек

 

Новогодние игрушки из ваты.

 

Зайка

Новогодний сапожок Деда Мороза.

 

  •        Картинки - раскраски. НОВЫЙ ГОД

                                                                                                                                                                      

  •        Картинки - раскраски. НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ

                                                                                                                                                                      

  •        Картинки - раскраски. НОВЫГОДНЯЯ ЁЛКА

                                                                                                                                                                      

  •         Картинки - раскраски. НОВЫГОДНЯЯ СКАЗКА

                                                                                                                                                                       

 

Новогодние стихи для самых маленьких деток 2-3 лет

Дед Мороз несет игрушки,

И гирлянды, и хлопушки.

Хороши подарки,

Будет праздник ярким!

* * *

Дед Мороз, хоть старенький,

Но шалит, как маленький:

Щиплет щеки, нос щекочет,

Ухватить за уши хочет.

Дед Мороз, в лицо не дуй,

Хватит, слышишь,

Не балуй!

* * *

Добрый дедушка Мороз

Мне щенка в мешке принес,

Но какой-то странный дед,

В шубу мамину одет,

А глаза его большие

Как у папы голубые.

Это папа, я молчу,

Втихомолку хохочу,

Пусть позабавляются,

Может сам признается.

* * *

Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

И хлопушки с бахрамой.

Мы похлопали в ладоши,

Встали дружно в хоровод...

Наступил такой хороший

И счастливый Новый год!

* * *

Елка новогодняя в комнате стоит

И, блестя игрушками, с нами говорит.

Вспоминает елочка с грустью зимний лес,

Полный звонких песенок, сказок и чудес.

Елка новогодняя, не грусти ты зря, -

Мы твои веселые, верные друзья.

Так сверкай же радугой праздничной для нас,

Будь счастливой, елочка, как и мы сейчас!

* * *

Зайчик умывается,

На елку собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик,

Стал он франтик.

* * *

Закружился хоровод,

Льются песни звонко.

Это значит - Новый год,

Это значит - елка!

* * *

Засверкай, огнями елка,

Нас на праздник позови!

Все желания исполни,

Все мечты осуществи!

* * *

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

* * *

Здравствуй, праздничная ёлка!

Ждали мы тебя весь год!

Мы у ёлки новогодней

Водим дружный хоровод!

* * *

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

* * *

На ёлочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи и смешные лягушки,

Смешные медведи, смешные олени,

Смешные моржи и смешные тюлени.

 

Мы тоже немножко в масках смешны,

Смешными мы Деду Морозу нужны,

Чтоб радостно было, чтоб слышался смех,

Ведь праздник сегодня веселый у всех!

* * *

Наша елка высока,

Наша елка велика,

Выше мамы, выше папы,

Достает до потолка.

* * *

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Пахнет свежестью лесной

От пушистой ели.

* * *

Новый год пришел! Ура!

Ты — как белый снег —

Праздник мира и добра

Раздели на всех!

Горе и печаль — развей!..

Вновь до января

По Земле лети резвей,

Счастье нам даря!

* * *

Новый год я ждал давно,

На снежинки дул в окно

Во дворе растущей елке

Снегом посыпал иголки.

Если стукнет Дед Мороз,

Не замерзнет ёлкин нос.

* * *

Пусть в окошко постучится

В полночь добрый Новый год,

Всем мечтам поможет сбыться,

Счастье, радость принесёт!

* * *

Смотрит ежик в небеса:

Это что за чудеса?

В небе ежики летают,

А возьмешь в ладошки - тают.

Ёжики-ежинки

Белые снежинки.

* * *

Снег в лесу закутал елку,

Спрятал елку от ребят.

Ночью елка втихомолку

Пробежала в детский сад.

А у нас в саду веселье,

Пляшет шумный хоровод.

Под молоденькой елью

Мы встречаем Новый год!

* * *

Снег идёт, снег идёт!

Значит, скоро Новый Год!

Дед Мороз к нам придёт,

Всем подарки принесёт!

