Главные вкладки

    Технологии развития фонематического слуха

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонемати­ческого слуха уделяется большое внимание. В исследова­ниях Н.С. Баренцевой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. выделяются основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.

           На фонетическом уровне:

    1) восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи;

    2) развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

    3) формирование слухового контроля за качеством соб­ственного произношения;

    4)создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

           На фонологическом уровне:

    1)развитие дифференциации фонем;

    2)развитие фонематического анализа и синтеза.

           Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

    1.Развитие распознавания неречевых звуков.

    2.Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

    3.Формирование фонематического восприятия.

           На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлоп­ков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и вос­произведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигна­лов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.

           Можно предложить следующие упражнения.

           «Где позвонили?» Для этой игры нужны колоколь­чик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комна­ты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.

           «Кто это?» Взрослый держит в руке несколько кар­тинок с изображением животных и птиц. Ребенок на­угад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не ви­дели, какую именно он вытянул.

    Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригина­лом — картинкой.

     

    Звуки транспорта.

     

    Звуки животных.

     

    Звуки музыкальных инструментов.

     

    Звуки бытовых приборов.

     

    Звуки, которые издаёт человек.

           «Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раздва, раз-два, начи­нается игра!»

           «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

           «Петух, наседка и цыплята». Папа — петух, мама — наседка, ребенок — цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. Три постукивания — пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?

           «Продавец и покупатель». Для этой игры потребу­ются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Мож­но взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коро­бочек он находится. Коробочки не открываются, а про­сто встряхиваются.

           «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелис­тывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет пред­метом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

           «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от иг­рушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

           «Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно зву­чанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — пол­ным шагом, под более громкий — бежит. А теперь са­мое время поменяться ролями, верно?

           «Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом про­изведен звук.

     

    Дидактическая игра "Чей звук"?

     

     

           На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

    -различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

    -отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

    -узнавание по беззвучной артикуляции гласных зву­ков. Работу начинаем с уточнения артикуляции глас­ных звуков. Гласный звук выделяем на основе зву­коподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыб­ку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произно­сим с интонированием, затем с естественной артику­ляцией и интонацией;

           «Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается;

           «Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязан­ными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

    Вот лягушка по дорожке

    Скачет, вытянувши ножки,

    Увидала комара, закричала...

           Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал;

    -дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол и т. д., выделить слог (ис­пользуя слоги различные по структуре СГ, ГС, СГС. ССГ, ГСС, СГСС), слово с заданным звуком отхлопыванием или повторением, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!» и т.д. );

    -определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;

    -определение места звука в ряду (в начале, в середи­не, в конце);

    -определение последовательности звуков в ряду;

    -воспроизведение артикуляции и самих звуков, про­изнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;

           -«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком кар­тинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и дру­гие). За каждое названное слово дается поощритель­ное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произне­сения;

           -определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

           -«Рассели картинки по домикам». На доске — доми­ки одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по ко­личеству слогов расселяют картинки в домики;

           -«Поезд». Детям предлагается макет поезда: парово­за и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов;

           -«Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрос­лый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове за­данный звук есть, ребенок поднимает красный кру­жок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ро­лями во втором туре;

           «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

           -выделить первый слог из названий картинок, запи­сать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать;

           -определить пропущенный слог в названии картин­ки: ...ва,до...га,ра...та;

           -составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз,ро, па; ка, мар;

           -повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;

           -«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого дет­ского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавли­вает» удочкой разные картинки, называет их, опре­деляя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив оп­ределить место заданного звука в названии картин­ки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

           -выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;

           -по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;

           -придумать слова с двумя или тремя слогами;

           -«Кто внимательнее». Взрослый показывает картин­ки и называет их. Ребенок внимательно вслушива­ется и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, ме­дуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не за­будьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это воз­можно;

           -придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом са;

           -придумать слово с определенным слогом в конце сло­ва, например со слогом на;

           -определить количество слогов в названиях картинок;

           -поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;

           -по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;

           -составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;

           -изменить порядок звуков в слоге. Назвать получен­ный слог. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Напри­мер: ку-ук, на-ан и т. д.;

           -составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.;

           -«Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ре­бенку, что каждое слово можно «отстучать» или «от­хлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо на­зывает слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

           -«Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

           -«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он пред­лагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

           -записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

           Так как фонематическое восприятие — это умствен-I действие по дифференциации фонем и установлению нового состава слова, то на третьем этапе вводятся выражения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

           -анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т.д.);

           -узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухо - произносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);

           «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, кото­рые начинаются на гласный [а], [о], [у];

           «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому зву­ку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

           Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, кар­тинка с изображением астры закрывается буквой А;

           -подбор названий животных, птиц, насекомых, посу­ды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., кото­рые начинаются на заданный звук;

           -выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

           -по сюжетной картинке назови слова, которые начи­наются с данного звука;

           -упражнение «Скажи наоборот». Например: кость гость, сайка зайка, цвет свет;

           -лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепест­ки с изображениями различных предметов. Из пред­ложенных лепестков дети выбирают только те пред­метные изображения, названия которых начинают­ся с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка;

           -упражнение «Впиши букву». Дети вписывают бук­ву в схему слова под картинкой;

           -отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;

           -определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);

           -составить слова различной звуко-слоговой структу­ры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;

           -восполнить пропуски букв в словах (количество про­пущенных букв варьируется в зависимости от уров­ня подготовки ребенка)са..лет, с...це, соба..;

           -подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);

           -добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па пар, пары, парад, паруса; ко кот, козы, кошка, корова);

           -подобрать слова на каждый звук, составляющий ис­ходные слова.

           -преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот крот, мех смех, Оля Коля, дочка удочка и т. д.; в кон­це слова: шар шарф, бок бокс, стол столб, лис лист, лиф лифт; цепочка слов: жи ежи ужи лужи ложи ножи моржи; перестанов­ка звуков: кочка дочка, кот кто, роза коза, почка точка, дар рад, сон кон;

            -образовать из звуков данного слова возможно боль­шее количество новых слов (машинка Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);

           -образовать цепочки слов так, чтобы каждое после­дующее слово начиналось с последнего звука преды­дущего;

           -составить графическую схему предложения и слова:

     

    предложение

     

    слово

    — —   — —   —  —

    слоги звуки

           -вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписы­вают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют полу­чившееся слово (книга);

           -разгадать ребусы;

           -разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их назва­нии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;

           -отделение слов от псевдо слов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол...), на других псевдо слова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям...). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдо словами — в другую. Это упражнение по­могает сочетать побуквенный анализ слова с его смыс­ловой оценкой;

           -упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагают детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: лужа, ложка, ручка, майка, лампа, полка, ладошка, вата:

    л________________а

    л________________а

    л________________а

     

    Новые способы формирования фонематического слуха.

     

    Игровые приёмы в развитии фонематического слуха.

        

           Литература.

    Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).

     

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.