* * *

Старый Дедушка Мороз

С белой бородою,

Что ребяткам ты принес

На праздник новогодний?

Я принес большой мешок,

В нем игрушки, книжки,

Пусть встречают — хорошо

Новый год детишки!

* * *

У этого дедушки много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает,

За пальцы хватает, за ушки дерет.

Но вечер счастливый приходит в году -

Сердитого дедушку в гости я жду.

Подарки приносит и добрый на вид,

И все веселятся - никто не ворчит.

* * *

Что за чудо, чудо-ёлка

Все зелёные иголки,

В бусинках и шариках,

В жёлтеньких фонариках!

* * *

Шубка, шапка, рукавички.

На носу сидят синички.

Борода и красный нос -

Это Дедушка Мороз!

* * *

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я - главная.

* * *

К нам пришел Дед Мороз

Будем веселиться,

Будем петь и плясать,

С музыкой кружиться.

***

Елочка, ты елка,

Елка просто диво,

Посмотрите сами,

Как она красива!

***

Праздник мы встречаем.

Елку наряжаем,

Вешаем игрушки.

Шарики, хлопушки.

***

Елочка, елочка,

Вот она какая,

Стойная, красивая,

Яркая, большая.

***

Дед Мороз танцует с нами,

Веселит сегодня всех,

И под елкой раздаются

Прибаутки, шутки, смех!

***

Елку в праздник нарядили

Весело до слез!

Кто подарки нам приносит?

Это Дед Мороз!

***

Я веселый Дед Мороз,

К вам пришел сегодня,

Я подарки вам принес

В праздник новогодний!

Крикнем громко все УРА!

Подарки раздавать пора!

***

Засверкай огнями, елка,

Нас на праздник позови,

Все желания исполни,

Все мечты осуществи!

***

Краснощёкий и плечистый

Добрый дедушка Мороз!

Всё украсил в снег пушистый

И подарочки принёс!

***

Кто пришел?

Что принес?

Знаем мы:

Дед Мороз,

Дед седой,

С бородой,

Он наш гость дорогой.

Он нам елку зажжет,

С нами песни споет.

***

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он - Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

***

Праздник мы встречаем,

Елку наряжаем,

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки.

***

За окном снежинок стая,

Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым,

Мы встречаем Новый год.

***

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках – снежок!

***

Из-под ёлочки мохнатой

Машет лис пушистой лапой:

«Вот он – Дедушка Мороз!

Он и снег с собой принёс!»

***

Мама елку украшала,

Аня маме помогала;

Подавала ей игрушки:

Звезды, шарики, хлопушки.

***

Короткие стихи:

Елка наряжается –

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

***

Выбрал папа елочку

Самую пушистую.

Елочка так пахнет –

Мама сразу ахнет!

***

Скоро, скоро Новый год!

Скоро Дед Мороз придёт.

Он подарки нам разносит

И стихи читать нас просит.

***

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Здравствуй, здравствуй.

Новый год! Ты такой хороший!

***

Скоро Дед Мороз придет,

Нам подарки принесет,

Яблоки, конфеты,

Дед Мороз, ну где ты?

***

Дед Мороз идёт на праздник

В красной шубе, в валенках,

Он несёт с собой подарки

Для детишек маленьких!

***

Новый год – карнавал,

Серпантин - яркий свет,

Даже взрослым прислал

Он из детства привет!

 

«Вот он – Дедушка Мороз!

Он и снег с собой принёс!»

***

Мама елку украшала,

Аня маме помогала;

Подавала ей игрушки:

Звезды, шарики, хлопушки.

***

Елка наряжается –

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

***

Выбрал папа елочку

Самую пушистую.

Елочка так пахнет –

Мама сразу ахнет!

***

Скоро, скоро Новый год!

Скоро Дед Мороз придёт.

Он подарки нам разносит

И стихи читать нас просит.

***

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Здравствуй, здравствуй.

Новый год! Ты такой хороший!

***

Скоро Дед Мороз придет,

Нам подарки принесет,

Яблоки, конфеты,

Дед Мороз, ну где ты?

***

Дед Мороз идёт на праздник

В красной шубе, в валенках,

Он несёт с собой подарки

Для детишек маленьких!

***

Новый год – карнавал,

Серпантин—яркий свет,

Даже взрослым прислал

Он из детства привет!

 

 

Мультфильм по мотивам пьесы А.Островского на музыку Римского-Корсакова о Снегурочке, дочке Мороза и Весны, которой скучно жить в родном тереме и попросила она у родителей разрешения жить с людьми. Опасается Дед Мороз, что Снегурочка влюбится и тогда гибель ее неизбежна. Но поддавшись уговорам Весны и Снегурочки, разрешил дочке пожить с людьми....

 

Двенадцать месецев

 

  •        Набор дидактических игр для закрепления лексической темы - НОВЫЙ ГОД

                                                                                                                                                                            

 

  •         Дидактическая игра "От слова к рассказу. НОВЫЙ ГОД"

       Задачи: формировать у детей представления об окружающем мире, воспитывать  навык самостоятельного связного монологического высказывания, стимулировать ответ на вопрос полной, грамматически правильной фразой, учить соблюдать темп, ритм и плавность речи при самостоятельном ответе. Расширять лексический запас, уточнять словарь прилагательных и глаголов, совершенствовать зрительно - пространственное восприятие, произвольное внимание, временные представления.

В Новый год приходят Дед Мороз со Снегурочкой и раздают детям подарки.

- Кто приходит в Новый год?

- Когда приходят Дед Мороз со Снегурочкой?

- Зачем приходят Дед Мороз со Снегурочкой?

- Кому Дед Мороз раздает подарки?

 

 

Наступает Старый Новый год!
Всем желаю счастья и удачи,
Долгих лет, здоровья и добра.
Пусть скорей уходят незадачи.
Поздравляю с праздником я вас!
Гладкой жизни будет пусть дорога.
Старый Новый год пусть принесет
Радость и улыбок очень много.

Источники

       Л. Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.

 

 

       Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").

                                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факты из истории Нового Года

Каждый из нас не понаслышке знает, что такое «Новый год». Это украшенная игрушками и мишурой елка, дед мороз со снегурочкой, бокалы шампанского, баночка красной икры из заначки, поздравительные открытки от дальних родственников и друзей и, конечно же, такие длинные новогодние каникулы!

Но почему все именно так, а не иначе? Чем наивнее вопрос, тем обычно сложнее на него сходу ответить. Попробуем?

1. Почему в Новый Год под бой курантов принято поднимать бокалы с шампанским?

Мода на этот напиток пошла благодаря российским дворянам, для которых шампанское было единственным благородным напитком. Оно было незаменимым на банкетах и светских приемах, таким образом став олицетворением праздника. А за звон хрустальных бокалов нужно сказать спасибо Александру II, который не только придумал, но и ввел эту традицию.

2. Кто такой Дед Мороз?

Существует несколько версий происхождения этого красочного персонажа:

По одной из них русский Дед Мороз — это плагиат на западного Санта Клауса. Последний произошел от образа святого Николая Мирликийского, который помогал беднякам и их детям, подкладывая по ночам монеты в сушившиеся у огня носки.

По другой версии за Деда Мороза нужно сказать спасибо нашим братьям славянам, которые до принятия христианства почитали духа Мороза, повелителя зимней стужи в образе вредного старика. Его задабривали хороводами с песнями и едой у порога, дабы в гневе Мороз не уничтожил посевы и не заморозил жилище.

3. В лесу родилась елочка, в лесу она жила… А кто автор этих строк?

В 1903 году текст детской песенки появился в московском журнале «Малютка» с подписью «А.Е.», псевдоним писательницы Раисы Кудашевой. Слова стихотворения на музыку положил музыкант-любитель, а по совместительству еще и агроном, Леонид Бекман, сделав приятный подарок на Новый Год своей двухлетней дочери — Вере. Так и пошла новогодняя песенка гулять по стране, а имена ее авторов с годами забылись.

В связи с этим родилась такая байка, будто в середине прошлого века в Союз писателей пришла пожилая женщина и попросила принять ее в ряды членов союза. Сотрудники попросили показать ее произведения, на что женщина сказала: «Я написала только один стишок» и под снисходительные улыбки очевидцев протянула ветхую страницу журнала «Малютка». Раису Кудашеву, а именно так звали пожилую женщину, в тот же день приняли в ряды Союза писателей.

4. Почему принято наряжать елку?

Первое письменное свидетельство об украшении елки датировано 1605 годом, в котором жители Страсбурга (Германия) наряжали в своих домах еловые деревья бумажными розами, яблоками, вафлями и фольгой.

В России этот красивый немецкий обычай первый раз упомянут в приказе Петра I, изданном в канун 1700 г. о переносе Нового года на 1 января. Приказ гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых».

Непосредственно в домах елку стали ставить в Новый Год в Петербурге, начиная с 1830-х годов. В то время петербургская знать, увлекшись немецкой литературой, поспособствовала распространению этой традиции.

5. Что такое Старый Новый Год и зачем он нужен?

Старый Новый Год — тот же Новый Год, но отмечаемый по юлианскому календарю, а именно в ночь с 13 на 14 января.

Его отмечают не только в России, но и в Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

Данный праздник не упразднен, в первую очередь, из-за православных христиан, которые с 28 ноября по 6 января соблюдают Рождественский пост, запрещающий почти все радости Нового Года.

6.Почему Новый Год принято взрывать петарды, хлопушки и фейерверки?

Данная традиция имеет тысячелетнюю историю и придумана в Китае, в которой бедные граждане вынуждены, согласно традиции, слушать в течение всего первого дня Нового Года непрекращающиеся взрывы петард и фейерверков.

Считается, что в канун Нового Года изгнанные из различных мест злые духи ищут себе пристанище, чтобы на протяжении всего следующего года причинять хозяевам разные беды. Так что шум при встрече Нового Года способен отогнать злых духов от вашего порога!

7. Кем приходится Снегурочка Деду Морозу?

В пьесе А.Н. Островского Снегурочка произносит: «У матери Весны возьму немножечко сердечного тепла…» Изначально Снегурочка являлась дочкой Деда Мороза от Весны-красавицы. Но в 1937 году все перевернулось, когда на празднике елки в московском Доме Союзов Снегурочка по ошибке задекларировала себя именно как внучка Деда Мороза, всячески помогая ему раздавать подарки и развлекать детей.

С тех пор в сознании советских детей и их родителей Снегурочка так и осталось внучкой.

8. Зачем лепить снеговиков?

На Руси в старину мужчин-снеговиков почитали как духов зимы и возносили к ним просьбы о помощи.

По версии европейской сказки снеговичок был сделан из шоколада. Маленький мальчик Тим вынес его на улицу, чтобы тот полюбовался снегом и посмотрел на разные зимние забавы. Так снеговичок остался на улице и со временем покрылся снегом, превратившись в известного нам снеговика.

9. Почему бенгальские огни называются бенгальскими?

Вещество, которое при сжигании дает яркий и искристый огонь, изобрели древние пиротехники Бенгалии (часть Индии), расположенной вдоль Бенгальского залива. Отсюда и пошло название «бенгальский огонь».

Откуда именно и почему пошла традиция зажигать их на Новый Год, доподлинно неизвестно. Но наряду с хлопушками и фейерверками бенгальские огни до сих пор остаются веселой и зрелищной традицией этого праздника.

10. Откуда к нам пришла мода на новогодние открытки?

Обычай обмениваться открытками к Новому Году возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул в 1843 году. После чего он попросил своего друга Джона Герсла нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне было сделано 1000 экземпляров открытки. С тех пор обычай отправлять поздравительные новогодние открытки завоевал весь мир.

Источник: журнал «Мурана»